Контрольно-счетная палата Чувашской РеспубликиОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

04. Отчет о результатах проверки целевого и эффективного использования средств бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Рес­публики, за 2009-2010 годы

Утверждаю:

Председатель

Контрольно-счетной палаты

Государственного Совета

Чувашской Республики

Л. Лаврентьев

30 марта 2011 года

 

 

Отчет

о результатах проверки целевого и эффективного использования средств бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Рес­публики, за 2009-2010 годы.

 

Основание для проведения проверки: план работы Контрольно-счетной палаты Государственного Совета Чувашской Республики на 2011 год (пункт 1.3.6).

Цель проверки: проверить целевое и эффективное использование средств бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Рес­публики, за 2009-2010 годы (далее - ТФОМС).

Предмет проверки: нормативные правовые и другие документы, подтверждающие выделение и использование средств бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Рес­публики.

Объекты проверки: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Чувашской Рес­публики.

Срок проведения проверки: с 19 января по 11 марта 2011 года.

 

Результаты контрольного мероприятия:

 

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Чувашской Республики создан Постановлением Президиума Верховного Совета Чувашской Республики от 24.06.1993 №1323 «О фонде обязательного медицинского страхования Чувашской Республики». ТФОМС является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением.

ТФОМС является юридическим лицом, осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Положением, утвержденным Постановлением Государственного Совета Чувашской Республики от 01.10.1997 №804(с изменениями от 7 сентября 2001 года, 28 января, 11 ноября 2005 года) (далее - Положение). Данным Положением определены основные задачи ТФОМС.

Финансовые средства ТФОМС находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других Фондов и изъятию не подлежат.

 

1. Проверка полноты отражения доходов бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики за 2009 - 2010 годы.

 

Законом Чувашской Республики от 07.10.2008 №50 «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» (далее по тексту - Закон о бюджете ТФОМС на 2009 год) доходы утверждены в сумме 3 603 610,4 тыс. рублей.

В 2009 году доходы бюджета ТФОМС исполнены в сумме 3 706 029,0 тыс. рублей, что на 102 418,6 тыс. рублей (на 2,8%) больше предусмотренного законом. В 2009 году доходы ТФОМС сложились за счет следующих источников: налоговые и неналоговые доходы в сумме 840 651,1тыс. рублей и безвозмездные поступления - 2 865 377,9 тыс. рублей, из них: средства из республиканского бюджета Чувашской Республики на сумму 1 095 748,9 тыс. рублей и средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее по тексту - ФФОМС) на сумму 1 769 629,0 тыс. рублей.

В соответствии с Законом Чувашской Республики от 09.12.2009 №72 «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» (далее по тексту - Закон о бюджете ТФОМС на 2010 год) доходы утверждены в сумме 4 541 964,0 тыс. рублей. Кассовое исполнение за 2010 год составило в сумме 4 622 083,0 тыс. рублей (на 101,8%), в том числе налоговые и неналоговые доходы в сумме 972 428,2 тыс. рублей и безвозмездные поступления - 3 649 654,8 тыс. рублей, из них: средства ФФОМС на сумму 1 468 281,8 тыс. рублей; средства из республиканского бюджета Чувашской Республики - 1 199 653,7 тыс. рублей и прочие безвозмездные поступления от республиканского бюджета Чувашской Республики (безвозмездные поступления от бюджетов городских и муниципальных округов по осуществлению одноканального финансирования учреждений здравоохранения через систему обязательного медицинского страхования) - 981 719,3 тыс. рублей. Фактический объем безвозмездных поступлений за 2010 год превысил законодательно предусмотренные объемы на 6 950,8 тыс. рублей (на 0,2%)

Реально доходы бюджета фонда за 2010 год составили 4 622 477,3 тыс. рублей. Расхождение на 394,3 тыс. рублей связано с особенностями бюджетного учета возвратов остатков целевых средств прошлых лет.

В доходы бюджета ТФОМС за 2009 - 2010 годы перечислены средства ФФОМС в объемах, определенных Федеральными Законами о бюджетах Федерального фонда обязательного медицинского страхования на соответствующие финансовые годы.

 

2. Целевое и эффективное использование средств, полученных из Федерального фонда ОМС и республиканского бюджета Чувашской Республики на финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования.

 

 В 2009 году на выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее по тексту - терпрограмма ОМС) в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования при предусмотренном Законом о бюджете ТФОМС на 2009 год финансировании в сумме 3 284 419,2 тыс. рублей, кассовые расходы составили 3 403 560,4 тыс. рублей, или исполнено на 103,6%. Дополнительные расходы в объеме 119 141,2 тыс. рублей произведены за счет дополнительных налоговых и неналоговых доходов бюджета ТФОМС, в соответствии со статьей 6 вышеуказанного Закона о бюджете ТФОМС на 2009 год в сумме 52 716,6 тыс. рублей и дополнительных дотаций из бюджета ФФОМС в сумме 66 424,6 тыс. рублей.

В 2009 году расходы на выполнение терпрограммы ОМС сформированы за счет следующих источников: дотаций бюджета ФФОМС на выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования в сумме 1 540 992,9 тыс. рублей; трансфертов бюджету ТФОМС из республиканского бюджета Чувашской Республики на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей) - 895 510,1 тыс. рублей; межбюджетных трансфертов на реализацию территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи - 132 900,0 тыс. рублей, восстановленных из республиканского бюджета Чувашской Республики средств на обязательное медицинское страхование согласно распоряжению Кабинета Министров Чувашской Республики от 05.12.1997 №705-р - 1 600,0 тыс. рублей; налоговых и неналоговых доходов бюджета ТФОМС - 832 557,4 тыс. рублей.

Законом о бюджете ТФОМС на 2010 год расходы на выполнение терпрограммы ОМС в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования утверждены в сумме 4 235 686,7 тыс. рублей, кассовое исполнение составило 4 238 457,0 тыс. рублей, или на 100,1%. Сверхплановые расходы в объеме 2 770,3 тыс. рублей произведены за счет поступления дополнительных дотаций из бюджета ФФОМС.

На выполнение терпрограммы ОМС в 2010 году направлены следующие финансовые источники: трансферты из республиканского бюджета Чувашской Республики на обязательное медицинское страхование неработающего населения в сумме 980 000,0 тыс. рублей; средства, восстановленные из республиканского бюджета Чувашской Республики на обязательное медицинское страхование - 1 600,0 тыс. рублей, прочие безвозмездные поступления от бюджетов городских округов - 559 170,6 тыс. рублей; прочие безвозмездных поступления от бюджетов муниципальных округов - 422 548,7 тыс. рублей; налоговые и неналоговые доходы бюджета ТФОМС - 871 527,5 тыс. рублей; дотации бюджета ФФОМС на выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования -1 403 610,2 тыс. рублей. Фактически за 2010 год ФФОМС перечислено дотации в бюджет ТФОМС на 7 046,3 тыс. рублей больше объема, утвержденного Федеральным законом от 28.11.2009 №294-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» (1 400 839,9 тыс. рублей).

Дополнительные дотации в объеме 7 046,3 тыс. рублей поступили из средств нормированного страхового запаса ФФОМС (пункт 3 части 5 статьи 5 Федерального закона от 28.11.2009 №294-ФЗ). ФФОМС средства нормированного страхового запаса в сумме 4 276,0 тыс. рублей перечислены ТФОМС платежным поручением от 31.12.2010 №030. На основной счет ТФОМС Чувашской Республики по обязательному медицинскому страхованию (№4040481030000001001) указанная сумма зачислена 11 января 2011 года. Поступившие 11 января 2011 года средства в объеме 4 276,0 тыс. рублей должны быть использованы ТФОМС в 2011 году на выполнение терпрограммы ОМС в рамках базовой программы ОМС.

В проверяемый период ФФОМС дотации на выполнение терпрограммы ОМС в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, в бюджет ТФОМС Чувашской Республики перечислялись в соответствии с требованиями действующего законодательства (в размере 1/12 годового объема дотации).

 

3. Анализ нормативов финансовых затрат на единицу объема оказания медицинской помощи за счет средств ОМС за 2009-2010 годы.

 

Постановлениями Кабинета Министров Чувашской Республики от 30.12.2008 №416 «О Программе государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам в ЧР на 2009 год» и от 24.12.2009 №432 «О Программе государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам в ЧР на 2010 год» (далее - Программа госгарантий Чувашской Республики) утверждены нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в соответствии с Программой госгарантий Чувашской Республики, за счет средств обязательного медицинского страхования:

- на 1 посещение амбулаторно-поликлинических учреждений - 108,9 рубля (2009 год) и 137,7 рубля (2010 год);

- на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров - 304,4 рубля (2009 год) и 384,8 рубля (2010 год);

- на 1 койко-день в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях - 754,8 рубля (2009 год) и 954,6 рублей (2010 год).

Отмечаем, что установленные нормативы ниже нормативов финансовых затрат, установленных в соответствии с Постановлениями Правительства РФ от 05.12.2008 №913 «О Программе государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2009 год» и от 02.10.2009 №811 «О Программе государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2010 год» (далее по тексту - базовые Программы) за 2009 год в среднем на 35,3% и 2010 год - на 18,2%.

Нормативы объема медицинской помощи на одного человека в год (по ее видам), предусмотренные Программами госгарантий Чувашской Республики на 2009-2010 годы, соответствуют нормативам объема медицинской помощи, предусмотренными базовыми Программами и определены в следующих объемах:

- на 2009 год для амбулаторной помощи - 8,458 посещения; медицинской помощи, предоставляемой в условиях дневных стационарах - 0,479 пациенто-дня; стационарной медицинской помощи - 1,942 койко-дня;

- на 2010 год для амбулаторной помощи - 8,762 посещения; медицинской помощи, предоставляемой в условиях дневных стационаров - 0,49 пациенто-дня; стационарной медицинской помощи - 1,894 койко- дня.

Фактические объемы предоставленной медицинской помощи в республике сложились ниже предусмотренных нормативов. Так, согласно отчетным данным формы №62 «Сведения об оказании и финансировании медицинской помощи населению» по Чувашской Республике (далее по тексту - форма №62) за 2009 год по видам медицинской помощи сложилось следующее выполнение: амбулаторной помощи - 8,183 посещения, или исполнение составило 96,7% от базовых нормативов; медицинской помощи, предоставляемой в условиях дневных стационарах - 0,436 пациенто-дня, исполнено на 91,0%; стационарной медицинской помощи - 2,127 койко-дня, или исполнение составило 109,5%. За 2010 год фактические объемы предоставленной амбулаторной помощи составили 8,313 посещения, или исполнены на 94,9% от утвержденных назначений; стационарной медицинской помощи - 2,061 койко-день (на 109,0%); медицинской помощи, предоставляемой в условиях дневных стационарах - 0,523 пациенто-дня (на 106,9%).

В нарушение статьи 22 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 №1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой гражданам Чувашской Республики в соответствии с Программой на 2009 год за счет средств обязательного медицинского страхования, установлены ниже нормативов, установленных вышеназванным федеральным законом. Так, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой гражданам Чувашской Республики в соответствии с Программой на 2009 год за счет средств обязательного медицинского страхования, установлены на 35,3% ниже размеров, предусмотренных базовой Программой, в том числе: на 1 посещение амбулаторно-поликлинических учреждений - на 59,5 рубля; на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров - на 166,1 рубля; на 1 койко-день в больничных учреждениях - на 412,2 рубля. Также и на 2010 год данные нормативы установлены на 18,2% ниже размеров, предусмотренных базовой Программой, в том числе: на 1 посещение амбулаторно-поликлинических учреждений - на 30,7 рубля; на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров - на 85,7 рубля; на 1 койко-день в больничных учреждениях - на 212,4 рубля.

Согласно отчетным данным формы №62 фактические финансовые затраты на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в соответствии с Программой госгарантий Чувашской Республики, за счет средств обязательного медицинского страхования в 2009 году сложились следующие: одного посещения амбулаторно-поликлинических учреждений - 96,64 рубля, или исполнение составило 88,7% (утверждено - 108,9 рубля); одного пациенто-дня лечения в условиях дневных стационаров - 268,4 рубля, или исполнение составило 88,2% (утверждено - 304,4 рубля); одного койко-дня в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях - 721,3 рубля, или исполнение составило 95,6% (утверждено - 754,8 рубля).

За 2010 год норматив одного посещения амбулаторно-поликлинических учреждений составил 145,7 рублей, или исполнен на 105,8%; одного пациенто-дня лечения в условиях дневных стационаров - 310,0 рублей (на 80,6%); одного койко-дня в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях - 943,3 рублей (на 98,8%).

Базовыми программами на 2009-2010 годы подушевые нормативы финансового обеспечения, отражающие размер ассигнований, необходимый для компенсации затрат по предоставлению бесплатной медицинской помощи в расчете на одного человека в год, за счет средств обязательного медицинского страхования установлены в размере 4 059,6 рубля. Программами госгарантий Чувашской Республики за счет средств обязательного медицинского страхования подушевые нормативы финансового обеспечения установлены на 2009 год в объеме 2 611,4 рубля (на 35,7% ниже норматива, установленного Базовой программой), на 2010 год - 3 293,0 рубля (на 18,9% ниже норматива, установленного базовой программой).

В 2009 году фактическое подушевое финансирование Программы госгарантий Чувашской Республики, за счет средств обязательного медицинского страхования составило 2 442,2 рублей (приложение №1 к пояснительной записке к отчетной форме №62 за 2009 год), или исполнено на 93,5%. Фактическое подушевое финансирование за 2010 год сложилось в сумме 3 403,6 рублей, или (на 103,5%)

Неисполнение нормативов финансовых затрат в расчете на единицу объема медицинской помощи и подушевого финансирования за 2009 год связано с отсутствием достаточного финансирования средств из республиканского бюджета на ОМС неработаюшего населения.

 

4. Своевременность и полнота зачисления страховых взносов на ОМС неработающего населения, уплачиваемых в ТФОМС органами исполнительной власти и местного самоуправления, целевое и эффективное их использование.

 

Пунктом 3 «Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 №4543-1 (далее - Положение) платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей, учащихся и студентов дневных форм обучения, пенсионеров, зарегистрированных в установленном порядке безработных) производятся органами исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение.

Законами Чувашской Республики от 07.10.2008 №49 «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» и от 07.12.2009 №71 «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» (с учетом изменений) предусмотрены межбюджетные трансферты бюджету ТФОМС из республиканского бюджета Чувашской Республики на обязательное медицинское страхование неработающего населения в суммах 895 510,1 тыс. рублей и 980 000,0 тыс. рублей, соответственно.

Распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 07.06.2007 №163-р функции по осуществлению обязательного медицинского страхования неработающего населения Чувашской Республики возложено на Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики. Согласно реестрам платежных поручений по уплате страховых взносов на неработающее население за 2009-2010 годы, представленных ТФОМС в ходе проверки, нарушений сроков и размеров ежемесячной уплаты данных взносов Минздрасоцразвития Чувашии не установлено. Средства на обязательное медицинского страхования неработающего населения из республиканского бюджета Чувашской Республики перечислены ТФОМС за 2009 год в сумме 895 510,1 тыс. рублей и за 2010 год - 980 000,0 тыс. рублей, или в размерах утвержденных законодательно.

Федеральным законодательством в 2009-2010 годах размеры страховых взносов на ОМС неработающего населения не устанавливались.

Программами госгарантий Чувашской Республики за счет средств обязательного медицинского страхования подушевые нормативы финансового обеспечения в расчете на одного жителя Чувашской Республики приняты на 2009 год в размере 2 611,4 рублей, на 2010 год - 3 293,0 рублей. С учетом среднего коэффициента удорожания стоимости оказания медицинской помощи неработающему населению республики (1,133), подушевые нормативы финансирования медицинской помощи за счет страховых взносов неработающего населения должны быть предусмотрены на 2009-2010 годы в размерах 2 958,7 рублей и 3 731,0 рублей, соответственно.

Применение коэффициента удорожания стоимости оказания медицинской помощи неработающему населению республики рекомендовано статьей 14 письма Минздравсоцразвития РФ от 31.12.2008 №10407-ТГ «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год» и статьей 13 информационного письма Минздравсоцразвития РФ от 21.12.2009 №20-0/10/2-10360 «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год».

 Согласно «Расчетной ведомости по страховым взносам на ОМС неработающего населения в доходы бюджета территориального фонда ОМС» численность неработающего населения в Чувашской Республике по состоянию на 1 января 2009 года и 1 января 2010 года составляла 799 537 человек и 821 665 человек, соответственно. Таким образом, исходя из фактического объема средств поступившего на ОМС неработающего населения, размер взноса на ОМС одного неработающего в 2009 году сложился в сумме 1 120,0 рублей, в 2010 году - 1 192,7 рублей, что составляет 37,8% и 32,0% от рекомендуемых объемов Минздравсоцразвития РФ при формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам республики бесплатной медицинской помощи.

 

5. Целевое использование межбюджетных трансфертов, передаваемых бюджету ТФОМС из бюджетов городских округов и муниципальных районов для осуществления преимущественно одноканального финансирования учреждений здравоохранения через систему обязательного медицинского страхования.

 

Преимущественно одноканальное финансирование через систему ОМС введено статьей 5 Закона о бюджете ТФОМС на 2010 год.

Количество государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, переведенных преимущественно на одноканальное финансирование через систему обязательного медицинского страхования в 2010 году составило 75,0% от общего количества учреждений здравоохранения, или 48 учреждений здравоохранения.

Законом о бюджете ТФОМС на 2010 год поступления межбюджетных трансфертов из бюджетов муниципальных образований утверждены в общей сумме 981 719,3 тыс. рублей, в том числе от бюджетов городских округов в сумме 559 170,6 тыс. рублей и от бюджетов муниципальных округов - 422 548,7 тыс. рублей.

Выборочной проверкой выполнения п. 3 ст. 5 Закона о бюджете ТФОМС на 2010 год в части соблюдения администрациями районов и городов республики, участвующих в реализации перехода учреждений здравоохранения на преимущественно одноканальное финансирование, установленных сроков перечислений бюджетных ассигнований (до 20 числа), выявлены случаи не соблюдения ежемесячных сроков перечисления межбюджетных трансфертов отдельными администрациями районов и городов. Так, за январь 2010 года из 21 муниципального района республики бюджету ТФОМС в установленные сроки перечислены межбюджетные трансферты администрациями Батыревского, Вурнарского, Комсомольского и Янтиковского районов, а администрациями Моргаушского, Порецкого, Урмарского и Шумерлинского районов межбюджетные трансферты перечислены только в феврале месяце. За февраль месяц соблюдены сроки уплаты 14 администрациями районов, за март месяц - 13, за апрель - 15. Также выборочной проверкой (январь-апрель 2010 года) установлено, что 6 администрациями районов республики (из 21 муниципальных районов) не соблюдались ежемесячные размеры перечислений межбюджетных трансфертов (одной двенадцатой годового объема утвержденных бюджетных ассигнований): Алатырского, Батыревского, Ибресинского, Красноармейского, Красночетайского и Ядринского районов. С нарушением ежемесячных размеров перечислялись межбюджетные трансферты и администрацией г. Новочебоксарска.

Учитывая, что данные соглашения не относятся к договорам гражданско-правового характера, применение штрафных санкций за несвоевременное перечисление средств ими не предусматривалось.

Согласно отчетам об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (форма по ОКУД 0503127) по состоянию на 1 января 2011 года из бюджетов районов и городов республики, в доход бюджета ТФОМС межбюджетные трансферты на одноканальное финансирование учреждений здравоохранения через систему ОМС поступили в полном объеме и составили 981 719,3 тыс. рублей.

Согласно отчету ТФОМС-ОФ «Сведения об объемах и финансовом обеспечении медицинской помощи в рамках введения одноканального финансирования» за 9 месяцев 2010 года по сравнению с аналогичным периодом 2009 года увеличилось количество случаев предоставления медицинской помощи: в амбулаторных условиях и в условиях стационара - на 1,8%, а в условиях дневных стационаров всех видов - на 23,6%.

Согласно информации, представленной ТФОМС, за 9 месяцев 2010 года израсходовано средств ОМС на оказание медицинской помощи в общей сумме 2 874 875,1 тыс. рублей, или на 895 906,4 тыс. рублей больше соответствующего периода 2009 года (на 45,3%). Увеличение расходов связано с увеличением подушевого норматива финансирования территориальной программы ОМС с 2 611,4 рублей в 2009 году до 3 293,0 рублей в 2010 году в расчете на одного жителя, или на 26,1%. В связи с чем увеличились расходы ЛПУ, осуществляемые за счет средств ОМС, в том числе: на оплату труда с начислениями они составили 2 003 913,2 тыс. рублей, или на 808 448,8 тыс. рублей больше соответствующего периода 2009 года (на 67,6%); на медикаменты и перевязочные средства - 601 004,5 тыс. рублей, или на 29 054,6 тыс. рублей больше (на 5,1%); на мягкий инвентарь - 11 116,7 тыс. рублей, или на 1 866,3 тыс. рублей больше (на 20,6%) и на прочие расходы - 188 968,2 тыс. рублей, или на 64 672,1 тыс. рублей больше (на 52,0%).

Вместе с тем расходы на питание снизились по сравнению с 2009 годом на 8 135,4 тыс. рублей, или (на 10,4%), что составили в сумме 69 872,5 тыс. рублей. В ходе проверки в семь лечебно-профилактических учреждений республики (далее - ЛПУ) были направлены письменные запросы о предоставлении информации по сложившимся фактическим расходам на питание и стоимости одного койко-дня в 2010 году, в сравнении с 2009 годом. Полученная от ЛПУ информация позволяет сделать следующие выводы. В ЛПУ, которые самостоятельно организовывали питание больных, стоимость расходов на питание в 2010 году увеличилась, по сравнению с 2009 годом. При этом это увеличение колеблется от 4% до 27%. Увеличение стоимости одного койко-дня также варьируется от 7% до 27%. Оплата расходов на питание осуществлялась по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов». В то же время, в 2010 году отдельные ЛПУ перешли на аутсорсинг по организации питания, в связи с чем расходы на оплату организации питания больных осуществлялись путем размещения указанных услуг в специализированных предприятиях питания. В 2010 году в сравнении с 2009 годом количество ЛПУ, перешедших на аутсорсинг по организации питания, увеличилось в 2,7 раза. Оплата услуг по организации питания производится за счет средств, предусмотренных сметой расходов по статье 226 «Прочие работы, услуги». В основном на аутсорсинг перешли ЛПУ и государственные учреждения здравоохранения, расположенные в г. Чебоксары. Расходы на организацию питания этих учреждений занимают 26,2 % в общем объеме расходов, всех ЛПУ республики, перешедших преимущественно на одноканальное финансирование. При этом на их долю приходится 46% оказания стационарной медицинской помощи в республике.

Следует отметить, что фактические расходы на организацию питания больных меньше расчетной стоимости питания на 41,1 %, что обусловлено наличием дефицита стоимости территориальной программы ОМС.

 

6. Своевременность списания средств ТФОМС и зачисления их на расчетные счета страховых медицинских организаций в соответствии с заключенными договорами на оплату медицинской помощи по договорам обязательного медицинского страхования в рамках Территориальной программы ОМС.

 

 В 2009-2010 годах ТФОМС заключались договоры со следующими страховыми медицинскими компаниями: ОАО «Чувашская медицинская страховая компания», ОАО «Страховая компания «Чувашия-Мед» и ОАО «Страховая компания «Аскомед». Согласно условиям договоров ТФОМС перечислял страховым медицинским компаниям финансовые средства по утвержденным дифференцированным подушевым нормативам на финансирование обязательного медицинского страхования в рамках Территориальной программы ОМС.

Произведенной проверкой фактов несвоевременного перечисления ТФОМС финансовых средств страховым медицинским компаниям за проверяемый период (2009-2010 годы) не установлено. Согласно представленному в ходе проверки акту выверки расчетов со страховыми медицинскими страховыми компаниями по финансированию на ОМС за 2009 год, по расчетам ТФОМС планировалось перечислить на выполнение ОМС финансовые средства в объеме 3 370 566,6 тыс. рублей, в том числе: на финансирование на оплату медицинских услуг - 3 293 206,6 тыс. рублей и ведение дела - 77 363,0 тыс. рублей. Фактически страховым медицинским компаниям перечислены финансовые средства в объеме 3 370 566,6 тыс. рублей. За 2010 год планировалось перечислить денежных средств в сумме 4 170 165,8 тыс. рублей. Фактически ТФОМС перечислены денежные средства в указанных объемах. По состоянию на 1 января 2010 года и 1 января 2011 года задолженности за ТФОМС по расчетам со страховыми медицинскими компаниями не имеется.

 

7. Анализ достигнутых показателей работы ТФОМС по осуществлению мероприятий, направленных на повышение эффективности финансирования медицинской помощи за 2009-2010 годы.

 

За I полугодие 2010 года врачами-экспертами ТФОМС и страховых медицинских организаций проведено 145,3 тыс. экспертиз качества медицинской помощи, что на 12,4% больше аналогичного показателя 2009 года, из них 130,2 тыс. экспертиз амбулаторной медицинской помощи, 11,8 тыс. - стационарной медицинской помощи и 3,2 тыс. - стационарзамещающей медицинской помощи. По обращениям застрахованных граждан проведено 19 экспертиз качества медицинской помощи.

  В ходе осуществления указанных проверок выявлено 48,5 тыс. нарушений (33,4% от всех проэкспертированных случаев).

В I полугодии 2010 года по сравнению с сопоставимом периодом 2009 года, на 5,5% уменьшилось количество выявленных нарушений.

За I полугодие 2010 года в ТФОМС и страховые медицинские организации, осуществляющие обязательное медицинское страхование на территории Чувашской Республики, поступило 18,5 тыс. обращений граждан, в том числе 223 жалобы (1,2% от общего числа обращений), из них письменных - 20, устных - 203. Признаны обоснованными 196 жалоб (87,9%), из них удовлетворено - 196, в том числе с материальным возмещением 8 жалоб на сумму 15,7 тыс. рублей.

Для оценки качества медицинской помощи, предоставляемой застрахованным гражданам, а так же эффективности экономической составляющей работы учреждений здравоохранения, ТФОМС по итогам 2009 года составлен рейтинг деятельности медицинских учреждений, работающих в системе ОМС Чувашской Республики, с применением 14 определенных равнозначных показателей (далее - рейтинг). По итогам 2009 года среди лечебных учреждений, обслуживающих взрослое население, наибольшее количество баллов набрали следующие учреждения: ГУЗ «Республиканская клиническая больница»; ГУЗ «Республиканский кардиологический диспансер»; ГУЗ «Президентский перинатальный центр». Наиболее низкую оценку получили: МУЗ «Моргаушская РБ №2» (30-е место по рангу); МУЗ «Цивильская ЦРБ» (31-е место по рангу); МУЗ«Порецкая ЦРБ» (32-е место по рангу).

 

8. Своевременность и полнота получения Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Чувашской Республики межбюджетных трансфертов из Федерального фонда обязательного медицинского страхования, республиканского бюджета Чувашской Республики и их целевое использование.

 

За 2009-2010 годы объем межбюджетных трансфертов, полученных из средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования, составил в сумме 3 237 910,8 тыс. рублей, в том числе за 2009 год в сумме 1 769 629,0 тыс. рублей и 2010 год - 1 468 281,8 тыс. рублей.

 

8.1. Субсидии на проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 №945 «О порядке предоставления в 2008-2010 годах субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации», приказом Минздравсоцразвития России от 21.04.2008 №183н «О проведении в 2008-2010 годах диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации», в 2008-2010 годах предусмотрено проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 №945 ФФОМС ежемесячно, до 25-го числа, перечислялись субсидии территориальным фондам на отдельные счета, открытые для финансирования расходов по проведению диспансеризации детей в подразделениях расчетной сети Центрального банка Российской Федерации на балансовом счете по учету средств территориальных фондов. Фактов задержки в перечислении указанных средств за проверяемый период не установлено.

ТФОМС Чувашской Республики заключены договоры на проведение в 2009-2010 годах диспансеризации указанных категорий детей с 12 учреждениями здравоохранения, оказывающими первичную медико-санитарную помощь, имеющими лицензию на медицинскую деятельность, включая работы и услуги по специальностям «педиатрия», «неврология», «офтальмология», «детская хирургия», «психиатрия», «оториноларингология», «акушерство и гинекология», «стоматология детская», «травматология и ортопедия», «детская урология-андрология», «детская эндокринология», «функциональная диагностика», «лабораторная диагностика», «ультразвуковая диагностика».

Численность детей, подлежащих диспансеризации в 2009 году составила 3719 человек, фактически на территории республики диспансеризацией охвачено 3719 детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (100,0%).

В соответствии с Законом о бюджете ТФОМС на 2009 год на проведение диспансеризации детей предусмотрены средства в объеме 7 127,0 тыс. рублей. За 2009 год ТФОМС было заявлено в ФФОМС на получение вышеназванной субсидии в объеме 8 600,8 тыс. рублей. Из ФФОМС на счет ТФОМС поступили субсидии на указанные цели в сумме 8 600,8 тыс. рублей. С учетом фактического контингента детей, находившихся в стационарных учреждениях, кассовые расходы составили 8 600,7 тыс. рублей. По состоянию на 1 января 2010 года остаток неиспользованных средств составил 0,1 тыс. рублей.

По данным отчета ТФОМС об использовании субсидий ФФОМС, направленных на проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (приложение 1 к приказу ФФОМС от 3.06.2008 №120), полученные ЛПУ средства за проведенную в 2009 году диспансеризацию направлены в объеме 9229,2 тыс. рублей (с учетом остатка неиспользованных средств на начало 2009 года в сумме 628,4 тыс. рублей, в том числе: на оплату труда (с начислениями на оплату труда) - в сумме 7 151,8 тыс. рублей, что составило (77,5%) от общей суммы расходов; на расходные материалы - 669, 6 тыс. рублей (7,3%) и на расходы по оплате договоров о привлечении соответствующих медицинских работников - 1 407,8 тыс. рублей (15,2%).

Остаток неиспользованных средств ЛПУ на конец отчетного периода составил 327,5 тыс. рублей.

В соответствии с Законом о бюджете ТФОМС на 2010 год на проведение диспансеризации детей предусмотрены средства в объеме 8 391,1 тыс. рублей. На финансирование расходов по проведению диспансеризации детей указанных категорий из ФФОМС на счет ТФОМС поступили и направлены субсидии в размере 8 319,6 тыс. рублей. Кассовые расходы составили 8 255,0 тыс. рублей. Остаток неиспользованных средств на начало 2011 года составил 64,6 тыс. рублей, который будет направлен на финансовое обеспечение указанных мероприятий в 2011 году. Численность детей, подлежащих диспансеризации за 2010 год и прошедших ее составила 3 594 человек.

Согласно отчетным данным за 2010 год поступившие от ТФОМС средства в сумме 8 415,8 тыс. рублей (с учетом остатка средств на 01.01.2010 г. в сумме 160,8 тыс. рублей) израсходованы ЛПУ на следующие цели: на оплату труда (с начислениями на оплату труда) - в сумме 6 964,8 тыс. рублей, что составило (82,8%) от общей суммы расходов; на расходные материалы - 574,4 тыс. рублей (6,8%) и на расходы по оплате договоров о привлечении соответствующих медицинских работников - 876,6 тыс. рублей (10,4%).

Остаток неиспользованных средств на конец отчетного периода составил 166,7 тыс. рублей.

Выборочно за период сентябрь-ноябрь 2010 года проверено соответствие оплаченных ТФОМС счетов ЛПУ за проведенную диспансеризацию вышеназванной категории детей, фактически предъявленным лечебно-профилактическими учреждениями реестрам счетов за отчетный период на оплату расходов по проведенной диспансеризации детей. При этом расхождений не установлено.

 

8.2. Субсидии на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан.

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 №921 «О порядке предоставления в 2008-2009 годах субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан» ТФОМС заключены договоры на проведение дополнительной диспансеризации в 2009 году работающих граждан на территории Чувашской Республики с 32 учреждениями здравоохранения, имеющими лицензию на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по специальностям «хирургия», «офтальмология», «эндокринология», «неврология», «урология», «акушерство и гинекология», «терапия», «рентгенология» и «клиническая лабораторная диагностика».

ФФОМС ежемесячно предоставлялась субсидия бюджету ТФОМС исходя из численности работающих граждан и норматива затрат на проведение дополнительной диспансеризации одного работающего гражданина. Фактов задержки в перечислении указанных средств за проверяемый период не установлено.

Согласно данным Минздравсоцразвития Российской Федерации численность граждан Чувашской Республики, подлежащих диспансеризации в 2009 года определена в количестве 53 039 человек, с учетом уточнений она увеличилась до 54 039 человек. Фактически за 2009 год охвачено дополнительной диспансеризацией 54 039 работающих граждан. Норматив финансирования затрат на проведение дополнительной диспансеризации одного работающего гражданина в 2009-2010 годах установлен в размере 1 042 рубля.

В соответствии с Законом о бюджете ТФОМС на 2009 год на проведение дополнительной диспансеризации граждан предусматривались средства в объеме 55 266,6 тыс. рублей. На финансирование расходов по проведению дополнительной диспансеризации граждан в 2009 году из ФФОМС поступили субсидии в размере 56 308,6 тыс. рублей, которые в полном объеме перечислены ЛПУ. По состоянию на 1 января 2010 года на балансовом счете ТФОМС остатка денежных средств не числится.

На расчетных счетах ЛПУ по состоянию на 01.01.2009 г. числились остатки неиспользованных средств в сумме 2 063,3 тыс. рублей. Кассовые расходы ЛПУ за отчетный период составили 55 744,0 тыс. рублей. Согласно сведениям, представленным ЛПУ в ТФОМС, средства, поступившие от проведения диспансеризации в 2009 году, направлены на оплату труда (с начислениями на оплату труда) - в сумме 33 319,8 тыс. рублей, что составило (59,8%) от общей суммы расходов и на приобретение расходных материалов - 22 424,1 тыс. рублей (40,2%).

По состоянию на 1 января 2010 года остаток неиспользованных средств на счетах ЛПУ (с учетом остатка средств на начало 2009 года) составил 2 628,0 тыс. рублей.

В соответствии с Правилами предоставления в 2010 году из бюджета ФФОМС субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12. 2009 №1146 (далее по тексту - Правила), дополнительной диспансеризации подлежали граждане без возрастных ограничений, работающие в организациях независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, в том числе работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, застрахованные в системе обязательного медицинского страхования.

За 2010 год данная численность определена в количестве 48 000 человек, с учетом внесенных уточнений она увеличена до 50 000 человек.

В соответствии с Законом о бюджете ТФОМС на 2010 год на указанные цели предусмотрены расходы в сумме 52 100,0 тыс. рублей. С учетом возврата лечебно-профилактическими учреждениями сумм нецелевого использования выделенных средств на прохождение диспансеризации, выявленных в ходе проверки, ФФОМС на указанные цели перечислено финансирование в сумме 52 076,0 тыс. рублей.

На финансирование расходов ЛПУ по проведению дополнительной диспансеризации работающих граждан ТФОМС перечислено 52 100,0 тыс. рублей, в том числе за счет возврата средств, израсходованных не по целевому назначению в сумме 24,0 тыс. рублей. По состоянию на 1 января 2011 года остаток неиспользованных средств на расчетном счете ТФОМС составил 12,5 тыс. рублей.

Согласно сведениям, представленным ЛПУ в ТФОМС, поступившие от проведения диспансеризации средства за 2010 год средства в сумме 48 836,8 тыс. рублей (с учетом остатка средств на начало года в сумме 2 628,0 тыс. рублей) направлены на следующие цели: на оплату труда (с начислениями на оплату труда) - в сумме 29 792,7 тыс. рублей, что составило (61,0%) от общей суммы расходов; на расходные материалы - 16 558,4 тыс. рублей (33,9%) и на расходы по оплате договоров о привлечении соответствующих медицинских работников - 2 485,7 тыс. рублей (5,1%).

По состоянию на 1 января 2011 года на балансовых счетах ЛПУ числился остаток неиспользованных средств в сумме 5 876,6 тыс. рублей (с учетом восстановления средств со счета предпринимательской деятельности в размере 346,2 тыс. рублей и возвращения ФФОМС сумм нецелевого использования средств в сумме 360,8 тыс. рублей.

Выборочно проверено соответствие оплаченных ТФОМС счетов ЛПУ за проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, фактически предъявленным лечебно-профилактическими учреждениями реестрам счетов за отчетный период на оплату расходов по проведенной диспансеризации работающих граждан за период с апреля по июнь 2010 года. В 2010 году эти медицинские услуги оказывали 32 лечебно-профилактических учреждения Чувашской Республики. Нарушений не установлено.

 

8.3. Средства республиканского бюджета Чувашской Республики на финансовое обеспечение оказания дополнительной медицинской помощи оказываемой врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей)

В соответствии с Законом о бюджете ТФОМС на 2009 год на финансовое обеспечение оказания дополнительной медицинской помощи оказываемой врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей) предусматривались финансовые средства в объеме 200 871,3 тыс. рублей. Исполнение составило 198 638,8 тыс. рублей, или 98,9% от предусмотренного по закону. На 2010 год при законодательно утвержденных значениях (Закон о бюджете ТФОМС на 2010 год) в сумме 218 053,7 тыс. рублей, фактические расходы составили 199 190,8 тыс. рублей, или 91,3%.

В 2009- 2010 годах ТФОМС ежегодно заключено 40 договоров с лечебно-профилактическими учреждениями, осуществляющими данные выплаты. Фактическая численность медицинских работников участковой службы, включенных в регистр, за два года увеличилась. По состоянию на 1 января 2010 года в регистр включено 1 947 человек медицинских работников, на 1 января 2011 года - 1 972 человека.

 

9. Полнота расходования средств на содержание исполнительной дирекции ТФОМС.

 

Расходы на содержание исполнительной дирекции ТФОМС утверждены Законами о бюджете ТФОМС на 2009 год и на 2010 год в объеме 25 099,6 тыс. рублей и 27 732,5 тыс. рублей, соответственно. Бюджетными сметами ТФОМС на 2009-2010 годы расходы на содержание исполнительной дирекции ТФОМС утверждены исполнительным директором ТФОМС также в суммах 25 099,6 тыс. рублей и 27 732,5 тыс. рублей, соответственно.

Согласно «Отчету об исполнении бюджета» кассовые расходы на содержание исполнительной дирекции ТФОМС в 2009 году составили 25 099,6 тыс. рублей, в 2010 году - 27 732,5 тыс. рублей, или исполнены на 100%.

Выборочной проверкой кассовых расходов, осуществленных в проверяемый период по бюджетным сметам на содержание исполнительной дирекции ТФОМС, установлено следующее.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.04.1998 №127 «Вопросы исполнительной дирекции Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики» установлена предельная численность работников исполнительной дирекции ТФОМС Чувашской Республики в количестве 45 единиц. Согласно представленной справке о численности работников ТФОМС, штатная численность на 1 января 2010 года составляла 45 человек, списочная численность - 42 человека, на 1 января 2011 года списочная численность составляла 43 человека.

Укомплектованность штата по состоянию на 1 января 2010 года составила 93,3%, на 31 декабря 2010 года - 95,5%.

Штатное расписание на 1 января 2009 года утверждено приказом исполнительного директора ТФОМС от 31.12.2008 №123-од в количестве 45 единиц, с месячным фондом оплаты труда 787 222,95 рублей. В связи с внесением изменений в штатное расписание уточненный месячный фонд оплаты труда утвержден в сумме 756 625 рублей.

Штатное расписание на 2010 год утверждено приказом исполнительного директора ТФОМС от 31.12.2009 №108-од в количестве 45 единиц, с месячным фондом оплаты труда 762 754,0 рублей. В течение года в штатное расписание изменения вносились два раза, уточненный фонд оплаты труда утвержден в сумме 768 543,0 рублей.

За 2009 год средняя заработная плата по исполнительной дирекции ТФОМС составила 22 115,78 рублей, за 2010 год - 22 081,87 рублей.

В соответствии с пунктом 6.4 «Положения об исполнительной дирекции Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики», утвержденного Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.04.1998 №127 должностные оклады работников исполнительной дирекции ТФОМС устанавливаются применительно к условиям оплаты труда и должностным окладам, предусмотренным для соответствующих категорий работников органов исполнительной власти. Произведенной проверкой нарушений в правильности установления должностных окладов не установлено.

Положение о порядке оплаты и стимулирования труда работников ТФОМС утверждено приказом от 31.12.2008 №120-од (с изменениями от 07.04.2009 №27-од и от 01.12.2010 №103-од). Выборочно проверено соблюдение порядка оказания материальной помощи работникам ТФОМС за январь-май 2009 года, фактов оказания материальной помощи по основаниям, не предусмотренным положением не установлено.

Проверена правильность установления надбавок за высокую квалификацию и за особые условия работы, а также ежемесячное денежное поощрение на 2010 год, нарушений не установлено.

В 2009-2010 годах по статье 223 «Коммунальные услуги» учитывались расходы ТФОМС в сумме 38,1 тыс. рублей и 33,8 тыс. рублей, соответственно, связанные с временным пользованием нежилого помещения для стоянки двух автомашин и услуги по охране и содержанию автотранспорта. Эти услуги предоставлялись муниципальным учреждением «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» на основании договоров пользования и договоров о возмездном оказании услуг.

Произведенные расходы подтверждаются ежегодными актами сверки взаимных расчетов между МУ «Управление ЖКХ и благоустройства» и ТФОМС на конец отчетного периода.

Исполнительная дирекция ТФОМС размещается в здании Чувашского республиканского объединения организаций профсоюзов «Чувашрессовпроф» (далее - Арендодатель). Согласно акту сверки взаимных расчетов по состоянию на 31 декабря 2009 года по договорам аренды нежилых помещений исполнительной дирекцией ТФОМС в 2009 году оплачено 2 991,1 тыс. рублей, Арендодателем предъявлено к оплате 2 993,1 тыс. рублей, по состоянию на 1 января 2010 года у исполнительной дирекции ТФОМС имелась кредиторская задолженность в сумме 2,0 тыс. рублей.

В связи с увеличением в 2010 году арендуемых площадей на 49,0 кв. м и ставки арендной платы за 1 кв. м на 39 рублей, кассовые расходы по арендной плате за 2010 год по сравнению с 2009 годом увеличились на 8,1% и составили 3 233,5 тыс. рублей (с учетом погашения задолженности за 2009 год в сумме 2,0 тыс. рублей).

Кроме того, в 2009 году исполнительная дирекция арендовала у МУЗ «Вторая городская больница» нежилое помещение площадью 47,5 кв. м под гараж. Кассовые расходы, по перечислению арендной платы составили 28,9 тыс. рублей.

Имущество ТФОМС является федеральной собственностью (свидетельство Министерства государственного имущества Российской Федерации о внесении в реестр федерального имущества от 28 октября 1999 года, реестровый №02100233). ТФОМС распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Чувашской Республике от 12.02.2010 №297-р передано в безвозмездное пользование государственное имущество (основные средства) в сумме 18 255,1 тыс. рублей.

Согласно балансу по состоянию на 1 января 2009 года основные средства по балансовой стоимости числились в общей сумме 18 276,9 тыс. рублей, в том числе машины и оборудование - 13 684,6 тыс. рублей (74,9%), транспорт - 2 079,0 тыс. рублей (11,4%), производственный и хозяйственный инвентарь - 2 489,4 тыс. рублей (13,6%) и прочие основные средства - 23,9 тыс. рублей (0,1%).

В 2009 году исполнительной дирекцией приобретены основные средства в общей сумме 996,1 тыс. рублей, в том числе мебель на сумму 201,5 тыс. рублей, оргтехника (компьютеры, серверы, принтеры) - 383,7 тыс. рублей и другие основные средства.

В 2009 году уменьшена стоимость основных средств на общую сумму 848,0 тыс. рублей, в том числе в связи с переводом основных средств стоимостью менее 3 000 рублей, на забалансовый счет в соответствии с требованиями Инструкции по бюджетному учету от 30.12.2008 №148н на сумму - 620,2 тыс. рублей и списанием с баланса автомобиля ВАЗ-21099, 2002 года выпуска остаточной стоимостью 227,8 тыс. рублей. Данный автомобиль продан на аукционе за 72,0 тыс. рублей. Денежные средства от продажи автомобиля в сумме 72,0 тыс. рублей, с учетом задатка на участие его в аукционе в сумме 11,4 тыс. рублей покупателем внесены на расчетный счет содержания исполнительной дирекции Фонда №4040481070000002002, открытий в ГРКЦ НБ Чувашской Республики г. Чебоксары. После уплаты налога на прибыль с указанного дохода в сумме 12,4 тыс., рублей, возмещения произведенных расходов ТФОМС связанных с реализацией имущества в сумме 2,1 тыс. рублей, остаток денежных средств в размере 57,5 тыс. рублей перечислен в бюджет ТФОМС.

Согласно «Балансу исполнения консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального внебюджетного фонда» по состоянию на 1 января 2010 года основные средства числятся на сумму 18 425,0 тыс. рублей, а по состоянию на 1 января 2011 года - 2 692,5 тыс. рублей, в том числе машины и оборудование - 1 583,7 тыс. рублей (58,8%), транспорт - 500,0 тыс. рублей (18,6%), производственный и хозяйственный инвентарь - 589,2 тыс. рублей (21,9%) и прочие основные средства - 19,6 тыс. рублей (0,7%).

В 2010 году приобретено основных средств на сумму 2 602,9 тыс. рублей, в том числе: мебель - 283,1 тыс. рублей, оргтехника (компьютеры, серверы, принтеры) - 1 368,0 тыс. рублей, автомобиль - 500,0 тыс. рублей и другие основные средства.

Стоимость основных средств в 2010 году уменьшена на 18 335,3 тыс. рублей, в том числе на сумму основных средств (18 255,1 тыс. рублей), переданных в безвозмездное пользование распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Чувашской Республике и переведенных на забалансовый счет.

Также в соответствии со сметой расходов произведены кассовые расходы по ст. 340 «Увеличение стоимости материальных запасов», которые за 2009 год составили 1 892,0 тыс. рублей, за 2010 год - 1 556,0 тыс. рублей, или исполнены на 100,0%.

Из них расходы ТФОМС, связанные с приобретением ГСМ составили в 2009 году 174,1 тыс. рублей, в 2010 году - 191,5 тыс. рублей; списано ГСМ в 2009 году на сумму 174,0 тыс. рублей, в 2010 году - на 191,7 тыс. рублей (остатки ГСМ на 1 января 2009 года - 2,8 тыс. рублей; на 1 января 2010 года - 2,9 тыс. рублей и на 1 января 2011 года - 2,7 тыс. рублей. Произведенной проверкой правильности списания горюче-смазочных материалов нарушений не установлено.

 Кроме того, в 2009 году за счет средств, предусмотренных по указанной статье расходов, приобретено картриджей на сумму 382,6 тыс. рублей, бумаги - на 94,5 тыс. рублей, расходных материалов - на 509,7 тыс. рублей, печатной продукции (буклетов, информационных выпусков и др.) - на 220,8 тыс. рублей, почтовых конвертов - на 29,7 тыс. рублей и другие материальные запасы; в 2010 году - приобретено картриджей на сумму 305,7 тыс. рублей, бумаги - на 139,1тыс. рублей, расходных материалов - на 345,9 тыс. рублей, печатной продукции (буклетов, информационных выпусков и др.) - на 66,6 тыс. рублей, почтовых конвертов - на 75,7 тыс. рублей и другие материальные запасы.

 

10. Проверка соблюдения Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в части правильности проведения процедур закупок товаров (работ и услуг).

 

Выборочной проверкой порядка соблюдения требований Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту - Федеральный закон от 21.07.2005 №94-ФЗ) в части заключения ТФОМС государственных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд исполнительной дирекции установлено следующее.

В 2009 году ТФОМС приобретено товаров, работ и услуг на общую сумму 10 210,6 тыс. рублей, в том числе способом проведения одного открытого конкурса на сумму 100,8 тыс. рублей (заключено 3 государственных контракта), запроса котировок - 1 077,2 тыс. рублей (заключено 7 государственных контрактов), без запроса котировок - 6 260,0 тыс. рублей (заключено 75 договоров) и через подотчетных лиц - 2 772,6 тыс. рублей; в 2010 году - на общую сумму 11 424,7 тыс. рублей, в том числе способом проведения 4 открытых конкурсов на сумму 1 673,5 тыс. рублей (заключено 5 государственных контракта), запроса котировок - 1 898,2 тыс. рублей (заключено 5 государственных контрактов), без запроса котировок - 6 685,1 тыс. рублей (заключено 117 договоров) и через подотчетных лиц - 1 167,9 тыс. рублей.

В 2009-2010 годах проведено три открытых конкурса на право заключения государственных контрактов на оказание финансовых услуг по страхованию имущества. Победителем открытых конкурсов, признано ОАО «Государственная страховая компания «Югория», Чебоксарский филиал, с которым заключены соответствующие государственные контракты.

Кроме того, в 2010 году проведен открытый конкурс на право заключения государственного контракта на выполнение работ по модернизации информационной системы ОМС Чувашской Республики с использованием программно-технического решения по ведению регистра застрахованных граждан в системе ОМС Чувашской Республики в режиме он-лайн (on-line). Победителем открытого конкурса признано ООО «СВАН», с которым и заключен государственный контракт.

 Также проведен открытый конкурс на право заключения государственного контракта на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2010 год. Единственным участником открытого конкурса признано ООО «Аудиторская фирма «ПрофАудит», с которым и был заключен государственный контракт.

Произведенной проверкой порядка соблюдения требований Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» путем проведения открытых конкурсов, запроса котировок цен (выборочно), нарушений не установлено.

 

11. Формирование нормированного страхового запаса и обоснованность предоставления из него средств на территориальную программу ОМС. Контроль использования нормированного страхового запаса.

 

Законами о бюджете ТФОМС на 2009 год и на 2010 год нормированный страховой запас ТФОМС, направляемый на обеспечение финансовой устойчивости системы ОМС на территории Чувашской Республики в порядке, определяемом правлением Фонда, утвержден на соответствующие годы в размере 40 000,0 тыс. рублей.

Формирование и расходование нормированного страхового запаса в 2009 году осуществлялось в соответствии с Порядком, утвержденным решением Правления ТФОМС Чувашской Республики от 13.07.2007 №2/5, на 2010 год - от 10.02.2010 №1/3. Размер нормированного страхового запаса, установленный Законом о бюджете ТФОМС на 2009-2010 годы, не превышает одномесячный размер средств на финансирование Территориальной программы ОМС Чувашской Республики. Созданный в 2009 году нормированный страховой запас в сумме 40 000,0 тыс. рублей, не использовался.

Согласно Порядку средства нормированного страхового запаса разрешено направлять на расчеты с территориальными фондами за оказанные медицинские услуги застрахованным гражданам вне территории страхования. За 2010 год от территориальных фондов поступило в нормированный страховой запас 101 151,6 тыс. рублей. За граждан республики, пролеченных вне территории Чувашской Республики, в 2010 году другим территориальным фондам перечислено из нормированного страхового запаса 53 746,1 тыс. рублей.

 

Выводы:

 

1. В 2009 году доходы бюджета ТФОМС исполнены в сумме 3 706 029,0 тыс. рублей, что на 102 418,6 тыс. рублей (на 2,8%) больше предусмотренного законом. В 2009 году доходы ТФОМС сложились за счет следующих источников: налоговые и неналоговые доходы в сумме 840 651,1тыс. рублей и безвозмездные поступления - 2 865 377,9 тыс. рублей. Доходы бюджета ТФОМС за 2010 год исполнены в сумме 4 622 083,0 тыс. рублей, или на 101,8% от утвержденных значений. В том числе за счет налоговых и неналоговых доходов в сумме 972 428,2 тыс. рублей и безвозмездных поступлений - 3 649 654,8 тыс. рублей.

2. В 2009 году на выполнение терпрограммы ОМС в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования направлены средства в объеме 3 403 560,4 тыс. рублей, что составляет 103,6% от утвержденных значений. Дополнительные расходы в объеме 119 141,2 тыс. рублей произведены за счет дополнительных налоговых и неналоговых доходов бюджета ТФОМС. В 2010 году терпрограмма ОМС профинансирована на сумму 4 238 457,0 тыс. рублей, или на 100% от утвержденных значений.

3. В Программах госгарантий Чувашской Республики нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в соответствии с Программой госгарантий Чувашской Республики, за счет средств обязательного медицинского страхования утверждены ниже нормативов финансовых затрат, установленных в соответствии с Постановлениями Правительства РФ от 05.12.2008 №913 «О Программе государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2009 год» и от 02.10.2009 №811 «О Программе государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2010 год» на 2009 год в среднем на 35,3% и на 2010 год - на 18,2%.

4. Фактические объемы предоставленной медицинской помощи (амбулаторной помощи и медицинской помощи, предоставляемой в условиях дневных стационарах) в республике за 2009-2010 годы сложились ниже предусмотренных нормативов. Так, по предоставлению амбулаторной помощи исполнение за 2009-2010 годы от базовых нормативов составило 96,7% и 94,9,0%, соответственно. Снижение объемов реально оказываемой медицинской помощи по сравнению с нормативом в лечебно - профилактических учреждениях республики может привести к риску снижения доступности бесплатной медицинской помощи, росту длительности ожидания посещения врачей первичного звена (участковых терапевтов и врачей общей практики) и врачей - специалистов (кардиологи, невропатологи, гинекологи и другие), увеличению заболеваемости и переходу в хронические формы, увеличение инвалидности и смертности.

В 2009 году лечебными учреждениями не в полном объеме оказана медицинская помощь, предоставляемая в условиях дневных стационарах, где данный показатель составил 91,0%. За 2010 год объем выполнения данного вида медицинской помощи составил 106,9%.

5. В нарушение статьи 22 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 №1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой гражданам Чувашской Республики в соответствии с Программой на 2009-2010 годы за счет средств обязательного медицинского страхования, установлены ниже нормативов, установленных вышеназванным федеральным законом.

На 2009 год нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой гражданам Чувашской Республики в соответствии с Программой за счет средств обязательного медицинского страхования, установлены на 35,3% ниже размеров, предусмотренных базовой Программой, в том числе: на 1 посещение амбулаторно-поликлинических учреждений - на 59,5 рубля; на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров - на 166,1 рубля; на 1 койко-день в больничных учреждениях - на 412,2 рубля.

На 2010 год данные нормативы установлены на 18,2% ниже размеров, предусмотренных базовой Программой, в том числе: на 1 посещение амбулаторно-поликлинических учреждений - на 30,7 рубля; на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров - на 85,7 рубля; на 1 койко-день в больничных учреждениях - на 212,4 рубля.

6. Фактические финансовые затраты на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в соответствии с Программой госгарантий Чувашской Республики, за счет средств обязательного медицинского страхования в 2009 году сложились ниже утвержденных нормативов. Так, утвержденный норматив одного посещения амбулаторно-поликлинических учреждений исполнен на 88,7%; одного пациенто-дня лечения в условиях дневных стационаров - 88,2%; одного койко-дня в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях - 95,6%.

За 2010 год норматив одного посещения амбулаторно-поликлинических учреждений исполнен на 105,8%; одного пациенто-дня лечения в условиях дневных стационаров - на 80,6%; одного койко-дня в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях - на 98,8%.

7. Неисполнение нормативов финансовых затрат в расчете на единицу объема медицинской помощи за проверяемый период, связано с отсутствием достаточного финансирования средств из средств республиканского бюджета на ОМС неработающего населения.

8. Исходя из фактически поступившего объема средств на обязательное медицинское страхование неработающего населения, размер взноса на ОМС одного неработающего в 2009 году сложился в сумме 1 120,0 рублей и в 2010 году - 1 192,7 рублей, что составляет 37,8% и 32,0% от объемов рекомендуемых Минздравсоцразвития РФ при формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам республики бесплатной медицинской помощи.

9. Выборочной проверкой соблюдения администрациями районов и городов республики, участвующих в реализации перехода учреждений здравоохранения на преимущественно одноканальное финансирование в 2010 году, установленных сроков перечислений бюджетных ассигнований выявлены случаи не соблюдения ежемесячных сроков перечисления межбюджетных трансфертов отдельными администрациями районов и городов. За февраль месяц соблюдены сроки перечисления межбюджетных трансфертов 14 администрациями районов, за март месяц - 13, за апрель - 15 из 21 муниципального района республики.

10. С переходом учреждений здравоохранения республики на преимущественно одноканальное финансирование за 9 месяцев 2010 года по сравнению с аналогичным периодом 2009 года увеличилось количество случаев предоставления медицинской помощи: в амбулаторных условиях и в условиях стационара - на 1,8%, а в условиях дневных стационаров всех видов - на 23,6%.

11.Фактов несвоевременного и не в полном объеме получения межбюджетных трансфертов из Федерального фонда ОМС не установлено.

12. По состоянию на 1 января 2010 года и на 1 января 2011 года задолженности за ТФОМС по расчетам со страховыми медицинскими компаниями не имеется.

 

Предложения:

 

 Направить отчет о результатах проверки Президенту Чувашской Республики, в Государственный Совет Чувашской Республики.

 

 

Аудитор                                                          И.А. Иракина

Яндекс.Метрика

 

Система управления контентом
428004, г. Чебоксары, Президентский бульвар, 10
Телефон: (8352) 62-13-83
Факс: (8352) 62-40-57
E-Mail: kcp@cap.ru
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика