Контрольно-счетная палата Чувашской РеспубликиОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

07. Отчет о результатах проверки соблюдения установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности Чувашской Республики, и результатов финансово-хозяйственной деятельности государственного унитарного предприятия Чувашской Республики «Чувашский республиканский коллектор учебно-наглядных пособий» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики за 2011-2012 годы

УТВЕРЖДАЮ
Председатель
Контрольно-счетной палаты
Чувашской Республики
_____________Т.Д. Минина
«10» июня 2013 г.

Отчет

о результатах проверки соблюдения установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности Чувашской Республики, и результатов финансово-хозяйственной деятельности государственного унитарного предприятия Чувашской Республики  «Чувашский республиканский коллектор учебно-наглядных пособий» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики за 2011-2012 годы

 

 

Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 2.14 плана работы Контрольно-счетной палаты на 2013 год, распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики от 16.04.2013 №14.  

Предмет контрольного мероприятия: нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность государственного унитарного предприятия; учредительные документы; первичные бухгалтерские и финансовые документы финансово-хозяйственной деятельности.

Объекты проверки: государственное унитарное предприятие Чувашской Республики  «Чувашский республиканский коллектор учебно-наглядных пособий» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

Срок проведения проверки: с 22.04.2013 по 28.05.2013.

Цель проверки: соблюдение установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности Чувашской Республики и результатов финансово-хозяйственной деятельности.

Проверяемый период: 2011 – 2012 годы.

 

                            Результаты контрольного мероприятия:

       1.  Проверка соответствия деятельности организации требованиям законодательства о государственных унитарных предприятиях, положениям ее учредительных документов.

           1.1. Краткая характеристика ГУП (проверка предмета и цели создания организации; виды деятельности; филиалы и представительства; уставный капитал, фонды и чистые активы)

Государственное унитарное предприятие Чувашской Республики «Чувашский республиканский коллектор учебно-наглядных пособий» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики (далее - Предприятие) является правопреемником республиканского государственного унитарного предприятия «Чувашский республиканский коллектор учебно-наглядных пособий» Министерства образования Чувашской Республики, созданного приказом Министерства образования, науки и высшей школы Чувашской Республики от 25.02.1997 №57 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.1992№680 «О передаче государственных предприятий Федеральной собственности в собственность Чувашской Республики». Предприятие зарегистрировано постановлением главы Ленинской районной администрации  г. Чебоксары от 12.03.1997 №76/4.

Предприятие является юридическим лицом, координация и регулирование деятельности которого осуществляется Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики (далее - Минобразования Чувашии).

Полномочия собственника от имени Чувашской Республики по управлению и распоряжению республиканским имуществом Чувашской Республики осуществляет Кабинет Министров Чувашской Республики непосредственно или через уполномоченные органы. Уполномоченным органом, осуществляющим управление и распоряжение имуществом, является Министерство имущественных и земельных отношений Чувашской Республики (далее - Минимущество Чувашии).

Предприятие осуществляет свою деятельность на основании Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее -  Федеральный закон №161-ФЗ), других законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации и Чувашской Республики и Устава Предприятия, утвержденного приказом Минобразования Чувашии от 13.10.2003 № 537 и  согласованного распоряжением Минимущества Чувашии от 09.10.2003 №1531-р.  В Устав Предприятия внесены изменения и дополнения от 25.10.2004 №775 и от 31.07.2006 №606.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.07.2012 №304 Предприятие реорганизовано путем присоединения к нему государственного унитарного предприятия Чувашской Республики «Оздоровительный центр для детей и молодежи «Лазурный» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики (далее – ГУП «Лазурный»). Предприятие является правопреемником всех прав и обязанностей ГУП «Лазурный».

Имущество Предприятия является государственной собственностью Чувашской Республики и закреплено за ним на праве хозяйственного ведения.

Основной целью создания Предприятия является удовлетворение потребности учреждений образования республики, педагогических работников, учащихся и студентов учебно-наглядными пособиями, учебными программами, школьной документацией, техническими средствами обучения и оборудования с высокими потребительскими свойствами и качеством.

Основным видом деятельности Предприятия является торговая, закупочная и сбытовая деятельность.

Настоящей проверкой установлено, что в проверяемом периоде Предприятие фактически осуществляло предусмотренные Уставом виды деятельности. Указанная деятельность Предприятия соответствует предмету и цели его создания.

Предприятие филиалов и представительств не имеет. В своем составе Предприятие имеет структурное подразделение, расположенное по адресу: г.Новочебоксарск, ул. Воинов  Интернационалистов, д.9.

Величина чистых активов предприятия на 31.12.2011 составила 33 086 тыс. рублей, на 31.12.2012 – 41 887,00 тыс. рублей, или увеличилась на 8 801,00 тыс. рублей (на 26,6 %).

         1.2 Анализ учредительных и организационно-правовых документов Предприятия

Анализ учредительных документов Предприятия  показал, что в нарушение п. 3 статьи 9 Федерального закона  № 161-ФЗ  в Уставе Предприятия не указаны размеры, порядок формирования и использования образуемых Предприятием фондов. В нарушение п. 3.9. Устава Положение о фондах Предприятия не согласовано с Минобразования Чувашии.

Право на хозяйственное ведение имущества, расположенного по адресу: Чувашская Республика, Моргаушский район, Кадикасинское сельское поселение, д. Шомиково, ул. Лесная, д. 57, зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике 05.12.2012.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона  № 161-ФЗ  для покрытия убытков унитарного предприятия создается Резервный фонд.  Уставом  Предприятия размер отчислений в Резервный фонд  не установлен. Также  не предусмотрен порядок заключения, изменения и прекращения трудового договора с директором Предприятия, который должен содержаться в Уставе, согласно абзацу 7 пункта 3 статьи 9 Федерального закона  № 161-ФЗ.

           1.3. Проверка соблюдения действующего законодательства при совершении Предприятием сделок с имуществом

В соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 20 Федерального закона №161-ФЗ собственник имущества унитарного предприятия дает согласие, в случаях предусмотренных настоящим Федеральным законом, на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок.

Для Предприятия крупной является сделка свыше 67,4 тыс. рублей (уставный капитал составляет 673,7 тыс. рублей).

Выборочной проверкой договоров, заключенных Предприятием в 2011 и 2012 годах установлено, что в нарушение статьи 23 Федерального закона №161-ФЗ Предприятием заключались крупные сделки без согласования с собственником имущества. Без согласия собственника в 2011 году таких сделок совершено  на  сумму 33 410,2 тыс. руб., в 2012 году - на 57 297,8 тыс. руб. Кроме того, Предприятием совершались сделки по приобретению и отчуждению имущества по договорам, заключенным в 2011 и 2012 годах и ранее (договора, которые пролонгируются на каждый следующий год, если сторонами не заявлено о расторжении договора), в которых не указаны объемы и сумма закупок, общая стоимость каждого из которых складывается из суммарной стоимости всех партий товара, переданных продавцом покупателю. Так, в 2011 году значительные объемы закупок и реализации товаров Предприятием совершены по договорам с 14 организациями на общую сумму 50 773,5 тыс. рублей, в 2012 году – 18 организациями на общую сумму 52 619,0 тыс. рублей.

Учитывая объемы закупок и реализации за прошлые годы, а также предполагаемые закупки на год Предприятие должно было согласовывать такие сделки с Минимуществом Чувашии.

За проверяемый период Предприятием 06 декабря 2012 года собственнику имущества – Минимуществу Чувашии направлены письма о согласовании крупных сделок, совершенных в 2012 году. Минимуществом Чувашии направлены согласия на совершение в декабре 2012 года крупных сделок, за исключением трех, по которым в согласовании сделок отказано на общую сумму 855,1 тыс. руб.

Также, Предприятием не представлено согласие собственника имущества на заключение государственного контракта от 13.09.2012 №928, заключенного с Минобразованием Чувашии на поставку товаров для государственных нужд на сумму 24 196,5 тыс. рублей. При заключении государственного контракта Предприятие руководствовалось полученным от Министерства имущественных и земельных отношений Чуваш-

ской Республики 13.07.2012 г №09/09-5269 согласием на аккредитацию на электронной площадке и участия в открытых аукционах в электронной форме с максимальной суммой одной сделки не превышающей 30 млн. рублей.  

        В нарушение пункта 1 ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации в ряде заключенных договоров на поставку товаров отсутствовали даты заключения договоров, что не позволяло определить момент вступления договора в силу и возникновения взаимных обязательств сторон. В ходе проверки даты заключения договоров проставлены.

С 01.01.2012 вступил в законную силу Федеральный закон от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Федеральный закон № 223-ФЗ), который установил, в том числе и для государственных унитарных предприятий, общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

Во исполнение Федерального закона №223-ФЗ  приказом директора Предприятия от 25.01.2012 №8 утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг ГУП «Учколлектор» Минобразования Чувашии (далее – Положение о закупке). Положение о закупке, которое в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона №223-ФЗ должно являться документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика. Положение о закупке не  распространяется на отношения, связанные с приобретением товаров для торговой, закупочной и сбыточной деятельности, являющихся основными видами его деятельности.     

Таким образом, Положение о закупках Предприятием принято в нарушение   Федерального закона № 223-ФЗ, под действие которого попадают любые закупки унитарного предприятия, за исключением указанных в части 4 статьи 1 и части 15 статьи 4 Федерального закона №223-ФЗ. Приказом директора Предприятия от 05.02.2013 №9  утверждено  Положение о закупке товаров, работ, услуг ГУП «Учколлектор» Минобразования Чувашии с изменениями. Указанное Положение приведено в соответствие с требованиями и принципами Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», что подтверждается правовой оценкой, данной ООО «Юридическая компания «Государственный заказ».

2. Оценка эффективности финансово-хозяйственной деятельности Предприятия в проверяемом периоде, достижения целей и задач, поставленных перед ним.

          2.1 Анализ основных производственных показателей Предприятия. Оценка показателей экономической эффективности деятельности Предприятия.

Для выполнения целей, определенных в разделе 2 Устава Предприятия, Минобразования Чувашии утвердило программу деятельности Предприятия на 2011и 2012 годы, показатели экономической эффективности деятельности, а также отдельные производственные показатели деятельности.

Утвержденные показатели производственной деятельности на 2011 и 2012 годы Предприятием выполнены. Выручка от продажи товаров, продукции и услуг в 2011 году увеличилась на 9572 тыс. рублей или 12,2 % к уровню 2010 года, в 2012 году увеличилась на 9959 тыс. рублей или на 11,2 % к уровню 2011 года, за счет увеличения выручки от реализации спортивного инвентаря и оборудования и реализации школьной и детской мебели. По остальным видам деятельности  по сравнению с 2011 годом наблюдается снижение выручки. План по чистой прибыли в 2011 году перевыполнен на 13,1%, в 2012 году на 6,4% . По итогам 2012 года чистая прибыль составила 4 255,0 тыс. рублей или  108% к уровню 2011 года и 106,4% к утвержденному плановому показателю. Вместе с тем, в 2012 году наблюдается снижение темпов роста выручки от продаж по сравнению с 2011 годом на 0,9 % (с 112,1 % до 111,3%), темпы роста  полученной чистой прибыли в 2012 году снижены на 1,5 % (109,0% до 107,5%).

На предприятии установилась тенденция роста стоимости чистых активов. Стоимость чистых активов на 01.01.2013 составила 41887тыс. рублей. План по чистым активам перевыполнен в 2011 году на 29,7%, в 2012 году на 39,6%. В 2012 году чистые активы предприятия выросли на 8 801тыс. рублей или на 26,6% к уровню 2011года.

В 2011 году план по среднемесячной  заработной плате выполнен на 123,7%, в 2012 году - на 120,8%.  В 2012 году среднемесячная заработная плата составила 24,2 тыс. рублей. Рост к уровню 2011 года составляет 4,4 тыс. рублей или 22,0%.

Анализ основных показателей экономической эффективности деятельности Предприятия за проверяемый период показывает, что доведенные производственные показатели   выполнены.  Финансовая устойчивость Предприятия оценивается как удовлетворительная.

В 2011- 2012 годах общая рентабельность составила соответственно 5,51 и 5,64, т.е. с каждого рубля от реализации продукции была получена чистая прибыль в размере 5руб. 51 коп. и 5 руб. 64 коп. соответственно.

Коэффициент текущей ликвидности  высок и имеет тенденцию роста. Это означает, что Предприятие имеет в своем распоряжении средств больше, чем оно может эффективно использовать.

Коэффициент абсолютной ликвидности (общий коэффициент покрытия долгов) показывает степень, в которой оборотные активы покрывают оборотные пассивы, в данном случае он равен  2,51 – 3,95, что значит, что краткосрочные финансовые обязательства на 251-395 % обеспечены абсолютно ликвидными активами.

Отдача собственных оборотных средств за 2011год составила 2,2, за 2012 год – 2,2, т.е. на прежнем уровне. Это свидетельствует о грамотной методике управления собственными оборотными активами.

           2.2. Анализ структуры и состояния основных средств. Соблюдение установленного порядка управления и распоряжения имуществом Чувашской Республики.

По состоянию на 01.01.2013 стоимость основных средств  Предприятия составила – 4 378,0 тыс. рублей,  на 01.01.2012 – 1072,0 тыс. рублей или возросла  на 3 306 тыс. рулей или в 4 раза. Увеличение связано с передачей основных средств ГУП «Лазурный». Выбытие основных средств в 2012 году составило 179,0 тыс. рублей..  В 2011 году приобретено основных средств на сумму 594,0 тыс. рублей (автомобиль – на 554,2 тыс. рублей и  кондиционер –на 40,1 тыс.рублей).  Согласие собственника на покупку автомобиля не предоставлено.

Оформление движения основных средств на Предприятии производится на основании унифицированных первичных документов. Выборочной проверкой начисления амортизации основных средств  нарушений не установлено.

В ходе проверки в соответствии с приказом  Директора Предприятия от 29.04.2013 №37 проведена инвентаризация основных средств. В результате инвентаризации выявлены излишки - объект  незавершенного строительства из 80 фундаментных блоков.

 В структуре основных фондов наибольший удельный вес составляют здания и сооружения - 60,0%, машины и оборудование - 13,0 %, транспортные средства - 26,0%, производственный и хозяйственный инвентарь -  1,0 процента.

На балансе Предприятия по состоянию на 1 января 2013 года числится 3 автотранспортных средства. Предприятием списание ГСМ производилось по утвержденным нормам расхода. Списание ГСМ осуществлялось на основании путевых листов. В нарушении письма Минфина Российской Федерации от 20.02.2006 № 03-03-04/1/129 при заполнении таких показателей путевого листа, как место отправления и место назначения, в отведенных для этих целей строках и графах не указывался конкретный путь следования. Такие записи, как «поездки по городу» и «езда по городу», не могут подтвердить производственный характер расходов Предприятия. Отсутствие данных о маршруте следования не позволяет судить о том, что автомашина была использована именно в служебных целях. Подобные реквизиты являются обязательными и отражают содержание хозяйственной операции. 

Степень обновления основных фондов Предприятия высокая и составила  17,8 % в 2011 году и 53,8 % в 2012 году. Прирост основных фондов за проверяемый  период наблюдается в 2012 году и составил 3494 тыс. рублей или  в 2 разаВ 2011 году Предприятие характеризовалось высоким коэффициентом износа – 0,68, в 2012 году – коэффициент износа составил – 0,35. Значение данного коэффициента улучшилось в основном за счет передачи  основных средств ГУП «Лазурный».

 Показатель фондовооруженности труда в 2012 году составил 153,7,  в 2011году- 89,1. Показатель фондоотдачи в проверяемом периоде уменьшился с 26,5 в 2011 году до 14,4 в 2012 году. Чем больше продукции приходится на каждый рубль стоимости основных фондов, тем эффективнее они используются. В данном случае снижение фондоотдачи в 2012 году объясняется  увеличением стоимости основных средств (в связи с передачей основных средств при реорганизации Предприятия  в форме присоединения к нему ГУП «Лазурный»), не участвующих в хозяйственной деятельности Предприятия, т.е. не влияющих на объем реализации  товаров и услуг.

Имущество ГУП «Лазурный» передано Предприятию по акту приема-передачи от 01.10.2012 по перечню основных средств по состоянию на 01.10.2012. Полученное имущество по 30 наименованиям на общую сумму 3 685,3 тыс. рублей принято к учету и оприходовано на баланс Предприятия.

В целях  обеспечения отдыха и оздоровления населения с условием отдыха и оздоровления детей на летний период, по договору от 15.04.2010, заключенному между ГУП «Лазурный» и ООО «Интеграл Мастер Волга», вышеуказанное имущество было предоставлено во временное владение и пользование  ООО «Интеграл Мастер Волга» сроком до 14 апреля 2040 года. В нарушение Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 18 Федерального закона  №161 - ФЗ  ГУП «Лазурный» сдал в аренду имущество без согласия собственника имущества  (Минимущество Чувашии), что в последующем привело к неэффективному использованию  арендатором - ООО «Интеграл Мастер Волга» всего имущественного комплекса. В результате бесхозного состояния объекта и несвоевременного выполнения текущего и капитального ремонта, внутренняя отделка, кровля, полы, окна, двери и инженерные системы приведены в полную негодность и требуют капитального ремонта, что подтверждается техническим заключением, выданным в сентябре 2012 года ООО «Проектно-строительная фирма  «Ремстрой-сервис».  На день проведения проверки Предприятием, в связи с присоединением к нему ГУП «Лазурный, произведены расходы на общую сумму 961,6 тыс. рублей, в том числе погашены долги ГУП «Лазурный» на 01.10.2012 в сумме 655,3

тыс. рублей, начислена и выплачена заработная плата работникам с учетом отчислений во внебюджетные фонды в сумме 61,7 тыс. рублей, переоформлены права хозяйственного ведения на недвижимое имущество – на сумму 240,0 тыс. рублей, перечислена госпошлина в Арбитражный суд Чувашской Республики – 4,0 тыс. рублей, произведена перерегистрация договора аренды земли – 0,6 тыс. рублей.

Исходя из вышеуказанного следует, что имущество остаточной стоимостью 3 685,3 тыс. рублей, переданное  и закрепленное в соответствии с действующим законодательством за Предприятием на праве хозяйственного ведения на день проведения проверки не используется. Требуется проведение  капитального ремонта всего имущественного комплекса  и дополнительные финансовые затраты Предприятия.

          2.3.Анализ доходов и расходов. Формирование финансовых результатов деятельности Предприятия. Соблюдение порядка использования чистой прибыли.

В 2012 году выручка в целом по Предприятию увеличилась по сравнению с 2011 годом на 9 959,0 тыс. рублей (или на 11,3 %), в основном за счет увеличения выручки от реализации спортивного инвентаря и оборудования на 22730 тыс. рублей (или в 23,3 раза) и выручки от реализации школьной и детской мебели на 11927,0 тыс. рублей (или на 19,5 %). По остальным видам деятельности Предприятия  в 2012 году по сравнению с 2011 годом наблюдается снижение выручки.

В 2011 году в структуре выручки наибольший удельный вес составляет выручка от реализации учебно-методической и художественной литературы - 63458 тыс. рублей, или 71,9% от общего объема. В 2012 году ее доля сократилась до 52,6% за счет увеличения доли выручка от реализации спортивного инвентаря и оборудования - 23750,0 тыс. рублей, или 24,2%.

Основную долю расходов Предприятия составляют  затраты  на оплату труда: в 2011 году– 8 946,0 тыс. рублей (48,3%), в 2012 году – 8 907,0 тыс. рублей (50,7%), снижены по сравнению с 2011 годом на 39,0 тыс. рублей, доля в общих расходах выросла на 2,5 %.  В 2012 году по сравнению с 2011 годом расходы  в целом по Предприятию сократились на 1 034,0 тыс. рублей, или на 5,6 % и составили  17 541,0 тыс. рублей. В 2012 году снижение расходов связано с уменьшением расходов по статье «Материальные затраты» на 46,2%,  «Прочие затраты» на 10,6%, «Амортизация» на 16,6 %. В структуру прочих затрат входят расходы: коммунальные услуги (тепло, электроэнергия, водоснабжение), техническое обслуживание (контрольно-кассовые машины, пожарная сигнализация и т.п.), услуги вневедомственной охраны, услуги страхования.

Несмотря на увеличение в 2012 году выручки от продажи товаров, продукции и услуг только на 11,2 % к уровню 2011 года,  прибыль от продаж увеличилась на 49,9%, что объясняется сокращением расходов в целом на 5,6 % в 2012 году к уровню 2011 года, в том числе материальных затрат на 46,25%. В 2012 году величина чистой прибыли Предприятия по сравнению с 2011 годом  увеличилась на 298,0 тыс. рублей (на 7,5%)  за счет  дополнительных поступлений в виде прочих доходов.

В 2012 году возросли прочие расходы на 693,0 тыс. рублей, или на 68,1% и составили 1 710,01 тыс. рублей - в основном за счет увеличения расходов на госпошлину, аренду склада и благотворительную помощь. В 2012 году наибольшая помощь оказана муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя образовательная школа №19 » г. Новочебоксарск в виде мебели для кабинета приемной директора на сумму 64,5 тыс. рублей. Следует отметить, что мебель, переданная для кабинета приемной директора, не предназначалась для достижения целей благотворительной деятельности, а использовалась получателем для выполнения своих функциональных обязанностей. Помощь может называться благотворительной, только если оказывается некоммерческой организацией  в целях, предусмотренных п. 1 ст. 2  Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ. В результате Предприятием допущены неэффективные расходы в сумме 64,5 тыс. рублей.

Балансовой комиссией Минобразования Чувашии рекомендовано Предприятию направить чистую прибыль за 2011 год, оставшуюся в распоряжении Предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей в фонд потребления – 60,0%, на развитие основных производственных фондов – 40,0% и перечислить в республиканский бюджет Чувашской Республики 10,0% от суммы чистой прибыли (395,7 тыс. рублей) за пользование государственным имуществом.

Балансовой комиссией Минобразования Чувашии по оценке финансово-хозяйственной деятельности Предприятия за 2012 год от 06.03.2013 утвержден отчет  Предприятия на 1 января 2013 года с валютой баланса 48 833,0 тыс. рублей, рекомендовано перечислить в республиканский бюджет Чувашской Республики 10,0% от суммы чистой прибыли (425,5 тыс. рублей) за пользование государственным имуществом и рекомендовано Предприятию направить чистую прибыль за 2012 год, оставшуюся в распоряжении Предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей в Резервный фонд Предприятия – 5%, в фонд производственного и социального развития - 35%, в фонд потребления предприятия - 60%. Указанные суммы в республиканский бюджет перечислены своевременно.

За проверяемый период в Резервный фонд Предприятия отчисления от чистой прибыли не производились.

По данным бухгалтерского учета по состоянию на 1 января 2011 года остаток средств фонда потребления составил 1 557,1 тыс. рублей. В 2011 году направлено в фонд потребления  чистой прибыли в сумме 1 960,4 тыс. рублей,      использовано –      1 758,2 тыс. рублей. В 2012 году направлено в фонд потребления - 2 136,9 тыс. рублей, использовано - 1 944,8 тыс. рублей. Остаток средств фонда потребления по состоянию на 1 января 2013 года составил 1 951,3 тыс. рублей. Использование средств фонда потребления осуществлялось в соответствии с Положением о Фонде потребления, утвержденным приказом директора Предприятия от 31.12.2010 №110.

Направление чистой прибыли в фонд производственного и социального развития (фонд накопления) проводками в бухгалтерском учете не отражено. Учет по фонду накопления ведется на счете 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». По данным бухгалтерского учета по состоянию на 01.01.2012 по вышеуказанному счету числился остаток средств в сумме 32 412,3 тыс. рублей, на 01.01.2013 – 39 261,3 тыс. рублей. На производственное развитие Предприятия средства фонда накопления в 2011-2012 годах не направлялись.

2.4. Структура и динамика долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений Предприятия. Анализ обоснованности и использования привлеченных средств

По данным бухгалтерского учета Предприятия в проверяемом периоде долгосрочные финансовые вложения не имелись. Краткосрочные финансовые вложения Предприятия на 31.12.2010 числились в сумме 20 000,0 тыс. рублей, на 31.12.2011 – 15 000,0 тыс. рублей, на 31.12.2012 – 20 000,0 тыс. рублей. Кроме того, по состоянию на 31.12.2012 числились краткосрочные финансовые вложения в форме денежных эквивалентов в сумме 5 500,0 тыс. рублей.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» (ПБУ 19/02), утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10.12.2002 №126н, Предприятием отнесены к финансовым вложениям депозитные вклады в кредитных организациях.

Краткосрочные финансовые вложения, числящиеся на 31.12.2010 в сумме 20 000,0 тыс. рублей образовались в соответствии с заключенными ранее Предприятием договорами срочного банковского депозита с Банком ВТБ (открытое акционерное общество) от 25.01.2010 на общую сумму 5 000,0 тыс. рублей, а также с ОАО Банком  АВБ от 27.12.2010  на сумму 15 000,0 тыс. рублей.

В 2011 году Предприятием заключены договора срочного банковского депозита (вклада) с ОАО Банком АВБ на общую сумму 30 000,0 тыс. рублей. В 2012 году Предприятием заключены договора срочного банковского депозита (вклада) с ОАО Банком АВБ на общую сумму 24 000,0 тыс. рублей. От размещения денежных средств получен доход в виде процентов по депозитным вкладам в 2011 году в сумме 1 933,2 тыс. рублей.

Учет финансовых вложений Предприятием осуществлялся на счете 55.3 «Депозитные счета». При этом задолженность по данному счету в бухгалтерской отчетности на 31.12.2011 отражена в балансе по коду 240 «Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов)» в сумме 15 000,0 тыс. рублей, на 31.12.2012 в сумме 25 500,0 тыс. рублей: по коду 240 «Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов)» – 20 000,0 тыс. рублей и коду 250 «Денежные средства и денежные эквиваленты» – 5 500,0 тыс. рублей (в составе суммы 6 206,0 тыс. рублей).

В ходе проверки установлено, что в составе кода 250 «Денежные средства и денежные эквиваленты» отражена сумма в размере 1 500,0 тыс. рублей, которая фактически должна была быть отражена в бухгалтерском балансе по коду 240 «Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов)», так как дебиторская задолженность по состоянию на 31.12.2011 в сумме 15 000,0 тыс. рублей, образовавшаяся в результате перечисления денежных средств во  вклады ОАО Банка  АВБ  по заключенным договорам, отражена в балансе Предприятия по коду 240 «Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов)».

Таким образом, Предприятием допущено искажение статьи (строки) бухгалтерского баланса на 31.12.2012 по коду 240 «Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов)» на 1 500,0 тыс. рублей, по коду 250 «Денежные средства и денежные эквиваленты на 1 500,0 тыс. рублей .

При отсутствии четкого нормативного регулирования данный вопрос должен решается через учетную политику Предприятия (Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.10.2008 № 106н). В учетной политике Предприятия на 2011, 2012 годы не отражено, какие финансовые вложения Предприятия квалифицированы как денежные эквиваленты.

           2.5. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности. Состояние расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами

По данным бухгалтерского учета Предприятия по состоянию на 1 января 2011 года числилась дебиторская задолженность в сумме 1 427,0 тыс. рублей и кредиторская задолженность в сумме 4 471, тыс. рублей.

В течение 2011 года дебиторская задолженность увеличилась на 2 792,0 тыс. рублей и по состоянию на 01 января 2012 года составила 4 219,0 тыс. рублей.

В сумме дебиторской задолженности  наибольший удельный вес (50,5%,) занимает задолженность  по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», которая образовалась в основном за счет предоплаты ООО «Центр учебных пособий» за покупку учебной, учебно-наглядной продукции по договору, заключенному от 09.01.2008 (1 933,7 тыс. рублей). Дебиторская задолженность по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» ( 35,1%) сложилась  в основном за счет задолженности ООО «Учинфо» по договору от 30.12.2011 (624,9 тыс. рублей), ООО «Алза»  по договору от 03.08.2011  (300,0 тыс. рублей), ООО «Стройкомплект» (340,3 тыс. рублей). При этом следует отметить, что задолженность ООО «Стройкомплект» перед Предприятием числится с 11.06.2008.

Кредиторская задолженность за 2011 год увеличилась на 2 129,0 тыс. рублей и на 01 января 2012 года составила 6 600,0 тыс. рублей. Кредиторская задолженность за 2011 год  увеличилась в основном за счет расчетов с покупателями и заказчиками (31,5%) и расчетов с поставщиками и подрядчиками (27,5%).

В течение 2012 года за счет погашения организациями суммы задолженности дебиторская задолженность уменьшилась на 1 231,0 тыс. рублей и по состоянию на 1 января 2013 года составила 2 988,0 тыс. рублей.

Наибольший удельный вес занимает сумма дебиторской задолженности по счету 76.5 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (75,4%), в основном за счет задолженности ООО «Интеграл Мастер Волга» перед предприятием за аренду  государственного имущества в сумме 2 204,7 тыс. рублей согласно договору, заключенному от 15.04.2010 между ГУП «Лазурный» и ООО «Интеграл Мастер Волга».

Сумма кредиторской задолженности за 2012 год увеличилась незначительно (на 40,0 тыс. рублей)  и на 1 января 2013 года составила 6 640,0 тыс. рублей.

Наибольший удельный вес занимает сумма кредиторской задолженности по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» (44,1%) по причине того, что в декабре 2012 года начислен НДС за 4 квартал, оплата по которому предусмотрена в срок до 20 января следующего года и  счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (23,9%) за поставку товаров.

Кредиторская задолженность в основном является текущей, за исключением задолженности перед ООО «Никс» в сумме 20,7 тыс. рублей, которая числится с 10.01.2006, Лукиным Л.Г. – 44,8 тыс. рублей (с 01.11.2008), ЗАО «Биосвязь» - 18,9 тыс. рублей (с 19.02.2010). Оплата за поставленный товар производится Предприятием по мере реализации продукции.

В ходе анализа дебиторской и кредиторской задолженности выявлено, что Предприятием не соблюдены Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 №49 – не в полном объеме произведена сверка взаимных расчетов перед составлением годового отчета с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками (например, не имеется акта взаимной сверки с ООО «Интеграл Мастер Волга» о подтверждении задолженности перед Предприятием за аренду  государственного имущества в сумме 2 204,7 тыс. рублей).

Проверкой выполнения Предприятием обязательств по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами установлено, что в 2011 году уплачено налогов и обязательных платежей во все уровни бюджетов и внебюджетные фонды в сумме  7 598,5 тыс. рублей, в 2012 году -  7 194,4 тыс. рублей.

В соответствии со статьей 4 Закона Чувашской Республики от 23.07.2001 №36  «О регулировании бюджетных правоотношений в Чувашской Республике»   обеспечено перечисление в доход республиканского бюджета Чувашской Республики 10 % чистой  прибыли Предприятия, оставшейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет,  за 2011 год в сумме  395,7 тыс. рублей, за  2012 год – 425,5 тыс. рублей.

В ходе проверки выборочно проверено выполнение требований условия договоров с поставщиками, покупателями и заказчиками. При этом выявлено следующее. В 2011 году  Предприятием с  ООО «Алза» заключен договор от 03.08.2011 на поставку учебного оборудования и учебно-наглядных пособий для МОУ «Шихазанская СОШ» в с. Шихазаны Канашского района на общую сумму 3 300,0 тыс. рублей. В соответствии с п. 3.1. договора, поставка товара производится после перечисления средств на счет субподрядчика, т.е. Предприятия. Фактически поставка оборудования ООО «Алза» произведена до ее оплаты – в сентябре, октябре, ноябре и декабре 2011 года на общую сумму 3 300,0 тыс. рублей, а  оплата лишь в декабре  2011 года – на 3 000,0 тыс. рублей и в 2012 году - на 300,0 тыс. рублей. Таким образом, Предприятием нарушены условия договора, заключенного с ООО «Алза» от 03.08.2011, на сумму 3 300,0 тыс. рублей – поставка товара произведена до перечисления средств на счет Предприятия.

          2.6 Претензионно - исковая работа по снижению дебиторской задолженности

В ходе изучения просроченной дебиторской задолженности установлено, что в проверяемый период наибольшую сумму задолженности перед Предприятием имели  ООО «Стройкомплект» в сумме 340,3 тыс. рублей (в 2011 году и в 2012 году)  и ООО «Интеграл Мастер Волга» в сумме 2 204,8 тыс. рублей (в 2012 году).

1. Дебиторская задолженность по ООО «Стройкомплект» перед Предприятием образовалась за поставку Предприятием товара (учебно-наглядные пособия, учебная и библиотечная мебель, спортивное оборудование, офисная техника и т.д.),  на сумму 340,3 тыс. рублей.

В соответствии со статьей 486 Гражданского кодекса РФ покупатель должен был оплатить товары непосредственно до или после получения товаров. Однако, ООО «Стройкомплект» обязательства по оплате исполнены не были. Предприятием претензия с требованием о погашении образовавшейся задолженности и процентов за пользование чужими денежными средствами в адрес ООО «Стройкомплект» направлена только 13 мая 2010 года. Повторная претензия направлена  18 апреля 2012 года. Никаких иных конкретных действий по взысканию задолженности до мая 2012 года Предприятием не предпринималось. 17 апреля 2012 года на заседании балансовой комиссии Минобразования Чувашии Предприятию рекомендовано обратиться в Арбитражный суд Чувашской Республики о взыскании дебиторской задолженности с ООО «Стройкомплект». Предприятие обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики 3 мая 2012 года с исковым заявлением о взыскании с ООО «Стройкомплект» в свою пользу задолженности по оплате товаров в сумме 340,3 тыс. рублей, процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 118,3 тыс. рублей и возврата оплаченной Предприятием государственной пошлины в сумме 12,7 тыс. рублей. В виду оплаты ООО «Стройкомплект» основной суммы долга в сумме 340,3 тыс. рублей, что подтверждается платежным поручением от 25.06.2012 №108, Предприятие отказалось от исковых требований к должнику о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами и отозвало исковое заявление из Арбитражного суда Чувашской Республики.

Таким образом, Предприятием была упущена возможность получения дохода, в виде процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 118,3 тыс. рублей по исковому заявлению к ООО «Стройкомплект».

2. Дебиторская задолженность по ООО «Интеграл Мастер Волга» в сумме 2 204,8 тыс. рублей перед Предприятием возникла в виду уклонения  ООО «Интеграл Мастер Волга» от уплаты арендных платежей.

 По условиям пункта 3.1 договора от 15.04.2010 ООО «Интеграл Мастер Волга»  за полученное в аренду с 15.04.2010 года по 14.04.2040 года имущество вносит арендную плату в сумме 1 199,3 тыс. рублей в год без учета НДС на расчетный счет ГУП «Лазурный». Условия договора ООО «Интеграл Мастер Волга» исполнены частично, за период с 15.04.2010 по 15.04.2012 арендная плата оплачена в размере 1 098,1 тыс. рублей, долг на 15.04.2012 составил 1 300,5 тыс. рублей. ГУП «Лазурный» обратилось 29.03.2012 в Арбитражный суд Чувашской Республики с иском к ООО «Интеграл Мастер Волга» о расторжении договора от 15.04.2010 на сдачу в аренду государственного имущества Чувашской Республики и взыскании долга по арендной плате. Решение Арбитражного суда Чувашской Республики о взыскании долга по арендной плате в размере 1 300,5 тыс. рублей за период с 15.04.2010 по 15.04.2012 вынесено 12.02.2013 и на период проверки не вступило в законную силу.

В ходе настоящей проверки установлено, что за неисполнение условий пункта 4.1 договора от 15.04.2010 Предприятием ООО «Интеграл Мастер Волга» пени из расчета 0,1 процента от суммы недоимки за каждый день просрочки арендной платы не начислялись, претензии с требованием уплаты образовавшейся задолженности по пени ООО «Интеграл Мастер Волга» не предъявлялись. Задолженность ООО «Интеграл Мастер Волга» перед Предприятием по пени за несвоевременное внесение арендной платы с 15.04.2010 по 15.04.2012 составляет в сумме 515,0 тыс. рублей и также не оплачена.

В целом можно сделать вывод, что за исключением указанных фактов  работа по взысканию дебиторской задолженности проводится удовлетворительно.

          3.Состояние бухгалтерского учета и отчетности Предприятия

Положение об учетной политике для целей бухгалтерского учета на 2011 год утверждено приказом директора от 31.12.2010 №110, на 2012 год – от 30.12.2011 №115. При этом следует отметить, что учетная политика Предприятия не отражает в полном объеме  форму и способы ведения бухгалтерского учета, в соответствии с предусмотренными требованиями Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.10.2008 №106н. Так, в Положении об учетной политике Предприятия не конкретизирована форма ведения бухгалтерского учета. В соответствии с Положением об учетной политике на Предприятии применяется как журнально-ордерная, так и мемориально-ордерная форма учета. Фактически бухгалтерский учет на Предприятии ведется по журнально-ордерной форме в электронном виде с использованием программы автоматизации бухгалтерского учета «1С Предприятие 7.7». Также, как было изложено выше, в Положении об учетной политике Предприятия, в связи с введением с 2011 года в действие Положения по бухгалтерскому учету «Отчет о движении денежных средств» (ПБУ 23/2011), утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02.02.2011 №11н, не отражено какие финансовые вложения Предприятия квалифицировать как денежные эквиваленты.

Все хозяйственные операции, проводимые организацией оформляются оправдательными документами (первичными учетными документами), на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, и содержат все необходимые реквизиты.

Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов составляются сводные учетные документы. Все хозяйственные операции регистрируются на счетах бухгалтерского учета.

Оценка имущества и обязательств производится Предприятием для их отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в денежном выражении путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку. По данным бухгалтерского учета, имущество и обязательства Предприятия по состоянию на 31.12.2011 оценены на общую сумму 41 386,0 тыс. рублей, на 31.12.2012 – на 48 693,0 тыс. рублей.

В соответствии с утвержденными Положениями об учетной политике Предприятия начисление амортизации основных средств производилось линейным способом. По данным бухгалтерского учета, в 2011 году начислена амортизация в размере 398,4 тыс. рублей, в 2012 году –325,7 тыс. рублей.

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности Предприятием ежегодно проводится инвентаризация имущества и обязательств.

Состав бухгалтерской отчетности Предприятия соответствует перечню, предусмотренному Федеральным законом от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Бухгалтерская отчетность Предприятия составлена на основе данных синтетического и аналитического учета. При проверке правильности оценки статей бухгалтерского баланса установлено, что данные этой формы соответствуют данным главной книги. Увязка показателей бухгалтерской отчетности соблюдена. Преемственность баланса по состоянию на 31.12.2011 и 31.12. 2012 подтверждается.

Сроки представления бухгалтерской отчетности в соответствующие органы соблюдаются.

 

Выводы:

 

1. В проверяемом периоде Предприятие фактически осуществляло предусмотренную Уставом  деятельность, которая соответствует предмету и цели его создания.

2. Имущество Предприятия является государственной собственностью Чувашской Республики и закреплено за ним на праве хозяйственного ведения. Стоимость закрепленного имущества (основных средств)  Предприятия составила по состоянию на 01.01.2013 – 4 378,0 тыс. рублей,  на 01.01.2012 – 1072,0 тыс. рублей или возросла  на 3 306 тыс. рублей, т.е. в 4 раза. Увеличение связано с передачей основных средств при реорганизации Предприятия путем присоединения к нему ГУП «Лазурный».

3.  В нарушение Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 18 Федерального закона  №161 - ФЗ договор  аренды имущества  с ООО «Интеграл Мастер Волга» не согласован с собственником имущества  (Минимущество Чувашии), что в последующем привело к неэффективному использованию  арендатором - ООО «Интеграл Мастер Волга» всего имущественного комплекса остаточной стоимостью 3 685,3 тыс. рублей.   Имущество на день проведения проверки не используется. В ходе выездной проверки в ГУП «Лазурный» при проведении инвентаризации основных средств Предприятия установлено, что объект не используется в целях предусмотренных договором: обеспечение отдыха и оздоровления населения, с условием отдыха и оздоровления детей в летний  период.    В результате бесхозного   состояния   вышеуказанного объекта  внутренняя отделка, кровля, полы, окна, двери и инженерные системы приведены в полную негодность и требуют капитального ремонта.

4. Анализ учредительных и организационно-правовых документов Предприятия показал,  что в нарушение п. 3 статьи 9 Федерального закона  № 161-ФЗ  в Уставе Предприятия не указаны размеры, порядок формирования и использования образуемых Предприятием фондов.  Положение о фондах Предприятия не согласовано с Минобразования Чувашии.  Уставом Предприятия не предусмотрен порядок заключения, изменения и прекращения трудового договора с директором Предприятия. В 2013 году Устав Предприятия приведен с соответствие с требованиями Федерального закона №161-ФЗ. 

          5. Утвержденные показатели производственной деятельности на 2011 и 2012 годы Предприятием выполнены. Выручка от продажи товаров, продукции и услуг в 2011 году увеличилась на 9 572 тыс. рублей или 12,2 % к уровню 2010 года, в 2012 году увеличилась на 9 959 тыс. рублей или на 11,2 % к уровню 2011 год, за счет увеличения выручки от реализации спортивного инвентаря и оборудования и реализации школьной и детской мебели. По остальным видам деятельности  по сравнению с 2011 годом наблюдается снижение выручки.

 В 2012 году возросли прочие расходы на 693,0 тыс. рублей, или на 68,1% и составили 1 710,01 тыс. рублей - в основном за счет увеличения расходов на госпошлину, аренду склада и благотворительную помощь. В 2012 году  оказана помощь муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя образовательная школа №19 » г. Новочебоксарск в виде мебели для кабинета приемной директора на сумму 64,5 тыс. рублей. Следует отметить, что мебель, переданная для кабинета приемной директора, не предназначалась для достижения целей благотворительной деятельности, а использовалась получателем для выполнения своих функциональных обязанностей. Помощь может называться благотворительной, только если оказывается некоммерческой организацией  в целях, предусмотренных п. 1 ст. 2  Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ. В результате Предприятием допущены неэффективные расходы в сумме 64,5 тыс. рублей.

          План по чистой прибыли в 2011 году перевыполнен на 13,1%, в 2012 году на 6,4% . По итогам 2012 года чистая прибыль составила 4 255,0 тыс. рублей, 108% к уровню 2011 года и 106,4% к утвержденному плановому показателю.

Направление чистой прибыли в фонд производственного и социального развития (фонд накопления) проводками в бухгалтерском учете не отражено. Учет по фонду накопления ведется на счете 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». По данным бухгалтерского учета по состоянию на 01.01.2012 по вышеуказанному счету числился остаток средств в сумме 32 412,3 тыс. рублей, на 01.01.2013 – 39 261,3 тыс. рублей. На производственное развитие Предприятия средства фонда накопления в 2011-2012 годах не направлялись.

За проверяемый период в Резервный фонд Предприятия отчисления от чистой прибыли не производились. 

6. В нарушение статьи 23 Федерального закона №161-ФЗ Предприятием заключались крупные сделки без согласования с собственником имущества (в 2011 году совершены крупные сделки на  сумму 33 410,2 тыс. руб., в 2012 году - на 57 297,8 тыс. руб.).

Предприятием не представлено согласие собственника имущества на заключение государственного контракта от 13.09.2012 №928, заключенного с Минобразованием Чувашии на поставку товаров для государственных нужд на сумму 24 196,5 тыс. рублей.

Предприятием приобретен автомобиль на сумму 554,2 тыс. рублей, при этом согласие собственника на покупку автомобиля не предоставлено.

7. Предприятием не применено право по начислению неустойки в сумме 118,3 тыс. рублей по договору   с ООО « Стройкомплект»  за несвоевременную оплату полученного товара.

   8. В нарушении письма Минфина Российской Федерации от 20.02.2006 № 03-03-04/1/129 при заполнении показателей путевого листа (место отправления и место назначения) не указывался конкретный путь следования. Такие путевые листы не могут подтвердить производственный характер расходов Предприятия.

          9. В ходе проверки при проведении инвентаризации имущества Предприятия выявлены излишки - объект  незавершенного строительства из 80 фундаментных блоков.

10. Предприятием допущено искажение статьи (строки) бухгалтерского баланса на 31.12.2012 по коду 240 «Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов)» на 1 500,0 тыс. рублей, по коду 250 «Денежные средства и денежные эквиваленты на 1 500,0 тыс. рублей.

11. Предприятием нарушены условия договора, заключенного с  ООО «Алза» от 03.08.2011 на сумму 3 300,0 тыс. рублей – поставка товара произведена до перечисления средств на счет Предприятия.

12. В нарушение требований  Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» учетная политика Предприятия не отражает в полном объеме  форму и способы ведения бухгалтерского учета.

 

Предложения:

 

1. Направить отчет о результатах проверки в Государственный Совет Чувашской Республики.

2. Направить представление по устранению выявленных нарушений и недостатков в унитарное предприятие Чувашской Республики «Чувашский республиканский коллектор учебно-наглядных пособий» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики.

3. Направить информационное письмо в Минимущество Чувашии и  Минобразования Чувашии.

 

 

 

 

Начальник отдела государственного

финансового контроля

Контрольно-счетной палаты

Чувашской Республики                                                              Н.В.Васильева

 

Яндекс.Метрика

 

Система управления контентом
428004, г. Чебоксары, Президентский бульвар, 10
Телефон: (8352) 62-13-83
Факс: (8352) 62-40-57
E-Mail: kcp@cap.ru
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика