Контрольно-счетная палата Чувашской РеспубликиОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

19. Отчет по результатам проверки соблюдения установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности Чувашской Республики, и результатов финансово-хозяйственной деятельности государственного унитарного предприятия Чувашской Республики «Издательско – полиграфический комплекс «Чувашия» Министерства информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики за 2011-2012 годы

Утверждаю

                           Председатель

                           Контрольно-счетной палаты

                           Чувашской Республики

                  ___________ Т.Д. Минина

«25» ноября 2013 года

 

 

Отчет

по результатам проверки соблюдения установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности Чувашской Республики, и результатов финансово-хозяйственной деятельности государственного унитарного предприятия Чувашской Республики «Издательско – полиграфический комплекс «Чувашия» Министерства информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики за 2011-2012 годы

 

Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 2.14. Плана работы Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики на 2013 год, утвержденного приказом председателя Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики от 27.12.2012 №36.

Предмет контрольного мероприятия: нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность государственного унитарного предприятия; учредительные документы; первичные бухгалтерские и финансовые документы финансово-хозяйственной деятельности.

Объект контрольного мероприятия: Государственное унитарное предприятие Чувашской Республики «Издательско – полиграфический комплекс «Чувашия» Министерства информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики.

Срок проведения контрольного мероприятия: с 07 октября по 08 ноября 2013 года.

Цель проверки: соблюдение установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности Чувашской Республики и результатов финансово-хозяйственной деятельности.

Проверяемый период: 2011-2012 годы.

Краткая информация об объекте контрольного мероприятия: юридический адрес государственного унитарного предприятия Чувашской Республики «Издательско – полиграфический комплекс «Чувашия» Министерства информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики (далее - Предприятие): 428003, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр. И.Яковлева, д.13.

Идентификационный номер плательщика (ИНН): 2128002100.

 

Проверкой установлено:

 

1. Проверка соответствия деятельности организации требованиям законодательства о государственных унитарных предприятиях, положениям ее учредительных документов

 

1.1. Краткая характеристика ГУП (проверка предмета и цели создания организации; виды деятельности; филиалы и представительства; уставный капитал, фонды и чистые активы. Краткая характеристика ГУП (проверка предмета и цели создания организации; виды деятельности; филиалы и представительства; уставный капитал, фонды и чистые активы)

 

Предприятие является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Учредителем и собственником имущества Предприятия является Чувашская Республика.

Согласно Уставу Предприятия полномочия учредителя Предприятия от имени Чувашской Республики осуществляет орган исполнительной власти Чувашской Республики, на который возложены координация и регулирование соответствующих видов экономической деятельности, – Министерство культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики (далее – Минкультуры Чувашии).

Полномочия собственника имущества Предприятия от имени Чувашской Республики осуществляет Министерство имущественных и земельных отношений Чувашской Республики (далее – Минимущество Чувашии).

Основной вид деятельности Предприятия – печатание газет. Предприятие имеет право осуществлять иные виды деятельности, непосредственно связанные с видом основной деятельности, отвечающие целям и задачам Предприятия, не запрещенные законодательством Российской Федерации, не противоречащие Уставу Предприятия.

Предметом деятельности Предприятия является содействие формированию единого информационного пространства, создание условий свободы слова и информации, обеспечение доступа граждан к печатным информационным ресурсам. Предприятие не имеет филиалов и представительств.

Имущество Предприятия является государственной собственностью Чувашской Республики и закреплено за ним на праве хозяйственного ведения.

Предприятию по договорам аренды представлено 6 земельных участков. Уставный фонд Предприятия на дату проверки составляет 15 000,0 тыс. рублей.

Величина чистых активов на 31.12.2011 составила 49 129,0 тыс. рублей, на 31.12.2012 – 48 649,0 тыс. рублей или уменьшилась на 480,0 тыс. рублей (на 1,0 %).

В соответствии с Прогнозным планом (программой) приватизации государственного имущества Чувашской Республики на 2013 год и основными направлениями приватизации государственного имущества Чувашской Республики на 2014-2015 годы, утвержденными постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.04.2012 № 163, Предприятие в 2013 году подлежит приватизации. Минимуществом Чувашии 28.10.2013 издано распоряжение № 940-р о приватизации Предприятия в открытое акционерное общество «Издательско-полиграфический комплекс «Чувашия» с уставным капиталом 53 799,7 тыс. рублей, состоящим из 5 377 966 обыкновенных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью одной акции 10 рублей.

 

1.2. Анализ учредительных и организационно-правовых документов ГУП

 

В проверяемом периоде до 30.03.2012 Предприятие осуществляло свою деятельность в соответствии с Уставом, утвержденным приказом Минкультуры Чувашии от 29.09.2005 № 01-07/312 (далее – Устав от 29.09.2005) и от 20.03.2012 № 01-07/150 (далее - Устав).

В ходе проверки установлено, что в нарушение абзаца 4 статьи 4.7 Устава от 29.09.2005 не отражены сведения о земельных участках (не отражены сведения о 3 земельных участках, находящихся в государственной собственности Чувашской Республики площадью 1 200 кв.м., площадью 4 377 кв.м., площадью 227 кв.м.).

В нарушение пункта 3 статьи 9 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее - Федеральный закон № 161-ФЗ) в Уставе от 29.09.2005 не указаны размеры, порядок формирования и использования образуемых унитарным предприятием фондов.

В нарушение положений Уставов Предприятием не принимались и не утверждались локальные акты, устанавливающие порядок формирования и использования фондов накопления, потребления и резервного фонда.

В нарушение п. 4.7 Устава от 29.09.2005 и п. 3.17 Устава Предприятием в проверяемом периоде не исполнены обязанности по страхованию за счет собственных средств государственного имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения.

В нарушение пункта 2 статьи 22 Федерального закона № 161-ФЗ директором Предприятия не доводилась до сведения собственника имущества информация: о юридических лицах, в которых он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица, признаваемые таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, владеют двадцатью и более процентами акций (долей, паев) в совокупности; о юридических лицах, в которых он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица, признаваемые таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, занимают должности в органах управления; об известных ему совершаемых или предполагаемых сделках, в совершении которых он может быть признан заинтересованным.

В нарушение абзаца 7 пункта 3 статьи 9 Федерального закона № 161-ФЗ Уставом Предприятия не предусмотрен порядок заключения, изменения и прекращения трудового договора с директором.

В Устав Предприятия с 25.05.2012 не внесены изменения наименования министерства, на которое возложены координация и регулирование соответствующих видов экономической деятельности.

Предприятие фактически осуществляло виды деятельности, не предусмотренные Уставом: предоставление услуг по автостоянке автотранспортных средств, сдача в аренду нежилых помещений.

Согласно постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики от 15.12.2011 № 572, Предприятие реорганизовано путем присоединения к нему ГУП «Реставратор». Предприятие является правопреемником ГУП «Реставратор», к нему присоединено имущество ГУП «Реставратор». Основные виды деятельности ГУП «Реставратор» (проведение ремонтно-реставрационных и строительно-монтажных работ; изготовление строительных материалов и изделий; торгово-закупочная деятельность) в Уставе Предприятия не отражены.

В нарушение абзаца пятого пункта 3.16 Устава Предприятием не согласовывается приобретение основных средств с Мининформполитики Чувашии и уполномоченным органом.

В ходе выборочной проверки перечисления арендных платежей за земельные участки установлено, что Предприятием допускались факты несвоевременного перечисления арендной платы по договорам. Так, на 01.01.2012 задолженность Предприятия по арендным платежам составила 171,7 тыс. рублей, на 01.01.2013 – 258,8 тыс. рублей. На момент проверки задолженность по начисленным пеням составила в сумме 173,9 тыс. рублей.

 

1.3. Проверка соблюдения действующего законодательства при совершении унитарным предприятием сделок с имуществом

 

В нарушение статьи 23 Федерального закона № 161-ФЗ Предприятием без согласия собственника в 2011 году совершены крупные сделки на 34 538,4 тыс. рублей, в 2012 году – на сумму 60 230,1 тыс. рублей.

Кроме того, Предприятием совершались сделки по приобретению и отчуждению имущества по договорам, заключенным ранее 2011 года (договора, которые пролонгируются на каждый следующий год, если сторонами не заявлено о расторжении договора), в которых не указаны объемы и сумма закупок (ЗАО «Марка-НН» - 1 806,5 тыс. рублей, ООО «Берег-Чебоксары» - 2 589,4 тыс. рублей, ООО «Стан» - 4 539,0 тыс. рублей, ООО «Торг-плюс» - 2 281,9 тыс. рублей). Общая стоимость каждого из указанных договоров складывается из суммарной стоимости всех партий товара, переданных продавцом покупателю.

Учитывая объемы закупок и реализации за прошлые годы, а также предполагаемые закупки на год Предприятие должно согласовывать указанные сделки с Минимуществом Чувашии.

Предприятием по результатам размещения заказа путем проведения запроса котировок заключен договор с ООО «Фолио Сервис» от 09.01.2013 № 11 на сумму 65 090,0 тыс. рублей. Указанный договор заключен также без согласия собственника имущества.

В нарушение статьи 5 Положения о закупке для нужд ГУП Чувашской Республики «ИПК «Чувашия» не ведется реестр договоров, заключенных в соответствии с Положением о закупке.

В соответствии с Положением о закупке в 2012 году проведено 138 закупок товаров, работ, услуг на общую сумму 142 989,4 тыс. рублей, по результатам которых заключено 135 договоров на сумму 73 896,4 тыс. рублей (способ закупки - запрос котировок) и произведены закупки у единственного поставщика на общую сумму 73 269,2 тыс. рублей.  

 2. Оценка эффективности финансово – хозяйственной деятельности ГУП в проверяемом периоде, достижения целей и задач, поставленных перед ними

 

2.1. Анализ основных производственных показателей Предприятия. Оценка показателей экономической эффективности деятельности Предприятия

 

Для выполнения целей, определенных в разделе 2 Устава Предприятия, Минкультуры Чувашии утверждена программа деятельности Предприятия на 2011 и 2012 годы, показатели экономической эффективности деятельности, а также отдельные производственные показатели деятельности.

Утвержденные показатели экономической эффективности деятельности Предприятия на 2011 - 2012 годы в основном выполнены, за исключением показателя по объему производства в натуральном выражении по видам деятельности. Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг в 2011 году увеличилась на 15,2 % к уровню 2010 года, в 2012 году увеличилась на 4,1 % к уровню 2011 года. Плановые показатели по выручке выполнены на 12,2% и 3,9 % соответственно в 2011 и 2012 году.

План по чистой прибыли в 2011 году перевыполнен на 37,7%, в 2012 году на 2,2 % . Вместе с тем, по итогам 2012 года чистая прибыль составила 511,0 тыс. рублей или 33,7% к уровню 2011 года (1 515,0 тыс. рублей) и 102,2% к утвержденному плановому показателю (500,0 тыс. рублей). Снижение планового показателя чистой прибыли в 2012 году в 2,2 раза по сравнению с 2011 годом объясняется присоединением к Предприятию ГУП Чувашской Республики «Реставратор». У Предприятия возникли дополнительные обязательства в виде непокрытого убытка от основной деятельности ГУП ЧР «Реставратор» в сумме 1 070,6 тыс. рублей. Начиная с апреля 2012 года по декабрь 2012 года расходы Предприятия на содержание вышеуказанного участка составили  1 042,5 тыс. рублей. Дополнительные затраты от присоединения ГУП ЧР «Реставратор» составили в 2012 году 2 113,1 тыс. рублей.

Снижение стоимости чистых активов до уровня 48 649,0 тыс. рублей (или на 0,9%) по сравнению с 2011 годом (49 129,0 тыс. рублей) также объясняется присоединением ГУП ЧР «Реставратор». План по чистым активам в 2011 году перевыполнен на 19,9 %, в 2012 году на 5,3 %.

В 2012 году рост среднемесячной заработной платы в целом по Предприятию составил 14,3%, в 2011 году снижение составило 0,6 процентов. Плановые показатели по среднемесячной заработной плате в 2011-2012 годах перевыполнены на 5,7% и 15,9 % соответственно. Среднемесячная заработная плата директора Предприятия за 2011 год по отношению к 2010 году выросла на 72,0 % и составила 89 138,0 рублей. В 2012 году среднемесячная заработная плата директора по отношению к 2011 году выросла на 47 % и составила 131 053,0 рубля.

В нарушение п.5. Положения об условиях оплаты труда руководителей государственных унитарных предприятий Чувашской Республики, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 01.12.1998 № 350 и пункта 3.1. Трудового договора   с учетом дополнительного соглашения от 17 июня 2011 года Минкультуры Чувашии издан приказ от 08.08.2011 о премировании по итогам работы за 2 квартал 2011 года в размере месячного должностного оклада с учетом фактически отработанного времени директора Предприятия Чемерева В.А. В результате неправомерно выплачена квартальная премия руководителю Предприятия в размере 19,5 тыс. рублей.

Плановые показатели по объему производства в натуральных показателях в 2011 и 2012 годах выполнены на 93,2 % и 98,1 % соответственно. В условиях кризиса наблюдается тенденция по уменьшению тиражей газет и журналов. Фактический выпуск продукции в листах – оттисках близок к установленному планом. По видам деятельности данный показатель имеет положительную динамику только по книгам и брошюрам. В 2011 году он составил 105,3 % и в 2012 году 118,9 % по отношению к плану. Также положительным моментом для предприятия является увеличение объемов выпуска книжной и брошюрной продукции. Так, по сравнению с 2011 годом, выпуск книжной продукции вырос на 9,79 млн.л/отт или на 31%.

 

2.2. Анализ структуры и состояния основных средств. Соблюдение установленного порядка управления и распоряжения имуществом Чувашской Республики

 

По состоянию на 31.12.2012 остаточная стоимость основных средств Предприятия составила – 32 649,0 тыс. рублей, против – 25 993,0 тыс. рублей по состоянию на 31.12.2011 или увеличилась на 25,6 процентов.

В структуре основных фондов наибольший удельный вес приходится на «машины и оборудование» - 48,2%, «здания» - 47,1 %, «сооружения и передаточные устройства» - 1,9%, «транспортные средства» - 2,1%, «производственный и хозяйственный инвентарь» - 0,7 % .

По данным годового отчета в 2011 году поступило основных средств на сумму 5 323,0 тыс. рублей, выбыло - 208,0 тыс. рублей. За 2012 год поступило основных средств на сумму 14 146,0 тыс. рублей, выбыло на сумму 1 586,0 тыс. рублей. Все приобретенные объекты основных средств приняты к учету и на все объекты открыты инвентарные карточки.

В 2012 году коэффициент выбытия основных фондов составил 1,6 %, в 2012 году – 0,2 % процента. Коэффициент износа основных фондов по состоянию на 31.12.2012 по Предприятию составил 77,5 % и по сравнению с предыдущим годом (75,2%) увеличился на 2,3 процентных пункта.

Степень обновления основных фондов Предприятия в 2012 году составила 13,9 % против 5,9 % в 2011 году за счет присоединения ГУП ЧР «Реставратор». Прирост основных фондов в 2012 году составил 12,3% или в 2,1 раза больше по сравнению с 2011 годом (5,7%). В 2011 году введено в эксплуатацию основных средств на общую сумму 5 162,0 тыс. рублей. Введение в эксплуатацию в 2011 году офсетной ролевой печатной машины «Коросет» 085/40 фирмы «Полиграф» позволило Предприятию значительно увеличить выпуск книг и брошюр.

В 2011 году выбытие основных средств произошло в результате списания с баланса в связи с физическим и моральным износом устаревшего оборудования на сумму 206,9 тыс. рублей. Проверкой правильности списания и передачи объектов основных средства в 2011 году нарушений не выявлено.

За 2012 год введено в эксплуатацию основных средств на общую сумму 14 146,0 тыс. рублей, в том числе в результате реорганизации переданы основные средства от ГУП ЧР «Реставратор» на общую сумму 2 396,6 тыс. рублей, приобретено основных средств на сумму 1 876,4 тыс. рублей (автомобиль «Форд» 505,0 тыс. рублей, пожарная сигнализация 937,0 тыс. рублей, автопогрузчик Тойота 425,0 тыс. рублей и др.), приняты к учету объекты, выявленные в ходе инвентаризации, проведенной Минимуществом Чувашии, на сумму 9 706,6 тыс. рублей, введены в эксплуатацию объекты основных средств по результатам объединения редакционно – издательского комплекса на сумму 160,3 тыс. рублей.

В нарушение п. 3.16 Устава 5 объектов основных средств приобретались в проверяемом периоде без согласия Мининформполитики Чувашии и Минимущества Чувашии.

По данным годового отчета в 2012 году списано объектов основных средств на общую сумму 1 586,4 тыс. рублей. Проверкой правильности списания и передачи объектов основных средств в 2012 году нарушений не выявлено.

В нарушение статьи 18 Федерального закона №161-ФЗ и пункта 3.1 Устава от 29.09.2005 и пункта 3.4. Устава Предприятием имеются факты сдачи в аренду недвижимого имущества без согласия собственника имущества (уполномоченного органа) и отраслевого министерства 5 арендаторам.

Проверкой наличия договоров на сданное в аренду имущество выявлено отсутствие договора на сдачу в аренду площади под банкоматом филиала ОАО «Автовазбанка» в г. Чебоксары, который установлен в фойе редакционно – издательского корпуса на площади в 2 кв. метра. Банкомат установлен с ноября 2008 года, таким образом, по состоянию на 01.01.2013 года Предприятием недополучен доход от сдачи в аренду имущества в размере 73,5 тыс. рублей.

 

2.3. Анализ структуры доходов и расходов. Формирование финансовых результатов деятельности унитарного предприятия. Соблюдения установленного порядка использования чистой прибыли

 

В 2012 году доходы Предприятия в целом увеличились по сравнению с 2011 годом незначительно на 5 926,0 тыс. рублей или на 4,1 процента. В структуре выручки наибольший удельный вес приходится на выручку от полиграфии в 2011 году 86,5 %, в 2012 году 84,5 %. В 2012 году по сравнению с 2011 годом увеличилась выручка от сдачи в аренду на 3 561,0 тыс. рублей (или на 2,1 %), выручка по торговле на 218,0 тыс. рублей (на 0,1 %), снизилась выручка по автостоянке на 109,0 тыс. рублей. В 2012 году доходы общества увеличились в основном за счет выручки по полиграфии, выручки от сдачи в аренду и выручке по торговли.

Затраты Предприятия (себестоимость, коммерческие расходы, управленческие расходы, проценты к уплате, прочие расходы) в 2012 году составили 165 279,0 тыс. рублей или увеличились на 12,5 % к уровню 2011 года.

Себестоимость продаж в 2012 году составила 106 526,0 тыс. рублей (107,2% к уровню 2011 года). В 2012 году темп роста себестоимости превышает темп роста выручки на 3,1 %.

Коммерческие расходы Общества за 2012 год по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличились на 483,0 тыс. рублей (на 8,3%) и составили 6 243,0 тыс. рублей. Управленческие расходы Общества за 2012 год по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличились на 2 391,0 тыс. рублей (на 7,1%).

Несмотря на рост в 2012 году выручки от продажи товаров (работ и услуг) на 4,1 % к уровню 2011 года, прибыль от продаж снизилась в 2,4 раза.

В 2012 году получено чистой прибыли в сумме 511,0 тыс. рублей или в 2,9 раза меньше к предыдущему году. На снижение показателя чистой прибыли Предприятия, а также налоговых и неналоговых доходов, подлежащих перечислению в республиканский бюджет Чувашской Республики, повлияли управленческие решения по присоединению ГУП ЧР «Реставратор».  

Основную долю расходов в затратах на производство Предприятия составляют материальные затраты: в 2011 году – 60 563,0 тыс. рублей (43,7%), в 2012 году – 65 627,0 тыс. рублей (45,1%), рост указанных затрат составил 8,4 %. По сравнению с 2011 годом расходы на производство в целом по Предприятию в 2012 году выросли на 7 000,0 тыс. рублей, или на 5,1 % и составили  145 558,0 тыс. рублей. В 2012 году рост расходов на производство связан с увеличением расходов по статье «Материальные затраты» на 8,4%, «Прочие затраты» на 4,9 %, «Отчисления на социальные нужды» на 3,8 %.

В 2011 году Предприятием уплачены пени и штрафы (по всем налогам в бюджет и платежам во внебюджетные фонды) на общую сумму 731,7 тыс. рублей, в 2012 году на общую сумму 956,0 тыс. рублей, что свидетельствует о неэффективном управлении финансами.

Балансовой комиссией Минкультуры Чувашии рекомендовано направить чистую прибыль за 2011 год, оставшуюся в распоряжении Предприятия после уплаты установленных законодательством налогов и других обязательных платежей, в резервный фонд - 5%, в фонд развития предприятия – 60%, в фонд потребления – 35% и перечислить в республиканский бюджет Чувашской Республики 10,0% от суммы чистой прибыли (151,5 тыс. рублей) за пользование государственным имуществом. Указанная сумма перечислена в республиканский бюджет своевременно и в полном объеме.

Балансовой комиссией Мининформполитики Чувашии по оценке финансово-хозяйственной деятельности Предприятия за 2012 год, рекомендовано перечислить в республиканский бюджет Чувашской Республики 10,0% от суммы чистой прибыли (51,1 тыс. рублей) за пользование государственным имуществом, а также направить чистую прибыль за 2012 год, оставшуюся в распоряжении Предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей в резервный фонд Предприятия в размере 5%, в фонд производственного и социального развития в размере 35%, в фонд потребления предприятия - 60%. Указанная сумма перечислена в республиканский бюджет своевременно и в полном объеме.

По данным бухгалтерского учета по состоянию на 1 января 2012 года остаток средств фонда потребления составил 73,3 тыс. рублей. По состоянию на 01.01.2012 года остаток средств по резервному фонду и фонду развития предприятия не числится. В 2012 году по итогам 2011 года в фонд потребления направлено чистой прибыли в сумме 477,5 тыс. рублей, использовано 127,9 тыс. рублей, в фонд развития предприятия 818,6 тыс. рублей, в резервный фонд 68,2 тыс. рублей. В 2013 году по итогам 2012 года направлено в фонд потребления предприятия - 160,9 тыс. рублей, в фонд производственного и социального развития 275,8 тыс. рублей, в резервный фонд – 22,9 тыс. рублей. Остаток средств фонда потребления на текущую дату составил 583,7 тыс. рублей, фонда развития предприятия 1 094,4 тыс. рублей и резервного фонда в размере 91,2 тыс. рублей.

Учет по фондам ведется на счете 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». По данным бухгалтерского учета по состоянию на 01.01.2012 по вышеуказанному счету числится остаток средств в сумме 6 377,0 тыс. рублей, на 01.01.2013 – 6 258,0 тыс. рублей. На производственное развитие Предприятия средства фондов в 2011-2012 годах не направлялись.

2.4. Структура и динамика долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений Предприятия в проверяемом периоде. Анализ обоснованности и использования привлеченных средств

 

По данным бухгалтерского учета Предприятия (бухгалтерский баланс) в проверяемом периоде краткосрочные и долгосрочные финансовые вложения не имелись.

По состоянию на 01.01.2011 обязательства по кредитам и займам составляли 5 566,3 тыс. рублей, на 01.01.2012 - 4 513,0 тыс. рублей. На конец проверяемого периода (31.12.2012) указанные обязательства увеличились на 2 606,0 тыс. рублей или на 46,8 % к началу 2011 года и составили 8 172,0 тыс. рублей.

В проверяемом периоде Предприятием привлекались кредиты и займы на финансирование обычной хозяйственной деятельности на цели пополнения оборотных средств, приобретение оборудования. Кредитные обязательства перед банками исполнялись своевременно. Краткосрочные обязательства по состоянию на 31.12.2012 составили 8 172,3 тыс. рублей. Кредитные договора согласованы с отраслевым министерством.

 

2.5. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности. Состояния расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами. Претензионно – исковая работа по снижению дебиторской задолженности

 

По состоянию на 31.12.2010 Предприятие имело дебиторскую задолженность в сумме 19 316,0 тыс. рублей и кредиторскую задолженность в сумме 19 825,0 тыс. рублей.

По данным бухгалтерского учета на 31.12.2011 числилась сумма дебиторской задолженности в сумме 21 953,0 тыс. рублей (увеличилась на 13 %), кредиторской задолженности - 23 834,0 тыс. рублей (увеличилась на 8,6 %).

В общей структуре дебиторской задолженности основную долю занимает дебиторская задолженность покупателей и заказчиков – 18 907,0 тыс. рублей (86,1 % от всей задолженности на 31.12.2011), в общей структуре кредиторской задолженности основную долю занимает задолженность перед поставщиками и подрядчиками 14 407,0 тыс. рублей (60,4 % от всей задолженности на 31.12.2011).

По состоянию на 31.12.2012 дебиторская задолженность составила 21 184,0 тыс. рублей (уменьшилась на 3,5 %) и кредиторская задолженность 23 675,0 тыс. рублей (уменьшилась на 0,7 %).

В общей структуре дебиторской задолженности основную долю занимает дебиторская задолженность покупателей и заказчиков – 19 880,0 тыс. рублей (93,8 % от всей задолженности на 31.12.2012), в общей структуре кредиторской задолженности основную долю занимает задолженность перед поставщиками и подрядчиками 11 834,0 тыс. рублей (50,0 % от всей задолженности на 31.12.2012).

В 2011 году на финансовые результаты списана дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности в сумме 813,7 тыс. рублей, в том числе несвоевременно списанная дебиторская задолженность - 243,0 тыс. рублей и кредиторская задолженность в сумме 45,9 тыс. рублей. В 2012 году списана дебиторская задолженность в сумме 399,6 тыс. рублей, в том числе неправомерно списанная дебиторская задолженность составила 135,2 тыс. рублей и кредиторская задолженность в сумме 148,5 тыс. рублей, в том числе несвоевременно списанная кредиторская задолженность - 79,6 тыс. рублей.

В нарушение пункта 77 приказа Минфина Российской Федерации от 29.07.1998 № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (далее по тексту - приказ Минфина № 34н) дебиторская задолженность, с истекшим сроком исковой давности своевременно Предприятием не списывалась. Несвоевременно списанная сумма дебиторской задолженности по 5 контрагентам составила 243,0 тыс. рублей.

В нарушение приказа Минфина № 34 н по 3 дебиторам (ООО «Газета-Трамвай», ООО «Смайл», ООО «Типография №13»)   не списаны нереальные для взыскания суммы дебиторской задолженности в размере 6 524,1 тыс. рублей, которые не нашли отражения в результатах финансовой деятельности Предприятия и как следствие привели к его завышению в проверяемом периоде.

Таким образом, в нарушение статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации, Предприятием не произведено списание в состав внереализационных расходов безнадежных долгов.

Предприятием не признаны безнадежными долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве» (далее – Федерального закона № 229-ФЗ) и не списана дебиторская задолженность по 2 контрагентам на общую сумму 1 995,9 тыс. рублей (ООО «Информат» и ООО «Издательство «Вербум-М»).

Проверкой выявлено 2 факта неправомерного списания дебиторской задолженности на финансовые результаты 2012 года в общей сумме 135,2 тыс. рублей (ООО «Анклав» - 86,3 тыс. рублей, ООО «Вектор Телеком» - 48,9 тыс. рублей). Так, в отношении указанных дебиторов в период 2011-2012 года исполнительные листы о взыскании задолженности в пользу Предприятия находились на исполнении в службе судебных приставов по Чувашской Республике. Однако приказом Предприятия от 29.12.2012 № 126 задолженность указанных дебиторов списана в связи с истечением срока исковой давности (ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2.18 Положения об учетной политике Предприятия на 2011, на 2012 Предприятие создает резерв сомнительных долгов. Однако Предприятием не сформирован резерв по сомнительной дебиторской задолженности на общую сумму 9 239,3 тыс. рублей.

Выявлены факты не своевременного списания кредиторской задолженности в 2012 году на общую сумму 79,6 тыс. рублей (Волга Эл Пресс - 56,7 тыс. рублей (образовалась в ноябре 2007 года), Чувашским ЛОВД - 0,8 тыс. рублей (образовалась в июле 2008 года), Красновым А.К. (образовалась в октябре 2008 года).

В нарушение Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Министерством финансов Российской Федерации от 13.06.1995 № 49 сверки взаимных расчетов Предприятия перед составлением годового отчета с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками в 2011 и 2012 годах проведены не в полном объеме. Так, Предприятием не представлены акты сверок по кредиторской задолженности за 2011 год с 15 контрагентами на сумму 661,5 тыс. рублей.

Претензионно - исковая работа по снижению дебиторской задолженности

Предприятием не ведется надлежащий контроль исполнительных производств по исполнительным документам, в результате задолженность в сумме 925,9 тыс. рублей не взыскана.

 

3.Состояние бухгалтерского учета и отчетности Предприятия

 

Выборочной проверкой кассовых документов за 2011 год установлено, что в нарушение п. 16 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации (далее Порядок №40), при выдаче денег из кассы Предприятия по доверенности в тексте отдельных расходных кассовых после ФИО получателя денег бухгалтерией не указана ФИО лица, которому доверено получение денег, в платежных ведомостях от 11.05.2011 №10, от 12.08.2011 №17, от 09.12.2011 №27 перед распиской в получении денег кассиром не сделана надпись «По доверенности». В нарушение п.19 Порядка № 40 выборочной проверкой установлено, что в расходных кассовых ордерах за 2011 год в графе «Приложение» не перечислены прилагаемые к расходному ордеру документы (служебные записки, доверенности и т.п.). В нарушение п. 20 Порядка №40 документы, прилагаемые к расходным кассовым ордерам, не погашены штампом или надписью «Оплачено» с указанием даты (числа, месяца, года).

В нарушение п. 4.4 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой банка России на территории Российской Федерации, утвержденного Центральным банком Российской Федерации от 12.10.2011 № 373-П (Положение № 373-П) в отдельных заявлениях на выдачу денег в подотчет отсутствует надпись руководителя о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги и дата подписи руководителя.

В нарушении п. 1.14. Положений об учетной политике в целях бухгалтерского учета на 2011 и 2012 годы, утвержденных приказами директора от 30.12.2010 № 120 и от 30.12.2011 №113 Предприятием не проводилась инвентаризация кассы ежеквартально по состоянию на конец квартала.

Проверкой правильности оформления инвентаризации имущества (материальных запасов) за 2012 год установлено, что в нарушении п. 2.10 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 инвентаризационные описи товарно – материальных ценностей № 2-5,7-11,14-17, 19, 21, 30-35, 37-38 не содержат подписи всех членов инвентаризационной комиссии. В ходе проверки подписи проставлены.

Выборочной проверкой учета расчетов с подотчетными лицами установлено, что в нарушении п. 11 Положения № 373-П выявлены случаи выдачи наличных денег под отчет без полного отчета подотчетного лица по ранее выданному авансу и случаи несвоевременного представления в бухгалтерию Предприятия отчета об израсходованных суммах и окончательного расчета по ним.

 

Выводы:

 

1. В проверяемом периоде Предприятие осуществляло виды деятельности, не предусмотренные Уставом: предоставление услуг по автостоянке автотранспортных средств, сдачу в аренду нежилых помещений. За 2011-2012 годы выручка от сдачи в аренду нежилых помещений составила 22 071 тыс. рублей или 8,4 % от всей выручки, выручка от услуг по автостоянке автотранспортных средств составила соответственно 665,0 тыс.рублей и 0,25%.

2. Имущество Предприятия является государственной собственностью Чувашской Республики и закреплено за ним на праве хозяйственного ведения. В нарушение Уставов Предприятием не исполнены обязанности по страхованию за счет собственных средств имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения.

3. В нарушение п. 3 статьи 9 Федерального закона № 161-ФЗ в Уставе от 29.09.2005 не указаны размеры, порядок формирования и использования образуемых Предприятием фондов. В нарушение положений Уставов не принимались и не утверждались локальные акты, устанавливающие порядок формирования и использования фондов Предприятия. Уставом не предусмотрен порядок заключения, изменения и прекращения трудового договора с директором Предприятия. Директором Предприятия не доводилась до сведения собственника имущества информация, предусмотренная пунктом 2 статьи 22 Федерального закона № 161-ФЗ.

4. Предприятием, в нарушение абзаца пятого пункта 3.16 Устава, не согласовывается приобретение основных средств с Мининформполитики Чувашии и Минимуществом Чувашии.

5. В нарушение положений Федерального закона № 161-ФЗ Предприятием заключались крупные сделки без согласования с собственником имущества (в 2011 году совершены крупные сделки на сумму 34 538,4 тыс. руб., в 2012 году - на 60 230,1 тыс. руб.).

Предприятием не представлено согласие собственника имущества на заключение договора от 09.01.2013 № 11, заключенного с ООО «Фолио Сервис» на поставку товаров полиграфической продукции на сумму 65 090,0 тыс. рублей.

6. Предприятием не сформирован резерв по сомнительной дебиторской задолженности на общую сумму 9 239,3 тыс. рублей.

7. В нарушение приказа Минфина № 34н Предприятием не своевременно списана дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности по 5 контрагентам на сумму 243,0 тыс. рублей.

В нарушение приказа Минфина № 34 н по 3 дебиторам (ООО «Газета-Трамвай», ООО «Смайл», ООО «Типография №13»)   не списаны нереальные для взыскания суммы дебиторской задолженности в размере 6 524,1 тыс. рублей, которые не нашли отражения в результатах финансовой деятельности Предприятия и как следствие привели к его завышению в проверяемом периоде.

Неправомерно списана дебиторская задолженность по 2 контрагентам на сумму 135,2 тыс. рублей (исполнительные листы о взыскании задолженности в пользу предприятия находились на исполнении).

8. Предприятием в 2011 году не признаны безнадежными долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве» и не списана дебиторская задолженность по 2 контрагентам на общую сумму 1 995,9 тыс. рублей (ООО «Информат» и ООО «Издательство «Вербум-М»).

9. В нарушение Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Министерством финансов Российской Федерации от 13.06.1995 № 49 сверки взаимных расчетов Предприятием перед составлением годового отчета с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками в 2011 и 2012 годах проведены не в полном объеме. Предприятием не представлены акты сверок по кредиторской задолженности за 2011 год с 15 контрагентами на сумму 661,5 тыс. рублей.

10. Предприятием не ведется надлежащий контроль исполнительных производств по исполнительным документам, в результате задолженность в сумме 925,9 тыс. рублей не взыскана.

11. Утвержденные показатели экономической эффективности деятельности Предприятия на 2011 - 2012 годы в основном выполнены, за исключением показателя по объему производства в натуральном выражении по видам деятельности. Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг в 2011 году увеличилась на 15,2 % к уровню 2010 года, в 2012 году увеличилась на 4,1 % к уровню 2011 года. Плановые показатели по выручке выполнены на 12,2% и 3,9 % соответственно в 2011 и 2012 году.

План по чистой прибыли в 2011 году перевыполнен на 37,7%, в 2012 году на 2,2 % . По итогам 2012 года чистая прибыль составила 511,0 тыс. рублей или 33,7% к уровню 2011 года (1 515,0 тыс. рублей) и 102,2% к утвержденному плановому показателю (500,0 тыс. рублей). На снижение показателя чистой прибыли Предприятия, а также налоговых и неналоговых доходов, подлежащих перечислению в республиканский бюджет Чувашской Республики, повлияли управленческие решения по присоединению ГУП ЧР «Реставратор».

12. В 2011 году Предприятием уплачены пени и штрафы (по всем налогам в бюджет и платежам во внебюджетные фонды) на общую сумму 731,7 тыс. рублей, в 2012 году на общую сумму 956,0 тыс. рублей, что свидетельствует о неэффективном управлении финансами.

13. В нарушение п.5. Положения об условиях оплаты труда руководителей государственных унитарных предприятий Чувашской Республики, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 01.12.1998 № 350 неправомерно выплачена премия по итогам работы за II квартал 2011г. руководителю Предприятия в размере 19,5 тыс. рублей.

14. По состоянию на 31.12.2012 остаточная стоимость основных средств Предприятия составила – 32 649,0 тыс. рублей, против – 25 993,0 тыс. рублей по состоянию на 31.12.2011 или увеличилась на 25,6 процентов. Степень обновления основных фондов Предприятия в 2012 году составила 13,9 % против 5,9 % в 2011 году. Прирост основных фондов в 2012 году составил 12,3% или в 2,1 раза больше по сравнению с 2011 годом (5,7%). В 2011 году введено в эксплуатацию основных средств на общую сумму 5 162,0 тыс. рублей. За 2012 год введено в эксплуатацию основных средств на общую сумму 14 146,0 тыс. рублей, в том числе в результате реорганизации переданы основные средства от ГУП ЧР «Реставратор» на общую сумму 2 396,6 тыс. рублей, приобретено основных средств на сумму 1 876,4 тыс. рублей.

В нарушение п. 3.16 Устава 5 объектов основных средств приобретались в проверяемом периоде без согласия Мининформполитики Чувашии и Минимущества Чувашии.

В нарушение статьи 18 Федерального закона №161-ФЗ и пункта 3.1 Устава от 29.09.2005 и пункта 3.4. Устава имеются факты сдачи Предприятием в аренду недвижимого имущества 5 арендаторам без согласия собственника имущества (уполномоченного органа) и отраслевого министерства и по одному арендатору отсутствует договор аренды площади, в результате недополучен доход в сумме 73,5 тыс. рублей.

15. Проверкой состояния бухгалтерского учета и отчетности выявлены отдельные нарушения ведения кассовых операций и расчетов с подотчетными лицами.

 

Предложения:

 

1. Направить отчет о результатах проверки в Государственный Совет Чувашской Республики.

2. Направить представление по устранению выявленных нарушений и недостатков в государственное унитарное предприятие Чувашской Республики «Издательско – полиграфический комплекс «Чувашия» Министерства информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики.

3. Направить информационное письмо в Минимущество Чувашии и Мининформполитики Чувашии.

 

Начальник отдела государственного финансового контроля

Контрольно-счетной палаты

Чувашской Республики                                                                                                                              Н.В.Васильева

 

Яндекс.Метрика

 

Система управления контентом
428004, г. Чебоксары, Президентский бульвар, 10
Телефон: (8352) 62-13-83
Факс: (8352) 62-40-57
E-Mail: kcp@cap.ru
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика