УТВЕРЖДАЮ
Председатель
Контрольно-счетной палаты
Чувашской Республики
___________ Т.Д. Минина
01апреля 2014 года
ОТЧЕТ
О РЕЗУЛЬТАТАХ КОНТРОЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики, выделенных на реализацию мероприятий республиканской целевой программы комплексного сопровождения детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в том числе в период их постинтернатной адаптации,на 2012-2020 годы,за 2012-2013 годы
1. Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 1.3 плана работы Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики на 2014 год, утвержденного приказом председателя Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики от 26.12.2013 № 20 и распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики о проведении контрольного мероприятия от 11.02.2014 № 5.
2. Предмет контрольного мероприятия: нормативные правовые и другие документы, подтверждающие выделение и использование средств, направленных на реализацию республиканской целевой программы комплексного сопровождения детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в том числе в период их постинтернатной адаптации, на 2012-2020 годы.
3. Объекты контрольного мероприятия: Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики.
4. Проверяемый период деятельности:2012-2013 годы.
5. Срок проведения контрольного мероприятия: с 17 февраля по 07 марта 2014 года.
6. Краткая характеристика проверяемой сферы формирования и использования государственных или муниципальных средств и деятельности объектов контрольного мероприятия: В целях создания в Чувашской Республике системы комплексного психолого-педагогического и медико-социально-правового сопровождения семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и социальной адаптации выпускников детских домов постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 08.08.2012 № 343 утверждена Республиканская целевая программа комплексного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в период их постинтератной адаптации, на 2012-2020 годы (далее - Программа).
Государственным заказчиком-координатором и основным разработчиком Программы утверждено Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики (далее - Минобразования Чувашии).
Основными целями Программы являются:создание системы комплексного психолого-педагогического и медико-социально-правового сопровождения семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - замещающая семья), и выпускников детских домов и интернатных учреждений - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа (далее - выпускник).
Для достижения указанной цели Программы необходимо решение следующих задач:
- создание республиканской базы данных выпускников, а также замещающих семей, нуждающихся в комплексном сопровождении;
- создание условий для успешной социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа;
- повышение профессиональных компетенций специалистов, осуществляющих комплексное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа;
- организация обучения граждан, желающих принять на воспитание в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- привлечение кураторов (наставников) для сопровождения выпускников в первые годы их самостоятельного проживания;
- развитие форм и методов работы по адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающей семье, технологий совершенствования социальных семейных навыков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- формирование позитивного имиджа института замещающей семьи, привлечение общественности к решению задач семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействие объединению замещающих родителей в различные общественные формирования.
Реализация Программы осуществляется за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики и внебюджетных источников.
Предполагаемый общий объем финансирования за счет всех источников за 2012-2020 годы составляет в общей сумме 10 178,5 тыс. рублей, в том числе за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики - 9 878,5 тыс. рублей (в 2012 году финансирование не предусматривалось, в 2013 году - 1 241,0 тыс. рублей) и за счет внебюджетных источников - 300,0 тыс. рублей (в 2012 году финансирование не предусматривалось, в 2013 году - 20,0 тыс. рублей).
Минобразования Чувашии представило в Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики и Министерство финансов Чувашской Республики отчет о реализации Программы за 2012-2013 годы (за 2012 год (письмо от 29.01.2013 № 03/08-856) и за 2013 год (письмо от 27.02.2014 № 08-21/1853).
Согласно представленным отчетам о ходе реализации мероприятий Программы за 2012-2013 годы кассовое исполнение составило 544,2 тыс. рублей или 43,1 % от объемов, предусмотренных Программой, в том числе за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики 524,2 тыс. рублей и за счет внебюджетных источников 20,0 тыс. рублей.
7. По результатам контрольного мероприятия установлено следующее:
Анализ поступления средств республиканского бюджета Чувашской Республики на реализацию Программы за 2012-2013 годы
Законом Чувашской Республики «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» Минобразования Чувашии в рамках Программы на 2012 год финансирование не предусматривалось.
Законом Чувашской Республики «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» Минобразования Чувашии на 2013 год в рамках реализации Программы предусматривалось финансирование по разделу 07 «Образование» подразделу 09 «Другие вопросы в области образования» целевой статье 5229801 «Расходы общепрограммного характера республиканской целевой программы комплексного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в период их постинтернатной адаптации, на 2012-2020 годы» и виду расходов 244 «Прочие закупки товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд» в сумме 1 241,0 тыс. рублей или 100,0 % от объема, предусмотренного Программой на 2013 год.
Согласно отчету об исполнении бюджета (форма 0503127) кассовое исполнение расходов в рамках Программы по состоянию на 1 января 2014 года составило в сумме 524,3 тыс. рублей, или 42,2 %. Неосвоение средств в 2013 году составило 716,8 тыс. рублей или 57,8 процента.
Проверка целевого и эффективного использования средств
республиканского бюджета, выделенных на реализацию мероприятий Программы за 2012-2013 годы
В ходе проверки целевого и эффективного использования средств республиканского бюджета, выделенных на реализацию мероприятий Программы за 2012-2013 годы установлено, что в 2013 году по итогам открытого аукциона в электронной форме между Минобразования Чувашии и ООО «Вивакс» (г. Омск) заключен государственный контракт от 08.11.2013 № 1938 на оказание образовательных услуг в области подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей «Школа приемных родителей» на сумму 706,8 тыс. рублей.
Необходимо отметь, что в ходе электронных торгов все участники предложили одинаковую цену контракта – 706 819 рублей 17 копеек (Участник № 1 - ООО «Вивакс» в 09 часов 58 минут и Участник № 2 - Бюджетное образовательное учреждение Чувашской Республики для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики в 10 часов 10 минут).
Экономическая эффективность от проведения открытого аукциона в электронной форме составила 7,2 тыс. рублей или 1,0 % (начальная цена контракта 714,0 тыс. рублей).
В целях организации контроля за реализацией мероприятий, предусмотренных данным государственным контрактом, приказом Минобразования создана рабочая группа, контролировавшая соблюдение исполнителем условий контракта. В ходе выездов рабочей группы на место оказания ООО «Вивакс» услуг выявлены нарушения условий технического задания (спецификации) контракта. В соответствии с пунктом 6.4 вышеуказанного государственного контракта, а также с пунктом 1 статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации Минобразования Чувашии в одностороннем порядке отказалось от исполнения контракта, о чем ООО «Вивакс» было уведомлено официально.
Таким образом, Минобразования Чувашии в 2013 году не достигло цели вышеуказанного государственного контракта в части организации обучения 125 граждан, желающих принять на воспитание в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что является неэффективным управлением бюджетными средствами в сумме 706,8 тыс. рублей.
Кроме того, установлено, что в рамках реализации пункта 2.3 (Организация республиканских слетов, конкурсов, клуба «Мир добра» для замещающих родителей, научно-практических конференций, семинаров, круглых столов, форумов и др.) раздела IIПрограммы (Работа с гражданами, изъявшими желание принять на воспитание в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в установленных законодательством Российской Федерации формах семейного устройства и дальнейшее их психолого-педагогическое и медико-социально-правовое сопровождение) Минобразования Чувашии выделило 62,0 тыс. рублей на проведение конкурсов «Педагог-психолог года Чувашии - 2013» и «Социальный педагог года Чувашии – 2013»), что являются неправомерным, так как цели и задачи вышеуказанных конкурсов не соответствуют целям, задачам и мероприятиям Программы.
Также в рамках пункта 2.3 раздела II Программы Минобразования Чувашии осуществило приобретение проездных документов на железнодорожный транспорт в сумме 20,0 тыс. рублей с отправлением 8 декабря 2013 года для сопровождающих приемных родителей с их приемными детьми в Республику Словения, курорт Терме Чатеж с целью организации отдыха и оздоровления детей-сирот, оставшихся без попечения родителей из приемных и малообеспеченных семей Чувашской Республики (приказ Минобразования Чувашии от 13.11.2013 № 2160), что классифицируется как неправомерные расходы, так как они не соответствуют целям, задачам и мероприятиям Программы.
Необходимо отметить, что Минобразования Чувашии в 2013 году в рамках реализации Программы:
- созданы и размещены видеоматериалы на каналах «Россия 24» в программе «Пора по домам» и «Национальное телевидение Чувашии – Чуваш Ен» в программе «Один день с профессионалом» (заключено три договора на общую сумму 218,0 тыс. рублей);
- приобретено десять информационных стендов для подведоственных учреждений Минобразования Чувашии - БОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции», КОУ «Порецкий детский дом им. И.Н. Ульянова» и КОУ «Шумерлинский детский дом» на общую сумму 91,0 тыс. рублей;
- проведен цикл обучающих семинаров для специалистов, занимающихся социальной адаптацией и постинтернатным сопровождением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на общую сумму 73,0 тыс. рублей;
- разработан сайт «Рука помощи» (http://www.ruka-pomoshi.com/) для специалистов, занимающихся социальной адаптацией и постинтернатным сопровождением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на общую сумму 50,0 тыс. рублей.
Выполнение целевых индикаторов Программы за 2012-2013 годы
Реализация мероприятий Программы должна будет способствовать:
- увеличению доли выпускников, обучающихся в образовательных учреждениях профессионального образования, в общем числе выпускников;
- увеличению доли выпускников, трудоустроившихся после завершения обучения в образовательных учреждениях профессионального образования, в общем числе выпускников, закончивших обучение в образовательных учреждениях профессионального образования в текущем году;
- увеличению доли выпускников, обеспеченных социально-педагогическим сопровождением (кураторством), в общем числе выпускников;
- увеличению количества детских домов и интернатных учреждений, имеющих центры/службы/отделы сопровождения замещающих семей, выпускников;
- увеличению количества детских домов и интернатных учреждений, имеющих социальные гостиницы для временного проживания выпускников;
- увеличению количества прошедших обучение граждан, желающих взять на воспитание в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- увеличению доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях, в общем числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- созданию модели комплексного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в период их постинтернатной адаптации;
- созданию индивидуального маршрута сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (индивидуальная карта сопровождения);
- созданию единой сети служб сопровождения выпускников, а также замещающих семей;
- функционированию курса «Школа приемных родителей» для граждан, желающих взять на воспитание в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также клуба «Мир доброты» для граждан, принявших на воспитание в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно отчету Минобразования Чувашии, представленному министерству экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики все целевые индикаторы Программы достигнуты. Интегральная оценка результативности Программы за 2012 год составила 75,9 баллов, за 2013 год – 81,3 балла.
Таблица выполнения целевых индикаторов Программы за 2012-2013 годы
№ п/п
|
Наименование индикатора
|
2012 год
|
2013 год
|
план
|
факт
|
план
|
факт
|
|
Доля выпускников, обучающихся в образовательных учреждениях профессионального образования, в общем числе выпускников, %
|
90,0
|
90,0
|
90,0
|
100,0
|
|
Доля выпускников, трудоустроившихся после завершения обучения в образовательных учреждениях профессионального образования, в общем числе выпускников, закончивших обучение в образовательных учреждениях профессионального образования в текущем году, %
|
72,0
|
72,0
|
73,0
|
79,0
|
|
Доля выпускников, обеспеченных социально-педагогическим сопровождением (кураторством), в общем числе выпускников, %
|
50,0
|
50,0
|
85,0
|
100,0
|
|
Количество детских домов и интернатных учреждений, имеющих центры / службы / отделы сопровождения замещающих семей, выпускников, ед.
|
3
|
3
|
3
|
3
|
|
Количество детских домов и интернатных учреждений, имеющих социальные гостиницы для временного проживания выпускников, ед.
|
2
|
2
|
2
|
2
|
|
Количество прошедших обучение граждан, желающих взять на воспитание в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, чел.
|
500
|
500
|
300
|
447
|
|
Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях, в общем числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, %
|
90
|
90
|
90
|
88,8
|
С 1 января 2014 года постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27.12.2013 № 552 признано утратившим силу постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 08.08.2012 № 343 «О Республиканской целевой программе комплексного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в период их постинтернатной адаптации, на 2012-2020 годы» и внесено изменение в государственную программу Чувашской Республики «Развитие образования» на 2012-2020 годы, где комплексное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в период их постинтернатной адаптации, проходит как основное мероприятии № 26 подпрограммы «Государственная поддержка развития образования» государственной программы Чувашской Республики «Развитие образования» на 2012-2020 годы за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.
Расходы в рамках комплексного сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в период их постинтернатной адаптации утвержденных в республиканском бюджете Чувашской Республики на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов соответствуют объемам финансирования подпрограммы «Государственная поддержка развития образования» государственной программы Чувашской Республики «Развитие образования» на 2012-2020 годы за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.
8. Выводы:
1. Законом Чувашской Республики «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» Минобразования Чувашии на 2013 год предусматривалось финансирование Программы в сумме 1 241,0 тыс. рублей или 100,0 % от объема, предусмотренного паспортом Программы.
2. Согласно отчету об исполнении бюджета (форма 0503127) кассовое исполнение расходов в рамках Программы по состоянию на 1 января 2014 года составило в сумме 524,3 тыс. рублей, или 42,2 %. Неосвоение средств в 2013 году составило 716,8 тыс. рублей или 57,8 процента.
3. Минобразования Чувашии в 2013 году допущено неэффективное управление бюджетными средствами в сумме 706,8 тыс. рублей по причине расторжения государственного контракта от 08.11.2013 № 1938, заключенного с ООО «Вивакс» на оказание образовательных услуг в области подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, что в свою очередь привело к неисполнению задач, целей и мероприятий Программы.
4. В рамках реализации пункта 2.3 «Организация республиканских слетов, конкурсов, клуба «Мир добра» для замещающих родителей, научно-практических конференций, семинаров, круглых столов, форумов и др.» раздела IIПрограммы «Работа с гражданами, изъявшими желание принять на воспитание в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в установленных законодательством Российской Федерации формах семейного устройства и дальнейшее их психолого-педагогическое и медико-социально-правовое сопровождение» Минобразования Чувашии осуществило неправомерные расходы:
- выделило 62,0 тыс. рублей на проведение конкурсов «Педагог-психолог года Чувашии - 2013» и «Социальный педагог года Чувашии - 2013», цели и задачи которых не соответствуют целям, задачам и мероприятиям Программы;
- приобрело проездные документы на железнодорожный транспорт в сумме 20,0 тыс. рублей с отправлением 8 декабря 2013 года для сопровождающих приемных родителей с их приемными детьми в Республику Словения, курорт Терме Чатеж с целью организации отдыха и оздоровления детей-сирот, оставшихся без попечения родителей из приемных и малообеспеченных семей Чувашской Республики (приказ Минобразования Чувашии от 13.11.2013 № 2160), что не соответствуют целям, задачам и мероприятиям Программы.
4. По данным отчета о выполнении Программы все целевые индикаторы достигнуты. Интегральная оценка результативности Программы за 2012 год составила 75,9 баллов и за 2013 год - 81,3 балла.
9. Возражений или замечаний руководителей или иных уполномоченных должностных лиц объектов контрольного мероприятия на результаты контрольного мероприятия: на акт по результатам контрольного мероприятия поступили пояснения от Минобразования Чувашии, во внимание не приняты.
10. Предложения (рекомендации):
1. Направить отчет о результатах контрольного мероприятия в Государственный Совет Чувашской Республики.
2. Направить представление в Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики.
Аудитор
Контрольно-счетной палаты
Чувашской Республики Д.А. Иванов