Контрольно-счетная палата Чувашской РеспубликиОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Заключение Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики на проект государственной программы Чувашской Республики «Развитие здравоохранения»

Заключение Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики на проект государственной программы Чувашской Республики «Развитие здравоохранения»

 

 1. Анализ проекта государственной программы «Развитие здравоохранения».

 1.1. Заключение на проект государственной программы «Развитие здравоохранения» (далее – проект Государственной программы), представленный в Контрольно-счетную палату Чувашской Республики Министерством здравоохранения Чувашской Республики (письмо от 05.09.2018 № 06/08-10496), в соответствии с пунктом 3.5. Порядка разработки и реализации государственных программ Чувашской Республики» (далее - Порядок разработки и реализации государственных программ), утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.04.2011 № 145, подготовлено в соответствии со статьей 8 Закона Чувашской Республики от 13.10.2011 № 58 «О Контрольно-счетной палате Чувашской Республики».

Государственная программа включена в перечень государственных программ Чувашской Республики, утвержденный распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 20.07.2018 № 522-р.

1.2. Срок реализации Государственной программы (проект) определен на 2019-2035 годы (в III этапа), в том числе: I этап 2019-2025 годы, II этап 2026-2030 годы, III этап 2031-2035 годы.

1.3. Ответственным исполнителем Государственной программы является Министерство здравоохранения Чувашской Республики.

 Соисполнителями Государственной программы являются: Министерство физической культуры и спорта Чувашской Республики; медицинские организации, находящиеся в ведении Минздрава Чувашии, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Чувашский государственный университет имени И.Н.Ульянова», государственное автономное учреждение Чувашской Республики дополнительного профессионального образования "Институт усовершенствования врачей" Министерства здравоохранения Чувашской Республики, бюджетное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики "Чебоксарский медицинский колледж" Министерства здравоохранения Чувашской Республики.

При этом в проекте паспорта Государственной программы не приведена расшифровка медицинских организаций, находящиеся в ведении Минздрава Чувашии, участвующих в реализации одного или нескольких основных мероприятий подпрограммы (подпрограмм).

 Участником Государственной программы так же является Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Чувашской Республики (по согласованию).

1.4. В соответствии с проектом паспорта Государственная программа включает девять подпрограмм:

- Совершенствование оказания медицинской помощи, включая профилактику заболеваний и формирование здорового образа жизни;

- Развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также основ персонализированной медицины;

- Охрана материнства и детства

- Развитие материально-технической базы детских поликлиник и детских поликлинических отделений медицинских организаций в Чувашской Республике;

- Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детей;

- Развитие кадровых ресурсов в здравоохранении;

- Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях;

- Информационные технологии и управление развитием отрасли;

- Организация обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации;

- Обеспечение реализации государственной программы Чувашской Республики «Развитие здравоохранения».

Сравнительный анализ проекта Государственной программы с действующей Государственной программой от 16.05.2013 № 185 показал, что из 13 подпрограмм действующей государственной программы в проекте Государственной программы предлагается 9 подпрограмм, в том числе: добавляется новая подпрограмма, в три подпрограммы объединены 7 действующих подпрограмм, в 1 подпрограмме изменено наименование, в наименование 5 подпрограмм изменения не вносились.

В ходе анализа проекта Государственной программы установлено несоответствие между наименованием одной подпрограммы, указанной в Паспорте и в приложениях. Так, в Паспорте проекта Государственной программы указано наименование подпрограммы «Охрана материнства и детства», тогда как во всех приложениях к проекту указано наименование подпрограммы «Охрана здоровья матери и ребенка».

 

1.5. Проект Государственной программы разработан в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года (далее – Стратегия), утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.06.2018 № 254, Концепцией развития здравоохранения Чувашской Республики до 2030 года, утвержденной распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30.03.2018 №150-р.

В предлагаемой редакции проекта Государственной программы ее цели соответствуют приоритетам и целям государственной политики в сфере социально-экономического развития.

1.6. Задачами Государственной программы являются:

 - стабилизация демографической ситуации в республике, реализация мер по повышению рождаемости населения республики, снижению смертности в трудоспособном возрасте;

- структурная и технологическая модернизация здравоохранения;

- увеличение роли профилактики заболеваний и формирование здорового образа жизни;

- укрепление института семьи, создание равных возможностей для полноценного развития детей;

- создание условий для совмещения родителями воспитания детей с трудовой занятостью;

- формирование принципиально новых, в том числе управленческих, решений для устойчивого развития системы здравоохранения, сохранения здоровья населения и повышения качества оказания медицинских услуг;

- завершение формирования сети медицинских организаций с использованием геоинформационной системы в сфере здравоохранения с учетом необходимости строительства новых объектов здравоохранения в целях обеспечения доступности медицинской помощи для населения;

- создание условий, необходимых для дополнительного финансирования и роста инвестиционной привлекательности системы здравоохранения;

- реализация мер, направленных на внедрение в медицинскую практику новых продуктов и услуг, основанных на технологиях, отвечающих современному развитию медицинской науки;

- разработка и реализация программ борьбы с онкологическими заболеваниями, сердечно-сосудистыми заболеваниями, развития детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям;

- формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек;

- совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи;

- формирование целостной системы подготовки и привлечения кадров для отрасли здравоохранения.

В предлагаемой редакции проекта Государственной программы ее задачи соответствуют государственной политике в сфере демографического развития, улучшение здоровья населения и поддержание его долголетней активной жизни. Решение задач Государственной программы позволяет обеспечить достижение ее целей.

1.7 Целями проекта Государственной программы являются: повышение рождаемости, снижение смертности, увеличение продолжительности жизни населения на основе внедрения новых медицинских технологий, повышения качества и доступности медицинской помощи, пациентоориентированной медицины, способствующей улучшения состояния здоровья населения.

Достижение цели и решение задач Государственной программы характеризуется следующими основными целевыми показателями (индикаторами) - достижение к 2036 году:

- увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 80,7 года;

- снижение смертности от всех причин до 10,8 случая на 1 тыс. населения;

- снижение смертности в трудоспособном возрасте до 352,4 случая на 100 тыс. населения.

Состав целевых индикаторов и показателей проекта Государственной программы в основном предусмотрен в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года. Предусмотренные целевые индикаторы количественно характеризуют ход реализации Государственной программы. Количество данных показателей достаточны для оценки достижения целей или решения задач Госпрограммы.

Значения целевых индикаторов и показателей Государственной программы в разрезе по годам отражены в приложении № 1 к Государственной программе. Значения целевых индикаторов, предусмотренных проектом Государственной программы на 2019-2020 годы, приведены в Таблице № 1.

Таблица № 1

Наименование

целевых индикаторов

Единица

измерения

2019 год

2020 год

1

2

3

4

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении до 80,7 года

лет

74,9

76,5

Смертность от всех причин

случаев на

1 тыс. населения

12,4

12,2

Смертность в трудоспособном возрасте

случаев на

 100 тыс. населения

472,1

456,3

 

Анализ целевых показателей проекта Государственной программы за отдельный период показал, что установленные значения целевого индикатора «Смертность в трудоспособном возрасте» не соответствуют значениям, установленным Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года (далее – Указ Президента Российской Федерации) и Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года. Так, в проекте Государственной программы предусмотрено достижение целевого показателя «Смертность в трудоспособном возрасте» в 2024 году в количестве 393 случая на 100 тыс. населения. Тогда как, в Указе Президента Российской Федерации предусмотрено обеспечение данного целевого показателя в 2024 году - до 350 случаев на 100 тыс. населения), а в Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года – до 383 случаев на 100 тыс. населения.

Так же установлено, что значения предусмотренных отдельных целевых индикаторов в проекте Государственной программы ниже уровня их фактического исполнения в действующей государственной программе за 2017 год.

 Так, например, по подпрограмме «Совершенствование оказания медицинской помощи, включая профилактику заболеваний и формирование здорового образа жизни»» - целевой индикатор «Смертность от туберкулеза» на 2019 год предусмотрен 5,9 случаев на 100 тыс. населения или выше фактического исполнения значения целевого индикатора за 2017 год на 1,9 случаев (4,0 случаев на 100 тыс. населения). Аналогично целевой индикатор «Охват населения профилактическими осмотрами на туберкулез» предусмотрен 76,0% или ниже фактического исполнения значения целевого индикатора за 2017 год на 1,3% (77,3%).

В связи с вышеизложенными замечаниями по применению целевых индикаторов имеются риски не обеспечения выполнения целевых показателей, установленных Указом Президента Российской Федерации и Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики, а так же в объективной оценке конечных результатов и эффективности реализации проекта Государственной программы в целом.

1.8. Общий объем финансирования на реализацию Государственной программы, указанный в паспорте на 2019-2035 годы, отражен в общей сумме 399 926 946,53 тыс. рублей, из них за счет средств федерального бюджета – 1 070 783,9 тыс. рублей или 0,3%, за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики – 41 632 732,9 тыс. рублей или 10,4%, за счет территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики – 357 223 429,73 тыс. рублей или 89,3%, что соответствует объему финансирования отраженному в разделе III. «Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Государственной программы (с расшифровкой по источникам финансирования, по этапам и годам реализации Государственной программы».

 Согласно пункту 4.1. Порядка разработки и реализации государственных программ распределение бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ (подпрограмм) утверждается законом Чувашской Республики о республиканском бюджете Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период.

Прогнозируемый объем финансирования проекта Государственной программы на 2019 год составляет в общей сумме 17 758 903,60 тыс. рублей и на 2020 год – 17 725 965,90 тыс. рублей.

Объем финансирования мероприятий, предусмотренных проектом Государственной программы на 2019-2020 годы представлен в Таблице № 1.

Таблица № 1 (тыс. рублей)

Наименование подпрограмм (мероприятия)

2019 год

2020 год

1

2

3

Государственная программа всего, в том числе:

17 758 903,60

17 725 965,90

Совершенствование оказания медицинской помощи, включая профилактику заболеваний и формирование здорового образа жизни

1 830 414,00

1 513 655,5

Развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также основ персонализированной медицины

-

-

Охрана здоровья матери и ребенка

189 758,00

90 830,00

Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детей»

113 844,50

113 336,4

Развитие кадровых ресурсов в здравоохранении»

161 276,50

163 996,00

Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях»

443 744,00

224 787,20

Информационные технологии и управление развитием отрасли

27 163,40

26 872,20

Организация обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации»

14 786 988,00

15 380 046,20

Обеспечение реализации государственной программы Чувашской Республики «Развитие здравоохранения»

205 715,20

212 442,40

 

Вместе с тем, Законом о бюджете предусмотрено финансовое обеспечение действующих подпрограмм государственной программы Чувашской Республики «Развитие здравоохранения», утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16.05.2013 № 185 на 2019 год в общей сумме 7 506 943,3 тыс. рублей и на 2020 год - 7 715 817,9 тыс. рублей. Финансирование предусмотрено с учетом средств, передаваемых бюджету ФФОМС на 2019 год в сумме 5 188 885,3 тыс. рублей и на 2020 год – 5 398 159,3 тыс. рублей.

В ходе анализа установлено, что проектом Государственной программы на 2019 год за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики (с учетом финансирования из федерального бюджета) ресурсное обеспечение предусмотрено в сумме 2 971 915,6 тыс. рублей, или на 653 857,6 тыс. рублей больше чем утверждено Законом о бюджете и на 2020 год – в сумме 2 345 919,7 тыс. рублей, или на 28 261,1 тыс. рублей больше чем утверждено Законом о бюджете. В общем объеме финансирования на 2019 и 2020 годы не учтены средства, выделяемые из республиканского бюджета по подпрограмме «Организация обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации» в сумме по 5 279 667,27 тыс. рублей ежегодно бюджету ФФОМС на организацию обязательного медицинского страхования неработающих граждан.

1.9. В прилагаемых к проекту Государственной программы дополнительных и обосновывающих материалах содержится раздел 3 «Анализ рисков реализации Государственной программы, в том числе недостижения целевых индикаторов и показателей Государственной программы, а также описание мер управления рисками реализации Государственной программы». При этом отсутствуют количественные и качественные оценки рисков. Также отсутствуют четкие формулировки в описании действенных мероприятий по управлению рисками.

1.10. Проект Государственной программы в основном соответствует основным положениям и требованиям Порядка разработки и реализации государственных программ.

 

2. Основные выводы по результатам экспертизы Государственной программы:

1. Ресурсное обеспечение реализации Государственной программы на 2019-2035 годы составляет в сумме 399 926 946,53 тыс. рублей, из них за счет средств федерального бюджета – 1 070 783,9 тыс. рублей, за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики – 41 632 732,9 тыс. рублей и за счет территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики – 357 223 429,73 тыс. рублей.

2. Проектом Государственной программы «Развитие здравоохранения» предлагается утвердить 9 подпрограмм вместо действующих 13 подпрограмм. Уменьшение количества подпрограмм обусловлено объединением 7 действующих подпрограмм в три подпрограммы. Также принятие Государственной программы повлечет принятие одной новой подпрограммы.

3. В ходе анализа установлено несоответствие между наименованием одной подпрограммы в Паспорте и в приложениях. Так, в Паспорте проекта Государственной программы указано наименование подпрограммы «Охрана материнства и детства», тогда как во всех приложениях к проекту указано наименование подпрограммы «Охрана здоровья матери и ребенка».

4. Установленное в проекте Государственной программы значение целевого индикатора «Смертность в трудоспособном возрасте»в 2024 году в количестве 393 случая на 100 тыс. населения не соответствуют значениям, обозначенным в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 №204 (до 350 случаев на 100 тыс. населения) и Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года – до 383 случаев на 100 тыс. населения. В связи с чем, имеются риски не выполнения целевых индикаторов, установленных вышеуказанными нормативно-правовыми актами.

5. В проекте Государственной программы значения отдельных целевых индикаторов («Смертность от туберкулеза» и «Охват населения профилактическими осмотрами на туберкулез») предусмотрены ниже уровня их фактического исполнения в рамках действующей государственной программе за 2017 год.

6. Бюджетные ассигнования, утвержденные Законом о бюджете на 2019 и 2020 годы, не соответствуют объему ресурсного обеспечения, предусмотренному паспортом действующей Государственной программы от 16.05.2013 № 185 и проектом государственной программы на соответствующий период за счет средств республиканского бюджета.

7. В связи с принятием Государственной программыотменяется действие государственной программы Чувашской Республики «Развитие здравоохранения», утвержденной постановлением Кабинета министров Чувашской Республики от 16.05.2013 № 185.

 8. Анализ состава и значений целевых показателей (индикаторов) проекта Государственной программы в целом свидетельствует о достаточности предлагаемых показателей для полноценной оценки степени достижения целей и решения задач и соответствует значениям Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года.

 

Предложения:

В целях обеспечения выполнения целевых индикаторов, установленных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 и Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года, внести соответствующие изменения в проекте Государственной программы в значение целевого показателя «Смертность в трудоспособном возрасте», которое необходимо обеспечить в 2024 году.

 В случае утверждения проекта Государственной программы, приять меры по выполнению требований статьи 179 Бюджетного кодекса, в части приведения проекта Государственной программы в соответствие с законом (решением) о бюджете.

 

Яндекс.Метрика

 

Система управления контентом
428004, г. Чебоксары, Президентский бульвар, 10
Телефон: (8352) 62-13-83
Факс: (8352) 62-40-57
E-Mail: kcp@cap.ru
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика