16 апреля 2019 г.
Зарплаты врачей и педагогов в России — тема непростая, главным образом из-за того, что они складываются из нескольких составляющих. Так, зарплата учителя включает базовую часть — за основную работу, а еще стимулирующую и премиальную, критерии для которых определяет школьное начальство. Некоторые педагоги получают компенсирующие выплаты за обучение детей с ограниченными возможностями. Кроме того, учитываются еще и стаж, квалификация, количество учебных часов. Поэтому зарплата педагогов сильно разнится не только по регионам, но и внутри области или республики.
В «СЧ» уже приводилась раскладка по Чувашии, сколько в среднем ежемесячно зарабатывают педагогические работники в общеобразовательных школах, в художественных и музыкальных школах, воспитатели в детских садах («Из чего складывается кошелек учителя», номер от 12.03 с.г.). А недавно Контрольно-счетная палата Чувашии проверила несколько муниципальных образовательных учреждений, чтобы выяснить, как обстоят дела на местах.
— Мы провели аудит за 2016-2018 годы в трех районах республики, охватив девять учреждений общего и дошкольного образования. И во всех выявили недостатки в части неравномерного, как правило, начисления стимулирующих и премиальных выплат, — продолжает тему председатель КСП Светлана Аристова.
Цифры:
Около 11 тысяч педагогов, в том числе 9,5 тысячи учителей трудятся в системе школьного образования Чувашии
— Почему подняли документы именно за три года, а не за год или за пятилетку?
— Это было вызвано тем, что педагоги, обратившиеся к нам, сравнивали свою зарплату за несколько периодов. Например, четвертый квартал прошлого года с первым кварталом или первый квартал прошлого года с третьим и четвертым позапрошлого. Когда идет неравномерная оплата, когда она снижается при неизменной нагрузке — это вызывает у людей естественные вопросы.
Мы начинали разбираться, и обнаруживалась вина либо бухгалтеров, либо руководителей учреждений, которые неправильно осуществляли расчеты, или какие-то выплаты, не связанные с заработной платой, отвлекли средства из фонда оплаты труда, тем самым в отдельных периодах педагогам недоплачивали.
Вот яркий пример. В одном из проверенных детских садов трудится всего шесть воспитателей, и там 60 тысяч рублей из фонда оплаты туда отвлекли на другие нужды. Представьте, у них сразу же, в следующем квартале, резко падает стимулирующая надбавка и, соответственно, зарплата. Разделите 60 на 6 человек — за квартал каждый недополучил по 10 тысяч, в месяц — по 3 тысячи. У воспитателей, естественно, возник законный вопрос: «Почему недоплатили?»
— И на какие же иные нужды тратятся деньги педагогов?
— Руководители проверенных нами образовательных учреждений допустили следующие неправомерные или неэффективные расходы из фонда оплаты труда педагогов: выплаты по беременности и родам (которые следовало оперативно возместить из средств фонда социального страхования), перечисления работникам, с которыми прекращены трудовые отношения, а также премии, не предусмотренные утвержденными локальными положениями о премировании (за призовое место в легкоатлетической эстафете «Кросс наций», за ремонт канализации, за приобретение формы для игры в «Зарницу», за организацию горячих завтраков и т.п.). На эти цели незаконно потрачено 135,8 тыс. рублей.
В то же время аудиторы вскрыли начисление стимулирующих выплат без оценки труда педагогов, а также сверх установленного максимального размера в общей сумме 350,3 тыс. рублей. Также установлены факты завышения заработной платы (в некоторых случаях руководящему составу) и различных надбавок, в том числе за совмещение должностей на сумму 142,1 тыс. рублей.
К тому же контролеры обратили внимание, что бухгалтеры не торопятся обращаться в фон социального страхования с заявлением о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения, что приводит к задержке выплат работникам по больничным листам, и, как следствие, созданию социальной напряженности. А в детском саду перед Новым годом задержали зарплату персоналу, хотя средства на банковском счете были. Но больше всего ошибок оказалось в стимулирующих выплатах. Это, повторю, исключительно бухгалтерские упущения.
— Светлана Ивановна, почему возникают такие ситуации, и будут ли наказаны виновные?
— Мы орган контролирующий, а не карающий. В республиканском бюджете все необходимые средства на оплату труда педагогов заложены, до муниципалитетов они доходят в полном объеме. А там иногда видите как получается… Материалы всех проверок переданы в прокуратуру.
Что касается причин, то, по мнению КСП, дело в неполном соответствии нормативных правовых актов об оплате труда работников образовательных учреждений, принятых на муниципальном уровне, рекомендуемым регионом документам. В частности, анализом отдельных локальных документов, регулирующих оплату труда, установлено, что не прописан механизм оценки руководителями образовательных учреждений результатов работы сотрудников, не определены стимулирующие выплаты в процентном или денежном выражении. Это свидетельствует об отсутствии прозрачности. Следующая причина — текучесть работников централизованных бухгалтерий. Ну и конечно, отсутствие контроля со стороны должностных лиц в муниципалитетах за целевым и эффективным использованием субвенций, направляемых из республиканского бюджета.
Контрольно-счетной палатой установлен надзор за устранением выявленных нарушений. Муниципалитетам поручено принять меры к возврату в фонд оплаты труда педагогических работников денег, потраченных неправомерно. А контрольно-счетным органам на местах — осуществлять постоянный мониторинг за использованием казенных средств, выделяемых на оплату труда бюджетников.
— Эти проверки были плановыми?
— Да, но в ходе аудита были исследованы и обращения педагогов, обнаруживших резкое падение своего заработка, которое им никто не смог объяснить в своей организации. КСП обязана следить, чтобы все бюджетные средства доходили до конечных адресатов.
Первоисточник: "Советская Чувашия"