Утверждаю
Председатель
Контрольно-счетной палаты
Государственного Совета
Чувашской Республики
Ю.Л. Лаврентьев
15 мая 2011 года
Отчет
о результатах проверки целевого и эффективного использования средств республиканского бюджета, выделенных на реализацию мероприятий «Республиканской комплексной программы инновационного развития Чувашской Республики на 2006–2011 годы» и подпрограммы «Кадровое обеспечение инновационных процессов в Чувашской Республике»
Основание для проведения проверки: пункт 1.3.7. плана работы Контрольно-счетной палаты Государственного Совета Чувашской Республики, утвержденного постановлением Государственного Совета Чувашской Республики от 09.11.2010 №709 и удостоверения на право проведения проверки от 01.02.2011 №6, выданное председателем Контрольно-счетной палаты Государственного Совета Чувашской Республики.
Цель проверки: проверка целевого и эффективного использования средств республиканского бюджета, выделенных на реализацию мероприятий «Республиканской комплексной программы инновационного развития Чувашской Республики на 2006–2011 годы» (далее – Программа) и подпрограммы «Кадровое обеспечение инновационных процессов в Чувашской Республике» по состоянию на 1 января 2011 года.
Проверка проведена аудитором Контрольно-счетной палаты Государственного Совета Чувашской Республики Спиридоновым В.К.
По результатам проверки составлен акт, по ознакомлении с которым от Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики поступили объяснения и возражения. В соответствии со статьей 17 Закона Чувашской Республики «О Контрольно-счетной палате Государственного Совета Чувашской Республики» письменное заключение на полученные возражения направлено Министерству экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики.
Проверкой установлено:
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30.12.2005 №350 утверждена республиканская комплексная программа инновационного развития Чувашской Республики на 2006–2010 годы».
В ходе исполнения Программы она три раза существенно изменялась (27 декабря 2007 года, 25 апреля и 25 сентября 2008 года) соответствующими постановлениями Кабинета Министров Чувашской Республики. Так изменениями от 25 апреля 2008 года в Программу была включена Методика оценки эффективности ее реализации, а изменениями от 25 сентября 2008 года срок реализации Программы был расширен до 2011 года.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.05.2009 №178 «О Республиканской комплексной программе инновационного развития промышленности Чувашской Республики на 2010-2015 годы и на период до 2020 года» рассматриваемая Программа была признана утратившей силу с 1 января 2010 года.
Министерство промышленности и энергетики Чувашской Республики (далее – министерство) было утверждено и оставалось после всех вышеуказанных изменений и дополнений государственным заказчиком Программы.
Согласно паспорту программы основным разработчиком Программы было установлено Министерство промышленности и энергетики Чувашской Республики.
Исполнителями Программы определены - Министерство промышленности и энергетики Чувашской Республики, Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики; Министерство финансов Чувашской Республики; Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, Министерство имущественных и земельных отношений Чувашской Республики, Министерство культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики, Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики, Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики, Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, Министерство по физической культуре, спорту и туризму Чувашской Республики, Государственный комитет Чувашской Республики по связи и информатизации, Государственная ветеринарная служба Чувашской Республики, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике (по согласованию); федеральное государственное учреждение "Чувашский центр научно-технической информации" (по согласованию); органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики (по согласованию); Торгово-промышленная палата Чувашской Республики (по согласованию); Чувашская общественная организация Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов (по согласованию); организации (по согласованию); учебные заведения (по согласованию).
Таким образом, министерство в отношении Программы являлось одновременно государственным заказчиком, разработчиком и исполнителем.
Реализация программных мероприятий была первоначально рассчитана на период 2006 - 2010 годов, с 25 сентября 2008 года – на период 2006-2011 годов и на период 2006-2010 годы с мая 2009 года.
Указом Президента Чувашской Республики от 17.09.2010 №118 «О мерах по совершенствованию государственного управления в Чувашской Республике» Министерство промышленности и энергетики Чувашской Республики было упразднено и его функции в сфере промышленности были переданы Министерству экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики. В Положении о Министерстве экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики (далее – Министерство), утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 05.10.2010 №326, отражено, что Министерство является правопреемником прав и обязанностей Министерства промышленности и энергетики Чувашской Республики в сфере промышленности.
Соответственно, изложенное в настоящем Отчете относится к Министерству в той степени, в какой оно может осуществлять свои права и обязанности как правопреемник упраздненного министерства.
Целями Программы были установлены - построение и развитие республиканской инновационной системы, позволяющей развивать в Чувашской Республике технологическую и научно-исследовательскую базу, повышать интеллектуальную капитализацию, привлекать импорт технологий, осуществлять наполнение внутреннего рынка инноваций во всех сферах жизнедеятельности Чувашской Республики.
Задачами Программы являлись: интеграция имеющихся в Чувашской Республике ресурсов и организационных структур, их сосредоточение на приоритетных направлениях инновационного развития; внесение в формируемую инновационную систему Чувашской Республики технологий инновационной деятельности и форм государственной и негосударственной поддержки извне; обеспечение инновационного развития наукоемких сфер экономики Чувашской Республики путем создания и развития отраслей технико-технологической базы для разработки и внедрения высокотехнологичной и наукоемкой продукции и технологий в производство; обеспечение условий для формирования прогрессивного технологического уклада и привлекательности инновационного пространства Чувашской Республики путем создания инновационной инфраструктуры; повышение спроса на инновации и создание механизмов привлечения частных инвестиций в сферу инновационного развития Чувашской Республики; вовлечение научно-технического и интеллектуального потенциала Чувашской Республики в процесс инноваций; минимизация рисков при реализации инновационных проектов за счет привлечения механизмов страховой защиты; организация взаимодействия субъектов республиканской инновационной системы, в том числе по обмену технологиями; корректировка институциональной, ресурсно-кредитной, налогово-бюджетной и тарифной политики с учетом инновационных подходов.
Программой было предусмотрено проведение мероприятий в следующих основных направлениях:
1. Инновационное развитие промышленного комплекса;
2. Инновации в области развития информатизации и телекоммуникационной отрасли;
3. Развитие науки, инновационные преобразования в системе образования, кадровое обеспечение инновационных процессов;
4. Инновационное развитие сельского хозяйства;
5. Инновации в области градостроительства и благоустройства территорий;
6. Инновационное развитие здравоохранения;
7. Формирование и развитие инновационной инфраструктуры;
8. Экологические инновации, охрана окружающей среды;
9. Инновационное развитие туристического потенциала и национальной культуры Чувашской Республики;
10. Государственное стимулирование инновационной деятельности, инновации в администрировании, правовой культуры;
11. Формирование всесторонне развитой и инновационно активной личности.
По указанным направлениям Программа предусматривала проведение 156 мероприятий, из которых 37 мероприятий подлежало финансированию из республиканского бюджета Чувашской Республики и 89 мероприятий – за счет текущей деятельности различных министерств и ведомств Чувашской Республики.
Финансирование программных мероприятий предусматривалось за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Чувашской Республики, местных бюджетов и внебюджетных источников в объемах, указанных в следующей таблице.
(млн. рублей)
|
Всего |
В том числе по годам реализации |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Всего |
19 277,4 |
3 524,1 |
2 798,9 |
3 502,9 |
3 985,3 |
3 243,1 |
2 223,1 |
в том числе средства: |
- федерального бюджета |
1301,6 |
229,1 |
173,4 |
280,4 |
291,4 |
297,1 |
30,2 |
- республиканского бюджета Чувашской Республики |
1695,9 |
374,2 |
293,4 |
304,6 |
260,7 |
286,0 |
177,0 |
- местных бюджетов |
338,5 |
100,9 |
51,5 |
60,9 |
60,3 |
59,6 |
5,3 |
- внебюджетных источников |
15 941,4 |
2 819,9 |
2 280,6 |
2 857,0 |
3 372,9 |
2 600,4 |
2 010,6 |
Общий объем финансирования Программы на 2006-2011 годы был предусмотрен в сумме 19 277,4 млн. рублей (в редакции Программы от 25 сентября 2008 года), в том числе:
Из федерального бюджета – 1 301,6 млн. рублей;
из республиканского бюджета Чувашской Республики – 1 695,9 млн. рублей;
из местных бюджетов – 338,5 млн. рублей;
из внебюджетных источников –15 941,4 млн. рублей.
Первоначально общий объем финансирования Программы предполагался в объеме 48 188,7 млн. рублей. В редакции Программы от 25 апреля 2008 года - 17 172,8 млн. рублей.
Объемы финансирования мероприятий Программы, предусмотренные в Программе (в части администрируемой Министерством), в законах о республиканском бюджете Чувашской Республики на соответствующие годы и фактические их объемы представлены в следующей таблице.
(тыс. рублей)
Средства республиканского бюджета Чувашской Республики |
Всего |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
По Программе |
|
32 800,0 |
25 720,0 |
43 000,0 |
45 500,0 |
По Закону о бюджете |
90 815,0 |
(12 760,0)* |
30 740,1** |
38 000,0** |
12 071,9 |
По отчету Министерства |
|
(12 759,6)* |
25 720,0 |
22 054,4** |
12 370,1 |
По проверке КСП |
|
(12 759,6)* |
20 720,0 |
20 430,35 |
11 420,6 |
* финансирование не Программы, а в соответствии с текстовыми статьями и ведомственной классификацией расходов в законе о республиканском бюджете на 2006 год.
** без финансирования, предусмотренного для межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям.
Паспорт предусматривал выполнение следующих индикаторов эффективности реализации Программы (в редакции от 25 сентября 2008 года).
№п/п |
Индикатор |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. (оценка) |
2009 г.
(прогноз) |
По крупным и средним организациям |
1 |
Темп роста объемов отгруженной инновационной продукции в фактически действующих ценах
(к 2004 году), раз |
план |
1 |
1,3 |
1,2 |
2,6 |
4,8 |
6,2
|
факт |
1 |
1,3 |
1,2 |
2,7 |
3,3 |
2,9 |
2 |
Доля отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции обрабатывающих производств, % |
план |
4,7 |
6,5 |
4,8 |
8,3 |
12,4 |
13,5 |
факт |
5,6 |
6,5 |
5,1 |
7,8 |
6,5 |
8,0
|
3 |
Темп роста затрат организаций на технологические инновации
(к 2004 году), раз |
план |
1 |
1,7 |
1,8 |
3,5 |
3,7 |
3,8 |
факт |
1 |
1,7 |
1,8 |
3,5 |
4,5 |
4,4 |
По малым организациям |
4 |
Число инновационно активных малых организаций*, ед. |
план |
х |
2 |
х |
26 |
х |
50 |
факт |
х |
2 |
х |
26 |
х |
22 |
Значение индикатора №1 в первоначальной редакции Программы было установлено относительно 2004 года в сопоставимых ценах, т.е. без инфляционной составляющей и должно было достигнуть по итогам 2008 года величины «3,1 раза». Фактически в сопоставимых ценах по итогам 2008 года данный индикатор по материалам органов статистики составил значение «2,1 раза». После корректировок Программы значение индикатора по итогам 2008 года в текущих ценах относительно 2004 года должно было достигнуть величины «4,8 раза», или в сопоставимых к 2004 году ценах значения «2,26 раза». Индикатор №1 не был выполнен уже в 2008 году и его невыполнение в кризисном 2009 году только усилилось.
Значение индикатора №2 в первоначальной редакции Программы рассчитывалось как «Доля инновационной продукции и услуг в общем объеме отгруженной продукции собственного производства и оказанных услуг», после корректировок – как «Доля отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции обрабатывающих производств». В обоих вариантах Программы данный индикатор по итогам 2008 года должен был составлять величину «12,4%», или вырасти по сравнению с итогом 2004 года (4,7%) в 2,6 раза. Фактическое его значение по итогам 2008 года по материалам органов статистики составило значение «6,5%» и выросло по сравнению с итогом 2004 года (5,6%) только в 1,16 раза. По итогам кризисного 2009 года значение данного индикатора составило «8,0%» при плановом значении «13,5процента».
Сравнение индикаторов №1 и №2 позволяет сделать вывод о том, что в условиях кризиса выпуск инновационной продукции претерпел меньшее падение, чем выпуск не инновационной продукции.
Значение индикатора №3 в первоначальной редакции Программы определялось как «Темп роста затрат на технологические инновации организаций промышленности и сферы услуг в действующих ценах (к 2004 году в разах)», после корректировок – как «Темп роста затрат организаций на технологические инновации (к 2004 году)». По итогам 2008 года затраты на технологические инновации выросли по сравнению с 2004 годом в 4,5 раза против плановых «3,7 раза». В кризисный 2009 год темпы роста затрат на технологические инновации сократились до значения «4,4 раза» относительно 2004 года.
Сравнение плановых и фактических значений индикаторов №1 и №3 указывает на то, что Программа предполагала опережающие темпы роста инновационной продукции над затратами организаций на технологические инновации. На самом деле сложилась противоположная ситуация. Если в базовом 2004 году на 1 рубль, вложенный в технологические инновации организации получали 3,4 рубля инновационной продукции, то в последующие годы выход инновационной продукции уменьшался: в 2008 году выход составил 2,47 рубля, а в 2009 году – 2,24 рубля. Соответственно, анализ этих индикаторов не подтверждает Технико-экономическое обоснование эффективности реализации Программы (приложение №9 к Программе), где утверждалось, что 1 рубль вложенный в технологические инновации приводит к росту инновационной продукции на 14,5 рубля.
Индикатор №4 «Число инновационно активных малых организаций» отсутствовал в первоначальной редакции Программы и был введен изменениями от 25 апреля 2008 года и предусматривал рост с 20 организаций в 2007 году до 50 организаций в 2009 году (с 26 до 50 организаций в редакции от 25 сентября 2008 года). Фактическое значение индикатора в 2009 году составило 22 организации, или уменьшение их по сравнению с 2007 годом на 4 организации или на 15,4 процента.
2006 год
Закон Чувашской Республики от 29.11.2005 №61 «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2006 год» (с изменениями и дополнениями от 14 апреля, 25 июля, 30 августа, 24 ноября 2006 года) не предусматривал (приложение 6 к Закону не содержит упоминания Программы) финансирования Программы, в паспорте которой на различные мероприятия было предусмотрено на 2006 год финансирование из республиканского бюджета на сумму 374,2 тыс. рублей, в том числе на мероприятия, по которым исполнителем было Министерство – 32 800,0 тыс. рублей (редакция Программы до 25 апреля 2008 года): 32 750,0 тыс. рублей на мероприятие «10.5. Конкурсный отбор инновационных проектов на получение государственной поддержки за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики»; 50,0 тыс. рублей на мероприятие «3.22. Организация и проведение специализированных ежегодных научно-практических конференций по кадровому обеспечению инновационных процессов в Чувашской Республике».
В текстовой статье 41 закона о бюджете было установлено, что Кабинет Министров Чувашской Республики обеспечивает возмещение из республиканского бюджета Чувашской Республики затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, в порядке, размерах и на условиях, установленных указами Президента Чувашской Республики и решениями Правительства Российской Федерации и Кабинета Министров Чувашской Республики для организаций на внедрение инновационной продукции в серийное производство по проектам, отобранным на конкурсной основе Кабинетом Министров Чувашской Республики.
Согласно Протоколу от 23.03.2007 №1 заседания Правительственной комиссии по отбору наиболее приоритетных и перспективных инновационных проектов по итогам 2006 года было использовано средств на сумму 12 759,6 тыс. рублей, в том числе:
- 4 088,2стыс. рублей на субсидирование процентной ставки по кредиту, полученному ОАО «Промтрактор» на реализацию инновационного проекта. Основание: протокол заседания Правительственной комиссии от 19.10.2005 №2, распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 19.12.2005 №432-р на оказание поддержки в объеме 5 000,0 тыс. рублей;
- 8 671,4 тыс. рублей на оказанием государственной поддержки за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики в виде специального вознаграждения ОАО «ВНИИР» -2 855,0 тыс. рублей (протокол от 12.07.2005 №1, распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 19.12.2005 №430-р); ООО «Санфарм» - 1 497,0 тыс. рублей (протокол от 16.12.2005 №3, распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 января 2006 г. №2-р); ООО «ДСК «Австро-Росса» - 1 500,0 тыс. рублей (протокол от 16.12.2005 №3, распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 11.04.2006 №74-р); ООО «ИНТЦ Диском» - 1 250,0 тыс. рублей (протокол от 16 декабря 2005 г. №3, Распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 06.04.2006 №69-р); ООО «Афродита» - 1 305,0 тыс. рублей (протокол от 19.10.2005 №2, распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 19.12.2005 №431-р); ОАО «Микрохирургия глаза и «Контур» - 264,4 тыс. рублей (протокол от 28.09.2006 №3, распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 03.11.2006 №307-р). Данные расходы (согласно вышеперечисленным распоряжениям) должны были быть отражены в расходах Минпрома Чувашии по разделу «Национальная экономика», подразделу «Другие вопросы в области национальной экономики».
Закон Чувашской Республики «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2006 год» (приложение 5 в редакции от 24 ноября 2006 года) предусматривал финансирование Минпрому Чувашии по подразделу «Другие вопросы в области национальной экономики» в объеме 82 760,0 тыс. рублей, в том числе:
- 4 088,2 тыс. рублей на «Субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам в российских кредитных организациях»;
- 2 860,0 тыс. рублей на «Выполнение других обязательств государства» (соответствует специальному вознаграждению ОАО «ВНИИР» - 2 855,0 тыс. рублей);
- 75 811,8 тыс. рублей на «Государственную поддержку малого предпринимательства».
Финансирование государственной поддержки малого предпринимательства выразилось в оказании специального вознаграждения ООО «Санфарм», ООО «ДСК «Австро-Росса», ООО «ИНТЦ Диском», ООО «Афродита» ОАО «Микрохирургия глаза и «Контур» на сумму 5 811,8 тыс. рублей и в формировании имущественного взноса в «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Чувашской Республики» на сумму 70 000,0 тыс. рублей (постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 17.11.2006 №286). Соответствующая сумма 70 000,0 тыс. рублей было отражена в Программе (редакция от 25 апреля 2008 года) на 2006 год по мероприятию «7.4. Создание Республиканского венчурного фонда».
Одновременно в редакции Программы от 25 апреля 2008 года на реализацию мероприятия «10.5. Конкурсный отбор инновационных проектов на получение государственной поддержки за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики» была установлена сумма 12 759,0 тыс. рублей.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 17.11.2006 №286 «О Фонде содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Чувашской Республики» был утвержден Устав Венчурного фонда, содержание которого необходимо привести в соответствие с положениями позже принятого Федерального закона от 30.12.2006 №275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций».
Объем финансирования из республиканского бюджета Чувашской Республики мероприятия «Создание Республиканского венчурного фонда» был определен договором от 29.11.2006 №91-ИНН-06 между Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Кабинетом Министров Чувашской Республики. Данный договор не вносился в Государственный Совет чувашской Республики, что является нарушением подпункта 21 пункта 1 статьи 80 Конституции Чувашской Республики.
2007 год
Законом Чувашской Республики «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2007 год» объем финансирования Программы, начиная с изменений от 8 ноября 2007 года, был утвержден в сумме 30 740,1 тыс. рублей, в том числе (приложение 8 к Закону):
- 850,1 тыс. рублей на научное сопровождение инновационных проектов государственного значения по коду «04 10 5220040 194»;
- 957,8 тыс. рублей на субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам в российских кредитных организациях по коду «04 11 5220040 340»;
- 28 932,2 тыс. рублей на государственную поддержку малого предпринимательства по коду «04 11 5220040 521».
Текстовая статья 48 Закона о республиканском бюджете предусматривала предоставление субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение части затрат в порядке, размерах и на условиях, установленных решениями Правительства Российской Федерации, Указами Президента Чувашской Республики и решениями Кабинета Министров Чувашской Республики на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях:
организациям на внедрение инновационной продукции в серийное производство по проектам, отобранным на конкурсной основе Кабинетом Министров Чувашской Республики;
субъектам малого предпринимательства в соответствии с указами Президента Чувашской Республики от 06.03.2002 №51 «О мерах по усилению государственной поддержки молодых граждан в Чувашской Республике» и от 03.03.2003 №19 «Об ускоренном развитии малого предпринимательства в Чувашской Республике».
Кроме того, статья 48.1. Закона о республиканском бюджете устанавливает, что в 2007 году из республиканского бюджета Чувашской Республики предоставляются иные субсидии на возмещение затрат, кроме субсидий, указанных в статье 48, в порядке, размерах и на условиях, установленных решениями Правительства Российской Федерации и решениями Кабинета Министров Чувашской Республики:
юридическим и физическим лицам по проектам, отобранным на конкурсной основе Кабинетом Министров Чувашской Республики, в целях государственной поддержки инновационного развития в Чувашской Республике на:
- выплату специальных вознаграждений разработчикам инновационных идей и патентообладателям;
- софинансирование работ по созданию полезной модели и промышленного образца.
Согласно паспорту Программы (приложение 4 в редакции от 27 декабря 2006 года, действовавшей в 2007 году) финансирование из республиканского бюджета на 2007 год предусматривалось в объеме 542 445,0 тыс. рублей, в том числе на мероприятия, по которым исполнителем было Министерство – 58 050,0 тыс. рублей. В редакции Программы от 25 апреля 2008 года финансирование из республиканского бюджета на 2007 год было установлено в объеме 293 400,0 тыс. рублей, в том числе на мероприятия, по которым исполнителем было Министерство – 25 720,0 тыс. рублей.
По представленным отчетам Министерства расходы на исполнение Программы в 2007 году составили 20 720,0 тыс. рублей (без грантов муниципалитетам, которые отражены как межбюджетные трансферты), что на 10 020,1 тыс. рублей, или 32,6% меньше, предусмотренного по Закону о республиканском бюджете (30 740,1 тыс. рублей), в том числе:
- 849,82 тыс. рублей на организационно-имиджевые мероприятия, или 99,9% от предусмотренного финансирования на научное сопровождение инновационных проектов государственного значения по коду «04 10 5220040 194». Были выполнены следующие мероприятия Программы:
пункт «1.10. Организация и проведение мультимедийной выставки объектов интеллектуальной собственности и образцов научно-технической продукции «Интеллект» в объеме 100,0 тыс. рублей, или 100% от предусмотренного по Программе;
пункт «1.22. Проведение межрегиональной научно-практической конференции, посвященной проблемам развития предпринимательства в инновационной сфере» в объеме 100,0 тыс. рублей, или 100,0% от предусмотренного по Программе;
пункт «1.25. Организация и проведение республиканского конкурса «Молодой изобретатель» в объеме 85,0 тыс. рублей, или 85,0% от предусмотренного по Программе;
пункт «3.22. Организация и проведение специализированных ежегодных научно-практических конференций по кадровому обеспечению инновационных процессов в Чувашской Республике» в объеме 95,5 тыс. рублей, или 95,5% от предусмотренного по Программе;
пункт «3.8. Организация проведения «интеллектуальных» аукционов по разработкам научных учреждений и высших учебных заведений для нужд экономики Чувашской Республики» в объеме 92,0 тыс. рублей, или 92% от предусмотренного по Программе;
выполнение работы по разработке программного обеспечения базы данных «Инновации Чувашской Республики» в объеме 50,0 тыс. рублей, или 100,0% предусмотренного по пункту Программы «7.9. Формирование на базе Инновационного центра Чувашской Республики системы мониторинга потребности в инновационных продуктах и технологиях и маркетинговой поддержки продвижения инновационной продукции и услуг в производство, а также на внутренний и внешний рынки, в том числе за счет координации усилий уже действующих маркетинговых служб организаций в Чувашской Республике;
пункт «10.12. Организация и проведение республиканской венчурной ярмарки» в объеме 200,0 тыс. рублей, или 100,0% от предусмотренного по Программе;
пункт «10.16. Организация проведения конкурса среди средств массовой информации Чувашской Республики на лучшее освещение темы развития инновационных технологий в Чувашской Республике» в объеме 50,0 тыс. рублей, или 100% от предусмотренного по Программе;
пункт «10.18. Подготовка и проведение конференций, обучающих семинаров, совещаний, курсов по вопросам, способствующим повышению инновационной активности организаций» в объеме 50,6 тыс. рублей, или 101,2% от предусмотренного по Программе, в том числе 25,0 тыс. рублей на организацию и проведение консультационно-практического тренинга «Управление рисками в проектах» и 25,6 тыс. рублей на организацию и проведение экспертной площадки «Стратегический менеджмент на основе сбалансированной системы показателей».
Таким образом, 827,1 тыс. рублей израсходовано в соответствии с утвержденными мероприятиями Программы, а 22,72 тыс. рублей израсходовано по договорам по размещению информации о мероприятиях в средствах массовой информации, т.е. на мероприятие, не предусмотренное Программой;
- 957,78 тыс. рублей на субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам в российских кредитных организациях (ОАО «Промтрактор» на сумму 911,8 тыс. рублей, ОАО «Завод «Электроприбор» на сумму 45,98 тыс. рублей), или 100,0% от предусмотренного по Закону по коду «04 11 5220040 340»;
- 13 912,4 тыс. рублей на поддержку инновационных проектов в рамках исполнения мероприятия Программы «10.5. Конкурсный отбор инновационных проектов на получение государственной поддержки за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики». В республиканском бюджете Чувашской Республики на 2007 год данные расходы отражены по коду «04 11 5220040 521 Государственная поддержка малого предпринимательства». Специальное вознаграждение получили ООО «ДСК «Австро-Росса» - 3 500,0 тыс. рублей (протокол от 16.12.2005 №3, распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 апреля 2006 г. №74-р); ООО «ИНТЦ Диском» - 3 100,0 тыс. рублей (протокол от 16.12.2005 №3, распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 06.04.2006 №69-р); ОАО «Микрохирургия глаза и «Контур» - 785,6 тыс. рублей (протокол от 28.09.2006 №3, распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 03.11.2006 №307-р); ООО Реал-Бизнес-лес» - 1 650,0 тыс. рублей (протокол от 28.09.2006 №3, распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.09.2007 №279-р); НТП «Технотрон» - 1 650,0 тыс. рублей (протокол от 23.03.2007 №1, распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 07.06.2007 №159-р); ОАО «Лента» - 1 576,8 тыс. рублей (протокол от 06.12.2007 №4, распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.12.2007 №382-р); ООО «Молочное дело» - 1 650,0 тыс. рублей (протокол от 06.12.2007 №4, распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.12.2007 №381-р).
Кроме того, в 2007 году и по момент проверки не выполнено распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 04.05.2007 №133-р (протокол заседания Правительственной комиссии от 23.03.2007 №1) об оказании государственной поддержки за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики в виде специального вознаграждения обществу с ООО «Гален»;
- 5 000,0 тыс. рублей на создание Центра нанотехнологий в рамках исполнения мероприятия Программы «1.6. Формирование на территории Чувашской Республики элементной базы для создания отрасли нанотехнологий (в ред. от 27 декабря 2006 года)». В республиканском бюджете на 2007 год данные расходы отражены по коду «04 11 5220040 521 Государственная поддержка малого предпринимательства».
В отчете Министерства отражена сумма расходов по Программе в объеме 5 000,0 тыс. рублей на проведение конкурса муниципалитетов на получение гранта. Данным расходам соответствует мероприятие Программы «7.3. Организация и проведение тендера на создание бизнес-инкубаторов технологий (мини-технопарков) в муниципальных образованиях Чувашской Республики» с предусмотренными расходами в объеме 5 000,0 тыс. рублей. В республиканском бюджете эти расходы отражены по Министерству как межбюджетные трансферты по коду «11 01 5200000 522 Средства, передаваемые для компенсации дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами власти другого уровня» в объеме 5 000,0 тыс. рублей.
Проведенный аудит алгоритма принятия решений о поддержке инновационных проектов в связи с невыполнением распоряжения Кабинета Министров Чувашской Республики от 04.05.2007 №133-р в отношении оказания помощи ООО «Гален» выявил следующее.
Порядок отбора наиболее приоритетных и перспективных инновационных проектов, патентов на изобретение, полезную модель, промышленный образец, создаваемых в Чувашской Республике и за ее пределами (далее – Порядок) утвержден постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.03.2005 №55 «О государственной поддержке инновационных проектов в целях внедрения их в серийное производство на территории Чувашской Республики».
Правительственная комиссия по отбору наиболее приоритетных и перспективных инновационных проектов, патентов на изобретение, полезную модель, промышленный образец, создаваемых в Чувашской Республике и за ее пределами выполнила все предусмотренные действия, в результате которых было принято распоряжения Кабинета Министров Чувашской Республики от 04.05.2007 №133-р «О признании приоритетным инновационного проекта «Создание производства базальтопластиковой арматуры «Гален» ООО «Гален» (далее – Распоряжение) с оказанием государственной поддержки за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики в виде специального вознаграждения в размере 3 500 тыс. рублей.
Пунктом 3 Распоряжения Министерство промышленности и энергетики Чувашской Республики было назначено государственным заказчиком инновационного проекта. В соответствии с пунктом 3.8. Порядка деятельность государственного заказчика инновационного проекта регулируется Положением о государственном заказчике, утверждаемым Правительственной комиссией, но такого положения при проверке представлено не было.
Согласно пункту 4 Распоряжения Министерство промышленности и энергетики Чувашской Республики должно было заключить в установленном порядке договор на реализацию инновационного проекта с ООО «Гален». В соответствии с пунктом 3.9. Порядка примерная форма договора утверждается Кабинетом Министров Чувашской Республики. Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30.09.2005 №242 «О мерах по реализации Указа Президента Чувашской Республики от 29.10.2004 №118» была утверждена «Примерная форма договора на реализацию инновационного проекта», по которой предметом договора является передача Государственному заказчику исключительного права (уступка патента) на изобретение, полезную модель, промышленный образец. Форма договора предусматривает отчуждение исключительного права (понятие «уступка патента» отсутствует в гражданском кодексе Российской Федерации – ГК РФ) в соответствии со статьями 1234 и 1365 ГК РФ, что противоречит Указу Президента Чувашской Республики от 29.10.2004 №118 «О дополнительных мерах по инновационному развитию Чувашской Республики», пункт 2 которого предусматривает передачу права на использование изобретения, полезной модели, промышленного образца, то есть предполагает заключение лицензионного договора на использование изобретения, полезной модели, промышленного образца в соответствии со статьями 1235, 1367, 1368 ГК РФ. Соответственно, согласно статье 1233 ГК РФ заключение лицензионного договора не влечет за собой переход исключительного права к лицензиату.
Письмо ООО «Гален» подтверждает факт отказа предприятия от заключения договора из-за выставленных неприемлемых условий.
Таким образом, при наличии распоряжения Кабинета Министров Чувашской Республики и финансирования на 2007 год Программы из республиканского бюджета, ООО «Гален» не получило специального вознаграждения, при том, что не освоение средств по Программе составило по итогам 2007 года 10 020,1 тыс. рублей.
2008 год
Законом Чувашской Республики «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» объем финансирования Программы был утвержден и не корректировался на 2008 год в сумме 38 000,0 тыс. рублей, в том числе (приложение 8 к Закону):
- 1 000,0 тыс. рублей на выполнение функций государственными органами по коду «04 11 5220100 012»;
- 5 830,0 тыс. рублей на субсидии юридическим лицам по коду «04 12 5220100 006»;
- 31 170,0 тыс. рублей на прочие расходы по коду «04 11 5220100 013».
Кроме того, Закон предусматривал расходы Министерства в виде межбюджетных трансфертов по коду «04 11 5201500 017 Средства, передаваемые для компенсации дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами власти другого уровня» в объеме 5 000,0 тыс. рублей, что вписывается в мероприятие Программы по пункту «7.2. Организация и проведение тендера на создание бизнес-инкубаторов технологий (мини-технопарков) в муниципальных образованиях Чувашской Республики» с планируемым по Программе объемом 15 000,0 тыс. рублей на 2008 год.
Соответственно, в приложении 6 к Закону о республиканском бюджете отражен объем 43 000,0 тыс. рублей на финансирование Программы в 2008 году.
Текстовая статья 22 Закона о бюджете устанавливала предоставление из республиканского бюджета Чувашской Республики в порядке, размерах и на условиях, установленных нормативными правовыми актами Кабинета Министров Чувашской Республики на возмещение части затрат по проектам, отобранным на конкурсной основе Правительственной комиссией по отбору наиболее приоритетных и перспективных инновационных проектов, патентов на изобретение, полезную модель, промышленный образец, создаваемых в Чувашской Республике и за её пределами, сформированной Кабинетом Министров Чувашской Республики:
- на уплату процентов по кредитам, привлеченным на реализацию перспективных и приоритетных инновационных проектов;
- по созданию полезной модели и промышленного образца.
Согласно паспорту Программы (приложение 4 в редакции от 25 сентября 2008 года, действовавшей в 2008 году) финансирование из республиканского бюджета на 2008 год предусматривалось в объеме 304 584,0 тыс. рублей, в том числе на мероприятия, по которым исполнителем было Министерство – 43 000,0 тыс. рублей.
По представленным отчетам Министерства расходы на исполнение Программы в 2008 году составили 22 054,4 тыс. рублей (без межбюджетных трансфертов), что на 20 945,6 тыс. рублей, или на 48,7% меньше предусмотренного по Закону о республиканском бюджете (38 000,0 тыс. рублей), в том числе 2 365,47 тыс. рублей на организационно-имиджевые мероприятия и 19 688,88 тыс. рублей на поддержку инновационных проектов.
В рамках организационно-имиджевых мероприятий согласно отчету были выполнены следующие мероприятия Программы:
- 1 000,0 тыс. рублей на выполнение НИОКР в области био- и нанотехнологий со ссылкой мероприятие Программы по пункту «1.6. Формирование банка данных интеллектуальной собственности Чувашской Республики». Данному характеру расходов соответствует мероприятие подпрограммы «Развитие в Чувашской Республике био- и нанотехнологий» Республиканской комплексной программы инновационного развития Чувашской Республики на 2006-2010 годы» (далее – Наноподпрограмма) по пункту «2.1. Проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ далее - НИОКТР) в области био- и нанотехнологий». При этом финансирование Наноподпрограммы не было прописано в приложениях к закону о республиканском бюджете, но предусматривалось в паспорте Наноподпрограммы;
- пункт «1.7. Организация и проведение интернет-биржи инноваций для промышленного комплекса Чувашской Республики» в объеме 93,0 тыс. рублей, или 93,0% от предусмотренного по Программе;
- пункт «1.8. Организация и проведение мультимедийной выставки объектов интеллектуальной собственности и образцов научно-технической продукции» в объеме 252,47 тыс. рублей, что на 52,47 тыс. рублей, или 26,2% больше предусмотренного по Программе, в том числе 98,58 тыс. рублей на организацию и проведение выставки «Интеллект» в рамках Международной выставки «Регионы - сотрудничество без границ»; 59,89 тыс. рублей на светотехническое и мультимедийное сопровождение выставки «Интеллект»; 94,0 тыс. рублей на организацию создания и функционирования республиканских научных центров по венчурному предпринимательству. Согласно Государственному контракту от 16.10.2008 №04/1-33 расходы на 94,0 тыс. рублей были направлены на создание коучинг-центров по венчурному предпринимательству, не имеют аналогов в Программе, но соответствуют мероприятию Наноподпрограммы по пункту «1.8. Создание и функционирование республиканских коучинг-центров по венчурному предпринимательству». Наноподпрограмма в 2008 году по закону о бюджете из республиканского бюджета не финансировалась;
- пункт «3.8. Организация проведения «интеллектуальных» аукционов по разработкам научных учреждений и высших учебных заведений для нужд экономики Чувашской Республики» в объеме 200,0 тыс. рублей, или 100,0% от предусмотренного по Программе;
- пункт «3.23. Организация и проведение специализированных ежегодных научно-практических конференций по кадровому обеспечению инновационных процессов в Чувашской Республике» в объеме 100,0 тыс. рублей, или 100% от предусмотренного по Программе;
- пункт «10.12. Организация и проведение республиканской ярмарки идей, инноваций и венчурных проектов» в объеме 480,0 тыс. рублей, или 96% от предусмотренного по Программе (500,0 тыс. рублей), в том числе на организацию и проведение I Российского форума «Российским инновациям – российский капитал» в объеме 400,0 тыс. рублей и 80,0 тыс. рублей на включение проектов Минпрома Чувашии в каталог VI Ярмарки бизнес-ангелов и инноваторов и организацию презентационных зон. Организатором I Российского форума «Российским инновациям – российский капитал», VI Ярмарки бизнес-ангелов и инноваторов являлся аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе, мероприятия проводились на территории Чувашской Республики, но не являлись республиканскими мероприятиями. В Программе отсутствуют мероприятия, предусматривающие организацию и проведение форумов и ярмарок, которые по статусу выходят за рамки республиканских. Согласно закону Российской Федерации от 07.07.1993 №5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» торгово-промышленная палата является негосударственной некоммерческой организацией (статья 1), а «источниками формирования имущества торгово-промышленных палат являются вступительные и членские взносы, прибыль от хозяйственной деятельности созданных ими предприятий, иные поступления» (статья 13). Однако, по Государственному контракту от 10.06.2008 №04/1-24 на оказание услуг для государственных нужд по организации и проведению вышеуказанного мероприятия из 400,0 тыс. рублей по смете (приложение №3 к Государственному контракту) 75,0 тыс. рублей, или 18,8% было предназначено Торгово-промышленной палате Чувашской Республики для формирования дохода и уплаты налогов.
По Государственному контракту от 10.06.2008 №04/1-24 на создание электронного каталога участников Форума-Ярмарки и «тиражирование (не менее 500 ед.) было израсходовано 100,0 тыс. рублей. Фактически, согласно данным электронного каталога, размещенного на сайте www.rirk.tppchr.ru в каталог было включено 23 участника (юридические и физические лица) имеющих отношение к Чувашской Республике, как зарегистрированных (проживающих) на территории республики.
По Государственному контракту от 10.06.2008 №04/1-25 на включение проектов Министерства (из расчета 100 проектов) в каталог Форума-Ярмарки было израсходовано 50,0 тыс. рублей. Согласно данным электронного каталога, размещенного на сайте www.rirk.tppchr.ru, в каталог от участников Чувашской Республики было включено 208 проектов, из которых Министерством было заявлено 39 проектов. В том числе в каталог Форума-Ярмарки от имени Министерства включен проект «Организация серийного производства и вывода на рынок аппаратов беспроводной телефонной связи – стационарные беспроводные телефонные аппараты стандарта GSM (далее СТБА) и телефонизация неохваченных телефонной связью территорий Чувашской Республики» который ранее Правительственной комиссией не прошел отбор.
- пункт «10.16. Организация проведения конкурса среди средств массовой информации Чувашской Республики на лучшее освещение темы развития инновационных технологий в Чувашской Республике» в объеме 95,0 тыс. рублей, или 95,0% от предусмотренного по Программе;
«Организация и проведение Межрегионального круглого стола «Молодежь и био-наноиндустрия» в объеме 50,0 тыс. рублей со ссылкой на мероприятие Программы по пункту 10.18. «Подготовка и проведение конференций, обучающих семинаров, совещаний, курсов по вопросам, способствующим повышению инновационной активности организаций». Данному мероприятию соответствует мероприятие из Наноподпрограммы (по закону о республиканском бюджете в 2008 году не финансировалась) по пункту «1.12. Организация круглых столов, семинаров «Молодежь и биоиндустрия», «Молодежь и наноиндустрия», финансирование которого должно было осуществляться за счет текущей деятельности Минпромэнерго Чувашии.
Таким образом, 741,47 тыс. рублей израсходовано в соответствии с утвержденными мероприятиями Программы, а 1 624,0 тыс. рублей – на мероприятия, не предусмотренные Программой.
На поддержку инновационных проектов согласно отчету Министерства в рамках исполнения мероприятия Программы «10.5. Конкурсный отбор инновационных проектов на получение государственной поддержки за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики»
- по семи проектам было выплачено специальное вознаграждение в объеме 19 317,2 тыс. рублей, а именно: ООО «Санфарм» - 3 493,0 тыс. рублей (основание: протокол заседания Правительственной комиссии от 16.12.2005 №3, распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 13.01.2006 №2-р); ООО «ИНТЦ Диском» - 1 150,0 тыс. рублей (протокол от 16.12.2005 №3, распоряжение от 06.04.2006 №69-р); ООО «Афродита» (протокол заседания от 19.10.2005 №2, распоряжение от 19.12.2005 №431-р); ОАО «Микрохирургия глаза и «Контур» - 2 450,0 тыс. рублей (протокол от 28.09.2006 №3, распоряжение от 03.11.2006 №307-р); ООО Реал-Бизнес-лес» -3 850,0 тыс. рублей (протокол от 28.09.2006 №3, распоряжение от 25.09.2007 №279-р); ОАО «Лента» - 3 679,2 тыс. рублей (протокол от 06.12.2007 №4, распоряжение от 25.12.2007 №382-р); ЗАО «РОСЛИЗИН НИДЕРЛЭНДС Б.В. – 1 650,0 тыс. рублей (протокол заседания от 16.12.2008 №5, распоряжение от 23.12.2008 №346-р),
- по одному проекту оказана помощь в виде субсидирования процентной ставки по кредиту на сумму 371,68 тыс. рублей из 5 830,0 тыс. рублей, предусмотренных по закону о республиканском бюджете – ОАО «Завод «Электроприбор» (основание: протокол заседания от 24.07.2007 №2, распоряжение от 10.08.2007 №236-р).
2009 год
Законом Чувашской Республики «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» объем финансирования Программы первоначально был утвержден в объеме 35 500,0 тыс. рублей, трижды корректировался и с 13 ноября 2009 года составил 12 074,9 тыс. рублей, в том числе (приложение 7 к Закону):
- 1 000,0 тыс. рублей на выполнение функций государственными органами по коду «04 11 5220101 012»;
- 2 325,0 тыс. рублей на расходы общепрограммного характера в виде субсидии юридическим лицам по коду «04 12 5220101 006»;
- 3 749,9 тыс. рублей на выплату специальных вознаграждений разработчикам инновационных идей и патентообладателям в соответствии с Указом Президента Чувашской Республики от 29.10.2004 №118 «О дополнительных мерах по инновационному развитию Чувашской Республики» в виде субсидии юридическим лицам по коду «04 12 5220102 006»;
- 5 000,0 тыс. рублей на развитие инновационной инфраструктуры в Чувашской Республике, стимулирование инновационной деятельности, развитие венчурного бизнеса в виде субсидии местным бюджетам по коду «11 02 5220103 010».
Текстовая статья 9 Закона о бюджете устанавливала предоставление субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики в случаях, порядке, размерах и на условиях, установленных нормативными правовыми актами Кабинета Министров Чувашской Республики на возмещение:
- части затрат по проектам, отобранным на конкурсной основе Правительственной комиссией по отбору наиболее приоритетных и перспективных инновационных проектов, патентов на изобретение, полезную модель, промышленный образец, создаваемых в Чувашской Республике и за ее пределами, сформированной Кабинетом Министров Чувашской Республики:
на уплату процентов по кредитам, привлеченным на реализацию перспективных и приоритетных инновационных проектов;
по созданию полезной модели и промышленного образца;
- части затрат в форме предоставления грантов:
- начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса;
- субъектам малого предпринимательства для реализации инновационных проектов на конкурсной основе;
- юридическим (физическим) лицам - разработчикам инновационных идей и патентообладателям на реализацию в Чувашской Республике приоритетного и перспективного инновационного проекта, изобретения, полезной модели, промышленного образца в соответствии с Указом Президента Чувашской Республики от 29.10.2004 №118 «О дополнительных мерах по инновационному развитию Чувашской Республики».
Согласно отчетам Министерства расходы на исполнение Программы в 2009 году составили 12 370,1 тыс. рублей, что на 295,2 тыс. рублей, или на 2,4% больше, предусмотренного по Закону о республиканском бюджете (12 074,9 тыс. рублей), в том числе 1 295,2 тыс. рублей на организационно-имиджевые мероприятия, 6 074,9 тыс. рублей на поддержку инновационных проектов и 5 000,0 тыс. рублей на развитие инновационной инфраструктуры в виде гранта муниципальным образованиям.
В ходе рассмотрения объяснений Министерства подтверждено расторжение договора по организационно-имеджевым мероприятиям на сумму 300,0 тыс. рублей и соответственно расходы на исполнение Программы не были завышены на 295,2 тыс. рублей.
В рамках организационно-имиджевых мероприятий (финансирование из бюджте отражено по коду «04 11 5220101 012 выполнение функций государственными органами» согласно отчету были выполнены следующие мероприятия Программы:
- пункт «1.7. Организация и проведение интернет-биржи инноваций для промышленного комплекса Чувашской Республики» в объеме 19,0 тыс. рублей, или 19,0% от предусмотренного по Программе;
- пункт «1.8. Организация и проведение мультимедийной выставки объектов интеллектуальной собственности и образцов научно-технической продукции» в объеме 141,7 тыс. рублей, что на 58,3 тыс. рублей, или 29,2% меньше предусмотренного по Программе, в том числе 50,0 тыс. рублей на организацию и проведение мультимедийной выставки объектов интеллектуальной собственности и образцов научно-технической продукции «Интеллект», 40,0 тыс. рублей на формирование виртуальной выставки на электронных носителях объектов интеллектуальной собственности, образцов научно-технической продукции и инновационных проектов «Интеллект», 36,7 тыс. рублей на изготовление информационных материалов об инновационном потенциале Чувашской Республики и инновационных технологиях в области нанотехнологий для демонстрации в рамках выставки объектов интеллектуальной собственности и образцов научно-технической продукции «Интеллект» и 15,0 тыс. рублей на выполнение работ по проведению анализа объектов интеллектуальной собственности Чувашской Республики за 2000-2008 годы;
- пункт «1.23. Организация и проведение республиканского конкурса «Молодой изобретатель» в объеме 100,0 тыс. рублей, в том числе на выполнение работ по конкурсу 60,0 тыс. рублей (Государственный контракт от 19.08.2009 №04/1-73) и 40,0 тыс. рублей на организацию и проведение конференции «Развитие научно-технического потенциала современной молодежи» (Государственный контракт от 30.11.2009 №04/1-79);
- пункт «3.8. Организация проведения «интеллектуальных» аукционов по разработкам научных учреждений и высших учебных заведений для нужд экономики Чувашской Республики» в объеме 100,0 тыс. рублей за счет мероприятия «разработка сетевой системы автоматизированного контроля и архивирования режимов (параметров) обработки на термическом оборудовании в организациях», которое не отражено в мероприятиях Программы. Из Государственного контракта от 31.08.2009 №04/1-75 следует, что Исполнитель ООО «Энерготехсервис» производит затраты, связанные только на оплатой труда. Дополнительным соглашением от 17 сентября 2009 года данный госконтракт был расторгнут по соглашению сторон. Авансовых или иных платежей из республиканского бюджета по госконтракту не производилось;
- пункт «3.23. Организация и проведение специализированных ежегодных научно-практических конференций по кадровому обеспечению инновационных процессов в Чувашской Республике» в объеме 100,0 тыс. рублей, или 100,0% от предусмотренного по Программе;
- пункт «4.17.», который не существует в Программе, в объеме 414,5 тыс. рублей (с учетом исключения суммы 300,0 тыс. рублей по отмененному договору) на различные мероприятия, связанные с Выставкой-форумом «Чувашия-БИО 2009». Данным расходам соответствует мероприятие Наноподпрограммы по пункту «4.17. Организация и проведение в Чувашской Республике межрегиональной выставки «Чувашия БИО-2009» с планируемым объемом финансирования 1 000,0 тыс. рублей. Закон о республиканском бюджете не предусматривал финансирования Наноподпрограммы в 2009 году;
- пункт «10.12. Организация и проведение республиканской ярмарки идей, инноваций и венчурных проектов» в объем 70,0 тыс. рублей, в том числе 70,0 тыс. рублей на награждение победителей в рамках Выставки-форума «Чувашия-БИО 2009»;
- пункт «10.18. Подготовка и проведение конференций, обучающих семинаров, совещаний, курсов по вопросам, способствующим повышению инновационной активности организаций» в объеме 50,0 тыс. рублей, в том числе 25,0 тыс. рублей на «Оказание научных услуг по венчурному предпринимательству организациям Чувашской Республики» и 25,0 тыс. рублей на «Организацию и проведение семинара на тему «Управление качеством» и инновациями в соответствии с международными стандартами». Предмету последних расходов соответствуют мероприятия из третьего раздела приложения №5 «Система мероприятий Республиканской комплексной программы ускоренного внедрения во все сферы экономики Чувашской Республики международных стандартов качества на 2005-2011 гг. (программа «Качество»)». При рассмотрении представленных к акту объяснениях и возражений получена копия платежного поручения, которое подтверждает, что должно было финансироваться мероприятие из «республиканское программы инновационного развития Чувашской Республики».
Таким образом, из объема 895,2 тыс. рублей расходы в объеме 547,8 тыс. рублей не соответствуют мероприятиям Программы (с учетом исключения расходов по отмененным договорам).
На поддержку инновационных проектов согласно отчету Министерства в рамках исполнения мероприятия Программы «10.5. Конкурсный отбор инновационных проектов на получение государственной поддержки за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики»:
- по одному проекту было выплачено специальное вознаграждение в объеме 3 749,9 тыс. рублей (100,0% от предусмотренного по закону о бюджете) ООО НТП «Технотрон» (основание - протокол от 23.03.2007 №1, распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 07.06.2007 №159-р),
- по трем проектам оказана помощь в виде субсидирования процентной ставки по кредитам на сумму 2 325,0 тыс. рублей, или 100% от предусмотренного по закону о республиканском бюджете: 1 496,7 тыс. рублей ООО «Яхтинг» (основание: протокол заседания Правительственной комиссии от 26 сентября 2008 г. №4, распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.10.2008 №279-р); 608,2 тыс. рублей ЗАО «Промтрактор-Вагон» (основание: протокол заседания от 17.06.2008 №2, распоряжение от 06.11.2008 №291-р); 220,1 тыс. рублей ОАО «Завод «Электроприбор» (основание: протокол заседания от 24.07.2007 №2, распоряжение от 10.08.2007 №236-р).
В соответствии с распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 09.11.2009 №366-р по итогам конкурса, проведенного во исполнение постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.03.2006 №60 «О республиканском конкурсе на получение гранта для создания и развития инновационной инфраструктуры в муниципальном образовании», была поддержана заявка по созданию в Шемуршинском районе бизнес-инкубатора инновационного типа с выделением гранта в объеме 5 000,0 тыс. рублей.
Подпрограмма «Кадровое обеспечение инновационных процессов в Чувашской Республике» Республиканской комплексной программы инновационного развития Чувашской Республики на 2006-2011 годы была утверждена постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 января 2009 г. №26.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.05.2009 №178 «О Республиканской комплексной программе инновационного развития промышленности Чувашской Республики на 2010-2015 годы и на период до 2020 года» Программа была признана утратившей силу с 1 января 2010 года, а постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.05.2010 №163 постановление от 30.01.2009 №26 было признано утратившим силу.
Подпрограмма не была внесена в паспорт базовой Программы и за время своего юридического существования не финансировалась и не предусматривалась к финансированию из республиканского бюджета Чувашской Республики. Паспорт подпрограммы также не предусматривал финансирования в 2009 году из республиканского бюджета Чувашской Республики.
Выводы
1. Наделение одного министерства функциями заказчика, разработчика и исполнителя работ по Программе не может свидетельствовать о реализации принципов «лучшей практики» реализации любых проектов.
2. Объем финансирования Программы из средств республиканского бюджета по итогам 2006-2009 годов составил 65,3 млн. рублей, или 44,4% от объемов, предусмотренных паспортом Программы (147,0 млн. рублей).
3. Существенное влияние на выполнение индикаторов Программы в 2009 году оказали кризисные явления в экономике.
Сравнение индикаторов «№1 Темп роста объемов отгруженной инновационной продукции» и «№2 Доля отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции обрабатывающих производств», позволяет сделать вывод о том, что в условиях кризиса выпуск инновационной продукции претерпел меньшее падение, чем выпуск не инновационной продукции.
4. Из четырех установленных индикаторов выполнен один индикатор «№3 Темп роста затрат организаций на технологические инновации».
Сравнение плановых и фактических значений индикаторов №1 и №3 указывает на то, что Программа предполагала опережающие темпы роста инновационной продукции над затратами организаций на технологические инновации. На самом деле сложилась противоположная ситуация. Если в базовом 2004 году на 1 рубль, вложенный в технологические инновации организации получали 3,4 рубля инновационной продукции, то в последующие годы выход инновационной продукции уменьшался: в 2008 году выход составил 2,47 рубля, а в 2009 году – 2,24 рубля.
5. Включение в перечень мероприятий Программы работ, реализуемых в порядке исполнения основной деятельности министерств и финансируемой в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность, снижает мотивацию необходимости разработки и реализации программы.
Программа предусматривала проведение 156 мероприятий, из которых 37 мероприятий подлежало финансированию из республиканского бюджета Чувашской Республики и 89 мероприятий – за счет текущей деятельности различных министерств и ведомств Чувашской Республики.
6. Закон Чувашской Республики от 29.11.2005 №61 «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2006 год» не предусматривал финансирования Программы из республиканского бюджета, хотя в содержание закона о республиканского бюджете четыре раза вносились изменения и дополнения.
Финансирование отдельных мероприятий Программы осуществлялось Минпромэнергетики Чувашии по статье «Государственная поддержка малого предпринимательства». В соответствии со статьей 6 Закона Чувашской Республики «О государственной поддержке малого предпринимательства в Чувашской Республике» государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется в соответствии с Республиканской программой государственной поддержки малого предпринимательства, отраслевыми и муниципальными программами развития и поддержки малого предпринимательства, разрабатываемыми соответственно Кабинетом Министров Чувашской Республики и органами местного самоуправления.
В республиканской программе государственной поддержки малого предпринимательства отсутствовали мероприятия по государственной поддержке инновационных проектов за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.
7. Финансирование в 2006 году мероприятия Программы «7.5. Создание Республиканского венчурного фонда» должно было осуществляться в пределах средств, предусмотренных на текущую деятельность Министерства. Финансирование данного мероприятия из республиканского бюджета Чувашской Республики на 2006 год в объеме 70,0 млн. рублей появилась в Программе только после изменений от 25 апреля 2008 года).
В нарушение подпункта 21 пункта 1 статьи 80 Конституции Чувашской Республики договор между Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Кабинетом Министров Чувашской Республики не прошел утверждения Государственным Советом Чувашской Республики, как договор по которому обязательства Чувашской Республики обеспечиваются за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.
8. Проведенный аудит алгоритма принятия решений о поддержке инновационных проектов в связи с невыполнением распоряжения Кабинета Министров Чувашской Республики от 04.05.2007 №133-р в отношении оказания помощи ООО «Гален» выявил, что постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30.09.2005 №242 «О мерах по реализации Указа Президента Чувашской Республики от 29.10.2004 №118» превышены полномочия государственного заказчика. А именно, если Указ предусматривает передачу права на использование изобретения, полезной модели, промышленного образца (то есть заключение лицензионного договора без перехода права собственности), то постановление (абзац третий пункта 8) требует заключения договора уступки (то есть перехода права собственности) с последующим заключением лицензионного договора между новым собственником и исполнителем. Установленный порядок противоречит как Указу Президента Чувашской Республики, так и нормам Гражданского кодекса Российской Федерации.
9. По итогам 2008 года из 2 365,47 тыс. рублей, затраченных на организационно-имиджевые мероприятия, 1 624,0 тыс. рублей было направлено на мероприятия, не предусмотренные Программой (Нанаподпрограмма, Форум-Ярмарка, коучинг-центр).
10. В нарушение закона Российской Федерации «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации», согласно которому торгово-промышленная палата является негосударственной некоммерческой организацией, а «источниками формирования имущества торгово-промышленных палат являются вступительные и членские взносы, прибыль от хозяйственной деятельности созданных ими предприятий, иные поступления», по Государственному контракту от 10.06.2008 №04/1-24 из 400,0 тыс. рублей по смете 75,0 тыс. рублей было направлено в доход и на уплату налогов Торгово-промышленной палаты Чувашской Республики.
11. Выявлено неэффективное использование бюджетных средств по Государственному контракту от 10.06.2008 №04/1-2, по которому была установлена оплата в 50,0 тыс. рублей из расчета включения в каталог 100 проектов Министерства, а включено было 39 проектов.
12. По итогам 2009 года из 895,2 тыс. рублей, затраченных на организационно-имиджевые мероприятия, расходы в объеме 547,8 тыс. рублей не соответствуют утвержденным мероприятиям Программы.
13. Эффективность работы Министерства от разработки, принятия Подпрограммы «Кадровое обеспечение инновационных процессов в Чувашской Республике» Республиканской комплексной программы инновационного развития Чувашской Республики на 2006-2011 годы отсутствует, так как Подпрограмма не финансировалась из республиканского бюджета и была отменена постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.05.2010 №163, а сама Программа была признана утратившей силу с 1 января 2010 года.
Предложения
1. Министерству экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики как правопреемнику Программы:
- провести ревизию действующей редакции Программы с учетом отмеченных проверкой недостатков;
- подготовить предложения по приведению постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 30.09.2005 №242 «О мерах по реализации Указа Президента Чувашской Республики от 29.10.2004 №118» в соответствие с данным Указом.
2. Направить настоящий отчет в:
- Государственный Совет Чувашской Республики;
- Кабинет Министров Чувашской Республики.
Аудитор В.К. Спиридонов