Утверждаю
И.о. председателя
Контрольно-счетной палаты
Государственного Совета
Чувашской Республики
С.И. Швардаков
2 июня 2011 года
Отчет
о результатах проверки целевого и эффективного использования средств, выделенных в рамках реализации отдельных направлений приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России»
Основания проведения проверки: пункт 1.3.11. плана работы Контрольно-счетной палаты Государственного Совета Чувашской Республики на 2011 год, утвержденного постановлением Государственного Совета Чувашской Республики от 09.11.2010 №709.
Цель проверки: проверить полноту финансирования, а также целевое и эффективное использование средств, выделенных в рамках реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».
Предмет проверки: нормативные правовые и другие документы, подтверждающие выделение и использование средств на реализацию приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».
Объекты проверки:
- администрация Батыревского района;
- администрация Канашского района;
- администрация Моргаушского района;
- администрация Янтиковского района.
Проверяемый период: 2010 год и 4 месяца 2011 года.
Срок проведения проверки: с 16 по 27 мая 2011 года.
Результаты контрольного мероприятия
Проверкой охвачены вопросы предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение или строительство жилья за 2010 год и 4 месяца 2011 года.
Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.
В целях реализации в Чувашской Республике подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (далее – Подпрограмма), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 №675 (в редакции от 31.12.2005 №865) и в соответствии с требованиями Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 №285, постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27.10.2006 №271 утвержден Порядок организации работы по реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы в Чувашской Республике. В настоящее время Подпрограмма завершила свою работу.
Механизм реализации данной подпрограммы предполагал оказание государственной поддержки молодым семьям в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат на приобретение жилья, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья, или строительство индивидуального жилья.
В рамках реализации Подпрограммы в 2010 году на предоставление молодым семьям социальных выплат на строительство и приобретение жилья за счет средств федерального, республиканского и местных бюджетов в республике было предусмотрено 21 981,0 тыс. рублей. Получили государственную поддержку 39 молодых семей на сумму 21 760,5 тыс. рублей, в том числе в г. Чебоксары - 33 семьи, в г. Новочебоксарске - 6 семей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 №1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы», принята новая подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Указ Президента Чувашской Республики от 06.03.2002 №51 «О мерах по усилению государственной поддержки молодых граждан в Чувашской Республике»
Государственная поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий в рамках Указа Президента Чувашской Республики от 06.03.2002 №51 «О мерах по усилению государственной поддержки молодых граждан в Чувашской Республике» и республиканской программы «Государственная поддержка молодых семей в решении жилищной проблемы на 2002 - 2015 годы», утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15.10.2002 №274 осуществлялась на основании Правил предоставления молодым семьям за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики социальных выплат на строительство или приобретение жилья, утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 09.10.2008 №304.
Правилами предусмотрено предоставление социальных выплат за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики молодым семьям, состоящим в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, на строительство (приобретение) жилья, которые могут направляться, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита (займа) на строительство (приобретение) жилья, а также на погашение основной суммы долга по ипотечным жилищным кредитам (займам), полученным не ранее 1 января 2008 года молодыми семьями, состоявшими в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий на дату заключения кредитного договора (договора займа). При этом размер социальной выплаты, предоставляемой на погашение основной суммы долга по таким ипотечным кредитам (займам), ограничивается суммой остатка основного долга по ипотечным жилищным кредитам (займам) и остатка задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом).
Молодым семьям предоставляются социальные выплаты в следующих размерах:
35,0% расчётной (средней) стоимости жилья – для молодых семей, не имеющих детей, за счёт средств республиканского бюджета Чувашской Республики;
40,0% расчётной (средней) стоимости жилья – для молодых семей, имеющих 1 ребёнка и более, а также для неполных молодых семей, состоящих из 1 молодого родителя и 1 ребёнка и более, из них за счёт средств:
- республиканского бюджета – 38,0%;
- местных бюджетов – 2,0%.
В рамках реализации Указа Президента Чувашской Республики от 06.03.2002 №51 и республиканской программы «Государственная поддержка молодых семей в решении жилищной проблемы на 2002-2015 годы» в 2010 году на предоставление молодым семьям социальных выплат на строительство и приобретение жилья из республиканского бюджета было выделено 91 346,5 тыс. рублей, из местных бюджетов – 4 807,7 тыс. рублей. Получили государственную поддержку 188 молодых семей на сумму 95 956,0 тыс. рублей, в том числе: за счёт средств республиканского бюджета 91 335,0 тыс. рублей, за счёт средств местных бюджетов – 4 621,0 тыс. рублей.
Законом Чувашской Республики «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» выделение средств на предоставление социальных выплат на приобретение жилья молодым семьям в рамках реализации Указа Президента Чувашской Республики от 06.03.2002 №51 «О мерах по усилению государственной поддержки молодых граждан в Чувашской Республике» в 2011 году не предусмотрено.
При проверке правильности предоставления социальных выплат молодым семьям на строительство и приобретение жилья в рамках Указа Президента Чувашской Республики в администрациях Батыревского, Канашского, Моргаушского и Янтиковского районов установлено следующее.
Батыревский район
В 2010 году свидетельства о праве на получение социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения выданы пяти молодым семьям на общую сумму 1 953,6 тыс. рублей, в том числе за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики в сумме 1 855,9 тыс. рублей и средств местного бюджета в сумме 97,7 тыс. рублей.
В нарушение п.2.4 Правил свидетельства о праве на получение социальной выплаты молодым семьям Кошкиных и Сурковых оформлены 12 октября 2010 года, или с опозданием на 4 рабочих дня с даты поступления средств из республиканского бюджета Чувашской Республики (29 сентября 2010 года).
В нарушении п.п. 2.1 и 2.2 в администрации сформирован список молодых семей-участников программы в рамках реализации Указа Президента Чувашской Республики от 06.03.2002 №51 на 2010 год на основании заявлений, поданных в основном в 2008 году. Согласно Правилам список формируется на основании заявлений на получение социальных выплат, поданных в текущем финансовом году.
В нарушение п. 2.1 Правил в личных делах молодых семей Енилиных, Кошкиных и Шапкиных отсутствуют заявления о предоставлении в 2010 году социальной выплаты.
На всех копиях документов, имеющихся в личных делах молодых семей, отсутствуют даты их заверения.
Размеры предоставленных в 2010 году социальных выплат молодым семьям администрацией района рассчитаны исходя из установленных нормативов, выплаты произведены в полном объеме.
Канашский район
В 2010 году свидетельства о праве на получение социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения выданы пяти молодым семьям на общую сумму 2 153,9 тыс. рублей, в том числе за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики в сумме 2 046,2 тыс. рублей и средств местного бюджета в сумме 107,7 тыс. рублей.
Администрацией района 27 сентября 2010 года сформирован список молодых семей, изъявивших желание получить в 2010 году социальную выплату с учетом очередности исходя из даты подачи заявления на получение социальной выплаты в количестве 11 семей.
В ходе проверки пяти личных дел молодых семей, получивших социальные выплаты в 2010 году: Мироновых, Терентьевых, Николаевых, Васильевых и Никитиных установлено следующее:
В личных делах молодых семей Мироновых и Терентьевых имеются письма Канашского отделения №7507 Сберегательного банка Российской Федерации (Мироновым – от 28.09.2010 №4911, Терентьевым – 29.09.2010 №4942) о наличии у семьи Мироновых по состоянию на 28 сентября 2010 года остатка ранее предоставленного ипотечного кредита по основному долгу в сумме 517,8 тыс. рублей, задолженности по процентам – 3,3 тыс. рублей и у семьи Терентьевых по состоянию на 29 сентября 2010 года остатка ранее предоставленного ипотечного кредита по основному долгу в сумме 275,3 тыс. рублей, задолженности по процентам – 2,1 тыс. рублей. Пунктом 1.1. Правил определено, что размер социальной выплаты, предоставляемой на погашение основной суммы долга по таким ипотечным кредитам (займам), ограничивается суммой остатка основного долга по ипотечным жилищным кредитам и остатка задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом). В то же время молодым семьям Мироновых и Терентьевых социальные выплаты предоставлены только в размерах сумм остатка основного долга по ипотечным жилищным кредитам, без учета остатков задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитам. Таким образом, размер недоплаченной социальной выплаты составил: молодой семье Мироновых в сумме 3,3 тыс. рублей, молодой семье Терентьевых в сумме 2,1 тыс. рублей.
Моргаушский район
В 2010 году свидетельства о праве на получение социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения выданы двум молодым семьям на общую сумму 948,0 тыс. рублей, в том числе за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики в сумме 900,6 тыс. рублей и средств бюджета Моргаушского района в сумме 47,4 тыс. рублей.
В нарушение п.2.2 Правил в 2010 году администрацией района не сформирован список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату с учетом очередности исходя из даты подачи заявления на получение социальной выплаты.
К проверке представлены три личных дела молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2010 году: Портновых, Ершовых и Семеновых. Заявления на получения социальной выплаты датированы: семьи Портновых – 10 сентября 2010 года, семьи Ершовых – 10 сентября 2010 года и семьи Семеновых – 13 сентября 2010 года.
В нарушение п.2.5 Правил в личном деле семьи Портновых, получивших социальную выплату на строительство индивидуального жилого дома хозяйственным способом отсутствуют накладные на приобретение строительных материалов. Администрация района молодой семье Портновых неправомерно предоставила социальную выплату на строительство индивидуального жилого дома в сумме 432,0 тыс. рублей, в том числе за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики в сумме 410,4 тыс. рублей и средств бюджета Моргаушского района – 21,6 тыс. рублей. Размер социальной выплаты молодой семье Портновых администрацией района рассчитан исходя из установленных нормативов и выплата произведена в полном объеме.
Социальная выплата молодой семье Ершовых предоставлена в сумме 516,0 тыс. рублей, или меньше причитающейся суммы на 160,8 тыс. рублей (размер причитавшейся социальной выплаты составляет 676,8 тыс. рублей). Семьей Ершовых на имя главы администрации Моргаушского района подано заявление от 29 сентября 2010 года согласно которому, семья Ершовых претензий по порядку и размеру предоставленной социальной выплаты к администрации Моргаушского района не имеет.
К проверке представлен журнал регистрации заявлений молодых семей-участников программы в рамках реализации Указа Президента Чувашской Республики от 06.03.2002 г. №51 «О мерах по усилению государственной поддержки молодых граждан в Чувашской Республике» по Моргаушскому району (дело №06-01-25), заведенный в произвольной форме (начат 12 января 2011 года).
В данном журнале зарегистрированы заявления молодых семей, поступивших в администрацию с 28 октября 2008 года. На дату проведения проверки в журнале зарегистрированы 114 заявлений, из них последнее заявление датировано 26 апреля 2011 года. Поступившие заявления в 2011 году зарегистрированы в количестве сорока четырёх. В данном журнале отсутствуют подписи заявителей о регистрации поданных заявлений.
К проверке представлен список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2011 году в количестве 44 молодых семей, сформированный только на основании заявлений на получение социальной выплаты. Согласно п.2.11. Правил в случае если молодая семья, включенная в список, не получила социальную выплату в текущем финансовом году, в следующем финансовом году при изъявлении желания получить социальную выплату она представляет в соответствии с подпунктом 1 пункта 2.1. Правил заявление. При этом представление других документов, предусмотренных пунктом 2.1. Правил не требуется.
На получение социальной выплаты в 2010 году поступило только 3 заявления от молодых семей Портновых, Ершовых, Семеновых, поэтому для включения молодых семей в список для получения социальной выплаты в 2011 году молодым семьям (кроме семьи Семеновых) следовало представить документы, определенные пунктом 2.1. Правил.
Таким образом, список молодых семей изъявивших желание получить социальную выплату в 2011 году сформирован администрацией района с нарушением требований пунктов 2.1. и 2.2. Правил.
Янтиковский район
В 2010 году свидетельства о праве на получение социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения выданы пяти молодым семьям на общую сумму 2 277,6 тыс. рублей, в том числе за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики в сумме 2 163,7 тыс. рублей и средств бюджета Янтиковского района в сумме 113,9 тыс. рублей.
Администрацией района сформирован список молодых семей, изъявивших желание получить в 2010 году социальную выплату с учетом очередности исходя из даты подачи заявления на получение социальной выплаты.
К проверке представлены пять личных дел молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2010 году: Федоровых, Антоновых, Петровых, Кукловых и Егоровых, при рассмотрении которых установлено следующее:
1) в личном деле семьи Федоровых (выдано Свидетельство о праве на получение социальной выплаты 28 сентября 2010 года) отсутствует справка или иной документ, подтверждающий наличие на расчетном счете молодой семьи достаточных сумм во вкладе в банке на дату получения Свидетельства, что не соответствует п.2.5 Правил;
2) молодой семье Антоновых предоставлена социальная выплата на строительство индивидуального жилого дома в сумме 394,2 тыс. рублей (средства республиканского бюджета Чувашской Республики – 374,5 тыс. рублей, средства бюджета Янтиковского района – 19,7 тыс. рублей). В нарушение п.2.5 Правил в личном деле отсутствует документ, подтверждающий объем выполненных на этом объекте работ при строительстве хозяйственным способом. Следовательно, администрация района молодой семье Антоновых неправомерно предоставила социальную выплату на строительство индивидуального жилого дома в сумме 394,2 тыс. рублей. Размер социальной выплаты молодой семье Антоновых администрацией района рассчитан исходя из установленных нормативов и выплата произведена в полном объеме;
3) в личном деле семьи Петровых (выдано Свидетельство о праве на получение социальной выплаты 28 сентября 2010 года) имеется документ, подтверждающий принятие кредитной организации о возможности предоставления ипотечного кредита молодой семье – письмо дополнительного офиса №750/053 Канашского отделения №7507 Сбербанка России за №011-963 о принятии положительного решения о предоставлении кредита в максимально возможной сумме 1 100,0 тыс. рублей, датированное 13 октября 2010 года, т.е. позже даты выдачи Свидетельства, что нарушает п.2.5. Правил;
4) молодой семье Кукловых предоставлена социальная выплата на строительство индивидуального жилого дома в сумме 394,2 тыс. рублей (средства республиканского бюджета Чувашской Республики – 374,5 тыс. рублей, средства бюджета Янтиковского района – 19,7 тыс. рублей). В нарушение п.2.5 Правил в личном деле отсутствуют договор строительного подряда, акты выполненных работ, подтверждающие расходы при выполнении работ на объекте индивидуального жилищного строительства, накладные на приобретение строительных материалов при строительстве хозяйственным способом объекта индивидуального жилищного строительства, а также документ, подтверждающий объем выполненных на этом объекте работ. Следовательно, администрация района молодой семье Кукловых неправомерно предоставила социальную выплату на строительство индивидуального жилого дома в сумме 394,2 тыс. рублей. Размер социальной выплаты молодой семье Кукловых администрацией района рассчитан исходя из установленных нормативов и выплата произведена в полном объеме;
5) в личном деле семьи Егоровых (выдано Свидетельство о праве на получение социальной выплаты 28 сентября 2010 года) отсутствует отчет профессионального оценщика об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества, находящегося в собственности молодой семьи, что нарушает п.2.5 Правил.
Кроме того, на всех копиях документов, имеющихся в личных делах молодых семей, отсутствуют даты их заверения.
Выводы:
1. В рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы в 2010 году получили государственную поддержку 39 молодых семей на сумму 21 760,5 тыс. рублей.
2. В рамках реализации Указа Президента Чувашской Республики от 06.03.2002 №51 и республиканской программы «Государственная поддержка молодых семей в решении жилищной проблемы на 2002-2015 годы» в 2010 году получили государственную поддержку 188 молодых семей на сумму 95 956,0 тыс. рублей.
3. В Батыревском районе в нарушение п.2.4 Правил, свидетельства о праве на получение социальной выплаты молодым семьям Кошкиных и Сурковых оформлены 12 октября 2010 года, или с опозданием на 4 рабочих дня с даты поступления средств республиканского бюджета Чувашской Республики (29 сентября 2010 года).
В нарушении п.п. 2.1 и 2.2 Правил в администрации сформирован список молодых семей-участников программы в рамках реализации Указа Президента Чувашской Республики от 06.03.2002 №51 на 2010 год на основании заявлений, поданных в 2008 году.
В трех личных делах молодых семей Енилиных, Кошкиных и Шапкиных отсутствуют заявления о предоставлении в 2010 году социальной выплаты, что нарушает пункт 2.1. Правил.
4. В Канашском районе в нарушение п.1.1 Правил молодым семьям недоплатили социальную выплату в части остатка задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом) в общей сумме 5,4 тыс. рублей, в том числе молодой семье Мироновых – 3,3 тыс. рублей, молодой семье Терентьевых – 2,1 тыс. рублей.
5. В Моргаушском районе в нарушение п.2.2 Правил в 2010 году администрацией района не сформирован список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату с учетом очередности исходя из даты подачи заявления на получение социальной выплаты.
В нарушение п.2.5 Правил Администрация района молодой семье Портновых неправомерно выдала и оплатила Свидетельство о праве на получение социальной выплаты на строительство индивидуального жилого дома в сумме 432,0 тыс. рублей, так как в личном деле семьи Портновых отсутствуют накладные на приобретение строительных материалов.
Социальная выплата молодой семье Ершовых предоставлена в сумме 516,0 тыс. рублей, или меньше причитающейся суммы на 160,8 тыс. рублей.
Список молодых семей изъявивших желание получить социальную выплату в 2011 году сформирован администрацией района с нарушением требований пунктов 2.1. и 2.2. Правил.
6. Администрация Янтиковского района в нарушение п.2.5 Правил неправомерно выдала и оплатила свидетельства о праве на получение социальной выплаты молодым семьям: Фёдоровых в сумме 525,6 тыс. рублей, Антоновых – 394,2 тыс. рублей, Петровых – 306,6 тыс. рублей, Кукловых – 394,2 тыс. рублей, Егоровых – 657,0 тыс. рублей по причине отсутствия в личных делах молодых семей на дату выдачи Свидетельства, документов, подтверждающих платёжеспособность молодой семьи, достаточную для оплаты расчётной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
7. В Батыревском, Канашском, Моргаушском и Янтиковском районах на всех копиях документов, имеющихся в личных делах молодых семей, отсутствуют даты их заверения.
Предложения:
1. Направить отчет о результатах проверки в Государственный Совет Чувашской Республики и в Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики.
2. Направить информационное письмо в Кабинет Министров Чувашской Республики.
3. Направить материалы проверки по администрации Моргаушского района по выявленным нарушениям в Прокуратуру Чувашской Республики и Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Чувашской Республике.
Аудитор Т.К. Фролова