Утверждаю
И.о. председателя
Контрольно-счетной палаты
Государственного Совета
Чувашской Республики
С.И.Швардаков
15 августа 2011 года
Отчет
о результатах проверки целевого и эффективного использования средств, выделенных из республиканского бюджета Чувашской Республики ГУП Чувашской Республики «Чувашавтотранс» Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики за 2009 - 2010 годы.
Основание для проведения проверки: план работы Контрольно-счетной палаты Государственного Совета Чувашской Республики на III квартал 2011 года, утвержденный председателем Контрольно-счетной палаты Государственного Совета Чувашской Республики и удостоверение на право проведения проверки от 13.07.2011 №27, выданное председателем Контрольно-счетной палаты Государственного Совета Чувашской Республики.
Цель проверки: контроль за целевым и эффективным использованием средств (субсидий), выделенных из республиканского бюджета Чувашской Республики.
Объект проверки: ГУП Чувашской Республики «Чувашавтотранс» Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики.
Предмет проверки: документы, подтверждающие объемы финансирования и использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики.
Проверкой установлено:
Проверка проведена с ведома генерального директора ГУП «Чувашавтотранс» Федорова А.С. в присутствии главного бухгалтера ГУП «Чувашавтотранс» Казаковой Т.В.
Местонахождение и юридический адрес ГУП «Чувашавтотранс»: 428003, г. Чебоксары, ул. Гагарина, дом 20.
Распорядителями денежных средств в проверяемом периоде являлись:
-с правом первой подписи - генеральный директор ГУП «Чувашавтотранс»: Гриднев В.В. (до 01.07.2010), с 04.08.2010 по настоящее время - Федоров А.С.;
- с правом второй подписи - главный бухгалтер ГУП «Чувашавтотранс» Казакова Т.В. (с 10.08.2006 по настоящее время).
Государственное унитарное предприятие Чувашской Республики «Чувашавтотранс» Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики (далее - ГУП «Чувашавтотранс») является правопреемником республиканского государственного унитарного предприятия «Чувашавтотранс» Министерства промышленности, транспорта и связи Чувашской Республики.
ГУП «Чувашавтотранс» является юридическим лицом, координация и регулирование деятельности которого осуществляется Министерством градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики (далее - Минстрой Чувашии), имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием, штамп, бланки.
В своей деятельности ГУП «Чувашавтотранс» руководствуется Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», других действующих законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации и Чувашской Республики, а также Уставом, утвержденным приказом Минстроя Чувашии от 26.09.2006 № 04-13/201 и согласованным распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Чувашской Республики от 22.09.2006 №144-р,
Предприятие имеет в своем составе филиалы без права юридического лица, расположенные вне места нахождения предприятия и осуществляющие часть его функций:
- Алатырское автотранспортное предприятие-филиал ГУП «Чувашавтотранс» Минстроя Чувашии, расположенный по адресу: 429800, Чувашская Республика, г. Алатырь, ул. Юбилейная, д.7;
- Канашское пассажирское автотранспортное предприятие-филиал ГУП «Чувашавтотранс» Минстроя Чувашии, расположенный по адресу: 429300, Чувашская Республика, г. Канаш, ул. Кооперативная, д. 14;
- Козловское автотранспортное предприятие-филиал ГУП «Чувашавтотранс» Минстроя Чувашии, расположенный по адресу: 429430, Чувашская Республика, г. Козловка, ул. Совхозная, д. 17;
- Новочебоксарское пассажирское автотранспортное предприятие-филиал ГУП «Чувашавтотранс» Минстроя Чувашии, расположенный по адресу: 428900, Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, ул. Коммунальная, вл. 22;
- Урмарское автотранспортное предприятие-филиал ГУП «Чувашавтотранс» Минстроя Чувашии, расположенный по адресу: 429400, Чувашская Республика, пос. Урмары, ул. Ленина, д.38;.
- Цивильское автотранспортное предприятие-филиал ГУП «Чувашавтотранс» Минстроя Чувашии, расположенный по адресу: 429900, Чувашская Республика, Цивильский район, пос. Молодежный, ул. Заводская, д. 18;
- Чебоксарское пассажирское автотранспортное предприятие № 3-филиал ГУП «Чувашавтотранс» Минстроя Чувашии, расположенный по адресу: 428031, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр. И. Яковлева, д.37;
- Чебоксарское пассажирское автотранспортное предприятие № 3-филиал ГУП «Чувашавтотранс» Минстроя Чувашии, расположенный по адресу: 428020, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Пристанционная, д.З;
- Шумерлинское пассажирское автотранспортное предприятие-филиал ГУП «Чувашавтотранс» Минстроя Чувашии, расположенный по адресу: 429127, Чувашская Республика, г. Шумерля, ул. Калининское шоссе, д. 2;
- Ядринское автотранспортное предприятие-филиал ГУП «Чувашавтотранс» Минстроя Чувашии, расположенный по адресу: 429060, Чувашская Республика, Ядринский район, с. Козловка, ул. Восточная, д. 1 «а»;
- Объединение автостанций и автовокзалов-филиал ГУП «Чувашавтотранс» Минстроя Чувашии, расположенный по адресу: 428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Привокзальная, 1В.
ГУП «Чувашавтотранс» является коммерческой организацией, выполняет работы, оказывает услуги в целях удовлетворения общественных потребностей в обеспечении устойчивого и бесперебойного функционирования движения автотранспорта, а также получения прибыли.
Согласно Уставу для выполнения указанных целей предприятие осуществляет следующие основные виды деятельности:
- оказание платных и льготных транспортных услуг по перевозке грузов, пассажиров и багажа по городским, пригородным, междугородним (межобластным, межреспубликанским и внутриреспубликанским) и международным сообщениям;
-выполнение мероприятий по государственной поддержке пассажирского автотранспорта и обновление автобусного парка;
- выполнение мероприятий по мобилизационной подготовке;
- деятельность автомобильного (автобусного) пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию;
- деятельность автомобильного грузового транспорта;
- транспортная обработка грузов;
- организация перевозки грузов;
- техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств;
- технический контроль автомобилей: периодический технический осмотр легковых и грузовых автомобилей, мотоциклов, автобусов и других автотранспортных средств;
- предоставление услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию приборов и инструментов для измерения, контроля, испытания, навигации, локации и прочих целей;
- производство общестроительных работ по возведению зданий;
- деятельность столовых при предприятиях и учреждениях;
- врачебная практика;
- обучение водителей транспортных средств;
- другие виды хозяйственной деятельности, не запрещенные действующими законодательством Российской Федерации и Чувашской Республики.
ГУП «Чувашавтотранс» имеет лицензию от 05.11.2002 №АСС-21-007472 на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек. Лицензия выдана Управлением Госавтодорнадзора по Чувашской Республике. Срок действия лицензии с 5 ноября 2002 года по 10 октября 2012 года.
Проверка целевого и эффективного использования средств, выделенных из республиканского бюджета Чувашской Республики за период 2009-2010 годы
В соответствии с Законами Чувашской Республики «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011годов» и «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» главным распорядителем средств на предоставление ГУП «Чувашавтотранс» субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики является Минстрой Чувашии.
По данным Отчета об исполнении республиканского бюджета Чувашской Республики за 2009 и 2010 годы в проверяемый период из республиканского бюджета Чувашской Республики Минстрою Чувашии были предоставлены субсидии на общую сумму 615 973,2 тыс. рублей, в том числе:
в 2009 году на сумму 501 040 тыс. рублей, из них
- на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Чувашской Республики для отдельных категорий граждан (КБК 832100350537005) - на 45 000 тыс. рублей,
- на создание единой республиканской автоматизированной системы управления перевозочным процессом (КБК 83204083030202006) - на 19 210,0 тыс. рублей,
- на закупку автотранспортных средств и коммунальной техники - на 436 829,6 тыс. рублей, из которых 269 382,3 тыс. рублей поступило из федерального бюджета (КБК 83204083400702006) и 167 447,3 тыс. рублей - из республиканского бюджета (832040830302006);
в 2010 году на сумму 114 933,2 тыс. рублей, из них
- на возмещение части затрат на приобретение автотранспортных средств (КБК 83204083030201006) на 28 433,2 тыс. рублей,
- на компенсацию части потерь в доходах, связанных с перевозкой пассажиров на общественном транспорте (КБК 83204083030204006) на 86 500 тыс. рублей.
Субсидии на возмещение части потерь в доходах, связанных с перевозкой пассажиров на общественном транспорте выделялись ГУП «Чувашавтотранс» на основании «Правил предоставления средств из республиканского бюджета Чувашской Республики на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Чувашской Республики для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки, которых относится к ведению Чувашской Республики», утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.12.2008 №392
Между ГУП «Чувашавтотранс» и Минстроем Чувашии заключено Соглашение от 06.03.2009 №20-32/11 на предоставление в 2009 году средств республиканского бюджета на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта в сумме 45 000,0 тыс. рублей, предусмотренных по разделу 1000 «Социальная политика», подразделу 1003 «Социальное обеспечение населения».
Выборочной проверкой за 2009 год установлено, что в соответствии с требованиями постановления Кабинета Министров Чувашской Республики ГУП «Чувашавтотранс» (получатель бюджетных средств) ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным, предоставлял в Минстрой Чувашии сведения о расходах на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Чувашской Республики для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Чувашской Республики (инвалиды ВОВ и приравненные к ним лица; участники ВОВ, ветераны боевых действий на территории СССР и др. государств; лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; родители, супруги погибших; лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах ПВО; бывшие несовершеннолетние узники концлагерей; инвалиды; дети-инвалиды; инвалиды Чернобыльской АЭС, инвалиды Чернобыльской катастрофы; граждане из подразделений особого риска; ветераны труда; труженики тыла; реабилитированные лица; лица, признанные пострадавшими от политических репрессий и др.).
За 2009 год ГУП «Чувашавтотранс» реализовано льготных пассажирских билетов всего в количестве 182 144 штук на общую сумму 62 839 680 рублей (в том числе: льготникам Чувашской Республики - 132 420 штук на общую сумму 45 684 900 рублей и льготникам Российской Федерации - 49 724 штук на общую сумму 17 154 780 рублей). При этом фактические расходы, связанные с реализацией льготных проездных билетов отдельным категориям граждан за 2009 год, согласно представленным в Минстрой Чувашии сведениям, составили 64 100 556 рублей. Из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение расходов по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта на территории Чувашской Республики для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Чувашской Республики в ГУП «Чувашавтотранс» поступило средств республиканского бюджета в сумме 45 000,0 тыс. рублей, то есть ГУП «Чувашавтотранс» возмещено 70,0% от суммы фактически произведенных в 2009 году расходов на реализацию льготных билетов. Выборочной проверкой нарушений не установлено.
Субсидии на создание единой республиканской автоматизированной системы управления перевозочным процессом выделялись ГУП «Чувашавтотранс» согласно «Правил предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение части затрат государственного унитарного предприятия Чувашской Республики «Чувашавтотранс» на создание единой республиканской автоматизированной системы управления перевозочным процессом», утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 01.09.2009 №287.
Между ГУП «Чувашавтотранс» и Минстрой Чувашии заключено соглашение от 16.10.2009 №20/32-18 о предоставление в 2009 году вышеуказанных субсидий из республиканского бюджета на сумму 19 210,2 тыс. рублей, предусмотренных по разделу 0400 «Национальная экономика», подразделу 0408 «Транспорт».
В рамках реализации указанного соглашения, ГУП «Чувашавтотранс» заключило 4 договора на поставку оборудования (транспортного терминала) - поставщик ОАО «Транспортные системы» и Системы мониторинга и управления пассажирским транспортом «М2М-CityBus» - поставщик ООО «М2Мтелематика» на общую сумму 19 210,7 тыс. рублей, в том числе: на приобретение транспортных терминалов и служебные карты и карты маршрутов - 10 800,7 тыс. рублей и системы мониторинга и управления пассажирским транспортом - 8 410,0 тыс. рублей.
За поставленное оборудование и систему мониторинга ГУП «Чувашавтотранс» перечислено вышеуказанным поставщикам денежные средства на общую сумму 19 210,7 тыс. рублей, которые компенсированы в полном объеме за счет средств республиканского бюджета.
По данным бухгалтерского учета ГУП «Чувашавтотранс» по состоянию на 1 января 2010 года задолженности перед поставщиками не числилось.
Полученное оборудование (транспортные терминалы) и система мониторинга и управления пассажирским транспортом приняты к учету ГУП «Чувашавтотранс» и распределены по филиалам.
В рамках Единой автоматизированной системы управления перевозочным процессом Чувашской Республики (ЕРАСУПП) ГУП «Чувашавтотранс» оборудовал 620 автобусов навигационно-связными приборами GPS и ГЛОНАСС/GPS, 195 мобильных терминалов кондуктора и 5 терминалов продажи/пополнения. Оборудованы 20 автоматизированных рабочих мест (АРМ) диспетчера, создана Центральная диспетчерская служба (ЦДС), оснащена серверная, проведено обучение диспетчеров предприятия, установлено программное обеспечение и периферийное оборудование.
На момент проверки проведена технологическая подготовка более 500 маршрутов, разработаны регламенты работы диспетчеров, исполняющих обязанности инженеров-технологов, организовано на базе ЦДС техническое обслуживание приборов навигации и мобильных терминалов кондуктора. Проводятся работы по совершенствованию работы специального программного обеспечения, интеграции его с бухгалтерскими программами 1С, более глубокая интеграция в технологическую цепочку работы предприятия.
К системе ЦДС подключены (кроме автобусов и хозяйственных машин предприятия) школьные автобусы (10 единиц), автобусы частных предпринимателей (более 100 единиц), автобусы ГУП РМЭ «Пассажирские перевозки» (более 150 единиц), грузовые перевозчики.
В рамках работы транспортного портала (Региональный информационный сайт транспортного комплекса) создан официальный сайт ГУП ЧР «Чувашавтотранс» Минстроя Чувашии (www.bus21.ru), где в разделе «Маршруты и расписания» транслируется работа пассажирского транспорта, подключенного к ЦДС. Для пользователей организован электронный паспорт маршрута, в котором указаны расписание движение транспорта, тарифы (на стадии внедрения), схема маршрута с названиями остановок на русском и чувашском языке, ТС на маршруте - расположение автобусов на маршруте в данный момент, перевозчик обслуживающий маршрут. Так же через сайт организовано оформление заказ на транспортное обслуживание (заказные перевозки).
В 2009 году приобретено 195 единиц мобильных терминалов кондуктора (МТК) и 5 мобильных терминалов продажи/пополнения. При этом следует отметить, что отсутствуют технические паспорта на транспортные терминалы (в ходе проверки не представлены).
Настоящей проверкой установлено, что ГУП «Чувашавтотранс» не обеспечило в полном объеме исполнение требований распоряжения Кабинета Министров Чувашской Республики от 30.01.2008 №21-р «О внедрении электронной системы оплаты проезда на маршрутах ГУП «Чувашавтотранс» Минстроя Чувашии» и постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.07.2008 №222 «Концепция создания интегрированной информационной системы поддержки предоставления и учета социальных услуг гражданам, с использованием унифицированных социальных карт (ИИС «Социальная карта»), от 29.04.2009 №145 «О республиканской целевой Программе «Развитие транспортного комплекса Чувашской Республики до 2020 года», в части внедрения электронных систем оплаты проезда в общественном пассажирском транспорте республики с применением пластиковых карт. Несмотря на то, что ежедневно выезжают на маршруты города Канаша, Новочебоксарска и Чебоксары, и сообщения Чебоксары-Новочебоксарск более 150 единиц транспорта, оборудованных терминалом кондуктора, при этом гражданами осуществляется не электронная оплата проезда, как это принято вышеуказанными нормативными документами, а производится наличная форма оплаты проезда. При оплате проезда гражданами наличными денежными средствами кондуктором или водителем к терминалу прикладывается личная электронная карта и выдается кассовый билет (чек) оплаты проезда.
Таким образом, израсходованные на приобретение транспортных терминалов и служебные карты и карты маршрутов средства республиканского бюджета в сумме 10 800,7 тыс. рублей не обеспечили в полном объеме эффективность работы интегрированной информационной системы поддержки предоставления и учета социальных услуг гражданам и не достигли заданных Программой результатов. В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации данный факт классифицируется как неэффективное использование средств бюджета.
Для полномасштабного внедрения безналичной системы оплаты проезда необходимо провести следующие мероприятия:
- принять нормативные акты по внедрению электронной системы оплаты проезда на транспортных средствах вне зависимости от форм собственности, имеющих договора об осуществлении пассажирских перевозок с республиканскими и муниципальными органами исполнительной власти (заказчиками). Нормативные акты должны обеспечить каждому перевозчику, возможность выполнять социальный заказ по перевозке льготной категории граждан, школьников и студентов, получать соответствующую компенсация за фактически предоставленную услугу. Принятие таких нормативных актов обеспечит качественное улучшение транспортного обеспечения пассажиров, включая граждан, имеющих право на льготы, учащихся;
- обеспечить соответствующим оборудованием всего республиканского и муниципального транспорта терминалами безналичной оплаты проезда и организация сети продаж/пополнения транспортных пластиковых электронных карт.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что ГУП «Чувашавтотранс» на сегодняшний день не обеспечило в полном объеме внедрение электронной системы оплаты проезда в общественном пассажирском транспорте, в результате чего затраты бюджета в сумме 10 800,7 тыс. рублей не достигли необходимых результатов, предусмотренных распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30.01.2008 №21-р и постановлениями Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.07.2008 №222, от 29.04.2009 №145, что является неэффективным использованием средств республиканского бюджета.
Субсидии на закупку автотранспортных средств и коммунальной техники за счет средств федерального бюджета выделялись ГУП «Чувашавтотранс» согласно «Правил предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики, поступивших из федерального бюджета на закупку автотранспортных средств государственному унитарному предприятию Чувашской Республики «Чувашавтотранс», утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13.07.2009 №217.
Между ГУП «Чувашавтотранс» и Минстроем Чувашии заключено Соглашение от 12.11.2009 №20-32/19 на предоставление в 2009 году субсидии на закупку автотранспортных средств и коммунальной техники за счет средств республиканского бюджета, поступивших из федерального бюджета, на сумму 170 200,0 тыс. рублей, и от 15.07.2009 - на сумму 99 182,3 тыс. рублей, всего на 269 382,3 тыс. рублей, предусмотренных по разделу 0400 «Национальная экономика», подразделу 0408 «Транспорт».
Субсидии на приобретение общественного пассажирского транспорта и компенсацию ранее произведенных затрат на эти цели за счет средств республиканского бюджета выделялись ГУП «Чувашавтотранс» на основании «Правил предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики, на возмещение части затрат государственного унитарного предприятия Чувашской Республики «Чувашавтотранс» на приобретение общественного пассажирского транспорта и компенсацию ранее произведенных затрат на эти цели», утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.12.2008 №392.
Между Минстроем Чувашии и ГУП «Чувашавтотранс» заключено Соглашение от 23.01.2009 №20-32/8 о предоставлении в 2009 году субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики ГУП «Чувашавтотранс» на приобретение общественного пассажирского транспорта и компенсацию ранее произведенных затрат на эти цели в сумме 172 000 тыс. рублей, предусмотренные по разделу 0400 «Национальная экономика», подразделу 0408 «Транспорт». В последующем в Соглашение внесены дополнения и изменения (от 15 апреля 2009 года и от 17 ноября 2009 года) и сумма соглашения составила 167 447,3 тыс. рублей.
В рамках реализации вышеуказанных соглашений (от 12.11.2009 №20-32/19 и от 23.01.2009 №20-32/8), ГУП «Чувашавтотранс» в 2009 году заключило 18 договоров с 7 поставщиками (ООО «Инвестиции. Технологии. Развитие. - Групп», ООО «Дистрибьюторский Центр «Волжанин», ООО «Торговый дом «Спецтехника ГраЗ», ООО «Луидор», ООО «Камагросервиз», ООО «ТрансРегионСбыт», ЗАО «Холдинговая компания Голицын») на поставку автотранспортных средств, приобретенных предприятием за счет собственных средств, на общую сумму 463 530,4 тыс. рублей.
В последующем затраты за приобретенные автотранспортные средства возмещены ГУП «Чувашавтотранс» за счет средств республиканского бюджета (поступивших из федерального бюджета) и за счет средств софинансирования (средства республиканского бюджета) в общем объеме 436 829,6 тыс. рублей, в том числе за приобретенные в 2009 году автотранспортные средства в сумме 406 133,8 тыс. рублей и компенсированы затраты по ранее приобретенному общественному пассажирскому автотранспорту в период с октября 2006 года по 31 декабря 2008 года в сумме 30 695,8 тыс. рублей.
Задолженности перед поставщиками по состоянию на 1 января 2010 года, по данным бухгалтерского учета ГУП «Чувашавтотранс», не числилось.
Полученные автотранспортные средства приняты к учету ГУП «Чувашавтотранс» и распределены согласно приказам генерального директора ГУП «Чувашавтотранс» по филиалам.
Выборочной проверкой соблюдения требований вышеуказанных Правил и Соглашений выявлено следующее.
Правилами, утвержденными постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13.07.2009 №217 предусмотрено, что субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики, поступившие из федерального бюджета, предоставляются ГУП «Чувашавтотранс» на закупку автотранспортных средств.
В 2009 году ГУП «Чувашавтотранс» заключены контракты на поставку автомашин марки ГАЗ Siber с ООО «Луидор» от 12.10.2009 № 09-693/1-п в количестве 5 шт. (по цене 578,2 тыс. рублей) на сумму 2 891,0 тыс. рублей и с ООО «ТрансРегионСбыт» от 24.11.2009 № 09-774/1-п в количестве 7 шт. (по цене 500,0 тыс. рублей) на сумму 3 500,0 тыс. рублей.
Всего в 2009 году ГУП «Чувашавтотранс» приобретено 12 единиц автомашин марки ГАЗ Siber на общую сумму 6 391,0 тыс. рублей, которые приняты бухгалтерией к учету. По приказам ГУП «Чувашавтотранс» автомашины ГАЗ Siber распределены и закреплены по филиалам в количестве 7 единиц, а на обслуживание административного управленческого персонала ГУП «Чувашавтотранс» закреплено 5 единиц.
По данным путевых листов (проверка проведена выборочно по 5 автомашинам, закрепленным за аппаратом ГУП «Чувашавтотранс») за ноябрь 2009 года - апрель 2010 года автомашины ГАЗ Siber использовались в распоряжении ГУП «Чувашавтотранс» и осуществляли езду по городу Чебоксары и районам республики. При этом в большей части в путевых листах не указан конкретный маршрут следования автотранспорта, что не подтверждает целевой характер работы автотранспорта.
Анализ эффективности расходования бюджетных средств на приобретение автотранспорта показывает, что в 2009 году за счет средств республиканского бюджета (поступивших из федерального бюджета) был приобретен не общественный пассажирский транспорт в виде автобусов разных модификаций, а легковые автомобили марки ГАЗ Siber в количестве 12 единиц на общую сумму 6 391,0 тыс. рублей. Кроме того, за счет средств республиканского бюджета произведено возмещение затрат по раннее приобретенным легковым автомобилям марки ГАЗ 322132 - 414 в количестве 6 штук (по цене 359, 0 тыс. рублей) на сумму 2 154,0 тыс. рублей.
В период с 2007 по 2009 годы за счет бюджетных средств приобретен легковой автотранспорт в количестве 18 единиц на общую сумму 8 545,0 тыс. рублей, который используется в ГУП «Чувашавтотранс» не для увеличения пассажиропотока, получения выручки за пассажирские перевозки и снижения убыточности предприятия, а для обслуживания административного и управленческого персонала ГУП «Чувашавтотранс» и его филиалов.
Таким образом, ГУП «Чувашавтотранс» нарушен принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств, в результате чего не достигнуты результаты с использованием определенного бюджетом объема средств, что в соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации квалифицируется как неэффективное использование бюджетных средств на общую сумму 8 545,0 тыс. рублей.
Субсидии на возмещение части затрат на приобретение автотранспортных средств в 2010 году выделялись ГУП «Чувашавтотранс» на основании «Правил предоставления средств из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение части затрат государственного унитарного предприятия Чувашской Республики «Чувашавтотранс» Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики на приобретение автотранспортных средств и компенсацию ранее произведенных затрат на эти цели», утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.12.2009 №443.
Во исполнение вышеуказанного постановления Кабинета Министров Чувашской Республики между Минстроем Чувашии и ГУП «Чувашавтотранс» заключено Соглашение от 18.01.2010 №20-32/1 о предоставлении в 2010 году ГУП «Чувашавтотранс» субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение части затрат на приобретение автотранспортных средств в сумме 28 443,2 тыс. рублей, предусмотренных по разделу 0400 «Национальная экономика», подразделу 0408 «Транспорт».
Фактически, из республиканского бюджета Чувашской Республики поступили денежные средства в сумме 28 433,2 тыс. рублей.
Вышеуказанные средства были направлены на возмещение затрат по приобретенным в 2009 году автотранспортным средствам на общую сумму 28 433,2 тыс. рублей.
Задолженности перед поставщиками по состоянию на 1 января 2010 года, по данным бухгалтерского учета ГУП «Чувашавтотранс», не числилось.
В ходе встречной проверки в Чебоксарском ПАТП выявлено, что в 2009 году ГУП «Чувашавтотранс» по договору от 24.11.2009 №09-774/1-п, заключенному с ООО «ТрансРегионСбыт», был приобретен автомобиль марки ФИАТ Dukato на сумму 1 460,7 тыс. рублей (за счет республиканского бюджета компенсированы раннее произведенные затраты на сумму 165,8 тыс. рублей). По приказу ГУП «Чувашавтотранс» от 22.03.2010 №79/1 данный автомобиль передан в филиал (Чебоксарское ПАТП) по накладной от 01.04.2010 №79 и закреплен за водителем Чебоксарского ПАТП Ивановым И.В. Проверкой путевых листов по данному автотранспорту выявлено, что за период с марта 2010 года по июль 2011 года автомобиль марки ФИАТ Dukato использовался не на производственные нужды Чебоксарского ПАТП, а на предоставление транспортных услуг для ГУП «Чувашавтотранс» (2788 км) и для Минстроя Чувашии (5 917 км). За период с марта 2010 года по июль 2011 года, Чебоксарским ПАТП произведены расходы на содержание данного автомобиля на общую сумму 411,2 тыс. рублей, в том числе: на оплату труда водителя - 19,2 тыс. рублей, отчисления во внебюджетные фонды - 5,0 тыс. рублей, списание ГСМ - 14,5 тыс. рублей, амортизация - 365,2 тыс. рублей, технический осмотр и страхование (ОСАГО) - 7,3 тыс. рублей.
Таким образом, автомобиль марки ФИАТ Dukato был использован не на цели по увеличению пассажиропотока, получения выручки за пассажирские перевозки и снижения убыточности предприятия, а для обслуживания административного и управленческого персонала ГУП «Чувашавтотранс» и Минстроя Чувашии, что является неэффективным использованием государственного имущества, затраты на приобретение которого составили 1 460,7 тыс. рублей (за счет средств республиканского бюджета 165,8 тыс. рублей) и расходы на его содержание - 411,2 тыс. рублей.
Следует отметить, что с 19 апреля 2011 года автомобиль марки ФИАТ Dukato простаивает и находится на хранении в гараже Чебоксарского ПАТП. Анализ показал, что при проведении определенных работ данный автомобиль может быть использован как пассажирский микроавтобус для осуществления перевозки пассажиров.
Также в ходе настоящей проверки выявлено, что между ГУП «Чувашавтотранс» и ООО «Торговый дом «Спецтехника ГрАЗ» заключен договор от 14.09.2009 №09-628/1-п на поставку топливозаправщика аэродромного марки ТЗА-40 96215-01 на базе тягача КАМАЗ-6460 в количестве 1 единицы на сумму 13 304, 0 тыс. рублей. По счету-фактуре от 24.12.2009 №1058, товарной накладной от 24.12.2009 №894 и акту приема-передачи от 24 декабря 2009 года ГУП «Чувашавтотранс» получен топливозаправщик аэродромный марки ТЗА-40 96215-01 на базе тягача КАМАЗ-6460 и принят бухгалтерией к учету.
Согласно «Правил предоставления средств из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение части затрат государственного унитарного предприятия Чувашской Республики «Чувашавтотранс» Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики на приобретение автотранспортных средств и компенсацию ранее произведенных затрат на эти цели», утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.12.2009 №443, субсидии из республиканского бюджета на возмещение затрат по приобретенному топливозаправщику аэродромному марки ТЗА-40 96215-01 на базе тягача КАМАЗ-6460 поступили 23 марта 2010 года на расчетный счет ГУП «Чувашавтотранс» в полном объеме в сумме 13 304,0 тыс. рублей.
В ходе проверки выявлено, что распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Чувашской Республики от 29.10.2010 №938-р на основании писем Минстроя Чувашии (от 01.10.2010 №20/30-2816 и от 08.10.2010 №20/30-7448) и ГУП «Чувашавтотранс» (от 04.10.2010 №2038 и от 29.10.2010 №2232) прекращено право хозяйственного ведения и изъят с баланса ГУП «Чувашавтотранс» в казну Чувашской Республики топливозаправщик аэродромный марки ТЗА-40 96215-01 на базе тягача КАМАЗ-6460. Передача указанного основного средства произведена по акту приема-передачи государственного имущества Чувашской Республики.
Поскольку субсидии в 2010 году выделялись из республиканского бюджета на возмещение части затрат ГУП «Чувашавтотранс» на приобретение автотранспортных средств и компенсацию ранее произведенных затрат на эти цели, то данный топливозаправщик должен быть использован в производственно-хозяйственной деятельности ГУП «Чувашавтотранс» или его филиалов. Проверка показала, что фактически топливозаправщик аэродромный (марки ТЗА-40 96215-01 на базе тягача КАМАЗ-6460) в производственно-хозяйственной деятельности ГУП «Чувашавтотранс» и его филиалов не использовался (с октября 2009 года по октября 2010 года), а затем изъят с баланса предприятия на основании писем Минстроя Чувашии и ГУП «Чувашавтотранс», хотя средства республиканского бюджета целенаправленно выделялись на приобретение автотранспорта непосредственно для ГУП «Чувашавтотранс». То есть средства республиканского бюджета, выделенные на компенсацию затрат по приобретению автотранспорта направлены на цели, не соответствующие условиям получения ГУП «Чувашавтотранс» указанных средств.
В соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации возмещение за счет средств республиканского бюджета затрат на приобретение топливозаправщика аэродромного в сумме 13 304,0 тыс. рублей, который не использовался в производственной деятельности ГУП «Чувашавтотранс» и изъят с баланса предприятия, хотя средства республиканского бюджета целенаправленно выделялись на приобретение автотранспорта непосредственно для ГУП «Чувашавтотранс», является нецелевым использованием средств республиканского бюджета, выделенных на эти цели.
Субсидии на компенсацию части потерь в доходах, связанных с перевозкой пассажиров на общественном транспорте в 2010 году выделялись ГУП «Чувашавтотранс» согласно «Правил предоставления средств из республиканского бюджета Чувашской Республики организациям автомобильного транспорта на компенсацию части потерь в доходах, связанных с перевозкой пассажиров на общественном транспорте», утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 20.12.2010 №445.
Между ГУП «Чувашавтотранс» и Минстроем Чувашии заключено Соглашение от 17.12.2010 № 2/1 на предоставление в 2010 году средств из республиканского бюджета на компенсацию части потерь в доходах, связанных с перевозкой пассажиров на общественном транспорте, в сумме 86 500,0 тыс. рублей, предусмотренных по разделу 0400 «Национальная экономика», подразделу 0408 «Транспорт».
Согласно данным сведениям, выручка по пассажирским перевозкам за 9 месяцев 2010 года составила 443 779,0 тыс. рублей, расходы по пассажирским перевозкам - 584 554,0 тыс. рублей, в результате от пассажирских перевозок за данный период получен убыток в сумме 140 775,0 тыс. рублей.
Таким образом, в 2010 году за счет средств республиканского бюджета произведена компенсация части потерь в доходах, связанных с перевозкой пассажиров на общественном транспорте, в сумме 86 500,0 тыс. рублей, или 61,5% от полученной суммы убытка.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности ГУП Чувашавтотранс» за 2009-2010 годы
Анализ отдельных технико-экономических показателей показывает, что в 2010 году выручка от продажи товаров, продукции, работ и услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных платежей) составила 739,1 млн. рублей и по сравнению с 2009 годом увеличилась на 105,8 млн. рублей (16,7%). При этом выручка по пассажирским перевозкам составила в 2010 году 589,8 млн. рублей и по сравнению с 2009 годом увеличилась на 93,5 млн. рублей (18,8%).
В тоже время себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг по ГУП «Чувашавтотранс» в 2010 году составила 827,8 млн. рублей, или по сравнению с 2009 годом увеличилась на 81,5 млн. рублей (на 10,9%), а по сравнению с 2008 годом рост себестоимости составил 54,1 млн. рублей (7,0%), в том числе в 2010 году по сравнению с 2009 годом себестоимость расходов по пассажирским перевозкам возросла на 102,3 млн. рублей (на 15,0%), а по сравнению с 2008 годом - на 50,3 млн. рублей (на 6,9%).
Стоит отметить, что результаты расчетов на базе данных отчетности по анализу показателя вероятности скорого банкротства организации (Z-счет Альтмана) показывают, что Z-счет по ГУП «Чувашавтотранс» за 2009 год составил 2,98, что говорило о некоторой вероятности банкротства ГУП «Чувашавтотранс». В тоже время значение Z-счета на 31 декабря 2010 года составило в размере 2,54, что свидетельствует о высокой вероятности банкротства ГУП «Чувашавтотранс».
Однако полученные на основе Z-счета Альтмана выводы нельзя признать безоговорочно достоверными ввиду ограничений на использования данного показателя в условиях российской экономики.
Следует отметить, что по состоянию на 1 января 2011 года в ГУП «Чувашавтотранс» числилось 621 единица пассажирского автотранспорта, износ которого составил 32,0%, при этом коэффициент выпуска автобусного парка на маршруты в 2009 году в абсолютных единицах составил 0,70, а в 2010 году - 0,71.
Согласно данным «Отчета о прибылях и убытках» (форма №2) в 2010 году ГУП «Чувашавтотранс» получен убыток от пассажирских перевозок в сумме 194 303,0 тыс. рублей (выручка по пассажирским перевозкам 589 795,0 - расходы по пассажирским перевозкам 784 098,0). Согласно «Правил предоставления средств из республиканского бюджета Чувашской Республики организациям автомобильного транспорта на компенсацию части потерь в доходах, связанных с перевозкой пассажиров на общественном транспорте», утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 20.12.2010 №445, убытки частично компенсированы за счет средств республиканского бюджета в сумме 86 500,0 тыс. рублей. При этом следует отметить, что ГУП «Чувашавтотранс» в 2010 году допустило нецелевое использование средств республиканского бюджета в сумме 13 304,0 тыс. рублей, которые также повлияли на убыточность предприятия.
Выводы:
1. Проверкой выявлено, что в 2009-2010 годах ГУП «Чувашавтотранс», находящимся в условиях достаточно сложного финансового положения, допущены факты нецелевого использования средств республиканского бюджета на сумму 13 304,0 тыс. рублей и неэффективного использования бюджетных средств и средств предприятия на общую сумму 20 806,4 тыс. рублей, а также неэффективного использования государственного имущества в размере 411,2 тыс. рублей, в том числе:
- за счет средств республиканского бюджета возмещены затраты на приобретение топливозаправщика аэродромного (марки ТЗА-40 96215-01 на базе тягача КАМАЗ-6460) в сумме 13 304,0 тыс. рублей, который фактически не использовался (с октября 2009 года по октября 2010 года), а затем изъят с баланса предприятия, хотя средства республиканского бюджета целенаправленно выделялись на приобретение автотранспорта непосредственно для ГУП «Чувашавтотранс». То есть средства республиканского бюджета, выделенные на компенсацию затрат по приобретению автотранспорта направлены на цели, не соответствующие условиям получения ГУП «Чувашавтотранс» указанных средств. В соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации данное финансовое нарушение классифицируется как нецелевое использование средств республиканского бюджета, выделенных на возмещение затрат по приобретенному ГУП «Чувашавтотранс» автотранспорту;
- в период с 2007 по 2009 годы за счет бюджетных средств приобретен легковой автотранспорт (автомобили марки ГАЗ Siber и ГАЗ 322132 - 414) в количестве 18 единиц на общую сумму 8 545,0 тыс. рублей, который используется не для увеличения пассажиропотока, получения выручки за пассажирские перевозки и снижения убыточности предприятия, а для обслуживания административного и управленческого персонала ГУП «Чувашавтотранс» и его филиалов. Таким образом, ГУП «Чувашавтотранс» нарушен принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств, в результате чего не достигнуты результаты с использованием определенного бюджетом объема средств, что в соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации квалифицируется как неэффективное использование бюджетных средств;
- приобретенный автомобиль марки ФИАТ Dukato был использован не на цели по эффективному использованию автотранспорта и улучшению финансового состояния предприятия (получение выручки за пассажирские перевозки и снижения убыточности предприятия), а для обслуживания административного и управленческого персонала ГУП «Чувашавтотранс» и Минстроя Чувашии, что является неэффективным использованием государственного имущества, затраты на приобретение которого составили 1 460,7 тыс. рублей (за счет средств республиканского бюджета 165,8 тыс. рублей) и расходы на его содержание - 411,2 тыс. рублей.
- ГУП «Чувашавтотранс» не обеспечило в полном объеме внедрение электронной системы оплаты проезда в общественном пассажирском транспорте, в результате чего затраты бюджета в сумме 10 800,7 тыс. рублей не достигли необходимых результатов, предусмотренных распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30.01. 2008 №21-р и постановлениями Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.07.2008 №222, от 29.04.2009 №145, что является неэффективным использованием средств республиканского бюджета.
Предложения:
1. Направить отчет о результатах проверки в Государственный Совет Чувашской Республики, Президенту Чувашской Республики и Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Чувашской Республики для рассмотрения и принятия соответствующего решения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Чувашской Республики.
Начальник контрольно-экспертного отдела Цепков Б.Н