Утверждаю
И.о. председателя
Контрольно-счетной палаты
Государственного Совета
Чувашской Республики
С.И. Швардаков
8 сентября 2011 года
Отчет
о результатах проверки целевого и эффективного использования средств, выделенных из республиканского бюджета Чувашской Республики республиканскому государственному учреждению «Каршлыхский дом-интернат для ветеранов войны и труда» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, за 2010 год и 1 полугодие 2011 года.
Основание для проведения проверки: план работы Контрольно-счетной палаты Государственного Совета Чувашской Республики на 2011 год (пункт 1.3.17).
Цель проверки: целевое и эффективное использование средств, выделенных из республиканского бюджета Чувашской Республики.
Предмет проверки: нормативные правовые акты, бухгалтерские документы, бухгалтерская отчетность и другие документы
Объекты проверки: Республиканское государственное учреждение «Каршлыхский дом-интернат для ветеранов войны и труда» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики (далее - Минздравсоцразвития Чувашии).
Проверяемый период: 2010 год и 1 полугодие 2011 года.
Срок проведения проверки: с 15 августа 2011 года по 30 августа 2011 года
Результаты контрольного мероприятия:
«Каршлыхский дом-интернат для ветеранов войны и труда» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики создан в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16.03.2007 №41 «О создании республиканского государственного учреждения «Каршлыхский дом-интернат для ветеранов войны и труда» на 25 коек на базе детского отделения восстановительного лечения государственного учреждения здравоохранения «Республиканский противотуберкулезный диспансер» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики (далее по тексту - дом-интернат).
В проверяемом периоде дом-интернат осуществлял свою деятельность в соответствии с действующими нормативно-законодательными актами. Дом-интернат относится к стационарному типу учреждений.
Динамика изменения численности граждан, проживающих в доме-интернате в 2010-2011 годах, отражена в таблице 1.
Таблица 1
Показатели |
Отчет за 2010 год |
Отчет за 1 полугодие 2011 года |
Число фактически развернутых коек |
25 |
25 |
Фактическое число обеспечиваемых по списку |
24 |
26 |
Прибыло |
9 |
1 |
Выбыло |
9 |
1 |
Из них умерло |
6 |
1 |
Показатель летальности |
24 |
3,8 |
На день проведения проверки в доме-интернате проживают 25 граждан пожилого возраста и инвалидов, с которыми заключены договора о стационарном социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов.
Выборочной проверкой соблюдения требований, предусмотренных договорами о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов дома-интерната, нарушений не выявлено, за исключением обеспечения клиентов дома-интерната мягким инвентарем.
Проверка полноты предоставления и освоения бюджетных средств домом-интернатом
Утвержденные показатели бюджетной сметы дома-интерната на 2010 год и 1 полугодие 2011 года соответствуют доведенным до них лимитам бюджетных обязательств на исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций бюджетного учреждения, что соответствует пункту 2 статьи 221 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Уточненные бюджетные назначения на 2010 год по расходам за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики на выполнение домом - интернатом функций социального учреждения составили 3 561,5 тыс. рублей, в т.ч. фонд заработной платы - 2 084,1 тыс. рублей.
По данным бюджетного учета дому-интернату в 2010 году из республиканского бюджета выделены следующие бюджетные ассигнования:
- на услуги связи - 25,0 тыс. рублей (КБК 221), при доведенных лимитах бюджетных обязательств в сумме 25,0 тыс. рублей,
- на коммунальные услуги - 390,2 тыс. рублей (КБК 223), при доведенных лимитах бюджетных обязательств в сумме 390,2 тыс. рублей,
- на услуги по содержанию имущества - 20,0 тыс. рублей (КБК 225), при доведенных лимитах бюджетных обязательств в сумме 20,0 тыс. рублей,
- прочие услуги - 40,5 тыс. рублей (КБК 226), при доведенных лимитах бюджетных обязательств в сумме 40,5 тыс. рублей,
- прочие расходы - 377,3 тыс. рублей (КБК 290), при доведенных лимитах бюджетных обязательств в сумме 377,3 тыс. рублей,
- увеличение стоимости материальных запасов - 78,4 тыс. рублей (КБК 340), при доведенных лимитах бюджетных обязательств в сумме 78,4 тыс. рублей.
Кассовый расход за 2010 год произведен в сумме 3 561,5 тыс. рублей, или 100% от уточненных плановых назначений. В структуре расходов по бюджетной деятельности наибольший удельный вес занимали расходы по оплате труда и начисления на нее (73,8%) и коммунальные услуги (10,9%).
В расчете на одного проживающего в 2010 году из республиканского бюджета выделены средства в сумме 133,6 тыс. рублей, а из средств от иной приносящей доход деятельности - 69,8 тыс. рублей.
Неиспользованных остатков бюджетных средств на лицевом счете дома-интерната на 01.01.2011не числилось.
Уточненные бюджетные назначения на 2011 год по расходам составили в общей сумме 3 692,9 тыс. рублей, в т.ч. фонд заработной платы - 2 014,6 тыс. рублей.
Кассовые расходы за 1 полугодие 2011 года составили 1 824,6 тыс. рублей, или 49,4% от утвержденных годовых бюджетных назначений.
В соответствии с приложением к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики «О государственных стандартах качества предоставления бюджетных услуг» от 22.06.2007 №459 утверждены «Государственные стандарты качества предоставления бюджетных услуг в сфере социального обслуживания». В общем виде понятие бюджетной услуги можно определить как выполнение обязательств, принятых перед населением Чувашской Республики за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.
Согласно пункту 9.1. вышеназванного приказа Минздравсоцразвития Чувашии от 22.06.2007 №459 в перечень бюджетной услуги включается предоставление мягкого инвентаря (одежды, обуви, нательного белья и постельных принадлежностей), а также мебели. Однако реализация этих услуг домом-интернатом осуществляется не за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, а за счет платы за стационарное обслуживание проживающих.
Проверка правильности образования и освоения внебюджетных средств домом-интернатом
Кроме бюджетного финансирования дом-интернат получает доходы, поступающие из Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Моргаушском районе Чувашской Республики - Чувашии, как часть пенсии проживающих граждан в счет оплаты за стационарное обслуживание в домах интернатах для престарелых и инвалидов. Размер платы, зачисляемой на внебюджетный счет дома-интерната, не превышает 75% от всех видов дохода граждан пожилого возраста и инвалидов.
Минздравсоцразвития Чувашии на основании полученного от Министерства финансов Чувашской Республики Генерального разрешения от 19.03.2009 №855001 доведено до дома-интерната Разрешение от 24 марта 2009 №001 на осуществление приносящей доход деятельности (далее по тексту - Разрешение). В Разрешении в качестве нормативного документа, определяющего источник образования и расходования внебюджетных средств, указано только Постановление Правительства Российской Федерации от 17.04.2002 №244. В то же время, во исполнение ст. 24 Федерального Закона от 02.08.1995 г. (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ) принято Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 20.10.2005 №258 «О социальном обслуживании населения Чувашской Республики» (далее по тексту - Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 20.10.2005 г. №258), которым предусмотрено, что плата за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста, включает затраты на закупку и доставку продуктов питания и мягкого инвентаря, медикаментов, приобретение технологического медицинского реабилитационного оборудования, ремонт учреждений в связи с чрезвычайными обстоятельствами (аварии) установку дополнительных телефонов, радиоточек и их оплату, содержание предоставляемых жилых помещений и эксплуатационные расходы, а также другие расходы, связанные с жизнедеятельностью граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях стационарного обслуживания. Однако данное постановление не отражено в Разрешении.
Таким образом, в нарушение Приказа Минфина России от 19.12.2008 №287/п Разрешение не приведено в соответствии с Генеральным Разрешением, в частности не указан действующий нормативно-правовой акт (Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 20.102005 №258), определяющий направление использования платы за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста. В результате отсутствия отсылочной нормы в Разрешении у дома-интерната формально не было права на осуществление каких-либо расходов за счет поступившей платы за социальные услуги, оказанные гражданам домом-интернатом.
В то же время, несмотря на вышеуказанные расхождения, в расходной части смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности на 2010 год и 1 полугодие 2011 года, утвержденных Минздравсоцразвития Чувашии, предусмотрены расходы в соответствии с вышеназванным Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 20.102005 №258.
Фактически за 2010 год домом-интернатом получена плата за стационарное обслуживание в сумме 1 877,9 тыс. рублей. Кассовые расходы по указанным средствам за 2010 год составили 1 744,0 тыс. рублей. За 1 полугодие 2011 года поступила плата за стационарное обслуживание в сумме 1 007,9 тыс. рублей, из которых направлено на оплату работ и услуг и другие расходы в общей сумме 677,8 тыс. рублей.
Проверка правильности начисления и выплаты заработной платы работникам дома-интерната
Штатное расписание работников дома - интерната на 2010 год и 1 полугодие 2011 года за счет средств республиканского бюджета утверждено в количестве 29,25 единиц с месячным фондом оплаты труда в сумме 139 283,05 рублей и 146 943,71 рублей, соответственно.
Выборочной проверкой правильности произведенных выплат компенсационного характера (в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда и за непрерывный стаж работы медицинским работникам) нарушений не выявлено.
Фактов начисления заработной платы работнику, отработавшему за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), ниже минимального размера оплаты труда, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации за проверяемый период не установлено.
Выполнение домом-интернатом государственного задания по предоставлению государственных услуг
Государственное задание является одним из определяющих документов, регулирования отношений учреждения с его учредителем, поскольку в нем указываются все задачи, которые предстоит решить бюджетному учреждению в процессе финансово-хозяйственной деятельности.
В ходе проверки данного вопроса установлено, что Минздравсоцразвития Чувашии довело государственное задание по предоставлению государственных услуг в 2010 году до дома-интерната электронным письмом (21.07.2011), или спустя 19 месяцев с начала истекшего финансового года.
Несвоевременное доведение государственного задания до исполнителя повлекло за собой нарушение пункта 2.7. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.03.2008 №83 «О порядке формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания, осуществляемого за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики», выразившееся в не составлении отчета о выполнении государственного задания за 2010 год.
Настоящей проверкой установлено, что среднегодовая численность проживающих в доме-интернате за 2010 год составила 24 человека, при плановом показателе 25 человек. Следовательно, домом-интернатом не было обеспечено выполнение доведенного государственного задания на 2010 год. При этом, в нарушение пункта 3.8. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.03.2008 №83 Минздравсоцразвития Чувашии не приняты в пределах своей компетенции меры по обеспечению выполнения государственного задания, в том числе за счет корректировки государственного задания другим бюджетным учреждениям с соответствующим изменением объемов финансирования.
Государственное задание по предоставлению государственных услуг в 2011 году Минздравсоцразвития Чувашии до дома-интерната не доведено, поскольку в настоящее время проводится работа по переводу дома-интерната в статус бюджетного.
Проверка выполнения услуг по организации питания и обеспечение их финансирования.
Учет продуктов питания осуществлялся в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Продукты питания в доме-интернате приобретались за счет внебюджетных средств, за счет средств республиканского бюджета продукты питания в 2010году и в период с января по июль 2011 года не приобретались.
Дом-интернат придерживается среднесуточных норм обеспечения питанием граждан пожилого возраста и инвалидов в республиканских государственных стационарных учреждениях социального обслуживания, утвержденных приказом Минздравсоцразвития Чувашии от 26.02.2006 №139. Выборочной проверкой соблюдения норм расхода продуктов питания при приготовлении блюд в доме-интернате, нарушений не выявлено.
Проверка выполнения перечня гарантированных государством социальных услуг и норм их финансирования
Обеспечение постельными принадлежностями, одеждой, нательным бельем и обувью ветеранов войны и труда, проживающих в домах-интернатах производится по 48 наименованиям мягкого инвентаря в соответствии с нормами, утвержденными. При проведении контрольного мероприятия по соблюдению норм обеспеченности мягким инвентарям, в соответствии с приказом Минздравсоцразвития Чувашии от 26 февраля 2006 №139 установлена необеспеченность мягким инвентарям по 12 наименованиям инвентаря из 48 наименований. Так, из положенных по нормативу пальто зимних (женских) в количестве 20 штук, фактически по данным арматурных карточек выданы куртки утепленные в количестве 8 штук. Аналогично по пальто демисезонным (плащ, куртка) при нормативе обеспеченности 20 штук, фактически выдано 4 штуки. Вообще не выдавались предусмотренные нормативами для мужчин костюмы-двойки, летние головные уборы, спортивные костюмы, кроссовки, шарфы и летняя обувь. Также не обеспечено выполнение отдельных утвержденных нормативов обеспечения проживающих женщин. В частности не выдавались спортивные костюмы, летняя обувь и кроссовки, предусмотренные утвержденными нормативами.
Выборочной проверкой соблюдения рекомендованных норм предоставления ветеранам войны и труда для проживания жилой площади (в расчете на одного человека), а также оснащенности комнат мебелью, установлено, что фактически на одного проживающего жилая площадь составила 8,42 кв.м (при норме 6-8 кв.м). Исходя из фактического наличия мебели, требуется дополнительно приобрести следующий жесткий инвентарь: столы в количестве 17 штук и кресла в количестве 4 штуки. Внешний вид комнат находится в удовлетворительном состоянии, пригодном для проживания.
Проверка организации медицинских и санитарно-гигиенических услуг и обеспечения их финансированием
В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 20.102005 №258, проживающим в учреждениях социального обслуживания гарантировано оказание или содействие в оказании медицинской помощи в рамках Программы государственных гарантий по оказанию гражданам в Чувашской Республики бесплатной медицинской помощи, содействие в организации прохождения диспансеризации; содействие в обеспечении зубными протезами и другие социально-медицинские услуги.
Всем инвалидам, проживающим в доме-интернате (13 человек) предоставляется набор социальных услуг в натуральном выражении. Федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы оформлены индивидуальные программы реабилитации инвалида. Совместно с МУЗ «Моргаушская центральная районная больница» и РГУ «Моргаушский центр социального обслуживания населения» Минздравсоцразвития Чувашии проводится работа по обеспечению нуждающихся граждан протезно-ортопедическими изделиями (трость, ходунки, кресло-коляски и ортопедическая обувь), кресло-стульями с санитарным оснащением и памперсами.
За 2010 год углубленным медицинским осмотром с привлечением медицинских работников МУЗ «Моргаушская центральная районная больница» (невролог, хирург, гинеколог, окулист, отоларинголог, эндокринолог, терапевт) охвачено 24 человека.
Для оказания доврачебной медицинской помощи за 2010 год приобретены медикаменты на сумму 60,0 тыс. рублей за счет средств от иной приносящей доход деятельности.
Плановая лекарственная стоимость 1 койко-дня за счет средств от иной проносящей доход деятельности за 2010 год составила 6,58 рублей, фактическая 7,01 рублей, или увеличилась на 0,43 рублей.
Проверка расходования средств республиканского бюджета при размещении заказов для нужд дома-интерната. Анализ исполнения заключенных договоров на коммунальные услуги, связь, закупку основных средств, продуктов питания, товаров и иные услуги.
Договора с поставщиками услуг заключены в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. Выборочной проверкой расчетов за оказанные поставщиками услуги нарушений не выявлено.
По данным бюджетного учета по состоянию на 01.01.2010 за счет средств республиканского бюджета числилась дебиторская задолженность в сумме 36,9 тыс. рублей, которая уменьшилась к концу года и составила 20,5 тыс. рублей.
При этом следует отметить, что задолженность за ООО «Бюро технической инвентаризации» в сумме 1,2 тыс. рублей и ООО «Ярко» в сумме 1,1 тыс. рублей, всего на общую сумму 2,3 тыс. рублей, числилась с 01.01.2010. В соответствии с требованиями статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации данный факт является неэффективным использованием бюджетных средств.
По данным бюджетного учета по состоянию на 1 января 2010 года за счет средств республиканского бюджета числилась кредиторская задолженность в сумме 92,1 тыс. рублей, которая уменьшилась к концу года и составила 31,8 тыс. рублей.
Состояние основных средств дома-интерната. Эффективность использования основных средств.
По данным бюджетного учета по состоянию на 1 января 2010 года на балансе дома-интерната числились основные средства на общую сумму 25 502,2 тыс. рублей, в т.ч.: приобретенные за счет бюджетных средств на сумму 25 467,9 тыс. рублей и за счет внебюджетных средств - на 34, 3 тыс. рублей.
В течение 2010 года поступлений и выбытий основных средств, приобретенных за счет бюджетных средств, не производилось.
За счет внебюджетных средств в 2010 году приобретены основные средства на сумму 181,5 тыс. рублей, выбытие не производилось. Приобретенные основные средства в полном объеме оприходованы домом-интернатом на соответствующие счета бюджетного учета.
По данным бюджетного учета по состоянию на 1 января 2011 года на балансе дома-интерната числились основные средства на общую сумму 25 683,7 тыс. рублей, в т.ч. приобретенные за счет бюджетных средств на сумму 25 467,9 тыс. рублей, за счет внебюджетных средств - на 215,8 тыс. рублей.
В течение 1 полугодия 2011 года выбыли основные средства, приобретенные за счет бюджетных средств, на сумму 110,2 тыс. рублей, за счет внебюджетных средств - на 40,1 тыс. рублей.
Приобретений и поступлений основных средств за счет бюджетных средств в 1 полугодии 2011 года не производилось, за счет внебюджетных средств приобретены основные средства на сумму 138,5 тыс. рублей (телевизор, холодильники, кровати, шкафы и тумбы). Приобретенные основные средства в полном объеме оприходованы домом-интернатом на соответствующие счета бюджетного учета.
Проверка эффективности использования основных средств произведена выборочно, при этом выявлено следующее.
Во исполнение постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 16.03.2007 №41 «О создании республиканского государственного учреждения «Каршлыхский дом-интернат для ветеранов войны и труда» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики» в 2007 году согласно распоряжению Министерства имущественных и земельных отношений Чувашской Республики от 20.07.2007 №977-р передано от ГУЗ «Республиканский противотуберкулезный диспансер» на баланс дома-интерната государственное имущество балансовой стоимостью 15 082,9 тыс. рублей.
На день проведения проверки в числе переданного имущества на балансе дома-интерната числится трактор ДТ-74 в количестве 1 шт. на сумму 6,1 тыс. рублей, который по причине неисправности не используется в хозяйственной деятельности дома-интерната. По данным бухгалтерского учета износ трактора составляет 100%. В ходе визуального осмотра трактора установлено, что снаружи на кузове образовалась коррозия. В связи с отсутствием технического паспорта транспортного средства, а также номерных знаков (в комплекте документов дому-интернату не переданы), техническому осмотру трактор не подвергался и талон техосмотра отсутствует. В связи с отсутствием остаточной стоимости трактор не облагается налогом на имущество, а из-за отсутствия номерных знаков не облагается налогом на транспортные средства.
Кроме того, от ГУЗ «Республиканский противотуберкулезный диспансер» по акту приема-передачи от 20.07.2007 №977-р передано незавершенное строительство (здание), балансовая стоимость которого на 1 июля 2011 года составляет 1 241,85 тыс. рублей. При этом проектно-сметной документации по данному объекту в доме-интернате не имеется (к проверке не представлено). В ходе проверки выявлено, что с момента передачи указанного объекта какие-либо работы по его возведению, по данным первичных бухгалтерских документов, не производились. Завершение строительства в последующие годы не планируется в виду отсутствия в его надобности и финансовых средств на его завершение.
Таким образом, в хозяйственной деятельности дома-интерната с момента начала его деятельности числится объект незавершенного строительства балансовой стоимостью 1 241,85 тыс. рублей, что в соответствии с требованиями статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации расценивается как неэффективное использование бюджетных средств.
Выводы:
1. В нарушение приказа Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики от 22.06.2007 №459 «О государственных стандартах качества предоставления бюджетных услуг» предоставление отдельных бюджетных услуг: мягкого инвентаря (одежды, обуви, нательного белья и постельных принадлежностей), а также мебели, осуществляется не за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, а за счет платы за стационарное обслуживание проживающих.
2. В нарушение приказа Минфина России от 19.12.2008 №287/п разрешение на осуществление приносящей доход деятельности не приведено в соответствие с Генеральным Разрешением, в частности не указан действующий нормативно-правовой акт (Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 20.10.2005 №258), определяющий направления использования платы за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста, и отсутствует норма в Разрешении у дома-интерната на осуществление каких-либо расходов по поступившей плате за социальные услуги, оказанные гражданам дома-интерната.
3. Домом-интернатом не обеспечено выполнение пункта 2.7. постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.03.2008 №83 «О порядке формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания, осуществляемого за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики» в части составления отчета о выполнении государственного задания за 2010 год.
4. В нарушение пункта 3.8. постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.03.2008 №83 Минздравсоцразвития Чувашии не приняты в пределах своей компетенции меры по обеспечению выполнения государственного задания, в том числе за счет корректировки государственного задания другим бюджетным учреждениям с соответствующим изменением объемов финансирования.
5. Требования приказа Минздравсоцразвития Чувашии от 26.02.2006 №139 «Об утверждении норм материального обеспечения в республиканских государственных стационарных учреждениях социального обслуживания» выполняются не в полной мере. Так, из утвержденных 48 наименований норм обеспеченности мягким инвентарем, не соблюдены нормы по 12 наименованиям инвентаря.
6. Домом- интернатом не обеспечено своевременное взыскание дебиторской задолженности с поставщиков работ и услуг на общую сумму 2,3 тыс. рублей, в том числе: ООО «Бюро технической инвентаризации» в сумме 1,2 тыс. рублей и ООО «Ярко» - 1,1 тыс. рублей, в результате чего допущено неэффективное использование бюджетных средств в сумме 2,3 тыс. рублей.
7. Наличие объекта незавершенного строительства балансовой стоимостью 1 241,8 тыс. рублей расценивается как неэффективное использование бюджетных средств. Проектно-сметная документация на проект отсутствует, дальнейшее его строительство в последующие годы не планируется.
8. Не приняты меры по списанию с баланса дома-интерната полностью проамортизированного и не имеющего остаточной стоимости трактора ДТ-74.
Предложения:
Направить отчет о результатах проведенного контрольного мероприятия в Государственный Совет Чувашской Республики.
Аудитор И.А. Иракина