Заключение
Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики на проект закона Чувашской Республики «О внесении изменений в Закон Чувашской Республики «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»
1. Общие положения
Заключение Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики на проект закона Чувашской Республики «О внесении изменений в Закон Чувашской Республики «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» подготовлено в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона Чувашской Республики «О регулировании бюджетных правоотношений в Чувашской Республике» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Чувашской Республики.
Проект закона Чувашской Республики «О внесении изменений в Закон Чувашской Республики «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2011год и на плановый период 2012 и 2013 годов» (далее - законопроект) внесен на рассмотрение Государственного Совета Чувашской Республики Президентом Чувашской Республики 14 ноября 2011 года. Перечень представленных документов соответствует требованиям статьи 60 Закона Чувашской Республики от 23.07.2011 №36 «О регулировании бюджетных правоотношений в Чувашской Республике».
В законопроекте предлагается утвердить республиканский бюджет Чувашской Республики на 2011 год по доходам в сумме 29 769 794,9 тыс. рублей и по расходам - 33 102 585,5 тыс. рублей. На 2012 и 2013 годы объемные параметры доходной и расходной частей республиканского бюджета Чувашской Республики не меняются.
Прогнозируемый размер дефицита республиканского бюджета Чувашской Республики на 2011 год составит в сумме 3 332 790,6 тыс. рублей, или 21,7% от утвержденного годового объема доходов республиканского бюджета Чувашской Республики без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. Без учета в составе источников финансирования республиканского бюджета разницы между полученными и погашенными бюджетными кредитами, поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Чувашской Республики и снижения остатков средств на счетах по учету средств республиканского бюджета Чувашской Республики, размер дефицита республиканского бюджета составит 8,7%.
2. Доходы республиканского бюджета Чувашской Республики
Доходы республиканского бюджета на 2011 год по законопроекту предусматривается увеличить до 29 769 794,9 тыс. рублей, что в сальдированной сумме на 1 061 181,8 тыс. рублей, или на 3,7% больше утвержденного в действующем Законе Чувашской Республики «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов». В том числе собственные доходы (налоговые и неналоговые доходы) предлагается оставить без изменений в объеме 15 388 194,7 тыс. рублей, безвозмездные поступления предлагается увеличить на 1 061 181,8 тыс. рублей до объема 14 381 605,5 тыс. рублей.
Законопроект предусматривает увеличение в сальдированной сумме в составе безвозмездных поступлений межбюджетных трансфертов, получаемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, до объема 14 107 962,4 тыс. рублей, что на 1 061 347,3 тыс. рублей, или 5,1% больше утвержденного в действующем законе (13 046 615,1 тыс. рублей)
Дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации на частичное возмещение дополнительных расходных обязательств Чувашской республики и муниципальных образований, связанных с увеличением фондов оплаты труда педагогических работников и работников бюджетных учреждений, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 года №890, предлагается отразить в объеме 244 436,0 тыс. рублей.
Субсидии предполагается уменьшить в сальдированной сумме на 34 637,1 тыс. рублей до объема 4 043 751,6 тыс. рублей.
Планируется уменьшение субсидий на 163 549,3 тыс. рублей, в том числе:
- на 30 000,0 тыс. рублей по мероприятиям, связанным со страхованием урожая;
- на 45 206,3 тыс. рублей по мероприятиям, связанным с компенсацией процентов по кредитам на развитие личных подсобных хозяйств;
- на 88 000,0 тыс. рублей по объектам капитального строительства не включенным в целевые программы;
- на 343,0 тыс. рублей по средствам химической защиты.
Планируется увеличение субсидий на 128 912,2 тыс. рублей, в том числе:
- на 6 795,8 тыс. рублей по мероприятиям по снижению напряженности на рынке труда;
- на 27 951,7 тыс. рублей по строительству и реконструкции автодорог общего пользования;
- на 55 614,0 тыс. рублей на реализацию региональных программ в области энергосбережения;
- на 29 483,7 по федеральным целевым программам;
- на 9 067,0 тыс. рублей по мероприятиям, связанным с поддержкой социально ориентированных некоммерческих предприятий.
Субвенции предполагается увеличить на 826 718,1 тыс. рублей до объема 3 744 245,4 тыс. рублей, в том числе:
- на 346 905,5 тыс. рублей для оплаты жилищно-коммунальных услуг для отдельных категорий граждан;
- на 423 718,1 тыс. рублей на обеспечение жильем отдельных категорий граждан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов»;
- на 35 000,0 тыс. рублей на полномочия в области лесных отношений;
- на 10 032,0 тыс. рублей на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по обеспечению лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
- на 7 996,8 тыс. рублей на выплату единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, а также ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
- на 3 055,6 тыс. рублей на государственную регистрацию актов гражданского состояния;
- на 10,1тыс. рублей на занятость населения.
Иные межбюджетные трансферты предлагается увеличить на 24 800,0 тыс. рублей, в том числе:
- на 10 000,0 тыс. рублей в рамках реализации административной реформы;
- 7 110,0 тыс. рублей и 7 690,0 тыс. рублей на капитальный ремонт детских садов из резервного фонда Президента Российской Федерации (распоряжение от 23.09.2011 № 654-рп).
Законопроект предусматривает увеличение поступлений из Пенсионного фонда Российской Федерации на 30,2 тыс. рублей до объема 112,5 тыс. рублей и увеличение объема возврата в федеральный бюджет остатков субсидий и субвенций прошлых лет на 165,4 тыс. рублей.
3. Расходы республиканского бюджета Чувашской Республики
На 2011 год предлагается в целом увеличить расходную часть республиканского бюджета Чувашской Республики на 948 754,9 тыс. рублей, или на 3,0%. С учетом изменений расходы республиканского бюджета Чувашской Республики в целом составят 33 102 585,5 тыс. рублей.
На 2012-2013 годы расходы республиканского бюджета остаются без изменений.
Следует отметить, что законопроектом предусматривается увеличение расходных обязательств республиканского бюджета, предусмотренных на повышение оплаты труда с 1 сентября 2011 года педагогическим работникам общеобразовательных учреждений, а с 1 октября 2011 года – работникам бюджетных учреждений.
3.1. Общегосударственные вопросы
Законопроектом по разделу «Общегосударственные вопросы» предусмотрено уменьшение расходов в сумме 123 505,4 тыс. рублей (на 15,3%). С учетом вносимых изменений расходы по данному разделу составят в сумме 686 150,0 тыс. рублей. Причиной уменьшения расходов явилось исполнение принципалами своих обязательств по предоставленным государственным гарантиям Чувашской Республики.
3.2. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность
В законопроекте на обеспечение расходов по разделу «Национальная безопасность и правоохранительных деятельность» намечается дополнительно выделить бюджетные ассигнования в размере 6 041,5 тыс. рублей, с учетом чего расходы по данному разделу составят 1 093 076,1 тыс. рублей, или увеличатся на 0,6% по отношению к утвержденным показателям расходов в законе о республиканском бюджете.
По данному разделу предусматривается увеличение расходов Министерству внутренних дел по Чувашской Республике и Управлению государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Чувашской Республике по выплате компенсации стоимости вещевого имущества, а также Министерству юстиции Чувашской Республики – на реализацию полномочий Российской Федерации в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.
3.3. Национальная экономика
В целом по разделу «Национальная экономика» законопроектом планируется увеличить расходы на общую сумму 52 064,1 тыс. рублей, или на 0,9%.
По подразделу «Общеэкономические вопросы» финансирование увеличится на 8905,1 тыс. рублей, или на 1,8%, которое в основном будет направлено на реализацию государственной политики занятости населения в сумме 8 678,3 тыс. рублей.
Расходы по подразделу «Сельское хозяйство и рыболовство» планируется сократить на сумму 52 996,6 тыс. рублей, или на 2,6%. Намечается уменьшить расходы на реализацию мероприятий в рамках государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы в связи с уменьшением потребности в общей сумме 75 549,3 тыс. рублей, в том числе:
- на возмещение гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственным потребительским кооперативам, крестьянским (фермерским) хозяйствам части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в 2005-2011 годах на срок до 8 лет в сумме 45 206,3 тыс. рублей;
- на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур в сумме 30 000,0 тыс. рублей;
- на компенсацию части затрат на приобретение средств химической защиты растений в сумме 343,0 тыс. рублей.
В тоже время планируется увеличить расходы на реализацию мероприятий республиканской целевой программы «Развитие агропромышленного комплекса Чувашской Республики и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2015 годы» в сумме 22 226,0 тыс. рублей и на обеспечение деятельности подведомственных учреждений в сумме 326,7 тыс. рублей.
По подразделу «Водное хозяйство» расходы будут увеличены на сумму 3 811,0 тыс. рублей, или на 6,5%. Дополнительные средства будут направлены на мероприятия в области использования, охраны водных объектов и гидротехнических сооружений в сумме 3 418,0 тыс. рублей и на обеспечение деятельности подведомственных сооружений в сумме 393,0 тыс. рублей.
Расходы по подразделу «Лесное хозяйство» планируется увеличить на 31 569,9 тыс. рублей, или на 14,3%, которые будут направлены на реализацию отдельных полномочий в области лесных отношений.
Ассигнования по подразделу «Транспорт» предусматривается увеличить в размере 34 981,7 тыс. рублей, или на 27,1%. Дополнительно будут выделены средства в сумме 12 512,7 тыс. рублей на отдельные мероприятия по осуществлению аэропортовой деятельности и в сумме 22 754,8 тыс. рублей на выплату субсидий ГУП Чувашской Республики «Чувашавтотранс» на обеспечение перевозок пассажиров по социально значимым маршрутам.
Законопроектом по подразделу «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)» планируется увеличить расходы на 24 088,5 тыс. рублей, или на 1,4%. Дополнительно выделенные средства будут направлены на строительство и реконструкцию автомобильных дорог, в рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» в сумме 27 951,7 тыс. рублей. В тоже время планируется сократить расходы на строительство и реконструкцию автомобильных дорог в рамках республиканской целевой программы «Модернизация и развитие автомобильных дорог в Чувашской Республике на 2006-2010 годы с прогнозом до 2025 года» в размере 3 863,2 тыс. рублей.
По подразделу «Другие вопросы в области национальной экономики» законопроектом в целом предусматривается рост расходов в размере 1 704,5 тыс. рублей, или на 0,2%. Дополнительное финансирование будет направлено на следующие цели:
- возмещение затрат, связанных с нахождением на балансе объекта «Железнодорожный вокзал, пгт. Урмары», находящегося в собственности Чувашской Республики в сумме 897,7 тыс. рублей;
- переподготовку и повышение квалификации кадров в сумме 120,0 тыс. рублей;
- реализацию мероприятий в рамках республиканской целевой программы «Модернизация и развитие автомобильных дорог в Чувашской Республике на 2006-2010 годы с прогнозом до 2025 года» в сумме 1961,3 тыс. рублей;
- расходы общепрограммного характера республиканской целевой программы «Государственное стимулирование развития внешнеэкономической и инвестиционной деятельности в Чувашской Республике на 2010-2020 годы» в размере 200,0 тыс. рублей;
- расходы общепрограммного характера республиканской целевой программы «Развитие туризма в Чувашской Республике на 2011-2016 годы» в сумме 450,0 тыс. рублей.
В то же время по данному подразделу планируется сократить финансирование на мероприятия по землеустройству и землепользованию в рамках программы повышения эффективности бюджетных расходов Чувашской Республики на 2011 и 2012 годы в сумме 1924,5 тыс. рублей.
3.4. Жилищно-коммунальное хозяйство
Законопроектом по этому разделу планируется увеличить расходы на общую сумму 100 321,1 тыс. рублей, или на 3.2%.
По подразделу «Жилищное хозяйство» предусматривается рост расходов в общей сумме 2 371,2 тыс. рублей, или на 0,4%. Дополнительное финансирование будет направлено на обеспечение мероприятий по переселению семей, проживающих в домах, находящихся в зоне активности оползневых процессов в г. Алатыре по ул.Свердлова в сумме 1 900,0 тыс. рублей и на субсидии уполномоченным организациям по использованию государственного жилищного фонда Чувашской Республики коммерческого использования на возмещение расходов, связанных с осуществлением функций по использованию государственного жилищного фонда в размере 471,2 тыс. рублей.
Ассигнования по подразделу «Коммунальное хозяйство» предусматривается увеличить в размере 96 047,2 тыс. рублей, или на 4,4%. Дополнительное финансирование будет направлено:
- на программу энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года в сумме 52 100,2 тыс. рублей (действующим Законом не было предусмотрено);
- на расходы общепрограммного характера республиканской целевой программы «Обеспечение населения Чувашской Республики качественной питьевой водой на 2009-2020 годы» в размере 12 320,0 тыс. рублей, или на 1,0% больше суммы, утверждённой действующим Законом;
- на мероприятия республиканской целевой программы «Модернизация коммунальных котельных и тепловых сетей на территории Чувашской Республики на 2010-2015 годы» в сумме 7 000,0 тыс. рублей, или на 58,3% больше утвержденного уровня;
- на расходы общепрограммного характера Республиканской целевой программы электрификации новых улиц (населённых пунктов) в Чувашской Республике на 2010-2012 годы в сумме 20 613,4 тыс. рублей, или на 41,2% больше утвержденного уровня;
- на расходы , связанные с переводом многоквартирных домов на индивидуальное поквартирное отопление г.Ядрин, в рамках республиканской целевой программы энергосбережения в Чувашской Республике на 2010-2015 годы и на период до 2020 года в сумме 4 013,6 тыс. рублей, или на 17,3% больше суммы, утверждённой действующим Законом.
Дополнительное финансирование по подразделу «Благоустройство» в размере 212,8 тыс. рублей планируется направить на поощрение победителей ежегодного республиканского смотра-конкурса на лучшее озеленение и благоустройство населенного пункта Чувашской Республики (в действующем Законе о бюджете на эти цели предусмотрено 575,0 тыс. рублей).
По подразделу «Другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства» ассигнования намечается увеличить на 1 689,9 тыс. рублей, или на 3,6%, которое будет направлено на содержание органов государственной власти.
3.5. Охрана окружающей среды
Законопроектом по данному разделу предусматривается увеличить финансирование на сумму 1 996,9 тыс. рублей, или 8,2%, которое в основном будет направлено на осуществление полномочий Российской Федерации в области охраны и использования охотничьих ресурсов по контролю, надзору, выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов и заключению охотничьих соглашений в размере 988,9 тыс. рублей и на обеспечение деятельности подведомственных учреждений в сумме 1 379,0 тыс. рублей. В тоже время на 300,0 тыс. рублей, или на 48,3% планируется сократить расходы на природоохранные мероприятия.
3.6. Образование
Законопроектом по разделу «Образование» в целом предусмотрено увеличение расходов в сумме 148 651,1 тыс. рублей (на 2,7%) с учетом вносимых изменений по данному разделу они составят 5 740 030,6 тыс. рублей.
Предлагается по подразделу «Дошкольное образование» перераспределение средств на строительство дошкольных образовательных учреждений в рамках «Республиканской целевой программы развития образования в Чувашской Республике на 2011- 2020 годы». При этом уменьшаются средства на строительство дошкольного образовательного учреждения в пгт. Кугеси Чебоксарского района в сумме 20 000,0 тыс. рублей (на 36,8%) и в этом же объеме выделяются средства на реконструкцию дошкольного образовательного учреждения в с. Батырево, Батыревского района и с учетом изменений они составят 94 365,5тыс. рублей.
Ассигнования республиканского бюджета по подразделу «Общее образование» предлагается увеличить на 116 241,1тыс. рублей, или на 2,8 %.
С учетом внесенных изменений расходы по данному подразделу составят в сумме 4 262 558,8 тыс. рублей. При этом предусматривается финансирование расходов на реализацию государственной программы «Доступная среда на 2011-2015 годы» Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы в сумме 1266,0 тыс. рублей (ранее не утверждались).
Также по данному подразделу намечается рост расходов на обеспечение деятельности подведомственных учреждений (школы-интернаты) на сумму 3 688,5 тыс. рублей (на 1,8%) и учреждений по внешкольной работе с детьми на 2 055,8 тыс. рублей (на 1,7%) и составят 214 021,7 тыс. рублей и 125 999,3 тыс. рублей, соответственно.
Финансирование специальных (коррекционных) учреждений предусматривается с увеличением на 16 391,2 тыс. рублей (на 17%), и составят 112 840,0 тыс. рублей.
Кроме того по данному подразделу уточняется вид расходов, осуществляемых в рамках модернизации региональных систем общего образования.
Проектом закона предлагается увеличение расходов на финансовое обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда, работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды в сумме 75 978,5 тыс. рублей (на 2,5%) и с учетом изменений они составят 3 131 212,8 тыс. рублей.
На реализацию двух региональных целевых программ намечается дополнительно выделить финансирование в общей сумме 16 842,0 тыс. рублей (рост на 16,6%) и расходы составят 118 069,5 тыс. рублей. В рамках «Республиканской целевой программы «Социальное развитие села в Чувашской Республике до 2013 года» предусматривается финансирование пристроя к средней общеобразовательной школе в с. Красные Четаи в сумме 16 440,5 тыс. рублей.
Законопроектом расходы республиканского бюджета по подразделу «Начальное профессиональное образование» с учетом вносимых изменений составят 525 300,7 тыс. рублей с увеличением на сумму 2 836,9 тыс. рублей, или на 0,5%.
Расходы республиканского бюджета по подразделу «Среднее профессиональное образование» увеличатся на 9 654,9 тыс. рублей (на 2,6%) и составят 374 519,5 тыс. рублей.
По подразделу «Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации» предлагается рост расходов на 2 500,0 тыс. рублей (на 4,2%), с учетом изменений они составят 62 380,7 тыс. рублей.
По подразделу «Другие вопросы в области образования» расход увеличиваются на 17 365,2 тыс. рублей (на 16,2%) и составят после уточнения 124 538,9 тыс. рублей. Законопроектом предусматривается увеличение расходов на выполнение функций государственными органами (центральный аппарат) на 252,0 тыс. рублей (на 1,3%), на обеспечение деятельности учреждений, обеспечивающих предоставление услуг в сфере образования на 1 826,9 тыс. рублей (на 31,6%).
Также предлагается увеличить расходы на выполнение мероприятий в рамках пяти республиканских целевых программ в сальдированной сумме 16 433,7 тыс. рублей (на 26,6%), и с учетом изменения эти расходы составят 78 292,5 тыс. рублей.
В то же время уменьшаются расходы на реализацию государственной политики занятости населения на 1147,4 тыс. рублей (на 13,8%) и составят после уточнения 7 188,3 тыс. рублей.
3.7. Культура и кинематография
По разделу «Культура и кинематография» законопроектом предлагается увеличить расходы в сумме 2 807,8 тыс. рублей (на 0,6%), с учетом изменений расходы составят 470 692,5 тыс. рублей.
По подразделу «Культура» уточненные расходы составят сумму 453 038,2 тыс. рублей, или увеличатся в сальдированной сумме на 2 807,8 тыс. рублей. В данном подразделе предусматривается рост расходов на обеспечение деятельности учреждений культуры и мероприятий в сфере культуры и кинематографии на 6 805,9 тыс. рублей (на 26,7%), музеев и постоянных выставок - на 889,9 тыс. рублей (на 2,5%). В тоже время уменьшаются расходы на обеспечение деятельности библиотек и театров, цирков, концертных и других организаций исполнительных искусств на 729,2 тыс. рублей (на 1,4%) и на 1 538,3 тыс. рублей (на 0,8%), соответственно.
Законопроектом предусматривается уменьшение расходов на финансирование республиканской целевой программы «Культура Чувашии: 2010-2020 годы» на 2 634,0 тыс. рублей (на 2,7%) и после уточнения составит 96 356,1 тыс. рублей. В частности предусматривается уменьшение финансирования подпрограмм «Развитие культуры и искусства в Чувашской Республике» и «Культурное наследие в Чувашской Республике» республиканской целевой программы «Культура Чувашии: 2010-2020 годы» на 734,0 тыс. рублей (на 0,9%) и 1900,0 тыс. рублей (на 12%), соответственно.
Кроме того, сокращаются расходы на реставрацию объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) «Здание Чувашского государственного театра кукол» на 1 000,0 тыс. рублей (на 50,0%) и увеличиваются расходы на реконструкцию здания республиканского государственного учреждения «Государственный исторический архив Чувашской Республики» на 1 000,0 тыс. рублей (на 4,7%).
3.8. Здравоохранение
В целом по разделу «Здравоохранение» законопроектом предлагается увеличить расходы в сальдированной сумме 24 502,4 тыс. рублей (на 0,4%). С учетом внесенных изменений они составят 5 735 567,6 тыс. рублей.
В разрезе подразделов изменения расходов характеризуются следующим образом.
По подразделу «Стационарная медицинская помощь» увеличиваются расходы в сальдированной сумме 16 544,9 тыс. рублей (на 2,4%) на содержание больниц, клиник, госпиталей, медико-санитарных частей и составят 714 921,5 тыс. рублей.
По подразделу «Амбулаторная помощь» уменьшаются ассигнования на сумму 12 469,6 тыс. рублей (на 2,4%) и с учетом изменения расходы составят 496 847,3 тыс. рублей. При этом сокращаются расходы на обеспечение деятельности подведомственных учреждений на 7 386,9 тыс. рублей (на 5,8%) и на комплексную застройку фельдшерско-акушерского пункта по ул. Нахимова в с. Николаевское Ядринского района Чувашской Республики в сумме 5 082,7 тыс. рублей (на 63,5%).
Аналогично расходы по подразделам «Медицинская помощь в дневных стационарах всех типов» и «Скорая медицинская помощь» предусматриваются с сокращением на 6 898,0 тыс. рублей (на 32,5%) и на 6 710,0 тыс. рублей (на 20,9%), с учетом внесенных изменений они составят 14 337,2 тыс. рублей и 25 437,1 тыс. рублей, соответственно.
По подразделу «Другие вопросы в области здравоохранения» предусмотрено увеличение финансирования в сальдированной сумме на 34 125,1 тыс. рублей (на 0,8%) и после уточнения назначения составят 4 307 979,9 тыс. рублей.
Предусматривается выделение денежных средств на финансирование мероприятий шести подпрограмм в рамках федеральной целевой программы «Предупреждение и борьба с социально-значимыми заболеваниями (2007-2012 годы)» в сумме 28 217,7 тыс. рублей (ранее не предусматривалось).
Законопроектом запланировано дополнительное выделение средств в сумме 3 086,5 тыс. рублей (рост 3,1%) на обеспечение деятельности учреждений, обеспечивающих предоставление услуг в сфере здравоохранения, и после внесения изменения расходы составят 101 283,2 тыс. рублей.
Данным проектом закона предусматривается увеличение расходов на реализацию программных мероприятий двух республиканских целевых программ в общей сумме 7 584,1 тыс. рублей (на 2,4%), и после внесения изменений расходы составят 325 903,0 тыс. рублей.
В то же время планируется сократить объем финансирования расходов на реализацию функций в области здравоохранения до 72 158,5 тыс. рублей (на 3,1%) и в полном объеме сократить утвержденные расходы в сумме 3 100,0 тыс. рублей, предусмотренные на мероприятия в области санитарно-эпидемиологического надзора, уменьшив бюджетные назначения в целом на 5 419,1 тыс. рублей.
3.9. Социальная политика
В целом по разделу «Социальная политика» проектом закона расходы предлагается увеличить на 834 125,1 тыс. рублей (на 12,1%), которые с учетом внесенных изменений составят 7 726 856,9 тыс. рублей.
В разрезе подразделов вносятся следующие изменения:
- «Пенсионное обеспечение» - предлагается уменьшить финансирование на доплаты к пенсиям государственных служащих Чувашской Республики на 3 251,3 тыс. рублей (на 17,3%) и составит после уточнения 15 538,4 тыс. рублей.
- «Социальное обслуживание населения» - предлагается увеличить расходы на обеспечение деятельности подведомственных учреждений в общей сумме 3 163,9 тыс. рублей (на 0,7%). С учетом вносимых изменений данные расходы составят 443 374,7 тыс. рублей.
- «Социальное обеспечение населения» - планируется дополнительно выделить финансирование в сальдированной сумме 822 721,2 тыс. рублей (рост на 14,1%) и расходы составят 6 655 752,9 тыс. рублей. При этом полностью сокращаются на 165,4 тыс. рублей ранее утвержденные расходы на реализацию второго этапа Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей»).
На осуществление социальной помощи предусматривается дополнительное финансирование в сумме 879 423,1 тыс. рублей, с направлением на следующие цели:
- оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по обеспечению лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов - в сумме 10 032,0 тыс. рублей (на 6,6%) и составят 162 978,6 тыс. рублей;
- выплату единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, а также ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву - в сумме 7 996,8 тыс. рублей (на 53,8 %) и составит 22 866,0 тыс. рублей;
- выплату социального пособия на погребение и возмещение расходов по гарантированному перечню услуг по погребению за счет бюджета Чувашской Республики - в сумме 2 061,2 тыс. рублей (на 20,8%), после внесения изменений составит 11 993,6 тыс. рублей;
- обеспечение жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» - в сумме 423 718,1 тыс. рублей (на 42.8%) и составит 1 414 456,3 тыс. рублей;
- оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан - в сумме 374 612,1 тыс. рублей (на 53,4%) и с учетом изменений составит 1 076 393,8 тыс. рублей;
- на обеспечение мер социальной поддержке ветеранов труда - в сумме 54 104,0 тыс. рублей (рост 3,9%), что составит 1 447 010,5 тыс. рублей.
Проектом закона также предусматривается рост расходов на реализацию государственной политики занятости на 3 269,4 тыс. рублей (на 0,8%) и на реализацию государственных функций в области социальной политики на 580,1 тыс. рублей (на 0,8%). С учетом внесенных изменений общий объем финансирования достигнет 426 447,8 тыс. рублей.
Законопроектом предлагается увеличить бюджетные назначения на выплату приемной семье на содержание подопечных детей до 54 054,4 тыс. рублей, с ростом на 6,2%.
На другие вопросы в области социальной политики предлагается увеличение расходов на 11 333,8 тыс. рублей (в 1,8 раза) и составит в сумме 17 733,5 тыс. рублей. В частности выделяется финансирование на реализацию республиканской целевой программы «Поддержка социально ориентированных коммерческих организаций в Чувашской Республике на 2011-2020 годы» в сумме 1 166,8 тыс. рублей (ранее не планировалось).
В то же время, исходя из сложившейся потребности, предлагается сократить расходы по социальным выплатам на обеспечение мер социальной поддержки тружеников тыла на 22 186,9 тыс. рублей (на 18,2%) и реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий - на 681,0 тыс. рублей (на 1,5%), и с учетом изменений финансирование составит 99 888,0 тыс. рублей и 43 450,6 тыс. рублей, соответственно.
Законопроектом также предлагается сократить расходы на оказание других видов социальной помощи (социальное пособие учащимся и студентам, нуждающимся в приобретении проездных билетов; пособие семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения) в общей сумме 25 450,7 тыс. рублей (на 20%) и составит 101 865,3 тыс. рублей.
Объем финансирования трех республиканских целевых программ сократиться до 223 301,4 тыс. рублей, или уменьшится на 12 067,4 тыс. рублей (на 5,1%). В связи с отсутствием финансирования из федерального бюджета по федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года» сокращаются расходы республиканского бюджета в сумме 9 336,2 тыс. рублей (42,6%) на выплату субсидии местным бюджетам на обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих в сельской местности в рамках республиканской целевой программы «Социальное развитие села в Чувашской Республике до 2013 года». Уточненный объем финансирования составит 12 575,0 тыс. рублей.
Аналогично, в связи с уменьшением выделенного финансирования из федерального бюджета на обеспечение жильем молодых семей в рамках ФЦП «Жилище», уменьшается объем субсидии местным бюджетам на указанные цели в рамках республиканской программы «Государственная поддержка молодых семей в решении жилищной проблемы на 2002-2015 годы».
Исходя из фактически сложившихся расходов, уменьшаются бюджетные назначения на социальные выплаты семьям опекунов на содержание подопечных детей в сумме 2 983,0 тыс. рублей (на 2,0%) и выплаты составят 143 528,4 тыс. рублей.
3.10. Физическая культура и спорт
В целом по разделу «Физическая культура и спорт» проектом закона расходы предлагается увеличить на 2 822,8 тыс. рублей (на 0,7%), которые с учетом внесенных изменений составят 407 639,1 тыс. рублей. По подразделу «Спорт высших достижений» предусматривается увеличение финансирования центров спортивной подготовки в сумме 237,0 тыс. рублей (на 0,9%) и расходов общепрограммного характера республиканской целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Чувашской Республике на 2010-2020 годы» в сумме 2 585,8 тыс. рублей (на 13,1%).
3.11. Средства массовой информации
В целом по разделу «Средства массовой информации» законопроектом предусматривается увеличение расходов на 152,0 тыс. рублей (на 0,1%), которые с учетом внесенных изменений составят 102 873,2 тыс. рублей.
По подразделу «Периодическая печать и издательства» предусматривается увеличение суммы субсидий некоммерческим организациям на 152,0 тыс. рублей (на 0,3%), которая с учетом изменений составит 54 937,7 тыс. рублей.
3.12. Межбюджетные трансферты
Законопроект предусматривает уменьшение по разделу «Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» в сальдированной сумме на 101 224,5 тыс. рублей, или на 5,8% до объема 1 636 831,3 тыс. рублей.
По подразделам «Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и «Иные дотации» законопроектом изменения не вносятся и расходы по этим подразделам составят, соответственно, 870 349,1 тыс. рублей и 126 315,1 тыс. рублей.
По подразделу «Прочие межбюджетные трансферты общего характера» предлагается уменьшить расходы в сальдированной сумме на 101 224,5 тыс. рублей (на 13,7%) до объема 640 167,1 тыс. рублей. При этом по данному подразделу сокращаются следующие расходы:
- полностью исключаются расходы по целевой статье «Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства собственности муниципальных образований» в сумме 88 000,0 тыс. рублей;
- по целевой статье «Республиканская целевая программа «Развитие агропромышленного комплекса Чувашской Республики и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2015 годы»» уменьшаются расходы на 40 000,0 тыс. рублей (на 2,4%) до объема 1 000,0 тыс. рублей.
В тоже время по данному подразделу увеличиваются расходы:
- добавляются новые целевые статьи «Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года» с расходами в сумме 3 513,8 тыс. рублей и «Возмещение расходов консолидированных бюджетов муниципальных районов и бюджетов городских округов на уплату налога на имущество организаций» - на 21 189,1 тыс. рублей;
- по целевой статье «Субсидии местным бюджетам на осуществление капитального ремонта объектов социально-культурной сферы муниципальных образований» сократятся расходы на 3 199,2 тыс. рублей (на 4,0%) до уровня 83 199,2 тыс. рублей;
По целевой статье «Осуществление государственных полномочий Чувашской Республики по расчету и предоставлению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений» законопроектом изменения не вносятся, и расходы составят в объеме 461 782,8 тыс. рублей.
4. Государственный долг. Дефицит бюджета и источники его финансирования
Законопроектом предусматривается установить предельный объем государственного долга Чувашской Республики на 2011 год в сумме 11 072 891,7 тыс. рублей, что на 102 626,9 тыс. рублей меньше законодательно утвержденного (11 175 518,6 тыс. рублей). Предельный объем государственного долга Чувашской Республики на 2012 и 2013 годы предлагается соответственно утвердить в суммах 10 518 307,5 тыс. рублей (было утверждено 10 620 934,4 тыс. рублей) и 8 523 198,0 тыс. рублей (утверждено 8 625 824,9 тыс. рублей). Предельный объем государственного долга Чувашской Республики на 2011, 2012 и 2013 годы соответствует требованиям пункта 2 статьи 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации и не превышает общий годовой объем доходов республиканского бюджета Чувашской Республики на 2011, 2012 и 2013 годы без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.
После внесения изменений верхний предел государственного внутреннего долга Чувашской Республики уменьшится на 102 626,9 тыс. рублей, составив на 1 января 2012 года в размере 11 072 891,7 тыс. рублей, на 1 января 2013 года - 8 845 400,3 тыс. рублей и на 1 января 2014 года - 8 523 198,0 тыс. рублей. Верхний предел государственного внутреннего долга Чувашской Республики соответствует ограничениям, установленным пунктом 2 статьи 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Уменьшается объем государственных внутренних заимствований в виде привлечения кредитов кредитных организаций в валюте Российской Федерации на 102 626,9 тыс. рублей до 5 238 841,2 тыс. рублей, с учетом которых объем привлекаемых государственных внутренних заимствований составит в сумме 7 058 841,2 тыс. рублей.
Общий объем исполнения государственных гарантий Чувашской Республики в 2011 году уменьшается на 154 458,9 тыс. рублей до 238 144,4 тыс. рублей, в связи с исполнением принципалами - ОАО «Водоканал» (ЧМУПП «Водоканал»), ОАО «Чувашавтодор» (ГУП Чувашской Республики «Чувашавтодор») и МУП «Теплоэнерго» своих обязательств соответственно в суммах 3 200,0 тыс. рублей, 147 634,8 тыс. рублей и 3 624,0 тыс. рублей.
Прогнозируемый размер дефицита республиканского бюджета Чувашской Республики на 2011 год составит в сумме 3 332 790,6 тыс. рублей, или 21,7% от утвержденного годового объема доходов республиканского бюджета Чувашской Республики без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. Без учета в составе источников финансирования республиканского бюджета разницы между полученными и погашенными бюджетными кредитами, поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Чувашской Республики и снижения остатков средств на счетах по учету средств республиканского бюджета Чувашской Республики, размер дефицита республиканского бюджета составит 8,7%.
Выводы:
Контрольно-счетная палата Чувашской Республики считает, что проект закона может быть рассмотрен Государственным Советом Чувашской Республики и принят в установленном порядке.
Заместитель председателя С.И. Швардаков
16.11.2011