Утверждаю
Председатель
Контрольно-счетной палаты
Чувашской Республики
Т.Д. Минина
25 ноября 2011 года
Отчет
о результатах проверки целевого и эффективного использования средств, выделенных из республиканского бюджета Чувашской Республики на реализацию мероприятий республиканской целевой программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики» на 2008-2012 годы
Основания для проведения проверки: Закон Чувашской Республики от 13.09.2011 №58 «О Контрольно-счётной палате Чувашской Республики», пункт 1.3.21 плана работы Контрольно-счетной палаты Государственного Совета Чувашской Республики на 2011 год, утвержденного постановлением Государственного Совета Чувашской Республики от 09.11.2010 №709, распоряжение исполняющего обязанности председателя Контрольно-счётной палаты Государственного Совета Чувашской Республики от 24.10.2011 №34.
Цель проверки: проверить полноту финансирования, а также целевое и эффективное использование средств, выделенных в рамках республиканской целевой программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики» на 2008-2012 годы.
Предмет проверки: бюджетные и внебюджетные средства, направленные на приобретение благоустроенных жилых помещений для граждан, проживающих в жилищном фонде, признанном непригодным для постоянного проживания или подлежащим сносу.
Проверяемый период: 2008 - 2010 годы и 9 месяцев 2011 года
Перечень проверенных объектов:
- администрация Аликовского района;
- администрация Канашского района;
- администрация Моргаушского района.
Срок проведения проверки: с 24 октября по 18 ноября 2011 года.
Результаты контрольного мероприятия
Республиканская целевая программа «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики» на 2008 - 2012 годы (далее - Программа) разработана в рамках Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»; постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 №865 «О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы»; распоряжения Кабинета Министров Чувашской Республики от 01.03.2006 №35-р.
Основной целью Программы является обеспечение граждан, проживающих в жилищном фонде, признанном непригодным для постоянного проживания или подлежащим сносу, благоустроенными жилыми помещениями применительно к условиям соответствующего населенного пункта и отвечающими установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации и законодательства Чувашской Республики.
Основными задачами Программы являются формирование механизмов ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда и переселения граждан из непригодного для постоянного проживания жилья; оказание финансовой поддержки муниципальным образованиям, имеющим значительную долю ветхого и аварийного жилищного фонда, привлекающим ресурсы на местном уровне, путем консолидации бюджетных и внебюджетных источников финансирования; создание условий для развития территории, на которой сосредоточен ветхий и аварийный жилищный фонд.
Общий объем финансирования Программы предусмотрен в размере 1 387 073,2 тыс. рублей, из них средства:
- федерального бюджета - 9 619,2 тыс. рублей;
- Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - 807 434,6 тыс. рублей;
- республиканского бюджета Чувашской Республики - 518 697,7 тыс. рублей;
- местных бюджетов - 48 686,1 тыс. рублей;
- внебюджетных источников - 2 635,5 рублей.
В соответствии с Программой ожидаемыми конечными результатами её реализации и показателями эффективности являются:
- социальная эффективность (улучшение жилищных условий граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде; строительство (приобретение) жилых помещений для граждан, переселяемых из ветхого и аварийного жилищного фонда, общей площадью не менее 78 537,00 кв. метра);
- экономическая эффективность (создание условий для привлечения внебюджетных средств для финансирования мероприятий Программы;
- развитие территорий поселений путем ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда;
- переселение 5 483 граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде, в 2008 - 2012 годах;
- ликвидация (снос) ветхого и аварийного жилищного фонд общей площадью 71 367,61 кв. метра.
Участниками Программы по заявке 2008 года являлись 7 муниципальных образований (Аликовский, Порецкий, Шемуршинский, Ядринский районы, г. Канаш, г. Чебоксары, г. Шумерля), по заявке 2009 года - 9 муниципальных образований (Батыревский, Вурнарский, Ибресинский, Урмарский, Ядринский районы, г. Алатырь, г. Канаш, г. Чебоксары, г. Шумерля), по заявке 2010 и 2011 годов - 15 муниципальных образований (Аликовский, Ибресинский, Канашский, Козловский, Мариинско-Посадский, Порецкий, Урмарский, Цивильский, Чебоксарский, Шумерлинский, Ядринский, Янтиковский районы, города Алатырь, Канаш, Шумерля).
В рамках реализации указанной Программы фактически выполнено:
- в 2008-2009 годах полностью расселено 148 многоквартирных домов, переселено - 1868 граждан;
- в 2010 году - полностью расселено 134 многоквартирных дома, переселено - 1773 граждан.
В 2011 году планируется переселить 1084 граждан, проживающих в 119 аварийных многоквартирных домах.
Всего за 2008 - 2011годы будет переселено 4725 граждан, что составит 86,2% от показателя утвержденного Программой и ликвидировано (снесено) ветхого и аварийного жилищного фонда общей площадью 61 984,38 кв.метра, что составит 86,9% от Программы.
Фактически общий объем финансирования на реализацию Программы за период 2008-2010 годы и 9 месяцев 2011 года составил 1 358 453,4 тыс. рублей, в том числе:
в 2008 году - 381 239,0 тыс. рублей, из них за счет средств:
- Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - 227 281,8 тыс. рублей;
- республиканского бюджета Чувашской Республики - 153 957,2 тыс. рублей;
в 2009 году - 299 995,1 тыс. рублей, из них за счет средств:
- Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - 247 109,0 тыс. рублей;
- республиканского бюджета Чувашской Республики - 52 886,1 тыс. рублей;
в 2010 году - 628 676,1 тыс. рублей, из них за счет средств:
- Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - 567 020,1 тыс. рублей;
- республиканского бюджета Чувашской Республики - 43 547,7 тыс. рублей;
- местных бюджетов - 18 108,3 тыс. рублей.
По состоянию на 20 ноября 2011 года мероприятия Программы на 2011 год профинансированы по 9 муниципальным образованиям в общей сумме 48 543,2 тыс. рублей, или 12,8% от утвержденной годовой суммы (379 932,9 тыс. рублей), из них за счет средств:
- Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - 36 421,6 тыс. рублей, или 15,1% от годовой суммы (240 414,5 тыс. рублей);
- республиканского бюджета Чувашской Республики - 12 121,6 тыс. рублей, или 9,3% от годовой суммы (130 000,0 тыс. рублей).
В соответствии с пунктом 2.1 дополнительного соглашения от 23.08.2011 №7 к договору от 02.07.2008 №34-3С о долевом финансировании региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и (или) переселению граждан из аварийного жилищного фонда, Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства обязуется предоставить в 2011 году финансовую поддержку Чувашской Республике в сумме 240 414,5 тыс. рублей, в том числе средства в сумме 70 416,5 тыс. рублей Фонд перечисляет после принятия соответствующего решения правлением Фонда (решение принято 22 августа 2011 года), а оставшаяся сумма перечисляется исходя из результатов реализации региональных адресных программ. Финансовая поддержка в размере 70 416,5 тыс. рублей поступила в Минстрой Чувашии 25 августа 2011 года и израсходована по состоянию на 20 ноября 2011 года в сумме 48 543,2 тыс. рублей. Планируемая дата окончания переселения граждан по Программе на 2011 год - I-II квартал 2012 года.
Таким образом, по состоянию на 20 ноября 2011 года мероприятия Программы профинансированы в целом на 97,9%, в том числе в разрезе источников финансирования:
- средств федерального бюджета - средства не поступали;
- средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - 133,5%;
- средств республиканского бюджета - 50,6%;
- средств местных бюджетов - 37,2%;
- внебюджетных источников - средства не поступали.
Выездные контрольные мероприятия были проведены в администрациях Аликовского, Канашского и Моргаушского районах республики. При этом установлено следующее.
Аликовский район
Решением Собрания депутатов Аликовского района от 22.05.2008 №209 утверждена Программа «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда Аликовского района на 2008-2011 годы», которая соответствует республиканской целевой программе «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики» на 2008-2012 годы.
В 2008 году средства на реализацию Программы не выделялись.
В 2009 году в Аликовском районе в новые жилые помещения переселен 31 человек, снесено 2 многоквартирных дома. Всего выделено средств на мероприятия по переселению и сносу домов из бюджета в сумме 11 070,0 тыс. рублей, в том числе за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - 7 220,0 тыс. рублей и средств консолидированного бюджета Чувашской Республики - 3850,0 тыс. рублей.
В 2010 году в новые жилые помещения переселено 52 гражданина (18 семей), снесено 3 многоквартирных дома. Израсходовано средств на эти мероприятия на общую сумму 18 712,5 тыс. рублей, в том числе за счет средств государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в сумме 17 393,3 тыс. рублей и средств консолидированного бюджета Чувашской Республики - 1 319,2 тыс. рублей, из которой 100,0 тыс. рублей составили средства бюджета Аликовского района.
В ходе проверки по состоянию на 11 ноября 2011 года произведен визуальный осмотр новых квартир, при этом установлено следующее.
В доме №9 по ул. Октябрьская из 9 предоставленных квартир визуально осмотрены 4 квартиры. При этом от жильцов осмотренных квартир претензий в адрес администрации по качеству построенного жилья в целом не имелось, за исключением жильца из квартиры №7 (Прусаковой В.П.), которая жаловалась на протечку потолка в ванной комнате во время дождей.
В доме №18 по ул. Советская из 9 приобретенных квартир визуально осмотрены 5 квартир. При этом от жильцов осмотренных квартир претензий в адрес администрации района по качеству построенного жилья в целом не имелось. При визуальном осмотре лестничных площадок установлено нарушение п. 7.2.2. Строительных норм и правил СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные», утверждённых постановлением Госстроя РФ от 23.06.2003 №109. По строительным нормам ширина коридора должна составлять не менее 1,2 м., фактически на всех трёх этажах она составляет 0,95 м. Входные двери двух квартир при этом расположены друг против друга, тем самым не соблюдены требования п.3 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», где сказано, что для обеспечения свободного перемещения людей, а также возможности эвакуации больных на носилках, инвалидов, использующих кресла-коляски, и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должна быть предусмотрена достаточная ширина дверных и незаполняемых проемов в стенах, лестничных маршей и площадок, пандусов и поворотных площадок, коридоров.
Также, в нарушение статьи 30 вышеуказанного Закона в данном доме не достроена входная группа: отсутствуют перила у лестничного пролета, не заасфальтирована площадка перед ступенями, завышен уклон пандуса для лиц с ограниченными возможностями и детских колясок, завышен порог входной двери.
В ходе беседы с жильцами установлено, что переселение жильцов в предоставленные квартиры осуществлялось в апреле 2011 года, что является нарушением п.3.4.7 Соглашения от 18 июня 2010 года №Ж-47, заключённого между Министерством градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики и администрацией Аликовского района о сотрудничестве (взаимодействии) в 2010 году с муниципальным образованием по реализации республиканской целевой программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики на 2008-2011 годы». В соответствии с которым предоставление благоустроенных жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда должно быть осуществлено в срок до 15 декабря 2010 года.
В 2011 году Аликовскому району запланировано предоставить средства на переселение 36 граждан, проживающих в 6 аварийных многоквартирных домах в общей сумме 12 230,0 тыс. рублей.
Канашский район
В целях активизации сноса ветхих и аварийных жилых домов и переселения граждан из государственного и муниципального жилищного фонда, не пригодного для постоянного проживания, постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.01.2008 №15 утверждена республиканская целевая программа ««Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики» на 2008-2011 годы (далее - Программа).
В 2008-2009 годах средства на реализацию вышеуказанной Программы не выделялись.
В 2010 году Канашскому району на реализацию Программы выделены средства в общей сумме 17 883,6 тыс. рублей, в том числе из государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в сумме 16 182,8 тыс. рублей, средств республиканского бюджета в размере 1 227,4 тыс. рублей и средств муниципального бюджета Канашского района в сумме 473,4 тыс. рублей.
Согласно отчету о ходе реализации республиканской целевой Программы средства выделенные на ее реализацию в общей сумме 17 883,6 тыс. рублей освоены в полном объёме.
На данные средства в 2010 году администрацией приобретены 20 квартир в новом доме, в которые переселены 48 граждан (20 семей) из 6 аварийных домов. Распоряжением главы Шихазанского сельского поселения Канашского района от 23.03.2011 №9 №13 произведено списание с баланса администрации Шихазанского сельского поселения Канашского района 6 многоквартирных домов, признанных ветхим жильем и распоряжением главы Шихазанского сельского от 23.03.2011 №13 утверждены акты о сносе этих домов.
Комиссией в составе представителя администрации Канашского района в лице начальника отдела по развитию общественной инфраструктуры Алантьевой В.М. и представителя Шихазанского сельского поселения в лице заместителя главы сельского поселения - Егоровой Л.О. осуществлена проверка сноса 6 многоквартирных домов, признанных ветхим жильем, и произведен визуальный осмотр 20 квартирного дома по адресу с. Шихазаны, ул. Ф. Григорьева, дом 2, куда расселены жильцы из снесенного ветхого жилья. При этом нарушений реализации Программы не установлено.
В 2011 году Канашскому району запланировано предоставить средства из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и республиканского бюджета в общей сумме 16 515,8 тыс. рублей на переселение 38 граждан, проживающих в 7 аварийных многоквартирных домах.
Моргаушский район
Постановлением главы администрации Моргаушского района от 25.07.2003 №284 утверждена Программа переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда Моргаушского района Чувашской Республики на 2002-2010 годы. Показатели данной Программы соответствуют республиканской целевой программе «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики» на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.01.2008 №15.
В 2008-2009 годах средства на реализацию вышеуказанной Программы не выделялись.
В 2010 году на реализацию Программы Моргаушскому району выделено средств на общую сумму 42 945,6 тыс. рублей, в т.ч. за счет средств, поступивших от государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в размере 39 917,9 тыс. рублей; средств республиканского бюджета Чувашской Республики в размере 2 527,7 тыс. рублей и средств муниципального бюджета Моргаушского района в сумме 500,0 тыс. рублей.
На выделенные средства администрация района приобрела 48 жилых помещений и переселила в них 143 гражданина. На момент проверки 11 аварийных домов снесены.
В ходе проверки по состоянию на 02.11.2011г. произведен визуальный осмотр предоставленных переселенцам квартир, при этом установлено следующее.
В доме №2 по ул. Парковая из 15 приобретенных администрацией квартир, визуально осмотрены 9 квартир. В ходе личной беседы с квартиросъемщиками установлено, что претензий в адрес администрации по качеству полученного жилья в основном не имелось, за исключением жильцов из квартиры №24 по поводу облупившейся краски в туалете и ванной комнате, а также неработающей вентиляции.
В доме №15 по ул. Советской в с. Б. Сундырь из 32 приобретенных квартир визуально осмотрены 10 квартир. При этом от жильцов осмотренных квартир имелись многочисленные жалобы на сырые стены, холодные полы, плохо утепленные окна, на сырость в потолках на кухне в местах прохождения вентиляционных труб, на течь воды из вентиляционных отверстий. В отдельных квартирах не работает вентиляция, в обоих подъездах протекают потолки во время дождей.
Причиной данной ситуации послужило то, что денежные средства в администрацию Моргаушского района в 2010 году из республиканского бюджета на реализацию вышеуказанной Программы поступили в конце года (3 ноября). Муниципальный контракт на приобретение квартир в с. Б. Сундырь по ул. Советской, д.15 с ООО «СМУ-58» заключен 2 октября 2010 года со сроком государственной регистрации права муниципальной собственности на жилые помещения 10 декабря 2010 года. Строительство жилого дома было начато в октябре и закончено в декабре 2010 г., т.е. велось практически в зимнее время и в короткие сроки. Переселение граждан из ветхого жилья в этот дом осуществлялось в феврале 2011 г., когда он был недостаточно просушен.
В 2011 году Моргаушскому району не предусмотрено выделение средств из республиканского бюджета и Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на переселение граждан, проживающих в аварийных домах.
Выводы
1. Фактически общий объем финансирования на реализацию Программы за период 2008-2010 годы и 9 месяцев 2011 года составил 1 358 453,4 тыс. рублей, или 97,9% от объёма финансирования, предусмотренного Программой, в том числе за счёт следующих источников финансирования:
- средств федерального бюджета - средства не поступали;
- средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в сумме 1 077 832,5 тыс. рублей, или 133,5%;
- средств республиканского бюджета в сумме 262 512,6 тыс. рублей, или 50,6%;
- средств местных бюджетов в сумме 18 108,3 тыс. рублей, или 37,2%;
- внебюджетных источников - средства не поступали.
2. По состоянию на 20 ноября 2011 года мероприятия Программы на 2011 год профинансированы по 9 муниципальным образованиям в общей сумме 48 543,2 тыс. рублей, или 12,8% от утвержденной годовой суммы (379 932,9 тыс. рублей), из них за счет средств:
- Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - 36 421,6 тыс. рублей, или 15,1% от годовой суммы (240 414,5 тыс. рублей);
- республиканского бюджета Чувашской Республики - 12 121,6 тыс. рублей, или 9,3% от годовой суммы (130 000,0 тыс. рублей).
3. Всего за 2008 - 2011годы будет переселено 4725 граждан, что составит 86,2% от показателя утвержденного Программой и ликвидировано (снесено) ветхого и аварийного жилищного фонда общей площадью 61 984,38 кв. метра, что составит 86,9% от Программы.
4. В Аликовском районе в 2009-2010 годах в новые жилые помещения переселено 83 человека, снесено 5 многоквартирных дома.
В нарушение п.3.4.7 Соглашения администрация района нарушила срок предоставления гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, благоустроенные жилые помещения (до 15 декабря 2010 года). В личной беседе с гражданами - переселенцами, ключи от новых жилых помещений были выданы администрацией Аликовского сельского поселения в апреле 2011 года.
При визуальным осмотре лестничных площадок в доме №18 по ул. Советской установлено нарушение п. 7.2.2. Строительных норм и правил СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные», в части несоблюдения нормы ширины коридора. По строительным нормам ширина коридора должна составлять не менее 1,2 м., фактически на всех трёх этажах она составляет 0,95 м. Входные двери двух квартир при этом расположены друг против друга, тем самым не соблюдены требования п.3 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», где сказано, что для обеспечения свободного перемещения людей, а также возможности эвакуации больных на носилках, инвалидов, использующих кресла-коляски, и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должна быть предусмотрена достаточная ширина дверных и незаполняемых проемов в стенах, лестничных маршей и площадок, пандусов и поворотных площадок, коридоров.
Также, в нарушение статьи 30 вышеуказанного Закона в данном доме не достроена входная группа: отсутствуют перила у лестничного пролета, не заасфальтирована площадка перед ступенями, завышен уклон пандуса для лиц с ограниченными возможностями и детских колясок, завышен порог входной двери.
В тоже время следует отметить, что все приобретенные администрацией Аликовского района жилые помещения в рамках реализации программы по переселению граждан из аварийного фонда приняты у подрядных организаций по актам приема-передачи без недостатков.
5.В Канашском районе в 2010 году администрацией приобретены 20 квартир в новом доме, в которые переселены 48 граждан из 6 аварийных домов. Аварийные дома на дату проверки снесены.
6. В Моргаушском районе в 2010 году администрация приобрела 48 жилых помещений и переселила в них 143 гражданина из 11 аварийных домов, которые на момент проверки снесены.
Визуальным осмотром предоставленных для переселения квартир установлены отдельные недостатки: в квартире №24 дома №2 по ул. Парковая не работает вентиляция, в доме №15 по ул. Советской в с. Б. Сундырь в квартирах сырые стены, холодные полы, плохо утепленные окна, сырость на потолках на кухне в местах прохождения вентиляционных труб, из вентиляционных отверстий капает вода, в отдельных квартирах не работает вентиляция, в обоих подъездах на лестничных клетках протекают потолки во время дождей.
Предложения:
1. Направить отчет о результатах проверки в Государственный Совет Чувашской Республики и Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики.
2. Направить в администрацию Аликовского и Моргаушского районов представление по устранению выявленных проверкой нарушений.
Аудитор Т.К. Фролова