Акт
11.05.2011 г. г. Канаш
На основании поручения Председателя Государственного Совета Чувашской Республики от 19 апреля 2011 года и удостоверения на право проведения проверки от 28.04.2011 №15, выданного заместителем председателя Контрольно-счетной палаты Государственного Совета Чувашской Республики, аудитором Контрольно-счетной палаты Государственного Совета Чувашской Республики Иракиной И.А. и главным специалистом сектора информационно-юридического обеспечения контрольно-экспертного отдела аппарата Контрольно-счетной палаты Государственного Совета Чувашской Республики Нюнько Н.Г.проведена проверка соблюдения финансово-бюджетной дисциплины в Управлении образования администрации Канашского района Чувашской Республики (далее по тексту - Управление образования).
Проверка начата 28 апреля 2011 года
и окончена 11 мая 2011 года
(перерыв со 2 мая по 9 мая 2011 года)
Проверка проведена с ведома начальника Управления образования администрации Канашского района Алексеева Ю.С., в присутствии главного экономиста Управления образования администрации Канашского района Барановой Е.Н..
Проверкой установлено:
В соответствии с Законом Чувашской Республики от 07.12.2009 №71 «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» на финансовое обеспечение реализации государственного образовательного стандарта общего образования (оплата труда работников общеобразовательных учреждений, расходы на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) на 2010 год за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики Канашскому району предусмотрено финансирование в сумме 121 742,2 тыс. рублей. С учетом внесенных изменений в Закон Чувашской Республики от 07.12.2009 №71 средства на указанные цели утверждены в сумме 126 012,3 тыс. рублей, или с увеличением на 4 270,1 тыс. рублей (на 3,5%).
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 12.11.2008 №349 «Об утверждении положения об оплате труда работников бюджетных учреждений чувашской республики, занятых в сфере образования и науки» рекомендовано органам местного самоуправления принять, в соответствии с данным Положением, аналогичные нормативные правовые акты об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений. В соответствии с чем, приказом Управления образования Канашского района Чувашской Республики от 13.03.2009 №62-А утверждено «Положение об оплате труда работников общеобразовательных учреждений». Согласно пункту 1.11. «Положения об оплате труда работников общеобразовательных учреждений», определено, что фонд оплаты труда работников учреждения состоит из базовой и стимулирующей частей фонда оплаты труда, а также выплат компенсационного характера. Фонд оплаты труда работников учреждения формируется на календарный год, исходя из объема лимитов бюджетных обязательств по бюджетным средствам и средствам, поступающим от приносящей доход деятельности.
В соответствии с Законом Чувашской Республики от 19.11.2010 №60 «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» на финансовое обеспечение реализации государственного образовательного стандарта общего образования (оплата труда работников общеобразовательных учреждений, расходы на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) на 2011 год за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики Канашскому району предусмотрено финансирование в сумме 134 826,9 тыс. рублей. Указанные средства выделяются в виде субвенций муниципальному бюджету Канашского района на финансовое обеспечение государственной гарантии прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного (по типу школа-сад), начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях для реализации основных общеобразовательных программ.
Пунктом 1.4 Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 12.11. 2008 №349 и пунктом 1.11. приказа Управления образования администрации Канашского района Чувашской Республики от 13.03.2009 №62-А определено, что средства на оплату труда, формируемые за счет бюджетных ассигнований, могут направляться учреждениями на выплаты стимулирующего характера. При этом, начиная с 1 января 2010 года, объем средств на указанные выплаты должен составлять не менее 30,0% средств на оплату труда, формируемых за счет бюджетных ассигнований.
В соответствии cо ст.15 Федерального Закона от 6.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района относятся к вопросам местного значения муниципального района.
Положение об оплате труда работников детских дошкольных учреждений утверждено приказом Управления образования администрации Канашского района от 13.03.2009 №62-А. Пунктом 1.11. Положения предусмотрено, что средства на оплату труда, формируемые за счет бюджетных ассигнований, могут направляться учреждениями на выплаты стимулирующего характера. При этом начиная с 1 января 2010 года объем средств на указанные выплаты должен составлять не менее 30,0% средств на оплату труда, формируемых за счет бюджетных ассигнований.
В то же время согласно сведениям, представленным Управлением образования, на выплаты стимулирующего характера детских дошкольных учреждений бюджетом Канашского района первоначально предусмотрены средства в сумме 836 830 рублей, или в размере 5,0%.
Во исполнение Указа Президента Чувашской Республики от 17.05.2010 №61 «О мерах по повышению доступности услуг в сфере дошкольного образования», Законом Чувашской Республики от 18.05.2010 №14 «О внесении изменений в Закон Чувашской Республики «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2010 и на плановый период 2011 и 2012 годов» Канашскому району предусмотрено выделение межбюджетных трансфертов на оказание дополнительной финансовой поддержки в связи с внедрением новой системы оплаты труда работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений в сумме 2 020,7 тыс. рублей (в том числе начисления на оплату труда в сумме 419, 5 тыс. рублей). С учетом дополнительно выделенных бюджетных ассигнований на стимулирующие выплаты предусматривалось направить 2 438,0 тыс. рублей. Размер стимулирующих выплат составил по расчету 13,3%. Фактически дошкольными образовательными учреждениями на стимулирующие выплаты направлено 2 418, 4 тыс. рублей, что составляет 13,5% от годового фонда оплаты труда.
Таким образом, несмотря на то, что действующим Положением об оплате труда работников детских дошкольных учреждений, размер стимулирующих выплат предусмотрен в размере не менее 30,0%, при утверждении районного бюджета Канашского района на 2010 год этот норматив изначально не соблюден и утвержден в размере 5%, что даже с учетом дополнительно полученной из республиканского бюджета Чувашской Республики финансовой поддержки фактический размер стимулирующих выплат за год составил только 13,0%.
По приказам Управления образования администрации Канашского района (от 02.04.2010 №89-А, от 02.06.2010 №135-А, от 30.06.2010 №160-А, от 27.09.2010 №231-А) директору Вутабосинской средней общеобразовательной школы Антоновой Н.Г. четыре раза оказана материальная помощь для прохождения курса дорогостоящего лечения на общую сумму 39 807,6 рублей. Тогда как оказание материальной помощи работникам носит единовременный характер и не связано с выполнением сотрудником трудовых обязанностей. Поскольку материальная помощь выплачивается не за достижение работником определенных результатов в трудовой деятельности такие выплаты не относятся к поощрительным выплатам и, следовательно, к заработной плате работника (статья 129 Трудового кодекса РФ).
При этом, исходя из Положения о материальной помощи, выплата материальной помощи работникам школы осуществляется из средств экономии фонда оплаты труда. То есть за счет финансирования, оставшегося после распределения денежных средств на оплату стимулирующей части фонда оплаты труда. Фактически как таковой экономии фонда оплаты труда за 2010 год не было, как уже было отмечено выше для осуществления стимулирующих выплат в размере 30,0% не хватало финансовых средств в достаточном объеме.
При таком подходе к выплате материальной помощи, когда одним работникам она оказывалась регулярно по одним и тем же основаниям, а не при наступлении определенных событий, она перестает быть инструментом по обеспечению социальной защиты и поддержке всех работников учреждения независимо от занимаемой должности.
Аудитор И.А. Иракина
Главный специалист Н.Г. Нюнько
С актом ознакомлены:
Начальник Управления образования
администрации Канашского района Ю.С. Алексеев
Главный экономист Управления образования
администрации Канашского района Е.Н.Баранова