Утверждаю
Председатель
Контрольно-счетной палаты
Чувашской Республики
Т.Д. Минина
16 декабря 2011 года
Отчет
о результатах проверки целевого и эффективного использования средств, выделенных из республиканского бюджета Чувашской Республики на реализацию мероприятий республиканской целевой программы «Леса Чувашии» Министерству природных ресурсов и экологии Чувашской Республики в 2008-2011 годах
Основания проведения проверки: пункт 1.3.22 плана работы Контрольно-счетной палаты Государственного Совета Чувашской Республики на 2011 год, утвержденного постановлением Государственного Совета Чувашской Республики от 09.11.2010 №709.
Цель проверки: проверить полноту финансирования, а также целевое и эффективное использование средств, выделенных на мероприятия республиканской целевой программы «Леса Чувашии».
Предмет проверки: нормативные правовые и другие документы, подтверждающие выделение и использование средств на мероприятия республиканской целевой программы «Леса Чувашии».
Объект проверки: Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики.
Проверяемый период: 2008-2011годы.
Срок проведения проверки: с 23 ноября по 09 декабря 2011 года.
Результаты контрольного мероприятия
Республиканская целевая программа «Леса Чувашии» на 2008-2011 годы (далее - Программа) утверждена постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 01.11.2008 №330 и разработана с целью создания условий, обеспечивающих устойчивое управление лесами при соблюдении требований непрерывного, рационального и неистощительного пользования лесным фондом, повышения доходов от использования лесных ресурсов, своевременного и качественного воспроизводства лесов, сохранения их ресурсного, рекреационного, экологического потенциала и биологического разнообразия, обеспечения охраны лесов от пожаров и защиты от вредителей и болезней.
Общий объем финансирования Программы на 2008-2011 годы запланирован в сумме 81,721 млн. рублей, в том числе за счет:
- средств федерального бюджета - 79,541 млн. рублей (из них в 2008 году - 32,483 млн. рублей, в 2009 году - 22,172 млн. рублей, в 2010 году - 12,443 млн. рублей, в 2011 году - 12,443 млн. рублей);
- средств республиканского бюджета Чувашской Республики - 2, 180 млн. рублей (из них в 2008 году - 0,650 млн. рублей, в 2009 году - 0,850 млн. рублей, в 2010 году - 0,340 млн. рублей, в 2011 году - 0,340 млн. рублей).
Согласно ежегодной информации Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики о ходе выполнения программных мероприятий за 2008, 2009 и 2010 годы, направляемой в адрес Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики, средства из федерального бюджета за 2008-2010 годы поступили в общей сумме 65,958 млн. рублей (из них в 2008 году - 32,283 млн. рублей, в 2009 году - 22,172 млн. рублей, в 2010 году - 11,503 млн. рублей. В 2011 году по данным бухгалтерского учета из федерального бюджета поступило 45,755 тыс. рублей. Все поступившие средства израсходованы на реализацию отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений.
Всего за 2008 - 2011 годы на реализацию Программы средства из республиканского бюджета поступили в сумме 2180,0 тыс. рублей и израсходованы в сумме 2045,8 тыс. рублей, остаток неиспользованных средств в сумме 134,2 тыс. рублей возвращен в бюджет. Средства республиканского бюджета направлены на следующие мероприятия:
разработку системы лесоводственных мероприятий по ведению хозяйства в дубравах Чувашской республики на зонально-типологической основе в общей сумме 680,0 тыс. рублей, в том числе в 2008 году -230,0 тыс. рублей, в 2009 году - 350,0 тыс. рублей, в 2010 году - 100,0 тыс. рублей;
разработку комплексных биологических мер защиты дубрав Чувашии от вредителей и болезней в общей сумме 520,5 тыс. рублей, в том числе в 2008 году - 220,5 тыс. рублей, в 2009 году - 300,0 тыс. рублей;
авиапатрулирование лесных участков, расположенных на территории Чувашской Республики в течение пожароопасного сезона в общей сумме 815,2 тыс. рублей, в том числе в 2008 году - 199,5 тыс. рублей, в 2009 году - 199,9 тыс. рублей, в 2010 году - 210,0 тыс. рублей, в 2011 году - 205,8 тыс. рублей;
изготовление листовок на противопожарную пропаганду в лесах в 2010 году в сумме 30,0 тыс. рублей.
Перечисление денежных средств осуществлялось на основании заключенных Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики государственных контрактов.
В ходе проверки соблюдения требований заключенных государственных контрактов, Федеральному закону от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» выявлено следующее:
за 2008 год
Протоколом №3 оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе от 25 апреля 2008 года определен исполнитель работ по авиапатрулированию на территории лесного фонда Чувашской Республики в течение пожароопасного сезона 2008 года - ГУ Республики Марий Эл «Марийская база авиационной охраны лесов «Авиалесоохрана» (далее - Авиалесоохрана) с ценой контракта 199 473,88 руб. исходя из цены одного летного часа в размере 34793,98 рублей и общим налетом часов в количестве 5,73 часа. Вторым участником определен ООО Научно-производственное объединение «Авиакомпания «Статус» (Республика Татарстан) с ценой контракта 200000 рублей исходя из цены одного летного часа: на воздушное судно Ц-150L в размере 8 665,92 рублей и общим налетом часов в количестве 23.1 летного часа и воздушное судно ЯК-18ТГО 150L в размере 9 680,72 рублей и общим налетом часов в количестве 20,7 летного часа.
Минприроды Чувашии в нарушение п.9 статьи 28 и п.6 статьи 37 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд» победителем открытого конкурса признало Авиалесоохрану, а следовало ООО НПО «Авиакомпания «Статус».
В расчете цены государственного контракта (приложение №1 к заявке на участие в конкурсе Авиалесоохраны) стоимость одного летного часа определена в сумме 34 793,98 рублей (без указания наименования воздушного судна), в т.ч. аренда воздушного судна составила 27 239.63 рублей, зарплата летчика наблюдателя - 265,50 рублей, накладные расходы (15,0%) - 4 125,77 рублей, прибыль (10,0%) - 3 163,08 рублей. Калькуляция на аренду воздушного судна к государственному контракту не приложена. При этом следует отметить, что накладные расходы рассчитаны исходя из суммы аренды воздушного судна и заработной платы летчика-наблюдателя, а следовало рассчитать от заработной платы летчика-наблюдателя. Исходя из чего следует, что накладные расходы должны составлять 39,83 рублей, прибыль - 2 754,50 рублей и соответственно стоимость одного летного часа должна быть рассчитана в сумме 30 299,46 рублей. Согласно актам выполненных работ общий налет часов за июль-август 2008 года составил 5ч 44 мин. на общую сумму 199 473,88 рублей, а фактически затраты составили в сумме 164 829,06 рублей, т.е. затраты завышены на сумму 34 644,82 рублей. Таким образом, Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики допустило излишнее расходование бюджетных средств в сумме 34 644,82 рубля.
Кроме того, в нарушение п. 3.5 государственного контракта от 07.05.2008 №29 по окончании работ не составлен двухсторонний акт для производства окончательных расчетов.
На основании произведенного анализа актов выполненных работ за июль-август месяцы 2008 года следует отметить, что полеты исполнителем производились в течение пожароопасного периода (начало работ: 2 квартал 2008 года, окончание - 30 октября 2008 года) только 3 дня (15 июля 2008 года - 2 летных часа, 18 июля 2008 года - 2 летных часа, 26 августа 2008 года - 1.44 летных часа). Таким образом, можно сделать вывод о неэффективном использовании денежных средств республиканского бюджета в общей сумме 199 473,88 руб. (из 123 календарных дней, оговоренных контрактом, авиапатрулирование производилось в течение 3 дней).
за 2009 год
Протоколом №1 рассмотрения и оценки котировочных заявок от 16 апреля 2009 года определен победитель в проведении запроса котировок цен ГУ Республики Марий Эл «Марийская база авиационной охраны лесов «Авиалесоохрана» (далее - Авиалесоохрана) с ценой контракта 199 900 рублей исходя из цены одного летного часа в размере 9 995,00 рублей и общим налетом часов в количестве 20 часов (наименование воздушного судна не указано). Вторым участником было ООО Научно-производственное объединение «Авиакомпания «Статус» (Республика Татарстан) с ценой контракта 200 000 руб. исходя из цены одного летного часа на воздушное судно Ц-150L в размере 8 665,92 руб. и общим налетом часов в количестве 23,07 летных часов.
Минприроды Чувашии в нарушение п.9 статьи 28 и п.6 статьи 37 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд» победителем открытого конкурса признало Авиалесоохрану, а следовало ООО НПО «Авиакомпания «Статус».
В расчете цены государственного контракта (приложение №2 к государственному контракту) стоимость одного летного часа определена в сумме 9 995,00 рублей (без указания наименования воздушного судна), в т.ч. аренда воздушного судна составила 8 400,00 руб., зарплата летчика наблюдателя - 265,50 рублей, накладные расходы (10,0%) - 866,55 руб., прибыль (5,0%) - 462,95 рублей (калькуляция на аренду воздушного судна к государственному контракту не приложена). При этом следует отметить, что накладные расходы рассчитаны исходя из суммы аренды воздушного судна и заработной платы летчика-наблюдателя, а следовало рассчитать от заработной платы летчика-наблюдателя. Исходя из чего следует, что накладные расходы должны составлять 26,55 рублей, прибыль - 434,60 рублей и соответственно стоимость одного летного часа должна составлять в сумме 9 126,65 рублей. Таким образом, согласно акту выполненных работ от 20 октября 2009 года общий налет часов за май-сентябрь 2009 года составил 20 часов на общую сумму 199 900,00 рублей, а фактически расходы составили в сумме 182 533,05 рублей, т.е. затраты завышены на 17 366,95 рублей. Таким образом, Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики допустило излишнее расходование бюджетных средств в сумме 17 366,95 рублей.
В нарушение п. 3.5 государственного контракта от 24.04.2009 №20 к проверке не представлены ежемесячные акты выполненных работ.
В ходе выполнения мероприятий, предусмотренных Программой, в период с 2008 по 2010 годы достигнуты определенные результаты.
Восстановлены леса на площади 2,4 тыс. га, что составляет 80,0% от плановых показателей Программы, в том числе посадкой лесных культур на площади 1,98 тыс. га, из них посадочными материалами из семян с улучшенными наследственными свойствами - на 0,73 тыс. га.
Большое внимание уделено восстановлению дубрав, они восстановлены на площади 0,41 га, что составляет 68,3% плановых показателей. Повышена экологическая и средообразующая роль лесов за счет проведения ухода за лесными культурами, которые выполнены на площади 10,8 тыс. га. Введены молодняки в категорию ценных древесных насаждений на площади 5,86 тыс. га. Выполнение по данному показателю за период с 2008 по 2010 годы составило 108,5%.
Проведены рубки ухода за лесом и выборочные санитарные рубки в молодняках на площади 5,84 тыс. га. При этом получена ликвидная древесина в объеме 265,9 тыс. куб. метров.
Созданы и ухожены противопожарные барьеры и минерализованные полосы протяженностью 8,2 тыс. км, при утвержденных Программой в 12,0 тыс. км.
В целях обеспечения стабильной работы по восстановлению лесов заготовлено семян лесных растений в объеме 25,3 тонны.
Для успешного проведения лесовосстановительных мероприятий и лесоразведения в лесных питомниках выращено 39,1 млн. шт. стандартного посадочного материала (97,8%), в том числе саженцев и укрупненных сеянцев - 4,9 млн. штук.
Проведены мероприятия по повышению плодородия почв в питомниках: внесены органические удобрения на площади 2,4 га, минеральные удобрения - на 38,7 га, гербициды - на 10 га, известковано кислых почв - на 9,0 га и посеяны сидераты - на 30,4 га.
Лесопатологические обследования лесных насаждений проведены на площади 48,0 тыс. га, что составляет 150,0% плановых показателей.
Выводы:
1. На реализацию Программы за 2008 - 2011 годы поступило средств из федерального бюджета в сумме 111,713 млн. рублей, или на 40,5% больше суммы предусмотренной Программой. Средства из республиканского бюджета поступили сумме 2,180 млн. рублей, или в объеме, предусмотренном в Программе; израсходованы в сумме 2 045,8 тыс. рублей, остаток неиспользованных средств в сумме 134,2 тыс. рублей возвращен в бюджет (на момент проверки Программа корректируется).
2. В ходе выполнения мероприятий, предусмотренных Программой, в период с 2008 по 2010 годы достигнуты определенные результаты: восстановлены леса на площади 2,4 тыс. га (80,0% от показателей Программы); выращено 39,1 млн. шт. стандартного посадочного материала (97,8% от показателей Программы), проведены лесопатологические обследования лесных насаждений на площади 48,0 тыс. га (150,0% от предусмотренных показателей).
3. По выполнению отдельных показателей за указанный период наблюдается отставание от Программы. Так, восстановлено дубрав на площади 0,41 га, что составляет 68,3% от предусмотренных показателей; в целях повышения экологической и средообразующей роли лесов проведен уход за лесными культурами на площади 10,8 тыс. га (62,8%); проведено рубок ухода за лесом в молодняках на площади 5,84 тыс. га (46,7%); получено ликвидной древесины в результате проведения рубок ухода за лесом и выборочных санитарных рубок в количестве 265,9 тыс. куб. м (47,2%); заготовлено семян лесных растений в количестве 25,3 тонны (61,4%). Недостаточно проводятся мероприятия по повышению плодородия почв в питомниках.
4. Минприроды Чувашии нарушены п.9 статьи 28 и п.6 статьи 37 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд» при проведении открытого конкурса на проведение работ по авиапатрулированию в 2008 и 2009 годах.
5. Минприроды Чувашии в результате неправильного подсчета накладных расходов допущено излишнее расходование бюджетных средств в общей сумме 52 011,77 рублей, в том числе в 2008 году – 34 644,82 рубля в 2009 году - 17 366,95 рублей.
6. Выделенные в 2008 году средства республиканского бюджета на авиапатрулирование лесных участков, расположенных на территории Чувашской Республики, в сумме 199 473 рублей, Минприроды Чувашии использованы неэффективно, так как полеты исполнителем работ в течение пожароопасного сезона (123 календарных дня) проводились только 3 дня.
Предложения:
1. Направить отчет о результатах проверки в Государственный Совет Чувашской Республики.
2. Направить в Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики Представление по устранению выявленных проверкой нарушений.
Аудитор Т.К. Фролова