Утверждены
на заседании Коллегии
Контрольно-счетной палаты
Чувашской Республики
от «27» февраля 2014 года
протокол № 1
Методические рекомендации
по проведению внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных распорядителей средств республиканского бюджета Чувашской Республики, главных администраторов доходов республиканского бюджета Чувашской Республики, главных администраторов источников финансирования дефицита республиканского бюджета Чувашской Республики
I. Общие положения
Методические рекомендации разработаны для использования сотрудниками Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики (далее - Палата) при организации и проведении внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных распорядителей средств республиканского бюджета Чувашской Республики, главных администраторов доходов республиканского бюджета Чувашской Республики, главных администраторов источников финансирования дефицита республиканского бюджета Чувашской Республики (далее – главные распорядители).
Целью Методических рекомендаций является установление единых организационно-правовых, информационных, методических основ проведения проверки бюджетной отчетности главных распорядительных бюджетных средств и подготовки заключения Палаты на отчет об исполнении республиканского бюджета Чувашской Республики за отчетный год.
Внешняя проверка годовой бюджетной отчетности главных распорядителей средств республиканского бюджета Чувашской Республики за истекший финансовый год осуществляется в соответствии с требованиями статьи 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс) и статьи 81.3 Закона Чувашской Республики от 23.06.2001 №36 «О регулировании бюджетных правоотношений в Чувашской Республике» (далее – Закон).
Порядок составления и представления отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации главными распорядителями, определен приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 №191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».
В соответствии со статьей 81.3. «Внешняя проверка годового отчета об исполнении республиканского бюджета Чувашской Республики» Закона главные распорядители средств республиканского бюджета Чувашской Республики не позднее 1 марта финансового года представляют годовую бюджетную отчетность в Палату для внешней проверки.
Результаты внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных распорядителей оформляются заключениями по каждому главному распорядителю средств в срок до 1 апреля текущего финансового года.
II. Порядок организации и осуществления внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных распорядителей средств республиканского бюджета Чувашской Республики
Неотъемлемой частью бюджетного процесса является внешняя проверка годового отчета об исполнении республиканского бюджета Чувашской Республики, которая включает внешнюю проверку бюджетной отчетности главных распорядителей бюджетных средств и подготовку заключения на годовой отчет об исполнении бюджета.
Внешняя проверка бюджетной отчетности главных распорядителей бюджетных средств является экспертно-аналитическим мероприятием и призвана обеспечить уверенность внешних пользователей в достоверности данных о бюджетной деятельности органов исполнительной власти.
Главные распорядители (главные администраторы доходов) осуществляют контроль за поступлением от плательщиков платежей в бюджет, принимают обязательства от имени соответствующих публично-правовых образований, исполняют соответствующую часть республиканского бюджета и в конечном итоге отвечают за результативность расходования бюджетных средств, достоверность формирования бюджетной отчетности.
Осуществление внешней проверки бюджетной отчетности главных распорядителей республиканского бюджета позволяет оценить движение финансовых потоков с точки зрения их законности, результативности и эффективности их использования, выявить возможные нарушения и недостатки при осуществлении бюджетного процесса, сравнить с кассовым исполнением республиканского бюджета.
Годовая бюджетная отчетность составляется главными распорядителями на 1 января года следующего за отчетным по формам согласно приложению к Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 №191н (далее – Инструкция).
Бюджетная отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером главного распорядителя. Формы бюджетной отчетности, содержащие плановые и аналитические показатели, кроме того, подписываются руководителем финансово-экономической службы. Бюджетная отчетность предоставляется на бумажных носителях.
Согласно Инструкции в состав бюджетной отчетности главных распорядителей должны быть включены следующие отчеты по формам ОКУД:
Баланс главного распорядителя (ф. 0503130);
Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125);
Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110);
Справка о суммах консолидируемых поступлений, подлежащих зачислению на счет бюджета (ф. 0503184);
Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127);
Отчет о принятых бюджетных обязательствах (ф. 0503128);
Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121);
Пояснительная записка (ф. 0503160) (с таблицами №№1-7 и приложениями);
Разделительный (ликвидационный) баланс главного распорядителя (ф. 0503230).
В соответствии со статьей 264.2 Бюджетного кодекса главные распорядители составляют сводную бюджетную отчетность на основании представленной им бюджетной отчетности подведомственными получателями (распорядителями) бюджетных средств, администраторами доходов бюджета, администраторами источников финансирования дефицита бюджета и представляет ее Палате.
На данном этапе проверяются полнота комплектности годовой бюджетной отчетности главных распорядителей средств республиканского бюджета Чувашской Республики, соответствия форм отчетности требованиям нормативных правовых актов и своевременность представления в Палату.
III. Проверка соблюдения порядка составления и ведения бюджетных росписей главных распорядителей (распорядителей) средств республиканского бюджета Чувашской Республики
При проверке соблюдения порядка составления и ведения бюджетных росписей главных распорядителей (распорядителей) средств республиканского бюджета Чувашской Республики следует руководствоваться Законом и приказом Министерства финансов Чувашской Республики от 19 декабря 2012 г. N 144/п «Об утверждении Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи республиканского бюджета Чувашской Республики и бюджетных росписей главных распорядителей средств республиканского бюджета Чувашской Республики (главных администраторов источников финансирования дефицита республиканского бюджета Чувашской Республики)».
Для составления сводной бюджетной росписи Минфин Чувашии в течение 1 рабочего дня после подписания Главой Чувашской Республики Закона о бюджете доводит до:
главных администраторов доходов - показатели Закона о бюджете по доходам республиканского бюджета Чувашской Республики;
главных распорядителей - показатели Закона о бюджете по расходам республиканского бюджета Чувашской Республики, в том числе по видам бюджетных ассигнований, учтенным при формировании Закона о бюджете;
главных администраторов источников - показатели Закона о бюджете по источникам финансирования дефицита республиканского бюджета Чувашской Республики.
Главные администраторы доходов, главные распорядители, главные администраторы источников в течение 3 рабочих дней со дня получения от Минфина Чувашии показателей Закона о бюджете по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита республиканского бюджета Чувашской Республики соответственно представляют в Минфин Чувашии Распределение бюджетных ассигнований республиканского бюджета Чувашской Республики (далее - Распределение бюджетных ассигнований).
Минфин Чувашии в течение 2 рабочих дней со дня утверждения Министром финансов Чувашской Республики сводной бюджетной росписи доводит до главных администраторов доходов, главных распорядителей, главных администраторов источников показатели сводной бюджетной росписи, а также лимиты бюджетных обязательств республиканского бюджета до начала очередного финансового года в порядке, установленном приказом Минфина Чувашии от 12 января 2009 г. N 2/п «О порядке доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения республиканского бюджета Чувашской Республики по расходам и источникам финансирования дефицита республиканского бюджета Чувашской Республики и передачи бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса на уровне Чувашской Республики»
Главные распорядители (главные администраторы источников) в течение 5 рабочих дней после получения от Минфина Чувашии показателей сводной бюджетной росписи представляют утвержденные бюджетные росписи в Минфин Чувашии. До начала очередного финансового года представляются бюджетные сметы казенных учреждений Чувашской Республики, планы финансово-хозяйственной деятельности бюджетных (автономных) учреждений Чувашской Республики.
Ведение сводной бюджетной росписи и изменение лимитов бюджетных обязательств республиканского бюджета осуществляет Минфин Чувашии посредством внесения изменений в показатели сводной бюджетной росписи и лимиты бюджетных обязательств республиканского бюджета.
Внесение изменений в сводную бюджетную роспись Минфином Чувашии осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Законом Чувашской Республики «О регулировании бюджетных правоотношений в Чувашской Республике».
IV. Основные вопросы внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных распорядителей бюджетных средств.
При проведении внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных распорядителей следует:
- произвести сравнительный анализ фактического поступления всех видов доходов главного распорядителя с их бюджетными назначениями по ф. 0503127;
- сравнить бюджетные назначения главных распорядителей по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов (ф. 0503127) с утвержденными бюджетными ассигнованиями, отраженными в Законе о республиканском бюджете Чувашской Республики в разрезе ведомственной структуры расходов;
- произвести анализ кассового исполнения расходов главного распорядителя в разрезе разделов, подразделов, видов расходов и целевых статей с утвержденными бюджетными назначениями (ф. 0503127), а также сравнить их с утвержденными бюджетными ассигнованиями, отраженными в Законе о республиканском бюджете Чувашской Республики в разрезе ведомственной структуры расходов.
Также при проведении проверки необходимо проанализировать исполнение региональных целевых программ, учтенных по разделам функциональной классификации расходов республиканского бюджета Чувашской Республики на очередной финансовый год «Сведения об исполнении мероприятий в рамках целевых программ» (форма по ОКУД 0503166) приложение к пояснительной записке.
При изучении причин отклонений особое внимание уделить рассмотрению пояснительной записки, входящей в состав бюджетной отчетности главного распорядителя бюджетных средств, поскольку данный документ должен включать разностороннюю информацию о различных аспектах деятельности главного распорядителя: анализ исполнения бюджетных средств получателями бюджетных средств и бюджетной отчетности; сведения о выполнении государственного задания и иных результатов использования бюджетных ассигнований главными распорядителями в отчетном финансовом году.
Внешняя проверка должна проводиться как на основе анализа представленных главными распорядителями форм годовой бюджетной отчетности, так и путем изучения их первичных документов и пояснительной записки (форма по ОКУД 0503160). В необходимых случаях могут быть осуществлены выборочные проверки материалов распорядителей и получателей средств республиканского бюджета Чувашской Республики, подведомственных главным распорядителям.
По результатам внешней проверки в срок до 1 апреля текущего финансового года составляется заключение на годовую бюджетную отчетность по каждому главному распорядителю. В случае выявления в ходе внешней проверки годовой бюджетной отчетности главного распорядителя средств республиканского бюджета, значительных отклонений от установленных показателей Закона о республиканском бюджете, следует проанализировать причины имеющихся расхождений и направить представление главному распорядителю с предложением об их устранении, а также направить информацию в Министерство финансов Чувашской Республики.