Заключение Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики на отчет об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики за 2011 год
1. Общие положения
Заключение Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики (далее – Контрольно-счетная палата) на отчет об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики за 2011 год подготовлено в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и Закона Чувашской Республики «О Контрольно-счетной палате Чувашской Республики».
Отчет об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики (далее - ТФОМС) за 2011 год представлен Кабинетом Министров Чувашской Республики в Контрольно-счетную палату в сроки, установленные статьей 149 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
2. Доходы бюджета ТФОМС
Законом Чувашской Республики от 19 ноября 2010 г. № 56 «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» (далее - Закон) были утверждены доходы бюджета ТФОМС в сумме 6 620 255,1 тыс. рублей.
Исполнение доходов бюджета ТФОМС за 2011 год представлено в нижеследующей таблице.
Таблица 1
(тыс. рублей)
Наименование |
Утверждено в соответствии
с Законом* |
Фактическое исполнение согласно отчету |
Отклонение от утвержденного Законом |
сумма |
процент |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Доходы, всего |
6 620 255,1* |
6 809 679,4 |
189 424,3 |
2,9% |
Налоговые и неналоговые доходы |
1 108 800,0* |
1 225 820,9 |
117 020,9 |
10,6% |
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в ТФОМС |
960 000,0 |
1 070 504,9 |
110 504,9 |
11,5% |
Налоги на совокупный доход (за налоговые периоды до 1 января 2011 г.) |
35 800,0 |
37 706,0 |
1 906,0 |
5,3% |
Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в том числе: |
28 000,0 |
29 686,0 |
1 686,0 |
6,0% |
налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы |
8 860,0 |
9 896,5 |
1 036,5 |
11,7% |
налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов |
3 160,0 |
3 770,7 |
610,7 |
19,3% |
минимальный налог |
15 550,0 |
15 966,3 |
416,3 |
2,7% |
доходы от выдачи патентов при применении упрощенной системы налогообложения |
30,0 |
52,5 |
22,5 |
75,0% |
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности |
7 000,0 |
7 405,7 |
405,7 |
5,8% |
Единый сельскохозяйственный налог |
400,0 |
614,3 |
214,3 |
53,6% |
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам |
800,0 |
1 452,4 |
652,4 |
81,6% |
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства |
- |
1 335,2 |
1 335,2 |
Х |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
- |
2 389,3 |
2 389,3 |
Х |
Прочие неналоговые доходы |
113 000,0 |
112 433,1 |
-566,9 |
-0,5% |
Безвозмездные поступления |
5 511 455,1* |
5 583 858,5 |
72 403,4 |
1,3% |
Средства, получаемые из республиканского бюджета Чувашской Республики |
2 704 032,7 |
2 704 032,7 |
0,0 |
0,0% |
Средства республиканского бюджета Чувашской Республики на финансовое обеспечение оказания дополнительной медицинской помощи оказываемой врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей) |
227 476,0 |
227 476,0 |
0,0 |
0,0% |
Средства бюджетов субъектов Российской Федерации, передаваемые бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование неработающего населения |
2 476 556,7 |
2 476 556,7 |
0,0 |
0,0% |
Средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования, передаваемые бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования |
2 807 422,4* |
2 898 893,5 |
91 471,1 |
3,3% |
Дотации на выполнение территориальной программы ОМС в рамках базовой программы ОМС |
1 400 839,9 |
1 490 412,2 |
89 572,3 |
6,4% |
Субсидии на диспансеризацию детей-сирот |
9 239,1 |
8 953,8 |
-285,3 |
-3,1% |
Субсидии на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан |
50 055,4 |
52 239,5 |
2 184,1 |
4,4% |
Субсидии на реализацию региональных программ модернизации здравоохранения, в том числе: |
1 347 288,0 |
1 347 288,0 |
0,0 |
0,0% |
в части укрепления материально технической базы медицинских учреждений |
1 097 587,2 |
1 097 587,2 |
0,0 |
0,0% |
в части внедрения современных информационных систем в здравоохранении в целях перехода на полисы ОМС единого образца |
67 364,4 |
67 364,4 |
0,0 |
0,0% |
в части внедрения стандартов медицинской помощи, повышения доступности амбулаторной медицинской помощи |
182 336,4 |
182 336,4 |
0,0 |
0,0% |
Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет, в том числе: |
- |
-19 067,7 |
-
19 067,7 |
Х |
в бюджет ЧР из бюджета ТФОМС |
- |
-18 862,9 |
-18 862,9 |
Х |
в бюджет ФФОМС из бюджета ТФОМС |
- |
-204,8 |
-204,8 |
Х |
*отражено в текстовых статьях Закона
Доходы бюджета ТФОМС исполнены в 2011 году в объеме 6 809 679,4 тыс. рублей, что на 189 424,3 тыс. рублей или на 2,9% больше предусмотренного Законом.
В течение отчетного 2011 года доходы бюджета ТФОМС дважды изменялись в сторону увеличения, что отражено в нижеследующей таблице.
Таблица 2
(тыс. рублей)
Наименование |
Первоначально (19.11.2010) |
После 1-го
изменения (01.03.2011) |
После 2-го
изменения
(15.07.2011) |
Объем доходов ТФОМС |
3 565 577,4 |
6 333 400,0 |
6 620 255,1 |
Налоговые и неналоговые доходы исполнены в объеме 1 225 820,9 тыс. рублей, что на 117 020,9 тыс. рублей или 10,6% больше утвержденного по Закону (1 108 800,0 тыс. рублей).
В структуре доходов налоговые и неналоговые доходы составили 18,0 процентов.
Поступление страховых взносов на обязательное медицинское страхование, зачисляемых в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования составило 1 070 504,9 тыс. рублей.
Доля страховых взносов в объеме налоговых и неналоговых доходов составила 87,4%, в общих доходах - 15,7 процентов.
Поступление налогов на совокупный доход за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 года, составило 37 706,0 тыс. рублей, что на 1 906,0 6 тыс. рублей или на 5,3% больше предусмотренного по Закону.
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам мобилизованы в объеме 1 452,4 тыс. рублей, в том числе поступление по отмененному единому социальному налогу составило 1 333,9 тыс. рублей против 800,0 тыс. рублей, предусмотренных по Закону.
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства поступили в объеме 1 335,2 тыс. рублей, в том числе:
1 294,3 тыс. рублей – возврат средств обязательного медицинского страхования страховой медицинской организацией ОАО «Страховая компания «АСКОМЕД» в связи с прекращением деятельности в системе обязательного медицинского страхования Чувашской Республики в соответствии с п. 14 части 2 статьи 38 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;
20,4 тыс. рублей – возмещение страховыми медицинскими организациями расходов ТФОМС прошлых лет за лечение застрахованных граждан вне территории Чувашкой Республики;
20,5 тыс. рублей – возмещение расходов прошлых лет ТФОМС за ремонт автомобиля по ОСАГО.
Поступление штрафов, санкций, возмещений ущерба составило 2 389,3 тыс. рублей, в том числе 2 227,0 тыс. рублей - в возмещение ущерба, причиненного в результате незаконного или нецелевого использования бюджетных средств (в части территориальных фондов обязательного медицинского страхования).
Прочие неналоговые доходы поступили в объеме 112 433,1 тыс. рублей. По данному коду доходов отражены поступления средств от осуществления межтерриториальных взаиморасчетов по обязательному медицинскому страхованию. К бюджетным назначениям – недополучено 566,9 тыс. рублей.
Объем безвозмездных поступлений составил 5 583 858,5 тыс. рублей, что на 72 403,4 тыс. рублей или на 1,3% больше предусмотренного по Закону.
В отчетном году объем безвозмездных поступлений законодательно увеличивался тоже дважды, что отражено в нижеследующей таблице.
Таблица 3
(тыс. рублей)
Наименование |
Первоначально |
После 1-го
изменения (01.03.2011) |
После 2-го
изменения (15.07.2011) |
Объем законодательно утвержденных безвозмездных поступлений |
2 644 292,9 |
5 412 116,3 |
5 511 455,1 |
Доля безвозмездных поступлений в общих доходах бюджета ТФОМС составляет 82,0 процента.
Структурно безвозмездные поступления включают в себя:
средства из республиканского бюджета Чувашской Республики в сумме 2 704 032,7 тыс. рублей тыс. рублей, в том числе:
- на финансовое обеспечение оказания дополнительной медицинской помощи оказываемой врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей) в сумме 227 476,0 тыс. рублей или 100% от предусмотренного по Закону. Даная сумма отражена в доходах республиканского бюджета Чувашской Республики как субсидия по коду 2 02 02097 02 0000 151 и в расходах Минздравсоцразвития Чувашии по коду 855 09 02 5202100 016;
- на обязательное медицинское страхование неработающего населения в объеме 2 476 556,7 тыс. рублей, что соответствует законодательно утвержденному объему и параметрам республиканского бюджета Чувашской Республики (код 855 09 09 5051701 016);
средства из Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) в сумме 2 898 893,5 тыс. рублей, что на 91 471,1 тыс. рублей или на 3,3% больше предусмотренного по Закону (2 807 422,4 тыс. рублей), в том числе:
- дотации на выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы ОМС – в объеме 1 490 412,2 тыс. рублей, что на 89 572,3 тыс. рублей или 6,4% больше предусмотренного по Закону и утвержденного Федеральным законом от 8 декабря 2010 г. № 333-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов».
Дополнительные дотации в объеме 89 572,3 тыс. рублей поступили в соответствии с уведомлениями Федерального фонда обязательного медицинского страхования № 1-938 от 28.11.2011 на сумму 62 736,2 тыс. рублей и № 1-1092 от 29.12.2011 на сумму 26 836,1 тыс. рублей;
- субсидии на проведение диспансеризации находящихся в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в объеме 8 953,8 тыс. рублей, что на 285,3 тыс. рублей или 3,1% меньше предусмотренного по Закону (последнее уведомление № 3-763 от 22.12.2011 было получено на сумму 639,7 тыс. рублей).
Предоставление данных субсидий осуществлялось в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. № 1234 «О порядке предоставления субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» и исходя из нормативов, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 11марта 2011 года № 187н «О нормативах затрат на проведение в 2011 году диспансеризации одного ребенка» (в возрасте от 0 до 4 лет включительно - в размере 2 313 рублей против 1 877,5 рубля в 2010 году; в возрасте от 5 до 17 лет включительно - в размере 2 900 рублей против 2 377,6 рубля в 2010 году);
- субсидии на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан в объеме 52 239,5 тыс. рублей, что на 2 184,1 тыс. рублей или 4,4% больше предусмотренного по Закону (в том числе последнее девятое по счету уведомление № 4-811 от 22.12.2011 было на сумму 4 127,9 тыс. рублей).
Правила предоставления данных субсидий были установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. № 1228 «О порядке предоставления из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан» и приказом Минздравсоцразвития России от 4 февраля 2010 года № 55н «О порядке проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан» (в редакции приказа от 3 марта 2011 г. № 163н), исходя из 1 418,0 рублей на одного работающего против 1 042 рублей в 2010 году.
возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет отражен в доходах фонда со знаком минус в объеме 19 067,7 тыс. рублей, в том числе:
- из бюджета ТФОМС в республиканский бюджет Чувашской Республики – минус 18 862,9 тыс. рублей;
- из бюджета ТФОМС в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования – минус 204,8 тыс. рублей.
3. Расходы бюджета ТФОМС
Бюджет ТФОМС по расходам утвержден в сумме 6 697 699,3 тыс. рублей, исполнение составило 6 743 461,2 тыс. рублей или 100,7% к бюджетным назначениям, утвержденным Законом.
По разделу «Общегосударственные вопросы», подразделу «Другие общегосударственные вопросы» кассовые расходы по содержанию аппарата ТФОМС составили в сумме 36 813,9 тыс. рублей или 0,6% от бюджетных назначений.
По разделу «Здравоохранение» утверждены расходы в общей сумме 5 495 933,8 тыс. рублей, кассовое исполнение составило 5 541 695,7 тыс. рублей или 100,8% к законодательно утвержденным назначениям.
При этом по подразделу «Амбулаторная помощь» утверждено финансирование в сумме 286 770,5 тыс. рублей, исполнены расходы - 269 796,2 тыс. рублей или на 94,1% к законодательно утвержденным объемам финансирования, в том числе:
- на проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, кассовые расходы составили 9 018,4 тыс. рублей или исполнены на 97,6 процентов;
- на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан направлено 52 252,0 тыс. рублей, или исполнение составило 104,4% к законодательно утвержденным объемам финансирования. Согласно пояснительной записке ТФОМС в 2011 году диспансеризацией охвачено 36 864 работающих граждан или 105,3% от планируемых назначений;
- на финансовое обеспечение оказания дополнительной медицинской помощи, оказываемой врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики, исходя из фактической потребности, направлено финансирование в сумме 208 525,8 тыс. рублей, исполнение составило 91,7 процентов.
По подразделу «Другие вопросы в области здравоохранения» законодательно утверждены расходы в общей сумме 5 209 163,3 тыс. рублей, исполнены - 5 271 899,5 тыс. рублей или на 101,2 процентов. По данному подразделу предусматривались расходы на выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования в сумме 5 026 826,9 тыс. рублей, кассовые расходы составили - 5 089 563,1 тыс. рублей или исполнены на 101,2 процентов. Удельный вес расходов на реализацию Территориальной программы ОМС в общей сумме расходов бюджета ТФОМС составил 75,5 процентов.
Кроме того, на внедрение стандартов медицинской помощи, повышения доступности амбулаторной медицинской помощи в рамках реализации программы модернизации здравоохранения Чувашской Республики израсходовано 182 336,4 тыс. рублей (100,0 процентов).
По подразделу «Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» объем полученных межбюджетных трансфертов на выполнение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации за счет средств, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования составил 1 164 951,6 тыс. рублей, кассовые расходы исполнены в этой же сумме. Полученные финансовые средства направлены на следующие программные мероприятия:
- укрепление материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений здравоохранения (завершение строительства ранее начатых объектов, текущий и капитальный ремонт, приобретение медицинского оборудования) в сумме 1 097 587,2 тыс. рублей;
- внедрение современных информационных систем в здравоохранении в целях перехода на полисы ОМС единого образца, систем электронного документооборота и ведение медицинских карт пациентов в электронном виде - 67 364,4 тыс. рублей.
4. Профицит бюджета ТФОМС
Бюджет ТФОМС исполнен с превышением доходов над расходами в сумме 66 218,2 тыс. рублей.
5. Выводы и предложения
1. Отчет об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики за 2011 год представлен Кабинетом Министров Чувашской Республики в Контрольно-счетную палату Чувашской Республики в срок, установленный статьей 149 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
2. Исполнение бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики в отчетном году осуществлялось в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и Закона Чувашской Республики «О регулировании бюджетных правоотношений в Чувашской Республике».
3. Направить заключение Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики на отчет об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики за 2011 год в Государственный Совет Чувашской Республики.
Председатель
Контрольно-счетной палаты
Чувашской Республики Т.Д. Минина
03.05.2012