Заключение
Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики на проект закона Чувашской Республики «О правах граждан на индивидуальные жилые дома, построенных до 26 декабря 1991 года без согласия собственника земельных участков – СССР»
Проект закона Чувашской Республики «О правах граждан на индивидуальные жилые дома, построенных до 26 декабря 1991 года без согласия собственника земельных участков – СССР» (далее–законопроект) внесён на рассмотрение Государственного Совета Чувашской Республики 16 июля 2012 года депутатом Государственного Совета Чувашской Республики А.В. Кулагиным в соответствии со статьей 85 Конституции Чувашской Республики, статьей 3 Закона Чувашской Республики «О Государственном Совете Чувашской Республике» в порядке законодательной инициативы.
Законопроект разработан с целью устранения правовых пробелов в законодательстве в части оформления в собственность жилых помещений, построенных на территории Чувашской Республики до 26 декабря 1991 года без разрешения полномочных представителей собственника земли - Союза Советских Социалистических Республик.
Законопроект не предусматривает выделение дополнительных средств из республиканского бюджета Чувашской Республики.
Действующим законодательством индивидуальные дома, построенные гражданами без получения соответствующих разрешений, квалифицируются как самовольные постройки.
В соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В соответствии с пунктом 1 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
Возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права.
Таким образом, признание права собственности по основанию приобретательной давности осуществляется в судебном порядке.
Гражданское законодательство, в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, находится в ведении Российской Федерации и не может осуществляться путем принятия нормативных правовых актов субъектами Российской Федерации, поскольку это нарушает принцип верховенства Конституции Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного, Контрольно-счетная палата Чувашской Республики считает, что данный законопроект не может быть принят Государственным Советом Чувашской Республики.
Заместитель председателя С.И. Швардаков
16.08.2012