УТВЕРЖДАЮ
Председатель
Контрольно-счетной палаты
Чувашской Республики
_____________Т.Д. Минина
« 30» августа 2012 г.
ОТЧЕТ
о результатах проверки законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики, выделенных на реализацию мероприятий Республиканской программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике на 2010-2020 годы, в 2010-2011 годах.
Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 2.18. плана работы Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики на 2012 год, утвержденного приказом председателя Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики от 30 декабря 2011 года № 30.
Предмет контрольного мероприятия: нормативные правовые и другие документы, подтверждающие выделение и использование средств на мероприятия Республиканской программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике на 2010-2020 годы.
Объекты проверки:
Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики (далее - Минэкономразвития Чувашии), администрация Моргаушского района Чувашской Республики.
Срок проведения проверки: с 02.07.2012 по 20.07.02.2012.
Цель проверки: контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики, выделенных на реализацию мероприятий Республиканской программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике на 2010-2020 годы.
Проверяемый период: 2010 - 2011годы.
Результаты контрольного мероприятия:
1. Краткая характеристика Программы.
Республиканская программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике на 2010-2020 годы (далее - Программа) утверждена постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 марта 2009 г. № 105 в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике.
Основной целью Программы является создание условий для устойчивого развития малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике на основе формирования эффективных механизмов его государственной поддержки.
2. Анализ поступления средств бюджета Чувашской Республики на реализацию Программы в 2010-2011 годах.
За 2010-2011 годы на реализацию мероприятий Программы выделено средств на общую сумму 493 793,5 тыс. рублей или 65,2% от объема средств, предусмотренных паспортом Программы на 2010-2011 годы, в том числе:
- средств федерального бюджета – на 386 813,4 тыс. рублей (86,3%) (за 2010 год – 120 643,8 тыс. рублей, за 2011 год – 266 169,6 тыс. рублей),
- средств республиканского бюджета – на 106 980,1 тыс. рублей (98,6%) (за 2010 год – 43 018,6 тыс. рублей, за 2011 год – 63 961,5 тыс. рублей).
Законом Чувашской Республики «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» объем финансирования Программы на 2010 год предусмотрен в сумме 43023,2 тыс. рублей, кассовое исполнение составило в сумме 43 018,6 тыс. рублей, или 99,9%.
Законом Чувашской Республики «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» объем финансирования Программы на 2011 год предусмотрен в сумме 63 964,3 тыс. рублей, кассовое исполнение составило в сумме 63 961,5 тыс. рублей, или 99,9%.
Программа рассчитана на 2010 – 2020 годы и предусматривает выполнение следующих мероприятий:
1.Совершенствование внешней среды развития малого и среднего предпринимательства и взаимодействие органов государственной власти Чувашской Республики с общественными объединениями предпринимателей.
Освоение средств по реализации данного мероприятия составило 1 147,8 тыс. рублей, что составляет 31,8% от предусмотренного паспортом Программы на 2010 – 2011 годы средств в сумме 3 605,3 тыс. рублей. Причина низкого освоения связана с тем, что средства, предусмотренные в 2011 году из федерального бюджета в размере 2 260,0 тыс. рублей, фактически не выделены. Из республиканского бюджета за период с 2010 по 2011 годы выделено средств в сумме 1 147,8 тыс. рублей, или освоение составило 85,3 %. В 2010 году из республиканского бюджета выделено средств в сумме 586,3 тыс. рублей в пределах суммы, предусмотренной паспортом Программы. В 2011 году из республиканского бюджета выделено средств в сумме 561,5 тыс. рублей против 759,0 тыс. рублей, предусмотренных паспортом Программы.
2. Консультационная и организационная поддержка региональной системы кредитной потребительской кооперации Чувашской Республики.
На реализацию мероприятия «Подготовка и повышение квалификации кадров для кредитных потребительских кооперативов Чувашской Республики» в 2010-2011 годах предусмотрено направить средств в сумме 250,0 тыс. рублей, в том числе из федерального бюджета – 200,0 тыс. рублей, из республиканского бюджета Чувашской Республики – 50,0 тыс. рублей.
Фактически на реализацию данного мероприятия в проверяемом периоде средства не выделялись.
3. Развитие малого и среднего предпринимательства в области инноваций.
На реализацию данного мероприятия в 2010-2011 годах программой предусмотрено направить средств в сумме 664,9 тыс. рублей, в том числе из федерального бюджета - 500,0 тыс. рублей, из республиканского бюджета Чувашской Республики – 164,9 тыс. рублей. Средства республиканского бюджета Чувашской Республики освоены на общую сумму 75,6 тыс. рублей (96,4 % от объема финансирования) или на 45,8 % от объема средств республиканского бюджета, предусмотренного паспортом Программы на 2010-2011 годы. За проверяемый период средства из федерального бюджета не выделялись.
4. Развитие механизмов финансово – имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
На реализацию данного мероприятия в 2010-2011 годах программой предусмотрено направить средств в сумме 698 929,7 тыс. рублей, в том числе из федерального бюджета – 398 732,8 тыс. рублей, из республиканского бюджета Чувашской Республики – 100 159,9 тыс. рублей, из местных бюджетов – 6 017,0 тыс. рублей и внебюджетных источников – 194 020,0 тыс. рублей. Освоено средств федерального бюджета на сумму 361 501,4 тыс. рублей или на 90,7%, средств республиканского бюджета Чувашской Республики – на 102 143,0 тыс. рублей или 102,0% от объема средств, предусмотренных паспортом Программы на 2010-2011 годы.
5. Кадровое обеспечение малого и среднего предпринимательства.
На реализацию данного мероприятия в 2010-2011 годах программой предусмотрено направить средств в сумме 2 667,70 тыс. рублей, в том числе из федерального бюджета – 1 760,0 тыс. рублей, из республиканского бюджета Чувашской Республики – 907,7 тыс. рублей. Освоено средств по данному мероприятию в части средств республиканского бюджета на сумму 893,1тыс. рублей или на 98,4% от объема средств, предусмотренных паспортом Программы на 2010-2011 годы. Средства из федерального бюджета не выделялись.
6. Поддержка экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства.
На реализацию данного мероприятия в 2010-2011 годах программой предусмотрено направить средств в сумме 36 045,8 тыс. рублей, в том числе из федерального бюджета – 33 180,0 тыс. рублей, из республиканского бюджета Чувашской Республики – 2 865,8 тыс. рублей. В 2010 году на реализацию данного мероприятия средства из бюджетов различных уровней не выделялись. В 2011 году освоено средств на сумму 18 400,2 тыс. рублей или на 51,0% от объема средств, предусмотренных паспортом Программы на 2010-2011 годы, в том числе средств федерального бюджета – на 15 031,9 тыс. рублей (или на 45,3%), средств республиканского бюджета – на 3 368,2 тыс. рублей (или на 117,5%).
7. Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность.
На реализацию данного мероприятия в 2010-2011 годах программой предусмотрено направить средств в сумме 14 582,1 тыс. рублей, в том числе из федерального бюджета – 11 529,2 тыс. рублей, из республиканского бюджета Чувашской Республики – 3 052,9 тыс. рублей. В 2010 году на реализацию данного мероприятия средства из бюджетов различных уровней не выделялись. В 2011 году освоено средств на сумму 9 632,3 тыс. рублей или на 66,1% от объема средств, предусмотренных паспортом Программы, в том числе средств федерального бюджета – на 7 600,0 тыс. рублей (или на 66,0%), средств республиканского бюджета Чувашской Республики – на 2 032,3 тыс. рублей (или на 66,6%).
3. Проверка целевого использования средств бюджета Чувашской республики, выделенных на реализацию мероприятий, предусмотренных Программой (выборочно).
Проверкой целевого и эффективного использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики, выделенных на реализацию мероприятий Программы за период 2010-2011 годы, охвачены следующие вопросы:
- мероприятия по возмещению части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на уплату процентов по кредитам (займам), полученным в кредитных организациях и потребительских кооперативах;
- создание и обеспечение деятельности Центра координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства;
- создание и развитие новых финансовых инструментов (микрокредитование);
- создание и оборудование на базе имеющегося имущественного комплекса производственного бизнес - инкубатора в с. Моргауши Моргаушского района Чувашской Республики;
- предоставление грантов начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса;
- предоставление грантов молодым гражданам на поддержку проектов в сфере малого предпринимательства;
- организация единых экспозиций для участия субъектов малого и среднего предпринимательства в выставках-ярмарках на территории Чувашской Республики и за ее пределами;
- возмещение субъектам малого и среднего предпринимательства затрат на участие в региональных, межрегиональных, зарубежных выставках.
В ходе проверки выявлено следующее.
1. В нарушение п. 12 Порядка возмещения части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на уплату процентов по кредитам (займам), полученным в кредитных организациях и потребительских кооперативах, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.04.2006 № 100, приказом Минэкономразвития Чувашии в установленный срок не утверждались решения комиссии об оказании государственной поддержки победителям конкурсного отбора. Также, следует отметить, что при принятии решения о предоставлении государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства отсутствовал единый подход ко всем участникам конкурса.
2. Администрацией Моргауского района не обеспечено эффективное использование бюджетных средств в сумме 422,8 тыс. рублей, направленных на приобретение оргтехники и офисной мебели для производственного бизнес - инкубатора с. Моргауши Моргаушского района.
3. Не в полном объеме используются помещения производственного бизнес – инкубатора в с. Моргауши Моргаушского района (75,8 %). При этом на момент проведения проверки арендная плата от субъектов малого предпринимательства, арендующих помещения, не поступала, тогда как договора аренды заключены с мая 2012 года.
4. Анализ показателей реализации бизнес-планов (из представленных отчетов субъектов) по грантам, предоставленным в 2010 году за счет средств республиканского бюджета в сумме 2400 тыс. рублей начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса показывает, что из 8 субъектов, получивших гранты, плановые показатели по бизнес - плану не выполнил ни один субъект. Одна из конечных целей Программы, в том числе и выделения грантов - увеличение налоговых поступлений в бюджет- не достигнута. Таким образом, неэффективное использование бюджетных средств составило 2400 тыс.рублей.
5. В нарушение пункта 4.4 Порядка предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.09.2007 № 234, Минэкономразвития Чувашии АУ ЧР «Республиканский бизнес инкубатор по поддержке малого и среднего предпринимательства и содействию занятости населения» переданы функции мониторинга исполнения обязательств по реализации договоров о предоставлении государственной поддержки, которые не закреплены за ним нормативными документами, что размывает ответственность Минэкономразвития Чувашии по созданию необходимых условий для обеспечения сохранности представленных материалов, конфиденциальности сведений, полученных из них. В то время как передача функций мониторинга должна быть осуществлена на договорной основе в соответствии с Порядком разработки, формирования и реализации республиканских целевых программ Чувашской Республики (постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 октября 2006 года № 274) одновременно с утверждением государственного заказчика (государственного заказчика-координатора) программы.
4. Выполнение целевых показателей Программы и показателей результативности Программы.
Оценка эффективности реализации Программы предусматривает рассмотрение следующих индикаторов:
- прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства;
- увеличение доли работников, занятых в малом и среднем предпринимательстве, в общей численности работников предприятий и организаций;
- увеличение доли продукции (работ, услуг), произведенных малыми и средними предприятиями, в валовом региональном продукте;
- увеличение доли налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства.
1. Прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства в отчетном периоде по отношению к аналогичному периоду предыдущего года программой предусмотрен: за 2010 год в размере 1,0%, за 2011 год – 2,0%. Фактическое выполнение данного индикатора составило 1,3 % и 3,2% соответственно за 2010 и 2011 годы.
Таким образом, выполнение индикатора за 2010 год – на 130% и за 2011 год – на 160% можно считать хорошим итогом его исполнения.
2. Доля работников, занятых в малом и среднем предпринимательстве, в общей численности работников организаций установлена Программой по итогам за 2010 год в размере 36,5% и за 2011 год - 31,2 %.
Общее количество занятых в сфере малого и среднего предпринимательства (с учетом индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 1 января 2012 г. составило 146,9 тыс. человек. Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий Чувашской Республики (без внешних совместителей) по состоянию на 1 января 2012 г. составила 34,5 процента, что на 4,7 процентных пункта выше аналогичного показателя на начало 2011 года.
Выполнение индикатора за 2010 год составило 81,6%, за 2011 год - 110,5%.
3. Доля продукции (работ, услуг), произведенной малыми и средними предприятиями, в валовом региональном продукте, по итогам за 2010 год установлена Программой в размере 26,0 %, за 2011 год – ожидаемый 13,8 %. По отчету Минэкономразвития Чувашии данный показатель составил 28,5% и 13,8% за 2010 и 2011 годы соответственно.
Таким образом, фактический показатель за 2010 год выше данных установленных программой, что свидетельствует о выполнении индикатора в 2010 году на 109,6%. В 2011 году индикатор доли продукции (работ, услуг), произведенной малыми и средними предприятиями выполнен на 100%, однако при этом в сравнении с 2010 годом снизился на 9,6 процентных пункта.
4. Доля налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства установлена Программой по итогам за 2010 и 2011 год в размере 5,8%. Согласно приложению 2 к Программе источником информации для индикатора являются данные Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике. Приказом Минэкономразвития Чувашии от 16.09.2009 №121 утверждена Методика расчета индикатора эффективности Республиканской программы государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике на 2005- 2011 годы «Доля налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства». Данным приказом конкретизированы виды налогов для расчета данного индикатора. По данным Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике, на 1 января 2012 г. общая сумма налогов, уплаченных индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в том числе относящимися к субъектам малого предпринимательства, в консолидированный бюджет Чувашской Республики, составила 1 488,0, млн. рублей, что выше, чем в прошлом году на 123,7 процента (1 203,2 млн. рублей).
Выполнение данного индикатора за 2011 год составило 143%, на 0,8 процентных пункта выше аналогичного показателя на начало 2011 года, что можно считать хорошим итогом исполнения. Республиканской программе развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике по итогам оценки результативности республиканских и ведомственных целевых программ Чувашской Республики, доведенной в Кабинет Министров Чувашской Республики докладом о развитии малого и среднего предпринимательства Чувашской Республики за 2011 год, присвоен ранг первого уровня и дана интегральная оценка в размере 103,9 баллов.
Выводы:
1. Объем финансирования Программы за 2010-2011 годы составил 493 793,5 тыс. рублей или 65,2% от предусмотренного паспортом Программы на 2010-2011 годы, в том числе средств федерального бюджета – 386 813,4 тыс. рублей (86,3%) (из них за 2010 год – 120 643,8 тыс. рублей, за 2011 год – 266 169,6 тыс. рублей), средств республиканского бюджета – 106 980,1 тыс. рублей (98,6%) (из них за 2010 год – 43 018,6 тыс. рублей, за 2011 год – 63 961,5 тыс. рублей). Не обеспечено выполнения объема финансирования Программы ни по одному из вышеперечисленных мероприятий.
Кассовое исполнение Программы за 2010-2011 годы (за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики), в целом соответствует объемам финансирования, предусмотренным Законами Чувашской Республики «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» (99,9%).
2. Целевые индикаторы по годам достигли запланированного уровня, за исключением показателя - доля работников, занятых в малом и среднем предпринимательстве в 2010 году (81,6%).
3. В нарушение п. 12 Порядка возмещения части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на уплату процентов по кредитам (займам), полученным в кредитных организациях и потребительских кооперативах, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.04.2006 № 100, Минэкономразвития Чувашии не соблюдались сроки подписания приказов об оказании государственной поддержки победителям конкурсного отбора. При принятии решения о предоставлении государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства отсутствовал единый подход к участникам конкурса.
4. Минэкономразвития Чувашии не обеспечен контроль эффективности использования субсидии бюджету Моргаушского района Чувашской Республики из республиканского бюджета:
Не обеспечена заполняемость помещений производственного бизнес – инкубатора в с. Моргауши Моргаушского района.
Отсутствует контроль за поступлением арендной платы от субъектов малого предпринимательства, арендующих помещения.
5. В ходе проверки выявлено неэффективное использование средств республиканского бюджета в сумме 2 400 тыс. рублей, обусловленное тем, что ни один грандополучатель 2010 года не обеспечил выполнение плановых показателей по бизнес - планам.
6. В нарушение пункта 4.4 Порядка предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.09.2007 № 234, Минэкономразвития Чувашии АУ ЧР «Республиканский бизнес инкубатор по поддержке малого и среднего предпринимательства и содействию занятости населения» переданы функции мониторинга исполнения обязательств по реализации договоров о предоставлении государственной поддержки, которые не закреплены за ним нормативными документами, что размывает ответственность Минэкономразвития Чувашии по созданию необходимых условий для обеспечения сохранности представленных материалов, конфиденциальности сведений, полученных из них. В то время как передача функций мониторинга должна быть осуществлена на договорной основе в соответствии с Порядком разработки, формирования и реализации республиканских целевых программ Чувашской Республики (постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 октября 2006 года № 274) одновременно с утверждением государственного заказчика (государственного заказчика-координатора) программы.
Предложения:
1. Направить отчет о результатах проверки в Государственный Совет Чувашской Республики.
2. Направить представление по устранению выявленных нарушений и недостатков в Минэкономразвития Чувашии.
Начальник отдела государственного
финансового контроля
Контрольно-счетной палаты
Чувашской Республики Н.В.Васильева