УТВЕРЖДАЮ
Председатель
Контрольно-счетной палаты
Чувашской Республики
_____________Т.Д. Минина
«26» марта 2013 г.
ОТЧЕТ
о результатах проверки законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики, выделенных на реализацию мероприятий Республиканской комплексной программы инновационного развития промышленности Чувашской Республики на 2010 – 2015 годы и на период до 2020 года, за 2011 – 2012 годы.
Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 2.8. плана работы Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики на 2013 год.
Предмет контрольного мероприятия: нормативно-правовые и другие документы, подтверждающие выделение и использование средств на мероприятия Республиканской комплексной программы инновационного развития промышленности Чувашской Республики на 2010 – 2015 годы и на период до 2020 года.
Объекты проверки: Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики (далее - Минэкономразвития Чувашии), ЗАО «Завод игрового спортивного оборудования», ООО «ЭЛКОН», ЗАО «ТУС», ООО «Гален», ЗАО «НПП «Спектр».
Срок проведения проверки: с 04.02.2013 по 06.03.2013.
Цель проверки: контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики, выделенных на реализацию мероприятий Республиканской комплексной программы инновационного развития промышленности Чувашской Республики на 2010 – 2015 годы и на период до 2020 года, за 2011 – 2012 годы.
Проверяемый период: 2011 – 2012 годы.
Результаты контрольного мероприятия:
1. Краткая характеристика Программы.
Республиканская комплексная программа инновационного развития промышленности Чувашской Республики на 2010 – 2015 годы и на период до 2020 года (далее - Программа) утверждена Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.05.2009 № 178.
Государственным заказчиком и координатором Программы является Минэкономразвития Чувашии, который одновременно является государственным заказчиком, разработчиком и исполнителем Программы, а также осуществляет контроль за ходом выполнения Программы.
Основной целью Программы является формирование единого инновационного пространства и реализация государственной политики Чувашской Республики в области инновационного развития как одной из приоритетных составляющих Стратегии социально – экономического развития Чувашской Республики до 2020 года.
2. Проверка своевременности и полноты финансирования Программы за 2011-2012 годы.
Согласно паспорту Программы предполагаемый объем финансирования Программы в 2011 году составляет 2 802,6 млн. рублей (в том числе за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики - 15,0 млн. рублей, за счет средств внебюджетных источников - 2787,6 млн. рублей), в 2012 году – 9041,9 млн. рублей (в том числе за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики – 18,1 млн. рублей, за счет средств внебюджетных источников - 9023,8 млн. рублей).
Законом Чувашской Республики от 19.11.2010 № 60 "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", с учетом внесенных изменений бюджетные ассигнования республиканского бюджета Чувашской Республики на реализацию мероприятий Программы на 2011 год утверждены в сумме 8 850,0 тыс. рублей, или 59,0% от объема средств, предусмотренного паспортом Программы.
Законом Чувашской Республики от 05.12.2011 №86
"О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" с учетом внесенных изменений бюджетные ассигнования республиканского бюджета Чувашской Республики на реализацию мероприятий Программы на 2012 год утверждены в сумме 7 616,3 тыс. рублей или 42,1% от объема средств, предусмотренного паспортом Программы.
В 2012 году Министерством финансов Чувашской Республики в установленные сроки доведены до Минэкономразвития Чувашии утвержденные показатели сводной бюджетной росписи республиканского бюджета Чувашской Республики.
Лимиты бюджетных обязательств доведены Министерством финансов Чувашской Республики до Минэкономразвития Чувашии казначейскими уведомлениями, на основании которых разрешено распределять бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования для осуществления платежей за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики на определенные цели, в том числе на реализацию Программы.
По данным Отчета об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета кассовое исполнение расходов на реализацию Программы за 2011 год составило 8 850,0 тыс. рублей, или 100% от утвержденных бюджетных назначениях и доведенных лимитов бюджетных обязательств; за 2012 год - 7 597,3 тыс. рублей, или 99,8%. Неисполненные остатки лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и предельных объемов финансирования по 2012 году в сумме 19,0 тыс. рублей образовались в результате проведенных торгов и конкурсов (в том числе по расходам общепрограммного характера – 2,0 тыс. рублей, мероприятиям по энергосбережению – 17,0 тыс. рублей).
3. Анализ выполнения мероприятий, предусмотренных Программой
В 2011 году объем финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики составил 8 850,0 тыс. рублей, что составляет 59,0% от объема средств, предусмотренных Программой (15 000,0 тыс. рублей) и 100% от объема финансирования (8 850,0 тыс. рублей). Не выполнены мероприятия, предусмотренные Программой, на общую сумму 5 840,0 тыс. рублей (или на 38,9% от объема предусмотренного паспортом Программы средств).
В 2012 году объем финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики составил 7 597,3 тыс. рублей, что составляет 42,1% от объема предусмотренных Программой средств (18 100,0 тыс. рублей) и 99,8% от объема финансирования (7 616,3 тыс. рублей). Не выполнены мероприятия, предусмотренные Программой на общую сумму 7 135,0 тыс. рублей (или на 39,4% от объема предусмотренного паспортом Программы средств).
4. Проверка целевого и эффективного использования средств бюджета Чувашской республики, выделенных на реализацию мероприятий, предусмотренных Программой (выборочно)
1. Конкурсный отбор инновационных проектов на получение государственной поддержки за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.03.2005 №55 утвержден Порядок отбора наиболее приоритетных и перспективных инновационных проектов, патентов на изобретение, полезную модель, промышленный образец, создаваемых в Чувашской Республике и за ее пределами (далее – Порядок).
Финансовая поддержка инновационных проектов (в том числе в части проведения научных исследований и разработок) за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики осуществлена на конкурсной основе. За 2011-2012 годы в соответствии с данными Журнала учета приемки инновационных проектов на рассмотрение Правительственной комиссии, в Минэкономразвития Чувашии представлены документы от 12 разработчиков инновационного проекта (далее - Претенденты), из них 11 в 2011 году.
В соответствии с вышеуказанным Порядком от 14.03.2005 №55 в случае отсутствия полного комплекта документов Минэкономразвития Чувашии в течение 5 рабочих дней со дня подачи заявки письменно извещает претендента об отказе в принятии к рассмотрению инновационного проекта с указанием причин, при этом представленные документы Претенденту не возвращаются. Однако по претенденту ООО «Глас Индустрия» письменное извещение направлено с опозданием на 15 дней. По ООО «Энергоприбор и системы» и ООО «»ПК Техноэнергосервис» письменные извещения не представлены.
Проверка целевого и эффективного использования средств бюджета Чувашской Республики, выделенных на реализацию мероприятия «Конкурсный отбор инновационных проектов на получение государственной поддержки за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики» в рамках Республиканской комплексной программы инновационного развития промышленности Чувашской Республики на 2010-2015 годы и на период до 2020, осуществлена в ЗАО «Завод игрового спортивного оборудования», ООО «ЭЛКОН», ЗАО «ТУС», ООО «Гален», ЗАО «НПП «Спектр», при этом фактов нецелевого использования бюджетных средств не выявлено. Имеются отдельные недостатки и замечания по следующим предприятиям.
ООО «Гален» Распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 17.10.2011 №377-р инновационный проект «Организация производства изделий из композиционного наноструктурированного полимера, армированного базальтовыми волокнами» признан приоритетным, государственная поддержка ООО «Гален» за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики в виде специального вознаграждения определена в размере 5 500, 0 тыс. рублей. В последующем, распоряжением от 21.09.2012 № 450-р сумма спецвознаграждения определена в размере 5 388,1 тыс. рублей.
Минэкономразвития Чувашии заключил с ООО «Гален» договор от 31.10.2011 № 405 на выполнение обязательств по реализации проекта, одобренного Правительственной комиссией. В ходе проверки выявлено, что структура затрат на реализацию инновационного проекта по вышеуказанному договору не соответствует структуре затрат по представленному бизнес-плану. Стоимость проекта по бизнес-плану ООО «Гален» составила 7 715,0 тыс. рублей, в том числе за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики в сумме 5 500,0 тыс. рублей и собственных средств – 2 215,0 тыс. рублей. В представленном на конкурсный отбор проекте затраты на приобретение оборудования, его доставку, установку, наладку оборудования составили 3443,6 млн. рублей (с учетом НДС), оставшуюся сумму в размере 4 271,4 тыс. рублей планировалось направить на пополнение оборотных средств. Однако, в календарном плане и в структуре цены в вышеуказанном договоре от 31.10.2011 № 405, приобретение оборудования за счет республиканского бюджета было предусмотрено в размере 5500,00 тыс. рублей, т.е. на 2 056,4 тыс. рублей больше, чем предусмотрено бизнес-планом.
Работы по реализации приоритетного и перспективного инновационного проекта исполнены на основании заключенного договора, с учетом внесенных в него изменений в соответствии с утвержденным техническим заданием и в сроки установленные календарным планом, с учетом внесенных изменений в вышеуказанный договор от 31.10.2011 № 405. При этом следует отметить, что основным договором, заключенным между Минэкономразвития Чувашии и ООО «Гален» от 31.10.2011 №405 приобретение оборудования предусматривалось в срок 4 квартал 2011 г. – 1 квартал 2012 г. Оборудование в установленные сроки не приобретено. Тем не менее, Минэкономразвития Чувашии дополнительным соглашением от 05.10.2012 №2 по истечении 6 месяцев внесло изменения в техническое задание и календарный план реализации проекта.
Результаты работы по реализации приоритетного и перспективного инновационного проекта по вышеуказанному договору от 31.10.2011 № 405 ООО «Гален» сданы, а Минэкономразвития Чувашии приняты по акту сдачи-приема работ от 08.10.2012.
За выполненные работы Минэкономразвития Чувашии в соответствии с условиями договора перечислены ООО «Гален» субсидии на реализацию инновационного проекта в сумме 5 388,1 тыс. рублей. ООО «Гален» полученные денежные средства в целях исполнения вышеуказанного договора, направлены на оплату поставщикам за полученное оборудование, по заключенным договорам. Фактически, ООО «Гален», за полученное оборудование перечислил поставщикам 5 385,1 тыс. рублей (меньше суммы полученной от Минэкономразвития Чувашии). Расхождение в сумме 3,0 тыс. рублей, образовалось по договору заключенному с ЗАО «Современная Машиностроительная Компания», которая в ходе проверки неиспользованные остатки в сумме 3,0 тыс. рублей перечислила в доход республиканского бюджета Чувашской Республики.
По итогам заседания Правительственной комиссии (протокол от 28.12.2012 №3) принято решения о завершении ООО «Гален» работы по проекту «Организация производства изделий из композиционного наноструктурированного полимера, армированного базальтовыми и стеклянными волокнами».
ЗАО «НПП «Спектр. Распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 01.03.2012 №111-р инновационный проект «Производство эмали «Церта» противопожарная» признан приоритетным, государственная поддержка ЗАО «НТП «Спектр» за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики определена в виде части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным на реализацию инновационного проекта в размере 2/3 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В нарушение п. 6.2. Правил субсидирования процентных ставок по кредитам, привлеченным хозяйствующими субъектами на реализацию перспективных и приоритетных инновационных проектов, утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30.09.2005 №242, Минэкономразвития Чувашии нарушался срок, заключения с получателем субсидии Соглашений на реализацию инновационного проекта.
Соглашение на реализацию приоритетного и перспективного инновационного проекта «Производство эмали «Церта» противопожарная» заключено с ЗАО «НТП «Спектр 21 мая 2012 года, т.е. в превышающий вышеуказанными Правилами срок (свыше 40 рабочих дней).
Минэкономразвития Чувашии перечислены ЗАО «НТП «Спектр» субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитному договору в сумме 132,6 тыс. рублей.
Расчет размера субсидии произведен в соответствии с вышеуказанным Соглашением от 21.05.2012 №2 и Правилами возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным хозяйствующими субъектами на реализацию перспективных и приоритетных инновационных проектов, утвержденными постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 12.04.2012 № 139 (вступили в силу с 24.04.2012) – к возмещению приняты проценты с начала квартала, в котором принято решение об оказании государственной поддержки (с 01.01.2012) до 31 марта 2012 года, т.е. за 1 квартал 2012 года.
При этом следует отметить, что в случае своевременного заключения Соглашения Минэкономразвития Чувашии с ЗАО «НТП «Спектр» расчет размера субсидии был бы произведен по Правилам, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30.09.2005 №242 - к возмещению были бы приняты проценты с даты получения кредита до даты фактического его погашения, т.е. с 31.05.2010 и сумма субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитному договору за период с 01.06.2010 по 31.03.2012 составила бы 978,6 тыс. рублей или на 846 тыс. рублей больше.
ЗАО «ТУС» Распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 01.03.2012 №110-р инновационный проект «Строительство завода по производству облицовочного керамического кирпича и «теплой керамики» мощностью 60 млн. штук кирпича в год в с. Красноармейское Красноармейского района Чувашской Республики» признан приоритетным, государственная поддержка ЗАО «ТУС» за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики определена в виде части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным на реализацию инновационного проекта в размере 2/3 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Минэкономразвития Чувашии заключило соглашение № 1 с ЗАО «ТУС» на реализацию приоритетного и перспективного инновационного проекта 21 мая 2012 года, т.е. в превышающий вышеуказанными Правилами срок (свыше 40 рабочих дней).
В расчете размера субсидии, предоставляемой за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики по кредиту, полученному ЗАО «ТУС» на реализацию инновационного проекта, размер предоставляемой субсидии за 1 квартал 2012 года по договору № 7526 об открытии невозобновляемой кредитной линии от 08. 11.2011 составил 2 206,6 тыс. рублей. Минэкономразвития Чувашии фактически перечислены ЗАО «ТУС» субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитному договору № 7526 в сумме 2 179, 3 тыс. рублей, или на 27,4 тыс. рублей меньше, чем указано в расчете. В ходе проверки указанная сумма перечислена на расчетный счет ЗАО «ТУС».
Расчет размера субсидии произведен в соответствии с вышеуказанным Соглашением от 21.05.2012 № 1 и Правилами возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным хозяйствующими субъектами на реализацию перспективных и приоритетных инновационных проектов, утвержденными постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 12.04.2012 № 139 (вступили в силу с 24.04.2012) – к возмещению приняты проценты с начала квартала, в котором принято решение об оказании государственной поддержки (с 01.01.2012) до 31 марта 2012 года, т.е. за 1 квартал 2012 года. При этом следует отметить, что в случае своевременного заключения Соглашения Минэкономразвития Чувашии с ЗАО «ТУС» расчет размера субсидии был бы произведен по Правилам, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30.09.2005 №242 - к возмещению были бы приняты дополнительно проценты с даты получения кредита, т.е. с 08.11.2011 и дополнительная сумма субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитному договору составила бы на 2012 год 800,2 тыс. рублей (с учетом суммы за ноябрь-декабрь 2012 года).
Также следует отметить, что по ЗАО «Промтрактор-Вагон» на заседании Правительственной комиссии не рассматривался Отчет об эффективности оказания государственной поддержки ЗАО «Промтрактор-Вагон» «Разработка и внедрение в серийное производство новых моделей грузовых вагонов с улучшенными техническими и эксплутационными характеристиками на новых мощностях для производства грузовых вагонов на ЗАО «Промтрактор-Вагон» (не представлен протокол заседания Правительственной комиссии) и признании его завершенным.
Согласно п.4.4 Порядка, Минэкономразвития Чувашии проводит проверки для оперативного контроля за исполнением обязательств по реализации договоров о предоставлении государственной поддержки. Однако, Минэкономразвитием Чувашии контроль за исполнением обязательств по реализации договоров о предоставлении государственной поддержки не проводился (к проверке не представлены документы, подтверждающие факт его осуществления).
В ходе проверки вопроса «Организация и проведение республиканской ярмарки идей, инноваций и венчурных проектов» нарушений не выявлено.
5. Выполнение целевых индикаторов Программы и показателей результативности Программы.
Паспорт Программы предусматривает выполнение следующих индикаторов эффективности реализации Программы:
№
п/п
|
Индикаторы
|
Единица измерения
|
Отчетный период
|
2011 год
|
план
|
факт
|
1.
|
Индекс производства обрабатывающих производств
|
% к предыдущему году
|
101,3
|
|
2.
|
Объем отгруженной продукции обрабатывающих производств на душу населения
|
тыс. рублей
|
70,1
|
|
3.
|
Удельный вес отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции обрабатывающих производств
|
%
|
9,5
|
|
4.
|
Затраты на технологические инновации (2010-2011 годы)
|
млрд.
рублей
|
4,5-5
|
|
5.
|
Степень новизны основных фондов
|
%
|
70
|
|
6.
|
Рост числа использованных передовых производственных технологий
|
% к предыдущему году
|
102
|
|
7.
|
Количество объектов инновационной инфраструктуры нарастающим итогом за период
|
Единиц
|
30
|
|
8.
|
Количество малых инновационно активных организаций на конец отчетного года
|
ед.
|
40
|
|
9.
|
Количество заявок на выдачу патентов за период (2010 – 2011 гг.)
|
шт.
|
400
|
|
10.
|
Доля внутренних затрат на исследования и разработки в валовом региональном продукте
|
%
|
0,11
|
|
11.
|
Темп роста среднемесячной заработной платы работающих обрабатывающих производств
|
раз к 2009 году
|
1,2
|
|
Согласно официальным данным статистики в 2011 году показатель «Индекс производства обрабатывающих производств» составил 114,1%, что на 12,8% выше плана. «Объем отгруженной продукции обрабатывающих производств на душу населения» составил 91,8 тыс. рублей, что на 21,7 тыс. рублей выше плана, т.е. указанные индикаторы были значительно перевыполнены, что явилось следствием восстановления промышленного производства после кризиса 2008 года.
Несмотря на рост числа использованных передовых производственных технологий, который составил 108,8%, и практически достигнутые показатели по затратам на технологические инновации ( 4,02 млрд. рублей), уменьшился удельный вес отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции обрабатывающих производств на 3,1% и составил 6,4%.
Количество заявок на выдачу патентов (период 2010 – 2011 гг.) перевыполнен на 129 штук, в Федеральную службу по интеллектуальной собственности (Роспатент) от заявителей из Чувашской Республики было направлено 529 заявок, при планируемых 400.
Доля внутренних затрат на исследования и разработки в валовом региональном продукте составила 0,47%, вместо предусмотренных по плану - 0,11 %.
Также, были выполнены показатели «Количество объектов инновационной инфраструктуры нарастающим итогом за период», который составил 37 единиц (при планируемых 30 единицах) и «Степень новизны основных фондов» - 73,2% (при плане в 70%).
Положительная динамика показателей «Индекс производства обрабатывающих производств» и «Объем отгруженной продукции обрабатывающих производств на душу населения» привели к росту показателя «Темп роста среднемесячной заработной платы работающих обрабатывающих производств», который составил 1,47 раза к 2009 году, что выше планового показателя (1,2 раза).
Согласно данным отчета о реализации Программы от 29.05.2009 № 178 в 2011 году интегральная оценка результативности действующей целевой Программы составила 105,5 балла, что соответствует 1 рангу и характеризует Программу как высокоэффективную (постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 15.02.2007 № 28 «Об оценке результативности республиканских и ведомственных целевых программ Чувашской Республики»).
Выводы:
1. Объем финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета за 2011-2012 годы составил 16466,3 тыс. рублей, или 49,75% от суммы средств, предусмотренных паспортом Программы за счет средств республиканского бюджета. Кассовое исполнение Программы за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики за 2011-2012 годы составило 16 447,3 тыс. рублей, или 99,9% от объема финансирования Программы. Неисполненные остатки лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и предельных объемов финансирования образовались за 2012 год и составили 19,0 тыс. рублей.
Не выполнены мероприятия, предусмотренные Программой на 2011-2012 годы, на общую сумму 12975,0 тыс. рублей (или на 39,2% от объема предусмотренного паспортом Программы средств), в том числе 8 мероприятий в 2011 году на сумму 5840,0 тыс. рублей и 15 мероприятий в 2012 году на 7135,0 тыс рублей.
2. Целевые индикаторы в 2011 году достигли запланированного уровня, за исключением показателя «Удельный вес отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции обрабатывающих производств».
3. Нарушены сроки заключения Соглашений на реализацию инновационного проекта с получателями субсидий (ООО «Спектр» и ЗАО «ТУС»), установленные п.6.2. Правил. В результате чего претендентами упущена возможность получения субсидии в 2012 году в большем размере на сумму 1646,2 тыс. рулей (800,2+846).
4. Минэкономразвития Чувашии заключен с ООО «Гален» договор от 31.10.2011 № 405 на выполнение обязательств по реализации приоритетного перспективного инновационного проекта «Организация производства изделий из композиционного наноструктурированного полимера, армированного базальтовыми и стеклянными волокнами», в котором структура затрат на реализацию инновационного проекта не соответствует структуре затрат бизнес-плана, одобренного Правительственной комиссией.
5. Минэкономразвития Чувашии не проводился контроль за исполнением обязательств по реализации договоров о предоставлении государственной поддержки, предусмотренный п.4.4 Порядка (к проверке не представлены документы, подтверждающие факт его осуществления).
Предложения:
1. Направить отчет о результатах проверки в Государственный Совет Чувашской Республики.
2. Направить представление по устранению выявленных нарушений и недостатков в Минэкономразвития Чувашии.
Начальник отдела
государственного финансового контроля
Контрольно-счетной палаты
Чувашской Республики Н.В.Васильева