Заключение
на проект закона Чувашской Республики «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»
1. Общие положения
Заключение Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики на проект закона Чувашской Республики «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (далее - законопроект) подготовлено во исполнение распоряжения Председателя Государственного Совета Чувашской Республики от15 октября 2014 года № 1150 и в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», законов Чувашской Республики «О регулировании бюджетных правоотношений в Чувашской Республике», «О Контрольно-счетной палате Чувашской Республики» и других нормативно - правовых актов.
Законопроект внесен на рассмотрение Государственного Совета Чувашской Республики Главой Чувашской Республики 14 октября 2014 года в соответствии со статьей 85 Конституции Чувашской Республики в порядке законодательной инициативы одновременно с проектом закона Чувашской Республики « О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» в установленный Законом Чувашской Республики «О регулировании бюджетных правоотношений в Чувашской Республике» срок (не позднее 15 октября текущего года).
Представленный законопроект (статья 1) содержит предлагаемые к утверждению основные характеристики бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики (далее – бюджет ТФОМС):
на 2015 год общий объем доходов и расходов - в сумме 10 570 506,4 тыс. рублей, что на 124 933,3 тыс. рублей или на 1,2 % меньше показателей, утвержденных Законом Чувашской Республики от 28 ноября 2013 года № 86 «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» (далее - утвержденные Законом назначения);
на плановый период 2016 года прогнозируемый общий объем доходов и расходов - в сумме 11 152 198,8 тыс. рублей, что на 195 876,5 тыс. рублей или на 1,7% меньше утвержденных Законом назначений;
на плановый период 2017 года прогнозируемый общий объем доходов и расходов - в сумме 12 416 584,8 тыс. рублей.
В соответствии со ст. 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации законопроектом предлагается утвердить перечень главных администраторов доходов бюджета ТФОМС, а также распределение бюджетных ассигнований бюджета ТФОМС на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов по разделам, подразделам, целевым статьям, группам и подгруппам видов расходов классификации расходов бюджетов.
Статьей 6 законопроекта предлагается нормированный страховой запас ТФОМС на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов утвердить в объеме 880 000,0 тыс. рублей ежегодно или с увеличением на 30 000,0 тыс. рублей. Размер средств нормированного страхового запаса не превышает ограничения, установленного пунктом 6 статьи 26 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 326-ФЗ) (прогнозируемый объем средств страхового запаса не должен превышать среднемесячного размера планируемых поступлений ТФОМС на 2015 год - 880 875,5 тыс. рублей, на 2016 год - 929 349,9 тыс. рублей и на 2017 год - 1 034 715,4 тыс. рублей). Направления расходования средств нормированного страхового запаса Фонда соответствуют установленным правовым нормам.
Проектом закона (статья 7) на очередной плановый период предлагается утвердить для страховых медицинских организаций норматив расходов на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию в размере 1% от суммы средств, поступивших в страховую медицинскую организацию по дифференцированным подушевым нормативам (на уровне 2014 года).
2. Доходы бюджета ТФОМС
В законопроекте прогнозируемые доходы бюджета ТФОМС сформированы в соответствии с требованиями статей 26 и 51 Федерального закона № 326-ФЗ за счет безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, и за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования субъектов Российской Федерации.
Законопроектом доходы бюджета ТФОМС на 2015 год определены в сумме
10 570 506,4 тыс. рублей. По сравнению с утвержденными Законом назначениями (10 695 439,7 тыс. рублей) доходы уменьшаются на 124 933,3 тыс. рублей (на 1,2%), в сравнении с 2014 годом увеличиваются на 334 709,5 тыс. рублей (на 3,3%).
На 2016 год прогнозируемый объем доходов предлагается утвердить в размере 11 152 198,8 тыс. рублей, по сравнению с утвержденными Законом назначениями (11 348 075,3 тыс. рублей) доходы уменьшаются на 195 876,5 тыс. рублей (на 1,7 %). По сравнению с 2015 годом доходы бюджета ТФОМС увеличиваются на 581 692,4 тыс. рублей (на 5,5 %).
На 2017 год доходы прогнозируются в сумме 12 416 584,8 тыс. рублей, которые по сравнению с 2016 годом увеличиваются на 1 264 386,0 тыс. рублей (на 11,3 %).
Объемы доходов бюджета ТФОМС от поступления субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС) на выполнение переданных органам государственной власти Чувашской Республики полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования прогнозируются:
на 2015 год в сумме 10 300 506,4 тыс. рублей или меньше по сравнению с утвержденными Законом назначениями (10 525 439,7 тыс. рублей) на 224 933,3 тыс. рублей или на 2,1% (рост к 2014 году составил 119,2 %);
на 2016 год в сумме 10 882 198,8 тыс. рублей или меньше по сравнению с утвержденными Законом назначениями (11 178 075,3 тыс. рублей) на 295 876,5 тыс. рублей или на 2,6% (рост к 2015 году -105,6%);
на 2017 год в сумме 12 146 584,8 тыс. рублей (рост к 2016 году -111,6%).
Доля субвенции из бюджета ФФОМС в доходах бюджета ТФОМС на 2015 год составляет 97,4 %, на 2016 год - 97,6%, на 2017 год - 97,8 процента.
Объемы субвенции из бюджета ФФОМС определены в соответствии со ст. 27 Федерального закона № 326-ФЗ, Правилами распределения и расходования субвенций из бюджета ФФОМС, утвержденными постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 № 462, исходя из численности застрахованных лиц в Чувашской Республике по состоянию на 1 апреля 2014 года в количестве 1 246 929 человек и подушевого норматива финансового обеспечения базовой программы ОМС на 2015 год в размере 8 260,7 рублей, на 2016 год -8 727, 2 рублей, на 2017 год - 9 741,2 рублей (доведен письмом ФФОМС от 24.09.2014 № 4969/21-2 «О подушевых нормативах финансирования в 2015-2017 годах»).
Указанные размеры подушевых нормативов финансового обеспечения базовой программы ОМС по сравнению с подушевыми нормативами финансового обеспечения базовой программы ОМС, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10. 2012 № 1074 « О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»» на 2015 год в размере 8 481,5 рубля, расчетным путем на 2016 год - 9 007,4 рубля, снизились на 220,8 рублей и на 280,2 рубля соответственно.
Объемы доходов бюджета ТФОМС от поступления межбюджетных трансфертов, получаемых из бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования субъектов Российской Федерации, за лечение граждан, застрахованных за пределами Чувашской Республики, на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годы прогнозируются ежегодно в сумме 270 000,0 тыс. рублей (на уровне 2014 года), что на 100 000,0 тыс. рублей или на 37,0 % больше утвержденных Законом назначений на 2015 и 2016 годы, которые ранее были учтены как прочие неналоговые доходы в сумме 170 000,0 тыс. рублей на каждый год.
Доля указанных доходов в общей сумме доходов бюджета ТФОМС на 2015 год составляет 2,6 %, на 2016 год - 2,4 %, на 2017 год - 2,2 процента.
3. Расходы бюджета ТФОМС
Законопроектом расходы бюджета ТФОМС на 2015 год определены в сумме 10 570 506,4 тыс. рублей. По сравнению с утвержденными Законом назначениями (10 695 439,7 тыс. рублей) расходная часть бюджета уменьшится на 124 933,3 тыс. рублей (на 1,2%), в сравнениис 2014 годом увеличится на 285 716,6 тыс. рублей (на 2,8%).
На 2016 год прогнозируемый объем расходов предлагается утвердить в размере 11 152 198,8 тыс. рублей, по сравнению с утвержденными Законом назначениями (11 348 075,3 тыс. рублей) расходы уменьшаются на 195 876,5 тыс. рублей (на 1,7 %). По сравнению с 2015 годом расходную часть бюджета на 2016 год планируется увеличить на 581 692,4 тыс. рублей (на 5,5%).
На 2017 год прогнозируемый объем расходов предлагается утвердить в размере 12 416 584,8 тыс. рублей. По сравнению с 2016 годом расходную часть бюджета планируется увеличить на 1 264 386,0 тыс. рублей (на 11,3%).
Законопроектом осуществление расходных полномочий в 2015 году и на плановый период 2016 и 2017 годов планируется по двум разделам:
- «Общегосударственные вопросы»;
- «Здравоохранение».
По разделу «Общегосударственные вопросы» в 2015 году предусматриваются бюджетные ассигнования навыполнение функций аппаратом ТФОМС в сумме 52 865,0 тыс. рублей.По сравнению с утвержденными Законом назначениями (51 943,7 тыс. рублей) бюджетные ассигнования на 2015 год увеличиваются на 921,3тыс. рублей (на 1,8%),в сравнении с 2014 годом- на 921,3 тыс. рублей (на 1,8%).
Объем расходов на плановый период 2016 и 2017 годов по данному разделу предусмотрен в сумме 54 175,9 тыс. рублей. По сравнению с утвержденными Законом назначениями (51 943,7 тыс. рублей) бюджетные ассигнования на 2016 год увеличиваются на 2 232,2 тыс. рублей (на 4,3%),в сравнении с 2015 годом- на 1 310,9 тыс. рублей (на 2,5%).
Доля расходов на выполнение управленческих функций по разделу «Общегосударственные вопросы» в общем объеме расходов бюджета ТФОМС по законопроекту на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов составит 0,5 процента.
По разделу «Здравоохранение» бюджетные ассигнования на 2015 год предусмотрены в сумме 10 517 641,4 тыс. рублей. По сравнению с утвержденными Законом назначениями (10 643 496,0 тыс. рублей) бюджетные ассигнования на 2015 год уменьшаются на 125 854,6 тыс. рублей (на 1,2%), в сравнении с 2014 годом увеличиваются на 315 295,3 тыс. рублей (на 3,1%).
Бюджетные ассигнования на 2016 год по сравнению с утвержденными Законом назначениями (11 296 131,6 тыс. рублей) уменьшаются на 198 108,7 тыс. рублей (на 1,8%) и предусматриваются в сумме 11 098 022,9 тыс. рублей. По сравнению с 2015 годом бюджетные ассигнования на 2016 год планируется увеличить на 580 381,5 тыс. рублей (на 5,5%).
Бюджетные ассигнования на 2017 год предусмотрены в сумме 12 362 408,9 тыс. рублей. По сравнению с 2016 годом бюджетные ассигнования по указанному разделу увеличиваются на 1 264 386,0 тыс. рублей или на 11,4 процента.
Доля расходов по разделу «Здравоохранение» в общем объеме расходов бюджета ТФОМС на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов составит 99,5 процента.
По данному разделу планируются расходы:
- на финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации в рамках реализации государственных функций в области социальной политики по непрограммным направлениям деятельности органов управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации:
на 2015 год - в сумме 10 266 041,4 тыс. рублей. Бюджетные ассигнования на 2015 год увеличиваются в сравнении с 2014 годом на 315 295,3 тыс. рублей (на 3,2%);
на 2016 год - в сумме 10 846 422,9 тыс. рублей. Бюджетные ассигнования на 2016 год увеличиваются в сравнении с 2015 годом на 580 381,5 тыс. рублей (на 5,6%);
на 2017 год - 12 110 808,9 тыс. рублей. Бюджетные ассигнования увеличиваются в сравнении с 2016 годом на 1 264 386,0 тыс. рублей (на 11,7%);
- межбюджетные трансферты бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на возмещение другим территориальным фондам затрат по оплате стоимости медицинской помощи, оказанной застрахованным в Чувашской Республике лицам за ее пределами, на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов в сумме 251 600,0 тыс. рублей ежегодно (на уровне 2014 года).
4. Дефицит (профицит) бюджета ТФОМС
Прогнозируемые законопроектом объемы расходов бюджета ТФОМС на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов соответствуют объемам доходов на 2015 - 2017 годы.
5. Выводы и предложения
1. Проект закона Чувашской Республики «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» подготовлен в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, других законодательных актов Российской Федерации и Чувашской Республики.
2. Контрольно-счетная палата Чувашской Республики считает, что указанный законопроект может быть рассмотрен Государственным Советом Чувашской Республики и принят в установленном порядке.
Председатель Т.Д. Минина
31.10.14