УТВЕРЖДАЮ
Председатель
Контрольно-счетной палаты
Чувашской Республики
_______Т.Д. Минина
13 марта 2015 года
ОТЧЕТ
О РЕЗУЛЬТАТАХ КОНТРОЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
«Проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики, выделенных на реализацию мероприятий подпрограммы «Государственная поддержка молодых семей в решении жилищной проблемы» государственной программы Чувашской Республики «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства» на 2012-2020 годы, за 2014 год»
1. Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 1.4 плана работы Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики на 2015 год, распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики от 13.01.2015 № 02.
2. Предмет контрольного мероприятия: нормативные правовые и другие документы, подтверждающие выделение и использование средств, направленных на реализацию мероприятий подпрограммы «Государственная поддержка молодых семей в решении жилищной проблемы» государственной программы Чувашской Республики «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства» на 2012-2020 годы, за 2014 год.
3. Объект (объекты) контрольного мероприятия:
- Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики;
-администрация Аликовского района;
- администрация Вурнарского района;
- администрация Красночетайского района;
- администрация Мариинско-Посадского района;
- администрация Урмарского района;
- администрации Московского и Ленинского районов города Чебоксары.
4. Проверяемый период деятельности: 2014 год
5. Срок проведения контрольного мероприятия с 14 января по 13 февраля 2015 года.
6. Краткая характеристика проверяемой сферы формирования и использования государственных или муниципальных средств и деятельности объектов контрольного мероприятия:
Подпрограмма «Государственная поддержка молодых семей в решении жилищной проблемы» государственной программы Чувашской Республики «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства» на 2012-2020 годы разработана в соответствии с подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050, указами Президента Чувашской Республики от 6 марта 2002 г. № 51 «О мерах по усилению государственной поддержки молодых граждан в Чувашской Республике», от 3 октября 2011 г. № 87 «О дополнительных мерах по государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий», а также на основе изучения жилищной проблемы молодых семей и предлагает создание механизма решения жилищной проблемы молодых семей.
Одним из основных мероприятий подпрограммы является оказание содействия в приобретении жилых помещений молодыми семьями, которое включает:
- предоставление субсидии на обеспечение жильем молодых семей в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы;
- возмещение части затрат на уплату процентов по ипотечным кредитам, привлеченным молодыми семьями на приобретение или строительство жилья в 2002-2006, 2008-2009 годах;
- возмещение части затрат на уплату процентов по ипотечным кредитам (займам), привлеченным отдельными категориями граждан на приобретение или строительство жилья.
Ответственным исполнителем подпрограммы является министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики (далее – Минстрой Чувашии).
Минстрой Чувашии является органом исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющим государственную политику в области градостроительной и архитектурной деятельности, строительной индустрии, жилищного строительства (в том числе системы ипотечного жилищного кредитования), энергетики, жилищно-коммунального хозяйства, развития коммунальной инфраструктуры, включая газоснабжение, теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение.
Положение о Минстрое Чувашии утверждено постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 04.06.2012 № 214.
7. По результатам контрольного мероприятия установлено следующее:
Выборочно проведена проверка целевого использования бюджетных средств, выделенных в 2014 году на предоставление субсидий на обеспечение жильем молодых семей в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы (далее – Подпрограмма).
Целью Подпрограммы является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Порядок ведения органами местного самоуправления в Чувашской Республике учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений утвержден Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 12.01.2006 № 2 (далее – Порядок).
Участником Подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, в которой возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет.
Финансирование расходов на предоставление социальных выплат осуществляется за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики и субсидий из федерального бюджета, поступающих в республиканский бюджет Чувашской Республики, в соответствии с распределением этих субсидий бюджетам муниципальных районов и бюджетам городских округов на софинансирование расходов бюджетов муниципальных районов и бюджетов городских округов на указанные цели, утвержденным Законом Чувашской Республики «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» (таблица 5 приложения 15) на 2014 год в общей сумме 341 063,5 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета – 128 406,7 тыс. рублей, средств республиканского бюджета – 212 656,8 тыс. рублей.
Между Минстроем Чувашии и администрациями районов и городов Чувашской Республики заключены Соглашения о предоставлении в 2014 году субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджету муниципального образования на софинансирование расходных обязательств муниципального образования на предоставление социальных выплат молодым семьям для приобретения (строительства) жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». В рамках данных Соглашений администрациям муниципальных образований в 2014 году предоставляется субсидия за счет средств федерального и республиканского бюджетов с условием обеспечения софинансирования расходных обязательств за счет бюджета муниципального образования.
Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования определены в приложении № 3 к Подпрограмме (далее –Правила).
Порядок организации работы по реализации Подпрограммы в Чувашской Республике утвержденПостановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27.10.2006 №271.
По состоянию на 1 января 2015 года количество молодых семей нуждающихся в улучшении жилищных условий в целом по Чувашской Республике составляло 18670 семей, из них количество молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату по Подпрограмме - 8981 семья.
Согласно информации Минстроя Чувашии о ходе реализации Подпрограммы по состоянию на 1 января 2015 года органами местного самоуправления Чувашской Республики выданы свидетельства о праве на получение социальной выплаты (далее – Свидетельство) в рамках Подпрограммы617 молодым семьям на общую сумму 395 650,0 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета – 125 619,0 тыс. рублей (97,8% от утвержденного объема финансирования), средств республиканского бюджета – 208 225,3 тыс. рублей (97,9%), софинансирования за счет средств местных бюджетов – 61 805,7 тыс. рублей. Срок действия свидетельств – до июля 2015 года.
В 2014 году получили социальные выплаты многодетные молодые семьи и молодые семьи, включенные в список – участников Подпрограммы в 2008 году.
По состоянию на 1 января 2015 года реализовали свидетельства и улучшили свои жилищные условия 415 молодых семей на сумму 264 804,8 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета – 84 144,3 тыс. рублей, республиканского бюджета – 139 506,4 тыс. рублей, местных бюджетов – 41 154,1 тыс. рублей.
В ходе данного контрольного мероприятия проведены проверки использования средств республиканского бюджета, выделенных на предоставление социальных выплат на обеспечение жильем молодых семей в рамках Подпрограммы в администрациях Аликовского, Вурнарского, Красночетайского, Мариинско-Посадского, Урмарского районов Чувашской Республики и администрациях Ленинского и Московского районов города Чебоксары.
Списки молодых семей - участников Подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2014 году, сформированные в порядке очередности исходя из времени подачи молодой семьей заявления на участие в Подпрограмме указанными администрациями направлялись в Минстрой Чувашии своевременно.
Минстроем Чувашии в течении 10 дней с даты утверждения списков молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2014 году и в пределах выделенного финансирования доведены до администраций районов и городов выписки из указанного списка.
В ходе проверки в администрации Урмарского района установлено, что Минстрой Чувашии на основании письма администрации Урмарского района от 21.03.2014 № 05/05-703-Исх не включил в список - претендентов по Урмарскому району молодые семьи Семеновых, стоящей в списке участников под номером 4, Гениных под номером 5, Петровых под номером 7 и Степановых под номером 8, в связи с тем, что в местных бюджетах сельских поселений (Бишевское, Большечакинское, Староурмарское, Челкасинское) не предусмотрены средства для софинансирования социальных выплат указанным молодым семьям. Тем самым гражданка Генина Н.М. (дата рождения - 31.03.1979) имеющая троих детей, лишена возможности получить социальную выплату, т.к. в 2014 году достигла предельного возраста.
В ходе проведенной проверки в администрациях указанных муниципальных образований установлены отдельные нарушения.
Администрация Аликовского района
Администрацией района не доводились до молодых семей – претендентов на получение социальных выплат уведомления о необходимости представления документов для получения свидетельств.
В нарушение пункта 27 Правил на дату выдачи Свидетельств в делах молодых семей отсутствуют следующие документы: заявления на получение социальной выплаты, копии документов, удостоверяющие личность каждого члена семьи, копии свидетельства о браке. Кроме того, в личных делах молодых семей:
- Егорова А.О. отсутствует документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях и документы подтверждающие признание молодой семьи как семьи, имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты;
- Никандрова А.В. отсутствует документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях и справка кредитора (займодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом);
- Прокопьева С.Г. отсутствует документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях.
Исходя из вышеизложенного следует, что Администрация неправомерно выдала свидетельства 5 молодым семьям на получение социальной выплаты на сумму 2 910,6 тыс. рублей.
Администрация Красночетайского района
В нарушение пункта 27 Правил на дату выдачи Свидетельств в делах молодых семей отсутствует документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях (семьи: Плисовых, Чурбановых, Шехрейкиных).
Кроме того, в личном деле семьи Чурбановых не заверены копии документов, удостоверяющие личность каждого члена семьи, в личном деле семьи Шехрейкиных не заверены копии документов, удостоверяющие личность каждого члена семьи и копия свидетельства о браке.
Таким образом, Администрация неправомерно выдала свидетельства 3 молодым семьям на получение социальной выплаты на сумму 1 785,0 тыс. рублей.
Администрация Мариинско-Посадского района
В нарушение пункта 25 Правил администрация Мариинско-Посадского городского поселения оповещение молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты о необходимости представления документов для получения Свидетельства осуществляла письмами без уведомления, что не позволяет подтвердить факт и дату оповещения.
В нарушение пункта 27 Правил на дату выдачи Свидетельств во всех делах молодых семей отсутствуют заявления о выдаче свидетельств.
Кроме того, в отдельных личных делах молодых семей на дату выдачи Свидетельств отсутствуют следующие документы:
1) копии документов, удостоверяющие личность каждого члена семьии копия свидетельства о браке(в пяти личных делах);
2) документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях (в четырех личных делах).
Из вышеизложенного следует, что администрация Мариинско-Посадского района неправомерно выдала свидетельства 8 молодым семьям на получение социальной выплаты на сумму 5 458,5 тыс. рублей.
Администрация Урмарского района
Администрация Урмарского района не предоставила социальные выплаты в порядке очередности молодым семьям: Семеновых, стоящих в списке участников под номером 4, Гениных - под номером 5, Петровых - под номером 7 и Степановых - под номером 8 по причине отсутствия софинансирования указанных выплат из местных бюджетов поселений.
В нарушение пункта 27 Правил на дату выдачи Свидетельств во всех делах молодых семей отсутствуют документы, подтверждающие признание молодой семьи как семьи, имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Кроме того, в личном деле молодой семьи Федоровых на дату выдачи Свидетельства отсутствует документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях.
Из вышеизложенного следует, что администрация Урмарского района неправомерно выдала свидетельства 6 молодым семьям на получение социальной выплаты на сумму 4 476,2 тыс. рублей.
В соответствии с приложением № 1 «Заявление о принятии на учет» к Порядку, граждане, в случае изменения сведений, указанных в представленных документах о постановке на учет, обязаны в течение 14 дней сообщить о них.
Однако, две молодые семьи: Михайловых и Петровых не довели до администраций поселений сведения о приобретенном праве собственности на объекты недвижимого имущества в период, когда числились в очереди на участие в Подпрограмме.
Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от 14.05.2014 № 00/004/2014-15591 следует, что молодая семья Михайлова С.Н. состоящая из 4 человек, 11.06.2010 приобрела в собственность жилое помещение общей площадью 55,6 кв.м., тем самым улучшила свои жилищные условия. По состоянию на 11.06.2010 общая площадь жилых помещений на каждого члена семьи составляла 13,9 кв.м. при норме 13 кв.м. В связи с вышеизложенным, администрации Урмарского городского поселения в 2010 году следовало снять с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий семью Михайлова С.Н.
Из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от 22.05.2014 №00/004/2014-16987 следует, что по состоянию на 17.08.2012 общая площадь жилых помещений на каждого члена семьи Петрова А.Н. составляла 19,3 кв.м. при норме 15 кв.м. Администрации Староурмарского сельского поселения в 2012 году следовало снять с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий семью Петрова А.Н.
В соответствии с п.3 Порядка, граждане, намеренно ухудшившие жилищные условия, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и имеющими право на государственную поддержку не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Молодая семья Петрова А.Н. 16.04.2014 заведомо ухудшила жилищные условия путем прекращения права собственности на 1/4 долю жилого помещения площадью 108,9 кв.м., расположенного по адресу пгт.Урмары, ул. Сеспеля, д.18.
Таким образом, молодой семье Петрова А.Н. неправомерно предоставлена социальная выплата в общей сумме 771,8 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета – 293,6 тыс. рублей, средств республиканского бюджета Чувашской Республики – 468,9 тыс. рублей и средств бюджета поселения – 9,3 тыс. рублей.
В администрациях Вурнарского района, Ленинского и Московского районов г. Чебоксары проверкой нарушений не установлено.
Возмещение части затрат на уплату процентов по ипотечным кредитам в рамках в рамках Указа Президента Чувашской Республики от 6 марта 2002 г. № 51 «О мерах по усилению государственной поддержки молодых граждан в Чувашской Республике»
На возмещение части затрат на уплату процентов по ипотечным кредитам, привлеченным молодыми семьями на приобретение или строительство жилья в 2002-2006, 2008-2009 годах в рамках Указа Президента Чувашской Республики от 6 марта 2002 г. № 51 «О мерах по усилению государственной поддержки молодых граждан в Чувашской Республике» на 2014 год в республиканском бюджете предусмотрено финансирование в сумме 34 591,4 тыс. рублей. Кассовое исполнение указанных расходов по состоянию на 01.01.2015 составило 100,0%.
Возмещение части затрат на уплату процентов по ипотечным кредитам в рамках Указа Президента Чувашской Республики от 3 октября 2011 г. №87 «О дополнительных мерах по государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий»
В рамках реализации Указа Президента Чувашской Республики от 3 октября 2011 г. № 87 «О дополнительных мерах по государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий» предусмотрена государственная поддержка в улучшении жилищных условий в виде возмещения за счет средств республиканского бюджета части затрат на уплату процентов за пользование ипотечными кредитами в размере 4% годовых в течение до 10 лет с даты заключения кредитного договора.
По состоянию на 01.01.2015 сформированы и отправлены в кредитные организации списки молодых семей, изъявивших желание получить льготные кредиты, в количестве 6765 семей.
Согласно информации Минстроя Чувашии в 2014 году получили ипотечные кредиты 1154 молодые семьи. Возмещение процентной ставки по полученным кредитам в 2014 году произведено в сумме 109 397,4 тыс. рублей или 96,4% от утвержденных бюджетных назначений (113 438,4 тыс. рублей).
Выполнение целевых индикаторов Подпрограммы за 2014 год
Подпрограммой «Государственная поддержка молодых семей в решении жилищной проблемы» государственной программы Чувашской Республики «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства» на 2012-2020 годы на 2014 год предусмотрен показатель (индикатор) «Количество молодых семей, улучшивших жилищные условия» в количестве 1600 семей, в том числе «Количество семей с использованием социальных выплат на приобретение жилья» - 700 семей.
Фактически в 2014 году улучшили жилищные условия 1771 молодая семья или больше предусмотренного количества на 171 семью. Количество семей, улучшивших жилищные условия с использованием социальных выплат в 2014 году, составило 617 семей или на 83 семьи меньше предусмотренного количества.
8. Выводы:
1. На реализацию подпрограммы «Государственная поддержка молодых семей в решении жилищной проблемы» государственной программы Чувашской Республики «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства» на 2012-2020 годы в 2014 году направлено финансирование в общей сумме 477 833,1 тыс. рублей или 97,7% от утвержденных законом назначений (489 093,3 тыс. рублей), в том числе:
- на предоставление субсидии на обеспечение жильем молодых семей в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы – 333 844,3 тыс. рублей или 97,8%;
- на возмещение части затрат на уплату процентов по ипотечным кредитам, привлеченным молодыми семьями на приобретение или строительство жилья в 2002-2006, 2008-2009 годах – 34 591,4 тыс. рублей или 100,0%;
- на возмещение части затрат на уплату процентов по ипотечным кредитам (займам), привлеченным отдельными категориями граждан на приобретение или строительство жилья – 109 397,4 тыс. рублей или 96,4%.
2. По состоянию на 1 января 2015 года количество молодых семей нуждающихся в улучшении жилищных условий в целом по Чувашской Республике составляло 18670 семей, из них количество молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату по Подпрограмме - 8981 семья. В 2014 году улучшили жилищные условия 1771 молодая семья, из них 1154 молодых семей получили ипотечные кредиты, по которым осуществляется возмещение процентных ставок и 617 молодым семьямвыданы свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилья. Социальные выплаты получили многодетные молодые семьи и молодые семьи, включенные в список – участников Подпрограммы в 2008 году.
3. Администрациями Мариинско-Посадского, Урмарского, Красночетайского и Аликовского районов Чувашской Республики нарушены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, в части отсутствия в личных делах молодых семей на дату выдачи Свидетельств полного пакета документов, предусмотренных п.27 Правил. В результате чего неправомерно выданы Свидетельства 22 молодым семьям на общую сумму 14 630,3 тыс. рублей.
4. Администрацией Урмарского района неправомерно предоставлена социальная выплата молодой семье Петровых в общей сумме 771,8 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета – 293,6 тыс. рублей, средств республиканского бюджета Чувашской Республики – 468,9 тыс. рублей и средств бюджета Староурмарского сельского поселения – 9,3 тыс. рублей, т.к. семья Петровых 16.04.2014 заведомо ухудшила жилищные условия путем прекращения права собственности на 1/4 долю жилого помещения площадью 108,9 кв.м.
5. В нарушение пункта 25 Правил администрации Аликовского района и Мариинско-Посадского городского поселения не уведомляли в письменной форме молодые семьи – претендентов на получение социальной выплаты о необходимости представления пакета документов для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты.
6. Минстрой Чувашии на основании письма администрации Урмарского района не включил в список – претендентов на получение социальных выплат по Урмарскому району молодые семьи, стоящие в списке - участников Подпрограммы под номерами 4, 5, 7, 8 в связи с тем, что в местных бюджетах сельских поселений не предусмотрены средства для софинансирования социальных выплат указанным молодым семьям. Тем самым гражданка Генина Н.М. (дата рождения - 31.03.1979), имеющая троих детей и стоящая в списке под №5, лишена возможности получить социальную выплату, т.к. в 2014 году достигла предельного возраста.
7. Подпрограммой предусмотрен показатель (индикатор) «Количество молодых семей, улучшивших жилищные условия» на 2014 год в количестве 1600 семей, фактически этот показатель составил 1771 молодая семья. Из общего количества указанных семей, 617 семей улучшили жилищные условия с использованием социальных выплат или на 83 семьи меньше чем предусмотрено Подпрограммой.
9. Возражения или замечания руководителей или иных уполномоченных должностных лиц объектов контрольного мероприятия на результаты контрольного мероприятия не представлены.
10. Предложения (рекомендации):
1. Направить представления об устранении выявленных нарушений в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, в администрации Аликовского, Красночетайского, Мариинско-Посадского и Урмарского районов.
2.Отчето результатах проверки направить в Государственный Совет Чувашской Республики.
3. Направить материалы проверки в Прокуратуру Чувашской Республики.
Аудитор Т.К. Фролова