УТВЕРЖДАЮ
Председатель
Контрольно-счетной палаты
Чувашской Республики
_______Т.Д. Минина
21 мая 2015 года
ОТЧЕТ
О РЕЗУЛЬТАТАХ КОНТРОЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
«Проверка соблюдения установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности Чувашской Республики, и результатов финансово-хозяйственной деятельности государственного унитарного предприятия Чувашской Республики «Фильтр» Государственного комитета Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, за 2013-2014 годы»
1. Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 1.8 плана работы Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики на 2015 год, распоряжение и.о. председателя Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики от 01.04.2015 № 9.
2. Предмет контрольного мероприятия: нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность, учредительные документы, бухгалтерская, финансовая, статистическая и производственная отчетность, первичные бухгалтерские, финансовые документы, договоры по хозяйственной деятельности государственного унитарного предприятие Чувашской Республики «Фильтр» Государственного комитета Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
3. Объект контрольного мероприятия: государственное унитарное предприятие Чувашской Республики «Фильтр» Государственного комитета Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
4. Проверяемый период деятельности: 2013-2014 годы.
5. Срок проведения контрольного мероприятия: с 13 апреля по 30 апреля 2015 года.
6. Краткая характеристика деятельности:
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 09.08.2007 № 187 Чувашское государственное предприятие «Фильтр» (штаба гражданской обороны республики) переименовано в государственное унитарное предприятие Чувашской Республики «Фильтр» Государственного комитета Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (далее – Предприятие)
Предприятие создано в целях повышения эффективности использования государственного имущества, обеспечения обслуживания специального оборудования защитных сооружений гражданской обороны.
Учредителем Предприятия является Кабинет Министров Чувашской Республики. Уполномоченным органом, осуществляющим управление и распоряжение республиканским имуществом, является Министерство имущественных и земельных отношений Чувашской Республики (далее – Минимущество Чувашии).
Предприятие является коммерческой организацией с уставным фондом 515 362 рублей, не наделенной правом собственности на закрепленное за ним республиканское имущество. Имущество Предприятия относится к государственной собственности Чувашской Республики и закреплено за Предприятием на праве хозяйственного ведения (распоряжением Минимущества Чувашии от 14.12.2009 № 1665-р за Предприятием закреплены комнаты №№ 33-35 нежилого помещения № 1, расположенные в подвале (лит. А1) жилого пятиэтажного кирпичного дома (лит. А), находящегося по адресу Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Гражданская, д. 52).
В единый государственный реестр юридических лиц 09.01.2008 внесена запись о создании юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1022101286130, присвоен ИНН 2129007285.
В проверяемом периоде распорядителями денежных средств Предприятия являлись с правом подписи на финансовых документам в должности директора: Федосеев А.Г., в должности главного бухгалтера: Харитонова Л.А.
Адрес регистрации и фактического нахождения Предприятия: 428005, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Гражданская, д. 52.
7. По результатам контрольного мероприятия установлено следующее:
7.1. Проверка соответствия деятельности Предприятия требованиям законодательства о государственных унитарных предприятиях, положениям его учредительных документов.
7.1.1. Предмет и цели создания Предприятия; виды деятельности; фонды и чистые активы.
Предприятие осуществляет свою деятельность на основании и в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее - Федеральный закон № 161-ФЗ), другими законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Чувашской Республики, а также Уставом Предприятия.
Предприятие является юридическим лицом, координация и регулирование деятельности которого осуществляется Государственным комитетом Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (далее - ГКЧС Чувашии), имеет самостоятельный баланс, печать со своим наименованием, штамп, бланки, расчетный счет.
Основной целью Предприятия является получение прибыли и удовлетворение общественных интересов в товарах и услугах.
Основными видами деятельности Предприятия согласно Уставу являются:
- выполнение регламента работ по поддержанию в готовности к использованию средств индивидуальной защиты населения;
- обслуживание специального оборудования защитных сооружений гражданской обороны;
- комплектация оборудования защитных сооружений гражданской обороны, средств индивидуальной защиты населения;
- консервация дозиметрических приборов;
- осуществление контрольных функций объектов гражданской обороны на соответствие их эксплуатации.
Предприятие не имеет в своем составе обособленных структурных подразделений (филиалов, представительств), расположенных вне места нахождения Предприятия.
Предприятие не является участником (членом) коммерческих и некоммерческих организаций.
По итогам 2013 года чистая прибыль Предприятия составила 297,0 тыс. рублей, по итогам 2014 года - 437,0 тыс. рублей.
В соответствии с пунктом 3.9 Устава Предприятие сформирован резервный фонд для покрытия убытков, величина которого по состоянию на 30.04.2015 составляла 93,5 тыс. рублей.
В соответствии с пунктом 3.10 Устава Предприятие за счет прибыли, остающейся в распоряжении Предприятия созданы фонд производственного развития, социальный фонд и фонд материального поощрения размеры которых по состоянию на 30.04.2015 соответственно составляли 182,1 тыс. рублей, 29,8 тыс. рублей и 27,9 тыс. рублей.
Величина чистых активов Предприятия на 31.12.2013 года составила 591,0 тыс. рублей, на 31.12.2014 года - 874,0 тыс. рублей, которая по сравнению с уровнем 2013 года увеличилась на 283,0 тыс. рублей или на 47,9 процентов.
7.1.2. Анализ учредительных и организационно-правовых документов Предприятия.
Устав Предприятия утвержден приказом ГКЧС Чувашии от 19.12.2007 № 193 и согласован с Минимуществом Чувашии (распоряжение от 07.12.2007 № 1672-р).
В нарушение пункта 3 статьи 9 Федерального закона № 161-ФЗ в Уставе не указаны: размеры образуемых Предприятием фондов; порядок изменения и прекращения трудового договора, заключенного с директором Предприятия.
В нарушение пункта 2 статьи 22 Федерального закона № 161-ФЗ директором Предприятия до сведения собственника имущества не доводилась (в ходе проверки не представлена) информация: о юридических лицах, в которых он, его супруга, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица, признаваемые таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, владеют двадцатью и более процентами акций (долей, паев) в совокупности; о юридических лицах, в которых он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица, признаваемые таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, занимают должности в органах управления; об известных ему совершаемых или предполагаемых сделках, в совершении которых он может быть признан заинтересованным.
В нарушение пункта 4.7 Устава Предприятия в 2013-2014 годах не были исполнены обязанности Предприятия по страхованию республиканского имущества, закрепленного за Предприятием на праве хозяйственного ведения.
7.1.3. Проверка соблюдения действующего законодательства при совершении Предприятием сделок с имуществом.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона № 161-ФЗ собственник имущества унитарного предприятия дает согласие на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок.
В проверяемом периоде для Предприятия крупными являлись сделки более 51,5 тыс. рублей (более десяти процентов уставного фонда Предприятия).
Проверкой договоров, заключенных Предприятием в 2013-2014 годах установлено, что в нарушение статьи 20 Федерального закона № 161-ФЗ Предприятием без согласия собственника имущества совершены крупные сделки:
с ОАО «Сорбент» г. Пермь по договору от 22.03.2011 № ДСР-04/063-11 (в 2013 году – на сумму 1 596,2 тыс. рублей, в I полугодии 2014 года – на сумму 477,6 тыс. рублей);
с ООО «Технология охраны и здоровья» г. Дзержинск Нижегородской области по договору от 26.04.2013 № 147-8 (в 2013 году – на сумму 347,0 тыс. рублей).
Кроме того, без согласия собственника имущества заключен договор от 31.10.2014 на аренду автомобиля марки RENAULTMEGANSCENIC с гражданином Федосеевым А.Г. с оплатой на сумму 98,0 тыс. рублей. В ходе проверки Предприятие обратилось в ГКЧС Чувашии о даче разрешения на совершение крупной сделки по вышеуказанному договору (письменное разрешение получено 23.04.2015). ГКЧС Чувашии 27.04.2015 направил в Минимущество Чувашии информацию о невозражении против совершения Предприятием данной крупной сделки. По состоянию на 30.04.2015 письменное согласие Минимущества Чувашии Предприятием не получено.
7.2. Оценка эффективности финансово-хозяйственной деятельности Предприятия.
7.2.1. Анализ основных производственных показателей Предприятия. Оценка показателей экономической эффективности деятельности Предприятия.
Для выполнения целей, определенных Уставом Предприятия, приказом ГКЧС Чувашии от 13.11.2012 № 3 утверждены программа деятельности Предприятия и показатели экономической эффективности деятельности Предприятия на 2013 год. Программа деятельности Предприятия и показатели экономической эффективности деятельности Предприятия на 2014 год утверждены приказом ГКЧС Чувашии от 28.04.2014 № 59.
Плановые показатели деятельности на 2013 год Предприятием в основном выполнены, за исключением показателя «среднесписочная численность», который выполнен на 66,7 % в связи с оптимизацией численности персонала (при плановой среднесписочной численности в количестве 6 человек фактическая среднесписочная численность составила 4 человека).
Объем выручки за 2013 год составил 4 747,0 тыс. рублей превысив в 1,8 раза (на 2 027,0 тыс. рублей) плановый объем - 2 720,0 тыс. рублей;объем чистой прибыли составил 297,0 тыс. рублей превысив в 2,5 раза (на 177,0 тыс. рублей) плановый объем - 120,0 тыс. рублей; размер чистых активов составил 591,0 тыс. рублей или 109,4 % от планового размера - 540,0 тыс. рублей; размер среднемесячной заработной платы составил 18,8 тыс. рублей или 125,3 % от планового значения - 15,0 тыс. рублей.
Плановые показатели экономической эффективности деятельности на 2014 год Предприятием в основном выполнены,за исключением показателей «выручка» и «среднесписочная численность». Так, в 2014 году объем выручки составил 4 616,0 тыс. рублей, что на 134,0 тыс. рублей или на 2,8 % ниже планового объема - 4 750,0 тыс. рублей; показатель «среднесписочная численность» выполнен на 66,7 %.
Объем чистой прибыли составил 437,0 тыс. рублей превысив в 1,5 раза (на 137,0 тыс. рублей) плановый объем - 300,0 тыс. рублей; размер чистых активов составил 874,0 тыс. рублей превысив в 1,6 раза (на 324,0 тыс. рублей) плановый объем - 550,0 тыс. рублей. В 2014 году средняя заработная плата работников Предприятия по сравнению с 2013 годом увеличилась на 0,9 тыс. рублей или на 4,8 % и составила 19,7 тыс. рублей.
Среднесписочная численность работников Предприятия в 2013 и в 2014 годах составила 4 человека.
7.2.2. Анализ структуры и состояния основных средств Предприятия. Соблюдение установленного порядка управления и распоряжения имуществом Чувашской Республики.
В структуре основных средств на долю объекта учета имущества «Здания» приходится 100,0 %. По состоянию на 01.01.2015 остаточная стоимость основных средств составила 270,3 тыс. рублей и по сравнению с 01.01.2014 (329,6 тыс. рублей) уменьшилась на 59,3 тыс. рублей или на 18,0 %,по сравнению с 01.01.2013 (389,0 тыс. рублей) уменьшилась на 118,7 тыс. рублей или на 30,5 процентов.
Амортизация основных средств начислялась линейным способом. По состоянию на 31.12.2013 начислено амортизации по объектам основных средств на сумму 219,3 тыс. рублейили 40,0 % от их балансовой стоимости;по состоянию на 31.12.2014 – 278,6 тыс. рублей или 50,8 % от их балансовой стоимости.
В 2013-2014 г.г. поступление и выбытие основных средств не осуществлялось.
7.2.3. Анализ структуры доходов и расходов. Формирование финансовых результатов деятельности Предприятия. Соблюдение установленного порядка использования чистой прибыли.
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг в 2014 году к уровню 2013 года уменьшилась на 131,0 тыс. рублей или на 2,8 % и составила 4 616,0 тыс. рублей (в 2013 году – 4 747,0 тыс. рублей).
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг составила 1 890,0 тыс. рублей, уменьшилась по сравнению с 2013 годом на 202,0 тыс. рублей (составляла 2 092,0 тыс. рублей).
Валовая прибыль (по сравнению с 2013 годом) увеличилась на 71,0 тыс. рублей (на 2,7 %).
В общем объеме выручки за 2013-2014 годы доля выручки от реализации собственных работ, услуг составила 44,8 % и доля выручки от реализации покупных товаров – 55,2 процентов.
В 2014 году, по сравнению с 2013 годом, расходы Предприятия в целом уменьшились на 323,0 тыс. рублей (на 7,4 %) и составили в сумме 4 047,0 тыс. рублей (в 2013 году – 4 370,0 тыс. рублей). В 2014 году в общей сумме расходов предприятия доля себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг составляла 46,7 % (1 890,0 тыс. рублей), доля управленческих расходов составила 52,8 % (2 136,0 тыс. рублей), доля прочих расходов составляла 0,5 % (21,0 тыс. рублей). В 2013 году в общей сумме расходов предприятия доля себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг составляла 47,9 % (2 092,0 тыс. рублей), доля управленческих расходов составила 51,3 % (2 242,0 тыс. рублей), доля прочих расходов составляла 0,8 % (36,0 тыс. рублей).
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг уменьшилась по сравнению с 2013 годом на 9,7 % (на 202,0 тыс. рублей).
В 2014 году по сравнению с 2013 годом управленческие расходы снизились на 106,0 тыс. рублей или на 4,7 %. Наибольший удельный вес в структуре управленческих расходов составляли расходы на оплату труда: в 2014 году и в 2013 году соответственно 59,3 % и 64,2 %; отчисления с заработной платы: 17,6 % и 19,0 процентов.
Прочие расходы снизились на 15,0 тыс. рублей (на 41,7 %).
Величина чистых активов Предприятия на 31.12.2013 года составила 591,0 тыс. рублей, на 31.12.2014 года - 874,0 тыс. рублей, которая по сравнению с уровнем 2013 года увеличилась на 283,0 тыс. рублей или на 47,9 процентов.
По итогам 2014 года чистая прибыль Предприятия составила 437,0 тыс. рублей или увеличилась по сравнению с 2013 годом (составляла 297,0 тыс. рублей) в 1,5 раза (на 140,0 тыс. рублей).
На состоявшемся 1 апреля 2014 года заседании балансовой комиссии ГКЧС Чувашии директору Предприятия рекомендовано распределить чистую прибыль следующим образом:
- в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 12.04.2002 № 110 перечислить в республиканский бюджет Чувашской Республики до 1 июня 2014 года десять процентов чистой прибыли, что составляет 29,7 тыс. рублей (фактически перечислено 29,7 тыс. рублей платежным поручением от 21.05.2014 № 104);
в резервный фонд – 20 % (53,5 тыс. рублей);
в фонд производственного развития – 5 % (13,4 тыс. рублей);
в фонд материального поощрения – 70 % (187,0 тыс. рублей);
в социальный фонд – 5 % (13,4 тыс. рублей).
На состоявшемся 13 апреля 2015 года заседании балансовой комиссии ГКЧС Чувашии директору Предприятия рекомендовано распределить чистую прибыль следующим образом:
- в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 12.04.2002 № 110 перечислить в республиканский бюджет Чувашской Республики до 1 июня 2015 года двадцать пять процентов чистой прибыли, что составляет 109,3 тыс. рублей (по состоянию на 30.04.2015 средства не перечислены);
в резервный фонд – 10 % (32,8 тыс. рублей);
в фонд производственного развития – 50 % (163,9 тыс. рублей);
в фонд материального поощрения – 35 % (114,7 тыс. рублей);
в социальный фонд – 5 % (16,4 тыс. рублей).
Чистая прибыль распределена в соответствии с рекомендациями балансовой комиссии.
В проверяемом периоде оплата труда работников Предприятия регламентировалась Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом № 161-ФЗ, постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 01.12.1998 № 350 «Об утверждении Положения об условиях оплаты руководителей государственных унитарных предприятий Чувашской Республики при заключении с ними трудовых договоров» (далее – постановление Кабинета Министров Чувашской Республики № 350), Коллективным договором Предприятия на 2012-2014 годы.
Пунктом 3 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики № 350 определено, что должностной оклад руководителя государственного унитарного предприятия устанавливается в зависимости от величины тарифной ставки 1 разряда рабочего основной профессии, определенной коллективным договором в данной организации. Положением об оплате труда (приложение № 2 к Коллективному договору) должностной оклад рабочего основной профессии (слесаря) установлен в размере 14,0 тыс. рублей.
18 февраля 2013 года ГКЧС Чувашии заключен трудовой договор № 4 с директором Предприятия Федосеевым А.Г. Пунктом 3.1. трудового договора определено, что «должностной оклад директора установлен в размере 2,5 кратной величины минимального оклада рабочего основной профессии (слесаря), предусмотренной в коллективном договоре, в сумме 45 000 (сорок пять тысяч) рублей». 2 декабря 2013 года ГКЧС Чувашии заключен трудовой договор № 16 с директором Предприятия Федосеевым А.Г. (кратность установления должностного оклада и его размер не изменились).
В то же время, исходя из установленного Положением об оплате труда минимального оклада рабочего основной профессии (слесаря) в сумме 14,0 тыс. рублей должностной оклад директора Предприятия должен составлять в сумме 35,0 тыс. рублей (14,0 тыс. рублей х 2,5).
Таким образом, в 2013-2014 годах директору Предприятия произведено излишнее начисление и выплата заработной платы в сумме 289,9 тыс. рублей.
Должностные оклады работников Предприятия установлены в соответствии со штатным расписанием. Выплата премий работникам Предприятия регламентировалась Положением о премировании работников Предприятия (утверждено директором Предприятия и согласовано с представителем трудового коллектива Предприятия 31.10.2012).
Проверкой правильности исчисления премирования сотрудникам Предприятия установлено следующее. В нарушение п. 3 Положения о премировании, устанавливающего максимальный размер премии по организации (для всех должностей, включенных в штатное расписание) слесарю Предприятия Корнилову В.Н. в 2013-2014 года произведено излишнее начисление премии в размере 16,1 тыс. рублей. Так, п. 3 Положения о премировании установлено, что максимальный размер премии по организации (для всех должностей, включенных в штатное расписание) составляет не выше шести должностных окладов. Корнилов В.Н. принят на работу на должность слесаря с должностным окладом в размере 14,0 тыс. рублей в месяц (с 1 декабря 2014 года – согласно штатного расписания оклад составил 24,0 тыс. рублей), размер премиальных выплат соответственно должен составлять 2013 году не более 84,0 тыс. рублей и в 2014 году - не более 89,0 тыс. рублей. По данным бухгалтерского учета Корнилову В.Н. произведено начисление и выплата премии в 2013 году в сумме 89,5 тыс. рублей и в 2014 году – в сумме 99,6 тыс. рублей.
В ходе проверки установлено, что в нарушение статьи 126 Трудового кодекса Российской Федерации главному бухгалтеру Предприятия Харитоновой Л.А. произведена выплата компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск (28 календарных дней) в сумме 31,5 тыс. рублей.
7.2.4. Структура и динамика долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений Предприятия. Анализ обоснованности и использования привлеченных средств.
В проверяемом периоде долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения Предприятием не осуществлялись, кредитные и иные средства не привлекались.
7.2.5. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности. Состояние расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами. Претензионно-исковая работа по снижению дебиторской задолженности.
По состоянию на 31.12.2013 дебиторская задолженность Предприятия составляла в сумме 80,0 тыс. рублей, в том числе:
- по расчетам с покупателями и заказчиками – 59,0 тыс. рублей (составляет 73,8 % в общей сумме дебиторской задолженности);
- по расчетам с прочими дебиторами – 21,0 тыс. рублей (26,2 %).
По состоянию на 31.12.2014 дебиторская задолженность Предприятия увеличилась в 2,5 раза по сравнению с дебиторской задолженностью на 31.12.2013 и составила 196,8 тыс. рублей, в том числе:
- по расчетам с покупателями и заказчиками – 194,8 тыс. рублей (99,0 %);
- по авансам выданным – 2,0 тыс. рублей (1,0 %).
По состоянию на 31.12.2013 и 31.12.2014 просроченной дебиторской задолженности не имелось.
По состоянию на 31.12.2013 кредиторская задолженность Предприятия составила 112,0 тыс. рублей, в том числе:
- перед бюджетом по налогам и сборам – 102,0 тыс. рублей (составляет 91,1 % в общей сумме кредиторской задолженности);
- перед поставщиками и подрядчиками – 1,0 тыс. рублей (0,9 %);
- перед государственными внебюджетными фондами – 9,0 тыс. рублей (8,0 %).
В 2014 году кредиторская задолженность Предприятия уменьшилась на 52,2 тыс. рублей или на 53,6 % и на 31.12.2014 составила 59,8 тыс. рублей, в том числе:
- перед бюджетом по налогам и сборам – 38,5 тыс. рублей (64,4 %);
- перед поставщиками и подрядчиками – 18,6 тыс. рублей (31,1 %);
- по авансам полученным – 2,7 тыс. рублей (4,5 %).
По состоянию на 31.12.2013 и 31.12.2014 просроченной кредиторской задолженности не имелось.
Выверкавзаимных расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками осуществлена перед составлением годовых отчетов за 2013 и 2014 годы и подтверждена соответствующими актами.
С целью снижения дебиторской задолженности Предприятием с заказчиками велась претензионная работа (направлялись претензионные письма). В 2013 году направлены претензии о погашении долга в три организации, в 2014 году - в четыре организации. По итогам рассмотрения претензионных обращений задолженность была погашена.
7.3. Проверка состояния бухгалтерского учета и отчетности.
Проведенной проверкой состояния бухгалтерского учета и отчетности, правильности составления и оформления документов за 2013-2014 годы установлено, что бухгалтерский учет в основном велся в соответствии с требованиями Федерального закона о 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н.Бухгалтерский учет велся по журнально-ордерной форме учета с применением программных продуктов 1С Предприятие 4.5. «Бухгалтерский учет».
Приказом директора 29.12.2012 № 12 утверждено Положение об учетной политике для целей бухгалтерского учета на 2013 год, приказом от 28.12.2013 № 10 утверждено Положение об учетной политике для целей бухгалтерского учета на 2014 год. В данных положениях также отражены элементы учетной политики для целей налогового учета.
Доходы и расходы для целей бухгалтерского учета и при исчислении налога на прибыль определялись по мере признания выручки от реализации товаров (работ, услуг) при соблюдении условий, указанных в п. 12 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), по мере отгрузки.
В нарушение пункта 3 Положения по бухгалтерскому учету 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», утвержденного приказом Минфина России от 13.12.2010 № 167н, в Положении об учетной политике Предприятия на 2014 год в целях бухгалтерского учета не предусмотрено создание резерва по оценочным обязательствам в виде предстоящих расходов на оплату отпусков сотрудников. По данным бухгалтерского баланса по состоянию на 31.12.2013 и на 31.12.2014 указанное оценочное обязательство по строке 1540 бухгалтерской отчетности Предприятия не признано в вышеуказанном порядке.
Проверка кассовых операций проведена за весь проверяемый период.
Учет кассовых операций осуществлялся в кассовой книге установленной формы, которая прошнурована, пронумерована; заверительные надписи, подписанные директором и главным бухгалтером и скрепленные оттиском печати Предприятия, имеются.
В нарушение пункта 2.1. Положения № 373-П в ряде случаях, при заполнении расходных кассовых ордеров не перечислены прилагаемые подтверждающие документы, являющиеся основанием для выдачи денежных средств. Так, в расходных кассовых ордерах от 29.03.2013 №№ 1,2 и от 31.05.2013 № 4 графа «Приложение» не заполнена.
В расходных кассовых ордерах от 29.03.2013 № 2, 30.04.2013 № 3 получателем денежных средств не указана дата получения денежных средств.
Выборочная проверка соблюдения порядка расчетов с подотчетными лицами проведена за 3-4 кварталы 2013 года и за 4 квартал 2014 года.
Проверкой установлены факты несвоевременного представления сотрудниками в бухгалтерию Предприятия авансовых отчетов. Так, при установленном в Приложении 3 к Положению об учетной политике Предприятия на 2014 год сроке создания авансового отчета и сдачи его в бухгалтерию «в течение 5 дней со дня совершения хозяйственных расходов», в 4 квартале 2014 года в 7 случаях авансовые отчеты представлены с нарушением установленного срока от 3 до 74 рабочих дней.
Проверкой выявлены факты недоплаты командировочных расходов работникам Предприятия. Так, командированному лицу - директору Федосееву А.Г. по авансовому отчету от 15.07.2013 № 26, исходя из размера суточных, установленных приказом директора Предприятия от 12.10.2012 № 6 «О размере суточных и компенсации проезда и проживания» в сумме 200 рублей за каждый день нахождения в поездке по территории Чувашской Республики, в 250 рублей – за пределами Чувашской Республики, полагалась выплата суточных в сумме 5,4 тыс. рублей за фактическое время пребывания в командировке в г. Шумерля с 03.06.2013 по 29.06.2013 (27 календарных дней), однако сумма выплаты составила 1,8 тыс. рублей, недоплата составила в сумме 3,6 тыс. рублей.
Аналогично командированному лицу - слесарю Корнилову В.Н. по авансовому отчету от 30.08.2013 № 41 полагалась выплата суточных в сумме 4,3 тыс. рублей за фактическое время пребывания в командировке в пос. Параты Республики Марий-Эл с 13.08.2013 по 29.08.2013 (17 календарных дней), однако сумма выплаты составила 2,3 тыс. рублей, недоплата составила в сумме 2,0 тыс. рублей.
В нарушение Постановления Госкомстата России от 01.08.2001 № 55 «Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации № АО-1 «Авансовый отчет», в отдельных авансовых отчетах не заполнены реквизиты документов, подтверждающих произведенные расходы, такие как «номер» (авансовые отчеты от 29.10.2014 № 28, от 31.10.2014 № 29, от 13.11.2014 № 32, от 19.11.2014 № 33, от 01.12.2014 № 36).
В нарушение постановления Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» в отдельных командировочных удостоверениях (форма № Т-10) не заполнены такие реквизиты документов как «номер документа», «количество дней нахождения в командировке» (командировочные удостоверения от 02.07.2013 Федосеева А.Г., от 03.06.2013 Федосеева А.Г., от 12.08.2013 Корнилова В.Н., от 14.08.2013 Шалфеева К.А.), «отметки о выбытии из пункта назначения» (командировочные удостоверения от 27.09.2013 Шалфеева К.А., от 27.09.2013 Корнилова В.Н., от 07.10.2013 Федосеева А.Г., от 22.10.2013 Федосеева А.Г., от 12.12.2013 Федосеева А.Г., от 12.12.2013 Корнилова В.Н., от 19.12.2013 Корнилова В.Н., от 19.12.2013 Федосеева А.Г.), «отметки о прибытии в пункт назначения и выбытии из пункта назначения» (командировочное удостоверение от 10.11.2014 № 4 Федосеева А.Г.).
Проверкой расходования средств на оплату горюче-смазочных материалов установлено, что во всех путевых листах не заполняются такие графы, как: «Движение горючего», «место назначения», «пройдено, км», отсутствуют расшифровки фактического пробега автомобиля за смену.
Предприятием годовая инвентаризация расчетов за 2014 год проведена 30.12.2014 на основании приказа от 30.12.2013 № 8, за 2013 год – 30.12.2013 на основании приказа от 30.12.2013 № 11. В то же время инвентаризация активов (основных средств, материально-производственных запасов, товаров, денежных средств) не проводилась.
Проверкой правильности оформления инвентарных карточек по учету основных средств выявлено, что в нарушение пункта 13 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.10.2003 № 91н в 2 инвентарных карточках учета объекта основных средств ф. № ОС-6 (№№ 9, 12) не приведены данные о краткой индивидуальной характеристике объекта основных средств, наименовании организации – изготовителя, дате выпуска (постройки), дате ввода в эксплуатацию, заводском номере объекта. В ходе проведения настоящей проверки данные замечания по оформлению инвентарных карточек устранены.
Проверка банковских операций проведена за весь проверяемый период, в ходе которой нарушений не установлено. Ко всем выпискам банка приложены соответствующие оправдательные документы.
Сроки представления годовой бухгалтерской отчетности, установленные федеральным законодательством, Предприятием в проверяемый период соблюдались.
8. Выводы:
1. Предприятие осуществляло свою деятельностьв соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», другими законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Чувашской Республики, а также Уставом Предприятия.
2. Проверкой учредительных документов установлено, что в нарушение пункта 3 статьи 9 Федерального закона № 161-ФЗ в Уставе не указаны размеры образуемых Предприятием фондов; порядок изменения и прекращения трудового договора, заключенного с директором Предприятия.
В нарушение пункта 2 статьи 22 Федерального закона № 161-ФЗ директором Предприятия до сведения собственника имущества не доводилась (в ходе проверки не представлена) информация о юридических лицах, в которых он, его супруга, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица, признаваемые таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, владеют двадцатью и более процентами акций (долей, паев) в совокупности; о юридических лицах, в которых он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица, признаваемые таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, занимают должности в органах управления; об известных ему совершаемых или предполагаемых сделках, в совершении которых он может быть признан заинтересованным.
3. В нарушение пункта 4.7 Устава Предприятием в 2013-2014 годах не были исполнены обязанности Предприятия по страхованию республиканского имущества, закрепленного за на праве хозяйственного ведения.
4. В нарушение статьи 20 Федерального закона № 161-ФЗ Предприятием без согласия собственника имущества совершены три крупные сделки, в том числе две - с ОАО «Сорбент» г. Пермь на общую сумму 2 073,8 тыс. рублей и одна – с ООО «Технология охраны и здоровья» г. Дзержинск Нижегородской области на сумму 347,0 тыс. рублей. Кроме того, без согласия собственника имущества заключен договор на аренду автомобиля на сумму 98,0 тыс. рублей.
5. Утвержденные показатели деятельности Предприятия на 2013-2014 годы в основном выполнены, за исключением в 2013 году показателя «среднесписочная численность», который выполнен на 66,7 % и в 2014 году - за исключением показателей«выручка» (выполнение составило 97,2 %) и «среднесписочная численность» (66,7 %).
6. В нарушение постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 01.12.1998 № 350 «Об утверждении Положения об условиях оплаты руководителей государственных унитарных предприятий Чувашской Республики при заключении с ними трудовых договоров» и Коллективного договора Предприятия на 2012-2014 годы в результате установления завышенного должностного оклада директору Предприятия в 2013-2014 годах произведено излишнее начисление и выплата заработной платы в сумме 289,9 тыс. рублей.
7. В нарушение пункта 3 Положения о премировании работников Предприятия в 2013 и 2014 годах слесарю Предприятия Корнилову В.Н. произведено излишнее начисление и выплата премии в общей сумме 16,1 тыс. рублей.
8. В нарушение статьи 126 Трудового кодекса Российской Федерации главному бухгалтеру Предприятия Харитоновой Л.А. произведена выплата компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск (28 календарных дней) в сумме 31,5 тыс. рублей.
9. Установлены отдельные нарушения состояния бухгалтерского учета и отчетности, правильности составления и оформления документов.
9. Возражения или замечания директора Предприятия на результаты контрольного мероприятия:
По результатам контрольного мероприятия составлен акт от 30 апреля 2015 года, на который Предприятие письмом от 12.05.2015 № 37 представило свои замечания и возражения. Контрольно-счетной палатой Чувашской Республики возражения, содержащиеся в пункте 3 письма, приняты.
10. Предложения (рекомендации):
1. Направить представление Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики в государственное унитарное предприятие Чувашской Республики «Фильтр» Государственного комитета Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
2. Направить информационные письма о результатах контрольного мероприятия в Государственный комитет Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и в Министерство имущественных и земельных отношений Чувашской Республики.
Заведующий сектором
экспертно-аналитической работы
Контрольно-счетной палаты
Чувашской Республики В.А. Соловьев