УТВЕРЖДАЮ
Председатель
Контрольно-счетной палаты
Чувашской Республики
___________ Т.Д. Минина
18 сентября 2015 года
ОТЧЕТ
О РЕЗУЛЬТАТАХ КОНТРОЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
«Проверка соблюдения установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности Чувашской Республики, и результатов финансово-хозяйственной деятельности казенного предприятия Чувашской Республики «Аэропорт Чебоксары»
1. Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 1.17 плана работы Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики на 2015 год, распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики от 31.07.2015 № 20.
2. Предмет контрольного мероприятия: нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность казенного предприятия, учредительные документы, бухгалтерская, финансовая, статистическая и производственная отчетность, первичные бухгалтерские и финансовые документы финансово-хозяйственной деятельности.
3. Объект контрольного мероприятия: казенное предприятие Чувашской Республики «Аэропорт Чебоксары».
4. Проверяемый период деятельности: 2013 - 2014 годы.
5. Срок проведения контрольного мероприятия: с 5 августа по 28 августа 2015 года.
6. Краткая информация об объекте контрольного мероприятия:
Казенное предприятие Чувашской Республики «Аэропорт Чебоксары» (далее - Предприятие) создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее - Федеральный закон № 161-ФЗ) во исполнение постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.07.2010 № 223 «О создании казенного предприятия Чувашской Республики «Аэропорт Чебоксары» в целях обеспечения устойчивости функционирования воздушного транспорта в Чувашской Республике и развития различных направлений авиационных перевозок.
Полномочия учредителя Предприятия от имени Чувашской Республики осуществляет орган исполнительной власти Чувашской Республики, на который возложены координация и регулирование соответствующих видов экономической деятельности - Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (далее - Минтранс Чувашии).
Место нахождения Предприятия: 428014, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пл. И.Ф. Скворцова, д. 1, ИНН 2130080265, ОГРН 1102130012555.
7. По результатам контрольного мероприятия установлено следующее:
7.1. Проверка соответствия деятельности Предприятия требованиям законодательства о казенных предприятиях, положениям ее учредительных документов
7.1.1. Краткая характеристика Предприятия (цели, предмет, виды деятельности; фонды и чистые активы)
Предприятие действует на основании Гражданского кодекса Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и Чувашской Республики, а также Устава Предприятия. Устав Предприятия утвержден приказом Минтранса Чувашии от 02.08.2012 № 02-03/15 и согласован с Минимуществом Чувашии (распоряжение от 01.08.2012 № 743-р).
Основными целями деятельности Предприятия являются производство продукции, выполнение работ, оказание услуг для выполнения социально-экономических заказов, удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли.
Предметом деятельности Предприятия является обеспечение аэропортовой и сопутствующей деятельности.
Для достижения целей деятельности Предприятие осуществляет следующие основные виды деятельности: авиатопливообеспечение воздушных перевозок; аэродромное обеспечение; электросветотехническое обеспечение; штурманское обеспечение; радиотехническое обеспечение и авиационная электросвязь; обеспечение обслуживания (управления) воздушного движения; обеспечение авиационной безопасности; обеспечение обслуживания пассажиров, багажа, почты и грузов; метеорологическое обеспечение и др. На осуществление указанных видов деятельности Предприятию выданы сертификаты соответствия.
Размер чистых активов на 31.12.2014 составил 57 793,0 тыс. рублей и по сравнению с соответствующим периодом 2013 года увеличился на 23 755,0 тыс. рублей или в 1,7 раза.Основной причиной увеличения размера чистых активов явился выкуп имущества у ОАО «Авиалинии Чувашии».
Предприятие не имело в своем составе обособленные подразделения (филиалы).
7.1.2. Анализ учредительных и организационно-правовых документов Предприятия. Проверка соответствия деятельности Предприятия требованиям законодательства о казенных предприятиях
Проверкой учредительных документов Предприятия установлено, что в 14 абзаце пункта 3.17 Устава приведены обязанности Предприятия по страхованию государственного имущества Чувашской Республики, закрепленного за Предприятием на праве хозяйственного ведения, не соответствующие требованиям статьи 2 Федерального закона № 161-ФЗ, статьи 296 Гражданского кодекса РФ, согласно которым казенные предприятие создается в виде унитарного предприятия, основанные на праве оперативного управления имуществом.
В нарушение пункта 5 статьи 9 Федерального закона № 161-ФЗ Устав Предприятия не содержит сведения о порядке распределения и использования доходов казенного предприятия.
В Уставе Предприятия с учетом изменений, внесенных в пункт 1.2 Устава в части полного фирменного наименования Предприятия на русском языке (утверждены приказом Минтранса Чувашии от 21.08.2012 № 02-03/20 и согласованы распоряжением Минимущества Чувашии от 28.08.2012 № 807-р), в полном фирменном наименование казенного предприятия слово «казенное» приведено с прописной, а не строчной буквы, что противоречит пункту 1 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.07.2010 № 223 «О создании казенного предприятия Чувашской Республики «Аэропорт Чебоксары» и может привести к возникновению рисков.
В нарушение части 2 статьи 22 Федерального закона № 161-ФЗ генеральным директором в проверяемом периоде не выполнялась обязанность о необходимости доведения до собственника имущества информации о юридических лицах, в которых он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица, признаваемые таковыми в соответствии с законодательством РФ, владеют двадцатью и более процентами акций (долей, паев) в совокупности, либо занимают должности в органах управления юридических лиц, а также о сделках, в совершении которых имеется заинтересованность руководителя.
В нарушение пункта 3.17 Устава Предприятием не исполнены обязанности по страхованию за счет собственных средств 33объектов государственного имущества, закрепленного за Предприятием на праве оперативного управления (в 2013 году - часть двухэтажного кирпичного здания аэровокзала площадью 1260,4 кв. м, в 2014 году - 32 объекта недвижимого имущества, приобретенные по договору купли-продажи имущества у ОАО «Авиалинии Чувашии» от 17.03.2014 № 68/02-14).
7.1.3. Проверка соблюдения действующего законодательства при совершении Предприятием сделок. Соблюдение требований действующего законодательства в сфере закупок
В нарушение статьи 23 Федерального закона № 161-ФЗ, пунктов 3.16, 4.10 Устава Предприятия не было получено согласие собственника имущества на совершении двух крупных сделок (по договору купли-продажи имущества с ОАО «Авиалинии Чувашии» на сумму 21 228,0 тыс. рублей; по договору на поставку тягача для буксировки воздушного судна ТМХ -15 -16 (ТLD, Франция) с ЗАО «Инфраструктурный проект» на сумму 8 400,0 тыс. рублей).
В нарушение статьи 19 Федерального закона № 161-ФЗ, пункта 4.9 Устава в 2014 году допущено 12 фактов сдачи Предприятием в аренду закрепленного за ним государственного имущества Чувашской Республики на праве оперативного управления без согласия собственника имущества.
В нарушение пункта 3.16 Устава Предприятием не согласована с собственником имущества сделка по приобретению основного средства (автомобиля с оборудованием ТГА - 1300 для внутриаэродромного транспортирования грузов и погрузочно-разгрузочных работ) на сумму 1 300,0 тыс. рублей.
Проверкой исполнения Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» установлено, что по данным отчета ф.№1-закупки «Сведения о закупочной деятельности» Предприятием в 2013 году было заключено 211 договоров на общую сумму 250 740,0 тыс. рублей. В 2014 году заключено 319 договоров на общую сумму 123 126,0 тыс. рублей, из них закупки у единственного поставщика - 298 договоров на 113 520,0 тыс. рублей или 93,4 % от всего заключенных договоров.
По результатам проведенных закупочных процедур в 2013 году получена абсолютная эффективность на сумму 534,0 тыс. рублей или 1,1 % от суммарной начальной (максимальной) цены договоров, выставленных на торги (47 167,0 тыс. рублей), в 2014 году - на 1 109,0 тыс. рублей или 1,2 % от суммы суммарной начальной (максимальной) цены договоров, выставленных на торги (94 506,0 тыс. рублей).
7.1.4. Проверка соблюдения положений об оплате труда руководителя и работников Предприятия
В соответствии с Порядком регулирования деятельности казенных предприятий Чувашской Республики, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 10.04.2008 № 99 «О регулировании деятельности казенных предприятий Чувашской Республики» (далее - Порядок № 99) должностные оклады и ежемесячные денежные поощрения работников устанавливаются руководителем Предприятия, исходя из рекомендуемой тарифной сетки, которая устанавливает соотношения в уровнях заработной платы в зависимости от сложности труда и квалификации работников в соответствии с разрядами оплаты труда работников казенных предприятий.
Кроме того, при выполнении показателей программы деятельности работникам могут быть выплачены ежеквартальные денежные премии за счет чистой прибыли в размере до двух должностных окладов работника, а также иные выплаты компенсационного и стимулирующего характера в пределах утвержденного фонда оплаты труда в соответствии с локальными нормативными актами предприятия.
Положение об оплате труда и материальном стимулировании работников Предприятия утвержденоприказом генерального директора от 29.01.2013 № 13а. Проведенный анализ системы оплаты труда работников, принятой на Предприятии, свидетельствует, что пункты 4.2, 4.3 и 4.4 указанного Положения в части выплаты ежемесячногоденежного поощрения по итогам работы за месяц, ежеквартальных денежных премии, а также иных выплат компенсационного и стимулирующего характера не соответствуют требованиям об оплате труда работников казенных предприятий, установленным Порядком № 99.
Во исполнение Порядка № 99 приказом Минтранса Чувашии от 04.03.2013 № 02-03/18 утверждены тарификационные списки должностей работников Предприятия с изменениями от 29.07.2013 № 02-03/61, от 28.10.2013 № 02-03/87 и от 23.07.2014 № 02-03/90.
В штатном расписании от 08.02.2013 № 4 утвержден штат работников в количестве 306 единиц с ежемесячным фондом оплаты труда в сумме 3 784 443 рубля, в том числе административно-управленческий персонал 34 единицы с ФОТ в месяц 501 253 рубля.
В нарушение пунктов 3.5 и 3.6 Устава генеральный директор после истечения срока действия трудового договора от 08.12.2010 в период с 09.12.2013 по 31.12.2014 осуществлял управление деятельностью Предприятия при отсутствии с ним заключенного Минтрансом Чувашии трудового договора, согласованного с Минимуществом Чувашии.
Выборочной проверкой соблюдений положений об оплате труда руководителя и работников Предприятия установлено, что в нарушение постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 31.03.2011 № 119 «Об утверждении Методики заполнения приложения к трудовому договору руководителем государственного унитарного предприятия Чувашской Республики, оценки выполнения величин показателей экономической эффективности деятельности государственного унитарного предприятия Чувашской Республики и установления размера вознаграждения руководителя государственного унитарного предприятия Чувашской Республики за их достижение», пункта 3.1 трудового договора от 08.12.2010, размер вознаграждения руководителя Предприятия за достижение величин показателей экономической эффективности деятельности предприятия за год утверждался не на основании приказа отраслевого министерства, а в соответствии с приказами генерального директора.
Так, в соответствии с приказом генерального директора от 30.09.2013 № 166а по итогам выполнения показателей программы деятельности Предприятия за IIIквартал 2013 года ему выплачена премия в размере 2-х должностных окладов на сумму 13 000 рублей, приказом от 31.12.2013 № 258 за IY квартал 2013 года - 13 000 рублей, приказом от 13.05.2014 № 122 за I квартал 2014 года - 13 000 рублей.
Проверкой соблюдения штатной дисциплины установлены следующие нарушения. В соответствии с приказом от 02.07.2013 утверждены изменения № 5 в штатное расписание по состоянию на 02.07.2013, согласно которым исключена должность начальника отдела организации и оплаты труда.
В соответствии с приказом генерального директора от 02.09.2013 № 146 «О внесении изменений в штатное расписание Предприятия» из организационной структуры и из штатного расписания Предприятия исключен отдел организации и оплаты труда и введена должность ведущего специалиста по организации и оплате труда с должностным окладом в размере 4 210 рублей и ежемесячным денежным поощрением с коэффициентом 5,0 исходя из 10 разряда тарифной сетки, тогда как в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.06.2011 № 250 размер должностного оклада для специалистов, не входящие в число специалистов (инженеров) ведущих служб, отделов, установлен исходя из ставки, не превышающей 9 разряда тарифной сетки по оплате труда, и ежемесячного денежного поощрения, не превышающего коэффициент 4,4 к окладу. В результате установлено излишнее расходование средств на оплату труда по указанной должности за сентябрь - декабрь 2013 года в сумме 12 182 рубля, за 2014 год - 37 440 рублей.
В штатном расписании № 5 по состоянию на 01 января 2014 года, утвержденным приказом генерального директора от 29.01.2014 № 18, по должности «слесарь по ремонту автомобилей 5 разряда» в количестве 4 штатных единиц с окладом по 7 разряду тарифной сетки установлено ежемесячное денежное поощрение с коэффициентом 2,65 к окладу, вместо установленного коэффициента 2,5 к окладу. В результате этого нарушения неправомерные выплаты из фонда заработной платы по одной ставке слесаря в 2014 году составили 6 010 рублей.
В 2014 году расходы на оплату труда работников к начислению составили 41 671,0 тыс. рублей или 93 % к утвержденному фонду оплаты труда (45 203,3 тыс. рублей), среднесписочная численность работников - 254 человека или 83 % к утвержденной штатной численности. Среднемесячная заработная плата работников в 2014 году составила 14 617 рублей или увеличилась на 3,8 % по сравнению с уровнем 2013 года.
8. Оценка эффективности финансово-хозяйственной деятельности Предприятия в проверяемом периоде, достижения целей и задач, поставленных перед ним
8.1. Анализ выполнения программы деятельности Предприятия (основных производственных показателей)
В соответствии с Порядком № 99 комплекс мероприятий, определяющих основные направления деятельности Предприятия на очередной финансовый год и источники их финансирования, определяются программой деятельности Предприятия.
В соответствии с пунктом 2.4 Порядка № 99 программа деятельности Предприятия на 2013 год (с уточнениями) утверждена министром транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики 06.12.2013 по согласованию с Минфином Чувашии и Минэкономразвития Чувашии соответственно 02.12.2013 и 05.12.2013по доходам в сумме 43 271,6 тыс. рублей. Расходы Предприятия на 2013 год утверждены в сумме 111 783,2 тыс. рублей. Превышение расходов над доходами в сумме 68 511,6 тыс. рублей предусматривалось к покрытию за счет субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики, выделяемой для финансирования непокрытых доходами Предприятия расходов.
Смета доходов и расходов Предприятия на 2013 год (с изменениями) утверждена министром транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики 06.12.2013, согласована с Минфином Чувашии 02.12.2013 в пределах показателей уточненной программы деятельности Предприятия на 2013 год.
Согласно отчету о движении денежных средств за 2013 год план по доходам выполнен на 121,7 % (при утвержденном поступлении доходов в сумме 43 271,6 тыс. рублей, фактически поступило доходов в сумме 52 672,9 тыс. рублей или больше на 9 401,3 тыс. рублей); план по расходам выполнен на 108,9 % (при утвержденном объеме расходов в сумме 111 783,2 тыс. рублей расходы составили в сумме 121 739,3 тыс. рублей или больше на 9 956,1 тыс. рублей). Превышение расходов над доходами составило в сумме 69 066,3 тыс. рублей, которое покрыто за счет средств субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики в сумме 68 511,6 тыс. рублей (100,0 % к плану) и за счет числившегося остатка средств предыдущих лет в сумме 554,7 тыс. рублей. Остаток денежных средств по состоянию на 31.12.2013 составлял 106,4 тыс. рублей
В то же время, согласно бухгалтерским документам по состоянию на 01.01.2014 остаток денежных средств на счетах, открытых Предприятием в банках, составлял 156,5 тыс. рублей, что больше остатка, отраженного в отчете о движении денежных средств на 50,1 тыс. рублей.
Программа деятельности Предприятия на 2014 (с уточнениями) утверждена министром транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики 22.12.2014 по согласованию с Минфином Чувашии и Минэкономразвития Чувашии 22.12.2014 по доходам в сумме 62 350,0 тыс. рублей. Расходы Предприятия на 2014 год утверждены в сумме 126 913,5 тыс. рублей. Превышение расходов над доходами в сумме 64 563,5 тыс. рублей предусматривалось к покрытию за счет субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики, выделяемой для финансирования непокрытых доходами Предприятия расходов.
Смета доходов и расходов Предприятия на 2014 год (с изменениями) утверждена министром транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики 22.12.2014 в пределах показателей уточненной программы деятельности Предприятия на 2014 год.
Согласно отчету о движении денежных средств Предприятия за 2014 год план по доходам выполнен на 108,8 % (при утвержденном объеме поступлений доходов в сумме 62 350,0 тыс. рублей, фактически поступило доходов в сумме 67 841,5 тыс. рублей или больше на 5 491,5 тыс. рублей); план по расходам выполнен на 104,4 % (при утвержденном объеме расходов в сумме 126 913,5 тыс. рублей расходы составили в сумме 132 475,5 тыс. рублей или больше на 5 562,0 тыс. рублей). Превышение расходов над доходами составило в сумме 64 634,0 тыс. рублей, которое покрыто за счет средств субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики в сумме 64 563,5 тыс. рублей (100,0 % к плану).
Следует отметить, что в нарушение пункта 2.5 Порядка № 99 в уполномоченное министерство - Минтранс Чувашии, Предприятием ежегодный отчет об исполнении программы деятельности и сметы доходов и расходов не представлялся (представлялся отчет о движении денежных средств произвольной формы не содержащий все требуемые показатели исполнения программы деятельности Предприятия).
Показатели экономической эффективности и дополнительные показатели деятельности Предприятия на 2013 и на 2014 годы выполнены.
8.2Анализ структуры доходов и расходов. Формирование финансовых результатов деятельности Предприятия. Соблюдение установленного порядка использования чистой прибыли
В 2014 году выручка от реализации товаров (работ, услуг) (без учета НДС) в целях бухгалтерского учета увеличилась по сравнению с 2013 годом на 15 882,0 тыс. рублей или на 33,6 % и составила 63 217,0 тыс. рублей.
В 2014 году получено доходов от аэропортовой деятельности в сумме 25 101,0 тыс. рублей (40 % всех доходов), от продажи покупных товаров (авиационного керосина) - 27 735,0 тыс. рублей (44 %), прочей авиационной деятельности - 2 503,0 тыс. рублей (4 %), от вспомогательных видов деятельности (оказание медицинских услуг, услуг по предоставлению имущества в аренду, услуг по хранению нефтепродуктов, услуг по передаче электроэнергии и др.) - 7 878,0 тыс. рублей (12,5 %).
Расходы, связанные с получением доходов от основной деятельности, в 2014 году составили 126 632,0 тыс. рублей, в том числе себестоимость продаж - 101 251,0 тыс. рублей (80 % всех расходов), управленческие расходы - 25 268,0 тыс. рублей (19,9 %), коммерческие расходы -113,0 тыс. рублей. Несмотря на рост доходов от основных видов деятельности в 1,3 раза, управленческие расходы по сравнению с 2013 годом снизились на 5 668,0 тыс. рублей или на 18,5 процента.
В 2014 году от осуществления основной хозяйственной деятельности Предприятием получен убыток от продаж в сумме 63 415,0 тыс. рублей, который по сравнению с 2013 годом снизился на 7 909,0 тыс. рублей (на 11,1 %).
Из общей суммы всех расходов по основной деятельности Предприятия в 2014 году материальные затраты составили 32 078,0 тыс. рублей (25,3 %), затраты на оплату труда - 41 671,0 тыс. рублей (32,9 %), отчисления на социальные нужды - 13 762,0 тыс. рублей (10,9 %), прочие затраты - 34 615,0 тыс. рублей (27,3 %).
Прочие доходы в 2014 году получены в сумме 66 743,0 тыс. рублей, которые по сравнению с 2013 годом снизились на 3 863,0 тыс. рублей (на 5,5 %) в основном за счет восстановления в доходах 2013 года оценочных резервов на 4 317,0 тыс. рублей. В составе прочих доходов отражены субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение части затрат на отдельные мероприятия по аэропортовой деятельности в сумме 63 834,0 тыс. рублей (95,6 % всех прочих доходов).
В 2014 году прочие расходы по сравнению с 2013 годом (1 382,0 тыс. рублей) увеличились на 2 691,0 тыс. рублей или в 1,9 раз и составили 4 073,0 тыс. рублей. В составе прочих расходов расходы в виде образованных оценочных резервов составили 2 635,0 тыс. рублей или 64,7 % всех прочих расходов, которые по сравнению с 2013 годом увеличились на 2 260,0 тыс. рублей.
По результатам деятельности за 2014 год Предприятием получена чистая прибыль в сумме 4,0 тыс. рублей, за 2013 год - убыток в сумме 1 041,0 тыс. рублей.
Направления использования чистой прибыли организации за 2014 год утверждались на балансовой комиссии Минтранса Чувашии, из которой на уплату в республиканский бюджет Чувашской Республики 25 % суммы чистой прибыли, оставшейся в распоряжении Предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, направлено 1,0 тыс. рублей.
Экспресс анализ отдельных статей бухгалтерского баланса Предприятия на 31.12.2013 и на 31.12.2014 показывает, что наблюдается увеличение валюты баланса в динамике по годам. Так, в 2013 году валюта баланса составила 44 151,0 тыс. рублей (рост 12 % к 2012 году), в 2014 году -75 679,0 тыс. рублей (рост 71,4 %). Указанный рост валюты баланса свидетельствует об увеличении стоимости чистых активов, которые на 31.12.2014 года составили 57 793,0 тыс. рублей и их прирост по сравнению с уровнем 2013 года (34 018 тыс. рублей) составил 23 775,0 тыс. рублей (на 69,9 %).
На 31.12.2013 остаток средств непокрытого убытка по балансу составил 1 293,0 тыс. рублей, на 31.12.2014 - 1 289,0 тыс. рублей. От деятельности в 2014 году непокрытый убыток снизился на 4,0 тыс. рублей или на 0,3 процента.
В 2014 году по сравнению с 2013 годом наблюдается превышение темпа прироста внеоборотных активов над темпом прироста оборотных активов на 24,6 процентных пункта, что свидетельствует об увеличении их оборачиваемости.
Анализ финансового состояния за 2013-2014 годы свидетельствует о низкой платежеспособности на конец проверяемого периода. Так, коэффициент абсолютной ликвидности при нормативном значении не менее 0,2 за 2013 год составил - 0,095, за 2014 год - 0,005, коэффициент текущий ликвидности в 2014 году снизился на 0,028 и составил на конец года - 0,067 при нормативном значении 1,5 -2,0.
Динамика показателей рентабельности за 2013-2014 годы показывает их тенденцию к снижению по сравнению с 2012 годом, что свидетельствует об убыточной деятельности Предприятия. Одна из основных целей Предприятия - получение прибыли в проверяемом периоде не достигнута, убытки от осуществления аэропортовой деятельности покрывались за счет субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики.
8.3. Проверка соблюдения порядка и условий получения субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики
Проверено использование субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение части затрат организациям воздушного транспорта, осуществляющим аэропортовую деятельность на территории Чувашской Республики, на отдельные мероприятия аэропортовой деятельности за 2013-2014 годы (выборочно); использование субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики на приобретение имущественного комплекса аэропорта г. Чебоксары; использование субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение части затрат организациям, осуществляющим транспортное обслуживание участников Международного спортивного форума «Россия – спортивная держава».
8.3.1. Субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение части затрат организациям воздушного транспорта, осуществляющим аэропортовую деятельность на территории Чувашской Республики, на отдельные мероприятия аэропортовой деятельности
2013 год
8.3.1.1. Между Минтрансом Чувашии и Предприятием заключено соглашение от 04.02.2013 № 2/1 (дополнительные соглашения от 09.08.2013 № 1 и от 03.12.2013 № 2 заключены в связи с увеличением размера субсидии) о предоставлении в 2013 году субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики Предприятию на возмещение части затрат на отдельные мероприятия по осуществлению аэропортовой деятельности на сумму 68 115,1 тыс. рублей.
Согласно сведениям о произведенных затратах на проведение отдельных мероприятий в области воздушного транспорта Предприятия на 31.12.2013 сумма затрат подлежащих возмещению из республиканского бюджета Чувашской Республики составила 68 115,1 тыс. рублей.
Минтрансом Чувашии на расчетный счет Предприятия платежными поручениями перечислены денежные средства в сумме 68 115,1 тыс. рублей.
Проверка обоснованности включения расходов Предприятия в объем затрат, подлежащих возмещению из республиканского бюджета Чувашской Республики, произведена за апрель 2013 года по всем видам расходов на проведение отдельных мероприятий по осуществлению аэропортовой деятельности.
В апреле 2013 года из республиканского бюджета Чувашской Республики поступили денежные средства - субсидия на возмещение части затрат на отдельные мероприятия аэропортовой деятельности в общей сумме 7 330,0 тыс. рублей.
По данным счета 86 «Целевое финансирование» Предприятием субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики направлены на финансирование следующих расходов:
«Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда работников, осуществляющих аэропортовую деятельность» - 5 591,1 тыс. рублей;
«Коммунальные услуги» - 225,0 тыс. рублей;
«Услуги, оказываемые авиапредприятию по охране его объектов и территории» - 535,7 тыс. рублей;
«Мероприятия по сезонным подготовкам (содержание взлетно-посадочной полосы)» - 59,4 тыс. рублей;
- «Мероприятия по сертификации и устранению предписаний инспекторского контроля» - 592,0 тыс. рублей;
- «Уплата налогов, иные обязательные платежи в бюджеты всех уровней и арендной платы» - 326,8 тыс. рублей.
Проверкой первичных бухгалтерских документов по движению денежных средств целевого финансирования установлено, что фактически поступившие средства целевого финансирования направлены на следующие статьи расходов:
«Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда работников, осуществляющих аэропортовую деятельность» - 4 671,8 тыс. рублей;
«Коммунальные услуги» - 225,0 тыс. рублей (за электроэнергию);
«Мероприятия по сезонным подготовкам (содержание взлетно-посадочной полосы)» 171,9 тыс. рублей (за ГСМ (бензин А-76), за запчасти);
«Мероприятия по сертификации и устранению предписаний инспекторского контроля» - 1 000,0 тыс. рублей (за разработку проекта (технической документации) «приведение объекта технологического назначения «Склад ГСМ Аэропорта Чебоксары ЧР» в соответствие с требованиями действующих нормативных документов»);
«Уплата налогов, иные обязательные платежи в бюджеты всех уровней и арендной платы» – 61,3 тыс. рублей;
«Иные расходы» (погашение кредиторской задолженности) – 1 200,0 тыс. рублей. Платежным поручением от 15.04.2013 № 432 перечислено 1 200,0 тыс. рублей в ООО «ЛУКОЙЛ-АЭРО-Нижний Новгород» по договору за топливо для реактивных двигателей ТС-1.
Разница между данными счета 86 «Целевое финансирование» и первичными бухгалтерскими документами по видам расходов составила:
- в сторону завышения на 1 720,5 тыс. рублей, в том числе:
«Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда работников, осуществляющих аэропортовую деятельность» - на 919,3 тыс. рублей;
«Услуги, оказываемые авиапредприятию по охране его объектов и территории» - на 535,7 тыс. рублей;
- «Уплата налогов, иные обязательные платежи в бюджеты всех уровней и арендной платы» - на 265,5 тыс. рублей;
- в сторону занижения на 1 720,5 тыс. рублей, в том числе:
«Мероприятия по сезонным подготовкам (содержание взлетно-посадочной полосы)» - на 112,5 тыс. рублей;
- «Мероприятия по сертификации и устранению предписаний инспекторского контроля» - на 408,0 тыс. рублей;
- «Иные расходы» (погашение кредиторской задолженности) - на 1 200,0 тыс. рублей.
Расходы Предприятия на приобретение авиатоплива для заправки воздушных судов согласно смете доходов и расходов покрываются за счет выручки от продажи авиатоплива.
Таким образом, Предприятием нарушены требования статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение части затрат организациям воздушного транспорта, осуществляющим аэропортовую деятельность на территории Чувашской Республики, на отдельные мероприятия аэропортовой деятельности, выразившиеся в направлении субсидий в сумме 1 200,0 тыс. рублей на цели, не предусмотренные как программой деятельности, так и сметой доходов и расходов Предприятия на 2013 год.
2014 год
8.3.1.2. Между Минтрансом Чувашии и Предприятием заключено соглашение от 24.01.2014 № 2/2 (дополнительные соглашения от 01.10.2014 № 1 и от 22.12.2014 № 2 заключены в связи с увеличением размера субсидии) о предоставлении в 2014 году субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики Предприятию на возмещение части затрат на отдельные мероприятия по осуществлению аэропортовой деятельности на сумму 64 563,5 тыс. рублей.
Согласно сведений о произведенных затратах на проведение отдельных мероприятий в области воздушного транспорта Предприятия на 31.12.2014 сумма затрат подлежащих возмещению из республиканского бюджета Чувашской Республики составила 64 563,5 тыс. рублей.
В ходе анализа отчетных данных о движении внеоборотных активов установлено, что по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» субсчет 03 «Строительство объектов основных средств» по состоянию на 31.12.2014 числились расходы Предприятия в сумме 5 500,7 тыс. рублей, в том числе:
- в сумме 1 000,0 тыс. рублей за проектно-изыскательские работы по объекту «Строительство аварийно-спасательной станции (АСС) по договору подряда от 05.09.2012 № 118/19-12 с ООО «Проектный институт «Суварстройпроект»;
- в сумме 4 500,7 тыс. рублей за:
а) проект (техническая документация) «Приведение объекта технологического назначения «Склад ГСМ аэропорт Чебоксары» по договору подряда на выполнение проектных работ от 29.11.2011 № 184/16-11 с ООО «Научно-производственная фирма «Проект-Ойл» г.Казань в сумме 3 249,0 тыс. рублей;
б)сертификациюпроекта (техническая документация) «Приведение объекта технологического назначения «Склад ГСМ аэропорт Чебоксары» по договорам от 24.10.2011 №№144/16-11, 145/16-11, 146/16-11 с ООО «Изыскатель» в сумме 564,7 тыс. рублей;
в) инженерные изыскания попроекту (техническая документация) «Приведение объекта технологического назначения «Склад ГСМ аэропорт Чебоксары» по договору от 24.10.2013 № 72/13 с ООО «Нефтегазизыскания» в сумме 65,0 тыс. рублей;
г) услуги по проведению экспертизы, инженерные изыскания попроекту (техническая документация) «Склад ГСМ аэропорт Чебоксары» по договору от 28.02.2014 № 0555Д-13/КГЭ-19 с ФАУ «Главгосэкспертиза России» в сумме 622,0 тыс. рублей.
Стоимость работ согласно сметной документации по строительству аварийно-спасательной станции (АСС) составляет 33 000,0 тыс. рублей; по приведению объекта технологического назначения «Склад ГСМ аэропорт Чебоксары» в соответствии с требованиями действующих нормативных документов» составляет 171 250,0 тыс. рублей.
В то же время какие-либо работы с применением сметной документации по строительству аварийно-спасательной станции (АСС) и приведению объекта технологического назначения «Склад ГСМ аэропорт Чебоксары» в соответствии с требованиями действующих нормативных документов» Предприятием не проводились. Оплата выполненных работ по разработке проектно-сметной документации в полном объеме произведена за счет субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение части затрат на отдельные мероприятия аэропортовой деятельности.
Таким образом, не соблюден принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, установленный ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в результате Предприятием допущено неэффективное расходование субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики в сумме 5 500,7 тыс. рублей.
8.3.2.Субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики на приобретение имущественного комплекса аэропорта г. Чебоксары
Между Минтрансом Чувашии и Предприятием заключено соглашение от 11.04.2014 № 2/3 о предоставлении субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики на приобретение имущественного комплекса аэропорта г. Чебоксары на сумму 21 228,1 тыс. рублей.
Минтранс Чувашии на расчетный счет Предприятия платежными поручениями перечислил денежные средства в сумме 21 228,1 тыс. рублей.
На основании договора купли-продажи имущества от 17.03.2014 № 68/02-14, заключенного между ОАО «Авиалинии Чувашии» и Предприятием перечислены в ОАО «Авиалинии Чувашии» денежные средства в общей сумме 21 228,1 тыс. рублей за недвижимое движимое и имущество.
Приобретенное имущество оприходовано и отражено по бухгалтерскому учету.
8.3.3. Субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение части затрат организациям, осуществляющим транспортное обслуживание участников Международного спортивного форума «Россия – спортивная держава»
Между Минтрансом Чувашии и Предприятием заключено соглашение от 25.11.2014 № 2/10 о предоставлении в 2014 году субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение части затрат на организацию транспортного обслуживания участников Международного спортивного форума «Россия – спортивная держава» на сумму 4 169,6 тыс. рублей.
Согласно справки-расчета на возмещение части затрат на организацию транспортного обслуживания участников форума сумма затрат подлежащих возмещению из республиканского бюджета Чувашской Республики составила 4 169,6 тыс. рублей. Минтранс Чувашии на расчетный счет Предприятия перечислил денежные средства в общей сумме 4 169,6 тыс. рублей.
Произведенные расходы подтверждены договорами на выполнение работ, актами о приемке выполненных работ, выставленными счетами-фактурами и накладными. Оплата выполненных работ произведена в полном объеме.
8.4. Анализ структуры и состояния основных средств. Проверка соблюдения установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности Чувашской Республики
По состоянию на 01.01.2015 остаточная стоимость основных средств составила 44 207,0 тыс. рублей и по сравнению с 01.01.2014 (составляла 27 842,0 тыс. рублей) увеличилась на 16 365,0 тыс. рублей или в 1,6 раза.
В ходе анализа наличия, объема, состава и структуры основных средств установлено, что наибольший удельный вес в структуре основных фондов Предприятия как на 31.12.2013, так и на 31.12.2014 приходился на здания (соответственно 47,1 % и 47,6 %), транспортные средства(соответственно 39,5 % и 32,5 %)и машины и оборудование (соответственно 9,2 % и 10,8 %).
В 2013 и 2014 годах году поступило основных фондов соответственно на 2 319,0 тыс. рублей (машины и оборудования, транспортные средства) и на 21 305,0 тыс. рублей (здания, сооружения, машины и оборудование, транспортные средства и др.).
По состоянию на 31.12.2013 и на 31.12.2014 начислено амортизации по объектам основных средств соответственно на сумму 8 493,0 тыс. рублей (или 23,4 % от балансовой стоимости) и на сумму 13 433,0 тыс. рублей (или 23,3 % от балансовой стоимости).
Имущество Предприятия является государственной собственностью Чувашской Республики. Распоряжением Минимущества Чувашии от 15.11.2010 № 980-р (акт приема-передачи от 15.11.2010) передан Предприятию на праве оперативного управления аэровокзал на 100 мест – часть двухэтажного кирпичного здания, расположенная на первом и втором этажах. В то же время помещение второго этажа здания аэровокзала Предприятием в соответствии с уставной деятельностью не используется. Предприятием допущены неэффективные расходы, выразившиеся в уплате налога на имущество организаций за указанный объект недвижимости (сумма налога в год составила 260,0 тыс. рублей).
По состоянию на 31.12.2014 на балансе Предприятия числились 75 единиц транспортных средств, из которых 11 единиц не эксплуатировались и находились в неисправном состоянии. Из 11 неисправных единиц техники 6 единиц отнесены к основным средствам, на которые начислялись амортизация и транспортный налог. В 2014 году Предприятием допущены неэффективные расходы, выразившиеся в начислении амортизации, а также уплате транспортного налога по транспортным средствам, находящимся в неисправном состоянии (не эксплуатировавшимся) в общей сумме 47,7 тыс. рублей (в том числе амортизация - 13,5 тыс. рублей, транспортный налог – 34,2 тыс. рублей).
8.5. Структура и динамика долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений Предприятия. Анализ обоснованности и использования привлеченных средств
Долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений у Предприятия в проверяемом периоде не имелось.
Краткосрочные и долгосрочные обязательства по заемным средствам по состоянию на 31.12.2013 и на 31.12.2014 в бухгалтерской отчетности не числятся. В течение 2013-2014 года кредитные ресурсы не привлекались.
8.6. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности. Состояние расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами
По данным бухгалтерского учета по состоянию на 31.12.2012 дебиторская задолженность Предприятия составляла 7 357,0 тыс. рублей, кредиторская задолженность - 6 884,0 тыс. рублей. По состоянию на 31.12.2013 дебиторская задолженность Предприятия составила 5 523,0 тыс. рублей или снизилась за 2013 год на 1 834,0 тыс. рублей (на 24,9 %).
Кредиторская задолженность по состоянию на 31.12.2013 составила 10 056,0 тыс. рублей и увеличилась за 2013 год на 3 172,0 тыс. рублей (на 46,1 %).
По состоянию на 31.12.2014 дебиторская задолженность Предприятия составила 12 407,0 тыс. рублей и увеличилась за 2014 год на 6 884,0 тыс. рублей или в 1,25 раза. Кредиторская задолженность Предприятия по состоянию на 31.12.2014 составила 15 759,0 тыс. рублей и увеличилась за 2014 год на 5 703,0 тыс. рублей (на 56,7 %), из которой задолженность по расчетам с поставщиками и подрядчиками - 10 144,0 тыс. рублей (64,4 % всей суммы).
Вместе с тем, в 2014 году темп прироста дебиторской задолженности опережает темп прироста кредиторской задолженности Предприятия на 21,7 процентных пункта.
В составе дебиторской задолженности по состоянию на 31.12.2014 основную сумму занимали: дебиторская задолженность по расчетам с покупателями и заказчиками - 4 948,0 тыс. рублей (39,9 %), дебиторская задолженность по авансам выданным - 7 391,0 тыс. рублей (59,6 %).
В ходе проверки претензионно-исковой работы установлено, что Предприятие в нарушение статей 4, 5 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротства) в установленном порядке не направило заявление в Арбитражный суд Республики Татарстан о включении в реестр требований кредиторов ОАО «Авиакомпания «Татарстан» (определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.06.2014 в отношении ОАО «Авиакомпания «Татарстан» введена процедура банкротства - наблюдение) задолженности по процентам за пользование чужими денежными средствами, присужденным на основании решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.05.2014 по делу № А65-7408/2014, за период с 26.06.2014 по 31.12.2014 в сумме 56,3 тыс. рублей.
В ходе выборочной проверки сверки взаимных расчетов перед составлением годового отчета с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, прочими дебиторами и кредиторами в 2014 году установлено, что в нарушение Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Министерством финансов Российской Федерации от 13.06.1995 № 49, сверка проведена не в полном объеме. Так, Предприятием за 2014 год не представлены акты сверок с 4 дебиторами (счет 76.5: РУМЦ по ЧС ЧОУ - 98,0 тыс. рублей; СЗНРО - проект ООО - 64,0 тыс. рублей; Учебный центр «В.И.П. Обучение» - 16,0 тыс. рублей, счет 62.01: ООО «ЛАБ 12» -16,0 тыс. рублей) на общую сумму дебиторской задолженности 194,0 тыс. рублей.
В 2014 году налоговые обязательства Предприятия в бюджеты всех уровней составили 37 900,2 тыс. рублей и по сравнению с 2013 годом уменьшились на 3,7%, обязательные платежи в государственные внебюджетные фонды - 14 650,3 тыс. рублей или по сравнению с 2013 годом увеличились на 7,0 %, перечислено в бюджеты всех уровней налоговых платежей - 37 415,3 тыс. рублей, страховых взносов во внебюджетные фонды - 14 568,0 тыс. рублей. Кредиторская задолженность на 31.12.2014 по налогам в бюджет числится в сумме 1 700,2 тыс. рублей, по страховым взносам во внебюджетные фонды -1 055,6 тыс. рублей. За несвоевременное перечисление налогов, сборов и обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды в 2014 году Предприятием уплачено штрафов и пени на сумму 30,0 тыс. рублей.
9. Проверка состояния бухгалтерского учета и отчетности
Проведенной проверкой состояния учета и отчетности, правильности составления и оформления документов за 2013 - 2014 годы установлено, что в нарушение норм ПБУ 9/99 «Доходы организации» в Учетной политике на 2014 год для целей бухгалтерского учета, утвержденной приказом от 31.12.2013 № 263, не отражен порядок признания в бухгалтерском учете доходов (выручки), доходы Предприятия в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности не разделены на доходы от обычных видов деятельности и прочие доходы.
Согласно отчету о целевом расходовании средств ф. № 6 в 2013 году Предприятием получены субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики в сумме 68 512,0 тыс. рублей, в 2014 году - 89 961,0 тыс. рублей. При этом в учетной политике в нарушение Положения по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» (ПБУ13/2000) способ признания в бухгалтерском учете целевых бюджетных средств организацией не определен (как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам, либо по мере фактического получения государственной помощи).
В отчете о целевом расходовании средств ф. № 6 за 2014 год по строке 6330 «Приобретение основных средств, инвентаря и иного имущества» за счет бюджетных средств приведены недостоверные данные (по данным Предприятия - (27 796,0 тыс. рублей), по данным настоящей проверки - 27 600,0 тыс. рублей или в отчете необоснованно завышены данные о расходах за счет целевого финансирования на указанные цели на 196,0 тыс. рублей.
В нарушение ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства по предстоящим отпускам» в бухгалтерском балансе по состоянию на 31.12.2013 (строка 1540 «Оценочные обязательства») не отражена сумма резерва на оплату отпусков равная сумме задолженности организации перед работниками, имеющими неиспользованные дни отпуска на указанную отчетную дату, в количестве 3 456,2 чел./дней в размере 2 318,2 тыс. рублей, что повлияло на достоверность отчетных данных о финансовых результатах Предприятия за 2013 год.
Проверкой порядка работы с подотчетными лицами выявлены отдельные нарушения требований Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» в части оформления авансовых отчетов. Так, в авансовом отчете от 26.04.2013 № 52 отсутствует отметка о возврате в кассу подотчетным лицом неиспользованного остатка денег в сумме 759,5 рублей по приходному кассовому ордеру от 29.04.2013 № 249. В командировочных удостоверениях от 09.04.2013 № 36, от 15.04. 2013 № 41 отсутствуют отметки о дате прибытия в пункт назначения и дате выбытия из пункта назначения командированного лица.
В соответствии с пунктом 1.3 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденного ЦБ РФ от 12.10.2011 № 373-П лимит остатка денежных средств в кассе Предприятия на 2013 год установлен приказом генерального директора от 29.12.2012 № 195 с 01.01.2013 в размере 19 000 рублей, приказом от 01.04.2013 с 01.04.2013 - в размере 28 750 рублей, на 2014 год приказом от 31.12.2013 № 256 - в размере 38 000 рублей.
Проверкой соблюдения лимита остатка наличных денег в кассе Предприятия установлено, что в нарушение пункта 2 Указаний Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых расходов юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» допущено превышение лимита остатка наличных денег в кассе на конец рабочего дня 09.09.2014 на сумму 1 753,61 рублей (остаток денег 39 753,61 рублей). В нарушение пункта 4.6 Указаний № 3210-У в кассовой книге за 29.08.2014 кассиром не проставлена подпись о движении денежных средств за указанный день и о размере остатка наличных денег в кассе на конец рабочего дня.
В нарушение требований пункта 2.1 Положения № 373-П в расходных кассовых ордерах не всегда перечислялись прилагаемые подтверждающие документы, являющиеся основанием для выдачи денежных средств (служебные записки, заявления и т.п.), графа «Приложение» не заполнялась (РКО №№ 7,12, 16,17 за январь 2013 года и др.).
В нарушение пункта 11 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 13.10.2003 № 91н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств» на всех объектах основных средств (числится более 100 единиц) отсутствуют инвентарные номера. Проверкой правильности оформления инвентарных карточек по учету основных средств выявлено, что в нарушение пункта 13 Приказа № 91н в инвентарной карточке учета объекта основных средств ф. № ОС-6по интроскопу Rapisean 624 Х-raysystem в комплекте с монитором не приведены данные о наименовании организации-изготовителя основного средства и его краткой индивидуальной характеристики, в 3-х инвентарных карточках в графе 7 не приведена краткая индивидуальная характеристика объекта основных средств: аппарата дыхательного АП «ОМЕГА-С», автоматизированного рабочего места (принтер, монитор, системный блок), дефибриллятора.
В нарушение пункта16 ПБУ 9/99 «Доходы организации» Предприятием не отражены в прочих доходах за 2014 год проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 56,3 тыс. рублей, которые подлежат начислению на основании решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.05.2014 по делу № А65-7408/2014 о взыскании с должника ОАО «Авиакомпания «Татарстан» долга в сумме 1 312,8 тыс. рублей, за период с 26.06.2014 по 31.12.2014 исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ 8,25 % годовых.
В нарушение пунктов 16, 18 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н, в бухгалтерском учете Предприятия за 2013 год не признаны расходы на выполнение проектно-сметной документации по капитальному ремонту кровли, фасада и холла здания аэропорта г. Чебоксары в соответствии с договором подряда от 31.12.2013 № 079/2013К ООО «Проектно-сметное бюро» в сумме 157,8 тыс. рублей. Выполненные подрядчиком работы приняты заказчиком по акту от 06.08.2013 № 079/2013/К. В соответствии с бухгалтерской справкой от 02.09.2014 № 00000000830 затраты на выполнение проектно-сметной документации по ремонту здания аэровокзала в сумме 157 789,83 рублей были необоснованно списаны Предприятием в Д - т счета 91.02 «Прочие расходы» как убыток прошлых лет, выявленный в текущем году.
В нарушение статей 265 и 317 Налогового кодекса Российской Федерации при расчете налога на прибыль организаций за 2014 год занижены внереализационные доходы на суммы пеней, присужденных на основании решения Арбитражного суда, и вступившего в законную силу по ОАО «Авиакомпания «Татарстан» на сумму 56,3 тыс. рублей, а также завышены внереализационные расходы на убыток прошлых лет, выявленный в отчетном году, на сумму 157,8 тыс. рублей.
В декларации по налогу на прибыль организации за 2014 год в целях налогообложения Предприятием определен убыток в сумме 1 553,6 тыс. рублей, по данным проверки убыток в целях налогообложения составил - 1 339,5 тыс. рублей (1 553,6 -56,3 -157,8).
10. Выводы:
1. Проверкой учредительных документов Предприятия установлено несоответствие отдельных пунктов Устава требованиям Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
2. В нарушение пунктов 3.5 и 3.6 Устава генеральный директор в период с 09.12.2013 по 31.12.2014 осуществлял управление деятельностью Предприятия при отсутствии с ним заключенного Минтрансом Чувашии трудового договора, согласованного с Минимуществом Чувашии.
3. В нарушение части 2 статьи 22 Федерального закона № 161-ФЗ генеральным директором не выполнялась обязанность руководителя казенного предприятия по доведению до собственника имущества информации о юридических лицах, в которых он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица, признаваемые таковыми в соответствии с законодательством РФ, владеют двадцатью и более процентами акций (долей, паев) в совокупности, либо занимают должности в органах управления юридических лиц, а также о сделках, в совершении которых имеется заинтересованность руководителя
4. В нарушение пункта 3.17 Устава Предприятием в проверяемом периоде не исполнены обязанности по страхованию за счет собственных средств 33объектов государственного имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления.
5. В нарушение статьи 23 Федерального закона № 161-ФЗ, пунктов 3.16, 4.10 Устава не было получено согласие собственника имущества на совершение двух крупных сделок на общую сумму 29 628,0 тыс. рублей.
6. В нарушение статьи 19 Федерального закона № 161-ФЗ, пункта 4.9 Устава Предприятием в 2014 году допущено 12 фактов сдачи в аренду государственного имущества Чувашской Республики, закрепленного за ним на праве оперативного управления, без согласия собственника имущества, также в нарушение пункта 3.16 Устава не согласована сделка по приобретению основного средства - автомобиля с оборудованием ТГА -1300 для внутриаэродромного транспортирования грузов и погрузочно-разгрузочных работ.
7. Анализ данных отчета ф.№1-закупки «Сведения о закупочной деятельности» свидетельствует о низкой эффективности проведения Предприятием закупочных процедур. В 2013 году по их результатам получена абсолютная эффективность на сумму 534,0 тыс. рублей или 1,1 % от суммарной начальной (максимальной) цены договоров, выставленных на торги (47 167,0 тыс. рублей), в 2014 году - на 1 109,0 тыс. рублей или 1,2 % от суммы суммарной начальной (максимальной) цены договоров, выставленных на торги (94 506,0 тыс. рублей). Следует отметить, что на долю закупок у единственного поставщика в 2014 году приходится 93,4 % от всего заключенных договоров (298 договоров на 113 520,0 тыс. рублей).
8. Проверкой соблюдения положений об оплате труда руководителя и работников Предприятия установлены факты неправомерной выплаты премий генеральному директору в сумме 39,0 тыс. рублей и излишней выплаты заработной платы работникам в сумме 55,6 тыс. рублей. При этом, в нарушение требований Порядка регулирования деятельности казенных предприятий Чувашской Республики, пункта 3.1 трудового договора от 08.12.2010 размер вознаграждения руководителя Предприятия за достижение величин показателей экономической деятельности предприятия за год утверждался не на основании приказа отраслевого министерства (Минтранса Чувашии), а в соответствии с приказами генерального директора по итогам работы за 3-4 кварталы 2013 года и I квартал 2014 года.
9. Одна из основных целей казенного предприятия - получение прибыли, в проверяемом периоде не достигнута, убытки от осуществления аэропортовой деятельности в 2013 году составили в сумме 71 324,0 тыс. рублей, в 2014 году - 63 415,0 тыс. рублей, на покрытие которых были предоставлены субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение части затрат на отдельные мероприятия по аэропортовой деятельности в суммах соответственно 68 115,1 тыс. рублей и 64 563,5 тыс. рублей.
10. Утвержденные показатели Программы деятельности Предприятия на 2013 - 2014 годы по доходам выполнены на 108,8 %, по расходам - на 104,4 %.Показатели экономической эффективности и дополнительные показатели деятельности Предприятия на 2013 и на 2014 годы также выполнены.
11. Предприятием нарушены требования статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение части затрат на отдельные мероприятия аэропортовой деятельности, выразившиеся в направлении субсидии в сумме 1 200,0 тыс. рублей на цели, не предусмотренные как программой деятельности, так и сметой доходов и расходов Предприятия на 2013 год.
12. Предприятием не соблюден принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, установленный статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в части расходования субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики в сумме 5 500,7 тыс. рублей на выполнение технической документации по 2 объектам капитального строительства (склад ГСМ и аварийно-спасательная станция), стоимость работ согласно сметной документации по строительству этих объектов составляет более 200,0 млн. рублей.
13. Часть имущества Предприятия, являющегося государственной собственностью Чувашской Республики и переданного ему на праве оперативного управления (2 этаж помещения аэровокзала) не используется в соответствии с уставной деятельностью, при этом неэффективные расходы, выразившиеся в уплате налога на имущество организаций за указанный объект недвижимости, составили в проверяемом периоде - 520 тыс. рублей.
14. На балансе Предприятия числятся транспортные средства в количестве 11 единиц, которые длительное время не эксплуатировались по причине их неисправного состояния, из которых 6 единиц отнесены к основным средствам. В 2014 году неэффективные расходы в виде начисленной амортизации и уплаты транспортного налога по указанным транспортным средствам составили - 47,7 тыс. рублей.
15. По состоянию на 31.12.2014 дебиторская задолженность составила 12 407,0 тыс. рублей и увеличилась по сравнению с аналогичной датой 2013 года на 6 884,0 тыс. рублей или в 1,25 раза. При этом, темп прироста дебиторской задолженности в 2014 году опережает темп прироста кредиторской задолженности на 21,7 процентных пункта.
16. В нарушение статей 4, 5 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротства) Предприятием не было направлено заявление в Арбитражный суд Республики Татарстан о включении в реестр требований кредиторов ОАО «Авиакомпания «Татарстан» (определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.06.2014 в отношении ОАО «Авиакомпания «Татарстан» введена процедура банкротства - наблюдение) задолженности по процентам за пользование чужими денежными средствами, присужденным на основании решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.05.2014 по делу № А65-7408/2014, за период с 26.06.2014 по 31.12.2014 в сумме 56,3 тыс. рублей.
17. В нарушение Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Министерством финансов Российской Федерации от 13.06.1995 № 49, сверка взаимных расчетов с дебиторами и кредиторами проведена не в полном объеме, только за 2014 год не представлены акты сверки с 4 дебиторами на общую сумму дебиторской задолженности - 194,0 тыс. рублей.
18. Проверкой состояния бухгалтерского учета и отчетности выявлены нарушения Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» в части отражения в учетной политики в целях бухгалтерского учета вопросов признания доходов организации, в соответствии с требованиями ПБУ 9/99 «Доходы организации», ПБУ13/2000 «Учет государственной помощи».
19. В нарушение пунктов 11, 13 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 13.10.2003 № 91н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств» на более чем 100 объектов основных средств отсутствуют инвентарные номера, в 4 инвентарных карточках по учету основных средств ф. № ОС-6не приведены данные о наименовании организации-изготовителя объекта основного средства и его краткой индивидуальной характеристики.
20. В нарушение ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства по предстоящим отпускам» в бухгалтерском учете по состоянию на 31.12.2013 не отражено оценочное обязательство по предстоящим отпускам в размере 2 318,2 тыс. рублей исходя из задолженности организации перед работниками, имеющими неиспользованные дни отпуска на указанную отчетную дату, в количестве 3 456,2 чел./дней, что повлияло на достоверность отчетных данных о финансовых результатах Предприятия за 2013 год.
21. Проверкой соблюдения лимита остатка наличных денег в кассе установлено, что в нарушение пункта 2 Указаний Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых расходов юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» допущено превышение лимита остатка наличных денег в кассе на конец рабочего дня 09.09.2014 на сумму 1 753,61 рублей.
22. В нарушение пункта16 ПБУ 9/99 «Доходы организации» в прочих доходах за 2014 год не отражены проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 56,3 тыс. рублей, присужденные на основании решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.05.2014 по делу № А65-7408/2014.
23. В нарушение статей 265 и 317 Налогового кодекса Российской Федерации при расчете налога на прибыль организаций за 2014 год занижены внереализационные доходы на суммы пеней, присужденных на основании решения Арбитражного суда и вступившего в законную силу по ОАО «Авиакомпания «Татарстан», - 56,3 тыс. рублей, а также завышены внереализационные расходы на сумму убытка прошлых лет, выявленного в отчетном году, по затратам на выполнение проектно-сметной документации по ремонту здания аэровокзала, - 157,8 тыс. рублей. В результате этих нарушений в декларации по налогу на прибыль организаций за 2014 год Предприятием завышен убыток в целях налогообложения на 214,1 тыс. рублей.
11. Возражения или замечания руководителей или иных уполномоченных должностных лиц объекта контрольного мероприятии на результаты контрольного мероприятия:
По результатам контрольного мероприятия составлен акт от 28 августа 2015 года, на который Предприятие письмом (входящий номер 651 от 07.09.2015) представило свои пояснения. Указанные пояснения по существу не опровергают изложенных в акте проверки фактов нарушений и недостатков в работе Предприятия.
12. Предложения (рекомендации):
1. Направить представление Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики в казенное предприятие Чувашской Республики «Аэропорт Чебоксары».
2. Направить отчет о результатах контрольного мероприятия в Государственный Совет Чувашской Республики.
3. Направить информацию о результатах контрольного мероприятия в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики и Министерство имущественных и земельных отношений Чувашской Республики.
4. Направить материалы проверки в Прокуратуру Чувашской Республики.
Заместитель председателя
Контрольно-счетной палаты
Чувашской Республики С.И. Швардаков