УТВЕРЖДАЮ
Председатель
Контрольно-счетной палаты
Чувашской Республики
_______Т.Д. Минина
4 июля 2016 года
ОТЧЕТ
О РЕЗУЛЬТАТАХ КОНТРОЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
«Проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики, выделенных на реализацию мероприятий подпрограммы «Поддержка малых форм хозяйствования» государственной программы Чувашской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики» на 2013-2020 годы в части развития семейных животноводческих ферм за 2014-2015 годы»
1. Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 1.13 плана работы Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики на 2016 год и распоряжение Председателя Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики о проведении контрольного мероприятия от 08.04.2016 № 9.
2. Предмет контрольного мероприятия: нормативные правовые и другие документы, подтверждающие выделение и использование средств на развитие семейных животноводческих ферм.
3. Объекты контрольного мероприятия: Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики(далее - Минсельхоз Чувашии), 13 крестьянских (фермерских) хозяйств.
4. Проверяемый период деятельности: 2014-2015 годы.
5. Срок проведения контрольного мероприятия: с 18 мая по 14 июня 2016 года.
6. Краткая характеристика проверяемой сферы формирования и использования государственных или муниципальных средств и деятельности объектов контрольного мероприятия:
Подпрограмма «Поддержка малых форм хозяйствования» государственной программы Чувашской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики» на 2013-2020 годы» утверждена постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 18.12.2012 № 587 (далее – Подпрограмма).
Данная Подпрограмма включает в себя ведомственные целевые программы:
- «Поддержка начинающих фермеров Чувашской Республики на 2015-2017 годы»;
- «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2012-2014 годы» и «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2015-2017 годы».
Ведомственная целевая программа Чувашской Республики «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2012-2014 годы» (далее - Ведомственная программа) и «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2015-2017 годы» (далее – Программа) направлена на создание экономических предпосылок для дальнейшего развития и распространения семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств.
В рамках Ведомственной программы и Программы предусмотрено основное мероприятие «Субсидии на возмещение части затрат крестьянских (фермерских) хозяйств на строительство, реконструкцию семейных животноводческих ферм и создание инженерной инфраструктуры к ним».
Реализация основного мероприятия направлена на увеличение числа семейных животноводческих ферм, создаваемых в крестьянских (фермерских) хозяйствах, в которых деятельность основана на личном трудовом участии членов хозяйства.
Ответственным исполнителем Ведомственной программы и Программы является Минсельхоз Чувашии.
Срок реализации установлен на период 2013-2017 годы.
На 2014 год объем финансирования Ведомственной программы предусмотрен в сумме 39 666,5 тыс. рублей, в том числе за счет средств:
- федерального бюджета – 16 433,0 тыс. рублей (41,4 %);
- республиканского бюджета Чувашской Республики – 11 900,2 тыс. рублей (30,0 %);
- внебюджетных источников – 11 333,3 тыс. рублей (28,6%).
В 2015 году объем финансирования Программы составлял 45 633,4 тыс. рублей, в том числе за счет средств:
- федерального бюджета – 30 817,0 тыс. рублей (67,5%);
- республиканского бюджета Чувашской Республики – 1 622,0 тыс. рублей (3,6%);
- внебюджетных источников – 13 194,4 тыс. рублей (28,9%).
Контроль за выполнением вышеуказанного постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 18.12.2012 № 587 возложен на Минсельхоз Чувашии.
7. По результатам контрольного мероприятия установлено следующее:
Анализ поступления средств республиканского бюджета Чувашской Республики на реализацию Программы за 2014-2015 годы
В 2014 году между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Кабинетом Министров Чувашской Республики заключено Соглашение о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации от 11.02.2014 № 194/17 (с учетом дополнительных соглашений) на развитие семейных животноводческих ферм в сумме 16 433,0 тыс. рублей.
Законом Чувашской Республики от 28.11.13 № 85 «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» (с изменениями) Минсельхозу Чувашии на реализацию мероприятия Ведомственной программы в 2014 году предусматривалось финансирование в общей сумме 28 333,2 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального
бюджета в сумме 16 433,0 тыс. рублей и за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики -11 900,2 тыс. рублей.
Объем бюджетных средств, предусмотренных Законом о бюджете на 2014 год, соответствует объему средств, предусмотренному на 2014 год Ведомственной программой.
Согласно данным отчета об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета на 1 января 2015 года (форма по ОКУД 0503127) (далее - отчет об исполнении бюджета) кассовое исполнение расходов на выполнение мероприятий Ведомственной программы составило 28 333,2 тыс. рублей, или 100,0% к утвержденным бюджетным назначениям.
В 2015 году между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Кабинетом Министров Чувашской Республики заключено Соглашение о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 05.02.2015 № 42/17-с (с учетом дополнительных соглашений) на развитие семейных животноводческих ферм в сумме 30 817,0 тыс. рублей.
Законом Чувашской Республики от 01.12.14 № 75 «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (с изменениями) Минсельхозу Чувашии на реализацию мероприятий Программы в 2015 году предусматривалось финансирование в общей сумме 32 439,0 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета в сумме 30 817,0 тыс. рублей и за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики в сумме 1 622,0 тыс. рублей.
Объем бюджетных средств, предусмотренных Законом о бюджете на 2015 год, соответствует объему средств, предусмотренному на 2015 год Программой.
Согласно данным отчета об исполнении бюджета на 1 января 2016 года кассовое исполнение расходов на выполнение мероприятий Программы составило 32 438,9 тыс. рублей или 100,0 % к бюджетным назначениям.
Отчеты о расходовании средств грантов на развитие семейных животноводческих ферм представлялись Минсельхозом Чувашии в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.03.2012 № 198 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 № 165 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие семейных животноводческих ферм» (с изменениями) (далее – приказ Минсельхоза России от 22.03.2012 № 198) по утвержденным формам. В нарушение п. 2 Приложения № 5 приказа Минсельхоза России от 22.03.2012 № 198 Минсельхозом Чувашии сроки предоставления отчетов в Минсельхоз России за I, II и IV кварталы 2014 года и IV квартал 2015 года нарушены на 2 дня, 1 день, 1 день и 9 дней соответственно (при установленном сроке - не позднее 20 числа месяца, следующего за соответствующим отчетным периодом).
Проверка целевого и эффективного использования средств бюджета Чувашской Республики, выделенных на реализацию мероприятий подрограммы
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.04.2012 № 159 утвержден Порядок предоставления главам крестьянских (фермерских) хозяйств субсидий на возмещение части затрат в форме гранта на развитие семейных животноводческих ферм (далее – Порядок).
Отдельные положения Порядка не соответствуют требованиям, отбора семейных животноводческих ферм, утвержденным приказом Минсельхоза России от 22.03.2012 № 198 (далее – Требования). Например:
1. Порядок содержит обязательство главы К(Ф)Х оплачивать за счет собственных средств (денежных средств или имущества, земельных участков, транспорта, сельскохозяйственных животных) и (или) кредитных средств в размере не менее 40% затрат на развитие семейной животноводческой фермы. Сумма собственных средств не может быть менее 10% от суммы затрат на развитие семейной животноводческой фермы, в то время как подпунктом «л» пункта 2 Требований предусмотрено обязательство главы К(Ф)Х «оплачивать не менее 40% стоимости каждого наименования Приобретений, указанных в плане расходов, в том числе непосредственно за счет собственных средств не менее 10% от стоимости каждого наименования приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг;
2. Порядок содержит обязательство главы К(Ф)Х создать не менее 3-х постоянных рабочих мест, вместе с тем в Требованиях в критериях отбора региональных программ развития семейных животноводческих ферм предусмотрено создание в год подачи заявки новых постоянных рабочих мест не менее 3-х на одно крестьянское (фермерское) хозяйство.
В ходе проверки установлено, что конкурсной комиссией (протокол от 23.09.2015 № 4) принято решение об утверждении уточненного плана расходов главы К(Ф)Х Белова А.Е. (Мариинско-Посадский район, получатель субсидии 2015 года). Расходы на приобретение техники в сумме 3 955,0 тыс. рублей заменены на расходы по строительству кормохранилища на указанную сумму. При этом, внесение изменений в план расходов глав крестьянских (фермерских) хозяйств Порядком не предусмотрено.
Заявки глав К(Ф)Х на предоставление государственной поддержки в форме гранта на развитие семейных животноводческих ферм (далее – заявка) и прилагаемые документы зарегистрированы в установленном Минсельхозом Чувашии порядке. Следует отметить, что главой К(Ф)Х Ивановой Г.В. (Комсомольский район) заявка о предоставлении субсидии на возмещение части затрат в форме гранта на развитие семейной животноводческой фермы с описью прилагаемых документов, которые сброшюрованы в одну папку, пронумерованы и скреплены подписью заявителя и печатью в количестве 256 листов представлена 02.04.15, входящий номер 2721. В тоже время к указанной заявке приложены платежные поручения от 26.04.2015 на оплату по договору купли-продажи от 24.03.2015, от 16.06.2015 на уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (согласно приложенной описи в количестве 256 листов), т.е. документы, по которым произведены расходы, позже даты подачи заявки (02.04.2015).
На конкурный отбор главами К(Ф)Х в 2014 году представлено 32 заявки о предоставлении субсидии на возмещение части затрат в форме гранта на развитие семейной животноводческой фермы, в 2015 году – 17 заявок.
Для проведения комплексной экспертизы создана рабочая группа по рассмотрению документов, представленных главами К(Ф)Х (далее - рабочая группа). В нарушение пункта 2.1.3. Порядка состав рабочей группы не утверждался ежегодно в течение 3 рабочих дней со дня окончания приема документов.
После проведения комплексной экспертизы рабочей группой составлены экспертные заключения на все представленные заявителями документы. Проверкой установлены факты ненадлежащего исполнения рабочей группой и конкурсной комиссией функций возложенных на них Положением. Отсутствуют документы, подтверждающие итоги мониторинга выполнения условий Соглашений за 2014 – 2015 годы. Допущены случаи отклонения заявок участников Программы без аргументированного описания причин отказа в протоколе.
В 2014 году Минсельхозом Чувашии заявители письменно извещены об отклонении документов с указанием причин на 7 рабочих дней позже срока, установленного пунктом 2.1.2. Порядка (извещено 30.04.14, вместо 10 рабочих дней после окончания приема документов, т.е. 21.04.14 года). В 2015 году извещения направлены своевременно.
При проведении комплексной экспертизы рабочей группой составляется экспертное заключение по условиям «полнота и достоверность представленных документов» и «соответствие заявителя условиям, установленным Минсельхозом России» с оценкой «соответствует» или «не соответствует». Так, в 2014 году - в 3 –х экспертных заключениях глав К(Ф)Х Андреева Ю.М. (Козловский район), Иванова Б.В. (Ибресинский район), Кувандикова Г.М. (Алатырский район), в 2015 году – в 1 заключении главы К(Ф)Х Захарова И.П. (Урмарский район) вышеуказанные условия рабочей группой оценены как «соответствует не в полном объеме», что является нарушением пункта 1.6 Порядка, в результате чего вышеуказанные заявители неправомерно допущены к конкурсному отбору (по итогам конкурса субсидии не представлены).
По итогам заседания конкурсной комиссии на основании оценочных ведомостей рабочей группой принято решение об оказании государственной поддержки в 2014 году 6 главам К(Ф)Х, в 2015 году - 7 главам К(Ф)Х.
На основании решений конкурсной комиссии о предоставлении государственной поддержки и утвержденного конкурсной комиссией плана расходов Минсельхозом Чувашии в 2014 -2015 гг. заключены Соглашения о предоставлении главам К(Ф)Х субсидии на возмещение части затрат в форме гранта на развитие семейных животноводческих ферм (далее – Соглашение на 2014 год и Соглашение на 2015 год).
Минсельхозом Чувашии форма Соглашения на 2014 год не утверждена. Форма Соглашения на 2015 год утверждена приказом Минсельхоза Чувашии от 15.05.2015 № 60 «О мерах по реализации постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.04.2012 № 159». Отдельные положения формы Соглашения на 2015 год, не соответствуют Требованиям. Например, форма Соглашения на 2015 год содержит обязательство главы крестьянского (фермерского) хозяйства «создать не менее 3 постоянных рабочих мест в результате создания семейной животноводческой фермы», в критериях отбора региональных программ развития семейных животноводческих ферм Требований предусмотрено «обеспечить в году подачи заявки создание новых постоянных рабочих мест - не менее 3-х на одно К(Ф)Х».
В приложении № 2 к Соглашению на 2014 год «Отчет о выполнении условий Соглашения» пункт № 1 изложен в следующей редакции «осуществление деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства на территории Чувашской Республики и соответствие критериям микропредприятия в соответствии Федеральным законом Российской Федерации от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 209-ФЗ) - в течение 5 лет после получения гранта», при этом, Требованиями условие «соответствие критериям микропредприятия в соответствии Федеральным законом № 209-ФЗ» не предусмотрено.
В нарушение пункта 1 Приложения № 2 Порядка в 2014 году главой К(Ф)Х Илларионовым С.Р. (Янтиковский район) план расходов, включенный в заявку и в Соглашение, составлен без указания наименования приобретаемого имущества, его количества и цены.
Также, установлено, что в несоблюдение пункта 3.2.12 Соглашения на 2014 год, перед расходованием денежных средств государственной поддержки в течение 18 месяцев после получения гранта главами К(Ф)Х не были представлены в Минсельхоз Чувашии копии договоров на приобретение оборудования (товаров, услуг и прочего).
Проведены проверки целевого использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики, выделенных главам К(Ф)Х на предоставление государственной поддержки в форме гранта на развитие семейных животноводческих ферм в 2014-2015 годах. В ходе выездных проверок в хозяйства глав К(Ф)Х произведена сверка показателей, отраженных в отчетах с фактическими расходами, произведенными согласно планам расходов, проверено выполнение условий заключенных Соглашений. Установлены следующие нарушения:
Главой К(Ф)Х Ивановой Г.В (Комсомольский район) не выполнены условия Соглашения от 10.07.2015 № 01-22/75 (далее – Соглашение).
1. Глава К(Ф)Х Иванова Г.В. зарегистрирована в доме № 125 по улице Ленина в с. Чурачики, расположенном на территории Чичканского сельского поселения Комсомольского района, что подтверждено данными паспорта. Однако, в бизнес-плане и по акту приемки законченного строительством объекта от 30.12.2015 строительство конюшни осуществлено в деревне Дубовка, расположенной на территории Комсомольского сельского поселения, что является невыполнением пункта 2.2.1. Соглашения, согласно которому глава К(Ф)Х обязуется постоянно проживать или переехать на постоянное место жительства в муниципальное образование по месту нахождения и регистрации хозяйства, которое является единственным местом трудоустройства главы хозяйства.
2. В нарушение п. 2.2.1. Соглашения главой К(Ф)Х Ивановой Г.В. в Минсельхоз Чувашии представлен недостоверный отчет о целевом расходовании бюджетных средств (грантов) на развитие семейной животноводческой фермы (по форме согласно приложению № 5 к приказу Минсельхоза России от 22.03.2012 № 198) К(Ф)Х Ивановой Г.В. по состоянию на 31.12.2015 на реализацию проекта «Строительство конюшни на 180 голов в д. Дубовка Комсомольского района». По данным вышеуказанного Отчета на реализацию проекта «Строительство конюшни на 180 голов в д. Дубовка Комсомольского района» предусмотрено направить средства в сумме 6 368,2 тыс. рублей, из них: грант на развитие семейной животноводческой фермы – 3 820,9 тыс. рублей, собственные средства фермера – 2 547,3 тыс. рублей. Расходы, произведенные главой К(Ф)Х Ивановой Г.В. в 2015 году по данным Отчета составляют 0 «ноль» рублей (документы, подтверждающие расходы, произведенные главой К(Ф)Х Ивановой Г.В. в 2015 году, к отчету не приложены). При этом по данным Информации о производственной деятельности К(Ф)Х (форма № 1 – КФХ) за 2015 год расходы составляют 4 021,0 тыс. рублей. Объект «Конюшня на 180 голов», расположенный на территории Комсомольского сельского поселения, введен в эксплуатацию на основании Акта о приемке законченного строительством объекта от 30.12.2015.
3. Главой К(Ф)Х Ивановой Г.В. средства гранта в сумме 3740,0 тыс. рублей перечислены на счет подрядчика ООО «Энергосервис» согласно акту выполненных работ. При этом, в нарушение п.2.2.1. Соглашения не обеспечено софинансирование за счет собственных средств в размере не менее 40% затрат на развитие семейной животноводческой фермы.
В ходе проверки 26.05.2016 представлены подписанные, со стороны заказчика, главой К(Ф)Х Ивановой Г.В. и, со стороны подрядчика, руководителем ООО «Энергосервис» Волковым Г.Ф. акты о приемке выполненных работ (ф. № КС-2) на общую сумму 3 820,9 тыс. рублей. В ходе настоящей проверки документы, подтверждающие расходы за счет собственных средств на сумму 2 547,3 тыс. рублей главой К(Ф)Х Ивановой Г.В. не представлены.
4. Согласно приложению № 1 к Соглашению «Производственно-экономические показатели бизнес-плана «Строительство конюшни на 180 голов в д. Дубовка Комсомольского района» в К(Ф)Х Ивановой Г.В. поголовье лошадей за 2015 год предусмотрено увеличить до 85 голов. Однако по данным Отчетов о движении скота и птицы на ферме (форма № СП-51) по К(Ф)Х Ивановой Г.В. (за июль 2015 - апрель 2016 года) на начало июля 2015 года общее количество животных (кобылы, жеребцы) составляет 39 голов, на конец июля 2015 года – 38 голов, на конец декабря 2015 года – 37 голов, т.е. на 48 голов меньше предусмотренного условиями Соглашения.
5. По состоянию на 26.05.2016 главой К(Ф)Х Ивановой Г.В. созданы 2 рабочих места вместо 3-х, предусмотренных пунктом 2.2.1. Соглашения.
Таким образом, главой К(Ф)Х Ивановой Г.В. (Комсомольского района) в 2015 году произведены расходы за счет средств гранта в сумме 3 740,0 тыс. рублей без выполнения предусмотренных Соглашением следующих обязательств:
- оплачивать не менее 40 % стоимости каждого наименования Приобретений, указанных в плане расходов (приложение № 2 к Соглашению) за счет собственных средств;
- постоянно проживать или переехать на постоянное место жительства в муниципальное образование по месту нахождения и регистрации хозяйства, которое является единственным местом трудоустройства главы хозяйства;
- обеспечивать выполнение основных производственно-экономических показателей согласно Приложению № 1 к Соглашению на 2015 год.
Главой К(Ф)Х Прокопьевым Г.А. (Комсомольский район) в нарушение Порядка и Соглашения в 2015 году за счет средств гранта произведены расходы, не предусмотренные разделом 2 «Основное мероприятие «Субсидии на возмещение части затрат крестьянских (фермерских) хозяйств на строительство, реконструкцию семейных животноводческих ферм и создание инженерной инфраструктуры к ним» Подпрограммы, и планом расходов (приложение № 2 к Соглашению от 15.05.2015 № 01-22/39), на общую сумму 313,9 тыс. рублей, в т.ч.:
- 100,0 тыс. рублей - за приобретенные нефтепродукты (договор поставки от 30.03.2015 № 40/2015, платежное поручение от 09.06.2015 № 27 на сумму 100,0 тыс. рублей);
- 213,9 тыс. рублей - за приобретенные средства химзащиты (товарная накладная от 30.04.2015 № 35, платежное поручение от 10.06.2015 № 29 на сумму 213,9 тыс. рублей).
Главой К(Ф)Х Козловым А.Н. (Вурнарский район) созданы 2 рабочих места вместо 3-х, предусмотренных условием Соглашения от 10.07.2015 № 01-22/76.
По вопросу 4. Выполнение целевых показателей Подпрограммы и показателей результативности Подпрограммы
Основными показателями (индикаторами) реализации Ведомственной целевой программы Чувашской Республики «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2012-2014 годы» в 2014 году (с учетом внесенных изменений от 29.08.14) являются:
- производство молока К(Ф)Х;
- производство скота и птицы на убой в живом весе К(Ф)Х;
- выручка от реализации сельскохозяйственной продукции, оказания услуг К(Ф)Х.
Согласно Информации о выполнении государственной программы Чувашской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики» на 2012-2020 годы» за 2014 год (далее – Информация) показатели целевых индикаторов «Производство молока К(Ф)Х» и «Выручка от реализации сельскохозяйственной продукции, оказания услуг К(Ф)Х» выполнены. Фактический показатель (индикатор) по производству молока К(Ф)Х составил 152,7% к 2011 году, что больше планового показателя на 35,9%. Выручка от реализации сельскохозяйственной продукции, оказания услуг К(Ф)Х в 2014 году составила 142,5% к 2011 году, что соответствует плановому показателю. Не выполнен целевой показатель (индикатор) по производству скота и птицы на убой в живом весе К(Ф)Х на 5,6 процентных пунктов (при плановом назначении 116,1% к 2011 году, фактическое исполнение составило 110,5% к 2011 году). Информация составлена на основании статистических данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике – Чувашии по разделу «Сельское хозяйство, охота и лесоводство в Чувашской Республике».
Основными показателями (индикаторами) реализации Ведомственной целевой программы Чувашской Республики «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2015-2017 годы» в 2015 году являются:
- создание (строительство, реконструкция и модернизация) семейных животноводческих ферм на базе К(Ф)Х;
- создание дополнительных рабочих мест на семейных животноводческих фермах на базе К(Ф)Х.
По данным Отчета о расходах бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета (форма ГП-68РДКФХ) (далее – Отчет (форма ГП-68РДКФХ) и Отчета о достижении значения показателя результативности предоставления субсидии (форма ГП-70) (далее – Отчет (форма ГП-70) в 2014-2015 годах расхождений между фактическими и плановыми показателями по количеству созданных семейных животноводческих ферм на базе К(Ф)Х не имеется. В 2014 году было создано путем строительства, реконструкции и модернизации 6 семейных животноводческих ферм на базе К(Ф)Х, в 2015 году – 7. Создание дополнительных рабочих мест на семейных животноводческих фермах на базе К(Ф)Х в 2014 году составило 21 ед., т.е. увеличилось на 5 ед. (или на 31,3%) по сравнению с плановыми показателями, в 2015 году – 21 ед., т.е. увеличилось на 3 единиц (или на 16,7 %).
По данным трудовых договоров, представленных главами К(Ф)Х:
- в 2014 году создано дополнительных рабочих мест на семейных животноводческих фермах на базе К(Ф)Х в количестве 11 ед., что на 11 ед. меньше показателя «Создание дополнительных рабочих мест на семейных животноводческих фермах на базе К(Ф)Х», указанного в Отчете (форма ГП-68РДКФХ), и на 5 ед. меньше плановых показателей (индикаторов), указанных в Программе;
- в 2015 году – 21 ед., что соответствует данным Отчета (форма ГП-68РДКФХ) и на 3 ед. больше плановых показателей (индикаторов), указанных в Программе.
Таким образом, в Минсельхоз России представлены недостоверные отчетные данные.
В то же время, за 2014-2015 годы отдельными получателями гранта не выполнены основные производственно-экономические показатели, предусмотренные условиями Соглашений. Показатель «Поголовье крупного рогатого скота и лошадей» не выполнен главами К(Ф)Х Никоновым В.М., Шарафутдиновым И.Ш., Зейнетдиновым Э.Н., Ивановой Г.В. Показатель «Производство молока» не выполнен главами К(Ф)Х Васильевой Е.И., Ивановым В.А., Смирновым В.П., Никоновым В.М., Беловым А.Е., Прокопьевым Г.А., Шарафутдиновым И.Ш. Показатель «Выручка от реализации продукции» не выполнен главами К(Ф)Х Васильевой Е.И., Беловым А.Е., Прокопьевым Г.А., Шарафутдиновым И.Ш., Зейнетдиновым Э.Н., Ивановой Г.В. Из вышеизложенного следует, что Минсельхозом Чувашии не осуществляется надлежащий контроль за выполнением основных производственно-экономических показателей главами К(Ф)Х, предусмотренных условиями Соглашений.
Минсельхозом Чувашии в целом обеспечено достижение результативности реализации Программы.
8. Выводы:
1.В 2014 году кассовое исполнение расходов на выполнение мероприятий Ведомственной программы составило 28 333,2 тыс. рублей, или 100,0% к утвержденным бюджетным назначениям. В 2015 году кассовое исполнение расходов на выполнение мероприятий Программы составило 32 438,9 тыс. рублей, или 100,0 % к бюджетным назначениям.
2. С целью обеспечения более эффективной и рациональной системы предоставления субсидий на возмещение части затрат в форме гранта на развитие семейных животноводческих ферм требуют доработки нормативные правовые акты, регламентирующие проведение вышеуказанного мероприятия на территории Чувашской Республики:
2.1. Отдельные положения формы Соглашения на 2015 год, не соответствуют Требованиям. Например, форма Соглашения на 2015 год содержит обязательство главы крестьянского (фермерского) хозяйства «создать не менее 3 постоянных рабочих мест в результате создания семейной животноводческой фермы», в критериях отбора региональных программ развития семейных животноводческих ферм Требований предусмотрено «обеспечить в году подачи заявки создание новых постоянных рабочих мест - не менее 3-х на одно К(Ф)Х».
В приложении № 2 к Соглашению на 2014 год «Отчет о выполнении условий Соглашения» пункт № 1 изложен в следующей редакции «осуществление деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства на территории Чувашской Республики и соответствие критериям микропредприятия в соответствии Федеральным законом Российской Федерации от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 209-ФЗ) - в течение 5 лет после получения гранта», при этом, Требованиями условие «соответствие критериям микропредприятия в соответствии Федеральным законом № 209-ФЗ» не предусмотрено.
2.2. В Порядке содержатся формулировки, не соответствующие формулировкам в Требованиях:
Порядоксодержит обязательствоглавы К(Ф)Хоплачивать за счет собственных средств (денежных средств или имущества, земельных участков, транспорта, сельскохозяйственных животных) и (или) кредитных средств в размере не менее 40% затрат на развитие семейной животноводческой фермы. Сумма собственных средств не может быть менее 10% от суммы затрат на развитие семейной животноводческой фермы, в то время как подпунктом «л» пункта 2 Требований предусмотрено обязательство главы К(Ф)Х «оплачивать не менее 40% стоимости каждого наименования Приобретений, указанных в плане расходов, в том числе непосредственно за счет собственных средств не менее 10% от стоимости каждого наименования приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг.
Порядок содержит обязательство главы К(Ф)Х создать не менее 3-х постоянных рабочих мест, вместе с тем в Требованиях в критериях отбора региональных программ развития семейных животноводческих ферм предусмотрено создание в год подачи заявки новых постоянных рабочих мест не менее 3-х на одно крестьянское (фермерское) хозяйство.
3. Установлены факты ненадлежащего исполнения рабочей группой и конкурсной комиссией функций, возложенных на них Положением:
3.1. Допущены случаи отклонения заявок участников Программы без аргументированного описания причин отказа в протоколе.
3.2. Конкурсной комиссией включены в число участников программы главы К(Ф)Х, представившие заявки с нарушениями Порядка.
Главой К(Ф)Х Ивановой Г.В. (Комсомольский район) заявка о предоставлении субсидии на возмещение части затрат в форме гранта на развитие семейной животноводческой фермы с описью прилагаемых документов, сброшюрованных в одну папку, пронумерованных и скрепленных подписью заявителя и печатью в количестве 256 листов, представлена 02.04.15, входящий номер 2721. В числе приложенных документов имеются платежные поручения от 26.04.2015 на оплату по договору купли-продажи от 24.03.2015, от 16.06.2015 на уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, датированные позже даты подачи заявки (02.04.2015).
3.3. В нарушение пункта 1.6 Порядка в 2014-2015 годах 4 заявки глав К(Ф)Х (Андреева Ю.М. (Козловский район), Иванова Б.В. (Ибресинский район), Кувандикова Г.М. (Алатырский район), Захарова И.П. (Урмарский район) допущены к конкурсному отбору с экспертными заключениями с оценкой «соответствует не в полном объеме» неправомерно (по итогам конкурса субсидии не представлены).
3.4. Конкурсной комиссией принимались решения об утверждении уточненного плана расходов. При этом, внесение изменений в план расходов глав крестьянских (фермерских) хозяйств Порядком и Положением о конкурсной комиссии не предусмотрено.
4. Главами К(Ф)Х допущено использование гранта с нарушением условий Соглашений о предоставлении главам крестьянских (фермерских) хозяйств субсидий на возмещение части затрат в форме гранта на развитие семейных животноводческих ферм», заключенных с Минсельхозом Чувашии на общую сумму 4053,9 тыс. рублей, из них главой К(Ф)Х Ивановой Г.В. (Комсомольский район) в сумме 3 740,0 тыс. рублей, главой К(Ф)Х Прокопьевым Г.А. (Комсомольский район) сумме 313,9 тыс. рублей:
в нарушение п.2.2.1. Соглашения главой К(Ф)Х Ивановой Г.В. средства гранта в сумме 3740,0 тыс. рублей перечислены на счет ООО «Энергосервис» без обеспечиния софинансирования за счет собственных средств в размере не менее 40% затрат на развитие семейной животноводческой фермы;
главой К(Ф)Х Прокопьевым Г.А. произведены расходы, не предусмотренные планом расходов в сумме 313,9 тыс.рублей.
5. Главами К(Ф)Х Козловым А.Н. (Вурнарский район) и Ивановой Г.В. (Комсомольский район) созданы 2 рабочих места вместо 3-х, предусмотренных условиями Соглашений от 10.07.2015 № 01-22/76 и 10.07.2015 №01-22/75 соответственно.
6. Проверкой установлены случаи несвоевременного предоставления Отчетов о расходовании средств грантов на развитие семейных животноводческих ферм в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.03.2012 № 198.
7. Министерством осуществляется недостаточный контроль за соблюдением условий предоставления поддержки главам К(Ф)Х. В 2014-2015 годах отдельными получателями гранта не выполнены основные производственно-экономические показатели, предусмотренные условиями Соглашений.
9. Возражений или замечаний руководителей или иных уполномоченных должностных лиц объектов контрольного мероприятия на результаты контрольного мероприятия: не поступало.
10. Предложения (рекомендации):
1. Направить представление Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики в Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики.
2. Направить материалы проверки в Прокуратуру Чувашской Республики.
3. Направить информацию о результатах проверки в Администрацию Главы Чувашской Республики.
Начальник отдела государственного
финансового контроля Контрольно-
счетной палаты Чувашской Республики Н.В. Васильева