Заключение
на проект закона Чувашской Республики «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»
1. Общие положения
Заключение Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики на проект закона Чувашской Республики «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (далее - законопроект) подготовлено во исполнение распоряжения Председателя Государственного Совета Чувашской Республики от 01 ноября 2016 года № 1083 и в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №326-ФЗ), законов Чувашской Республики «О регулировании бюджетных правоотношений в Чувашской Республике», «О Контрольно-счетной палате Чувашской Республики» и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Чувашской Республики.
Законопроект внесен на рассмотрение Государственного Совета Чувашской Республики Главой Чувашской Республики 31 октября 2016 года в соответствии со статьей 85 Конституции Чувашской Республики в порядке законодательной инициативы одновременно с проектом закона Чувашской Республики «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» в законодательно установленный срок (не позднее 10 ноября 2016 года).
В соответствии со статьей 4 Закона Чувашской Республики от 24 июня 2016 г. № 38 «О внесении изменений в Закон Чувашской Республики «О регулировании бюджетных правоотношений в Чувашской Республике» проект бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики составлен на очередной финансовый 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.
Данным законопроектом предлагается утвердить:
- основные характеристики бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики (далее - Фонд) по доходам и расходам на 2017 год в сумме 12 061 486,3 тыс. рублей, на 2018 год - 12 331 710,1 тыс. рублей, на 2019 год - 12 700 459,1 тыс. рублей (статья 1);
- перечень главных администраторов доходов бюджета Фонда, а также перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета Фонда (статья 2);
- распределение бюджетных ассигнований бюджета Фонда на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов по разделам, подразделам, целевым статьям, группам и подгруппам видов расходов классификации расходов бюджетов (статья 3);
- особенности исполнения бюджета Фонда в 2017 году (статья 4) в части внесения изменений в показатели бюджетной росписи бюджета Фонда по решению Фонда в соответствии с пунктом 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
- размер нормированного страхового запаса Фонда на 2017 год в объеме 1 105 700,4 тыс. рублей, на 2018 год - 1 130 025,8 тыс. рублей, на 2019 год - 1 163 926,6 тыс. рублей (статья 5);
- норматив расходов на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию для страховых медицинских организаций в размере 1,0 процента от суммы средств, поступивших в страховую медицинскую организацию по дифференцированным подушевым нормативам (статья 6).
Состав показателей, представленных для рассмотрения и утверждения в законопроекте, соответствует требованиям статьи 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
2. Доходы бюджета Фонда
В законопроекте прогнозируемые доходы бюджета Фонда сформированы в соответствии со статьями 26, 27 Федерального закона № 326-ФЗ за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, и за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования субъектов Российской Федерации.
Законопроектом доходы бюджета Фонда на 2017 год определены в сумме
12 061 486,3 тыс. рублей, которые по сравнению с бюджетными назначениями на 2016 год (11 263 492,9 тыс. рублей - с учетом предполагаемых изменений) увеличиваются на 797 993,4 тыс. рублей или на 7,1 процента.
На 2018 год прогнозируемый объем доходов предлагается утвердить в сумме 12 331 710,1 тыс. рублей, которые по сравнению с 2017 годом увеличиваются на 270 223,8 тыс. рублей или на 2,2 процента.
На 2019 год доходы прогнозируются в сумме 12 700 459,1 тыс. рублей, которые по сравнению с 2018 годом увеличиваются на 368 749,0 тыс. рублей или на 3,0 процента.
Объемы доходов бюджета Фонда от поступления субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС) на выполнение переданных органам государственной власти Чувашской Республики полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования прогнозируются на 2017 год в сумме 11 404 950,3 тыс. рублей (к 2016 году - 108,2 %),на 2018 год - 11 660 730,3 тыс. рублей (к 2017 году -102,2%), на 2019 год - 12 009 349,9 тыс. рублей (к 2018 году - 103,0%). Доля субвенции из бюджета ФФОМС в доходах бюджета Фонда на 2017-2019 годы составляет 94,6 процентов.
Объемы субвенции из бюджета ФФОМС определены в соответствии со статьей 27 Федерального закона № 326-ФЗ, Правилами распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета ФФОМС, утвержденными постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 № 462, исходя из численности застрахованных лиц в Чувашской Республике по состоянию на 1 апреля 2016 года в количестве 1 256 287 человек и подушевого норматива финансового обеспечения базовой программы ОМС на 2017 год в размере 9 078,3 рублей, на 2018 год - 9 281,9 рублей, на 2019 год - 9 559,4 рублей.
Подушевой норматив финансирования базовой программы ОМС на 2017 год доведен письмом ФФОМС от 27.09.2016 № 9106/21-2/и. Согласно проекту постановления Правительства Российской Федерации «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» подушевой норматив по сравнению с предыдущим годом проиндексирован на 2017 год на 7,6%, на 2018 год - 2,2 %, на 2019 год -3,0 процента.
Объемы доходов бюджета Фонда от поступления межбюджетных трансфертов из бюджетов территориальных фондов ОМС субъектов Российской Федерации прогнозируются на 2017 год в сумме 613 628,8 тыс. рублей (107,6% к 2016 году), на 2018 год - 627 128,6 тыс. рублей (102,2 % к 2017 году), на 2019 год - 645 942,5 тыс. рублей (103,0 % к 2018 году). При определении прогнозируемых объемов прочих межбюджетных трансфертов учтены темпы прироста среднего подушевого норматива финансирования базовой программы ОМС в 2017-2019 годах.
Доля указанных доходов в общей сумме доходов бюджета Фонда на 2017- 2019 годы составляет 5,1 процента.
В общем объеме прогнозируемых доходов Фонда учтены доходы от компенсации затрат государства в результате применения страховыми медицинскими организациями санкций к медицинским организациям за нарушения, выявляемые при проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, на 2017 год в сумме 42 907,2 тыс. рублей, на 2018 год - 43 851, 2 тыс. рублей, на 2019 год - 45 166,7 тыс. рублей, которые не отражены в текстовой части законопроекта.
3. Расходы бюджета Фонда
Законопроектом объем расходов бюджета Фонда на 2017 год определен в сумме 12 061 486,3 тыс. рублей, который по сравнению с бюджетными ассигнованиямина 2016 год (11 265 404,7 тыс. рублей) увеличивается на 796 081,6 тыс. рублей или на 7,1 процент.
На 2018 год объем расходов предлагается утвердить в сумме 12 331 710,1 тыс. рублей, на 2019 год – 12 700 459,1 тыс. рублей. По сравнению с предыдущими годами расходную часть бюджета на 2018 и 2019 годы планируется увеличить на 270 223,8 тыс. рублей (на 2,2%) и 368 749,0 тыс. рублей (на 3%) соответственно.
Законопроектом предусмотрено использование финансовых средств Фонда в рамках реализации государственной программы Чувашской Республики «Развитие здравоохранения» по двум разделам:
- «Общегосударственные вопросы»;
- «Здравоохранение».
По разделу «Общегосударственные вопросы» в 2017 году предусматриваются бюджетные ассигнования на выполнение функций аппаратом Фонда в сумме 51 146,6 тыс. рублей.По сравнению с утвержденными бюджетными ассигнованиями на 2016 год (49 618,5 тыс. рублей) объем расходов увеличивается на1 528,1 тыс. рублей или на 3,1 процента.
Доля расходов на выполнение управленческих функций по разделу «Общегосударственные вопросы» в общем объеме расходов бюджета Фонда по законопроекту на 2017 год составит 0,4 процента.
В 2018 и 2019 году бюджетные ассигнования на выполнение функций аппаратом Фонда предусматриваются на уровне 2017 года – 51 146,6 тыс. рублей.
По разделу «Здравоохранение» в 2017 году предусматриваются бюджетные ассигнования в сумме 12 010 339,7 тыс. рублей. По сравнению с 2016 годом (11 215 786,2 тыс. рублей) объем расходов на 2017 год увеличивается на 794 553,5 тыс. рублей или на 7,1 процента.
Доля расходовпо разделу «Здравоохранение» в общем объеме расходов бюджета Фондапо законопроекту на 2017 год составит 99,6 процента.
По данному разделу планируются расходы:
1) на финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации за счет трансфертов из бюджетов федерального фонда ОМС и территориального фонда ОМС субъектов РФ в сумме 11 967 432,5 тыс. рублей, в том числе:
- граждан Российской Федерации, застрахованных на территории Чувашской Республики, - 11 353 803,7 тыс. рублей, из них за счет межбюджетных трансфертов, передаваемых бюджетам территориальных фондов ОМС субъектов Российской Федерации -349 307,5 тыс. рублей;
- граждан Российской Федерации, застрахованных за пределами Чувашской республики, - 613 628,8 тыс. рублей.
Расходы на финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования, включая иные источники,в 2017 году в сравнении с 2016 годом увеличатся на 903 003,4 тыс. рублей или на 8,2 процента.
2) на финансовое обеспечение мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования за счет средств нормированного страхового запаса Фонда Чувашской Республики в сумме 42 907,2 тыс. рублей, с уменьшением расходов к 2016 году на 19 238,3 тыс. рублей или на 31,0 процент.
На 2018 год расходы по разделу «Здравоохранение» предусматриваются в объеме 12 280 563,5 тыс. рублей. По сравнению с 2017 годом бюджетные ассигнования по указанному разделу увеличиваются на 270 223,8 тыс. рублей или на 2,2 процента.
На 2019 год по разделу «Здравоохранение» расходы предусматриваются в объеме 12 649 312,5 тыс. рублей. По сравнению с 2018 годом бюджетные ассигнования по указанному разделу увеличиваются на 368 749,0 тыс. рублей или на 3,0 процента.
4. Дефицит (профицит) бюджета ТФОМС
Прогнозируемые законопроектом объемы расходов бюджета Фонда на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов соответствуют прогнозируемым объемам доходов на 2017 - 2019 годы, т.е. бюджет фонда сформирован без дефицита и профицита.
5. Выводы и предложения
1. Проект закона Чувашской Республики «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» подготовлен в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, других законодательных актов Российской Федерации и Чувашской Республики.
2. Контрольно-счетная палата Чувашской Республики считает, что указанный законопроект может быть рассмотрен Государственным Советом Чувашской Республики и принят в установленном порядке.
Председатель Т.Д. Минина
08.11.16