УТВЕРЖДАЮ
Председатель
Контрольно-счетной палаты
Чувашской Республики
_______ С.И. Аристова
2 декабря 2016 года
ОТЧЕТ
РЕЗУЛЬТАТАХ КОНТРОЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
«Проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики, выделенных на реализацию мероприятий республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики на 2013-2017 годы» (IIэтап)»
1. Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 1.25 плана работы Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики на 2016 год, распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Чувашской Республикиот 29.09.2016 №21.
2. Предмет контрольного мероприятия: нормативные, правовые и другие документы, подтверждающие выделение и использование средств, направленных на реализацию мероприятий республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики на 2013-2017 годы» (IIэтап).
3. Объекты контрольного мероприятия:
- Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики (далее – Минстрой Чувашии);
- администрации Алатырского, Вурнарского, Ибресинского, Комсомольского, Красноармейского, Мариинско-Посадского, Моргаушского, Цивильского, Чебоксарского, Шемуршинского, Ядринского районов и городов Канаш и Шумерля.
4. Проверяемый период деятельности: 2014-2015 годы.
5. Срок проведения контрольного мероприятия с 3 октября по 11 ноября 2016 года.
6. Краткая характеристика проверяемой сферы формирования и использования государственных или муниципальных средств и деятельности объектов контрольного мероприятия:В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, ликвидации аварийных многоквартирных домов в соответствии с федеральным законом от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ«О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30.04.2013 №168 утверждена Республиканская адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики» на 2013-2017 годы (далее – Программа).
Государственным заказчиком и основным разработчиком Программы определен Минстрой Чувашии.
Соисполнителями Программы являются органы местного самоуправления.
Основной целью Программы является обеспечение граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, жилыми помещениями, благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта и отвечающими установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации и законодательства Чувашской Республики.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- формирование механизмов ликвидации аварийного жилищного фонда и переселения граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции;
- оказание финансовой поддержки муниципальным образованиям путем консолидации бюджетных и внебюджетных источников финансирования;
- создание условий для развития территории, на которой сосредоточен аварийный жилищный фонд.
Настоящая Программа реализуется в период с 2013 по 2017 год, в том числе:
I этап Программы - 2013 - 2014 годы;
II этап Программы - 2014 - 2015 годы;
III этап Программы - 2015 - 2016 годы;
IV этап Программы - с 2016 г. по 1 сентября 2017 г.;
V этап Программы - с 1 января 2017 г. по 1 сентября 2017 г.
Реализация Программы осуществляется за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее – Фонд), республиканского бюджета Чувашской Республики и местных бюджетов.
Проведена проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на реализацию мероприятий II этапа Программы (2014-2015 годы).
Паспортом Программы (в редакции постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики от 27.09.2013 № 397 и от 18.06.2014 №208) объем финансирования II этапа предусмотрен в общей сумме 1 068 285,1 тыс. рублей, из них средства: Фонда – 628 968,2 тыс. рублей; республиканского бюджета Чувашской Республики – 367 406,3 тыс. рублей; местных бюджетов – 31 358,2 тыс. рублей; внебюджетных источников – 40 552,6 тыс. рублей.
С учетом изменений, внесенных в Программу (постановлениями Кабинета Министров Чувашской Республики от 27.03.2015 № 101, от 25.06.2015 № 243, от 25.12.2015 №491, от 31.03.2016 №102, от 29.07.2016 №314), объем финансирования II этапа Программы предусмотрен в сумме 1 077 599,9 тыс. рублей, из них средства: Фонда – 625 020,2 тыс. рублей; республиканского бюджета Чувашской Республики – 389 962,3 тыс. рублей; местных бюджетов – 34 112,5 тыс. рублей, внебюджетных источников – 28 504,9 тыс. рублей;
Участниками II этапа Программы являлись 20 муниципальных образований: Алатырский, Аликовский, Вурнарский, Ибресинский, Канашский, Козловский, Комсомольский, Красноармейский, Мариинско-Посадский, Моргаушский, Порецкий, Урмарский, Цивильский, Чебоксарский, Шемуршинский, Ядринский районы, города: Алатырь, Канаш, Шумерля и Чебоксары.
Анализ поступления и расходования средств Фонда и республиканского бюджета Чувашской Республики на реализацию II этапа Программы
Между Фондом и Минстроем Чувашии (уполномоченный орган) заключено дополнительное соглашение от 31.07.2014 №16 к договору от 02.07.2008 №34-3С о долевом финансировании региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и (или) переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Данным дополнительным соглашением предусмотрено, что Фонд обязуется предоставить Чувашской Республике финансовую поддержку в сумме 628 681,2 тыс. рублей, при этом долевое финансирование за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики предусматривается в сумме 294 237,2 тыс. рублей. Указанные средства Минстрой Чувашии обязуется направлять в местные бюджеты на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Бюджетные ассигнования на финансирование расходов по переселению граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств Фонда и республиканского бюджета ежегодно утверждаются законами Чувашской Республики о республиканском бюджете на соответствующий год.
Во исполнение Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и Закона Чувашской Республики «О республиканском бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19.09.2014 №306утверждено распределение средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда по муниципальным образованиям Чувашской Республики в 2014 году (II этап)в общей сумме 996 374,4 тыс. рублей, в том числе средства Фонда – 628 968,2 тыс. рублей и средства республиканского бюджета Чувашской Республики – 367 406,2 тыс. рублей.
Согласно данным отчетов Минстроя Чувашии о расходовании средств Фонда по состоянию на 1 января 2015 года, на 1 января 2016 года и на 1 октября 2016 года всего на счета муниципальных образований на реализацию II этапа Программы перечислено средств Фонда в сумме 628 962,2 тыс. рублей и средств республиканского бюджета в сумме 300 647,9 тыс. рублей (с финансовой поддержкой Фонда).
В дополнительное соглашение от 31.07.2014 №16 соглашениями от 14.07.2015 №1, от 15.03.2016 №2 и от 10.08.2016 №3 внесены изменения в объемы финансирования.Так, с учетом внесенных изменений объем финансирования за счет средств Фонда составил в сумме 625 020,2 тыс. рублей, за счет средств республиканского бюджета в сумме 300 647,9 тыс. рублей (с финансовой поддержкой фонда) и средств местных бюджетов – 378,4 тыс. рублей. Таким образом, объемы финансирования II этапа Программы по Соглашению за счет средств Фонда соответствуют объемам финансирования, предусмотренным паспортом Программы на соответствующий период.
Данные сводного отчета об использовании субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в рамках Программы (II этап) по состоянию на 01.10.2016, представленного Минстроем Чувашии в Минфин Чувашии, приведены в нижеследующей таблице.
тыс. рублей
Источники финансирования
|
Данные сводного отчета на 01.10.2016
|
объем финансирования предусмотренный Программой
|
профинансировано за период реализации Программы
(II этап)
|
Средства Фонда
|
625020,2
|
626594,7
|
Средства республиканского бюджета
на софинансирование средств Фонда и без финансовой поддержки Фонда
|
389962,3
|
387693,7
|
Средства местных бюджетов
|
34112,5
|
33784,1
|
Внебюджетные средства
|
28504,9
|
28504,9
|
ВСЕГО
|
1077599,9
|
1076577,4
|
Из Сводного отчета следует, что финансирование II этапа Программы за счет средств Фонда по состоянию на 01.10.2016 составило 626 594,7 тыс. рублей или больше объема, предусмотренного Программой и Дополнительным соглашением от 31.07.2014 №16 на 1 574,5 тыс. рублей. Указанная разница образовалась в результате того, что в двух районах республики на стадии предоставления квартир умерли граждане переселенцы. Администрация Цивильского района 30.11.2016 возвратила в Минстрой Чувашии средства Фонда в сумме 271,5 тыс. рублей.
В Ибресинском районе для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, включенных во второй этап Программы, приобретена 41 квартира (государственная регистрация муниципальной собственности оформлена 30.12.2015), из которых в 38 квартир граждане переселены, 3 квартиры остались не заселенными в связи со смертью граждан. Указанные квартиры находятся в собственности Ибресинского городского поселения. В связи с этим администрацией Ибресинского района в адрес Ибресинского городского поселения направлены письма от 26.08.2016 №95 и от 17.10.2016 №2780 о возврате средств Фонда в размере 1 302,9 тыс. рублей. В свою очередь администрация Ибресинского городского поселения письмом от 20.10.2016 №433 сообщила администрации Ибресинскго района о том, что она обратилась к ООО «Батыревская Машинно-технологическая станция» с предложением реализовать указанные три квартиры и что после реализации квартир средства будут возвращены.
Проверка целевого и эффективного использования средств республиканского бюджета, выделенных на реализацию мероприятий Программы за 2014-2015 годы (II этап)
В целях взаимодействия при осуществлении совместных действий по реализации Федерального Закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 30.04.2013 №168 «О республиканской адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики» на 2013-2017 годы, Минстроем Чувашии с 20 муниципальными образованиями республики заключены соглашения о сотрудничестве (взаимодействии) по реализации II этапа Программы (далее – Соглашение с муниципальным образованием).
Проверка целевого и эффективного использования средств, выделенных на реализацию мероприятий Программы в 2014-2015 годах (II этап), проведена:
- специалистами Управления государственного финансового контроля Министерства финансов Чувашской Республики в администрациях Порецкого, Урмарского и Ядринского районов и городов Чебоксары и Алатырь;
- специалистами Управления Федерального казначейства – в администрации Аликовского района;
- специалистами Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики в ходе проверки межбюджетных трансфертов, предоставленных из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджетам Канашского и Козловского районов;
- специалистами Контрольно-счетных органов муниципальных образований в администрациях Алатырского, Вурнарского, Ибресинского, Комсомольского, Красноармейского, Мариинско-Посадского, Моргаушского, Цивильского, Чебоксарского, Шемуршинского, Ядринского районов, и городов Канаш и Шумерля;
- специалистами Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики проведены встречные выездные проверки соответствия состояния предоставленных жилых помещений техническим и функциональным характеристикам, указанным в муниципальных контрактах на строительство жилых домов или на приобретение жилых помещений в администрациях Мариинско-Посадского, Моргаушского, Ядринского районов и города Канаш.
В ходе проверок, проведенных Контрольно-счетными органами муниципальных образований, установлены следующие нарушения и недостатки.
1. Наличие утвержденного списка граждан, предполагаемых к переселению
В администрациях Алатырского, Моргаушского районов и города Канаш в нарушение Программы отсутствует утвержденный список граждан, предполагаемых к переселению, с указанием адреса и физического износа сносимого жилья и адреса предоставляемого взамен сносимого жилья.
2. Наличие нормативного правового акта (правила, порядок) органа местного самоуправления
В нарушение раздела V Программы в администрациях Алатырского, Ибресинского, Мариинско-Посадского, Моргаушского, Цивильского районов и города Канаш не разработан нормативный правовой акт (правила, порядок) органа местного самоуправления о предоставлении жилых помещений гражданам, проживающим в жилищном фонде, признанном непригодным для постоянного проживания и подлежащим сносу.
3.Наличие Соглашения о сотрудничестве муниципального образования с Минстроем Чувашии
В администрации Чебоксарского района к проверке не представлено приложение № 2 «Перечень аварийных жилых помещений, подлежащих сносу, и технические характеристики представляемых взамен их жилых помещений» к Соглашению от 14.08.2013 № 16/4-39 (в ред. от 12.08.2014), заключенного с Минстроем Чувашии, что является нарушением пункта 9.3 указанного Соглашения, где прописано, что Приложение № 2 является неотъемлемой его частью.
4. Заключение муниципальных контрактов на строительство (приобретение) жилых помещений для последующего использования в целях переселения граждан из аварийного жилья
Администрацией Красноармейского района в нарушение пункта 2 статьи 72 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, части 11 статьи 21 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) в план-график не включены: заказ на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность Красноармейского района для последующего использования в целях переселения граждан из ветхого и аварийного жилого фонда с начальной (максимальной) ценой контракта 859,554 тыс. рублей и заказ на приобретение жилых помещений (квартир) в строящемся доме в муниципальную собственность Красноармейского района с начальной (максимальной) ценой контракта 8 999,097 тыс. рублей.
В нарушение Закона № 44-ФЗ администрацией Красноармейского района муниципальный контракт от 10.11.2014 № 0115300022514000034/1 с ООО «Доверие Плюс» заключен без проведения конкурсных процедур.
Ядринской районной администрацией Положение о контрактной службе разработано с нарушением статьи 38 Закона № 44-ФЗ, приказа Министерства экономического развития Российской федерации от 29.10.2013 № 631 «Об утверждении типового положения (регламента) о контрактной службе», а именно:
- не определено, каким из двух способов (создание отдельного структурного подразделения или утверждение постоянного состава, без образования структурного подразделения) создана контрактная служба;
- контрактную службу возглавляет лицо, не являющееся заместителем руководителя заказчика;
- функции и полномочия контрактной службы не соответствуют функционалу, предусмотренному типовым положением (регламентом).
В нарушение Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации и Федерального казначейства от 20.09.2013 № 544/18н «Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы», план-график на 2014 год размещен на 11 дней позже установленного срока, на 2015 год - на 12 дней позже.
5. Проверка выполнения муниципальных контрактов на строительство (приобретение) жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилья
В администрации Алатырского района муниципальным контрактом, заключенным с ООО «Строительная компания «Восход», срок передачи квартир установлен не позднее 15 сентября 2015 года. Передача жилых помещений (квартир) осуществлена 19 октября 2015 года, т.е. с нарушением срока. Со стороны администрации Алатырского района составлен акт расчета и уплаты пеней по трем муниципальным контрактам, уплата пеней поступила на лицевой счет в общей сумме 70,2 тыс. рублей по платежным поручениям от 23.12.2015 № 616, 617, 618.
В администрации Комсомольского района муниципальным контрактом от 30.09.2014 № 43 (п.5.1, 5.2) предусмотрена обязанность Застройщика (ООО «Вира») по вводу в эксплуатацию многоквартирного дома в срок до 01.07.2015 и передаче объекта долевого строительства по передаточному акту администрации Комсомольского района в течение 20 дней после получения разрешения на ввод в эксплуатацию, т.е. обязательства, предусмотренные контрактом, должны быть выполнены Застройщиком до 21.07.2015.
Фактически разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома, в котором расположены объекты долевого строительства, Застройщиком получено лишь 06.08.2015, передача объектов (квартир № 1, 3, 7, 9, 11, расположенных по адресу: с.Комсомольское, мкр.Кабалина, д.15) осуществлена актами приемки – передачи от 06.08.2015 (с превышением на 15 календарных дней от установленного срока). Администрацией Комсомольского района в адрес Застройщика направлено претензионное письмо от 06.08.2015 № 02-12/1096 с требованием уплаты неустойки в сумме 6 445,36 рублей в добровольном порядке. Данная сумма перечислена в доход бюджета Комсомольского района в полном объеме.
Администрацией Моргаушского района оплата выполненных работ в нарушение условий муниципальных контрактов произведена с задержкой от 18 до 54 дней по муниципальному контракту, заключенному с ООО «ПМК «Водоснабжение» от 20.08.2014 № 0115300034514000074_241147 и на 9 дней по муниципальному контракту, заключенному с ООО «СК «АЛМАЗ» от 11.08.2015 № 0115300034514000074_241147.
Акт приема-передачи, являющийся основанием для окончательного расчета в размере 10,0 % от цены муниципального контракта, подписан администрацией Моргаушского района и ООО «Строительная компания «Алмаз» 26.05.2016, то есть с нарушением срока, установленного пунктом 3.1 муниципального контракта от 11.08.2015 № 0115300034514000074_241147 на 153 дня. В связи с этим остаток суммы в размере 1,3 млн. рублей в соответствии с пунктом 5.6 муниципального контракта администрацией Моргаушского района удержан с ООО «Строительная компания «Алмаз» в одностороннем порядке в качестве неустойки за срыв сроков сдачи работ. На момент проведения настоящего контрольного мероприятия идет судебное разбирательство.
Контрольно-счетная палата Моргаушского района по результатам проверки 31.10.2016 направила
- представление о рассмотрении выявленных нарушений законодательства Главе администрации Моргаушского района. На что администрация Моргаушского района представила информацию о принятых мерах;
- информационное письмо Прокурору Моргаушского района Чувашской Республики. По состоянию на 07.12.2016 ответ на письмо не получен.
Администрацией Чебоксарского района нарушены сроки оплаты выполненных работ по муниципальному контракту от 28.10.2014 № 42, заключенному с ООО «Артек» (Застройщик), в связи с чем ООО «Артек» обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с иском к администрации Чебоксарского района о взыскании долга по муниципальному контракту. Арбитражным судом Чувашской Республики принято решение о взыскании с администрации Чебоксарского района в пользу ООО «Артек» основного долга в сумме 5 293,9 тыс. рублей, расходов по оплате государственной пошлины - 50,6 тыс. рублей, пени за период с 12.01.2016 по 05.04.2016 – 223,8 тыс. рублей, пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации 11,0 % на сумму долга за каждый день просрочки по день фактической выплаты задолженности включительно начиная с 06.04.2016 – 191,4 тыс. рублей.
Таким образом, администрацией Чебоксарского района в нарушение требований статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации в проверяемом периоде не соблюдены принципы результативности и эффективности использования средств бюджета Чебоксарского района в результате уплаты государственной пошлины и пени за просрочку платежа по основному долгу на общую сумму 465,8 тыс. рублей.
В нарушении п. 3.1 муниципального контракта от 28.10.2014 № 42 Застройщик передал администрации Чебоксарского района Объект долевого строительства по Акту приема-передачи от 25.12.2015 с нарушением срока на 30 календарных дней.
Администрация Чебоксарского района 23.08.2016 направила в Арбитражный суд Чувашской Республики исковое заявление о взыскании неустойки за просрочку исполнения обязательств по муниципальному контракту от 28.10.2014 № 42 на сумму 277,9 тыс. рублей. Заседание арбитражного суда назначено на середину декабря 2016 года.
Минфином Чувашии в Ядринской районной администрации установлен факт нарушения статьи 95 Федерального закона №44-ФЗ – внесены существенные изменения условий муниципальных контрактов от 18.11.2014 №0115300015414000035, от 02.12.2014 №0115300015414000037 и от 17.03.2015 № 0115300015415000006, заключенных с ООО «Газ-Сервис» в части изменения срока окончания передачи жилых помещений с 01.09.2015 на срок до 01.09.2016, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.32 КоАП. По данному факту в отношении главы Ядринской районной администрации возбуждено три дела об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которых должностному лицу назначено административное наказание в виде штрафа в общей сумме 60,0 тыс. рублей.
Кроме того, в ходе настоящего контрольного мероприятия Ядринская районная администрация в нарушение пункта 3.3.3 вышеуказанных муниципальных контрактов произвела окончательный расчет по муниципальным контрактам в размере 5,0% (645,2 тыс. рублей) от цены контрактов (12 904,4 тыс. рублей) 30.12.2015, тогда как следовало перечислить в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты государственной регистрации права муниципальной собственности на все квартиры в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике (23 июня 2016 года).
6. Проверка законности и эффективности использования полученных субсидий и средств местного бюджета, направленных на реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда
Администрацией Комсомольского района заключен договор социального найма от 16.11.2015 № 228 с гражданином на предоставление жилого помещения общей площадью 28,14 кв.м., тогда как по документам (технический паспорт, свидетельство о государственной регистрации права) общая площадь составляет 28,4 кв.м.
В администрации Чебоксарского района при сопоставлении данных о расселяемом жилом фонде в уточненном Списке граждан, предполагаемых к переселению,с данными технических паспортов выявлены расхождения по общей площади сносимого жилья. Так, в уточненном Списке общая площадь указана меньше на 3,9 кв. м. по сравнению с общей площадью по данным технических паспортов.
Из чего следует, что потери средств бюджета Чебоксарского района составили в сумме 109,4 тыс. рублей за счет недополучения средств на реализацию мероприятий Программы из Фонда в сумме 74,5 тыс. рублей и из республиканского бюджета - 34,9 тыс. рублей.
В администрации города Канаш установлено, что при общей площади переселяемых жилых помещений в рамках II этапа – 1 856,14 кв. м., общая площадь приобретенных для предоставления жилых помещений на основании актов-приемки составляет 2 079,5 кв. м., что на 223,36 кв. м. превышает площадь переселяемых помещений.
Средняя стоимость строительства за счет средств бюджета города Канаш составила в сумме 28,9 тыс. рублей за 1 кв.м., т.е. выше предельной стоимости на 0,353 тыс. рублей. Таким образом, нарушен принцип эффективности использования бюджетных средств, предусмотренный статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности). Неэффективное использование средств бюджета города Канаш в рамках реализации II этапа составило в общей сумме 78,9 тыс. рублей.
В администрации Мариинско-Посадского района выявлено нарушение в части предоставления гражданке однокомнатной квартиры, вместо положенной двухкомнатной квартиры. В предоставленной однокомнатной квартире перегородкой отделена жилая комната площадью 4,5 кв.м. без окна.
Таким образом, нарушены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.2.2645-10 в части того, что жилые комнаты и кухни жилых домов должны иметь естественное освещение через светопроемы в наружных ограждающих конструкциях здания.
В администрации г. Шумерля при сопоставлении данных о расселяемом жилом фонде по приложению № 2 к Соглашению с Минстроем Чувашии с данными технических паспортов квартир установлено, что по всем расселяемым домам имеются расхождения по общей площади жилых помещений. Всего площадь расселяемых жилых помещений по данным технических паспортов составляет 2332,79 кв. м., по данным приложения №2 к Соглашению – 1 938,38 кв. м., всего разница составила 394,41 кв. м.
Таким образом, потери средств бюджета города Шумерля составили в сумме 10 409,9 тыс. рублей за счет недополучения средств на реализацию мероприятий Программы из Фонда в сумме 6 947,9 тыс. рублей и из республиканского бюджета – 3 462,0 тыс. рублей.
7. Проверка соблюдения срока завершения реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, указанного в Соглашении
В нарушение пункта 3.4.4. Соглашений, заключенных между администрациями муниципальных образований и Минстроем Чувашии, не соблюдены сроки переселения граждан из аварийного жилищного фонда следующими администрациями:
-Ядринского района и города Шумерля с опозданием на 7 месяцев
- Моргаушского района - с опозданием почти на полгода;
- Цивильского района - с опозданием до 1,5 месяцев;
- Чебоксарского района - с опозданием на 1 месяц.
Кроме того, на момент проверки в отдельных муниципальных образованиях остались не переселенными 8 семей, отказавшиеся от переселения, по которым идут судебные разбирательства: в Алатырском районе 4 семьи; в Моргаушском районе 2 семьи, в Ибресинском районе 1 семья; в Комсомольском районе 1 семья.
В нарушение п. 3.4.5. Соглашений между муниципальными образованиями и Минстроем Чувашии не обеспечен снос аварийного жилищного фонда в установленные сроки следующими администрациями:
- Алатырского района - 10 домов из 11 аварийных домов, подлежащих сносу;
- Ибресинского района - 11 из 13;
- Комсомольского района - всех 3 аварийных домов;
- Мариинско-Посадского района - 7 из 9, хотя на все аварийные дома имеются акты о сносе датированные 30.12.2015;
- Моргаушского района - всех 4 аварийных домов;
- Чебоксарского района - 4 из 10;
- Ядринского района - 3 из 10;
- города Канаш всех 20 аварийных домов;
- города Шумерля всех 9 аварийных домов.
8. Проверка состояния предоставленных жилых помещений
Цель Программы – предоставление гражданам жилых помещений, отвечающих установленным санитарным и техническим правилам и нормам. Однако, в ходе встречных проверок состояния предоставленных жилых помещений в Красноармейском, Мариинско-Посадском, Моргаушском, Цивильском, и Ядринском районах и городе Канаш установлены отдельные недостатки.
В Ядринском районе в одной из предоставленных квартир по стене жилой комнаты проходит канализационная труба, тем самым нарушены требования к жилым помещениям, установленные пунктом 3.8. раздела III «Гигиенические требования к жилым помещениям, размещаемых в жилых зданиях» СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», где сказано, что в жилых зданиях не допускается расположение ванных комнат и туалетов непосредственно над жилами комнатами и кухнями.
Выполнение целевых индикаторов IIэтапа Программы
Ожидаемыми результатами реализации Программы по второму этапу являются:
- строительство (приобретение) для граждан, переселяемых из аварийного жилищного фонда, жилых помещений общей площадью не менее 38963,65 кв. метров;
- переселение 2989 граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде;
- ликвидация (снос) аварийного жилищного фонда общей площадью 38963,65 кв. метра (217 домов).
Согласно сводному отчету Минстроя Чувашии об использовании субсидий из республиканского бюджета на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в рамках Программы (II этап) по состоянию на 1 октября 2016 года построено (приобретено) жилых помещений общей площадью 43630,2 кв. метров или больше, чем предусмотрено Программой на 4666,55 кв.м.
В ходе проверки установлено, что по II этапу Программы в целом по республике граждане в основном переселены из аварийного жилого фонда за исключением 38 семей, проживающих в аварийном жилье города Чебоксары - 24 семьи, Алатырском районе - 4 семьи, Ибресинском - 3 семьи, Комсомольском -1 семья, Моргаушком -2 семьи, Ядринском - 3 семьи и Урмарском - 1семья. По переселению данных семей идут судебные разбирательства.
По состоянию на 1 ноября 2016 года в целом по республике не снесенными остаются 98 аварийных домов (45,2% от количества домов, предусмотренных Программой), включенных во II этап Программы, в том числе в городе Алатырь – 1, городе Чебоксары – 23, в городе Канаш - 20, в Ибресинском районе – 11, в Алатырском районе - 10, в городе Шумерля – 9, в Мариинско-Посадском районе – 7, в Моргаушском районе - 4, в Чебоксарском районе – 4, в Комсомольском - 3, в Ядринском районе – 3, в Урмарском - 2 и Аликовском -1.
8. Выводы:
1. Объем финансирования II этапа Программы составил 1 076 577,4 тыс. рублей или 99,9% к объему финансирования предусмотренному Программой, в том числе за счет средств Фонда – 626 594,7 тыс. рублей (100,3%), за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики – 387 693,7 тыс. рублей (99,9%), за счет средств местных бюджетов – 33 784,1 тыс. рублей (99,0%) и внебюджетных источников – 28 504,9 тыс. рублей (100,0%).
2. В рамках II этапа Программы построено (приобретено) жилых помещений общей площадью 43 630,2 кв. метров или больше, чем предусмотрено Программой на 4 666,55 кв.м,переселено в указанные жилые помещения 1084 семьи. Остались не переселенными 38 семей, проживающих в аварийном жилье, по которым идут судебные разбирательства, в том числе: в городе Чебоксары - 24 семьи, Алатырском районе – 4, Ибресинском - 3, Комсомольском - 1, Моргаушском - 2, Ядринском - 3 и Урмарском – 1.
3. В нарушение раздела V Программы «Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее выполнения» в администрациях Алатырского, Моргаушского районов и города Канаш отсутствует утвержденный список граждан, предполагаемых к переселению, с указанием адреса и физического износа сносимого жилья и адреса предоставляемого взамен сносимого жилья.
4. В нарушение раздела V Программы в администрациях Алатырского, Ибресинского, Мариинско-Посадского, Моргаушского, Цивильского районов и города Канаш не разработан нормативный правовой акт (правила, порядок) органа местного самоуправления о предоставлении жилых помещений гражданам, проживающим в жилищном фонде, признанном непригодным для постоянного проживания и подлежащим сносу.
5. В администрации Чебоксарского района к проверке не представлено приложение № 2 «Перечень аварийных жилых помещений, подлежащих сносу, и технические характеристики представляемых взамен их жилых помещений» к Соглашению от 14.08.2013 № 16/4-39 (в ред. от 12.08.2014), заключенному с Минстроем Чувашии, что является нарушением пункта 9.3 указанного Соглашения, где прописано, что Приложение № 2 является неотъемлемой его частью.
6. Администрацией Красноармейского района в нарушение Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заключен муниципальный контракт от 10.11.2014 с ООО «Доверие Плюс» на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность на сумму 859,6 тыс. рублей без проведения конкурсных процедур
7. Ядринской районной администрацией Положение о контрактной службе разработано с нарушением статьи 38 Закона № 44-ФЗ и приказа Министерства экономического развития Российской федерации от 29.10.2013 № 631 «Об утверждении типового положения (регламента) о контрактной службе».
8. Ядринской районной администрацией в нарушение Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации и Федерального казначейства от 20.09.2013 № 544/18н «Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы», план-график на 2014 год размещен на 11 дней позже установленного срока, на 2015 год - на 12 дней позже.
9. Ядринская районная администрация в нарушение пункта 3.3.3 муниципальных контрактов произвела окончательный расчет по муниципальным контрактам в размере 5,0% (645,2 тыс. рублей) от цены контрактов (12904,4 тыс. рублей) 30.12.2015, а следовало после даты государственной регистрации права муниципальной собственности на приобретенные квартиры (23 июня 2016 года).
10. Выявлены факты ненадлежащего исполнения подрядными организациями условий муниципальных контрактов в части нарушения сроков передачи квартир администрациям районов и городов: ООО «Строительная компания «Восход» (Алатырский район) с опозданием на 34 дня, ООО «Вира» (Комсомольский район) - на 15 дней, ООО «Строительная компания «Алмаз» (Моргаушский район) - на 153 дня, ООО «Артек» (Чебоксарский район) - на 30 дней, по которым администрациями предъявлена неустойка и взыскана с подрядчиков.
11. В нарушение статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации муниципальными образованиями не соблюден принцип результативности и эффективности использования средств местных бюджетов в рамках реализации II этапа программы на общую сумму 544,7 тыс. рублей, в т.ч.:
465,8 тыс. рублей – в результате уплаты администрацией Чебоксарского района государственной пошлины и пени за просрочку платежа основного долга по муниципальному контракту от 28.10.2014 № 42 (подрядная организация – ООО «Артек»);
78,9 тыс. рублей – в результате превышения стоимости строительства 1 кв.м жилья на 0,353 тыс. рублей (предельная стоимость 1 кв.м. 28,5 тыс. рублей), приобретенного сверх площади сносимого жилья на 223,36 кв.м. у подрядной организации – ЗАО «Строительный трест № 3»;
12. В результате недостоверного отражения в приложении №2 к Соглашению с Минстроем Чувашии данных по площади сносимого жилого помещения, администрациями муниципальных образований недополучено средств на переселение граждан из аварийного жилья из Фонда содействия реформированию ЖКХ в сумме 7 022,4 тыс. рублей, что привело к излишнему расходованию средств местных бюджетов города Шумерля 6 947,9 тыс. рублей и Чебоксарского района - 74,5 тыс. рублей.
13. Администрациями Мариинско-Посадского и Ядринского районов в отдельных случаях не соблюдены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 № 64.
14. В нарушение Соглашений, заключенных с Минстроем Чувашии, не соблюдены сроки предоставления гражданам благоустроенных жилых помещений администрациями Ядринского района и города Шумерля с опозданием на 7 месяцев; Моргаушского района - почти на полгода; Цивильского района - до 1,5 месяцев; Чебоксарского района - на 1 месяц.
15. В нарушение условий Соглашений, заключенных с Минстроем Чувашии администрациями районов и городов не обеспечен снос 98 аварийных домов (45,2% от количества домов, предусмотренных Программой), расположенных в городах: Алатырь – 1, Канаш – 20, Шумерля – 9, Чебоксары – 23 и в районах: Алатырском - 10, Аликовском -1, Ибресинском – 11, Комсомольском – 3, Мариинско-Посадском – 7, Моргаушском - 4, Урмарском – 2, Чебоксарском – 4, Ядринском – 3, что не позволяет сделать вывод о полном завершении IIэтапа Программы.
16. Цель Программы – предоставление гражданам жилых помещений, отвечающих установленным санитарным и техническим правилам и нормам. Однако в ходе встречных проверок состояния предоставленных жилых помещений выявлены соответствующие недостатки и недоделки в Красноармейском, Мариинско-Посадском, Моргаушском, Цивильском, и Ядринском районах и в городе Канаш.
9. Возражения или замечания руководителей или иных уполномоченных должностных лиц объектов контрольного мероприятия на результаты контрольного мероприятия: не имеется.
10. Предложения (рекомендации):
1. Направить представление об устранении выявленных нарушений в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, в администрацию Мариинско-Посадского района и Ядринскую районную администрацию.
2. Направить отчет о результатах проверки в Государственный Совет Чувашской Республики.
3. Направить информацию в администрацию Главы Чувашской Республики.
Аудитор Т.К. Фролова