УТВЕРЖДАЮ
Председатель
Контрольно-счетной палаты
Чувашской Республики
___________ С.И. Аристова
28 августа 2017 года
ОТЧЕТ
О РЕЗУЛЬТАТАХ КОНТРОЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
«Проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики, выделенных на реализацию мероприятий подпрограммы «Поддержка малых форм хозяйствования» государственной программы Чувашской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики» на 2013-2020 годы»
1. Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 2.15 плана работы Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики на 2017 год и распоряжение Председателя Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики о проведении контрольного мероприятия от 11.07.2017 № 18.
2. Предмет контрольного мероприятия: нормативные правовые и другие документы, подтверждающие использование средств республиканского бюджета Чувашской Республики, выделенных на реализацию мероприятий подпрограммы «Поддержка малых форм хозяйствования» государственной программы Чувашской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики.
3. Объект контрольного мероприятия:
Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики (далее - Минсельхоз Чувашии);
12 крестьянских (фермерских) хозяйств, в том числе 8 начинающих фермеров Чувашской Республики;
2 сельскохозяйственных кооператива;
14 граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.
4. Проверяемый период деятельности: 2015-2016 годы и истекший период 2017 года.
5. Срок проведения контрольного мероприятия: с 12 июля по 4 августа 2017 года.
6. Краткая характеристика проверяемой сферы формирования и использования государственных или муниципальных средств и деятельности объекта контрольного мероприятия:
Подпрограмма «Поддержка малых форм хозяйствования» государственной программы Чувашской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики» на 2013-2020 годы» утверждена постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 18.12.2012 № 567 (далее – Подпрограмма).
Ответственный исполнитель Подпрограммы – Минсельхоз Чувашии.
Целью Подпрограммы является поддержка и дальнейшее развитие сельскохозяйственной деятельности малых форм хозяйствования и улучшение качества жизни в сельской местности.
С учетом поставленной цели предполагается решение следующих задач: создание условий для увеличения количества малых форм хозяйствования в сельской местности; повышение эффективности использования земельных участков из земель сельскохозяйственнного назначения; повышение уровня доходов сельского населения.
Срок реализации подпрограммы 2013-2016 годы.
Данная Подпрограмма включает в себя две ведомственные целевые программы и 5 основных мероприятий:
- ведомственная целевая программа «Поддержка начинающих фермеров Чувашской Республики на 2015-2019 годы»;
- ведомственная целевая программа «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2015-2019 годы»;
- основное мероприятие «Предоставление грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство»;
- основное мероприятие «Субсидии на возмещение части затрат крестьянских (фермерских) хозяйств на строительство, реконструкцию семейных животноводческих ферм и создание инженерной инфраструктуры к ним»;
- основное мероприятие «Государственная поддержка кредитования малых форм хозяйствования»;
- основное мероприятие «Оформление земельных участков в собственность крестьянскими (фермерскими) хозяйствами»;
- основное мероприятие «Грантовая поддержка на развитие материально-технической базы кооперативов».
Общий объем финансирования Подпрограммы за период с 2015 по 2016 годы составляет 2 189 263,6 тыс. рублей, из них средства федерального бюджета в сумме 1 354 517,4 тыс. рублей или 61,9% (в том числе 2015 год – 928 262,4 тыс. рублей, 2016 год – 426 255,0 тыс. рублей), средства республиканского бюджета Чувашской Республики – 403 258,0 тыс. рублей или 18,4 % (в том числе 2015 год – 211 709,5 тыс. рублей, 2016 год – 191 548,5 тыс. рублей) и внебюджетные источники – 431 488,1 тыс. рублей или 19,7% (в том числе 2015 год – 226 868,5 тыс. рублей, 2016 год – 204 619,6 тыс. рублей).
Контроль за выполнением вышеуказанного постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 18.12.2012 № 567 возложен на Минсельхоз Чувашии.
7. По результатам контрольного мероприятия установлено следующее:
Анализ поступления средств республиканского бюджета Чувашской Республики на реализацию Подпрограммы за 2015-2016 годы
Между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Кабинетом Министров Чувашской Республики заключено Соглашение от 05.02.2015 № 42/17-с о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, заключаемое между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Согласно Соглашению от 05.02.2015 объем финансирования за счет средств федерального бюджета составил в общей сумме 928 262,4 тыс. рублей, в том числе: на поддержку начинающих фермеров в сумме 34 303,0 тыс. рублей, на развитие семейных животноводческих ферм в сумме 30 817,0 тыс. рублей, на возмещение части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, взятым малыми формами хозяйствования в сумме 861 924,0 тыс. рублей и на возмещение части затрат крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в сумме 1 218,4 тыс. рублей и за счет средств республиканского бюджета в сумме 198 984,7 тыс. рублей, в том числе: на поддержку начинающих фермеров в сумме 1 805,5 тыс. рублей, на развитие семейных животноводческих ферм в сумме 1 622,0 тыс. рублей, на возмещение части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, взятым малыми формами хозяйствования в сумме 195 493,1 тыс. рублей и на возмещение части затрат крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в сумме 64,1 тыс. рублей.
Законом Чувашской Республики от 01.12.2014 № 75 «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» Минсельхозу Чувашии на реализацию мероприятий Подпрограммы в 2015 году утверждены средства в общей сумме 1 139 972,0 тыс. рублей, в том числе субсидия из федерального бюджета в сумме 928 262,4 тыс. рублей и средства республиканского бюджета Чувашской Республики в сумме 211 709,6 тыс. рублей.
Согласно Отчету об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета на 1 января 2016 года (форма по ОКУД 0503127) кассовое исполнение расходов на выполнение мероприятий подпрограммы составило 1 038 083,0 тыс. рублей или 91,1 % к бюджетным назначениям.
Между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Кабинетом Министров Чувашской Республики заключено Соглашение от 25.01.2016 № 4/17-с о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, заключаемое между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Согласно Соглашению от 25.01.2016 объем финансирования за счет средств федерального бюджета составил в общей сумме 426 255,0 тыс. рублей, в том числе: на поддержку начинающих фермеров в сумме 33 763,0 тыс. рублей, на развитие семейных животноводческих ферм в сумме 30 351,0 тыс. рублей, на возмещение части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, взятым малыми формами хозяйствования в сумме 351 410,0 тыс. рублей и на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы в сумме 10 731,0 тыс. рублей и за счет средств республиканского бюджета в сумме 137 793,7 тыс. рублей, в том числе: на поддержку начинающих фермеров в сумме 1 800,1 тыс. рублей, на развитие семейных животноводческих ферм в сумме 1 843,6 тыс. рублей, на возмещение части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, взятым малыми формами хозяйствования в сумме 133 150,0 тыс. рублей и на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы в сумме 1 000,0 тыс. рублей.
Законом Чувашской Республики от 08.12.2015 № 78 «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2016 год» Минсельхозу Чувашии на реализацию мероприятий Программы в 2016 году утверждены средства в общей сумме 617 803,5 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета в сумме 426 255,0 тыс. рублей и за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики в сумме 191 548,5 тыс. рублей.
Согласно Отчету об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета на 1 января 2017 года (форма по ОКУД 0503127) кассовое исполнение расходов на выполнение мероприятий подпрограммы составило 565 152,7 тыс. рублей или 91,5 % к бюджетным назначениям.
Неосвоение бюджетные назначения в общей сумме 154 539,8 тыс. рублей, в том числе в 2015 году – 101 889,0 тыс. рулей и в 2016 году - 52 650,8 тыс. рублей, связано со снижением активности по привлечению кредитов гражданами, ведущих личное подсобное хозяйство. Минсельхоз Чувашии неоднократно обращался в адрес Министерства сельского хозяйства Российской Федерации об уменьшении лимитов бюджетных обязательств по данному направлению государственной поддержки, но уменьшение финансирования не произведено.
Проверка целевого и эффективного использования средств республиканского бюджета, выделенных на реализацию мероприятий Подпрограммы
Сведения по мероприятиям Подпрограммы на 2015-2016 годы в разрезе объемов финансирования приведены в таблице № 1.
Таблица № 1
тыс. рублей
Наименование
мероприятия
|
Год
|
Источники
финансирования
|
Бюджетные назначения
|
Кассовое
исполнение
|
%
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
1. Поддержка начинающих фермеров Чувашской Республики
|
2015
|
ФБ
|
34 303,0
|
34 303,0
|
100,0
|
РБ
|
1 805,5
|
1 805,4
|
99,9
|
2016
|
ФБ
|
33 763,0
|
33 763,0
|
100,0
|
РБ
|
2 117,2
|
2 117,2
|
100,0
|
2. Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2015-2019 годы
|
2015
|
ФБ
|
30 817,0
|
30 817,0
|
100,0
|
РБ
|
1 622,0
|
1 621,9
|
99,9
|
2016
|
ФБ
|
30 351,0
|
30 351,0
|
100,0
|
РБ
|
2 566,9
|
2 566,9
|
100,0
|
3. Государственная поддержка кредитования малых форм хозяйствования
|
2015
|
ФБ
|
861 924,0
|
760 035,2
|
88,2
|
РБ
|
208 218,0
|
208 218,0
|
100,0
|
2016
|
ФБ
|
351 410,0
|
339 304,3
|
96,6
|
РБ
|
185 864,4
|
145 319,3
|
78,2
|
4. Оформление земельных участков в собственность крестьянскими (фермерскими) хозяйствами
|
2015
|
ФБ
|
1 218,4
|
1 218,4
|
100,0
|
РБ
|
64,1
|
64,1
|
100,0
|
5. Грантовая поддержка на развитие материально-технической базы кооперативов
|
2016
|
ФБ
|
10 731,0
|
10 731,0
|
100,0
|
РБ
|
1 000,0
|
1 000,0
|
100,0
|
Итого
|
2015
|
ФБ
|
928 262,4
|
826 373,6
|
99,8
|
РБ
|
211 709,6
|
211 709,4
|
99,9
|
2016
|
ФБ
|
426 255,0
|
414 149,3
|
97,2
|
РБ
|
191 548,5
|
151 003,4
|
78,8
|
В ходе контрольного мероприятия Контрольно-счетной палатой Чувашской Республики проверкой охвачено четыре основных мероприятия Подпрограммы, в том числе «Поддержка начинающих фермеров Чувашской Республики», «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств», «Грантовая поддержка на развитие материально-технической базы кооперативов» и «Государственная поддержка кредитования малых форм хозяйствования».
Предоставление грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство
(Поддержка начинающих фермеров Чувашской Республики)
Реализация этого основного мероприятия направлена на создание и развитие производственной базы вновь создаваемых крестьянских (фермерских) хозяйств.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 № 166 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров», государственной программой Чувашской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики» на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 18.12.2012 № 567, постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19.04.2012 № 142 утвержден Порядок предоставления начинающим фермерам государственной поддержки в форме гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство.
Гранты могут быть использованы начинающими фермерами на:
приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
разработку проектной документации для строительства (реконструкции) производственных и складских зданий, помещений, предназначенных для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
приобретение, строительство, ремонт и переустройство производственных и складских зданий, помещений, пристроек, инженерных сетей, заграждений и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, а также их регистрацию;
строительство дорог и подъездов к производственным и складским объектам, необходимым для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
подключение производственных и складских зданий, помещений, пристроек и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, к инженерным сетям - электрическим, водо-, газо- и теплопроводным сетям, дорожной инфраструктуре;
приобретение сельскохозяйственных животных;
приобретение сельскохозяйственной техники и инвентаря, грузового автомобильного транспорта, оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции;
приобретение семян и посадочного материала для закладки многолетних насаждений;
приобретение удобрений и ядохимикатов.
В 2015-2016 годах поддержку получили 67 начинающих фермеров Чувашской Республики на общую сумму 71 988,6 тыс. рублей (федеральные средства – 68 066,0 тыс. рублей, республиканские средства – 3 922,6 тыс. рублей), в том числе в 2015 году 33 фермера на сумму 36 108,4 тыс. рублей (федеральные средства – 34 303,0 тыс. рублей, республиканские средства - 1 805,4 тыс. рублей) и в 2016 году 34 фермера на сумму 35 880,2 тыс. рублей (федеральные средства – 33 763,0 тыс. рублей, республиканские средства - 2 117,2 тыс. рублей).
В 2015-2016 годах начинающими фермерами для участия в конкурсном отборе по предоставлению государственной поддержки в форме грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств было подано всего 252 заявки (в 2015 году – 149 заявок и в 2016 году – 103 заявки).
На основании оценочных ведомостей рабочей группой (конкурсной комиссией) принято решение о предоставлении государственной поддержки 67 начинающим фермерами набравшим 3 и более баллов. С победителями конкурса Минсельхоз Чувашии заключил Соглашения о государственной поддержке начинающего фермера.
Контрольно-счетной палатой Чувашской Республики в ходе контрольного мероприятия встречными проверками охвачено 8 начинающих фермеров, получившие поддержку на общую сумму 8 636,0 тыс. рублей.
В ходе встречных (выездных) проверок установлено, что вышеуказанными главами К(Ф)Х имущество, приобретенное за счет субсидии, имеется в наличии.
В соответствии с условиями Соглашений (пункт 2.2.1), заключенными с крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, фермеры обязуются обеспечить выполнение производственно-экономических показателей бизнес-плана (приложение № 1 Соглашений). Так в ходе проверки установлено, что семь начинающих фермеров, получившие поддержку в общей сумме 7 536,1 тыс. рублей, по итогам 2016 года частично или полностью не выполнили производственно-экономические показатели бизнес-плана.
Таким образом, по итогам 2016 года в нарушение пункта 2.2. Соглашений семь фермеров частично или в полной мере не выполнили условия в части достижения производственно-экономических показателей бизнес-планов.
Минсельхозом Чувашии в нарушение статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации и условий Порядка предоставления начинающим фермерам государственной поддержки в форме гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство (пункт 4.3) не осуществлялся надлежащий контроль за выполнением показатели результативности использования субсидии главами К(Ф)Х, предусмотренных условиями Соглашений о государственной поддержке.
Таким образом, бюджетные средства в сумме 7 536,1 тыс. рублей, перечисленные в виде поддержки семи начинающим фермерам Чувашской Республики не в полной мере поспособствовали достижению в 2016 году заданных Соглашениями о государственной поддержке производственно-экономических показателей бизнес-плана, что является нарушением статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Субсидии на возмещение части затрат крестьянских (фермерских) хозяйств на строительство, реконструкцию семейных животноводческих ферм и создание инженерной инфраструктуры к ним
(Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств)
Реализация основного мероприятия направлена на увеличение числа семейных животноводческих ферм, создаваемых в крестьянских (фермерских) хозяйствах, в которых деятельность основана на личном трудовом участии членов хозяйства.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 № 165 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие семейных животноводческих ферм», государственной программой Чувашской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики» на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 18.12.2012 № 567, постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.04.2012 № 159 утвержден Порядок о предоставлении главам крестьянских (фермерских) хозяйств субсидий на возмещение части затрат в форме гранта на развитие семейных животноводческих ферм».
В рамках основного мероприятия по развитию семейных животноводческих ферм осуществляется предоставление грантов на реализацию проектов по созданию и комплектации семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств.
За счет гранта может осуществляться:
разработка проектной документации строительства, реконструкции или модернизации семейных животноводческих ферм;
строительство, реконструкция или модернизация семейных животноводческих ферм;
строительство, реконструкция или модернизация производственных объектов по переработке продукции животноводства;
комплектация семейных животноводческих ферм и объектов по переработке животноводческой продукции оборудованием и техникой, а также их монтаж;
приобретение сельскохозяйственных животных.
В 2015-2016 годах поддержку на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств получило 14 фермеров Чувашской Республики на общую сумму 65 356,8 тыс. рублей (федеральные средства – 61 168,0 тыс. рублей, республиканские средства – 4 188,8 тыс. рублей), в том числе в 2015 году 7 фермеров на сумму 32 438,9 тыс. рублей (федеральные средства – 30 817,0 тыс. рублей, республиканские средства - 1 621,9 тыс. рублей) и в 2016 году 7 фермеров на сумму 32 917,9 тыс. рублей (федеральные средства – 30 351,0 тыс. рублей, республиканские средства - 2 566,9 тыс. рублей).
В 2015-2016 годах главами крестьянских (фермерских) хозяйств для участия в конкурсном отборе по предоставлению государственной поддержки в форме грантов на развитие семейных животноводческих ферм было подано всего 34 заявки (в 2015 году - 17 заявок и в 2016 году - 17 заявок).
На основании оценочных ведомостей рабочей группой (конкурсной комиссии) принято решение о предоставлении государственной поддержки 14 главам К(Ф)Х набравшим 3 и более баллов. С победителями конкурса Минсельхоз Чувашии заключил Соглашения о предоставлении главам крестьянских (фермерских) хозяйств субсидий на возмещение части затрат в форме гранта на развитее семейных животноводческих ферм.
Контрольно-счетной палатой Чувашской Республики в ходе контрольного мероприятия встречными проверками выборочно охвачено 4 семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств, получивших поддержку на общую сумму 18 467,9 тыс. рублей.
В ходе встречных (выездных) проверок установлено, что вышеуказанными главами К(Ф)Х имущество, приобретенное за счет субсидии, имеется в наличии.
В соответствии с условиями Соглашений (пункт 3.2.1), заключенными с крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, фермеры обязуются обеспечить выполнение показателей результативности использования субсидии (приложение № 1 Соглашений). Так в ходе контрольного мероприятия установлено, что три семейные животноводческие фермы на базе крестьянских (фермерских) хозяйств, получившие поддержку в общей сумме 14 620,0 тыс. рублей, по итогам 2016 года частично не выполнены показатели результативности использования субсидии что является нарушением пункта 3.2.1 Соглашений.
Минсельхозом Чувашии в нарушение статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Порядка о предоставлении главам крестьянских (фермерских) хозяйств субсидий на возмещение части затрат в форме гранта на развитие семейных животноводческих ферм (пункт 3.1.4) не осуществляется надлежащий контроль за выполнением показатели результативности использования субсидии главами К(Ф)Х, предусмотренных условиями Соглашений.
Таким образом, бюджетные средства в сумме 14 620,0 тыс. рублей, перечисленные в виде субсидии главам К(Ф)Х на возмещение части затрат не в полной мере поспособствовали достижению в 2016 году заданных Соглашениями показателей результативности использования субсидий, что является нарушением статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Грантовая поддержка на развитие материально-технической базы кооперативов
Реализация мероприятия по грантовой поддержке на развитие материально-технической базы кооперативов направлена на рост количества перерабатывающих и сбытовых кооперативов, увеличение количества рабочих мест в сельской местности, закрепление кадров на селе и стабилизацию численности сельского населения, а также наращивание объемов производства и сбыта продукции переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.2015 № 623 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.2015 № 623 и постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 18.12.2012 № 567 постановлением Кабинет Министров Чувашской Республики от 15.12.2015 № 452 утвержден Порядок предоставления грантовой поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы.
Грант предоставляется сельскохозяйственным потребительским (перерабатывающим и сбытовым) кооперативам, прошедшим конкурсный отбор и объединяющим не менее 10 сельскохозяйственных товаропроизводителей на правах членов кооперативов (кроме ассоциированного членства), или потребительским обществам, если 70 процентов их выручки формируется за счет осуществления видов деятельности, аналогичных таким видам деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов, как заготовка, хранение, переработка и сбыт сельскохозяйственной продукции.
Условиями предоставления гранта являются:
наличие бизнес-проекта сельскохозяйственного потребительского кооператива, предусматривающего внедрение новых технологий и создание высокопроизводительных рабочих мест, строительство, реконструкцию, модернизацию или приобретение материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
наличие плана расходов на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов с учетом всех источников финансирования;
наличие проектно-сметной документации и места строительства производственных объектов, прошедших государственную экспертизу, если средства гранта полностью или частично планируется направить на строительство, реконструкцию или модернизацию производственных объектов сельскохозяйственного потребительского кооператива;
направление собственных средств сельскохозяйственного потребительского кооператива со счета неделимого фонда в размере не менее 40 процентов затрат по всем платежам на развитие материально-технической базы, софинансируемых за счет средств гранта;
наличие обязательств сельскохозяйственного потребительского кооператива по:
созданию не менее 6 новых постоянных рабочих мест на каждые 10 млн. рублей гранта в году получения средств гранта;
обеспечению прироста реализации молока, собранного сельскохозяйственным потребительским кооперативом у сельскохозяйственных товаропроизводителей, не менее чем на 1 процент в год в течение пяти лет - для сельскохозяйственных потребительских кооперативов, основным видом деятельности которых является закупка молока;
обеспечению прироста объемов произведенной (переработанной) продукции в сельскохозяйственных потребительских кооперативах в год освоения средств гранта по отношению к уровню года получения гранта и неснижение указанного объема в течение пяти лет, за исключением сельскохозяйственных потребительских кооперативов, основным видом деятельности которых является закупка молока;
обеспечению бюджетной эффективности проекта - увеличению налоговых поступлений в консолидированный бюджет Чувашской Республики в год освоения средств гранта по отношению к уровню года получения гранта и неснижению указанного объема в течение пяти лет;
включению в неделимый фонд сельскохозяйственного потребительского кооператива имущества, приобретенного с использованием средств гранта;
использованию имущества, закупаемого за счет средств гранта, исключительно на развитие материально-технической базы сельскохозяйственного потребительского кооператива;
возврату за счет имущества сельскохозяйственного потребительского кооператива бюджетных средств в случае его ликвидации до истечения срока действия соглашения о предоставлении средств гранта;
освоению средств полученного гранта в соответствии с утвержденным планом расходов в срок не более 18 месяцев со дня поступления средств на счет сельскохозяйственного потребительского кооператива.
В 2016 году на получение грантовой поддержки для развития материально-технической базы подано 3 заявки.
По итогам конкурса в соответствии с критериями оценки документов, предоставляемых потребительскими кооперативами, определен рейтинг сельскохозяйственных потребительских кооперативов в соответствии с набранными ими количеством баллов, представленный в Таблице № 2
Таблица № 2
№ п/п
|
Наименование
|
Набранное количество баллов
|
Место в рейтинге
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1
|
СПСК «Али», Батыревский район, с. Шыгырданы, ул. Ленина, д. 39, ИНН 2103904259
|
8,0
|
I
|
2
|
СППК «НУР», Комсомольский район, с. Комсомольское, ул. Промышленная, д. 6А, ИНН 2108006964
|
6,5
|
II
|
3
|
СППСК «ЭКО Продукт Местный», Моргаушский район, с. Моргауши, ул. Гагарина, д. 2, ИНН 2112004529
|
5,0
|
III
|
В соответствии с условиями предоставления грантовой поддержки, победителем конкурса признаны два сельскохозяйственных потребительских кооператива - СПСК «Али» и СППК «НУР», набравших наибольшее количество баллов.
По итогам решения конкурсной комиссиипобедителями конкурсного отбора в 2016 году стали СПСК «Али» и СППК «НУР»Минсельхозом Чувашии с победителями конкурсного отбора заключены Соглашения о государственной поддержке в форме гранта сельскохозяйственному потребительскому кооперативу для развития материально-технической базы(СПСК «Али» от 25.05.2016 № 59 и СППК «НУР» от 25.05.2016 № 60).
Сумма грантовой поддержки и источники ее финансирования представлены в Таблице № 3.
Таблица № 3
тыс. рублей
№
п/п
|
Наименование
|
Всего
|
в том числе
|
федеральный бюджет
|
республиканский
бюджет
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1
|
СПСК «Али»
|
6 472,0
|
5 920,3
|
551,7
|
2
|
СППК «НУР»
|
5 259,0
|
4 810,7
|
448,3
|
ИТОГО
|
11 731,0
|
10 731,0
|
1 000,0
|
СПСК «Али»
В ходе встречной проверки СПСК «Али» установлено, что в рамках гратновой поддержки построен цех по убою скота, первичной переработке мяса и производству колбасных изделий общей площадью 512 кв.м. на общую сумму 11 014,4 тыс. рублей, в том числе за счет средств гранта – 6 472,0 тыс. рублей (58,8%) и за счет собственных средств 4 542,4 тыс. рублей (41,2%), что соответствует условиям предоставления гранта (размер гранта не может превышать 60,0% общих затрат). Все помещения оснащены оборудованием. Вокруг производственного цеха проведено благоустройство территории, проведены электроэнергия (установлена отдельная подстанция), водоснабжение и канализация.
Согласно условий предоставления гранта и условий Соглашения от 25.05.2016 № 59, СПСК «Али» обязуется создать не менее 5 новых постоянных рабочих мест в год получения средств гранта. На 01.01.2017 СПСК «Али» дополнительно создало 5 рабочих мест.
СППК «НУР»
Согласно конкурсной документации СППК «НУР» обязуется освоить грант в течение 12 месяцев со дня поступления средств на счет, то есть до мая 2017 года. В ходе контрольного мероприятия установлено, что согласно данным ЧРФ АО «Россельхозбанк», бюджетные средства, поступившие на расчетный счет СППК «НУР» в виде гранта в сумме 5 259,0 тыс. рублей, использовались не в соответствии с условиями Соглашения о государственной поддержке в форме гранта, а были направлены на пополнения оборотных средств и на использование в коммерческой деятельности. Соответственно, СППК «НУР» не использовал бюджетные средства в сумме 5 259,0 тыс. рублей по назначению в течение 14 месяцев со дня получения гранта.
Указанные бюджетные средства находились в распоряжении СППК «НУР», при этом условия предоставления, в соответствии с Соглашением от 25.05.2016 № 60, не достигнуты и средства федерального и республиканского бюджетов СППК «НУР» отвлечены на коммерческую деятельность, что является нарушением статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
СППК «НУР» согласно пунктам 4.2. Правил предоставления грантовой поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы и 3.2.2. Соглашения от 25.05.2016 № 60 о государственной поддержке в форме гранта предоставлял в Минсельхоз Чувашии отчет об использовании бюджетных средств ежеквартально до 15-го числа месяца, следующего за отчетным. Согласно данным ежеквартальных отчетов, предоставленных СППК «НУР», средства гранта не освоены в соответствии с условиями Соглашения, и соответственно не направлены на укрепление материально-технической базы, в то время как по данным ЧРФ АО «Россельхозбанк» средства гранта СППК «НУР» использовал в своей коммерческой деятельности.
Таким образом, Минсельхозом Чувашии в нарушение пунктов 3.1.7. и 4.1. Соглашения не осуществлен контроль за использованием средств гранта и мониторинг выполнения условий Соглашения в части освоения средств гранта, так как фактически указанные средства СППК «НУР» и направлены в свою коммерческую деятельность.
Также, в нарушение статьи 158 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, пунктов 4.1. Порядка предоставления грантовой поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы и 3.2.1. Соглашения о государственной поддержке в форме гранта Минсельхоз Чувашии не осуществлял должный контроль за использованием средств гранта и мониторинг выполнения условий Соглашения, так как по истечении 12 месяцев не обеспечено соблюдение получателями субсидий условий их предоставлении и не были предприняты какие либо действия по возврату бюджетных средств в сумме 5 259,0 тыс. рублей и оценки действий СППК «НУР» в части освоения бюджетных средств.
Одним из критериев конкурсного отбора получателя грантов являются сроки освоения средств гранта. СППК «НУР» согласно документации представленной на отбор срок освоения гранта указан – 12 месяцев (конкурсной комиссией оценен в 0,5 баллов). По итогам конкурса с СППК «НУР» заключено Соглашение от 25.05.2016 № 60 о государственной поддержке в форме гранта, согласно которому СППК «НУР» обязуется использовать грант в течение 12 месяцев (абзац 6 пункта 3.2.1). Вместе с тем Минсельхозом Чувашии в указанном Соглашении сроки возврата остатков гранта в республиканский бюджет Чувашской Республики не использованные в течение 18 месяцев установлены в течение первых 15 рабочих дней очередного финансового года.
Таким образом, абзац 6 и абзац 17 пункта 3.2.1 Соглашения о государственной поддержке в форме гранта противоречат друг другу, так как изначально СППК «НУР» обязался использовать средства гранта в течение 12 месяцев и одновременно указанное положение могло привести к риску отвлечения бюджетных средств до 7 месяцев.
Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики в ходе контрольного мероприятия уставлено, что в Порядке предоставления грантовой поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 08.05.2017 № 44 (действующий в настоящее время), в пункте 7.3. не учтены случаи, когда согласно условиям Соглашений, срок использования гранта составляет менее 18 месяцев, что может привести к риску отвлечения бюджетных средств и использования бюджетных средств в коммерческой деятельности получателями грантов.
В результате Минсельхозом Чувашии не обеспечена реализация принципов, установленных пунктом 2.2 Порядка предоставления грантовой поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы, в части бюджетной экономии и сокращения сроков освоения средств гранта и соответственно не соблюден принцип эффективности использования бюджетных средств, заложенной в статье 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Необходимо отметить, что только после начала контрольного мероприятия (12 июля 2017 года) СППК «НУР» возвращает средства гранта в республиканский бюджет Чувашской Республики в полном объеме в общей сумме 5 259,0 тыс. рублей (платежные поручения от 13.07.2017 № 569 на сумму 448,3 тыс. рублей и от 14.07.2017 № 576 на сумму 4 810,7 тыс. рублей).
Государственная поддержка кредитования малых форм хозяйствования
(Возмещение части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, взятым малыми формами хозяйствования)
В 2015-2016 годах государственная поддержка на возмещение части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, взятым малыми формами хозяйствования за счет средств федерального бюджета предоставлялась в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 1460 и за счет средств республиканского бюджета согласно Правилам предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.12.2010 № 551.
Реализация основного мероприятия по государственной поддержке кредитования малых форм хозяйствования направлена на рост производства и объема реализации сельскохозяйственной продукции, производимой малыми формами хозяйствования на селе, а также на развитие альтернативных видов деятельности для сельского населения.
Согласно вышеуказанным Правилам субсидии предоставляются на развитие малым формам хозяйствования в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств, связанных с возмещением части затрат на уплату процентов по кредитам (займам), полученным гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.
Для получения средств на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам (займам) заемщиком представляются в Минсельхоз Чувашии следующие документы:
а) заявление о предоставлении средств на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам (займам);
б) выписка из похозяйственной книги об учете личного подсобного хозяйства гражданина, ведущего личное подсобное хозяйство;
в) заверенные кредитной организацией копия кредитного договора (договора займа), выписка из ссудного счета заемщика о получении кредита или документ, подтверждающий получение займа, а также график погашения кредита (займа) и уплаты процентов по нему;
г) документ с указанием номера счета заемщика, открытого ему в российской кредитной организации для перечисления средств на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам (займам);
д) документы, на основании которых составляется расчет на получение субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам (займам).
Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, предполагается предоставлять за счет средств федерального бюджета в размере двух третьих ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа), за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики - в размере одной третьей ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, но не более их фактических затрат по следующим видам кредитов (займов).
Контрольно-счетной палатой Чувашской Республики в ходе контрольного мероприятия проверками встречными охвачено 14 граждан, ведущими личное подсобное хозяйство, взявшие кредиты (займы) на общую сумму 9 800,0 тыс. рублей (700,0 тыс. рулей х 14) и получивших субсидии с возмещением части затрат на уплату процентов по кредитам (займам) в общей сумме 703,7 тыс. рублей.
В ходе проверки 14 граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, установлено, что 7 гражданами, ведущих личное подсобное хозяйства, в нарушение пункта 11 Раздела 1 кредитных договоров допущено использования кредитных средств в сумме 1 824,7 тыс. рублей на цели не предусмотренные условиями кредитных договоров, что привело к необоснованному получению ими субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам (займам) на общую сумму 122,5 тыс. рублей и является нарушением статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Кроме того, дальнейшее субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам (займам) повлечет потери бюджетных средств в общей сумме 786,0 тыс. рублей (размер ключевой ставки, установленной Банком России – 9,0%).
Кроме того, необходимо обратить внимание на ситуацию в Красночетайском районе, где трое граждан приобрели на кредитные средства по 70 пчелосемей на общую сумму 2 100,0 тыс. рублей (700,0 тыс. рублей х 3). В ходе встречных проверок установлено, что на момент контрольного мероприятия данными тремя гражданами предъявлено всего 76 пчелосемей. В ходе контрольного мероприятия указанными тремя гражданами, каких-либо документов, подтверждающих гибель 134 пчелосемей (заключение лаборатории и т.д.) на общую сумму 1 340,0 тыс. рублей, не представлено. Следовательно в нарушение пункта 11 Раздела 1 кредитных договоров допущено использования кредитных средств в сумме 1 340,0 тыс. рублей на цели не предусмотренные условиями кредитных договоров, что привело к необоснованному получению ими субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам (займам) на общую сумму 98,5 тыс. рублей и является нарушением статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Кроме того, дальнейшее субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам (займам) повлечет потери бюджетных средств в общей сумме 577,2 тыс. рублей (размер ключевой ставки, установленной Банком России – 9,0%).
При этом Правилами не регламентируется порядок оформления выбытие (падеж, гибель и т.д.) сельскохозяйственных животных и соответственно невозможно подтвердить факт достоверности их наличия (приобретения).
Таким образом, следует отметить, что Правила предоставления субсидий не способствуют проведению качественного и эффективного мониторинга использования бюджетных средств, выделяемых на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам (займам), полученным гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство и соответственно реализации основного мероприятия по государственной поддержке кредитования малых форм хозяйствования.
Выполнение целевых показателей и показателей результативности Подпрограммы
Выполнение основных целевых показателей (индикаторов) реализации Подпрограмма «Поддержка малых форм хозяйствования» государственной программы Чувашской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики» представлено в Таблице № 8.
Таблица № 8
Целевые показатели (индикаторы)
|
2015 год
|
2016 год
|
план
|
факт
|
план
|
факт
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Количество крестьянских (фермерских) хозяйств начинающих фермеров, осуществивших проекты создания и развития своих хозяйств с помощью государственной поддержки
|
33
|
33
|
33
|
33
|
Количество построенных или реконструированных семейных животноводческих ферм
|
7
|
7
|
7
|
7
|
Площадь земельных участков, оформленных в собственность крестьянскими (фермерскими) хозяйствами
|
1700
|
1941,9
|
-
|
-
|
Показатели результативности Подпрограммы в период 2013-2016 годы представлены в Таблице № 9.
Таблица № 9
Показатели
результативности
|
План
|
Факт
|
1
|
2
|
3
|
1. Создание дополнительных крестьянских (фермерских) хозяйств (единиц)
|
166
|
193
|
2. Увеличение объема произведенного в крестьянских (фермерских) хозяйствах (тыс. тонн),
в том числе:
|
|
|
- молока
|
22,0
|
42,6
|
- мяса (в живом весе)
|
2,6
|
2,64
|
3. Прирост сельскохозяйственной продукции, произведенной малыми формами хозяйствования (%)
|
на 3,0 процента ежегодно
(за 2013-2016гг. – на 12%)
|
на 93,5%
|
Минсельхозом Чувашии целевые показатели (индикаторы) за 2015-2016 годы и показатели результативности Подпрограммы за 2013-2106 годы в целом выполнены.
8. Выводы:
1. Контрольно-счетной палатой Чувашской Республики в ходе контрольного мероприятия встречными проверками охвачено 8 начинающих фермеров, получившие поддержку на общую сумму 8 636,0 тыс. рублей и 4 семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств, получивших поддержку на общую сумму 18 467,9 тыс. рублей.
По итогам 2016 года в нарушение пункта 2.2. Соглашенийо государственной поддержке начинающего фермера вышеуказанные семь фермеров из восьми частично или в полной мере не выполнили условия в части достижения производственно-экономических показателей бизнес-планов и в нарушение пункта 3.2.1 Соглашений о предоставлении главам крестьянских (фермерских) хозяйств субсидий на возмещение части затрат в форме гранта на развитее семейных животноводческих ферм тремя главами К(Ф)Х не выполнили показатели результативности использования субсидии.
2. Контрольно-счетной палатой Чувашской Республики в ходе проверки предоставления грантовой поддержи на развитие материально-технической базы кооперативов, установлено, что в 2016 году СППК «НУР» получил поддержку в виде гранта в сумме 5 259,0 тыс. рублей и обязуется освоить грант в течение 12 месяцев со дня поступления средств на счет, то есть до мая 2017 года.
В ходе контрольного мероприятия установлено, что средства, поступившие в виде гранта на счет СППК «НУР» в сумме 5 259,0 тыс. рублей использовались не в соответствии с условиями Соглашения о государственной поддержке в форме гранта, а были направлены на пополнения оборотных средств и на использование в коммерческой деятельности, что является нарушением статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Средства гранта в сумме 5 259,0 тыс. рублей возвращены во время контрольного мероприятия.
Минсельхозом Чувашии в нарушение пунктов 3.1.7. и 4.1. Соглашения о государственной поддержке в форме гранта не осуществлен контроль за использованием средств гранта и мониторинг выполнения условий Соглашения в части освоения средств гранта, так как фактически указанные средства СППК «НУР» и направлены в свою коммерческую деятельность.
2.1. Анализ Порядка предоставления грантовой поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы и Соглашения о государственной поддержке в форме гранта показал, что абзацы 6 и 17 пункта 3.2.1 Соглашения о государственной поддержке в форме гранта противоречат друг другу и одновременно указанное положение могло привести к риску отвлечения бюджетных средств до 7 месяцев.
2.2. Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики в ходе контрольного мероприятия уставлено, что в Порядке предоставления грантовой поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 08.05.2017 № 44 (действующий в настоящее время), в пункте 7.3. не учтены случаи, когда согласно условиям Соглашений о государственной поддержке в форме гранта противоречат, срок использования гранта составляет менее 18 месяцев, что может привести к риску отвлечения бюджетных средств и использования бюджетных средств в коммерческой деятельности получателями грантов.
2.3. Минсельхозом Чувашии не обеспечена реализация принципов, установленных пунктом 2.2 Порядка предоставления грантовой поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы, в части бюджетной экономии и сокращения сроков освоения средств гранта и соответственно не соблюден принцип эффективности использования бюджетных средств, заложенной в статье 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
3. В ходе проверки 14 граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, установлено, что 10 гражданами, ведущих личное подсобное хозяйства,в нарушение пункт 11 Раздел 1 кредитных договоров допущено использования кредитных средств в сумме 3 164,7 тыс. рублей на цели не предусмотренные условиями кредитных договоров, что привело к необоснованному получению ими субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам (займам) на общую сумму 221,0 тыс. рублей и является нарушением статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Кроме того, дальнейшее субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам (займам) повлечет потери бюджетных средств в общей сумме 1 363,2 тыс. рублей (размер ключевой ставки, установленной Банком России – 9,0%).
4. Необходимо обратить внимание на ситуацию в Красночетайском районе, где трое граждан приобрели на кредитные средства по 70 пчелосемей на общую сумму 2 100,0 тыс. рублей (700,0 тыс. рублей х 3). В ходе встречных проверок установлено, что на момент контрольного мероприятия данными тремя гражданами предъявлено всего 76 пчелосемей. Отсутствие 134 пчелосемей объяснили тем, что они погибли от холодов и болезней.Каких-либо документов, подтверждающих гибель пчелосемей (заключение лаборатории и т.д.), не представлено.
4.1. Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах не регламентируется порядок оформления выбытие (падеж, гибель и т.д.) сельскохозяйственных животных и соответственно невозможно подтвердить факт достоверности их наличия (приобретения).
Таким образом, данные Правила предоставления субсидий не способствуют проведению качественного и эффективного мониторинга использования бюджетных средств, выделяемых на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам (займам), полученным гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство и соответственно реализации основного мероприятия по государственной поддержке кредитования малых форм хозяйствования.
5. Минсельхозом Чувашии в нарушение статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации и условий Порядков предоставления субсидий принятых в рамках реализации Подпрограммы не достаточно контролируется выполнение показателей результативности использования субсидии, за использованием средств гранта и мониторинг условий Соглашений.
9. Возражения или замечания руководителей или иных уполномоченных должностных лиц объектов контрольного мероприятия на результаты контрольного мероприятия не поступили.
10. Предложения (рекомендации):
1. Направить представление Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики в министерство сельского хозяйства Чувашкой Республики.
2. Направить материалы контрольного мероприятия в Министерство внутренних дел по Чувашской Республике.
3. Направить информационное письмо по итогам контрольного мероприятия в администрацию Главы Чувашской Республики.
Аудитор
Контрольно-счетной палаты
Чувашской Республики Д.А. Иванов