УТВЕРЖДАЮ
Председатель
Контрольно-счетной палаты
Чувашской Республики
___________С.И. Аристова
«29» декабря 2017 года
ОТЧЕТ
О РЕЗУЛЬТАТАХ КОНТРОЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
«Проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики, выделенных на реализацию мероприятий подпрограммы «Оказание паллиативной помощи, в том числе детям» государственной программы Чувашской Республики «Развитие здравоохранения», за 2015-2016 годы и 11 месяцев 2017 года.
1. Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 2.24 плана работы Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики на 2017 год и распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики от20.11.2017 № 32.
2. Предмет контрольного мероприятия: нормативные правовые акты и другие документы, подтверждающие выделение и использование средств республиканского бюджета Чувашской Республики медицинским учреждениям на оказание паллиативной помощи взрослому населению.
3. Объекты контрольного мероприятия: Министерство здравоохранения Чувашской Республики (далее – Минздрав Чувашии),бюджетные учреждения Чувашской Республики «Красноармейская ЦРБ», «Комсомольская ЦРБ», «Больница скорой медицинской помощи» и «Центральная городская больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики.
4. Проверяемый период деятельности: 2015 год – по ноябрь 2017 года.
5. Срок проведения контрольного мероприятия: с 20 ноября по 27 декабря 2017 года.
6. Краткая характеристика проверяемой сферы формирования и использования государственных или муниципальных средств и деятельности объектов контрольного мероприятия:
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16.05.2013 №185 утверждена подпрограмма «Оказание паллиативной помощи, в том числе детям» государственной программы Чувашской Республики «Развитие здравоохранения» на 2013-2020 годы(далее – Подпрограмма).
Ответственным исполнителем Подпрограммы определено Министерство здравоохранения Чувашии (далее - Минздрав Чувашии).
Целью Подпрограммы является организация оказания паллиативной медицинской помощи в стационарных и амбулаторных условиях; создание и развитие выездной службы паллиативной помощи.
Задачами реализации Подпрограммы являются обеспечение достойного качества жизни пациента путем предупреждения и облегчения физического дискомфорта пациента благодаря раннему выявлению, оценке тяжести и купированию симптомов заболевания; оказание психологической, социальной и духовной поддержки пациенту и его близким.
Ожидаемыми результатами реализации Подпрограммы являются создание эффективной службы оказания паллиативной помощи неизлечимым пациентам, в том числе детям, повышение качества жизни неизлечимых пациентов и их близких, адекватный контроль хронической боли и других тягостных симптомов.
7. По результатам контрольного мероприятия установлено следующее:
7.1.Анализ выполнения основных мероприятий, целевых индикаторов и показателей Подпрограммы за 2015 – 2016 годы и 11 месяцев 2017 года
Основные мероприятия Подпрограммы определены в соответствии со значимостью и масштабностью задач, решаемых в пределах полномочий Минздрава Чувашии.
Согласно паспорту Подпрограммы предусмотрена реализация следующих мероприятий:
-мероприятие № 1. Оказание паллиативной помощи взрослым;
-мероприятие № 2. Оказание паллиативной помощи детям.
В 2015 году предусмотрено достижение следующих целевых индикаторов:
- обеспеченность койками для оказания паллиативной помощи взрослым на 2015 год – 7,5 коек на 100 тыс. взрослого населения, 2016 год - 12,9 коек, 2017 год - 15,7 коек;
- обеспеченность койками для оказания паллиативной помощи детям на 2015 год - 4,2 коек на 100 тыс. населения, 2016 год – 6,5 коек (в 2016 году показатель скорректирован и составил – 4 койки), 2017 год - 7,8 коек;
- обеспеченность врачами, оказывающими паллиативную медицинскую помощь на 2017 год – 0,013 человек на 10,0 тыс. населения.
По данным Минздрава Чувашии за 2015 год в рамках проверяемой Подпрограммы достигнуты следующие значения показателей (индикаторов) Подпрограммы:
- «обеспеченность койками для оказания паллиативной помощи взрослым» - 19,3 коек на 100 тыс. взрослого населения, или показатель выполнен с увеличением в 2,6 раза от утвержденных значений;
- «обеспеченность койками для оказания паллиативной помощи детям» - 4,1 коек на 100 тыс. населения, что составляет 97,6% от утвержденных значений.
Таким образом, за 2015 год Минздравом Чувашии не обеспечено выполнение показателя «Обеспеченность койками для оказания паллиативной помощи детям».
Согласно пояснениям Минздрава Чувашии, имеющийся коечный фонд удовлетворяет потребности населения в оказании паллиативной медицинской помощи. Растет доля пациентов, которым паллиативная и симптоматическая медицинская помощь оказывается на дому по необходимости в связи с ухудшением состояния, не требующим экстренной госпитализации в медицинскую организацию.
По данным Минздрава Чувашии за 2016 год в рамках проверяемой Подпрограммы достигнуты следующие значения показателей (индикаторов):
- «обеспеченность койками для оказания паллиативной помощи взрослым» –19,9 коек на 100 тыс. взрослого населения, или показатель перевыполнен в 1,5 раза от утвержденных значений;
- «обеспеченность койками для оказания паллиативной помощи детям» - 4,1 коек на 100 тыс. населения, что составляет 102,5% от утвержденных значений.
В рамках проведения проверки было охвачено мероприятие № 1 «Оказание паллиативной помощи взрослым».
7.2. Анализ средств, выделенных из республиканского бюджета на реализацию мероприятий Подпрограммы
Паспортом Подпрограммы на финансирование мероприятий предусматривалось направить средства республиканского бюджета в 2015 году в сумме 32 857,70 тыс. рублей, в 2016 году – 53 299,4 тыс. рублей, 2017 году – 59 697,50 тыс. рублей.
В Законе Чувашской Республики от 01.12.2014 № 75 «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (с учетом изменений) на реализацию подпрограммы «Оказание паллиативной помощи, в том числе детям» государственной программы Чувашской Республики «Развитие здравоохранения» средства республиканского бюджета отдельной строкой не предусматривались.
Расходы на реализацию мероприятий учитывались в рамках подпрограммы «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи» государственной программы Чувашской Республики «Развитие здравоохранения» на 2013–2020 годы.
Согласно данным Министерства здравоохранения Чувашской Республики за 2015 год на оказание паллиативной медицинской помощи по бюджетной росписи предусматривались средства республиканского бюджета в сумме 38 505,5 тыс. рублей (с учетом переходящего остатка средств на 01.01.2015).
Кассовое исполнение расходов за счет средств республиканского бюджета по Подпрограмме за 2015 год (с учетом остатков на 01.01.2015) составляла в сумме 37 190,7 тыс. рублей или 96,6%.
В соответствии с Законом Чувашской Республики от 08.12.2015 № 78 «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2016 год» на реализацию подпрограммы «Оказание паллиативной помощи, в том числе детям» государственной программы Чувашской Республики «Развитие здравоохранения» предусмотрены средства республиканского бюджета в сумме 53 299,4 тыс. рублей.
Кассовое исполнение расходов за счет средств республиканского бюджета по Подпрограмме за 2016 год сложилась в сумме 53 299,4 тыс. рублей или 100% от бюджетных назначений утвержденных Законом о республиканском бюджете на 2016 год и от показателей Подпрограммы.
Согласно Закону Чувашской Республики от 07.12.2016 № 92 «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (с учетом изменений)на реализацию подпрограммы «Оказание паллиативной помощи, в том числе детям» в 2017 году предусмотрено финансирование в сумме 53 746,7 тыс. рублей, тогда как Подпрограммой предусмотрено в объеме 59 697,50 тыс. рублей.
Таким образом, в нарушении пункта 4.7 Порядка разработки и реализации государственных программ Чувашской Республики, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.04.2011 № 145 финансирование Подпрограммы на 2017 год не приведено в соответствие с финансированием, предусмотренным Законом о республиканском бюджете на 2017 год.
7.3. Правильность формирования государственного задания и его финансового обеспечения подведомственным учреждениям Чувашской Республики
Ведомственным перечнем государственных услуг и работ, оказываемых и выполняемых государственными учреждениями, подведомственными Министерству здравоохранения Чувашской Республики, в качестве основных видов деятельности, в сфере «Здравоохранение», утвержденным приказом Министерства здравоохранения Чувашской республики от 31.05.2016 № 944 (с изменениями от 14.11.2016) предусмотрено оказание паллиативной медицинской помощи в условиях стационара, показателем качества услуги является «число пациентов (человек)».
Значения базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг и работ, оказываемых и выполняемых государственными организациями Чувашской Республики, находящимися в ведении Министерства здравоохранения Чувашской Республики, значения корректирующих коэффициентов к базовым нормативам на оказание государственных услуг и работ, оказываемых и выполняемых государственными организациями Чувашской Республики, находящимися в ведении Министерства здравоохранения Чувашской Республики и значения нормативных затрат на содержание имущества, закрепленного за государственными организациями Чувашской Республики, находящимися в ведении Министерства здравоохранения Чувашской Республики утверждены приказом Минздрава Чувашии от 27.11.2015 № 191. Базовый норматив затрат на оказание 1 единицы государственной услуги в 2016 году утвержден в сумме 35 162,5 рублей, в том числе на оплату труда с начислениями - 29 091,1 рублей, коммунальные услуги – 426,0 рублей, содержание недвижимого имущества – 5 645,4 рублей.
Приказом министерства здравоохранения Чувашской Республики от 27.07.2016 № 1215 утвержден Маршрут оказания паллиативной медицинской помощи взрослому населению в Чувашской Республике (далее – Маршрут), согласно которому, паллиативная медицинская помощь в стационарных условиях оказывается в отделениях паллиативной медицинской помощи медицинских организаций в соответствии со схемой маршрутизации взрослого населения в Чувашской Республике, нуждающихся в оказании паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях на территории Чувашской Республики.
В ходе выборочной проверки вопроса правильности формирования государственного задания и его финансового обеспечения в 2015 – 2016 годах и 11 месяцев 2017 года бюджетными учреждениями Чувашской Республики «Красноармейская ЦРБ», «Комсомольская ЦРБ», «Больница скорой медицинской помощи» и «Центральная городская больница» Минздрава Чувашии установлено следующее.
Доведенные государственные задания содержат ссылку на нормативно-правовые акты, регулирующие порядок оказания государственной услуги, в числе которых Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам в Чувашской Республике медицинской помощи на 2016 год, утвержденная постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.12.2015 № 496. Согласно Программе объем предоставляемой в условиях стационара паллиативной медицинской помощи, утвержден в койко-днях.
В то же время, в доведенных до бюджетных учреждений Чувашской Республики «Красноармейская ЦРБ», «Комсомольская ЦРБ», «Больница скорой медицинской помощи» и «Центральная городская больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики в государственных заданиях на 2016 год показатель государственной услуги «паллиативная медицинская помощь» в условиях стационара утвержден значением «число пациентов», что не соответствует значению утвержденному Программой (койко-дни).
Между Минздравом Чувашии и вышеуказанными медицинскими учреждениями, оказывающие паллиативную помощь в 2015 - 2017 годах были заключены соглашения на предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг.
7.3.1. Бюджетное учреждение «Больница скорой медицинской помощи» Минздрава Чувашии, в том числе обособленное подразделение Бюджетное учреждение «Красноармейская центральная районная больница» Минздрава Чувашии
1.1. Между Минздравом Чувашии и Бюджетным учреждением «Красноармейская центральная районная больница» (далее – БУ «Красноармейская ЦРБ») заключено Соглашение от 11.01.2016 № 10-22/83 «О порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг» (далее - Соглашение № 10-22/83). С учётом дополнительных соглашений от 01.06.2016 и 05.09.2016 к Соглашению № 10-22/83 предусматривалось предоставить субсидию БУ «Красноармейская ЦРБ» на выполнение государственных заданий (в том числе и на оказание паллиативной помощи) в общей сумме 6 760,6 тыс. рублей.
БУ «Красноармейская ЦРБ» в рамках доведенного государственного задания в 2016 году оказывались следующие государственные услуги: первичная медико-санитарная помощь, не включенная в базовую программу обязательного медицинского страхования и паллиативная медицинская помощь. В Соглашении объемы финансирования в разрезе государственных услуг отдельно не выделялись.
На 2016 год Минздравом Чувашии доводилось государственное задание БУ «Красноармейская ЦРБ» 2 раза, в том числе: государственное задание от 15.01.2016 № 1 и государственное задание от 01.06.2016 № 2. Согласно вышеуказанным государственным заданиям БУ «Красноармейская ЦРБ» следовало оказать государственную услугу «паллиативная медицинская помощь» в условиях стационара в объёме 220 пациентов.
В ходе проведения проверки установлено, что учредительными документами БУ «Красноармейская ЦРБ» (Лицензия на осуществление медицинской деятельности и Устав) не предусмотрено оказание паллиативной медицинской помощи.
Таким образом, в нарушении пункта 2.1 постановления № 433 государственное задание на 2016 год Министерством здравоохранения Чувашской Республики доведено на вид деятельности, не предусмотренный учредительными документами БУ «Красноармейская ЦРБ» (данное нарушение попадает под действие статьи 15.15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно отчету о выполнении государственного задания на оказание государственных услуг за 2016 годпри доведенном показателе государственного задания по оказанию паллиативной медицинской помощи в объеме 220 пациентов фактически оказана паллиативная помощь в объеме 29 пациентов. При развернутых 20 койках в условиях стационара, фактически было занято 7 коек.
По данным бухгалтерского учета на 01.01.2017 числился остаток бюджетных средств, выделенных по государственному заданию на оказание паллиативной медицинской помощи в сумме 2 357,8 тыс. рублей.
В соответствии с пунктом 2.2.2 Соглашения № 10-22/83 Учредитель вправе требовать частичного или полного возврата предоставленной субсидии в случае, если фактически исполненное Учреждением задание меньше по объёму, чем это предусмотрено государственным заданием, или не соответствует качеству услуг (работ), определённые государственным заданием.
Однако Минздрав Чувашии не воспользовался правом на возврат образовавшегося остатка субсидии в размере 2 357,8 тыс. рублей по фактическому невыполнению государственного задания БУ «Красноармейская ЦРБ».
Кроме того, проверкой установлено, что БУ «Красноармейская ЦРБ» исходя из рекомендуемых штатных нормативов и фактическом показателе занятости коек излишне направлено на оплату труда медицинских работников и начисления на выплаты по оплате труда в общей сумме 727,2 тыс. рублей.
В соответствии с пунктом 2.3.1 Соглашения № 10-22/83 Учреждение обязуется осуществлять использование субсидии в целях оказания государственных услуг в соответствии с требованиями к качеству и (или) объему (содержанию), порядку оказания государственных услуг, определенными в государственном задании. Так же Учреждение вправе обращаться к Учредителю с предложением об изменении размера субсидии в связи с изменением в государственном задании показателей объема (содержание) оказываемых государственных услуг и (или) показателей качества (в случае их установления). Проверкой установлено, что Учреждение к Учредителю с предложениями об уменьшении и возврате субсидии не обращалось.
Таким образом, БУ «Красноармейская ЦРБ» допущено неэффективное использование субсидии в общей сумме 727,2 тыс. рублей.
В ходе выборочной проверки правильности начисления работникам стимулирующей выплаты за интенсивность и высокие результаты работы установлено, что показатели и критерии оценки выплаты БУ «Красноармейская ЦРБ» не разработаны.
За 2016 год работникам паллиативного отделения БУ «Красноармейская ЦРБ» без оценки результатов труда начислена надбавка за интенсивность и высокие результаты работы на общую сумму 240,6 тыс. рублей, что не соответствует порядку установления указанной выплаты, установленной Положением об оплате труда в БУ «Красноармейская ЦРБ».
В нарушение части 9 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Положения о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1093, отчет об исполнении контракта на закупку лекарственных препаратов (номер закупки 0815200000116000640) на общую сумму 33,3 тыс. рублей не размещен в единой информационной системе в сфере закупок в установленной форме. Фактически контракт был исполнен 09.11.2016.
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 09.11.2016 № 459 «О реорганизации бюджетного учреждения Чувашской Республики» БУ ЧР «Красноармейская центральная районная больница» реорганизовано в форме присоединения к Бюджетному учреждению «Больница скорой медицинской помощи» Министерства здравоохранения Чувашской Республики» с 20 февраля 2017 года.
1.2. Между Минздравом Чувашии и Бюджетным учреждением «Больница скорой медицинской помощи» (далее – БУ «БСМП») заключено Соглашение от 30.05.2017 № 10-22/309 «О порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг» (далее - Соглашение 30.05.2017 № 10-22/309). С учётом дополнительных соглашений от 01.06.2016 и 05.09.2016 к Соглашению от 30.05.2017 № 10-22/309 предусматривалось предоставить субсидию БУ «БСМП» на выполнение государственного задания (в том числе и на оказание паллиативной помощи) в общей сумме 8 532,9 тыс. рублей.
На 2017 год государственное задание обособленному подразделению БУ «Красноармейская ЦРБ» доводилось 3 раза, в том числе: № 1 от 20.12.2016 в объеме 220 пациентов в год; № 2 от 06.06.2017 в объеме 6 600 койко-дней и № 3 от 09.10.2017 в объеме 4 500 койко-дней.
В соответствии с Уставом в пунктах 2.4 и 2.5 приведен исчерпывающий перечень видов деятельности и Учреждение не вправе выполнять другие виды деятельности, не предусмотренные Уставом.
В ходе проведения проверки выявлено, что действующим Уставом и Лицензией на осуществление медицинской деятельности № ЛО-21-01-001554, выданная Министерством здравоохранения Чувашской Республики 03.10.2016 не предусмотрено оказание паллиативной медицинской помощи.
В нарушении пункта 2.1 постановления № 433 государственное задание на 2017 год Министерством здравоохранения Чувашской Республики доведено на вид деятельности, не предусмотренный учредительными документами БУ «БСМП». (Данное нарушение попадает под действие статьи 15.15.15 Кодекса РФ об административных нарушениях).
В ходе проведенного аудита в сфере закупок БУ «БСМП» были выявлены следующие нарушения и недостатки:
- в нарушение пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон № 135-ФЗ) БУ «БСМП» допущены действия, которые привелик ограничению или устранению конкуренции среди участников закупки на поставку оргтехники. Несмотря на то, что при определении начальной максимальной цены контракта (далее – НМЦК) на поставку электронно-вычислительной техники с комплектующими (номер закупки 0115200001117001037) рассматривались на основании трех коммерческих предложений, из них два коммерческих предложения были представлены организациями с одним и тем же учредителем, поэтому не могут расцениваться по признаку «сопоставимости цен» разных поставщиков. Фактически начальная максимальная цена контракта определена на основании только одной коммерческой предложении.
Следовательно, НМЦК определена только на основании одного коммерческого предложения. Указанные факты также свидетельствуют о нарушении БУ «БСМП» принципов обеспечения открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных нужд, предусмотренные статьей 7 от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
- в нарушении пункта 3 Порядка подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1093, БУ «БСМП» не соблюдены сроки (в течение 7 рабочих дней) размещения отчета об исполнении контракта в единой информационной системе. Фактически отчет об исполнении контракта размещен 16.12.2017, или на 67 дней позднее установленного срока.
7.3.2. Бюджетное учреждение «Комсомольская центральная районная больница» Минздрава Чувашии
1.1. Между Минздравсоцразвития Чувашии и Бюджетным учреждением «Комсомольская центральная районная больница» (далее – БУ «Комсомольская ЦРБ») заключено Соглашение от 12.01.2015 № 10-22/62 «О порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг» (в том числе и на оказание паллиативной медицинской помощи) (далее - Соглашение от 12.01.2015 № 10-22/62) на предоставление субсидии в 2015 году в сумме 8 702,3 тыс. рублей. Дополнительным соглашением от 01.07.2015 предусматривалось предоставить субсидию БУ «Комсомольская ЦРБ» на выполнение государственного задания в сумме 9 665,8 тыс. рублей, с учетом внесенных изменений дополнительным соглашением от 17.12.2015 № б/н сумма субсидии составляла 8 559,1 тыс. рублей.
Государственное задание на 2015 год доведено до БУ «Комсомольская ЦРБ» 26.12.2014. Согласно доведенным государственным заданием БУ «Комсомольская ЦРБ» следовало оказать государственную услугу «оказание паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях» в объёме 6 600 койко-дней. Объемы доведенного государственного задания в связи с изменением финансирования (на основании данных плана ФХД на 2015 год) не изменялись.
В нарушение статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 20.11.2010 № 398 Минздравсоцразвития Чувашии в государственном задании на 2015 год в разделе 3.2. «Объем государственной услуги, работы (в натуральных показателях)» не указан конкретный источник информации о значении показателя. Кроме того, в пункте 4 «Порядок оказания государственной услуги» не указаны нормативные правовые акты, регулирующие порядок оказания государственной услуги БУ «Комсомольская ЦРБ».
Согласно отчёту о выполнении государственного задания за 2015 год доведенный показатель государственной услуги «оказание паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях» выполнен в объеме 6 667 койко-дней (при доведенных показателях - 6 600 койко-дней), или исполнен на 101,1%.
В нарушении пункта 5 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 20.11.2010 № 398 Минздравом Чувашии произведено уменьшение финансирования государственного задания на оказание государственных услуг без изменения показателей государственного задания.
1.2. Между Минздравом Чувашии и БУ «Комсомольская ЦРБ» заключено Соглашение от 11.01.2016 № 10-22/89 «О порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг» (далее - Соглашение № 11.01.2016 № 10-22/89), которым предусмотрена субсидия в сумме 9 059,5 тыс. рублей. Дополнительным соглашением от 01.06.2016 объем предоставляемой субсидии БУ «Комсомольская ЦРБ» на выполнение государственных заданий (в том числе и на оказание паллиативной помощи) не изменился.
Минздравом Чувашии утверждалось государственное задание на оказание государственной услуги «паллиативная медицинская помощь» в условиях стационара на 2016 год два раза: от 15.01.2016 № 1 и от 01.06.2016 № 2 в объёме 220 человек в год.Согласно отчёту о выполнении государственного задания за 2016 годдоведенныйпоказатель государственной услуги «число пациентов» выполнен в объеме 476 человек в год или на 216,4%от утвержденных значений (220).
В то же время, в представленной в Контрольно-счетную палату Чувашской Республики информации о выполнении государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) на 2016 год (направлена в Министерство финансов Чувашской Республики от 27.02.2017 № 06/08-1452) по данному БУ «Комсомольская ЦРБ» фактический показатель выполненной государственной услуги указан - 220 пациентов.
В соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам в Чувашской Республике медицинской помощи на 2016 год, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.12.2015 № 496 нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования - на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая больницы сестринского ухода) за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики составляла в сумме 1 785,1 рубля, согласно данным БУ «Комсомольская ЦРБ» стоимость 1 койко-дня - 1 071 рублей.
1.3. Между Минздравом Чувашии и БУ «Комсомольская ЦРБ» заключено Соглашение от 11.01.2017 № 10-22/07 «О порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг» (далее - Соглашение от 11.01.2017 №10-22/07), которым предусмотрена субсидия на оказание 4 видов специализированной медицинской помощи в сумме 8 863,0 тыс. рублей. Согласно дополнительному соглашению от 10.11.2017 № б/н предусматривалось предоставление субсидии на выполнение государственного задания в сумме 6 940,2 тыс. рублей.
Государственное задание на оказание государственных услуг на 2017 год БУ «Комсомольская ЦРБ» утверждалось 3 раза, в том числе: от 20.12.2016 № 1 на оказание государственной услуги «паллиативная медицинская помощь» в условиях стационара в объёме 220 человек в год, от 06.06.2016 № 2 в объёме 4 180 койко-дней, от 09.10.2017 № 3 - 5 510 койко - дней.
Согласно данным медицинской статистики за 11 месяцев 2017 года доведенныйпоказатель государственной услуги «число пациентов» выполнен в объеме 5 709 койко-дней (при утвержденных показателях - 5 510 койко-дней), показатель «случаев госпитализации» исполнен в объеме 371 человек в год или на 168,6%от утвержденных значений (220).
Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам в Чувашской Республике медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018-2019 годов утверждены подушевые нормативы финансирования - на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая хосписы и больницы сестринского ухода) за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики в сумме 1 856,5 рубля, фактическая стоимость 1 койко-дня составила в сумме 1 003 рублей.
В ходе проведенного аудита в сфере закупок БУ «Комсомольская ЦРБ» были выявлены следующие нарушения и недостатки:
- в нарушение пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон № 135-ФЗ) Учреждение допустила действия, которые привелик ограничению или устранению конкуренции среди участников закупки на поставку дезинфицирующих средств. При расчете НМЦК (номер закупки 0315300034117000014) было применено коммерческое предложение организации, деятельность которой прекращено 09.01.2017, и соответственно не должно рассматриваться в качестве ценового сегмента.
Указанные факты свидетельствуют о нарушении принципов обеспечения открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных нужд, предусмотренные статьей 7 от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
- в нарушение части 3 статьи 94 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и условий заключенных контрактов от 05.05.2017 № ЗК/2017-8 и от 18.09.2017 № АЭФ/17-96 БУ «Комсомольская ЦРБ» не проводилась экспертиза поставленного товара;
- в нарушении пункта 2 «Особенностей размещения в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2015-2016 годы», утвержденных совместным приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 31.03.2015 № 182/7н, Учреждением план - график на 2016 год размещен 15.01.2016,то есть на 7 дней позднее установленного срока (планы-графики подлежат размещению на официальном сайте не позднее одного календарного месяца после принятия закона (решения) о бюджете).
7.3.4. Бюджетное учреждение «Центральная городская больница» Минздрава Чувашии
1.1. Между Минздравсоцразвития Чувашии и Бюджетным учреждением «Центральная городская больница» (далее – БУ «ЦГБ») заключено Соглашение № 10-22/28 от 12.01.2015 «О порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг» (далее - Соглашение № 10-22/28 от 12.01.2015) на сумму 17 094,9 тыс. рублей. Государственное задание на 2015 год доведено до БУ «ЦГБ» 12.01.2015. В соответствии с последними изменениями от 17.12.2015 № б/н предусматривалось предоставить субсидию БУ «ЦГБ» так же в сумме 17 094,9 тыс. рублей.
Государственное задание содержит следующие показатели: «оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях» в объеме 60 000 посещений, «оказание медицинской помощи в стационарных условиях» - 13 200 койко-дней.
1.2. Между Минздравом Чувашии и БУ «ЦГБ» заключено Соглашение от 11.01.2016 № 10-22/91 «О порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг» (далее - Соглашение № 10-22/91 от 11.01.2016) в размере 16 648,8 тыс. рублей. В соответствии с дополнительным соглашением к Соглашению № 10-22/91 от 11.01.2016 предусмотрено предоставление субсидии в размере 16 668,8 тыс. рублей.
Государственное задание на 2016 год доводилось до БУ «ЦГБ» три раза, в том числе: от 15.01.2016 № 1 доведены плановые показатели «оказание медицинской помощи в стационарных условиях» в объеме 440 человек (пациентов) в год, от 01.06.2016 № 2 в объёме 440 человек (пациентов), от 01.07.2016 № 3 «оказание медицинской помощи в стационарных условиях» - 530 человек в год, в амбулаторных условиях показатель государственной услуги «паллиативная медицинская помощь» - 820 человек в год.
В соответствии с пунктом 2.2.2 Соглашения № 10-22/91 Учредитель вправе требовать частичного или полного возврата предоставленной субсидии в случае, если фактически исполненное Учреждением задание меньше по объёму, чем это предусмотрено государственным заданием, или не соответствует качеству услуг (работ), определённые государственным заданием. Согласно отчёту о выполнении государственного задания за 2016 годдоведенныйпоказатель государственной услуги «число пациентов» выполнен в объеме 615 человек в год или на 116,0%от утвержденных значений (440), в амбулаторных условиях – в объеме 813 человек в год или на 99,1% от утвержденных значений (820). По состоянию на 01.01.2017 остаток бюджетных средств, выделенных по государственному заданию на оказание паллиативной медицинской помощи составил в сумме 2 417,7 тыс. рублей, а без учета переходящего остатка неиспользованной субсидии по состоянию на 01.01.2016 в сумме 1 721,3 тыс. рублей.
Однако Минздрав Чувашии не воспользовался правом по возврату неиспользованных в полном объеме денежных средств.
Следует отметить, что в представленной в Контрольно-счетную палату Чувашской Республики информации о выполнении государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) на 2016 год (направлена в Министерство финансов Чувашской Республики от 27.02.2017 № 06/08-1452) по данному БУ «ЦГБ» фактический показатель выполненной государственной услуги указан - 820 пациентов.
1.3. Между Минздравом Чувашии и БУ «ЦГБ» заключено Соглашение от 11.01.2017 № 10-22/03 «О порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг» (далее - Соглашение № 10-22/03 от 11.01.2017) в размере 19 209,3 тыс. рублей. С учетом дополнительного соглашения предусмотрено предоставление субсидии в размере 19 209,3 тыс. рублей.
Государственное задание на 2017 год доводилось до БУ «ЦГБ» три раза, в том числе: от 20.12.2016 № 1 доведены плановые значения показателя государственной услуги «паллиативная медицинская помощь», оказываемой в стационарных условиях в объеме 440 человек в год, в амбулаторных условиях - 2 970 человек в год; от 06.06.2017 № 2 в объёме 13 200 койко-дней и 2 970 посещений, соответственно; от 15.11.2017 №3 в объёме 13 200 койко-дней и 2 970 посещений, соответственно.
Согласно данным медицинской статистики БУ «ЦГБ» за 11 месяцев 2017 года доведенный показатель государственной услуги «паллиативная медицинская помощь», оказываемой в стационарных условиях «число пациентов» выполнен в объеме 12 533 койко-дней, или на 94,9%; показатель «случаев госпитализации» исполнен в объеме 2 711 человек в год или на 91,3% от утвержденных значений (2 970).
В ходе проведенного аудита в сфере закупок установлено, чтов нарушение статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на закупку (номер закупки 3212870009517000057) завышена НМЦК на поставку расходных медицинских изделий на сумму 11,5 тыс. рублей. НМЦК определена методом сопоставимых рыночных цен в сумме 319,9 тыс. рублей. Всего было представлено 5 коммерческих предложений. При расчете НМЦК по позиции 10 «гипоаллергенный пластырь из нетканого материала/белый/:10м*5см» произведен расчет исходя из количества 50 штук на сумму 14,3 тыс. рублей (исходя из цены за единицу товара в сумме 286,1 рублей). В то же время в техническом задании к контракту (приложение №1), являющимся его неотъемлемой частью, по позиции 10 предусмотрена поставка гипоаллергенного пластыря из нетканого материала/белый/:10м*5см. в количестве 10 штук, или на 40 штук меньше.
8. Выводы:
1. По результатам контрольного мероприятия установлено, что Министерством здравоохранения Чувашской Республики допущены следующие нарушения и недостатки:
- в нарушение статьи 160.2-1. Бюджетного кодекса Российской Федерации в 2016 году не осуществлен должным образом внутренний финансовый контроль за использованием предоставленных средств проверяемыми бюджетными учреждениями здравоохранения;
- в нарушение статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации не исполнены полномочия главного распорядителя средств бюджета при формировании и утверждении государственных заданий;
- в нарушение пункта 4.7 Порядка разработки и реализации государственных программ Чувашской Республики, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.04.2011 № 145 финансирование Подпрограммы на 2017 год не приведено в соответствие с финансированием, предусмотренным Законом о республиканском бюджете на 2017 год;
- в нарушение пункта 2.1 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 08.12.2015 № 433 «Об утверждении положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Чувашской Республики и финансовом обеспечении выполнения государственного задания и о внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 12.03.2015 № 65» государственное задание по оказанию государственной услуги «паллиативная медицинская помощь» доводилосьдо БУ «Красноармейская ЦРБ» (на 2016 год) и БУ «БСМП» (на 2017 год) по виду деятельности, не предусмотренному учредительными документамиучреждений (Устав и Лицензия на осуществление медицинской деятельности);
- применялись разные единицы измерения показателя государственной услуги на оказание паллиативной медицинской помощи в условиях стационара. Так, при формировании государственного задания на 2016 год единицей объема оказания государственной услуги являлось «число пациентов (человек)», а в Программе государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи – «койко-дни»;
- не воспользовался правом, предусмотренным условиями заключенных соглашений о предоставлении средств на выполнение государственных заданий и не затребовал с учреждений, не выполнивших показатели государственного задания за 2016 год возврата остатка денежных средств в общей сумме 4 775,5 тыс. рублей, в том числе по БУ «Красноармейская ЦРБ» в сумме 2 357,8 тыс. рублей и БУ «ЦГБ»- 2 417,7 тыс. рублей.
2. Бюджетными учреждениями допущены нарушения и недостатки при расходовании бюджетных средств за 2015-2016 годы и 11 месяцев 2017 года, в том числе:
- в нарушение Положения об оплате труда в БУ «Красноармейская ЦРБ» за 2016 год начислена надбавка за интенсивность и высокие результаты работы без оценки результатов труда на общую сумму 240,6 тыс. рублей;
- БУ «Красноармейская ЦРБ» допущено в 2016 году неэффективное использование субсидии на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда на общую сумму 727,2 тыс. рублей;
- в нарушение п. 2.3.1Соглашения от 11.01.2016 № 10-22/83 «О порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг» БУ «Красноармейская ЦРБ» при невыполнении государственного задания в 2016 году к Минздраву Чувашии с предложениями об уменьшении и возврате субсидии не обращалось.
3. Аудит закупок выявил отдельные нарушения законодательства в сфере размещения заказов для нужд учреждений, а также о противодействии коррупции и защите конкуренции, а именно:
- в нарушение части 9 статьи 94 Федерального закона № 44-ФЗ и Положения о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1093, отчет об исполнении контракта (номер закупки 0815200000116000640) на общую сумму 33,4 тыс. рублей БУ «Красноармейская ЦРБ» не размещен в единой информационной системе в сфере закупок в установленной форме;
- в нарушение части 3 статьи 94 Федерального закона № 44-ФЗ и условий заключенных контрактов от 05.05.2017 № ЗК/2017-8 и от 18.09.2017 № АЭФ/17-96 БУ «Комсомольская ЦРБ» не проводилась экспертиза поставленного товара;
- в нарушение статьи 22 Федерального закона № 44-ФЗ БУ «ЦГБ» завышена начальная максимальная цена контракта на поставку медицинских расходных материалов на сумму 11,5 тыс. рублей;
- в нарушение пункта 3 Порядка подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1093, БУ «БСМП» отчет об исполнении контракта в единой информационной системе размещен на 67 дней позднее установленного срока;
- в нарушение пункта 2 «Особенностей размещения в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2015-2016 годы», утвержденных совместным приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 31.03.2015 № 182/7н, БУ «Комсомольская ЦРБ» план - график на 2016 год размещен 15.01.2016,то есть на 7 дней позднее установленного срока (планы-графики подлежат размещению на официальном сайте не позднее одного календарного месяца после принятия закона (решения) о бюджете);
- в нарушение Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» БУ «БСМП» и БУ «Комсомольская ЦРБ» не обеспечены принципы добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных нужд;
- в нарушение пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон № 135-ФЗ) БУ «БСМП» и БУ «Комсомольская ЦРБ» допустили действия, которые привелик ограничению или устранению конкуренции среди участников закупок на поставку оргтехники и дезинфицирующих средств, соответственно.
9. Возражения или замечания руководителей или иных уполномоченных должностных лиц объектов контрольного мероприятия на результаты контрольного мероприятия не представлены.
10. Предложения (рекомендации):
1. Направить отчет о результатах проведенного контрольного мероприятия в Государственный Совет Чувашской Республики.
2. Направить представления об устранении выявленных нарушений:
- Министерство здравоохранения Чувашской Республики;
- Бюджетное учреждение Чувашской Республики «Комсомольская центральная районная больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики;
- Бюджетное учреждение Чувашской Республики «Больница скорой медицинской помощи» Министерства здравоохранения Чувашской Республики, в том числе по результатам контрольного мероприятия для устранения выявленных нарушений по Бюджетному учреждению Чувашской Республики «Красноармейская центральная районная больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики.
Аудитор
Контрольно-счетной палаты
Чувашской Республики И.А. Иракина