Контрольно-счетная палата Чувашской РеспубликиОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Отчет о результатах совместного контрольного мероприятия «Проверка использования субсидий на софинансирование расходов бюджетам муниципальных образований на предоставление социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям, являющимся участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы»

 

УТВЕРЖДАЮ

Председатель

Контрольно-счетной палаты

Чувашской Республики

___________ С.И.Аристова

05 апреля 2018 года

 

 

Отчет

о результатах совместного контрольного мероприятия

 

«Проверка использования субсидий на софинансирование расходов бюджетам муниципальных образований на предоставление социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям, являющимся участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы»

 

1. Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 2.4 плана работы Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики на 2018 год и распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики на проведение контрольного мероприятия от 09.01.2018 № 2

2. Предмет контрольного мероприятия: нормативные правовые акты и другие документы, подтверждающие выделение и использование средств республиканского бюджета Чувашской Республики на приобретение (строительство) жилья молодым семьям, являющимся участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы»

3. Объекты контрольного мероприятия: Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики (далее – Минстрой Чувашии), 19 муниципальных образований Чувашской Республики.

4.  Проверяемый период деятельности: 2015-2017 годы     

5.  Срок проведения контрольного мероприятия: с 10 января по 28 февраля 2018 года.

6. Краткая характеристика проверяемой сферы формирования и использования средств республиканского бюджета и деятельности объектов контрольного мероприятия:

Минстрой Чувашии является органом исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющим государственную политику в области градостроительной и архитектурной деятельности, строительной индустрии, жилищного строительства (в том числе системы ипотечного жилищного кредитования), энергетики, жилищно-коммунального хозяйства, развития коммунальной инфраструктуры, включая газоснабжение, теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение. Положение о Минстрое Чувашии утверждено постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 04.06.2012 № 214.

В рамках реализации в Чувашской Республике подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы (далее - Подпрограмма), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050, постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27.10.2006 № 271 утвержден Порядок организации работы по реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы в Чувашской Республике (далее - Порядок).

Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования определены в приложении № 4 к Подпрограмме (далее - Правила).

Между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Кабинетом Министров Чувашской Республике заключены Соглашения о представлении в 2015-2016 годах субсидий из федерального бюджета республиканскому бюджету Чувашской Республики на софинансирование расходных обязательств субъекта Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям для приобретения (строительства) жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы (от 05.08.2015 № 05-265/С, от 15.04.2016 № 05-200/С) и в 2017 году аналогичное Соглашение заключено уже между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики (от 16.02.2017 № 069-08-130).

Основной целью Подпрограммы является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Задачами Подпрограммы являются предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство жилого дома экономкласса и создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, в том числе ипотечные, для приобретения жилья или строительства жилого дома экономкласса.

Успешное выполнение мероприятий подпрограммы позволит обеспечить:

привлечение в жилищную сферу дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы на приобретение или строительство жилья, а также собственных средств граждан;

развитие и закрепление положительных демографических тенденций в обществе;

укрепление семейных отношений и снижение уровня социальной напряженности в обществе;

развитие системы ипотечного жилищного кредитования.

 

7. По результатам контрольного мероприятия установлено следующее:

 

 Вопрос 1. Анализ поступления средств из республиканского бюджета Чувашской Республики на реализацию мероприятий Подпрограммы

 

1. Динамика получения молодыми семьями социальной поддержки в 2015-2017 годах представлена в Таблице № 1

Таблица № 1

 п/п

Показатель

2015 год

2016 год

2017 год

2017 год к

2015 году

1

2

4

5

6

7

 

Количество участников

Подпрограммы

8 981

7 350

7 377

снижение

на 17,9%

 

Всего получателей

социальной выпалы

(кол-во / тыс. рублей)

548

357 755,5

488

308 182,4

436

302 521,6

-20,4%

-15,4% (или на

55 233,9 тыс. рублей)

 

в том числе:

2.1.

на приобретение жилья,

(кол-во / тыс. рублей)

510

331 497,1

462

290 543,7

406

282 680,7

-20,4%

-14,7% (или на 48 8163,4 тыс. рублей)

2.2.

на строительство жилья,

(кол-во / тыс. рублей)

38

26 258,4

26

17 638,7

30

19 840,9

-21,1%

-24,7% (или на

6 417,5 тыс. рублей)

 

Процент от количества получателей к количеству участников

6,1%

6,6%

5,9%

х

 

Из Таблицы № 1 видно, что в период с 2015 по 2017 годы в Чувашской Республике наблюдается тенденция к снижению количества молодых семей - участников Подпрограммы на 17,9% или на 1 604 молодых семей (c 8 981 молодых семей в 2015 году до 7 377 молодых семей в 2017 году). Также снижается количество молодых семей, получивших социальную выплаты на 20,4%, в том числе с 548 молодых семей в 2015 году до 436 молодых семей в 2017 году, при этом на приобретение готовых жилых помещений на 20,4% с 510 молодых семей в 2015 году до 407 молодых семей в 2017 году и на строительство индивидуальных жилых домов на 21,1% с 38 молодых семей в 2015 году до 30 молодых семей в 2017 году.

Всего за период с 2015 по 2017 годы в Чувашской Республике социальную поддержку получило 1 472 молодых семей на общую сумму 968 459,5 тыс. рублей, в том числе на строительство индивидуального жилого дома 94 молодых семей (63 738,0 тыс. рублей) или 6,4% от общего количества молодых семей, получивших государственную поддержку.

При этом по данным муниципальных образований всего в период с 2015 по 2017 годы из списка молодых семей – участников Подпрограммы по причине достижения одним из супругов 35 лет выбыло 1 209 молодых семей (в 2015 году – 505 семей, в 2016 году – 372 семьи и в 2017 году - 332 семьи).

 

  1. Контрольно-счетной палатой Чувашской Республики проведен сравнительный анализ утвержденных учетных норм площадей жилых помещений в разрезе муниципальных образований и сельских поседений.

В соответствии требованиям статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно установили учетную норму площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При этом размер учетной норы не может превышать размера нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

В ходе контрольного мероприятия установлено, что в муниципальных образованиях Чувашской Республики учетная норма площади жилого помещения варьируется от 10 кв.м. до 18 кв.м. на одного человека.

Таблица № 2

Муниципальное

образование

Учетная норма, кв.м.

Всего

молодых

семей –

участников на

01.01.2018

Население на 01.01.2018, человек

%

(ст. 3 / ст. 4 * 100%)

Число молодых семей, получившие поддержку в 2015-2017 годах

%

(ст. 6 / ст. 3 * 100%)

Число выбывших молодых семей по истечении 35 лет (за 2015-2017 годы)

%

(ст. 8 / ст. 3 * 100%)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Алатырский

12,0

78

14 558

0,5

20

25,6

10

12,8

Аликовский

12,0

55

15 563

0,4

32

58,2

9

16,4

Батыревский

10,0

103

34 055

0,3

49

47,6

6

5,8

Вурнарский

10,0-18,0

220

31 737

0,7

49

22,3

7

3,2

Ибресинский

12,0

192

23 330

0,8

64

33,3

12

6,3

Канашский

12,0-16,0

164

35 224

0,5

18

11,0

12

7,3

Козловский

12,0

162

18 944

0,9

31

19,1

17

10,5

Комсомольский

12,0

178

25 012

0,7

23

12,9

23

12,9

Красноармейский

12,0

75

14 078

0,5

12

16,0

3

4,0

Красночетайский

14,5

129

13 960

0,9

9

7,0

16

12,4

Марпосадский

12,0

245

22 076

1,1

31

12,7

40

16,3

Моргаушский

12,0

96

32 685

0,3

84

87,5

1

1,0

Порецкий

16,0

86

12 312

0,7

23

26,7

8

9,3

Урмарский

13,0-15,0

178

22 610

0,8

17

9,6

39

21,9

Цивильский

14,0

225

35 796

0,6

56

24,9

27

12,0

Чебоксарский

12,0

275

62 184

0,4

51

18,5

25

9,1

Шемуршинский

11,0

84

12 300

0,7

26

31,0

5

6,0

Шумерлинский

12,0-16,0

52

8 806

0,6

18

34,6

4

7,7

Ядринский

14,0

249

25 432

1,0

64

25,7

28

11,2

Яльчикский

13,0

199

16 858

1,2

45

22,6

15

7,5

Янтиковский

12,0

356

14 446

2,5

10

2,8

53

14,9

г. Алатырь

16,0

206

34 785

0,6

12

5,8

89

43,2

г. Канаш

13,0

222

45 482

0,5

61

27,5

29

13,1

г. Новочебоксарск

14,5

690

126 931

0,5

254

36,8

296

42,9

г. Чебоксары

14,5

2 729

502 882

0,5

320

11,7

423

15,5

г. Шумерля

12,0

129

29 071

0,4

93

72,1

12

9,3

Итого:

 

7 377

1 231 117

0,6

1 472

20,0

1 209

16,4

 

Из таблицы № 2 видно, что наибольшая доля выбывших из участников Подпрограммы молодых семей по достижению одним из супругов 35 лет наблюдается в городе Новочебоксарск – 42,9% (423 молодые семьи) и город Алатырь -  43,2% (89 молодых семей).

Необходимо отметить, что основным критерием при распределении средств республиканского и федеральных бюджетов на выплаты социальной поддержки молодых семьям - участником Подпрограммы, является уровень софинансирования самого муниципального образования. Следовательно, чем выше сумма софинансирования за счет средств муниципального образования, тем больше поступить из республиканского и федеральных бюджетов на выплаты социальной поддержки молодым семьям.

 

Вопрос 2. Проверка целевого и эффективного использования средствсоциальной поддержки, выделенных на реализацию мероприятия Подпрограммы в части строительства индивидуальных жилых домов

 

1. В рамках реализации мероприятий Подпрограммы между Минстроем Чувашии и администрациями муниципальных образований ежегодно заключаются Соглашения о предоставлении субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджетам муниципальных образований на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований на предоставление социальных выплат молодым семьям для приобретения (строительства) жилья в рамках Подпрограммы (далее - Соглашения), где на администрации муниципальных образований возлагаются обязательства в части соблюдения условий предоставления субсидий, предусмотренных Подпрограммой, Правилами и настоящими Соглашениями.   

Контрольно-счетной палатой Чувашкой Республики проведена проверка целевого и эффективного использования средств социальной поддержки за 2015-2017 годы в 19 муниципальных образованиях (Аликовский, Батыревский, Вурнарский, Ибресинский, Комсомольский, Красноармейский, Красночетайский, Марпосадский, Моргаушский, Чебоксарский, Шемуршинский, Ядринский и Яльчикский районы), в том числе 6 из них параллельно контрольно-счетными органами муниципальных образований (г. Чебоксары, г. Новочебоксарск, г. Шумерля, Канашский, Янтиковский, Порецкий районы). Всего проверено использование выданных в 2015-2017 годах Свидетельств о праве на получение социальной выплаты на строительство индивидуальных жилых домов 94 молодым семьям на общую сумму 63 738,0 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета – 27 994,4 тыс. рублей, средства республиканского бюджета Чувашской Республики – 25 088,5 тыс. рублей и средства местного бюджета – 10 655,1 тыс. рублей.

 

  1. В ходе выборочной проверки личных дел молодых семей, получивших в 2015-2017 годах социальные выплаты на строительство индивидуальных жилых домов, выявлены следующие нарушения и недостатки:

2.1. В нарушение пункта 33 Правил, тремя администрациями муниципальных образований (Аликовский, Батыревский и Мариинско-Посадского районы) выданытри Свидетельства о праве на получение социальной выплаты на общую сумму 1 789,9 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета – 758,1 тыс. рублей, средства республиканского бюджета Чувашской Республики – 680,3 тыс. рублей и средства местного бюджета – 351,5 тыс. рублей, без проверки факта нуждаемости в жилом помещении. Только в ходе контрольного мероприятия администрациями муниципальных образований получены выписка из ЕГРП, согласно которой вышеуказанные молодые семьи на момент получения Свидетельств о праве на получение социальной выплаты,жилые помещения в собственности не имели.

2.2. В нарушении статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 12 Порядка ведения органами местными самоуправления в Чувашской Республике учета граждан в качествен нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 12.01.2006 № 2, администрациями муниципальных образований решения о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по 66 молодым семьям (Аликовский, Батыревский, Вурнарский, Ибресинский, Красночетайский, Мариинско-Посадский, Красноармейский, Комсомольский, Моргаушский, Ядринской, Чебоксарский, Шемуршинский и Яльчикский районы) принято позднее тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием для принятия таких решений.

2.3. В нарушение пункта 43 Правил 49 молодых семей (Аликовский, Батыревский, Вурнарский, Ибресинский, Канашский, Красноармейский, Красночетайский, Мариинско-Посадский, Моргаушский район, Чебоксарский, Ядринской, Янтиковский районы и города Новочебоксарск и Чебоксары) на момент контрольного мероприятия индивидуальные жилые дома в общую собственность на всех членов молодых семей не оформили.

При этом необходимо отметить, что на момент проведения контрольного мероприятия сроки действия Свидетельства о праве на получение социальной выплаты, выданные вышеуказанным семьям, истекли. Следовательно, муниципальными образованиями не обеспечены соблюдения условий предоставления субсидий, предусмотренных Подпрограммой и Правилами в части контроля за оформлением построенных индивидуальных домов в общую собственность всех членов молодой семьи.

2.4. В нарушение пункта 33 Правил и условий Соглашений муниципальными образованиями без предоставления 52 молодыми семьями (Батыревский, Вурнарский, Ибресинский, Мариинско-Посадский, Красноармейский, Комсомольский, Моргаушский, Чебоксарский, Шемуршинский, Ядринский и Яльчикский районы) полного пакета документов (в соответствии с пунктом 18 Правил и пунктом 2.1. Порядка - документы, подтверждающие признание молодой семьи имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты) включила их в список молодых семей–участников Подпрограммы и соответственно в последующем в список претендентов на получение социальной выплаты. При этом, пятью муниципальными образованиями (Батыревский, Вурнарский, Комсомольский, Моргаушский и Чебоксарский районы) от 33 молодых семей из 52 вышеуказанных, в целях признания их имеющих доходы, иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья, в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, приняты акты о приемке выполненных работ (форма КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), подписанные от лица подрядчика главами администраций  сельских поселений (Батыревский, Чебоксарский, Шемуршинский и Яльчикский районы), самими молодыми семьями (Комсомольский район) и сотрудником администрации (Моргаушский район).Отдельно необходимо отметить, что все вышеуказанные молодые семьи на момент включения их в список участников Подпрограммы и на момент  получения ими социальной выплаты фактически являлись нуждающимися в жилых помещениях и имели возможность быть участниками Подпрограммы.

 

3. В ходе визуального осмотра мест строительства молодыми семьями индивидуальных жилых домов за счет средств социальной поддержки установлено что:

- в шести муниципальных образованиях (Аликовский, Красночетайский, Ядринский, Ибресинский районы и города Новочебоксарск и Чебоксары) 8 молодых семей, или 8,5% от числа получивших субсидии на строительство индивидуальных жилых домов (94 молодые семьи), получившие социальную выплату в 2015-2017 годах в общей сумме 5 327,7 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета в сумме 2 314,8 тыс. рублей, республиканского бюджета – 2 079,2 тыс. рублей, местного бюджета – 933,7 тыс. рублей, жилые индивидуальные дома не построили или выполнен только нулевой цикл (Приложение № 1);

 - в шести муниципальных образованиях (Аликовский, Ядринский, Яльчикский, Ибресинский, Мариинско-Посадский и Шемуршинский районы) 10 молодых семей, или 10,6% от числа получивших субсидии на строительство индивидуальных жилых домов, получившие социальную выплату в 2015-2017 годах в общей сумме 6 628,2 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета в сумме 2 916,7 тыс. рублей, республиканского бюджета – 2 588,7 тыс. рублей, местного бюджета – 1 122,8 тыс. рублей, произвели реконструкцию уже существующих индивидуальных жилых домов, а не строительство новых домов (Приложение № 2).

Необходимо отметить, что согласно пункту 13 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство - это создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).

В ходе выездных (встречных) проверок и на оснований разрешений на строительства, выданных молодым семьям, установлено, что вышеуказанными 10 молодыми семьями фактически произведена реконструкции (пункт 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция - это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов), что является нарушением условий пп. б) пункта 2 Правил, так как социальные выплаты используются для оплаты цены договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома, а не на осуществления реконструкции уже существующих объектов капитального строительства (индивидуальных жилых домов).

- в семи муниципальных образованиях (Батыревский, Красноармейский, Комсомольский, Моргаушский, Ядринский, Мариинско-Посадский, Вурнарский районы и город Чебоксары) у 13 молодых семей построенные индивидуальные жилые дома не пригодны для проживания, так как они не соответствуют условиям Жилищного кодекса Российской Федерации (отсутствует инженерная инфраструктура – газ, вода, электричество, не установлены стеклопакеты и входные двери и др.), что составляет 13,8% от числа получивших субсидии на строительство индивидуальных жилых домов, получившие социальную выплату в 2015-2017 годах в общей сумме 9 918,7 тыс. рублей, в том числе  за счет средств федерального бюджета в сумме 4 364,9 тыс. рублей, республиканского бюджета – 3 914,5 тыс. рублей, местного бюджета – 1 639,3 тыс. рублей (Приложение № 3).

- 37 молодых семей, или 38,3% от числа получивших субсидии на строительство индивидуальных жилых домов, получившие социальную выплату в 2015-2017 годах в общей сумме 25 059,3 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета в сумме 10 998,5 тыс. рублей, республиканского бюджета – 9 875,8 тыс. рублей, местного бюджета – 4 185,0 тыс. рублей, не оформили индивидуальные жилые дома в собственность ни на одного из членов молодых семей. При этом 18 молодых семей, или 19,1% от числа получивших субсидии на строительство индивидуальных жилых домов, получившие социальную выплату в 2015-2017 годах в общей сумме 11 102,8 тыс. рублей, в том числе  за счет средств федерального бюджета в сумме 4 886,6 тыс. рублей, республиканского бюджета – 4 394,2 тыс. рублей, местного бюджета – 1 822,0 тыс. рублей, не оформили индивидуальные жилые дома в собственность, в то время как на момент проведения данные индивидуальные жилые дома пригодны для проживания и в них фактически проживают члены молодых семей (Приложение № 4).

Необходимо отметить, что вышеуказанная ситуация показывает, что муниципальные образования имеют дополнительные резервы для увеличения собственных доходов за счет поступления налога на имущества физических лиц. Однако, местные бюджеты Чувашской Республики, имея резервы для увеличения доходов, не на должном уровне ведут работу, что в свою очередь влияет на наполняемость муниципальных бюджетов за счет собственных доходов.

Всего в период с 2015-2017 годы 94 молодыми семьями заключены договора подряда с 54 подрядными организациями на строительство индивидуальных жилых помещений. Анализ подрядных организаций, заключивших договора подряда с молодыми семьями – участниками Подпрограммы, показывает, что в выявленных в ходе контрольного мероприятия, однотипных и многократных нарушениях, в части использования бюджетных средств в рамках реализации Подпрограммы, участвуют (фигурируют) одни и те же подрядные организации.

- в двух муниципальных образованиях (Батыревский и Шумершинский районы) 4 молодые семьи в нарушение пункта 6 Правил включены в списки молодых семей-участников Подпрограммы, что привело к неправомерному получению молодой семьей социальной выплаты в общей сумме 2 545,2 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета в сумме 1 120,2 тыс. рублей, республиканского бюджета – 1 004,8 тыс. рублей и местного бюджета – 420,2 тыс. рублей. При этом, данными муниципальными образованиями в нарушение пункта 33 Правил и условий Соглашений без предоставления тремя из вышеуказанных молодых семей полного пакета документов (в соответствии с пунктом 18 Правил и пунктом 2.1. Порядка - документы, подтверждающие признание молодой семьи имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты) включила ее в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты (отсутствуют договора подряда).

 

Вопрос 4. Анализ нормативно правовой базы, используемой в рамках реализации Подпрограммы

 

Анализ, проведенной Контрольно-счетной палатой Чувашской Республики,  показал несовершенство нормативно правых актов, используемых в рамках реализации мероприятий Подпрограммы, в части направления молодыми семьями бюджетной поддержки на строительство индивидуальных жилых домов.

1. Так Правилами:

- не определены сроки окончания (завершения) молодой семьей строительства индивидуального жилого дома на средства социальной выплаты;

- не установлены сроки оформления в общую собственность всех челнов молодой семьи;

- не предусмотрена ответственность молодых семей за неисполнения условий в части сроков и целевого характера использования средств социальной поддержки.

Пункты 39 и 45 Правил противоречат друг другу. В пункте 45 Правил предусмотрено, что в случае направления социальной выплаты для оплаты цена договора строительного подряда на строительство жилого дома молодая семья в Банк представляет определенный пакет документов (право собственности на земельный участок, разрешение на строительство и договор строительного подряда). В тоже время, согласно статьи 39 Порядка для оплаты строительства жилого дома молодая семья представляет в Банк договор строительного подряда, выписку из ЕГРП на построенный жилой дом и документы, подтверждающие наличие достаточных средств для оплаты строящегося жилого дома в части, превышающей размер социальной выплаты.

2. Соглашениями, заключенными между Минстроем Чувашии и администрациями муниципальных образований предусмотрено, что на муниципальные образования возложены обязательства в части целевое и эффективного использования средств, выделяемых в рамках настоящих Соглашений. При этом Минстроем Чувашии совместно с муниципальными образованиями не определен механизм осуществления контроля за целевым и эффектным использованием средств социальной поддержки, в том числе после получения молодыми семьями субсидий.

3. Минстрою Чувашии, при заключении с Банками очередных Соглашений, согласно которым молодая семья открывают банковский счет на срок, оставшийся до истечения срока действия Свидетельства о праве на получение социальной выплаты, предусмотреть ответственность кредитной организации за нарушение условий предоставления социальных выплат, предусмотренных Правилами предоставления молодым семьям на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными условиями Подпрограммы. Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что в данных Соглашениях не участвуют администрации муниципальных образований, хотя именно они являются основными органами, отвечающими в конечном итоге за целевое и эффективное использование бюджетных средств, направленные на социальные выплаты.

 

8. Выводы:

1. В период с 2015 по 2017 годы в Чувашской Республике социальную поддержку получило 1 472 молодых семей на общую сумму 968 459,5 тыс. рублей, в том числе на строительство индивидуального жилого дома 94 молодых семей (63 738,0 тыс. рублей) или 6,4% от общего количества молодых семей, получивших государственную поддержку.

2. В нарушение пункта 33 Правил, тремя администрациями муниципальных образований выданытри Свидетельства о праве на получение социальной выплаты на общую сумму 1 789,9 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета – 758,1 тыс. рублей, средства республиканского бюджета Чувашской Республики – 680,3 тыс. рублей и средства местного бюджета – 351,5 тыс. рублей, без проверки факта нуждаемости в жилом помещении. Только в ходе контрольного мероприятия администрациями муниципальных образований получены выписка из ЕГРП, согласно которой вышеуказанные молодые семьи на момент получения Свидетельств о праве на получение социальной выплаты,жилые помещения в собственности не имели.

3. В нарушении статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 12 Порядка ведения органами местными самоуправления в Чувашской Республике учета граждан в качествен нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 12.01.2006 № 2, администрациями муниципальных образований решения о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по 66 молодым семьям принято позднее тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием для принятия таких решений.

4. В нарушение пункта 43 Правил 49 молодых семей на момент контрольного мероприятия индивидуальные жилые дома в общую собственность на всех членов молодых семей не оформили. При этом необходимо отметить, что на момент проведения контрольного мероприятия сроки действия Свидетельства о праве на получение социальной выплаты, выданные вышеуказанным семьям, истекли. Следовательно, муниципальными образованиями не обеспечены соблюдения условий предоставления субсидий, предусмотренных Подпрограммой и Правилами в части контроля за оформлением построенных индивидуальных домов в общую собственность всех членов молодой семьи.

5. В нарушение пункта 33 Правил и условий Соглашений муниципальными образованиями без предоставления 48 молодыми семьями полного пакета документов (в соответствии с пунктом 18 Правил и пунктом 2.1. Порядка - документы, подтверждающие признание молодой семьи имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты) включила их в список молодых семей– участников Подпрограммы и соответственно в последующем в список претендентов на получение социальной выплаты. При этом, необходимо отметить, что пятью муниципальными образованиями от 29 молодых семей из 48 вышеуказанных в целях признания их имеющих доходы, иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья, в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, приняты акты о приемке выполненных работ (форма КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), подписанные от лица подрядчика - главами (сотрудниками) администраций  сельских поселений либо самими молодыми семьями.

6. В ходе выборочного визуального осмотра мест строительства молодыми семьями индивидуальных жилых домов за счет средств социальной поддержки установлено что:

- в шести муниципальных образованиях 8 молодых семей, или 8,5% от числа получивших субсидии на строительство индивидуальных жилых домов, получившие социальную выплату в 2015-2017 годах в общей сумме 5 327,7 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета в сумме 2 314,8 тыс. рублей, республиканского бюджета – 2 079,2 тыс. рублей, местного бюджета – 933,7 тыс. рублей, жилые индивидуальные дома не построили или выполнен только нулевой цикл;

 - в шести муниципальных образованиях 10 молодых семей, или 10,6% от числа получивших субсидии на строительство индивидуальных жилых домов, получившие социальную выплату в 2015-2017 годах в общей сумме 6 628,2 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета в сумме 2 916,7 тыс. рублей, республиканского бюджета – 2 588,7 тыс. рублей, местного бюджета – 1 122,8 тыс. рублей, произвели реконструкцию уже существующих индивидуальных жилых домов, а не строительство новых домов. Необходимо отметить, что согласно пункту 13 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство - это создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства), а реконструкция - это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов), что является нарушением условий Правил;

- в семи муниципальных образованиях у 13 молодых семей построенные индивидуальные жилые дома не пригодны для проживания, так как они не соответствуют условиям Жилищного кодекса Российской Федерации (отсутствует инженерная инфраструктура – газ, вода, электричество, не установлены стеклопакеты и входные двери и др.), что составляет 13,8% от числа получивших субсидии на строительство индивидуальных жилых домов, получившие социальную выплату в 2015-2017 годах в общей сумме 9 918,7 тыс. рублей, в том числе  за счет средств федерального бюджета в сумме 4 364,9 тыс. рублей, республиканского бюджета – 3 914,5 тыс. рублей, местного бюджета – 1 639,3 тыс. рублей.

- 37 молодых семей, или 38,3% от числа получивших субсидии на строительство индивидуальных жилых домов, получившие социальную выплату в 2015-2017 годах в общей сумме 25 059,3 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета в сумме 10 998,5 тыс. рублей, республиканского бюджета – 9 875,8 тыс. рублей, местного бюджета – 4 185,0 тыс. рублей, не оформили индивидуальные жилые дома в собственность ни на одного из членов молодых семей. При этом 18 молодых семей, или 19,1% от числа получивших субсидии на строительство индивидуальных жилых домов, получившие социальную выплату в 2015-2017 годах в общей сумме 11 102,8 тыс. рублей, в том числе  за счет средств федерального бюджета в сумме 4 886,6 тыс. рублей, республиканского бюджета – 4 394,2 тыс. рублей, местного бюджета – 1 822,0 тыс. рублей, не оформили индивидуальные жилые дома в собственность, в то время как на момент проведения данные индивидуальные жилые дома пригодны для проживания и в них фактически проживают члены молодых семей. Принимая во внимание, что одним из видов доходов муниципальных образований является «Налог на имущества физических лиц», следует что данная ситуация влияет на уровень наполняемости муниципальных бюджетов за счет собственных доходов.

- в двух муниципальных образованиях 4 молодые семьи в нарушение пункта 6 Правил включены в списки молодых семей-участников Подпрограммы, что привело к неправомерному получению молодой семьей социальной выплаты в общей сумме 2 545,2 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета в сумме 1 120,2 тыс. рублей, республиканского бюджета – 1 004,8 тыс. рублей и местного бюджета – 420,2  тыс. рублей.

7. В период с 2015-2017 годы 94 молодыми семьями заключены договора подряда с 54 подрядными организациями на строительство индивидуальных жилых помещений. Анализ подрядных организаций, заключивших договора подряда с молодыми семьями – участниками Подпрограммы, показывает, что в выявленных в ходе контрольного мероприятия, однотипных и многократных нарушениях, в части использования бюджетных средств в рамках реализации Подпрограммы, участвуют (фигурируют) одни и те же подрядные организации.

8. Анализ нормативно правовая база, регулирующей реализацию мероприятий Подпрограммы, показал, что для более качественного и эффективного использования бюджетных средств на выплату социальной поддержки молодым семьям, необходимо внести изменения в существующую нормативно правовую базу в части усиления контроля и ответственности всех участников Подпрограммы за использование бюджетных средств и достижения основных целей Подпрограммы.

 

9. Возражения или замечания руководителей или иных уполномоченных должностных лиц объектов контрольного мероприятия на результаты контрольного мероприятия: непоступало.

 

10. Предложения (рекомендации):

1. Направить представления об устранении выявленных нарушений в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального Чувашской Республики и муниципальные образования Чувашской Республики; 

2. Направить материалы контрольного мероприятия в Прокуратору Чувашской Республики;

3. Направить информационное письмо Главе Чувашской Республики.

 

Аудитор

Контрольно-счетной палаты

Чувашской Республики

Д.А. Иванов

Яндекс.Метрика

 

Система управления контентом
428004, г. Чебоксары, Президентский бульвар, 10
Телефон: (8352) 62-13-83
Факс: (8352) 62-40-57
E-Mail: kcp@cap.ru
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика