УТВЕРЖДАЮ
Председатель
Контрольно-счетной палаты
Чувашской Республики
_______ С.И. Аристова
25 мая 2018 года
Отчет
о результатах контрольного мероприятия
«Проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики, выделенных на улучшение жилищных условий граждан, проживающих и работающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов»
1. Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 2.12 плана работы Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики на 2018 год, распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики от 02.04.2018 №14.
2. Предмет контрольного мероприятия: нормативные правовые акты и другие документы, подтверждающие выделение и использование средств республиканского бюджета Чувашской Республики на предоставление социальных выплат гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, на строительство (приобретение) жилья.
3. Объекты контрольного мероприятия:
- Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики (далее - Минсельхоз Чувашии);
- администрация Канашского района (встречная проверка администрация Шихазанского сельского поселения);
- администрация Красночетайского района (встречная проверка в администрации Красночетайского сельского поселения);
- администрация Яльчикского района (в администрациях Лащ-Таябинского и Яльчиского сельских поселений).
4. Проверяемый период деятельности: 2016 - 2017 годы.
5. Срок проведения контрольного мероприятия: с 04 апреля по 23 мая 2018 года.
6. Краткая характеристика проверяемой сферы формирования и использования государственных или муниципальных средств и деятельности объектов контрольного мероприятия:
В целях развития агропромышленного комплекса Чувашской Республики и во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы» постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 18.12.2012 № 567 утверждена государственная программа Чувашской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики». В перечень подпрограмм указанной государственной программы включена подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий Чувашской Республики» (далее - Подпрограмма).
Ответственным исполнителем Подпрограммы является Минсельхоз Чувашии.
Одним из основных мероприятий указанной Подпрограммы является мероприятие по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов (далее - Мероприятие).
Целями Мероприятия являются: удовлетворение потребностей сельского населения в благоустроенном жилье; привлечение и закрепление в сельской местности молодых специалистов.
Подпрограммой предусмотрено, что реализация Мероприятия к 2020 году позволит:
улучшить жилищные условия около 1,27 тыс. сельских семей, в том числе 0,8 тыс. молодых семей и молодых специалистов;
построить и приобрести 105,9 тыс. кв. метров общей площади жилых помещений в сельской местности для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе 72,8 тыс. кв. метров для молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих в сельской местности;
создать условия для закрепления молодых специалистов в агропромышленном комплексе и социальной сфере на селе, приостановить миграцию сельской молодежи.
Объем финансирования по Мероприятию Подпрограммой предусмотрен на 2016 год в общей сумме 145 207,8 тыс. рублей (в том числе средства федерального бюджета – 74 056,0 тыс. рублей, средства республиканского бюджета – 71 151,8 тыс. рублей), на 2017 год – 124 381,0 тыс. рублей (в том числе средства федерального бюджета – 87 067,0 тыс. рублей и средства республиканского бюджета – 37 314,0 тыс. рублей).
Анализ поступления средств республиканского бюджета Чувашской Республики на реализацию Программы за 2016-2017 годы
2016 год
Законом Чувашской Республики от 08.12.2015 № 78 «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2016 год» Минсельхозу Чувашии подразделу 10 03 «Социальное обеспечение населения»на реализацию Мероприятия утверждены бюджетные ассигнования в общей сумме 113 785,9 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета – 76 071,5 тыс. рублей и средств республиканского бюджета – 37 714,4 тыс. рублей. Кассовое исполнение расходов за 2016 год составило 100,0% бюджетных назначений.
Законом Чувашской Республики от 07.12.2016 №92 «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» бюджетные назначения по Мероприятию утверждены в сумме 96 995,4 тыс. рублей. Кассовое исполнение расходов в 2017 году составило 100,0% утвержденных бюджетных назначений.
Средства федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств Чувашской Республики, в том числе на реализацию Мероприятия, предоставлены на основании Соглашений, заключенных между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Минсельхозом Чувашии: на 2016 год - от 23.03.2016 №81/10-с, на 2017 год - от 18.02.2017 №082-08-615.
Распределение субсидий из федерального бюджета, поступающих в республиканский бюджет Чувашской Республики, и субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджетам муниципальных районов на софинансирование Мероприятия в рамках Подпрограммы на 2016 и 2017 годы утверждены постановлениями Кабинета Министров Чувашской Республики соответственно от 13.04.2016 №115 и от 13.03.2017 №84.
Участниками Мероприятия Подпрограммы в 2016-2017 годах являлись 21 муниципальное образование, с которыми Минсельхозом Чувашии заключены Соглашения в сроки предусмотренные Правилами предоставления субсидий:
- на 2016 год Соглашения от 05.04.2016 на предоставление муниципальным образованиям субсидии из федерального бюджета в сумме 76 071,5 тыс. рублей и субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики в сумме 37 714,4 тыс. рублей, при условии обеспечения софинансирования за счет средств внебюджетных источников в общей сумме 180 869,37 тыс. рублей.
- на 2017 год Соглашениями от 28.04.2017 на предоставление муниципальным образованиям субсидии из федерального бюджета в сумме 59 283,6 тыс. рублей и субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики в сумме 37 711,8 тыс. рублей, при условии обеспечения софинансирования за счет средств местных бюджетов в общей сумме 3 278,5 тыс. рублей и средств внебюджетных источников в общей сумме 122 996,6 тыс. рублей.
Проверка целевого и эффективного использования средств республиканского бюджета за 2016-2017 годы
Реализация Мероприятия осуществляется в соответствии Правилами предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджетам муниципальных районов на улучшение жилищных условий граждан, проживающих и работающих в сельской местности, в том числе молодых семей (молодых специалистов), утвержденными постановлением Кабинет министров Чувашской Республики от 22.01.2014 №6 (далее – Правила предоставления субсидий).
Субсидии предоставляются бюджетам муниципальных районов в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, связанных с реализацией мероприятий муниципальных программ, направленных на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.
Проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, осуществляется путем предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья (далее - социальная выплата). Предоставление социальных выплат осуществляется в соответствии Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее - Типовое положение).
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.02.2014 №53 утвержден Порядок формирования и утверждения списков участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, и выдачи свидетельств о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности (далее - Порядок формирования списков).
В сводный список участников мероприятий – получателей социальных выплат и получателей жилья по договору найма жилого помещения Чувашской Республики на 2016 год, включено 169 получателей субсидий, в том числе 116 молодых семей и молодых специалистов. Общий объем средств, предусмотренный на строительство (приобретение) жилья общей площадью 15660,73 кв.м. составил в общей сумме 300 702,2 тыс. рублей, в том числе средства социальной выплаты – 113 785,9 тыс. рублей (средства федерального бюджета – 76 071,5 тыс. рублей, средства республиканского бюджета – 37 714,4 тыс. рублей), средства внебюджетных источников – 186 916,12 тыс. рублей.
Таким образом, средняя стоимость приобретаемого (построенного) жилого помещения на 1 получателя социальных выплат составила 1 779,3 тыс. рублей, в том числе средний размер социальной выплаты – 673,3 тыс. рублей или 37,8% от общей стоимости жилья, средняя стоимость 1 кв.м. – 19,2 тыс. рублей.
Из общего количества получателей субсидии, в 2016 году 108 получателей направили средства субсидии на строительство индивидуальных жилых домов в общей сумме 69 349,86 тыс. рублей или 60,9%, из них 58 получателей - молодые семьи (молодые специалисты) с объемом субсидий в общей сумме 40 275,46 тыс. рублей.
В сводный список участников мероприятий – получателей социальных выплат и получателей жилья по договору найма жилого помещения Чувашской Республики на 2017 год список включено 128 получателей субсидий, в том числе 93 молодых семей и молодых специалистов. Общий объем средств, предусмотренный на строительство (приобретение) жилья общей площадью 10752,6 кв.м составил в сумме 223 270,5 тыс. рублей, в том числе средства социальной выплаты – 100 273,9 тыс. рублей (средства федерального бюджета – 59 283,6 тыс. рублей, средства республиканского бюджета – 37 711,8 тыс. рублей, средства местных бюджетов – 3 278,5 тыс. рублей), средства внебюджетных источников – 122 995,5 тыс. рублей.
Таким образом, средняя стоимость приобретаемого (построенного) жилого помещения на 1 получателя социальных выплат составила 1 744,3 тыс. рублей, в том числе средний размер социальной выплаты – 783,4 тыс. рублей или 44,9%, средняя стоимость 1 кв.м. жилья - 20,8 тыс. рублей.
Из общего количества получателей субсидии, в 2017 году - 67 получателей социальных выплат направили средства субсидии на строительство индивидуальных жилых домов в общей сумме 52 853,27 тыс. рублей, из них 38 получателей - молодые семьи (молодые специалисты) с объемом субсидий в общей сумме 33 689,0 тыс. рублей.
Результаты проверок органов местного самоуправления муниципальных районов, сельских поселений, в части соблюдения ими условий
Соглашений о предоставлении субсидий
В рамках данного контрольного мероприятия выборочно проведены выездные проверки в Канашский, Красночетайский и Яльчикский районы, в ходе которых проанализированы документы по расчетам сумм размеров социальных выплат и документы, подтверждающие целевое использование социальных выплат.
Кроме того, проведены выборочные проверки по вопросу выполнения обязательств молодыми семьями и молодыми специалистами, получившими социальные выплаты на приобретение (строительство) жилых помещений в 2013-2017 годах.
Выборочно проверено соблюдение условий предоставления социальных выплат молодым семьям (молодым специалиста) на строительство индивидуальных жилых домов, а также выполнение ими своих обязательств после получения социальных выплат, предусмотренных Типовым положением и Порядком формирования списков:
- признание молодых семей и молодых специалистов, нуждающимися в улучшении жилищных условий;
- работа члена молодой семьи (молодого специалиста) или изъявление желания работать по трудовому договору (основное место работы) не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности (выборочно по получателям за 2013-2017 годы);
- оформление построенного или приобретенного с использованием социальной выплаты жилого помещения, в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве (выборочно по получателям за 2013-2016 годы).
- Проверка правомерности постановки молодых семей (молодых специалистов) на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий
Порядок ведения органами местного самоуправления в Чувашской Республике учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений, утвержден постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 12.01.2006 №2 (далее – Порядок №2).
По вопросу правомерности постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий проведены выборочные встречные проверки в администрациях сельских поселений Красночетайского, Канашского и Яльчикского районов, при этом установлены факты неправомерной постановки на учет молодых семей (молодых специалистов) в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
1. Администрацией Яльчикского сельского поселения в 2012 году неправомерно поставлена на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий семья Доброхотовых в составе 5 человек и включена в список участников Мероприятия Подпрограммы на получение социальной выплаты в сумме 566,83 тыс. рублей.
Так, согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества (далее – выписка из ЕГРП) от 19.04.2016 на момент постановки на учет в собственности у Д. (супруг) имелся жилой дом общей площадью 70,2 кв.м. Из чего следует, что на каждого члена семьи приходилось по 14,04 кв.м., что больше учетной нормы (13,0 кв.м.). Кроме того, на праве собственности за Л. (супруга) с 15.11.2014 зарегистрирован жилой дом общей площадью 42,8 кв.м., который 06 июля 2015 года был отчужден.
2. Администрацией Красночетайского сельского поселениясемья Б. в составе 3 человек 09 сентября 2011 года неправомерно поставлена на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и включена в список участников мероприятия Подпрограммы на получение социальной выплаты в сумме 412,02 тыс. рублей.
Так, согласно выписке из ЕГРПот 18.03.2016 в собственности у Б. (супруг) с 14 сентября 2006 года зарегистрирован жилой дом общей площадью 68,2 кв.м., из чего следует, что на каждого члена семьи приходится по 22,7 кв.м., что больше учетной нормы.
Семьей Б. в 2012 году в администрацию Красночетайского сельского поселения предоставлен акт обследования помещения от 12.04.2012 № 6, согласно которому жилой дом следует отнести к категории непригодного для постоянного проживания. При этом акт составлен в нарушение Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 (далее - Положение): в составе межведомственной комиссии, обозначенной в акте от 12.04.2012 № 6, отсутствуют представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сфере санитарно-эпидемиологической безопасности и защиты прав потребителей и благополучия человека; акт не содержит сведений о несоответствии обследованного помещения требованиям, установленным разделом II Положения с указанием фактических значений показателя или описания конкретного несоответствия.
Таким образом, акт обследования помещения от 12.04.2012 № 6, оформленный в нарушение требований Положения, не является основанием для признания семьи Б. нуждающейся в улучшении жилищных условий.
3. Администрацией Лащ-Таябинского сельского поселения в 2015 году принята на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий семья К. в составе 4 человек и включена в список участников мероприятий Подпрограммы на получение социальной выплаты в сумме 570,9 тыс. рублей.
При этом, согласно выписки из ЕГРП от 12.05.2016 в собственности у К. (супруг) с 22 апреля 2016 года зарегистрирован жилой дом общей площадью 72 кв.м., то есть на каждого члена семьи приходится по 18,0 кв.м., что больше учетной нормы. При этом администрацией сельского поселения указанная семья в 2016 году не снята с учета в качестве нуждающихся, а включена в список участников Подпрограммы и соответственно ей неправомерно предоставлена социальная выплата в сумме 570,9 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета в сумме 399,7 тыс. рублей и республиканского бюджета Чувашской Республики в сумме 171,2 тыс. рублей.
4. Администрацией Шихазанского сельского поселения Канашского района в 2012 году на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий принята семья Д. в составе 4 человек и включена в список претендентов на получение социальной выплаты в сумме 463,3 тыс. рублей.
Так, согласно выписки из ЕГРП от 17.03.2017 в собственности семьи с 18 августа 2015 года зарегистрирована квартира общей площадью 43,9 кв.м (по ¼ доле). Кроме того, на праве собственности у Д. с 22.06.2003 (свидетельство о праве на наследство по завещанию от 10.06.2003) зарегистрирован жилой дом общей площадью 46,4 кв.м., который 29 мая 2012 года был отчужден (дата государственной регистрации прекращения права по дому - 29.05.2012).
При этом, статьей 53 Жилищного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Из вышеуказанного следует, что администрация Шихазанского сельского поселения 26 ноября 2012 года в нарушение статьи 53 ЖК РФ неправомерно поставила на учет семью Д. в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий ивключила ее в список претендентов на получение социальной выплаты в сумме 463,3 тыс. рублей (в том числе федеральный бюджет - 279,1 тыс. рублей, республиканский - 177,6 тыс. рублей, муниципальный - 6,6 тыс. рублей).
Из вышеизложенного следует, что администрациями Красночетайского, Канашского и Яльчикского районов в нарушение статьи 139 Бюджетного кодекса РФ не соблюдены условия предоставления социальных выплат, предусмотренные Соглашениями, Типовым положением, Порядком формирования списков, в части неправомерного признания вышеуказанных граждан (молодых семей и молодых специалистов) нуждающимися в улучшении жилищных условий. В результате того, что на момент предоставления социальных выплат, получатели социальных выплат фактически не являлись нуждающимися в улучшении жилищных условий, администрациями нарушены условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов в общей сумме 2013,05 тыс. рублей, что привело к бюджетному нарушению, предусмотренному статьей 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
- Проверка выполнения обязательства - работа члена молодой семьи (молодого специалиста) или изъявление желания работать по трудовому договору (основное место работы) не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности
В рамках данного контрольного мероприятия проведена выборочная проверка соблюдения молодыми семьями (молодыми специалистами), получившими социальные выплаты в 2013-2017 годах, обязательства - работать по трудовому договору (основное место работы) не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности.
В соответствии с пунктом 42 Типового положения между органом местного самоуправления, членом молодой семьи (молодой специалист) и работодателем заключались трехсторонние договора об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты.
В соответствии с пунктом 43 Типового положения в указанных договорах предусматривались существенные условия:
- обязательство члена молодой семьи (молодого специалиста) работать у работодателя по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании) не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты;
- право органа исполнительной власти (органа местного самоуправления) истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае невыполнения членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства в договоре.
В ходе контрольного мероприятия Минсельхозом Чувашии представлена информация в разрезе получателей социальных выплат за 2013-2017 года о месте их работы на момент получения социальной выплаты и о месте их работы по состоянию на 01.11.2017.
С целью проверки достоверности представленных сведений, Контрольно-счетной палатой Чувашской Республики направлен запрос в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике о предоставлении информации от каких предприятий, учреждений, организаций за 2013-2017 годы поступали страховые взносы на лицевые счета застрахованных лиц - получателей социальных выплат.
В ходе выборочного анализа, представленной информации установлено, что 27 молодыми семьями (молодыми специалистами) не выполнены обязательства, предусмотренные трехсторонними договорами, заключенными на момент получения социальных выплат, в части работы не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности, в том числе: в Алатырском районе (1 получатель на сумму 737,1 тыс. рублей), в Ядринском районе (7 получателей на общую сумму 5526,69 тыс. рублей), в Батыревском районе (4 полчателя на общую сумму 1768,59 тыс. рублей), в Ибресинском районе (2 получателя на общую сумму 1595,51 тыс. рублей), в Янтиковском районе (1 получатель на сумму 387,86 тыс. рублей), в Яльчикском районе (6 получателей социальных выплат на общую сумму 3 391,0 тыс. рублей), в Красночетайском районе (2 получателя – на общую сумму 1 100,0 тыс. рублей), в Канашском районе (4 получателя – на общую сумму 2 857,75 тыс. рублей).
При этом, исходя из сведений представленных Управлением пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике, указанные граждане фактически осуществляли свою трудовую деятельность не на территории муниципального образования и в организациях и предприятиях, не относящихся к сфере агропромышленного комплекса и социально-культурной сфере.
Таким образом, указанные факты не способствуют достижению целей Подпрограммы в части закрепления молодых специалистов в агропромышленном комплексе и социальной сфере на селе и приостановления миграции сельской молодежи.
Следует отметить, что в нормативно-правовых актах Чувашской Республики по реализации Подпрограммы и соответственно в Соглашениях и трехсторонних договорах не урегулирован порядок взаимодействия по осуществлению контроля со стороны администраций муниципальных образований за исполнением молодыми семьями (молодыми специалистами) своих обязательств в части их работы не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности с момента получения ими социальных выплат на приобретение (строительство) жилых помещений.
В результате отсутствия должного контроля администрации муниципальных образований в нарушение пункта 43 Типового положения не воспользовались правом истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты, в случае нарушения ими обязательства - работы не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности, что не обеспечивает возврат в республиканский бюджет субсидий в общей сумме 17 364,5 тыс. рублей.
Таким образом, Минсельхозом Чувашии не осуществлены бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, предусмотренные статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части обеспечения результативности, использования бюджетных средств и обеспечения соблюдения получателями межбюджетных субсидий, межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
- Своевременность оформления жилого помещения в общую собственность всех членов, указанных в свидетельстве
Пунктом 3.6. Порядка формирования списков, предусмотрено, что жилое помещение, построенное или приобретенное с использованием социальной выплаты, оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в течение двух месяцев со дня завершения срока действия свидетельства. Срок действия свидетельства составляет 1 год с даты его выдачи.
С целью проверки выполнения вышеуказанного условия Контрольно-счетной палатой проанализирована информация, представленная Минсельхозом Чувашии в разрезе муниципальных районов о регистрации права собственности на жилые помещения по получателям социальных выплат за 2013-2016 годы.
В ходе выборочной проверки представленной информации установлено, что приобретенные (построенные) жилые помещения за счет социальной выплаты по состоянию на 20.04.2018 не зарегистрированы в общую долевую собственность на всех членов семьи, указанных в свидетельстве - 64 получателями из 699, получивших социальные выплаты с 2013 по 2016 годы на общую сумму социальных выплат 35 603,7 тыс. рублей, в том числе в 2013 году – 34 получателя на общую сумму 18 112,76 тыс. рублей, в 2014 году – 7 получателей на сумму 4 587,9 тыс. рублей, в 2015 году – 4 получателя на общую сумму 2288,2 тыс. рублей, в 2016 году (при сроке до 1 августа 2017 года) – 18 получателя на общую сумму 10 614,8 тыс. рублей.
Из вышеизложенного следует, что со стороны администраций районов не выполнены обязательства, предусмотренные Соглашениями, в части осуществления контроля за оформлением получателями социальных выплат построенного жилого помещения в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в установленный срок - в течение двух месяцев со дня завершения срока действия свидетельства.
Кроме этого установлено, что 4 гражданами, получившими социальные выплаты в 2016 году, не оформлено право собственности на построенные жилые помещения ни на одного члена семьи, в том числе:
1. В Ибресинском районе по 2 получателями социальных выплат (общая сумма субсидии 1 430,0 тыс. рублей) жилые помещения не оформлены.
В отношении получателя Т. (сумма субсидии 659,0 тыс. рублей) по иску администрации Ибресинского района от 05.04.2018 вынесено решение 10.05.2018 о взыскании суммы социальной выплаты.
В отношении получателя И. (сумма социальной выплаты – 771,0 тыс. рублей), при сроке оформления в собственность жилого помещения до 01.08.2017, администрацией Ибресинского района на момент проведения контрольного мероприятия меры по взысканию суммы социальной выплаты не приняты.
2. В Козловском районе по 1 семье (сумма субсидии 441,1 тыс. рублей), при сроке оформления в собственность жилого помещения до 01.08.2017 администрацией Козловского района на момент проведения контрольного мероприятия меры по взысканию суммы социальной выплаты не принимались;
3. В Шумерлинском районе по 1 семье (сумма субсидии 771,1 тыс. рублей) имеется решение суда от 15.02.2018 о возврате субсидии, 13.04.2018 возбуждено исполнительное производство.
Пунктом 30 Типового положения предусмотрено, что орган исполнительной власти вправе истребовать в судебном порядке от получателя социальной выплаты средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае несоблюдения, срока установленного для оформления жилого помещения в собственность.
Однако, нормативно-правовыми актами Чувашской Республики по реализации Подпрограммы и Соглашениями, заключенными между Минсельхозом Чувашии и администрациями муниципальных образований, и не урегулирован порядок взаимодействия по истребованию в судебном порядке от получателя социальной выплаты средств в размере предоставленной социальной выплаты в случае несоблюдения, срока установленного для оформления жилого помещения в собственность, что не обеспечивает возврат сумм социальных выплат в республиканский бюджет Чувашской Республикив общей сумме 1 212,1 тыс. рублей.
При этом, со стороны Минсельхоза Чувашии в нарушение пункта 2.1.5 Соглашения на 2016 год и пункта 4.1.2 Соглашения на 2017 год отсутствовал контроль за соблюдением администрациями муниципальных районов условий предоставления и целей использования субсидий и выполнением обязательств, предусмотренных Соглашениями.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что Минсельхозом Чувашии не осуществлены бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, предусмотренные статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в части обеспечения результативности, использования бюджетных средств и обеспечения соблюдения получателями межбюджетных субсидий, межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
- Выборочная проверка правильности расчета размера социальных выплат, выделенных на строительство индивидуальных жилых домов
В соответствии с пунктом 13 Типового положения расчетная стоимость строительства (приобретение) жилья, используемая для расчета размера социальной выплаты, определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности (33 кв. метра - для одиноко проживающих граждан, 42 кв. метра - на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при численности семьи, составляющей 3 и более человек), и стоимости 1 кв. метра общей площади жилья в сельской местности на территории субъекта Российской Федерации, утвержденной органом исполнительной власти на очередной финансовый год.
Норматив стоимости одного квадратного метра общей площади жилья для расчета размера социальной выплаты утвержден приказами Минсельхоза Чувашии на 2016 год в размере 20,4 тыс. рублей, на 2017 год в размере 21,5 тыс. рублей.
В рамках данного контрольного мероприятия проанализированы документы, представленные администрациями муниципальных районов: копии сводных сметных расчетов стоимости объекта, расчета размера социальных выплат на строительство жилых помещений, а также справок о стоимости выполненных работ (форма КС-3) и акты о приемке выполненных работ (форма КС-3) на сумму незавершенного строительства.
Пунктом 2.1. Порядка № 53 в составе перечня документов предусмотрено представление документа, подтверждающего объем и стоимость работ, выполненных собственными силами на объекте индивидуального жилищного строительства (справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3), а также отчета об оценке незавершенного строительства, выполненного специализированной организацией по осуществлению оценочной деятельности.
При этом справка о стоимости выполненных работ и затрат (форме КС-3) не отражает фактические объемы выполненных работ по строительству жилого дома, однако отчет об оценке незавершенного строительства в большинстве не представляется получателями социальных выплат. Вместе с тем, акты выполненных работ составлялись лично получателями социальной выплаты в произвольной форме без подтверждения их образования и квалификации в области подготовки смет и составления актов выполненных работ по строительству жилых домов.
По мнению Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики, в качестве подтверждения стоимости выполненных работ при незавершенном строительстве, а также в качестве подтверждения собственных затрат граждан не менее 30% расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья и стоимости строительства части жилья, превышающий установленный размер общей площади жилого помещения, может быть использованы следующие документы: акт о приемке выполненных работ (формы КС-2), но он должен составляться специализированными организациями, независимыми экспертами, либо другие документы (отчет об оценке незавершенного строительства, свидетельство о регистрации незавершенного строительства).
В ходе выборочного анализа представленной информации установлено, что в случаях строительства жилого дома граждане, молодые специалисты и молодые семьи с целью определения общей стоимости строительства жилого дома предоставляют в орган местного самоуправления локальный (сводный) сметный расчет на строительство жилого дома.
При этом, не смотря на то, что строительно-монтажные работы выполнялись хозяйственным способом самими получателями социальной выплаты, в сметную стоимость строительства, из которой производится расчет размера социальной выплаты, включены затраты на заработную плату и расходы на разработку проектно-сметной документации. Таким образом, при расчете размера социальных выплат не соблюден принцип эффективности расходования бюджетных средств, предусмотренных статей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации на общую сумму 6 535,2 тыс. рублей.
Согласно пункту 2.1. Порядка от 26.02.2014 № 53 стоимость не завершенного строительством жилого дома определяется на основании отчета об оценке его стоимости, выполненного специализированной организацией по осуществлению оценочной деятельности в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
В ходе выборочной проверки установлено, что отчеты об оценке незавершенного строительством жилого дома имеются в личных делах получателей социальных выплат Красночетайского района - у двух из восьми получателей социальных выплат, Канашского района - у пяти из пятнадцати.
В ходе выборочной проверки правильности расчета размера социальных выплат, установлено следующее.
Согласно представленному расчету размера социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения в 2017 году утвержденному главой администрации Канашского района Чувашской Республики гражданину К. утверждена социальная выплата в сумме 497,1 тыс. рублей.
В указанном расчете отражена стоимость строительства (приобретения) жилого помещения в размере 2 225,4 тыс. рублей и общая площадь жилого помещения - 102,66 кв.м. При этом расчет составлен на основании копии сводно-сметного расчета строительства индивидуального жилого дома, имевшегося в личном деле К.
Кроме того, в личном деле гражданина К. имеется оригинал проекта строительства одноквартирного жилого дома разработанного ООО «Агротехпроект», из которого следует, что общая площадь жилого помещения составляет 117,6 кв.м. и сметная стоимость строительных работ составляет 1 715,4 тыс. рублей.
Таким образом, администрацией Канашского района расчет социальной выплаты произведен по недостоверным данным. Размер социальной выплаты исходя из данных сметного расчета к оригиналу проекта составит 336,9 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета в сумме 203,0 тыс. рублей, за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики в сумме 129,1 тыс. рублей и за счет средств бюджета Канашского района в сумме 4,8 тыс. рублей.
Из вышеизложенного следует, что администрацией Канашского района завышен размер социальной выплаты на сумму 160,2 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета в сумме 96,5 тыс. рублей, за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики в сумме 61,4 тыс. рублей и за счет средств бюджета Канашского района в сумме 2,3 тыс. рублей тыс. рублей.
Таким образом, администрацией Канашского района Чувашской Республики в нарушение статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации при предоставлении субсидии не соблюдены Порядок формирования списков и условия, предусмотренные пунктом 4.3.19. Соглашения от 28.04.2017 № 01-25/7 на сумму 160,2 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета в сумме 96,5 тыс. рублей, за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики в сумме 61,4 тыс. рублей и за счет средств бюджета Канашского района в сумме 2,3 тыс. рублей тыс. рублей, что привело к бюджетному нарушению, предусмотренному статьей 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Анализ показателей (индикаторов) эффективности
реализации Подпрограммы
Эффективность использования субсидий оценивается Минсельхозом Чувашии в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий исходя из достижения органами местного самоуправления муниципального района установленных соглашением значений показателей результативности использования субсидий «объем ввода (приобретения) жилья для граждан, кроме молодых семей и молодых специалистов, в рамках подпрограммы», «объем ввода (приобретения) жилья для молодых семей и молодых специалистов».
Согласно отчетам Минсельхоза Чувашии о выполнении целевых индикаторов и показателей результативности по мероприятию «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов»:
- за 2016 год общий объем ввода (приобретения) жилья составил 18 033,38 кв.м. или больше планового показателя на 5 033,38 кв.м., в том числе объем ввода (приобретения) жилья для молодых специалистов и молодых семей составил 10 871,78 тыс. рублей или больше планового показателя на 1771,78 кв.м;
- за 2017 год общий объем ввода (приобретения) жилья составил 13 263,36 кв.м. или больше планового показателя на 4 453,36 кв.м., в том числе объем ввода (приобретения) жилья для молодых специалистов и молодых семей составил 8 190,58 тыс. рублей или больше планового показателя на 2 023,58 кв.м.
Вместе с тем, в ходе выборочных проверок установлены факты, которые не способствуют достижению показателей результативности - 4 гражданами, получившими социальные выплаты в 2016 году, не оформлены в собственность жилые помещения общей площадью 449,4 кв.м.
Кроме того, Подпрограммой в рамках указанного мероприятия определены дополнительные индикаторы и показатели результативности, анализ выполнения которых приведен в нижеследующей таблице.
Наименование индикаторов
|
2016 год
|
2017 год
|
план
|
факт
|
план
|
факт
|
доля семей, улучшивших жилищные условия, в общем числе семей, состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку в форме социальных выплат в рамках подпрограммы, %
|
9,6
|
10,8
|
8,2
|
8,2
|
доля семей, улучшивших жилищные условия, в общем числе семей, состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку в форме социальных выплат в рамках подпрограммы, %
|
23,2
|
26,7
|
21,4
|
21,4
|
При этом, что в ходе выборочной проверки установлены факты неправомерной постановки на учет молодых семей и молодых специалистов в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые указывают на не достоверность вышеуказанных показателей.
Проверка осуществления Минсельхозом Чувашии внутреннего финансового контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, выделенных на реализацию мероприятий Подпрограммы
Приказом Минсельхоза Чувашии от 02.06.2016 №114 утвержден Порядок осуществления Министерством сельского хозяйства Чувашской Республики внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
Пунктом 9 Указанного Порядка предусмотрено, что должностные лица Министерства осуществляют внутренний финансовый контроль в соответствии с их должностными регламентами в отношении внутренних бюджетных процедур, в том числе: осуществление предусмотренных правовыми актами о предоставлении межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий действий, направленных на обеспечение соблюдения их получателями условий, целей и порядка их предоставления.
В соответствии Административным регламентом исполнения Министерством сельского хозяйства Чувашской Республики государственной функции, утвержденным приказом Минсельхоза Чувашии от 08.10.2012 №134 ответственным подразделением Министерства за формированием плана и проведение плановых проверок целевого использования бюджетных средств, выделяемых из республиканского бюджета Чувашской Республики на поддержку устойчивого развития сельских территорий является отдел инвестиций и устойчивого развития сельских территорий.
Карта внутреннего финансового контроля по структурному подразделению «отдел инвестиций и устойчивого развития сельских территорий» на 2016 год утверждена 31.12.2015 на 2017 год – 23.12.2016, которыми предусмотрено осуществление выездных проверок достоверности представленных документов и целевое использование средств, выделенных на мероприятия по устойчивому развитию сельских территорий.
Проверкой осуществления Минсельхозом Чувашииконтроля за использованием средств, выделенных на мероприятия по устойчивому развитию сельских территорий установлено следующее.
Типовым положением определены следующие условия предоставления социальных выплат молодым семьям (молодым специалистам) на приобретение (строительство) жилых помещений:
- работа хотя бы одного из членов молодой семьи (молодого специалиста) по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности;
- постоянное проживание в сельской местности, в которой хотя бы один из членов молодой семьи работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере;
- признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий;
- наличие у молодой семьи (молодого специалиста) собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья.
Кроме того, после получения социальных выплат молодые семьи и молодые специалисты должны исполнить следующие обязательства:
- жилое помещение приобретенное (построенное) с использованием социальной выплаты оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в течение 2 двух месяцев после окончания срока действия свидетельства;
- работать у работодателя по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании) не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты.
При этом в ходе проверки установлено, что Минсельхозом Чувашии в проверяемом периоде:
- проведена только однаплановая выездная проверка целевого использования бюджетных социальных выплат, предоставленных гражданам, молодым семьям и молодым специалистам на строительство (приобретение) жилья в рамках Подпрограммы в 2016 году в отношении 15 получателей социальных выплат Красночетайского района за 2014-2015 годы по вопросам подтверждения фактов завершения строительства жилых домов и оформление их в собственность;
- не осуществлялись проверки соблюдения администрациями муниципальных районов условий предоставления и целей использования субсидий, выделяемых в рамках Подпрограммы, предусмотренных соглашениями, а так же за выполнением получателями социальных выплаты своих обязательств.
В рамках настоящего контрольного мероприятия Контрольно-счетной палатой проведены выборочные проверки соблюдения вышеуказанных условий при предоставлении социальных выплат, в ходе которых установлены отдельные нарушения со стороны администраций муниципальных образований и получателей социальных выплат, которые отражены в акте проверки.
Кроме того, следует отметить, что Контрольно-счетной палатой в ноябре 2015 года в ходе проверки законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики, выделенных на реализацию мероприятий Подпрограммы за 2013-2014 годы (Аликовский, Батыревский, Ибресинский, Моргаушский, Урмарский, Чебоксарский районы), установлены отдельные нарушения в части несоблюдения срока оформления в общую долевую собственность построенных, приобретенных жилых помещений получателями социальных выплат.
Однако Минсельхозом Чувашии не соответствующие меры, так как аналогичные нарушения выявлены в ходе настоящего контрольного мероприятия.
Из вышеизложенного следует, что Минсельхозом Чувашии в нарушение Порядка осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики от 02.06.2016 №114, неисполнены бюджетные полномочия по обеспечению внутреннего финансового контроля, предусмотренные статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
8. Выводы:
1. В рамках Подпрограммы улучшили свои жилищные условия с использование социальной выплаты:
- в 2016 году - 169 получателей субсидий, в том числе 116 молодых семей и молодых специалистов. Общий объем средств, предусмотренный на строительство (приобретение) жилья общей площадью 15660,73 кв.м. составил в сумме 300 702,2 тыс. рублей, в том числе средства социальной выплаты – 113 785,9 тыс. рублей (средства федерального бюджета – 76 071,5 тыс. рублей, средства республиканского бюджета – 37 714,4 тыс. рублей), средства внебюджетных источников – 186 916,12 тыс. рублей.
- в 2017 году - 128 получателей субсидий, в том числе 93 молодых семей и молодых специалистов. Общий объем средств, предусмотренный на строительство (приобретение) жилья общей площадью 10752,6 кв.м. составил в сумме 223 270,5 тыс. рублей, в том числе средства социальной выплаты – 100 273,9 тыс. рублей (средства федерального бюджета – 59 283,6 тыс. рублей, средства республиканского бюджета – 37 711,8 тыс. рублей, средства местных бюджетов – 3 278,5 тыс. рублей), средства внебюджетных источников – 122 995,5 тыс. рублей.
2. Администрациями районов в нарушение статьи 139 Бюджетного кодекса РФ не соблюдены условия предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, предусмотренные Соглашениями, Типовым положением, Порядком формирования списков, что привело к бюджетному нарушению, предусмотренному статьей 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации, выразившееся:
- в неправомерном предоставлении администрациями Красночетайского, Канашского и Яльчикского районов социальных выплат в общей сумме 2013,05 тыс. рублей гражданам фактически не являвшимися нуждающимися в улучшении жилищных условии;
- в завышении размера социальной выплаты администрацией Канашского района на сумму 160,2 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета в сумме 96,5 тыс. рублей, за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики в сумме 61,4 тыс. рублей и за счет средств бюджета Канашского района в сумме 2,3 тыс. рублей тыс. рублей.
3. Минсельхозом Чувашии не осуществлены бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, предусмотренные статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части обеспечения результативности, использования бюджетных средств и обеспечения соблюдения получателями межбюджетных субсидий, межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
Минсельхозом Чувашии в нарушение Соглашений не осуществлен контроль за соблюдением администрациями муниципальных районов условий предоставления субсидий и выполнением обязательств, предусмотренных Соглашениями, что привело к следующим нарушениям:
- в нарушение п.43 Типового положения 27 молодыми семьями (молодыми специалистами) не выполнены обязательства в части работы не менее 5 лет в организациях агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности, что не способствуют достижению целей Подпрограммы, предусматривающей закрепление молодых специалистов в агропромышленном комплексе и социальной сфере на селе и приостановление миграции сельской молодежи. Общая сумма социальных выплат составила 17 364,5 тыс. рублей;
-по состоянию на 20.04.2018 не выполнено обязательство по регистрации в общую долевую собственность на всех членов семьи, указанных в свидетельстве, 64 гражданами, получившими социальные выплаты с 2013 по 2016 годы;
- администрациями Козловского и Ибресинского районов не приняты меры по истребованию в судебном порядке средств в размере предоставленной социальной выплаты 2 получателям социальных выплат, не выполнившим обязательство по оформлению в собственность приобретенного (построенного) жилого помещения в установленный срок до 1 августа 2017 года, что не обеспечивает возврат сумм социальных выплат в республиканский бюджет Чувашской Республикив общей сумме 1 212,1 тыс. рублей.
4. Несмотря на то, что строительно-монтажные работы выполнялись хозяйственным способом самими получателями социальной выплаты, в сметную стоимость строительства, исходя из которой производился расчет размера социальной выплаты, включены затраты на заработную плату и на разработку проектно-сметной документации. Таким образом, при расчете размера социальных выплат не соблюден принцип эффективности расходования бюджетных средств, предусмотренных статей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации на общую сумму 6 535,2 тыс. рублей.
5. Целевые индикаторы и показателей результативности по мероприятию «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов» за 2016 и 2017 годы достигли запланированного уровня.
Вместе с тем, в ходе выборочных проверок установлены факты, которые не способствуют достижению следующих показателей результативности:
- «общий объем ввода (приобретения) жилья» - 4 гражданами не оформлены в собственность жилые помещения общей площадью 449,4 кв.м.;
- «доля семей, улучшивших жилищные условия, в общем числе семей, состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях» - установлены факты неправомерной постановки на учет молодых семей и молодых специалистов в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
6. Минсельхозом Чувашии в нарушение статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Порядка осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики от 02.06.2016 №114, неисполнены бюджетные полномочия по обеспечению должного внутреннего финансового контроля, в части контроля за предоставлением межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных действий, направленных на обеспечение соблюдения их получателями условий, целей и порядка их предоставления.
7. Анализ нормативно правовой базы, регулирующей реализацию мероприятий Подпрограммы, показал, что для более качественного и эффективного использования бюджетных средств на предоставление социальных выплат гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, необходимо внести изменения в существующую нормативно правовую базу и в Соглашения, заключаемые с органами местного самоуправления в части усиления контроля и ответственности всех участников Подпрограммы за использование бюджетных средств и достижения основных целей Подпрограммы. А также необходимо разработать типовой трехсторонний договор, заключаемый между получателем социальной выплаты, работодателем и администрацией муниципального образования.
9. Возражений или замечаний руководителей или иных уполномоченных должностных лиц объектов контрольного мероприятия на результаты контрольного мероприятия: непоступало.
10. Предложения (рекомендации):
1. Направить представление об устранении выявленных нарушений:
- в Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики;
- в администрации Канашского, Красногочетайского и Яльчикского районов;
2. В Министерство финансов Чувашской Республики направить уведомления о применении бюджетных мер принуждения в отношении администраций Канашского, Красночетайского и Яльчикского районов.
3. Направить материалы контрольного мероприятия в Прокуратуру Чувашской Республикии и МВД Чувашской Республики.
3. Направить письмо Главе Чувашской Республики.
Заведующий сектором
методологического обеспечения и
государственного финансового контроля
Контрольно-счетной палаты
Чувашской Республики
И.В. Родионова