Уважаемые участники публичных слушаний, добрый день !
В соответствии с установленными полномочиями Контрольно-счетной палатой в Государственный Совет представлено заключение на отчет об исполнение республиканского бюджета. Предварительно должностные лица КСП провели внешнюю проверку отчетности 26 главных администраторов бюджетных средств, был сделан анализ фактических доходов, причины отклонения в части расходных обязательств и не освоение бюджетных средств.
Доходная часть бюджета за 2017 год исполнена в сумме 43974,8 млн.руб. Доля собственных налоговых и неналоговых доходов в доходах республиканского бюджета Чувашской Республики составила 60,8%. По сравнению с данными за 2016 год (25 668 059,6 тыс. руб.) выросли на 1 050 042,6 тыс. рублей или на 4,1 процентов. Собственные налоговые доходы, как и прежние годы, в основном складываются из налога на прибыль, налога на доходы с физических лиц и их удельный вес составляет 63,4%. Темпы поступления указанных налогов к уровню 2016 года соответствуют темпу роста основных показателей социально-экономического развития Чувашской Республики за 2017 год (индекс промышленного производства 104,4% и среднемесячная зарплата 104.6% ). Поступления неналоговых доходов в 2017 году снизились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 0,8 %. Основная доля (88,1%) поступлений приходится на доходы от использования имущества, продажи активов, штрафы и санкции.
Объем безвозмездных поступлений в 2017 году по сравнению с 2016 годом (15 689 856,9 тыс. рублей) увеличился на 1 566 851,9 тыс. рублей или на 10,0 процента. Наибольший рост наблюдается по дотациям – на 23 %.
Доля безвозмездных поступлений в доходной части республиканского бюджета за 2017 год составила 39,2% (в 2016 году – 37,9%).
Анализ исполнение бюджета по доходам в 2017 году показывает более качественное прогнозирование собственных доходов. Так отклонение от первоначальных показателей составило всего 3,3 %, основное уточнение доходов бюджета в сторону увеличение проведено в августе 2017 года, что позволило дополнительно и своевременно распределить расходы. Безвозмездные поступления увеличились от первоначальных значений на 79%, основное уточнение прошло в феврале 2017 года.
Как следствие, оперативное внесение изменений, высокое кассовое исполнение расходов республиканского бюджета ЧР - 97,4% ( 90,8% в 2016 году)к бюджетным назначениям, утвержденным сводной бюджетной росписью. По сравнению с 2016 годом расходы республиканского бюджета увеличились на 4212,2 млн.руб. и составили 43867,2 млн.руб.
В тоже время, следует отметить, что значительный объем расходов бюджета – более 34,7 процентов – произведены в четвертом квартале 2017 года ( по Дорожному фонду – 45%), т.е. к сожалению сохранилась тенденция предыдущего 2016 года. Более ритмичное и равномерное исполнение бюджета в течение года должно исключать риски неэффективных расходов, своевременному освоению средств.
Расходы бюджета осуществлялись по 16 государственным программам с дополнением в них «приоритетных проектов». Социальная направленность республиканского бюджета в отчетном периоде была сохранена.
Наибольший удельный вес расходов республиканского бюджета Чувашской Республики занимают расходы на реализацию следующих государственных программ: «Развитие образования» -27,0% (11 824,8 млн. рублей); «Развитие здравоохранения» - 20,1% (8 800,0 млн. рублей); «Социальная поддержка граждан» -12,6% (5 518,5 млн. рублей); «Развитие транспортной системы Чувашской Республики» - 9,7% (4 241,7 млн. рублей) и др.
В 2017 году, по сравнению с предыдущим годом, расходы Дорожного фонда Чувашской республики выросли на 38% (4860,3 млн.руб.). Муниципальные образования и граждане республики, уверена, почувствовали на себе реализации крупных проектов по строительству, реконструкцию и капитальный ремонт автомобильных дорог, в том числе приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги». Из федерального и республиканского бюджетов на реализацию проекта было направлено - 1166,7 млн.руб., контроль за его реализацией на постоянной основе осуществлялся органами исполнительной власти республики, депутатским корпусом Государственного Совета ЧР. В тоже время, следует отметить, что сумма неосвоенных средств Дорожного фонда по сравнению с 2016 годом снизилась, однако в абсолютном выражении остается весомой . Остаток средства Дорожного фонда Чувашской Республики сохраняются в полном объеме и переходят на 2018 год.
Контрольно-счетная палата проанализировала не исполненные бюджетные назначения, и отмечает в своем заключении, что связанно с рядом объективных причин:
-по отдельным мерам государственной поддержки из фактически сложившейся численности получателей;
-экономия по итогам конкурсных процедур и не предоставления подрядчиками своевременно документов к оплате по выполненным работам.
В тоже время, в отдельных случаях при исследования в ходе внешней проверке КСП отмечает, что главными распорядителями бюджетных средств не реализованы в полной мере бюджетные полномочия определенные статьей 158 Бюджетного Кодекса РФ в части своевременного изменения лимитов бюджетных обязательств в случаях экономии по итогам конкурсных процедур (например, в 1 квартале ), кроме того, анализ документов, представленных в ходе проверки, показывает, что претензионная работа с недобросовестными подрядчиками по отдельным контрактам оперативно не начинается.
В целях своевременного исполнения расходных обязательств, следует обеспечивать в полной мере проведения внутреннего финансового контроля за получателями бюджетных средств (подведомственными учреждениями, муниципалитетами).
По сравнению с 2016 годом финансовая помощь местным бюджетам увеличились на 2 008,7 млн. рублей или на 14,2 процента и составила 16173,5 млн.руб. Исполнение межбюджетных трансфертов составило 96,4% к годовым назначениям. Следует подчеркнуть, что из республиканского бюджета направлено 78 % средств,22% - из федерального бюджета. Контрольно-счетная Палата в своем отчете о деятельности за 2017 год отмечала, что более 35% сумм финансовых нарушений выявляется в муниципальных районах и городах. Необходимо должностным лицам муниципалитетов принять меры по исключения неэффективного или нецелевого использования бюджетных средств в дальнейшей работе.
За 2017 год бюджет исполнен с профицитом, размер которого составил 107 618,0 тыс. руб. (по итогам 2016 года исполнен с профицитом в сумме 1 702,9 млн.руб.) , при плановом дефиците -1223,1 млн.руб.
Государственный долг региона сложился на 01.01.2018 г. В сумме 14120,8 тыс.руб. и по соотношению к собственным доходам - 52,9%. На обслуживание государственного долга Чувашской Республики направлено 112 966,1 тыс. рублей (Расходы в 2016 году по данному разделу составили 187 668,3 тыс.руб.) или 0,3% от общей суммы расходов республиканского бюджета Чувашской Республики, за исключением объема расходов, осуществленных за счет субвенций, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, что соответствует ограничениям, установленным ст.111 Бюджетного кодекса Российской Федерации (не более 15%). Правительство республики проводит взвешенную долговую политику.
Подводя итог вышесказанному, КСП подтверждает, что отчет об исполнении республиканского бюджета за 2017 год в основном соответствует требованиям нормативно правовым актам и полагаем, что органы исполнительной власти примут к сведению замечания изложенные в заключениях.
Контрольно-счетная палата в свою очередь продолжит контрольные и экспертно-аналитические мероприятия во взаимодействии с депутатами и контрольно-надзорными органами за результативным и эффективным использованием бюджетных средств.
Благодарю за внимание!