Заключение Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики на проект государственной программы Чувашской Республики «Обеспечение граждан в Чувашской Республике доступным и комфортным жильем»
1. Анализ проекта государственной программы «Обеспечение граждан в Чувашской Республике доступным и комфортным жильем»
1.1.Заключение на проект государственной программы Чувашской Республики «Обеспечение граждан в Чувашской Республике доступным и комфортным жильем» (далее – государственная программа), представленный в Контрольно-счетную палату Чувашской Республики (далее – Контрольно-счетная палата) Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики (письмо от 21.08.2018 № 08/24-7710) в соответствии с пунктом 3.5. постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.04.2011 № 145 «Об утверждении Порядка разработки и реализации государственных программ Чувашской Республики» (далее – Порядок разработки и реализации государственных программ), подготовлено в соответствии с требованиями бюджетного законодательства.
Проект Государственной программы подготовлен в целях реализации:
Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203;
Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.06.2018 № 254.
Государственная программа включена в перечень государственных программ Чувашской Республики, утвержденный распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 20.07.2018 № 522-р, согласно которому, вместо Государственной программы Чувашской Республики «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства» с 2019 года будут функционировать 3 госпрограммы: «Развитие строительного комплекса и архитектуры, «Модернизация и развитие сферы жилищно-коммунального хозяйства», «Обеспечение граждан в Чувашской Республике доступным и комфортным жильем».
1.2. Срок реализации Государственной программы предусмотрен на 2019-2035 годы в два этапа: 1 этап 2019-2025 годы, II этап 2026 – 2035 годы.
1.3. Ответственным исполнителем Государственной программы является Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики (далее – Минстрой Чувашии),соисполнителями:
- Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики;
- Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики;
- Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики;
- Государственная жилищная инспекция Чувашской Республики;
- автономное учреждение Чувашской Республики «Центр экспертизы и ценообразования в строительстве Чувашской Республики» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики;
- казенное учреждение Чувашской Республики «Республиканская служба единого заказчика» Минстроя Чувашии.
Участниками : Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики и органы местного самоуправления в Чувашской Республике (по согласованию)
1.4. Государственная программа включает три подпрограммы:
- «Государственная поддержка строительства жилья в Чувашской Республике»;
- «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
- «Обеспечение реализации государственной программы Чувашской Республики «Обеспечение граждан Чувашской Республики доступным и комфортным жильем».
1.5. Государственная программа разработана в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года, ее целей, задач и приоритетных направлений и направлена на достижение цели улучшения жилищных условий граждан в Чувашской Республике путем увеличения объемов ввода жилья и стимулирования спроса на жилье.
В предлагаемой редакции Государственной программы ее задачи соответствуют государственной политике в сфере реализации Государственной программы. Решение задач Государственной программы позволяет обеспечить достижение ее цели.
1.6. Задачами Государственной программы являются:
- совершенствование механизмов финансирования жилищного строительства, в том числе посредством развития ипотечного жилищного кредитования;
- предоставление государственной поддержки на приобретение жилья отдельным категориям граждан, в том числе молодым семьям и семьям с детьми.
1.7. Достижение цели и решение задач Государственной программы характеризуется следующими основными целевыми показателями (индикаторами):
- к 2036 году будут достигнуты следующие показатели:
увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 1010 тыс. кв. метров в год;
количество выдаваемых ипотечных жилищных кредитов – 20,6 тыс. штук.
Целевые индикаторы и показатели Государственной программы количественно характеризуют ход ее реализации, решение основных задач и достижение целей Государственной программы.
Значение указанных целевых индикаторов проекта Государственной программы на период реализации соответствуют значениям, отраженным в Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года.
При этом установлено, что значения предусмотренных целевых индикаторов в проектах подпрограмм ниже уровня их фактического исполнения за 2017год. Например:
- в подпрограмме «Государственная поддержка строительства жилья в Чувашской Республике» целевой индикатор « Количество молодых семей, улучшивших жилищные условия» на 2018 год составляет 370 семей или ниже фактического исполнения значения целевого индикатора за 2017 году на 15,2% (436 семей).
Следует отметить, что значение целевого индикатора подпрограммы «Государственная поддержка строительства жилья в Чувашской Республике» - «Количество молодых семей, улучшивших жилищные условия» (семей) начиная с 2018 года уменьшается при росте объема соответствующего источника финансового обеспечения, а значение индикатора « Количество обеспеченных жильем семей граждан в соответствии с федеральным законодательством и указами Президента Российской Федерации» (тыс. семей) из года в год остается неизменным – 0,230 тыс. семей.
- в подпрограмме «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» значение целевого индикатора «Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений» на 2018 год -109 человек или ниже фактического исполнения значения целевого индикатора за 2017 году на 60,5% (175 человек).
Отдельные целевые индикаторы проекта Государственной программы не позволяют достигнуть целей, заложенных в Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года. Например, по целевому индикатору «Объем ввода арендованного жилья» планируемая динамика недостаточна. Так, индикатор «Объем ввода арендованного жилья» к 2024 году в проекте Государственной программы планируется на уровне лишь 27,6 тыс.кв.м., тогда как в Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года к году завершения приоритетного проекта (2014 год) предусматривается «Объем ввода арендованного жилья» - 50,0тыс. кв. метров.
1.8. Согласно п.4.1. Порядка разработки и реализации государственных программ распределение бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ (подпрограмм) утверждается законом Чувашской Республики о республиканском бюджете Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период.
Из пояснений Минстроя Чувашии следует, что в связи с принятием указанной Государственной программы отменяется действие Государственной программы Чувашской Республики «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства», на которую согласно приложению № 11 к Закону Чувашской Республики «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» предусмотрено на финансовое обеспечение на 2019 год в сумме 544 082,0 тыс. рублей, на 2020 год – 538 222,7 тыс. рублей.
При проверке объемов финансирования установлено следующее.
Из пояснений Минстроя Чувашии финансовое обеспечение государственной программы предусмотрено с учетом проектировок бюджетных ассигнований к проекту республиканского бюджета Чувашской Республики на 2019 год и на плановый период 2020-2021 годы.
Общий объем финансирования на реализацию Государственной программы указанный в Паспорте соответствует объему финансирования отраженному в таблице № 2 в разделе III. «Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Государственной программы (с расшифровкой по источникам финансирования, по этапам и годам реализации Государственной программы», но не соответствует объемам финансирования по источникам финансирования, отраженным в текстовой части раздела III. В тоже время общий объем финансирования указанный в текстовой части раздела III «Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Государственной программы» в сумме 509 681 091,0 тыс. рублей не соответствует данным таблицы № 2 (487 373 331,0 тыс. рублей), соответственно и по всем источникам финансирования.
Общий объем финансирования на реализацию Государственной программы «Обеспечение граждан в Чувашской Республике доступным и комфортным жильем», указанный в Паспорте на 2019-2035 годы отражен в общей сумме 487 373 331,0 тыс. рублей, из них средства федерального бюджета – 4 647 044,4 тыс. рублей (1,0%), республиканского бюджета Чувашской Республики – 5 741 527,2 тыс. рублей или (1,2%), средства местных бюджетов – 779 209,4 тыс. рублей (0,2%), средства внебюджетных источников – 476 205 550,0 тыс. рублей или 97,7% , в том числе на 2019 год всего 4 503 513,8 тыс. рублей, из них средства федерального бюджета – 588 292,5 тыс. рублей, республиканского бюджета Чувашской Республики – 386 321,9 тыс. рублей, средства местных бюджетов – 67 749,4 тыс. рублей, средства внебюджетных источников – 3 461 150,0 тыс. рублей.
В приложении № 2 к проекту Государственной программе общий объем финансирования отражен в разрезе источников финансирования и по годам. Вместе с тем, суммарно по всем источникам финансирования итог всего объема финансирования по годам составляет 508 539 331,0 тыс. рублей или больше чем в паспорте Программы на 21 166 000,0 тыс. рублей. При проверке объемов финансирования в разрезе источников финансирования установлено несоответствие объемов финансирования по внебюджетным источникам на указанную сумму. Кроме того установлено расхождение объемов финансирования по 2019 году. Ресурсное обеспечение государственной программы отражено в следующей таблице.
тыс. рублей
|
Всего
|
Федеральный бюджет
|
Республиканский бюджет
|
Местный бюджет
|
Внебюджетные источники
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Паспорт программы, в том числе:
|
487 373 331,0
|
4 647 044,4
|
5 741 527,2
|
779 209,4
|
476 205 550,0
|
- 2019 год
|
4 503 513,8
|
533 836,2
|
386 321,9
|
67 479,4
|
24 627 150,0
|
таблица №2
к программе, в том числе:
|
487 373 331,0
|
4 647 044,4
|
574 152,7
|
779 209,4
|
476 205 550,0
|
- 2019 год
|
4503 513,8
|
588 292,5
|
386 321,9
|
67 749,4
|
3 461 150,0
|
Приложение №2, в том числе:
|
509 681 091,0
|
4 647 044,4
|
574 152,7
|
779 209,4
|
497 371 550,0
|
- 2019 год
|
25 669 513,8
|
588 292,5
|
386 321,9
|
67 749,4
|
24 627 150,0
|
Текстовая часть
раздела 111
|
50 968 1091,0
|
5 507 914,3
|
6 004 654,7
|
796 972,0
|
497 371 550,0
|
1.9. Проект Государственной программы в основном соответствует основным положениям Порядка разработки и реализации государственных программ. Вместе с тем выявлены факты занижения значений отдельных целевых показателей по сравнению с их фактическим исполнением за 2017 год.
2. Выводы
1. Ресурсное обеспечение реализации проекта Государственной программы на 2019-2035 годы паспортом предусмотрено в общей сумме 487 373 331,0 тыс. рублей, из них средства федерального бюджета – 4 647 044,4 тыс. рублей (1,0%), республиканского бюджета Чувашской Республики – 5 741 527,2 тыс. рублей или (1,2%), средства местных бюджетов – 779 209,4 тыс. рублей (0,2%), средства внебюджетных источников – 476 205 550,0 тыс. рублей или 97,7%.
2. Имеется несоответствие ресурсного обеспечения финансирования реализации программы в паспорте и в приложение № 2 проекта государственной программы.
3. Отдельные целевые индикаторы проекта Государственной программы не позволяют достигнуть целей, заложенных в Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года. По целевому индикатору «Объем ввода арендованного жилья» планируемая динамика недостаточна. Так, индикатор «Объем ввода арендованного жилья» к 2024 году в проекте Государственной программы планируется на уровне лишь 27,6 тыс.кв.м., тогда как в Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года к году завершения приоритетного проекта (2014 г.) предусматривается «Объем ввода арендованного жилья» - 50,0 тыс. кв. метров
4. Принятие Государственной программы «Обеспечение граждан в Чувашской Республике доступным и комфортным жильем» отменяет действие Государственной программы Чувашской Республики «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства».. При этом ресурсное обеспечение, предусмотренное проектом Государственной программы «Обеспечение граждан в Чувашской Республике доступным и комфортным жильем» на 2019 и 2020 годы не соответствует объему финансирования, предусмотренному Законом Чувашской Республики «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» на реализацию действующей Государственной программы «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства».
3. Предложения
Объемы финансирования отраженные в паспорте Государственной программы и в приложении № 2 к Государственной программе привести в соответствие.