Заключение Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики на проект государственной программы Чувашской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики»
1. Анализ проекта государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики».
1.1. Заключение на проект государственной программы Чувашской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики» (далее – Государственная программа), представленный в Контрольно - счетную палату Чувашской Республики (далее – Контрольно - счетная палата) Министерством сельского хозяйства Чувашской Республики (письмо от 28.08.2018 №01/16-5805) в соответствии с пунктом 3.5. постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.04.2011 № 145 «Об утверждении Порядка разработки и реализации государственных программ Чувашской Республики» (далее – Порядок разработки и реализации государственных программ), подготовлено в соответствии со статьей 8 Закона Чувашской Республики от 13.10.2011 №58 «О Контрольно-счетной палате Чувашской Республики».
Проект Государственной программы разработан в целях реализации:
Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.06.2018 №254.
Государственная программа включена в перечень государственных программ Чувашской Республики, утвержденный распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 20.07.2018 №522-р.
1.2. Срок реализации Государственной программы паспортом предусмотрен на 2019-2035 годы в три этапа: 1 этап 2019-2025 годы, II этап 2026 – 2030 годы, III этап 2030-2035 годы.
1.3. Ответственным исполнителем Государственной программы определено Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики (далее - Минсельхоз Чувашии),соисполнителями: Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики; Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики; Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики; Министерство физической культуры и спорта Чувашской Республики; Министерство здравоохранения Чувашской Республики; Государственная ветеринарная служба Чувашской Республики; подведомственные Минсельхозу Чувашии государственные учреждения Чувашской Республики.
Участниками Государственной программы являются Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики; Министерство цифрового развития, информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики; Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики.
1.4. В соответствии с паспортом Государственная программа включает девять подпрограмм:
- «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие»;
- «Развитие ветеринарии в Чувашской Республике»;
- «Устойчивое развитие сельских территорий Чувашской Республики»;
- «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Чувашской Республики»;
- «Развитие отраслей агропромышленного комплекса»;
- «Обеспечение общих условий функционирования отраслей агропромышленного комплекса»;
- «Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе»;
- Приоритетный проект «Экспорт продукции агропромышленного комплекса»;
- «Обеспечение реализации государственной программы Чувашской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики».
Из пояснений Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики следует, что после утверждения указанной Государственной программы отменяется действие государственной программы Чувашской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики», утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 18 декабря 2012 г. № 567 (далее – Государственная программа от 18.12.2012 №567).
Сравнительный анализ проекта Государственной программы с Государственной программой от 18.12.2012 №567, показал, что ответственные исполнители и участники Государственных программ, состав подпрограмм идентичны.
1.5. Государственная программа разработана в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года, ее целей, задач и приоритетных направлений и направлена на достижение целей: по созданию высокотехнологичного агропромышленного комплекса, обеспечивающего население качественной и экологически чистой продукцией; повышение конкурентоспособности производимой сельскохозяйственной продукции, создание благоприятной среды для развития и эффективного взаимодействия субъектов предпринимательской деятельности, повышения инвестиционной привлекательности агропромышленного комплекса; повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей; воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других природных ресурсов, а также экологизация производства; устойчивое развитие сельских территорий.
В предлагаемой редакции Государственной программы ее цель соответствует приоритетам государственной политики Чувашской Республики в соответствующей сфере социально-экономического развития Чувашской Республики.
1.6. Задачами Государственной программы являются:
- стимулирование роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции и производства пищевых продуктов;
- осуществление противоэпизоотических мероприятий в отношении карантинных и особо опасных болезней животных; поддержка развития инфраструктуры агропродовольственного рынка;
- повышение эффективности регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
- поддержка малых форм хозяйствования;
- обеспечение эффективной деятельности органов исполнительной власти Чувашской Республики в сфере развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
- повышение уровня рентабельности в сельском хозяйстве (с учетом субсидий) для обеспечения его устойчивого развития;
- повышение качества жизни сельского населения;
- стимулирование инновационной деятельности и инновационного развития агропромышленного комплекса;
- развитие биотехнологий;
- создание условий для эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения;
- развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения;
- экологически регламентированное использование в сельскохозяйственном производстве земельных, водных и других возобновляемых природных ресурсов, а также повышение плодородия почв до оптимального уровня;
- модернизация материально-технической и технологической базы селекции и семеноводства.
В предлагаемой редакции Государственной программы ее задачи соответствуют государственной политике в сфере реализации Государственной программы. Решение задач Государственной программы позволяет обеспечить достижение ее цели.
1.7.Достижение цели и решение задач Государственной программы характеризуется следующими основными целевыми показателями (индикаторами) – достижение к 2035 году:
- объем производства продукции сельского хозяйства на душу населения – 138,1 тыс. рублей;
- индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) – 164,4 процента по отношению к 2018 году;
- индекс производства пищевых продуктов (в сопоставимых ценах) – 138,0 процента;
- индекс производства напитков (в сопоставимых ценах) – 138,0 процента;
- рентабельность сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий) – 18,1 процента;
- среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства) – 31,9 тыс. рублей;
- рост среднемесячной номинальной заработной платы в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства) по отношению к 2018 году на 68,0 процента;
- индекс производительности труда – рост в 2,3 раза по отношению к 2018 году;
- количество высокопроизводительных рабочих мест – 990 единиц;
- расширение ассортимента экспортируемой сельскохозяйственной продукции
- удельный вес затрат на приобретение энергоресурсов в структуре затрат на основное производство продукции сельского хозяйства – 9,3 процента;
- располагаемые ресурсы домашних хозяйств (в среднем на 1 члена домашнего хозяйства в месяц) в сельской местности – 16814 рублей;
- индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства – 142,6 процента по отношению к 2018 году.
Согласно п. 2.9 Порядка разработки и реализации государственных программ предусмотрено, что значения целевых индикаторов и показателей государственной программы должны формироваться с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Чувашской Республики на долгосрочный период.
Анализ показал, что паспортом проекта Государственной предусмотрено достижение 14 целевых индикаторов (показателей), в том числе включены целевые индикаторы, предусмотренные Стратегией социально экономического развития Чувашской Республики до 2035 года:
- Объем производства продукции сельского хозяйства на душу населения;
- Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий, % к предыдущему году.
В паспорте проекта Государственной программы значения указанных целевых индикаторов, соответствуют Стратегии социально экономического развития Чувашской Республики до 2035 года.
Предусмотренные проектом Государственной программы целевые индикаторы количественно характеризуют ход реализации Государственной программы, решение ее основных задач и достижение целей.
Значения целевых индикаторов и показателей в разрезе по годам отражены в приложении №1 к проекту Государственной программе.
Сравнительный анализ проекта Государственной программы с Государственной программой от 18.12.2012 №567 показал следующее:
- проектом Государственной программы не предусмотрен один показатель индикатор «Индекс производства пищевых продуктов, включая напитки» исключен и включен один индикатор «Объем производства продукции сельского хозяйства на душу населения»;
- значения показателей индикаторов отраженные в проекте Государственной программы на период с 2018 по 2020 годы значениям индикаторов Государственной программы от 18.12.2012 №567.
1.8.Прогнозируемый объем финансирования в паспорте Государственной программы в 2019 - 2035 годах отражен в сумме 68 655 343,98 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета – 21 873 928,60 тыс. рублей (31,86 процента), республиканского бюджета Чувашской Республики 18 490 872,60 тыс. рублей (26,93 процента), местных бюджетов – 24 627,13 тыс. рублей (0,04 процента), внебюджетных источников – 28 265 915,65 тыс. рублей (41,17 процента), который соответствует объему финансирования отраженному в разделе III. «Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Государственной программы (с расшифровкой по источникам финансирования, по этапам и годам реализации Государственной программы».
Согласно п.4.1. Порядка разработки и реализации государственных программ распределение бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ (подпрограмм) утверждается законом Чувашской Республики о республиканском бюджете Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период.
Прогнозируемый объем финансирования проекта Государственной программы на 2019 год составляет в общей сумме 4 029 408,18 тыс. рублей (в том числе средства федерального бюджета – 1 346 168,7 тыс. рублей, республиканского бюджета – 1 084 268,8 тыс. рублей, средства местных бюджетов – 4 013,59 тыс. рублей, внебюджетных источников - 1594957,09 тыс. рублей), на 2020 год - 4 047 906,6 тыс. рублей (в том числе за счет средств федерального бюджета – 1 301 050,60 тыс. рублей, республиканского бюджета – 1 079 054,90 тыс. рублей, местного бюджета – 4 252,44 тыс. рублей, внебюджетных источников – 1 663 548,66 тыс. рублей)
Сравнительный анализ проекта Государственной программы с Государственной программой от 18.12.2012 №567 показал, что ресурсное обеспечение проекта Государственной программы на 2019 и 2020 годы соответствует ресурсному обеспечению Государственной программы от 18.12.2012 №567 на соответствующий период в общей сумме и в разрезе источников финансирования.
Законом Чувашской Республики «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» (далее – Закон о бюджете) бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы утверждены на 2019 год в сумме 2 430 437,5 тыс. рублей на 2020 год – 2 380 105,5 тыс. рублей.
Таким образом, бюджетные ассигнования утвержденные Законом о бюджете на 2019 и 2020 годы соответствуют объему ресурсного обеспечения, предусмотренному паспортом Государственной программы от 18.12.2012 №567 на соответствующий период за счет средств федерального и республиканского бюджетов.
1.9. Проект Государственной программы в основном соответствует основным положениям Порядка разработки и реализации государственных программ.
2. Выводы
1. Ресурсное обеспечение реализации Государственной программы на 2019-2035 годы составляет в сумме 68 655 343,98 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета – 21 873 928,60 тыс. рублей (31,86 процента), республиканского бюджета Чувашской Республики 18 490 872,60 тыс. рублей (26,93 процента), местных бюджетов – 24 627,13 тыс. рублей (0,04 процента), внебюджетных источников – 28 265 915,65 тыс. рублей (41,17 процента)
2. В связи с принятием Государственной программыотменяется действие государственной программы Чувашской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики», утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 18 декабря 2012 г. № 567 (далее – Государственная программа от 18.12.2012 №567).
3. Сравнительный анализ проекта Государственной программы с Государственной программой, утвержденной от 18.12.2012 №567, показал, что ответственные исполнители и участники Государственной программы, состав подпрограмм, цели и задачи, целевые индикаторы (показатели) и их значения, объемы бюджетных ассигнований, ожидаемые результаты реализации на период с 2018 по 2020 годы идентичны.
4. Бюджетные ассигнования, утвержденные Законом о бюджете на 2019 и 2020 годы, соответствуют объему ресурсного обеспечения, предусмотренному паспортом Государственной программы от 18.12.2012 №567 на соответствующий период за счет средств федерального и республиканского бюджетов.
5. Проект Государственной программы в основном соответствует основным положениям Порядка разработки и реализации государственных программ.