Заключение Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики на проект государственной программы Чувашской Республики «Содействие занятости населения»
1. Анализ проекта государственной программы «Содействие занятости населения».
1.1. Заключение на проект государственной программы «Содействие занятости населения» (далее - Государственная программа), представленный в Контрольно-счетную палату Чувашской Республики Министерством труда и социальной защиты населения Чувашской Республики (письмо от 05.09.2018 № 03/18-10790), в соответствии с пунктом 3.5. Порядка разработки и реализации государственных программ Чувашской Республики» (далее - Порядок разработки и реализации государственных программ), утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.04.2011 № 145, подготовлено в соответствии со статьей 8 Закона Чувашской Республики от 13.10.2011 № 58 «О Контрольно-счетной палате Чувашской Республики».
Государственная программа включена в перечень государственных программ Чувашской Республики, утвержденный распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 20.07.2018 № 522-р.
1.2. Срок реализации Государственной программы определен на 2019-2035 годы (в III этапа), в том числе: I этап 2019-2025 годы, II этап 2026-2030 годы, III этап 2031-2035 годы.
1.3. Ответственным исполнителем Государственной программы является Министерство труда и социальной защиты населения Чувашской Республики.
Соисполнителями Государственной программы являются: Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики, Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики, казенные учреждения Чувашской Республики – центры занятости населения в районах и городах, государственное автономное учреждение Чувашской Республики дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр «Аспект» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики.
Участниками Государственной программы являются: Министерство здравоохранения Чувашской Республики, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии (по согласованию), Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике - Чувашии (по согласованию), Приволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (по согласованию), Государственная инспекция труда в Чувашской Республике (по согласованию), федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Чувашской Республике – Чувашии» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (по согласованию), Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии (по согласованию), Союз «Чувашское республиканское объединение организаций профсоюзов «Чувашрессовпроф» (по согласованию), Союз «Торгово-промышленная палата Чувашской Республики» (по согласованию), органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (по согласованию), организации (в том числе образовательные организации) (по согласованию).
1.4. В соответствии с паспортом Государственной программы включает четыре подпрограммы:
- «Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан»;
- «Реализация отдельных мероприятий регионального проекта «Повышение производительности труда и поддержка занятости» в области поддержки занятости»;
- «Безопасный труд»;
- «Сопровождение инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействие в последующем трудоустройстве»;
- «Обеспечение реализации государственной программы Чувашской Республики «Содействие занятости населения».
1.5. Государственная программа разработана в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.06.2018 № 254, ее целей и задач для формирования гибкого, развитого рынка труда в результате трансформации структуры экономики, в которой существенным образом возрастет потребность в квалифицированных специалистах, занятых в высокотехнологичных и инновационных секторах экономики.
В предлагаемой редакции Государственной программы ее цели соответствуют приоритетам и целям государственной политики в сфере социально-экономического развития.
1.6. Задачами Государственной программы являются:
- обеспечение реализации права граждан на защиту от безработицы;
- повышение эффективности регулирования процессов использования трудовых ресурсов и обеспечение защиты трудовых прав граждан;
- внедрение культуры безопасного труда.
1.7. Достижение цели и решение задач Государственной программы характеризуется следующими основными целевыми показателями (индикаторами) - достижение к 2036 году:
- снижение уровня безработицы до 3,5 процента в среднем за год (по методологии Международной организации труда);
- снижение уровня регистрируемой безработицы до 0,55 процента в среднем за год;
- снижение коэффициента напряженности на рынке труда до 0,5 единицы в среднем за год;
- снижение удельного веса работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, в общей численности работников до 37,0 процента.
Состав целевых индикаторов и показателей Государственной программы предусмотрен в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года.
Значения целевых индикаторов и показателей Государственной программы в разрезе по годам отражены в приложении № 1 к Государственной программе.
1.8. Общий объем финансирования на реализацию Государственной программы, указанный в паспорте на 2019-2035 годы, отражен в общей сумме 17 215 393,3 тыс. рублей, из них за счет средств федерального бюджета - 3 718 592,7 тыс. рублей или 21,6%, за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики - 4 712 700,0 тыс. рублей или 27,4%, за счет средств Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии - 8 723 230,6 тыс. рублей или 50,7% и за счет внебюджетных источников - 60 870,0 тыс. рублей или 0,3%.
Финансирование Государственной программы отражено в разделе III «Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Государственной программы (с расшифровкой по источникам финансирования, по этапам и годам реализации Государственной программы)».
В соответствии с проектом паспорта Государственной программы объем финансирования на 2019-2020 годы за счет федеральных и республиканских средств представлен в Таблице № 1.
Таблица № 1 (тыс. рублей)
Наименование подпрограмм (мероприятия)
|
2019 год
|
2020 год
|
1
|
2
|
3
|
Государственная программа всего, в том числе:
|
426 823,1
|
431 198,1
|
Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан
|
260 999,2
|
265 474,2
|
Реализация отдельных мероприятий регионального проекта «Повышение производительности труда и поддержка занятости» в области поддержки занятости
|
1 613,8
|
1 523,3
|
Безопасный труд
|
3 095,4
|
3 162,2
|
Сопровождение инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействие в последующем трудоустройстве
|
891,5
|
891,5
|
Обеспечение реализации государственной программы Чувашской Республики «Содействие занятости населения
|
160 123,2
|
160 289,8
|
Общий объем финансирования Государственной программы отражен в разрезе источников финансирования, годов, подпрограмм и основных мероприятий (Приложении № 9 «Ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная) оценка расходов за счет всех источников финансирования реализации Государственной программы»).
При этом, в Приложении № 9 в строке «Подпрограмма 1 «Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан» итоговые суммы затрат по всем годам (2019-2035) не совпадают с общими суммами затрат, предусмотренные за счет федерального и республиканского бюджетов. Также итоговые суммы расходов по всем годам (с 2019 по 2035) по данной строке не совпадают с расходами, утвержденными в проекте паспорта подпрограммы «Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан» (Приложение № 7 Государственной программы). Таким образом, Приложение 9 и 7 не совпадают в части объемов финансирования мероприятий Государственной программы.
Аналогичная ситуация выявлена и по строке «Подпрограмма 3 «Безопасный труд» - итоговые суммы расходов (в Приложении № 9) по всем годам (2019-2035) не совпадают с суммами затрат, предусмотренных за счет республиканского бюджета и средств ГУ - РО ФСС РФ по Чувашской Республике. При этом, в Приложении 7.3 (Паспорт подпрограммы «Безопасный труд»), в ресурсном обеспечении общая сумма затрат по всем годам совпадают со всеми источниками финансирования. Таким образом, Приложения 9 и 7.3 не совпадают в части источников финансирования мероприятий Государственной программы.
Кроме того, в Приложении № 9 по строке «Подпрограмма 2 «Реализация отдельных мероприятий регионального проекта «Повышение производительности труда и поддержка занятости» в области поддержки занятости» и по столбцу «2020», также итоговая сумма расходов на 2020 год не совпадает с общей суммой затрат, предусмотренных за счет республиканского бюджета. Таким образом, Приложения 9 и 7.1 не совпадают в части объема финансирования мероприятий Государственной программы в 2020 году.
Таким образом, при сравнении Приложения 9 с Приложениями 7, 7.1, 7.3 проекта Государственной программы установлены расхождения (несоответствия) в объемах и источниках финансирования мероприятий.
Вместе с тем, Законом о бюджете предусмотрено финансовое обеспечение действующей государственной программы Чувашской Республики «Содействие занятости населения», утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30.08.2011 № 362, которое представлено в Таблице № 2.
Таблица № 2 (тыс. рублей)
Наименования подпрограмм (мероприятий)
|
2019 год
|
2020 год
|
1
|
2
|
3
|
Государственная программа Чувашской Республики «Содействие занятости населения», в том числе подпрограммы:
|
426 361,9
|
430 736,9
|
Обеспечение защиты населения от безработицы и содействие в трудоустройстве
|
261 099,2
|
265 474,2
|
Улучшение условий труда, охраны труда и здоровья работающих в Чувашской Республике
|
3 073,1
|
3 073,1
|
Обеспечение реализации государственной программы Чувашской Республики «Содействие занятости населения
|
162 189,6
|
162 189,6
|
Сравнение объемов финансирования мероприятий проекта и действующей Государственной программ показало, что в 2019-2020 годах в проекта Государственной программы объем финансирования предусмотрен на 922,4 тыс. рублей или на 1,0% больше чем в действующей государственной программе.
1.9. Значение целевых индикаторов, предусмотренных проектом Государственной программы на 2019-2020 годы, приведены в Таблице № 3.
Таблица № 3
Наименование целевых
показателей (индикаторов)
|
Единица
измерения
|
2019 год
|
2020 год
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) в среднем за год
|
%
|
4,9
|
4,8
|
Уровень регистрируемой безработицы в среднем за год
|
%
|
0,73
|
0,73
|
Коэффициент напряженности на рынке труда в среднем за год
|
единиц
|
0,5
|
0,5
|
Удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, в общей численности работников
|
%
|
39,0
|
39,0
|
В действующей государственной программе Чувашской Республики целевые индикаторы и их исполнение в 2017 году представлены в Таблице № 4.
Таблица № 4
Наименование целевых
показателей (индикаторов)
|
Единица
измерения
|
2017 год
|
План
|
Факт
|
1
|
2
|
3
|
|
Уровень безработицы в среднем в год
|
%
|
5,1
|
5,1
|
Уровень регистрируемой безработицы в среднем в год
|
%
|
0,8
|
0,71
|
Коэффициент напряженности на рынке труда в среднем в год
|
единиц
|
0,5
|
0,3
|
Удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, в общей численности работников
|
%
|
17,0
|
17,0
|
Анализ целевых показателей (индикаторов) показал, что:
- «Уровень безработицы в среднем в год» установлен с учетом фактических показателей 2016-2017 годов (5,3 и 5,1 соответственно);
- «Уровень регистрируемой безработицы в среднем в год» установлен с учетом фактических показателей 2016-2017 годов (0,77 и 0,71 соответственно);
- «Коэффициент напряженности на рынке труда в среднем в год» на все время действия Государственной программы (2019-2035) установлен в размере 0,5 единиц. При этом исполнение данного показателя (индикатора) в 2017 году составило 0,3 единицы.
- «Удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, в общей численности работников» в 2019-2020 годах установлено в размере 39,0% со снижением данного показателя до 37,0% к 2035 году. При этом аналогичный показатель (индикатор), в действующей государственной программе в 2016-2017 годах, исполнен в размере 17,1% и 17,0% процентов.
Кроме того, согласно Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года, одними из показателей развития рынка труда, обеспечения занятости наседания являются «Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах занятости (на конец года)» и «Среднегодовая численность занятых в сфере экономике». В проекте Государственной программы данные показатели не предусмотрены.
1.10. Проект Государственной программы соответствует основным положениям и требованиям Порядка разработки и реализации государственных программ.
2. Основные выводы по результатам экспертизы Государственной программы:
1. Ресурсное обеспечение реализации Государственной программы на 2019-2035 годы составляет в сумме 17 215 393,3 тыс. рублей, из них за счет средств федерального бюджета - 3 718 592,7 тыс. рублей, за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики - 4 712 700,0 тыс. рублей, за счет средств Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии - 8 723 230,6 тыс. рублей и за счет внебюджетных источников - 60 870,0 тыс. рублей или 0,3%.
2. Принятие проекта Государственной программы «Содействие занятости населения» повлечет отмену действующей государственной программы Чувашской Республики «Содействие занятости населения», утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30.08.2011 № 362.
3. Анализ состава и значений целевых показателей (индикаторов) проекта Государственной программы свидетельствует об отсутствии взаимосвязи с исполненными и утвержденными двумя целевыми индикаторами (Коэффициент напряженности на рынке труда в среднем в год», «Удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, в общей численности работников») между проектом и действующей Государственной программой.
4. Сравнение Приложения 9 с Приложениями 7, 7.1, 7.3 проекта Государственной программы выявило расхождения (несоответствия) в объемах и источниках финансирования мероприятий.
3. Предложения:
Рассмотреть вопрос о возможности уточнения целевых показателей (индикаторов) в проекте Государственной программы с учетом утвержденной Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года и ранее достигнутых результатов при реализации действующей государственной программы.
В случае утверждения проекта Государственной программы, приять меры по выполнению требований статьи 179 Бюджетного кодекса, в части приведения проекта Государственной программы в соответствие с законом (решением) о бюджете.