Заключение Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики на проект государственной программы Чувашской Республики «Развитие образования»
1. Анализ проекта государственной программы «Развитие образования».
1.1. Заключение на проект государственной программы «Развитие образования» (далее – проект Государственной программы), представленный в Контрольно-счетную палату Чувашской Республики Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики (далее – Минобразования Чувашии) (письмо от 10.09.2018 № 08/21-11044, с уточнениями от 14.09.2018 ), в соответствии с пунктом 3.5. Порядка разработки и реализации государственных программ Чувашской Республики» (далее - Порядок разработки и реализации государственных программ), утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.04.2011 № 145, подготовлено в соответствии со статьей 8 Закона Чувашской Республики от 13.10.2011 № 58 «О Контрольно-счетной палате Чувашской Республики».
Государственная программа включена в перечень государственных программ Чувашской Республики, утвержденный распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 20.07.2018 № 522-р.
1.2. Срок реализации Паспортом Государственной программы (проект) определен на 2019-2035 годы (в III этапа), в том числе: I этап 2019-2020 годы, II этап 2021-2025 годы, III этап 2026-2035 годы.
В то же время в Разделе 1. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы Чувашской Республики «Развитие образования», цели, задачи, описание сроков и этапов реализации Государственной программы указан I этап 2019-2025 годы.
1.3. Ответственным исполнителем Государственной программы является Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики.
Соисполнителями Государственной программы являются: Министерство здравоохранения Чувашской Республики; Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики;Министерство физической культуры и спорта Чувашской Республики; Уполномоченный по правам ребенка в Чувашской Республике; государственные организации Чувашской Республики, подведомственные Минобразования Чувашии.
Участниками Государственной программы являются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (по согласованию).
При этом в проекте паспорта Государственной программы не приведена расшифровка государственных учреждений, находящихся в ведении Минобразования Чувашии, участвующих в реализации одного или нескольких основных мероприятий подпрограммы (подпрограмм).
1.4. В соответствии с проектом паспорта Государственная программа включает 7 подпрограмм:
- Государственная поддержка развития образования;
- Молодежь Чувашской Республики;
- Комплексное развитие профессионального образования в Чувашской Республике;
- Создание в Чувашской Республике новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения;
- Развитие воспитания в образовательных организациях Чувашской Республики;
- Патриотическое воспитание и допризывная подготовка молодежи Чувашской Республики;
- Обеспечение реализации государственной программы Чувашской Республики «Развитие образования».
Сравнительный анализ проекта Государственной программы с действующей Государственной программой от 16.12.2011 № 589 показал, что в проекте Государственной программы сохранены все подпрограммы, вносится только изменение в наименование одной подпрограммы.
1.5. Проект Государственной программы разработан в соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683, Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее - Указ Президента Российской Федерации); Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года (далее - Стратегия социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года), утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 июня 2018 г. № 254; Стратегией развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров) (одобрено Коллегией Минобрнауки России, протокол от 18 июня 2013 г. № ПК-5вн) Программой модернизации образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, в целях устранения дефицита квалифицированных рабочих кадров в субъектах Российской Федерации (далее – Программа модернизации) (одобрено Координационным советом по среднему профессиональному образованию Министерства образования и науки Российской Федерации 25 апреля 2018 г.
В предлагаемой редакции проекта Государственной программы ее цели соответствуют приоритетам и целям государственной политики в сфере социально-экономического развития.
1.6.Целями проекта Государственной программы являются:
обеспечение доступности качественного образования, ориентированного на формирование конкурентоспособной личности, отвечающей требованиям инновационного развития экономики, обладающей навыками проектирования собственной профессиональной карьеры и достижения современных стандартов качества жизни на основе общечеловеческих ценностей и активной гражданской позиции.
1.7. Задачами Государственной программы являются:
обеспечение населения услугами дошкольного образования;
повышение доступности качественного начального общего, основного общего и среднего общего образования;
развитие системы воспитания и дополнительного образования детей в Чувашской Республике;
создание условий для активного включения молодых граждан в процесс социально-экономического, общественно-политического и культурного развития Чувашской Республики;
повышение качества профессионального образования молодежи;
создание и распространение структурных и технологических инноваций в среднем профессиональном и высшем образовании;
модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ;
формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими;
формирование системы профессиональных конкурсов в целях предоставления гражданам возможностей для профессионального и карьерного роста;
формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов.
В предлагаемой редакции проекта Государственной программы ее задачи соответствуют государственной политике в сфере развития образования. Решение задач Государственной программы позволяет обеспечить достижение ее целей.
Достижение цели и решение задач Государственной программы характеризуется следующими основными целевыми показателями (индикаторами) - достижение к 2036 году:
удовлетворенность населения качеством начального общего, основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования - 85 процентов;
обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных образовательных организациях - 1000 мест на 1000 детей;
доля государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций - 100 процентов;
доля выпускников организаций среднего профессионального образования, трудоустроившихся в течение календарного года, следующего за годом выпуска, в общей численности выпускников образовательной организации, обучавшихся по образовательным программам среднего профессионального образования – 59 процентов;
доля занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку, в общей численности занятого в области экономики населения этой возрастной группы, не менее 37 процентов;
удельный вес численности обучающихся, занимающихся в одну смену, в общей численности обучающихся в общеобразовательных организациях - 100 процентов;
доля детей и молодежи, охваченных дополнительными общеобразовательными программами, в общей численности детей и молодежи 5 - 18 лет - 80 процентов.
Состав целевых индикаторов и показателей проекта Государственной программы установлен в соответствии с Указом Президента Российской Федерации и Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года. Предусмотренные целевые индикаторы количественно характеризуют ход реализации Государственной программы. В целом количество данных показателей достаточны для оценки достижения целей или решения задач Государственной программы.
Вместе с тем установлено, что в проекте Государственной программы значение целевого индикатора «Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных образовательных организациях» в расчете на 1000 детей в 2020 году составит – 840 мест, в 2021 году – 850 мест. Тогда как согласно Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года целевой показатель повышение обеспеченности детей дошкольного возраста местами в дошкольных образовательных организациях» к 2021 году должно составить до 100%.
Кроме того, установлено, что в проекте подпрограммы «Развитие воспитания в образовательных организациях Чувашской Республики» значение целевого индикатора в проекте Государственной программы «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительными общеобразовательными программами технической и естественнонаучной направленности» на 2021 год предусмотрено – 15%. Тогда как согласноСтратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года, к году завершения реализации приоритетного проекта (2021 г) значение целевого показателя «Охват детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительным образованием – 75%. в том числе охват детей по программам технической и естественнонаучной направленности» должно составить – 20%.
Так же установлено, что значение целевого индикатора в проекте подпрограммы «Комплексное развитие профессионального образования в Чувашской Республик» Государственной программы «Численность выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, продемонстрировавших уровень подготовки, соответствующий стандартам Ворлдскиллс Россия» на 2020 год предусмотрено – 0,1 тыс. человек. Тогда как согласно Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года данный показатель к концу 2020 года должен составить - 450 человек в год.
Значения целевых индикаторов и показателей Государственной программы в разрезе по годам отражены в приложении № 1 к Государственной программе. Значения целевых индикаторов, предусмотренных проектом Государственной программы на 2019-2020 годы, приведены в Таблице № 1.
Таблица № 1
Наименование
целевых индикаторов
|
Единица
измерения
|
2019 год
|
2020 год
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Удовлетворенность населения качеством начального общего, основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования
|
% от опрошенных
|
83
|
85
|
Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных образовательных организациях
|
количество мест на 1000 детей
|
830
|
840
|
Доля государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций
|
%
|
99
|
100
|
Доля выпускников, трудоустроившихся в течение календарного года, следующего за годом выпуска, в общей численности выпускников образовательной организации, обучавшихся по образовательным программам среднего профессионального образования
|
%
|
53
|
54
|
Доля занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку, в общей численности занятого в области экономики населения этой возрастной группы
|
%
|
37
|
37
|
Удельный вес численности обучающихся, занимающихся в одну смену, в общей численности обучающихся в общеобразовательных организациях
|
%
|
95,5
|
96
|
Доля детей и молодежи, охваченных дополнительными общеобразовательными программами, в общей численности детей и молодежи 5 - 18 лет
|
%
|
73
|
75
|
При анализе целевых показателей проекта Государственной программы так же установлено, чтозначения предусмотренных отдельных целевых индикаторов в проекте Государственной программы на отдельный период определены ниже уровня их фактического исполнения в действующей государственной программе за 2017 год.
Так, например, в проекте Государственной программы целевой индикатор
«Доля государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций» на 2019 год предусмотрен 99% или ниже фактического исполнения значения целевого индикатора за 2017 год на 0,1% (100%).
Аналогично целевой индикатор «Доля выпускников, трудоустроившихся в течение календарного года, следующего за годом выпуска, в общей численности выпускников образовательной организации, обучавшихся по образовательным программам среднего профессионального образования» предусмотрен – 53% или ниже фактического исполнения значения целевого индикатора за 2017 год на 2% (55%).
В проекте подпрограммы «Государственная поддержка развития образования» на 2019 и 2020 годы установлен целевой показатель «Охват детей дошкольного возраста образовательными программами дошкольного образования» - 82,8, или ниже уровня фактического исполнения за 2017 год на 1,7% (84,5%). Целевой показатель «Доля образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы, в которых созданы современные материально-технические условия в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в общем количестве организаций, реализующих адаптированные образовательные программы» за 2017 год исполнен - 100%, при этом по вышеуказанной подпрограмме на 2019 год предлагается установить данный показатель – 85%. Кроме того, по целевому показателю «Удельный вес численности учителей общеобразовательных организаций в возрасте до 35 лет в общей численности учителей общеобразовательных организаций» на 2019 год предлагается установить значение – 14,9%, или ниже фактического исполнения значения целевого индикатора за 2017 год на 0,9% (15,8%).
1.8. Общий объем финансирования на реализацию проекта Государственной программы, указанный в паспорте на 2019-2035 годы, отражен в общей сумме 211 890 853,8 тыс. рублей, из них за счет средств федерального бюджета –2 068 941,5 тыс. рублей или 0,98%, за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики – 203 096 090,4 тыс. рублей или 95,85%, за счет местных бюджетов –596 644,4 тыс. рублей или 0,28%, за счет внебюджетных источников – 6 129 177,5 тыс. рублей или 2,89%.
В ходе анализа финансирования установлено, что объем финансовых средств, предусмотренных в проекте паспорта Подпрограммы, соответствует объему, указанному в приложении №2 «Ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная) оценка расходов за счет всех источников финансирования реализации проекта государственной программы Чувашской Республики «Развитие образования».
Согласно п.4.1. Порядка разработки и реализации государственных программ распределение бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ (подпрограмм) утверждается законом Чувашской Республики о республиканском бюджете Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период.
Прогнозируемый объем финансирования проекта Государственной программы на 2019 год составляет в общей сумме 13587674,6тыс. рублей, на 2020 год –13020073,4 тыс. рублей.
Объем финансирования мероприятий в проекте Государственной программы на 2019-2020 годы представлен в Таблице № 1.
Таблица № 1 (тыс. рублей)
Наименование подпрограмм (мероприятия)
|
2019 год
|
2020 год
|
1
|
2
|
3
|
Государственная программа всего, в том числе:
|
13587674,6
|
13020073,4
|
«Государственная поддержка развития образования
|
12257663,0
|
11780264,2
|
«Молодежь Чувашской Республики»
|
24866,4
|
29132,7
|
«Комплексное развитие профессионального образования в Чувашской Республике»
|
16502,2
|
16502,2
|
«Создание в Чувашской Республике новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения»
|
1211486,0
|
1114624,6
|
«Развитие воспитания в образовательных организациях Чувашской Республики»
|
-
|
-
|
«Патриотическое воспитание и допризывная подготовка молодежи Чувашской Республики»
|
4348,8
|
4348,8
|
«Обеспечение реализации государственной программы Чувашской Республики «Развитие образования»
|
72808,2
|
75200,9
|
Законом о бюджете предусмотрено финансовое обеспечение действующей государственной программы Чувашской Республики «Развитие образования», утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16.12.2011 № 589на 2019 год в общей сумме 12 160 019,8 тыс. рублей и на 2020год - 11 641 697,6 тыс. рублей.
1.9. Проект Государственной программы в основном соответствует основным положениям и требованиям Порядка разработки и реализации государственных программ.
2. Основные выводы по результатам экспертизы Государственной программы:
1. Ресурсное обеспечение реализации Государственной программы на 2019-2035 годы составляет в сумме 211 890 853,8 тыс. рублей, из них за счет средств федерального бюджета – 2 068 941,5 тыс. рублей, за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики – 203 096 090,4 тыс. рублей, за счет местных бюджетов – 596 644,4 тыс. рублей и за счет внебюджетных источников – 6 129 177,5 тыс. рублей.
2. Проектом Государственной программы «Развитие образования» предлагается утвердить 7 подпрограмм. Сравнительный анализ проекта Государственной программы с действующей Государственной программой от 16.12.2011 № 589 показал, что в проекте Государственной программы сохранены все подпрограммы, вносится только изменение в наименование одной подпрограммы.
3. В проекте Государственной программы значение целевого индикатора «Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных образовательных организациях» в расчете на 1000 детей в 2020 году предусматривается установить – 840 мест, в 2021 году – 850 мест. Тогда как согласно Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года целевой показатель повышение обеспеченности детей дошкольного возраста местами в дошкольных образовательных организациях» к 2021 году должно составить до 100%.
4. В проекте подпрограммы «Развитие воспитания в образовательных организациях Чувашской Республики» значение целевого индикатора в проекте Государственной программы «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительными общеобразовательными программами технической и естественнонаучной направленности» на 2021 год предусмотрено – 15%. Тогда как согласно Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года, к году завершения реализации приоритетного проекта (2021 г) значение целевого показателя «Охват детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительным образованием – 75%. в том числе охват детей по программам технической и естественнонаучной направленности» должно составить – 20%.
Так же установлено, что значение целевого индикатора в проекте подпрограммы «Комплексное развитие профессионального образования в Чувашской Республик» Государственной программы «Численность выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, продемонстрировавших уровень подготовки, соответствующий стандартам Ворлдскиллс Россия» на 2020 год предусмотрено – 0,1 тыс. человек (100 человек). Тогда как согласно Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года данный показатель к концу 2020 года должен составить - 450 человек в год.
5. При анализе целевых показателей проекта Государственной программы так же установлено, что значения предусмотренных отдельных целевых индикаторов («Доля государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций», «Доля выпускников, трудоустроившихся в течение календарного года, следующего за годом выпуска, в общей численности выпускников образовательной организации, обучавшихся по образовательным программам среднего профессионального образования», «Охват детей дошкольного возраста образовательными программами дошкольного образования» и другие) в проекте Государственной программы на 2019 год определены ниже уровня их фактического исполнения в действующей государственной программе за 2017 год.
6. Бюджетные ассигнования, утвержденные Законом о бюджете на 2019 и 2020 годы, не соответствуют объему ресурсного обеспечения, предусмотренному проектом государственной программы на соответствующий период за счет средств республиканского бюджета и федерального бюджета.
7. В связи с принятием Государственной программыотменяется действие государственной программы Чувашской Республики «Развитие образования», утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16.12.2011 № 589.
Предложения:
Рассмотреть вопрос о внесении изменений в значения отдельных целевых показателей, указанных в Заключении в целях объективной оценки выполнения целевых индикаторов.
В случае утверждения проекта Государственной программы, приять меры по выполнению требований статьи 179 Бюджетного кодекса, в части приведения проекта Государственной программы в соответствие с законом (решением) о бюджете.