Одним из важнейших инструментов влияния на работу местных органов власти и контроля за расходами бюджетных средств - активное участие граждан, возможность самим определять приоритетные проекты, добиваться их реализации и следить за ходом выполнения работ. В этих целях, начиная с 2017 года в рамках Указа Главы Чувашской Республики от 30 января 2017 г. №7 «О реализации на территории Чувашской Республики проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах» в муниципальных образованиях реализуются проекты, инициированные гражданами, по развитию общественной инфраструктуры сел и деревень.
За два последних года в республиканском бюджете Чувашской Республики на реализацию проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах, утверждены бюджетные ассигнования в общей сумме 207 528,7 тыс. рублей. В проекте бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов межбюджетные трансферты местным бюджетам муниципальных образований на указанные цели запланированы в размере 113 202,8 тыс. рублей ежегодно.
Уполномоченными органами по проведению конкурсных отборов проектов (Минстрой Чувашии, Минсельхоз Чувашии) в 2017 году были одобрены 118 проектов развития общественной инфраструктуры, поступившие от 98 сельских и городских поселений муниципальных образований, или инициативы проявили каждое третье поселение жителей, в том числе по 2 городским округам - 15 проектов (г. Канаш-5, г. Чебоксары -10). Вместе с тем, муниципальные образования г.г. Алатырь, Шумерля и Новочебоксарск, Мариинско - Посадского района участие в реализации проектов по развитию общественной инфраструктуры не приняли.
В 2018 году количество поселений, участвующих в реализации этих проектов, по сравнению с 2017 годом (98 поселений) увеличилось в 2,2 раза и составило 218. По результатам конкурсного отбора количество реализуемых проектов составило 233 и по сравнению с 2017 годом увеличилось на 128. В текущем году количество сельских поселений в 5-ти муниципальных образованиях Комсомольского, Красночетайского, Моргаушского, Шемуршинского и Яльчикского районов, участвующие в реализации проектов по развитию местной инфраструктуры, достигло 100% от их общего количества.
Порядком проведения конкурсного отбора предусмотрено, что размер субсидии рассчитывается исходя из стоимости проекта или его части (в случае если стоимость проекта составляет более 5,0 млн. рублей), не превышающей 5,0 млн. рублей с учетом соблюдения уровня софинансирования, который определяется в зависимости от численности населения муниципального района и составляет от 60% до 80% стоимости проектов. Остальная часть обеспечивается софинансированием за счет средств бюджета муниципального района и (или) городского (сельского) поселения, населения, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Общая стоимость финансирования за счет всех источников по 108 проектам в 2017 году составила 90 204,7 тыс. рублей, в том числе: субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики - 57 095,7 тыс. рублей (63,3% всех ресурсов), средства местных бюджетов поселений - 15 459,2 тыс. рублей (17,1%), средства граждан и бизнеса - 17 649,8 тыс. рублей (19,6%).
Средняя стоимость реализованных в 2017 году проектов, основанных на местных инициативах, составила 835,2 тыс. рублей. При этом, стоимость отельных проектов варьируется от 100,0 тыс. рублей до 10 587,9 тыс. рублей.
Необходимо отметить, что в качестве средств местных бюджетов на реализацию проектов направляются средства бюджетов поселений, без участия средств бюджета муниципального района.
Субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджетам муниципальных районов и бюджетам городских округов на реализацию проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах, в 2017 году направлены были на решение таких вопросов местного значения, как:
- объекты социально-культурной сферы (28 проектов) - 21 132,9 тыс. рублей (37,4%);
- объекты коммунального хозяйства (27 проектов) - 14 456,0 тыс. рублей (25,6%);
- строительство уличных дорог поселений (13 проектов) на сумму 7 399,4 тыс. рублей (13,1%);
- обустройство мест захоронения (15 проектов) - 4 799,2 тыс. рублей (8,5%);
- создание и развитие мест массового отдыха населения (8 проектов) -3 713,3 тыс. рублей (6,6%);
- строительство (обустройство) детских и игровых площадок (5 проектов) - 1 966,8 тыс. рублей (3.5%);
- объекты для обеспечения первичных мер пожарной безопасности (7 проектов) -3 070,7 тыс. рублей (5,4%) и др.
В 2018 году финансовая помощь муниципалитетам на реализацию 233 проектов развития общественной инфраструктуры будет оказана из республиканского бюджета в объеме 107 043,3 тыс. рублей последующим направлениям: строительство и ремонт местных автомобильных дорог (74 проекта) - 44 293,5 тыс. рублей; объекты коммунальной инфраструктуры (44 проекта) -15 538,00 тыс. рублей; детские и игровые площадки (28 проектов) -8 376 тыс. рублей, места захоронения (29 проектов) - 7 123,3 тыс. рублей, объекты социально-культурной сферы (18 проектов) - 6 087,0 тыс. рублей и другие.
По итогам 2017 года кассовые расходы из республиканского бюджета Чувашской Республики на реализацию проектов по развитию общественной инфраструктуры составили 52 832,1 тыс. рублей или 56,1% от утвержденных бюджетных назначений. Главным распорядителем бюджетных средств - Минстроем Чувашии в истекшем году не освоены средства на реализацию проектов в городских округах в сумме 36 943,2 тыс. рублей по причине того, что на участие в конкурсном отборе поданы заявки 2 городскими округами из 5, сумма субсидий по 15 отобранным проектам составила 5 857,4 тыс. рублей или 15,9% от всего объема выделенных бюджетных средств на указанные цели. При этом, муниципальным образованием г. Чебоксары не было заключено соглашение о предоставлении субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики в сумме 5 300,0 тыс. рублей, в результате отобранные 10 проектов остались не реализованными.
По состоянию на 01.10.2018 из республиканского бюджета Чувашской Республики на реализацию проектов по развитию общественной инфраструктуры Минсельхозом Чувашии направлено 64 208,5 тыс. рублей (67,1% от утвержденных назначений), Минстроем Чувашии - 2 518,8 тыс. рублей (14,4%).
По результатам контроля в 11 муниципальных районах за целевым и эффективным расходованием субсидий республиканского бюджета Чувашской Республикина реализацию проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах, Контрольно-счетной палатой Чувашской Республики выявлены факты:
- не обеспечения отдельными поселениями необходимого уровня софинансирования по условиям соглашений об использовании субсидий из республиканского бюджета за счет средств населения. В 2017 году администрацией Цивильского городского поселения Цивильского района при реализации проекта «Оборудование спортивной площадки для игровых видов спорта с детской площадкой» не обеспечен уровень софинансирования за счет средств населения в объеме 97,8 тыс. рублей (5,0%); в 2018 году администрациями Еметкинского сельского поселения не обеспечено софинансирование за счет внебюджетных источников на создание и благоустройство зоны отдыха в объеме 70,0 тыс. рублей (17,7%), Андреево-Базарского сельского поселения на ремонт грунтовой дороги - 90,0 тыс. рублей (20%), Карамышевского сельского поселения на ремонт водонапорной башни - 93,1 тыс. рублей (10%), Солдыбаевского сельского поселения Козловского района по проекту благоустройства кладбища -24,0 тыс. рублей (5%);
- расходования бюджетных средств на оплату фактически не выполненного объема работ по проектам, реализуемым администрациями Исаковского и Красноармейского сельских поселений Красноармейского района, на общую сумму 173,3 тыс. рублей, администрацией Цивильского городского поселения Цивильского района -33,5 тыс. рублей;
- неприменения мер ответственности за несоблюдение сроков исполнения работ по условиям заключенных контрактов (Чиричкассинское сельское поселение Цивильского района на сумму 27,3 тыс. рублей);
- осуществления закупок у единственного поставщика без включения их в план закупок на 2017 год администрациями 4 сельских поселений (Айбечского, Березовского, Кировского и Климовского) Ибресинского района;
- не достижения ожидаемых результатов реализации проектов по развитию местной инфраструктуры администрациями Крымзарайкинского (организация сбора ТБО) и Чувашско-Сорминского (строительство гаража для пожарной машины) сельских поселений Аликовского района, и как следствие факты неэффективного расходовании бюджетных средства на сумму 1 308,2 тыс. рублей.
- нарушений в части оформления объектов, созданных в рамках реализации проектов, основанных на местных инициативах, в муниципальную собственность поселений, а также отражения их в учете администрациями 10 сельских поселений (Акчикасинского сельского поселения Красночетайского района; Айбечинского, Березовского, Кировского и Климовского сельских поселений Ибресинского района; Еметкинского и Аттиковского сельских поселений Козловского района; Тугаевского, Асановского, Новочелны - Сюрбеевском сельских поселений Комсомольского района)».
Мониторинг за ходом реализации Указа Главы Чувашской Республики «О реализации на территории Чувашской Республики проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах», а также за расходованием бюджетных средств на указанные цели Контрольно-счетной палатой будет продолжен.