Контрольно-счетная палата Чувашской РеспубликиОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Анализ использования государственного имущества, сдаваемого в аренду учреждениями здравоохранения Чувашской Республики за 2016-2017 годы

Утвержден решением коллегии Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики

от «26» апреля 2018г. №12

 

Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ использования государственного имущества, сдаваемого в аренду учреждениями здравоохранения Чувашской Республики за 2016-2017 годы»

 

Основание для проведения мероприятия: пункт 4.13 плана работы Контрольно – счетной палаты Чувашской Республики.

Предмет мероприятия: эффективность использования имущества, находящегося в государственной собственности Чувашкой Республики.

Цель (цели) мероприятия:

- соблюдение порядка сдачи в аренду государственного имущества учреждениями здравоохранения; проверка правильности определения размера арендной платы за пользование имуществом учреждениями здравоохранения;

- проверка своевременности поступления арендных платежей от арендаторов за пользование государственным имуществом;

- анализ дебиторской задолженности по договорам аренды, работы проводимой учреждениями по ее снижению и проведения претензионно – исковой работы.

Объекты мероприятия: подведомственные учреждения Министерства здравоохранения Чувашской Республики.

Исследуемый период: 2016-2017 годы.

Сроки проведения мероприятия с 15.01.2018 по 13.04.2018.

Результаты мероприятия:

 

1. Анализ нормативно-правовых актов и иных распорядительных документов органов исполнительной власти Чувашской Республики, регулирующих порядок сдачи в аренду государственного имущества

 

В соответствии с действующим гражданским законодательством имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (статья 113 Гражданского кодекса Российской Федерации), государственные учреждения приобретают право оперативного управления на имущество, закрепленное собственником имущества (статья 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 295 Гражданского кодекса Российской Федерации предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

В силу статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации:

- автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

- бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.

- казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.

Аналогичные положения закреплены в федеральных законах от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Полномочия собственника от имени Чувашской Республики по управлению и распоряжению республиканским имуществом осуществляет Кабинет Министров Чувашской Республики непосредственно либо через уполномоченные им органы.

Уполномоченным органом, осуществляющим управление и распоряжение республиканским имуществом, а также координирующим в соответствии с действующим законодательством деятельность органов исполнительной власти Чувашской Республики в данной сфере, является Министерство юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики (далее - Минюст Чувашии).

В соответствии со статьей 5 Закона Чувашской Республики от 03.05.2001 № 12 «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Чувашской Республики» передача республиканского имущества в аренду, безвозмездное пользование, по иным договорам, предусматривающим переход прав владения и (или) пользования в отношении республиканского имущества, а также в залог осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики. При этом уполномоченный орган выступает от имени Чувашской Республики при проведении торгов, а также при заключении договоров аренды, безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении республиканского имущества, а также договора залога, за исключением случаев, передачи республиканского имущества в безвозмездное пользование без проведения конкурсов или аукционов на право заключения договора безвозмездного пользования.

Передача республиканского имущества в безвозмездное пользование осуществляется по решению Кабинета Министров Чувашской Республики в случае, если законодательством Российской Федерации допускается передача республиканского имущества в безвозмездное пользование без проведения конкурсов или аукционов на право заключения договора безвозмездного пользования.

Согласно пункту 6 Порядка передачи в аренду государственного имущества, закрепленного за автономными учреждениями Чувашской Республики, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30.10.2007 № 281 «О мерах по реализации Федерального закона «Об автономных учреждениях» и пункту 3 Порядка осуществления органами исполнительной власти Чувашкой Республики функций и полномочий учредителя бюджетного и казенного учреждений Чувашской Республики, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30.09.2010 № 322 «О порядке осуществления органами исполнительной власти Чувашской Республики функций и полномочий учредителя бюджетного и казанного учреждений Чувашской Республики», решение о передаче в аренду государственного имущества принимается самим учреждением по согласованию с отраслевым министерством, а также Минюстом Чувашии, путем направления в адрес учредителя пакета документов согласно перечню, утвержденному распоряжением Минимущества Чувашии от 01.12.2011 № 1255-р.

Порядок определения размера арендной платы за пользование имуществом, находящимся в государственной собственности Чувашской Республики, утвержден постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15.12.2011 № 580.

В соответствии со статьей 153 Гражданского кодекса Российской Федерации сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Согласно пункту 2 статьи 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом. В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» с заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон этого договора. Пунктом 2 статьи 651 ГК РФ договор аренды здания или сооружения подлежит государственной регистрации, если он заключен на срок не менее года. Договор считается заключенным с момента такой регистрации.

Доходы, полученные от сдачи имущества в аренду, а также приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетных и автономных учреждений.

В ходе проведения экспертно – аналитического мероприятия Контрольно – счетной палатой Чувашской Республики были направлены письменные запросы по представлению информации в адрес Министерства здравоохранения Чувашской Республики (далее - Минздрав Чувашии), Минюста Чувашии, 52 подведомственных учреждений здравоохранения Минздрава Чувашии, акционерного общества «Страховая компания Чувашия Мед» и иные организации. Кроме того, были проведены встречные проверки в учреждениях здравоохранения Чувашской Республики по вопросам соблюдения порядка сдачи в аренду государственного имущества, своевременности поступления арендных платежей от арендаторов.

На основании данных, поступивших от вышеперечисленных органов и организаций, Контрольно-счетной палатой проведен анализ, по результатам которого установлено следующее.

 

2. Соблюдение порядка сдачи в аренду государственного имущества учреждениями здравоохранения Чувашской Республики за 2016-2017 годы

 

Согласно информации от 25.01.2018 № 11/10-1051, поступившей от Минюста Чувашии, за проверяемый период от подведомственных учреждений здравоохранения поступило 637 обращений о согласовании передачи в аренду имущества государственными учреждениями, подведомственными Минздраву Чувашии, в том числе:

в 2016 году - 295 обращений, из них по 270 заключены договора аренды (или 91,5% от поступивших обращений), по 9 обращениям Минюстом Чувашии отказано в согласовании, по 16 - информация о заключении договоров аренды отсутствует;

в 2017 году - 342 обращения, из них по 324 – заключены договора аренды (или 94,7% от поступивших обращений), по 15 обращениям - проходит процедура подписания договора аренды и по 3 - отказано в согласовании.

В рамках проведенного анализа соблюдения требований ГК РФ и Порядка № 322 установлено, что 32 учреждениями здравоохранения заключено 174 договоров аренды на общую сумму 19 198,85 тыс. рублей, не прошедших процедуру согласования с Минюстом Чувашии (сведения по заключенным договорам приведены в приложение № 1) (п. 3.12).

Так, БУ ЧР «Городская детская больница № 3» Минздрава Чувашии из 44 договоров аренды, заключенных в период с 2016 по 2017 годы, не согласовано с Минюстом Чувашии 28 договоров (или 63,6%);

БУ ЧР «Республиканская станция скорой медицинской помощи» Минздрава Чувашии из 23 заключенных договоров аренды не согласовано 11 договоров (или 47,8%);

БУ ЧР «Вторая городская больница» Минздрава Чувашии из 27 заключенных договоров аренды не прошли процедуру согласования 11 договоров (или 40,7%);

БУ ЧР «Республиканская клиническая больница» Минздрава Чувашии из 54 заключенных договоров аренды не прошли процедуру согласования 14 договоров аренды (или 25,9%).

Таким образом, проведенный анализ показал, что в нарушение статей 295, 298, 606 ГК РФ подведомственными учреждениями здравоохранения Чувашской Республики допускаются случаи распоряжения имуществом, являющимся государственной собственностью Чувашской Республики без согласия собственника имущества – Минюста Чувашии.

Анализ данных, представленных учреждениями здравоохранения об использовании государственного имущества показал, что в нарушение статьи 5 Закона ЧР от 03.05.2011 № 12 за 2016-2017 годы отдельными учреждениями здравоохранения допущены случаи предоставления площадей для организации питания (буфеты); установки банкоматов, кофейных автоматов, автоматов для бахил в капсулах без оформления договоров аренды или договора услуг (заключались только договора на возмещение расходов по оплате коммунальных услуг).

Так, в ходе анализа и встречных проверок установлено, что отдельными бюджетными учреждениями с ОАО «Сбербанк России» заключены договора (дополнительные соглашения) о порядке выпуска и обслуживания международных карт для работников предприятия (организации), то есть фактически была заключена сделка между учреждениями и ОАО «Сбербанк России» по открытию работникам бюджетных учреждений счетов карт и выпуску карт для зачисления денежных средств (заработной платы, пособий и т.д.).

В соответствии с условиями заключенных соглашений учреждения приняли на себя обязанности безвозмездного предоставления площади Банку, необходимое для установки и эксплуатации банкомата на своей территории, а также по обеспечению внешней целостности и содержанию в чистоте внешних поверхностей банкомата, в случае нанесения ущерба банкомату - по возмещению Банку затрат на проведение ремонта банкомата, а при невозможности ремонта – его стоимости, указанной в акте приема-передачи, приняло на себя риск случайной гибели или случайной порчи банкомата и /или дополнительного оборудования. Фактически с момента подписания договора (соглашения) бюджетные учреждения добровольно принимают на себя все перечисленные выше обязанности, в соответствии с пунктом 1 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.

В соответствии со статьей 153 Гражданского кодекса Российской Федерации сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Таким образом, по мнению Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики имеет место факт передача государственного имущества Чувашской Республики без оформления договорных отношений и безвозмездно, без согласования с учредителем учреждения и собственником имущества. Соответственно действия должностных лиц учреждений привели к вышеперечисленным нарушениям нормативных правовых актов и созданию рисков несения расходов учреждением в случае порчи (утраты) оборудования (банкомата).

Факты предоставления государственного имущества без заключения договоров аренды (договора услуги) выявлены в следующих учреждениях здравоохранения:

БУ ЧР «Республиканская детская клиническая больница» Минздрава Чувашии:

ИП Г. - под размещение кофейного аппарата (2016-2017 г.г.);

ИП П. - под размещение кофейного аппарата (2016-2017 г.г.);

ИП К. - под размещение кофейного аппарата (2017 год);

ПАО «Сбербанк России» - под размещение банкомата (с 2009 года).

- АУ ЧР «Республиканский клинический онкологический диспансер» Минздрава Чувашии:

ПАО «Сбербанк России» - банкомат.

- БУ ЧР «Больница скорой медицинской помощи»:

ПАО «Сбербанк России» - размещены банкоматы по городу Чебоксары по следующим адресам: пр. Московский, 47; ул. Университетская, 24.

- БУ ЧР «Канашская центральная районная больница им. Ф.Г. Григорьева»:

ООО «Колос» под размещение буфета.

- БУ ЧР «Центральная городская больница»:

ПАО «Сбербанк России» - банкомат.

- БУ ЧР «Республиканский наркологический диспансер»:

ПАО АКБ «Авангард» под банкомат;

ИП Г. под кофе – автоматы по адресам: г. Чебоксары, ул. Пирогова д. 6 и г. Новочебоксарск, ул. Коммунистическая, д. 27, кор. 5.

- АУ ЧР «Городская стоматологическая поликлиника»:

ПАО «ВТБ 24» размещен банкомат по адресу: г. Чебоксары, пр. М. Горького, д. 11.

- БУ ЧР «Ядринская центральная районная больница им. К.В. Волкова» Минздрава Чувашии:

АО «Чувашская МСК» по выдаче медицинских полисов;

АО «СК«Чувашия – Мед» по выдаче полисов ОМС.

Аналогичные факты предоставления в пользование имущества без заключения договора аренды и предъявления стоимости понесенных затрат от предоставления коммунальных и прочих услуг, были выявлены в 2018 году при проверке БУ ЧР «Республиканская станция скорой медицинской помощи» Минздрава Чувашии, упущенная возможность получения дополнительных доходов за 2016-2017 годы составила в общей сумме 510,7 тыс. рублей.

На основании вышеизложенного исходя из средней (расчетной) стоимости аренды 1,0 кв.м. нежилого помещения (на основании данных учреждений здравоохранения, заключивших договора аренды), упущенная выгода в получении арендной платы от сдачи имущества в аренду за период с 2016 по 2017 г.г. по 9 учреждениям здравоохранения составила в общей сумме 802,0 тыс. рублей.

На основании сведений, поступивших от учреждений здравоохранения Чувашской Республики за 2016-2017 годы, 53 учреждения предоставляли имущество в аренду. Всего за указанный период заключено 525 договоров аренды, в том числе:

сроком менее года (11 месяцев 29 дней) – 475 договора, что составляет 90,1% от общего количества заключенных договоров;

сроком более года - 50 договоров или 9,5% от общего количества заключенных договоров.

Анализ показал, что учреждениями здравоохранения в 2016-2017 г.г. в основном заключались договора аренды государственного имущества на срок менее одного года (90,1%) и тем самым договора не проходили процедуру регистрации. Вместе с тем, учреждениями здравоохранения при заключении договоров аренды менее одного года упущена возможность ежегодной корректировки размера арендной платы с учетом изменения среднегодового индекса потребительских цен на товары и услуги.

Одновременно, заключая договора аренды сроком менее одного года, учреждениями здравоохранения ежегодно затрачивались финансовые средства на определение рыночной стоимости 1,0 кв.м. для составления отчетов об определении рыночной стоимости размера арендной платы за пользование объектами аренды, установленные НМЦД аренды при проведении аукционов.

Кроме того, заключение таких договоров приводит к тому, что по окончании срока их действия, отдельные подведомственные учреждения продолжают сдавать в аренду помещения на условиях ранее заключенных договоров, то есть без определения рыночной стоимости и заключения договора аренды. Такие факты были выявлены в ходе контрольного мероприятия в БУ ЧР «Республиканская станция скорой медицинской помощи» Минздрава Чувашии при проверке вопроса по использованию имущества. Так, по состоянию на 01.02.2018 по 6-ти (из 23) заключенных БУ ЧР «Республиканская станция скорой медицинской помощи» Минздрава Чувашиидоговоров аренды объектов недвижимости сроки действия договоров были завершены, в том числе:

ООО «Эффективная система здравоохранения» предоставлены в аренду нежилые помещения площадью 46,4 кв. м (г. Чебоксары, ул. Гладкова, д. 2) и 56,9 кв.м. (г. Чебоксары, пр. 9-ой Пятилетки, д. 10);

ИП А.- нежилые помещения площадью 87,1 кв.м (г. Чебоксары, ул. Гладкова, д.2 под общепит) и 168,8 кв.м (г. Чебоксары, ул. Гладкова, д. 2, под автосервис);

ООО «Шашлычный двор» - нежилое помещение площадью 59,7 кв.м. (г. Чебоксары, ул. Гладкова, д. 2,под офис);

ИП М. - нежилое помещение площадью 49,1 кв.м (г. Чебоксары, ул. Гладкова, д. 2, под магазин).

Аналогичное нарушение выявлено и вБУ ЧР «Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы», где не была начислена арендная плата ИП Р. по договору от 23.11.2016 № 371 за период с 23.11.2016 по 31.12.2016 в сумме 11,0 тыс. рублей.

Таким образом, вышеизложенные факты указывают, что учреждениями здравоохранения систематически в нарушение статьей 298, 606 ГК РФ предоставлялось в аренду республиканское имущество без согласия собственника, без заключения договора аренды (услуг), получение соответствующих доходов в размере рыночной стоимости.

 

 

 

2.1 Анализ средней стоимости годового размера арендной платы

 

Анализ средней стоимости годового размера арендной платы за 1,0 кв. м. за 2016-2017 годы показал, что наибольшей средней размер 19,5 тыс. рублей сложился при сдаче в аренду компаниям сотовой связи (ПАО «Мобильные ТелеСистемы» – 24,6 тыс. рублей, ПАО «Мегафон» - 18,3 тыс. рублей, ОАО «Вымпел-Коммуникации» - 18,3тыс. рублей, ООО «Т2 Мобайл» - 17,6 тыс. рублей, ООО «Нэт Бай Нэт Холдинг» - 18,8 тыс. рублей).

В то же время, при анализе средней стоимости 1,0 кв.м., сдаваемого в аренду (ПАО «МТС») учреждениями здравоохранения, находящимися в городе Чебоксары установлено, что стоимость 1,0 кв.м.под размещение оборудования мобильные телесистемы (арендатор ПАО «МТС») по городу Чебоксары в 2016 году составляла 14,5 тыс. рублей, в 2017 году – 11,5 тыс. рублей. Сведения о стоимости 1,0 кв.м. арендной платы за 2016-2017 г.г. по арендатору ПАО «МТС», в разрезе бюджетных учреждений здравоохранения города Чебоксары приведен в таблице №1.

Таблица № 1

№ 

п/п

Наименование Учреждения

Площадь

(кв.м.)

2016 год

2017 год

Стоимость 1 кв.м

(тыс. рублей)

Годовой размер арендной платы (тыс. рублей)

Стоимость 1 кв.м

(тыс. рублей)

Годовой размер арендной платы (тыс. рублей)

 

БУ ЧР «Республиканский центр медицинской профилактики, лечебной физкультуры и спортивной медицины»

6,6

11,9

78,6

-

-

 

БУ ЧР «Городская клиническая больница № 1»

14,2

16,6

236,3

16,9

240,8

 

БУ ЧР «Центральная городская больница»

9,0

-

-

2,3

20,5

 

БУ ЧР «Республиканский клинический госпиталь для ветеранов войны»

10,0

-

-

15,3

153,5

 

Итого:

39,8

х

314,9

х

414,8

 

Данный анализ свидетельствует о том, что сдача в аренду одному и тому же арендатору в пределах города Чебоксары производилась по разной стоимости. Наиболее высокая стоимость 1,0 кв.м. аренды в 2017 году сложилась в БУ ЧР «Городская клиническая больница № 1» (в сумме 16,9 тыс. рублей), а минимальная стоимость 1,0 кв.м. аренды в БУ ЧР «Центральная городская больница» - 2,3 тыс. рублей.

 

2.2. Анализ поступления арендной платы и возмещение коммунальных (эксплуатационных) расходов от предоставления имущества в аренду за 2016-2017 годы

 

В проверяемом периоде учреждениями здравоохранения получено доходов от сдачи имущества в аренду на общую сумму 54 003,1 тыс. рублей, в том числе:

за 2016 год - 24 018,66 тыс. рублей;

за 2017 год - 29 099,07 тыс. рублей.

По состоянию на 01.01.2016 по данным Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (форма 0503769) по счету 205.21 «Расчеты по доходам» у

30 учреждений здравоохранения числилась дебиторская задолженность по средствам, полученным от внебюджетной деятельности по договорам аренды в общей сумме 4 524,5 тыс. рублей.

Наибольшая дебиторская задолженность по договорам аренды числится по следующим учреждениям здравоохранения:

- БУ ЧР «Республиканская станция скорой помощи» Минздрава Чувашии - 1 522,0 тыс. рублей (или 33,6% от общей суммы задолженности);

- БУ ЧР «Городская больница № 3» Минздрава Чувашии - 228,9 тыс. рублей (или 5,1% от общей суммы задолженности);

- БУ ЧР «Новочебоксарский медицинский центр» Минздрава Чувашии – 216,6 тыс. рублей (или 4,8% от общей суммы задолженности);

- БУ ЧР «Алатырская психиатрическая больница» Минздрава Чувашии – 168,6 тыс. рублей (или 3,72% от общей суммы задолженности);

- БУ ЧР «Городская клиническая больница № 1» Минздрава Чувашии – 1 355,3 тыс. рублей (или 30% от общей суммы задолженности).

По состоянию на 01.01.2017 по данным Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (форма 0503769) по счету 205.21 «Расчеты по доходам» дебиторская задолженность по средствам, полученным от внебюджетной деятельности по договорам аренды у 33 учреждений здравоохранения числилась в сумме 4 402,5 тыс. рублей, или по сравнению с задолженностью на 01.01.2016 снизилась на сумму 122,0 тыс. рублей. Наибольшая сумма задолженности числится по следующим подведомственным учреждениям здравоохранения:

- БУ ЧР «Городская клиническая больница № 1» Минздрава Чувашии – 1 430,1 тыс. рублей;

- БУ ЧР «Республиканская станция скорой помощи» Минздрава Чувашии – 1 273,7 тыс. рублей;

- БУ ЧР «Ибресинская центральная районная больница» Минздрава Чувашии – 259,2 тыс. рублей;

- БУ ЧР «Алатырская психиатрическая больница» Минздрава Чувашии – 270,4 тыс. рублей.

По состоянию на 01.01.2018 по данным Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (форма 0503769) по счету 205.21 «Расчеты по доходам» дебиторская задолженность по договорам аренды у 31 учреждений здравоохранения (или 58% от общего количества учреждений) числится в общей сумме 3 636,9 тыс. рублей, и по сравнению с задолженностью на 01.01.2017 уменьшилась на сумму 765,6 тыс. рублей.Наибольшая сумма задолженности числится по следующим учреждениям здравоохранения:

- АУ ЧР «Республиканский клинический онкологический диспансер» Минздрава Чувашии – 204,9 тыс. рублей (что составляет 5,6% от общей суммы задолженности);

- БУ ЧР «Городская клиническая больница № 1» Минздрава Чувашии – 621,3 тыс. рублей (что составляет 17,1% от общей суммы задолженности);

- БУ ЧР «Республиканская станция скорой помощи» Минздрава Чувашии – 1 378,0 тыс. рублей (что составляет 37,9% от общей суммы задолженности);

- БУ ЧР «Алатырская психиатрическая больница» Минздрава Чувашии – 235,7 тыс. рублей (что составляет 6,5% от общей суммы задолженности).

Таким образом, в ходе анализа дебиторской задолженности учреждений здравоохранения по заключенным договорам аренды за период с 01.01.2016 по 01.01.2018, установлены факты у 58% учреждений здравоохранения наличия задолженности, в том числе в значительных размерах за одними и теми же учреждениями здравоохранения: БУ ЧР «Республиканская станция скорой помощи» Минздрава Чувашии, БУ ЧР «Алатырская психиатрическая больница» Минздрава Чувашии, БУ ЧР «Городская клиническая больница № 1» Минздрава Чувашии.

Кроме того анализ структуры дебиторской задолженности по арендной плате БУ ЧР «Республиканская станция скорой медицинской помощи» по состоянию на 01.01.2018 показывает, что из общей суммы 1 378,0 тыс. рублей просроченная задолженность более 1 мес. – 1 265,9 тыс. рублей. Основная доля просроченной дебиторской задолженности по арендной плате приходится на ИП Г. 909,4 тыс. рублей (71,8%) нереальной к взысканию.

Одновременно в ходе проведения экспертно-аналитического мероприятия проведен анализ дебиторской задолженности по возмещению коммунальных и эксплуатационных платежей (по счету 205.31) от сдачи в аренду государственного имущества за 2017 год по 50 подведомственным учреждениям здравоохранения (приложение № 2).

По состоянию на 01.01.2017 числилась дебиторская задолженность у 24 бюджетных учреждений в сумме 1 604,7 тыс. рублей; по состоянию на 01.01.2018 дебиторская задолженность числилась у 28 учреждений здравоохранения (или 52,8% от общего количества подведомственных учреждений здравоохранения) на сумму 4 316,2 тыс. рублей (или рост в 2,7 раза). В то же время, ранее в ходе контрольных мероприятий установлено, что оплата коммунальных услуг за арендаторов нежилых помещений фактически производится в рамках государственного задания учреждений здравоохранения либо за счет собственных средств, тем самым создаются риски нецелевого использования бюджетных средств учреждениями здравоохранения по возмещению коммунальных платежей за переданные в пользование нежилые помещения.

Основная доля дебиторской задолженности по возмещению коммунальных и эксплуатационных платежей числится по следующим учреждениям:

- БУ ЧР «Республиканская станция скорой медицинской помощи» Минздрава Чувашии в сумме 2 940,1 тыс. рублей;

- БУ ЧР «Шумерлинский ММЦ» Минздрава Чувашии - 472,3 тыс. рублей;

- БУ ЧР «Аликовская ЦРБ» Минздрава Чувашии – 146,6 тыс. рублей.

В ходе проведения экспертно-аналитического мероприятия также были выявлены факты несвоевременного возмещения коммунальных и эксплуатационных услуг.

Так, по данным бухгалтерского учета (оборотно-сальдовая ведомость по счету 205.31) БУ ЧР «Больница скорой медицинской помощи» за 2016 год за ПАО «Сбербанк России» по договору возмещения коммунальных услуг от 12.01.2016 № б/н числилась задолженность в сумме 7,3 тыс. рублей, за 2017 год – 4,0 тыс. рублей.БУ ЧР «Канашская центральная районная больница им. Ф.Г. Григорьева» за 2017 год по договору по возмещению коммунальных услуг от 01.01.2017 № 80 за ООО «Колос» числилась задолженность - 5,1 тыс. рублей; БУ ЧР «Центральная городская больница заПАО «Сбербанк России» по договору от 10.08.2016 № 32-01/16-59 числилась задолженность за 2016 год в сумме 14,8 тыс. рублей (погашена в 2017 году); БУ ЧР «Ядринская центральная районная больница им. К.В. Волкова» Минздрава Чувашии(далее - БУ ЧР «Ядринская ЦРБ») за 2016 год числилась задолженность за ОАО «Чувашия-Мед» в сумме 2,2 тыс. рублей и за АО «Чувашская МСК» - 1,1 тыс. рублей, за 2017 год за ОАО «Чувашия-Мед» - 2,2 тыс. рублей, у АО «Чувашская МСК» - 2,2 тыс. рублей и другие.

Кроме того, анализ информации предоставленной бюджетными учреждениями в ходе экспертно-аналитического мероприятия, встречных проверок 5 бюджетных учреждений здравоохранения и контрольные мероприятия по одному учреждению здравоохранения показывают, что при наличии задолженности, несвоевременной уплаты коммунальных платежей и арендной платы пени за нарушение сроков по договорам не предъявлялись, претензионная работа в полном объеме не проводилась или проводилась несвоевременно.

Таким образом, проведенный анализ показал, что подведомственными учреждениями здравоохранения неэффективно используется республиканская собственность и не установлен должный контроль за полнотой поступления арендных платежей и платежей компенсационного характера (коммунальных (эксплуатационных) платежей), что способствует возникновению рисков нецелевого использования бюджетных средств при оплате коммунальных платежей и образования просроченной дебиторской задолженности с последующим ее списанием с баланса учреждений.

 

2.3. Результаты проведения выборочных выездных проверок в учреждения здравоохранения

 

В ходе проведения экспертно-аналитического мероприятия специалистами Контрольно-счетной палаты проведены выборочные выездные проверки в учреждениях здравоохранения. По результатам проведенных выездных проверок установлено следующее.

 

БУ ЧР «Ядринская ЦРБ» Минздрава Чувашии по адресу: Чувашская Республика, г. Ядрин, ул. Комсомольская, дом 15

 

По запросу Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики от 15.01.2018 № 03-18/50 БУ ЧР «Ядринская ЦРБ» Минздрава Чувашии представлена информация, согласно которой за 2016-2017 г.г. дебиторская и кредиторская задолженности по арендной плате не числится. Однако, по данным Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (форма 0503769) по состоянию 01.01.2017 по счету 205.21 числилась дебиторская задолженность по договорам аренды в сумме 35,6 тыс. рублей и кредиторская задолженность – 5,8 тыс. рублей, по состоянию на 01.01.2018 дебиторская задолженность числилась в сумме 50,8 тыс. рублей, а кредиторская задолженность - 159,8 тыс. рублей.

Таким образом, БУ ЧР «Ядринская ЦРБ» Минздрава Чувашии допущено искажение информации, представленной в Контрольно-счетную палату.

По данным БУ ЧР «Ядринская ЦРБ» Минздрава Чувашии по состоянию на 24.01.2018 было заключено 5 договоров аренды. В ходе осмотра помещений больницы установлено 3 факта использования государственного имущества различными организациями, без оформления арендных отношений, в том числе:

1. На первом этаже здания при входе установлен банкомат ПАО «Сбербанк России». В помещении, отведенном под банкомат (по данным техпаспорта площадь помещения составляет 2,40 кв.м. на 1,60 кв.м.), доступ для сотрудников БУ ЧР «Ядринская ЦРБ» Минздрава Чувашии запрещен, помещение полностью использует ПАО «Сбербанк России». Договор аренды с арендатором отсутствует, коммунальные платежи (электроэнергия) не возмещаются. Исходя из исчисленной средней стоимости годового размера арендной платы под размещение банкомата ПАО «Сбербанк России» в сумме 3,1 тыс. рублей за 1 кв.м., упущенная выгода по сдаче имущества в аренду за период с 2016 по 2017 год по БУ ЧР «Ядринская ЦРБ» Минздрава Чувашии составила (расчетно) в общей сумме 24,9 тыс. рублей

2. В нежилом помещении № 3 общей площадью 12,6 кв.м., расположенном на первом этаже здания БУ «Ядринская ЦРБ» Минздрава Чувашии находится АО «Чувашская МСК», которая осуществляет выдачу медицинских полисов. Договор аренды с АО «Чувашская МСК» не заключен. С указанным арендатором заключен только договор от 25.04.2017 № 76 на возмещение коммунальных и эксплуатационных расходов.

Таким образом, за период 2016-2017 годы БУ «Ядринская ЦРБ» неправомерно предоставлено в аренду республиканское имущество и упущена выгода в получении арендной платы (расчетно) в сумме 40,9 тыс. рублей.

В ходе экспертно – аналитического мероприятия между БУ «Ядринская ЦРБ» и АО «Чувашская МСК» заключен договор аренды от 09.02.2018 № 39 с годовой стоимостью арендной платы в сумме 20,5 тыс. рублей.

3. В нежилом помещении № 2 общей площадью 12,9 кв.м., расположенном на первом этаже здания БУ «Ядринская ЦРБ» Минздрава Чувашии, на момент осмотра находилось АО «СК «Чувашия - Мед», которая осуществляла выдачу медицинских полисов ОМС. Договор аренды отсутствует. С указанным арендатором заключен только договор от 10.04.2017 № 56 по возмещению коммунальных и эксплуатационных расходов.

В ходе экспертно – аналитического мероприятия между БУ «Ядринская ЦРБ» и АО «СК «Чувашия - Мед» заключен договор аренды от 09.02.2018 № 28, с годовым размером арендной платы в сумме 20,9 тыс. рублей.

Таким образом, БУ ЧР «Ядринская ЦРБ» неправомерно предоставлено в аренду республиканское имущество и упущена выгода в получении арендной платы от сдачи в аренду помещения АО «СК «Чувашия-Мед» без заключения договора аренды государственного имущества за период 2016 по 2017 годы составила в сумме 41,9 тыс. рублей.

Кроме того, проверкой выявлено, что в нарушение пункта 2 Порядка № 580 и пункта 3.2. договора аренды от 17.12.2012 № 1, заключенного с ООО «Многофункциональный центр» Созвездие» на нежилое помещение в здании Хочашевской больницы общей площадью 2 257,12 кв.м., находящееся по адресу: Чувашская Республика, Ядринский район, д. Алешкино, ул. Садовая 19, для организации санаторно- курортного отдыха для населения на период с 01.01.2013 до 31.12.2023 года, (годовым размером арендной платы в сумме 306,9 тыс. рублей)

В нарушение Порядка № 580 БУ ЧР «Ядринская ЦРБ» Минздрава Чувашии в 2016-2017 годах не произведена корректировка размера арендной платы с учетом изменения среднегодового индекса потребительских цен на товары и услуги, установленного в прогнозе социально - экономического развития Чувашской Республики на текущий год.

Также установлено, что в нарушение п. 3.1. договора аренды от 17.12.2012 №1 ООО «МЦ «Созвездие» за период с 01.01.2017 по 22.11.2017 нарушены сроки перечисления арендной платы, поскольку оплата производилась не ежемесячно. Однако, в нарушение п.4.1.1 договора аренды от 17.12.2012 № 1 БУ ЧР «Ядринская ЦРБ» Минздрава Чувашии не осуществлялось начисление пени за каждый день просрочки оплаты арендной платы в размере 0,1% от суммы недоимки.

Согласно расчету Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики, размер пени, подлежащей предъявлению арендатору за указанный период, составил в общей сумме 58,9 тыс. рублей, в том числе за 2016 год – 25,8 тыс. рублей и за 2017 год – 33,2 тыс. рублей.

Кроме того, в нарушение пункта 3.3. дополнительного соглашения от 01.12.2013 № 1 к договору от 17.12.2012 № 1 арендатор в проверяемом периоде не возмещал арендодателю налог на имущество и землю в общей сумме 13,8 тыс. рублей, по 6,9 тыс. рублей за каждый год (налог на имущество – 5,2 тыс. рублей за год и налог на землю 1,7 тыс. рублей за год).

По состоянию на 01.01.2018 за БУ ЧР «Ядринская ЦРБ» Минздрава Чувашии числится кредиторская задолженность в сумме 158,1 тыс. рублей в пользу ООО «МЦ «Созвездие», поскольку арендатор оплатил авансовые платежи.

 

БУ ЧР «Республиканский наркологический диспансер» Минздрава Чувашии (далее – БУ «Республиканский наркологический диспансер»)

 

По запросу Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики от 15.01.2018 № 03-18/50 БУ ЧР «Республиканский наркологический диспансер» представлена информация, согласно которой за 2016-2017 г.г. дебиторская и кредиторская задолженности по договорам аренды не числится. Согласно Сведениям по дебиторской и кредиторской задолженности (форма 0503769) по состоянию на 01.01.2017 по счету 205.21 числилась дебиторская задолженность в сумме 16,4 тыс. рублей и кредиторская - 6,2 тыс. рублей, по состоянию на 01.01.2018 дебиторская задолженность числилась в сумме 11,2 тыс. рублей.

Таким образом, БУ ЧР «Республиканский наркологический диспансер» допущено искажение представленной информации.

По данным БУ ЧР «Республиканский наркологический диспансер» по состоянию на 12.03.2018 договора оказания услуг не заключались.

В ходе осмотра помещений больницы установлено 2 факта использования государственного имущества различными организациями без оформления арендных отношений.

1. В фойе здания БУ ЧР «Республиканский наркологический диспансер», расположенного по адресу: г. Чебоксары, ул. Пирогова, д. 6 установлен банкомат ПАО АКБ «Авангард» для обеспечения получения работниками учреждения наличных денежных средств (занимаемая площадь ориентировочно составляет 1,0 кв.м.).

Договора оказания услуг за период 2016-2017 годов БУ ЧР «Республиканский наркологический диспансер» не заключены. Кроме того, по данным БУ ЧР «Республиканский наркологический диспансер» счета на оплату по возмещению коммунальных платежей не начислялись.

2. В фойе здания диспансерного – поликлинического отделения № 1 по адресу: г. Чебоксары ул. Пирогова, д.6 на площади 1,0 кв.м. и в фойе первого этажа структурного подразделения (корпус 5), расположенного по адресу г. Новочебоксарск, ул. Коммунистическая, д. 27 на площади 1,0 кв.м. размещаются аппараты по продаже кофе (ИП Г.).

БУ ЧР «Республиканский наркологический диспансер» были заключены с ИП Г. договор возмездного оказания услуг на возмещение коммунальных и эксплуатационных расходов:

от 09.01.2016 № 15 в общей сумме 37,5 тыс. рублей;

от 09.01.2017 № 18 в общей сумме 39,6 тыс. рублей.

В то же время, в Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности (форма 0503769) по счету 205.31 «Расчеты по возмещению коммунальных платежей» начисления по возмещению коммунальных платежей не отражены и соответственно в бухгалтерском учете не учитывались.

БУ ЧР «Республиканский наркологический диспансер» допущено нарушение требований части 3 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» предусматривающей, что первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных.

Таким образом, БУ ЧР «Республиканский наркологический диспансер» допущено искажение бухгалтерской отчетности по счету 205.31 «Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг» в 2016 году на сумму 37,5 тыс. рублей (или 0,001% от общей суммы начисленной дебиторской задолженности) и в 2017 году – 39,6 тыс. рублей (или 0,001% от общей суммы начисленной дебиторской задолженности).

Договора аренды на государственное имущество с ИП Г. в проверяемом периоде не заключались.

Таким образом, БУ ЧР «Республиканский наркологический диспансер» неправомерно предоставлены помещения в аренду ИП Г. и ПАО АКБ «Авангард». Вместе с тем, упущена выгода в получении арендной платы от сдачи имущества в аренду и возмещения коммунальных платежей за период с 2016 по 2017 годы в общей сумме 77,1 тыс. рублей.

 

БУ ЧР «Новочебоксарская городская больница» Минздрава Чувашии

 

По запросу Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики от 15.01.2018 № 03-18/50 БУ ЧР «Новочебоксарская городская больница» Минздрава Чувашии представлена информация, согласно которой за 2016-2017 г.г. дебиторская и кредиторская задолженность по договорам аренды не числится. Однако согласно Сведениям по дебиторской и кредиторской задолженности (форма 0503769) по состоянию на 01.01.2017 по счету 205.21 числилась дебиторская задолженность в сумме 16,7 тыс. рублей. По состоянию на 01.01.2018 дебиторская задолженность числилась в сумме 0,8 тыс. рублей.

Таким образом, БУ ЧР «Новочебоксарская городская больница» Минздрава Чувашии допущено искажение представленной информации и преднамеренное скрытие дебиторской задолженности по договорам аренды и возмещению коммунальных услуг.

По данным БУ ЧР «Новочебоксарская городская больница» Минздрава Чувашии по состоянию на 26.03.2018 было заключено 16 договоров аренды. В ходе осмотра помещений больницы установлен 1 факт использования государственного имущества без оформления арендных отношений.

Учреждением без заключения договора аренды в здании главного хирургического корпуса с операционным блоком по адресу: г. Новочебоксарск, ул. Пионерская, д. 20, корп.1. ООО «Росвендинг» предоставлена площадь 1,0 кв.м. под размещение автомата по продаже бахил.

По договору от 04.02.2016 годовой размер возмещения коммунальных и эксплуатационных расходов за предоставление помещения площадью 1,0 кв.м. под размещение автомата по продаже бахил определен в сумме 5,8 тыс. рублей или 487,30 рублей в месяц. По данным БУ ЧР «Новочебоксарская городская больница» Минздрава Чувашии за 2016-2017 г.г. дебиторской задолженности по возмещению коммунальных платежей не числится.

Таким образом, Учреждением неправомерно предоставлено в аренду республиканское имущество и упущена выгода по получению арендной платы по предоставленному помещению ООО «Росвендинг» за 11 месяцев 29 дней в размере 7,5 тыс. рублей.

 

БУ ЧР «Центральная городская больница» Минздрава Чувашии

 

По запросу Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики от 15.01.2018 № 03-18/50 БУ ЧР «Центральная городская больница» Минздрава Чувашии представлена информация, согласно которой за 2016-2017 г.г. дебиторская и кредиторская задолженность по договорам аренды не числится. Однако согласно Сведениям по дебиторской и кредиторской задолженности (форма 0503769) по состоянию 01.01.2017 по счету 205.21 числилась дебиторская задолженность в сумме 20,5 тыс. рублей, кредиторская задолженность не числилась, по состоянию на 01.01.2018 дебиторская задолженность отражена в сумме 45,2 тыс. рублей и кредиторская задолженность в сумме 2,4 тыс. рублей.

Таким образом, БУ ЧР «Центральная городская больница» Минздрава Чувашии допущено искажение представленной информации и преднамеренное скрытие дебиторской задолженности по договорам аренды и возмещению коммунальных услуг.

БУ ЧР «Центральная городская больница» Минздрава Чувашии по состоянию на 21.03.2018 было заключено 14 договоров аренды.

По результатам проверки фактов предоставления в аренду республиканского имущества без заключения договорных отношений не установлено. В то же время, проверкой выявлено, что по условиям 6 заключенных договоров аренды предусмотрено возникновение правоотношений на арендуемые помещения, ранее даты заключения договора аренды. В результате заключения таких договоров аренды у арендаторов (без согласования собственника государственного имущества) неправомерно возникает право пользования и распоряжения республиканским имуществом, в том числе по заключенным договорам:

- от 12.01.2016 № 05-А с ПАО «ВымпелКом» под размещение на асфальтовом покрытии (замощения – литера 1), расположенном на территории, прилегающей к зданию гаража (литера Г) по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Энгельса, д. 24 оборудования базовой станции сотовой связи, сроком 11 месяцев 29 дней. Согласно п. 1.5 условия договора аренды распространяются на правоотношения, возникшие между сторонами с 07.09.2015;

- от 10.02.2015 № 04-А с ФГБУ «Российский медицинский научно-производственный центр «Росплазма» Федерального медико-биологического агентства» на нежилые помещения № 11 общей площадью 25,0 кв.м., расположенное в кирпичном подвале 4-хэтажного кирпичного здания с кирпичным подвалом (литера Е1) и № 14 общей площадью 16,5 кв.м., расположенные в цокольном этаже трехэтажного кирпичного здания с кирпичным цокольным этажом (литера А,А1) по адресу: г. Чебоксары, пр. Ленина, д. 47 в целях осуществления деятельности по заготовке плазмы для функционирования, сроком аренды 11 месяцев 29 дней. В соответствии с п. 1.6 условия договора аренды распространяются на правоотношения, возникшие между сторонами с 01.01.2015;

- от 20.01.2017 № 09-А с ПАО «МТС» в Чувашской Республике на нежилое помещение № 2 площадью 9,3 кв.м., расположенное на техническом этаже помещения № 4 по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, пер. Ягодный, д. 2 для размещения оборудования базовой станции сотовой связи, сроком аренды 11 месяцев 29 дней. В соответствии с п. 1.6 условия договора аренды распространяются на правоотношения, возникшие между сторонами с 21.01.2016;

- от 20.05.2016 № 04-А с ФГБУ «Российский медицинский научно-производственный центр «Росплазма» Федерального медико-биологического агентства» на нежилые помещения № 11 общей площадью 25,0 кв.м., расположенного в кирпичном подвале 4-хэтажного кирпичного здания с кирпичным подвалом (литера Е1), № 14 общей площадью 16,5 кв.м., расположенного в цокольном этаже трехэтажного кирпичного здания с кирпичным цокольным этажом (литера А, А1) по адресу: по адресу: г. Чебоксары, пр. Ленина, д. 47 в целях осуществления деятельности по заготовке плазмы для функционирования, сроком аренды 11 месяцев 29 дней. В соответствии с п. 1.6 условия договора аренды распространяются на правоотношения, возникшие между сторонами с 01.01.2016;

- от 13.05.2016 № 02-А с ООО «Эльфарм» на нежилые помещения № 8,9 общей площадью 12,1 кв.м., расположенные на первом этаже 5-этажного кирпичного здания (литер А) с кирпичным подвалом (пом.№2) по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Короленко, д. 14 для размещения аптечного пункта, сроком аренды 11 месяцев 29 дней. В соответствии с п. 1.6 условия договора аренды распространяются на правоотношения, возникшие между сторонами с 01.10.2015;

- от 29.01.2016 № 06-А с ИП А. на нежилые помещения № 62,63, расположенные на первом этаже трехэтажного кирпичного здания (литера В, В1) с кирпичным подвалом общей площадью 70,8 кв.м. по адресу: г. Чебоксары, пр. Ленина, д. 47 в целях организации общественного питания (без реализации алкогольной продукции и пива), сроком аренды 11 месяцев 29 дней. В соответствии с п. 1.6 условия договора аренды распространяются на правоотношения, возникшие между сторонами с 21.11.2015.

Контрольно-счетная палата отмечает, что согласно условиям заключенных договоров аренды (пункт 2.5.7) при несвоевременном возвращении арендованного объекта в связи с истечением срока договора, предусмотрено возмещение убытков учреждению за все время фактического пользования.

Вместе с тем в соответствии с частью 2 статьи 655 ГК РФ при прекращении договора аренды арендованное помещение должно быть возвращено арендодателю.

В связи с вышеизложенным, по мнению Контрольно-счетной палаты, в условиях договора аренды учреждением неправомерно включен пункт 2.5.7, противоречащий нормам ГК РФ, и приводит к использованию арендатором имущества после завершения срока действия договора аренды (то есть без прохождения установленной процедуры оформления договорных отношений).

Кроме того, было установлено 5 фактов заключения договоров аренды с арендаторами на новый срок, на основании отчета об оценке рыночной стоимости годового размера арендной платы, использованного при заключении ранее заключенных договоров аренды с нижеуказанными арендаторами:

- от 14.03.2017 № 06-А с ИП А. на общую площадь 70,8 кв.м.;

- от 12.01.2016 № 05-А с ПАО «Вымпелком» на общую площадь 31,2 кв.м.;

- от 14.03.2017 № 3-А с ООО «Здоровое питание» на общую площадь 171,8 кв.м.;

- от 29.01.2016 № 06-А с ИП А. на общую площадь 70,8 кв.м.;

- от 21.06.2016 № 08-А с АО «СК «Чувашия-Мед» на общую площадь 12,8 кв.м.

Таким образом, БУ ЧР «Центральная городская больница» Минздрава Чувашии заключены договора аренды с нарушением статьи 8 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», предусматривающей обязательное проведение оценки имущества при определении стоимости объектов оценки в целях их передачи в аренду.

В ходе выборочной проверки своевременности перечисления арендной платы арендаторами установлено, что в нарушение пункта 3.1. договоров аренды государственного имущества, арендаторами арендная плата перечисляется несвоевременно. В то же время учреждение не воспользовалось правом, предусмотренным пунктом 4.1.2 договоров аренды государственного имущества и не предъявило арендаторам пени за допущенную задержку исполнения договорных обязательств по арендной плате за период 2016-2017 годы в общей сумме 14,8 тыс. рублей.

По состоянию на 01.01.2018 у Учреждения числилась дебиторская задолженность по арендной плате в общей сумме 45,1 тыс. рублей и по возмещению арендаторами коммунальных услуг - 321,3 тыс. рублей.

Однако Учреждением претензионные письма в адрес арендаторов по погашению задолженности по арендной плате не направлялись.

 

БУ ЧР «Канашская центральная районная больница им. Ф.Г. Григорьева» Минздрава Чувашии

 

По запросу Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики от 15.01.2018 № 03-18/50 БУ ЧР «Канашская центральная районная больница им. Ф.Г. Григорьева» Минздрава Чувашии представлена информация, согласно которой за 2016-2017 г.г. дебиторская и кредиторская задолженности по договорам аренды не числится. Однако согласно Сведениям по дебиторской и кредиторской задолженности (форма 0503769) по состоянию 01.01.2017 по счету 205.21 числилась дебиторская задолженность в сумме 57,1 тыс. рублей, кредиторская задолженность не числилась, по состоянию на 01.01.2018 дебиторская задолженность отражена в сумме 51,9 тыс. рублей, кредиторская задолженность не числилась.

Таким образом, БУ ЧР «Канашская центральная районная больница им. Ф.Г. Григорьева» Минздрава Чувашии допущено искажение представленной информации и преднамеренное сокрытие наличия реальной дебиторской задолженности по договорам аренды и возмещению коммунальных услуг.

По данным БУ ЧР «Канашская центральная районная больница им. Ф.Г. Григорьева» Минздрава Чувашии по состоянию на 09.04.2018 было заключено 8 договоров аренды.

В ходе осмотра помещений больницы установлено 2 факта использования государственного имуществабез оформления договорных отношений и без согласования с собственником имущества ООО «Колос», в лице генерального директора П. для реализации кулинарных изделий, в том числе:

- нежилое помещение общей площадью 3,64 кв.м., находящееся в помещении здании поликлиники, расположенное по адресу: Чувашская Республика, Канашский район, с. Шихазаны, ул. М. Сеспеля, д. 15.

- нежилое помещение площадью 3,0 кв. м, находящееся в помещении здания хирургического корпуса, расположенное по адресу: Чувашская Республика, Канашский район, с. Шихазаны, ул. В.П.Епифанова, д. 12.

Таким образом, БУ ЧР «Канашская центральная районная больница им. Ф.Г. Григорьева» Минздрава Чувашии неправомерно предоставлено в аренду республиканское имущество и упущена выгода получения дохода за предоставленные нежилые помещения ООО «Колос» (из расчета стоимости за 1 кв.м. в сумме 170 рублей) в общей сумме 33,2 тыс. рублей, в том числе в 2016 году- 6,1 тыс. рублей и в 2017 году – 27,1 тыс. рублей.

БУ ЧР «Канашская центральная районная больница им. Ф.Г. Григорьева» Минздрава Чувашии с ООО «Колос» были заключены договора возмещения коммунальных и эксплуатационных услуг от предоставления в пользование вышеуказанных помещений:

- договор возмещения коммунальных услуг от 01.01.2017 № 80 с годовым размером возмещения коммунальных и эксплуатационных расходов в сумме 16,1 тыс. рублей (за период с 01.01.2017 по 31.12.2017) на нежилое помещение общей площадью 3,64 кв.м.,

- договора возмещения коммунальных услуг от 01.01.2016 № б/н на сумму 13,5 тыс. рублей и от 01.01.2017 № 79 на сумму 13,4 тыс. рублей за пользование нежилым помещением площадью 3,0 кв. м, находящееся в помещении здания хирургического корпуса, расположенное по адресу: Чувашская Республика, Канашский район, с. Шихазаны, ул. В.П.Епифанова, д. 12.

Проверкой выявлено, что возмещение коммунальных и эксплуатационных услуг ООО «Колос» осуществлялось несвоевременно. Так, по данным бухгалтерского учета по состоянию на 01.01.2018 задолженность по договору по возмещению коммунальных услуг от 01.01.2017 № 80 ООО «Колос» составляла 5,1 тыс. рублей.

При этом установлено, что БУ ЧР «Канашская центральная районная больница им. Ф.Г. Григорьева» Минздрава Чувашии несвоевременно предъявлялись ООО «Колос» счета-фактуры к возмещению коммунальных и эксплуатационных услуг. При предусмотренном п. 3.1 договора ежемесячном предъявлении счета-фактуры к возмещению коммунальных и эксплуатационных расходов не позднее 25-ого числа текущего месяца, выявлены факты предъявления к возмещению стоимости услуг за январь, февраль, март 2017 года на общую сумму 5,5 тыс. рублей лишь 13.04.2017, что свидетельствует об отсутствии заинтересованности Учреждения в своевременных платежах.

В ходе выборочной проверки своевременности перечисления арендной платы арендаторами установлено, что в нарушение п. 3.1. договоров аренды государственного имущества, арендаторами арендная плата перечислялась несвоевременно.

Так, по договору аренды от 10.01.2017 № 1 с ООО «УК ЖКХ» «Канашская», предусматривалась ежемесячная оплата до 10-го числа текущего месяца за предоставление нежилых помещений № 3,4,5,6,9 общей площадью 55,7 кв.м., расположенных в одноэтажном сборно-щитовом здании отделения функциональной диагностики (литера В) для использования под офис, с годовым размером арендной платы в сумме 64,9 тыс. рублей.

Однако, ввиду несвоевременной уплаты арендной платы по состоянию на 01.01.2018 за ООО «УК ЖКХ «Канашская» числилась дебиторская задолженность в сумме 50,3 тыс. рублей. Претензионная работа по взысканию задолженности с ООО «УК ЖКХ «Канашская» не велась.

БУ ЧР «Канашская центральная районная больница им. Ф.Г. Григорьева» не воспользовалось своим правом, предусмотренным п. 4.1.1 договоров аренды и не предъявило арендаторам пени за период 2016-2017 годы за допущенную задержку исполнения договорных обязательств по арендной плате в сумме 20,3 тыс. рублей и возмещению коммунальных услуг в сумме 14,2 тыс. рублей.

Кроме того, проверкой установлено, что БУ ЧР «Канашская центральная районная больница им. Ф.Г. Григорьева» недоначислена и не предъявлена арендная плата за пользование государственным имуществом ИП П. за предоставленное в аренду нежилое помещение № 2 общей площадью 40,0 кв.м., расположенное в одноэтажном кирпичном здании гаража (лит.А) по адресу: Чувашская Республика, Канашский район, с. Шихазаны, ул. М. Сеспеля, д. 15а для использования под буфет (договор аренды от 16.08.2016 № 9). По данным акта сверки взаиморасчетов за 2016 год Учреждением начислена арендная плата по договору аренды в размере 69,4 тыс. рублей, тогда как согласно расчету годового размера арендной платы за пользование имуществом, находящимся в государственной собственности Чувашской Республики - в сумме 75,7 тыс. рублей (без НДС.)

Так же установлено, что учреждение не воспользовалось своим правом и не предъявлено ИП П. пени за период 2016-2017 годы за допущенную задержку исполнения договорных обязательств по арендной плате в сумме 3,2 тыс. рублей и возмещению коммунальных платежей в сумме 1,6 тыс. рублей. Фактов использования имущества не в соответствии с целями указанными в договорах аренды не установлено.

 

Выводы и предложения по результатам проведенного экспертно-аналитического мероприятия:

 

1. В проверяемом периоде учреждениями здравоохранения получено доходов от сдачи имущества в аренду на общую сумму 54 003,1 тыс. рублей, в том числе:

за 2016 год в сумме 24 018,66 тыс. рублей;

за 2017 год в сумме 29 099,07 тыс. рублей.

2. Внарушение статей 295, 298, 606 ГК РФ 32 подведомственными учреждениями здравоохранения Чувашской Республики заключено 174 договора аренды на общую сумму 19 198,85 тыс. рублей, которые не прошли процедуру согласования с собственником имущества.

3. В нарушение статьи 5 Закона ЧР от 03.05.2011 № 12 в проверяемом периоде 9 учреждениями здравоохранения допущены случаи предоставления площадей для организации питания (буфеты), банкоматы, кофейные автоматы, автоматы для бахил в капсулах без оформления договоров аренды и договоров на оказание услуг (заключались только договора на возмещение расходов по оплате коммунальных услуг) и созданию рисков несения расходов учреждением в случае порчи (утраты) оборудования (банкомата). Упущенная выгода в получении арендной платы от сдачи имущества в аренду за период с 2016 по 2017 г.г. по 9 учреждениям здравоохранения в общей сумме 802,0 тыс. рублей.

4. В общем объеме заключенных договоров аренды наибольший удельный вес (90,1%) составляют договора аренды, заключенные на срок менее одного года, в результате чего договора аренды не проходили процедуру регистрации в Управлении Росреестра по Чувашской Республике. В то же время, проверкой установлены факты сдачи в аренду помещений после завершения срока действия договора на условиях ранее заключенных договоров аренды.

В связи с заключением договоров аренды сроком менее одного года учреждениями здравоохранения упущена возможность ежегодной корректировки размера арендной платы с учетом изменения среднегодового индекса потребительских цен на товары и услуги, установленного в прогнозе социально-экономического развития Чувашской Республики на текущий год и одновременно приводит к возникновению дополнительных затрат, связанных с проведением обязательной оценки рыночной стоимости.

5. По состоянию на 01.01.2018 у подведомственных Минздраву Чувашии учреждений здравоохранения числилась дебиторская задолженность:

- по поступлению арендной платы в общей сумме 3 636,9 тыс. рублей (58% учреждений здравоохранения);

- по возмещению коммунальных и эксплуатационных расходов (у 52,8% учреждений здравоохранения) в общей сумме 4 316,2 тыс. рублей (рост дебиторской задолженности по коммунальным платежам по сравнению с 2017 годом составляет 2,7 раза), вместе с тем, ранее в ходе контрольных мероприятий установлено, что оплата коммунальных услуг за арендаторов нежилых помещений фактически производится в рамках государственного задания учреждений здравоохранения либо за счет собственных средств, тем самым создаются риски нецелевого использования бюджетных средств учреждениями здравоохранения по возмещению коммунальных платежей за переданные в пользование нежилые помещения.

6. Проведенный анализ показал, что подведомственными учреждениями здравоохранения неэффективно используется республиканская собственность, не установлен должный контроль за полнотой поступления арендных платежей и платежей компенсационного характера (коммунальных (эксплуатационных) платежей), а также за несвоевременное взыскание пеней, что способствует возникновению рисков нецелевого использования бюджетных средств при оплате коммунальных платежей и образования просроченной дебиторской задолженности с последующим ее списанием с баланса учреждений.

7. Выборочными выездными проверками 5 бюджетных учреждений (без учета ранее выявленных в ходе контрольных мероприятий нарушений в БУ «Республиканская станция скорой медицинской помощи» Минздрава Чувашии и БУ ЧР «Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы» Минздрава Чувашии) здравоохранения установлены следующие нарушения в использовании государственного имущества:

- допущено искажение, запрашиваемой информации и преднамеренное сокрытие наличия реальной дебиторской задолженности по арендной плате и возмещению коммунальных услуг;

- сдача в аренду государственного имущества без заключения договоров аренды. Упущенная выгода в получении дохода от предоставления в аренду нежилых помещений за 2016-2017 годы составила 206,9 тыс. рублей;

- не предъявлены пени за несвоевременное осуществление арендных платежей и коммунальных услуг на общую сумму 113,6 тыс. рублей;

- выявлены факты возникновения правоотношений на арендуемые помещения, ранее даты заключения договора аренды по 7 заключенным договорам аренды, что приводит к неправомерному возникновению права пользования и распоряжения республиканским имуществом, в том числе по заключенным договорам;

- наличие в договоре аренды условия о возмещении убытков учреждению за все время фактического пользования при несвоевременном возвращении арендованного объекта в связи с истечением срока договора аренды, приводит к неправомерному использованию арендатором имущества после завершения срока действия договора аренды (то есть без прохождения установленной процедуры оформления договорных отношений).

- допущено нарушение требований части 3 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» предусматривающей, что первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни.

8. Минздравом Чувашии не соблюдаются требования статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации по осуществлению внутреннего финансового контроля за деятельностью подведомственных учреждений.

 

Предложения:

 

1. Направить отчет о проведенном экспертно-аналитическом мероприятии в Минздрав Чувашии для рассмотрения, принятия мер и осуществления контроля за деятельностью подведомственных учреждений в части распоряжения государственным имуществом, переданным в оперативное управление.

2. Направить отчет в Минюст Чувашии для принятия мер в рамках своих полномочий.

3. Минздраву Чувашии, Минюсту Чувашии в целях эффективности использования республиканского имущества подведомственными учреждениями здравоохранения и недопущения дебиторской задолженности по платежам изучить целесообразность (нецелесообразность):

- заключения договоров аренды сроком менее одного года;

- выработать совместное решение по предоставлению в пользование (в аренду) нежилых помещений площадью меньше 10,0 кв.м.;

- предусмотреть возможность внесения авансовых платежей за предоставленные нежилые помещения по договорам аренды и договорам услуг;

- возможность арендаторам заключать прямые договора с ресурсообеспечивающими организациями за потребляемые ресурсы по помещениям, переданным в пользование.

4. Минздраву Чувашии усилить контроль по недопущению фактов использования подведомственными учреждениями республиканского имущества без оформления договорных отношений и обеспечить принятия мер по снижению сумм дебиторской задолженности по арендной плате и возмещению коммунальных (эксплуатационных) платежей.

Яндекс.Метрика

 

Система управления контентом
428004, г. Чебоксары, Президентский бульвар, 10
Телефон: (8352) 62-13-83
Факс: (8352) 62-40-57
E-Mail: kcp@cap.ru
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика