Контрольно-счетная палата Чувашской РеспубликиОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка администрирования отдельных неналоговых доходов и наличия дебиторской задолженности в Министерстве природных ресурсов и экологии Чувашской Республики за 2017 год»

Отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка администрирования отдельных неналоговых доходов и наличия дебиторской задолженности в Министерстве природных ресурсов и экологии Чувашской Республики за 2017 год»

 

1. Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 2.22 плана работы Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики на 2018 год и распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики на проведение контрольного мероприятия от 04.07.2018 № 30.

2. Предмет контрольного мероприятия: нормативные правовые акты и другие документы, подтверждающие администрирования отдельных неналоговых доходов и наличия дебиторской задолженности.

3. Объекты контрольного мероприятия: Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики.

4.  Проверяемый период деятельности: 2017 год.     

5.  Срок проведения контрольного мероприятия: с 09 по 20 июля 2018 года.

6. Краткая характеристика проверяемой сферы формирования отдельных неналоговых доходов и дебиторской задолженности:

 

Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики (далее - Минприроды Чувашии) является органом исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющим полномочия в области лесных отношений, водных отношений, государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня, охраны и использования объектов животного мира, а также водных биологических ресурсов, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в том числе переданные полномочия Российской Федерации в указанных областях, а также в области природопользования, организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на территории Чувашской Республики и действует на основании Положения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 21.10.2015 № 370 «Вопросы Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики».

В ходе данного контрольного мероприятия проверено поступление платы за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части, превышающей минимальный размер платы по договорам купли-продажи лесных насаждений и по договорам купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд.

Всего на территории Чувашской Республики создано и действует 11 лесничеств, в том числе:

Бюджетное учреждение Чувашской Республики «Алатырское лесничество»;

Бюджетное учреждение Чувашской Республики «Вурнарское лесничество»;

Бюджетное учреждение Чувашской Республики «Ибресинское лесничество»;

Бюджетное учреждение Чувашской Республики «Канашское лесничество»;

Бюджетное учреждение Чувашской Республики «Кирское лесничество»;

Бюджетное учреждение Чувашской Республики «Мариинско-Посадское лесничество»;

Бюджетное учреждение Чувашской Республики «Чебоксарское лесничество»;

Бюджетное учреждение Чувашской Республики «Шемуршинское лесничество»;

Бюджетное учреждение Чувашской Республики «Шумерлинское лесничество»;

Бюджетное учреждение Чувашской Республики «Ядринское лесничество».

 

7. По результатам контрольного мероприятия установлено следующее:

 Согласно Приложению 3к Закону Чувашской Республики 

«О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» главным администратором доходов за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, по договорам купли-продажи является Минприроды Чувашии.

 В соответствии с Положением об отделе лесопользования и воспроизводства лесов Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики (далее - Отдел) от 05 августа 2011 года на Отдел с возложены определенные задачи и функции, в том числе:

- проведение аукционов по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений для осуществления заготовки древесины для обеспечения государственных нужд, а также заготовки елей и (или) деревьев других хвойных пород для новогодних праздников в исключительных случаях, установленных Законом Чувашской Республики «Об исключительных случаях заготовки древесины и деревьев хвойных пород на основании договоров купли-продажи лесных насаждений»;

- организует заключение с гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд;

- ведет работу по начислению, учету и контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в соответствующий бюджет, пеней и штрафов по ним и т.д.;

Согласно отчета об исполнении бюджета главного распорядителя (Форма по ОКУД 0503127) на 1 января 2018 года поступление платы за использование лесов составила в общей сумме 22 230,9 тыс. рублей, в том числе:

- плата за использование лесов,расположенных на землях лесного фонда,в части, превышающей минимальный размер платы по договорам купли-продажи лесных насаждений (код дохода 112 04013 02 0000 120) в сумме 10 490,6 тыс. рублей;

 - плата за использование лесов,расположенных на землях лесного фонда,в части, превышающей минимальный размер арендной платы (код дохода 112 04014 02 0000 120) в сумме 1 882,8 тыс. рублей;

- плата за использование лесов,расположенных на землях лесного фонда,в части платы по договорам купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд (код дохода 112 04015 02 0000 120) в сумме 9 857,5 тыс. рублей.

Приказом Минприроды Чувашии от 31.12.2015 № 1319 утверждено Положение об аукционной комиссии Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики по проведению аукционов на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений.

 

Плата за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части, превышающей минимальный размер платы по договорам купли-продажи лесных насаждений

В соответствии с частью 6 статьи 76Лесного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2015 № 1320 утверждена методика расчета коэффициента для определения расходов на обеспечение проведения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Минприроды Чувашии в 2017 году         провело аукционы на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений в объеме 95 680 куб.м. Всего по итогам аукционов заключено 73 договора купли-продажи лесных насаждений в объеме 53 056 куб.м. или 55,5% от общего объема лесных насаждений. Таким образом, аукционы по продаже лесных насаждений в объеме 42 624 куб.м. или 44,5% от общего объема древесины, признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок на участие в аукционе.

Всего 2017 году Отделом за право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда, в части, превышающей минимальный размер платы по договорам купли-продажи лесных насаждений, по итогам состоявшийся аукционов заключено 73 договора купли-продажи насаждений на общую сумму 13 227,1 тыс. рублей, в том числе подлежащие поступлению в республиканский бюджет Чувашской Республики в сумме 10 490,6 тыс. рублей. При этом начальная цена в данных аукционах составила 7 086,6 тыс. рублей. Экономическая эффективность от реализации в 2017 году по договорам купли-продажи лесных насаждений составила 6 140,5 тыс. рублей или 186,6%.

Всего в 2017 году в 73 аукционах по продаже лесных насаждений с общим запасом вырубаемой древесины в размере 53 056 куб.м. приняло участие 234 субъекта. При этом в 31 аукционе приняло участие только по 1 субъекту (единственный участник) на общую сумму 3 856,2 тыс. рублей или 29,2% (из них в республиканский бюджет – 2 738,5 тыс. рублей или 26,1% от общей сумму поступивших средств) с запасом вырубаемой древесины в размере 31 948 куб.м. или 60,2% от общего запаса вырубаемой древесины, в том числе:

Авруйское участковое лесничество – 6 договоров (из 6) с единственным участником на общую сумму 15,2 тыс. рублей с общим запасом вырубаемой древесины 2 082 куб.м.;

Кирское участковое лесничество – 7 договоров (из 8) с единственным участником на общую сумму 1 936,8 тыс. рублей с общим запасом вырубаемой древесины 13 356 куб.м.

Выборочной анализ показал, что в Гартовском участковом лесничестве всего проведено 9 аукционов на общую сумму 2 980,7 тыс. рублей (в том числе республиканский бюджет 2 730,7 тыс. рублей) с общим запасом вырубаемой древесины 7 381 куб.м и в 7 аукционах приняло участие два и более субъекта. При этом, в аукционе, в котором принял участие только один субъект, сумма договора составила 1 101,3 тыс. рублей (в том числе республиканский бюджет 1 036,5 тыс. рублей) или 36,7% от общей суммы по данному участковому лесничеству с общим запасом вырубаемой древесины 4 766 куб.м. (64,6% от общего запаса реализованной древесины по Гартовскому участковому лесничеству).

Всего в 2017 году в 73 аукционах победителями признано 36 участника. При этом семь участников (становились победителями в четырех и более аукционах) заключили с Минприроды Чувашии 34 договора купли-продажи лесных насаждений (46,6% от общего количество договоров) на общую сумму 5 782,2 тыс. рублей (из них республиканский бюджет 4 452,8 тыс. рублей или 42,4% от общей суммы поступлений). То есть, семь контрагентов заключили 34 договора купли-продажи лесных насаждений на общую сумму 5 782,2 тыс. рублей с общим запасом древесины 31 030 куб.м. или 58,5% от общего объема лесных насаждений, в том числе:

ИП Вашуркин А.В. (единственный участник) – 4 договора на общую сумму 10,6 тыс. рублей, в том числе республиканский бюджет – 2,8 тыс. рублей. Общий запас вырубаемой древесины – 1 684 куб.м. Все 4 участка с лесными насаждениями находятся на территории Авруйского участкового лесничества;

ИП Дмитриева О.Е. (в трех аукционах единственный участник) - 4 договора на общую сумму 46,1 тыс. рублей, в том числе республиканский бюджет – 1,5 тыс. рублей. Общий запас вырубаемой древесины – 2 763 куб.м. Все 4 участка с лесными насаждениями находятся на территориях Безднинского и Первомайского участковых лесничеств;

ИП Жегалин И.В. - 4 договора на общую сумму 395,9 тыс. рублей, в том числе республиканский бюджет – 229,6 тыс. рублей. Общий запас вырубаемой древесины – 1 748 куб.м. Все 4 участка с лесными насаждениями находятся на территории Порецкого участкового лесничества;

ИП Кайнов К.В. - 4 договора на общую сумму 213,3 тыс. рублей, в том числе республиканский бюджет – 123,4 тыс. рублей. Общий запас вырубаемой древесины – 1 195 куб.м. Все 4 участка с лесными насаждениями находятся на территории Порецкого участкового лесничества;

ИП Харламова Т.А. - 4 договора на общую сумму 439,3 тыс. рублей, в том числе республиканский бюджет – 349,3 тыс. рублей. Общий запас вырубаемой древесины – 1 387 куб.м. Все 4 участка с лесными насаждениями находятся на территории Кирского участкового лесничества;

ИП Сычаева Л.Н. - 6 договоров на общую сумму 1 274,7 тыс. рублей, в том числе республиканский бюджет – 1 201,2 тыс. рублей. Общий запас вырубаемой древесины – 956 куб.м. Все 6 участка с лесными насаждениями находятся на территории Порецкого участкового лесничества;

ООО «Континенталь» - 8 договоров на общую сумму 3 402,3 тыс. рублей, в том числе республиканский бюджет – 2 544,9 тыс. рублей. Общий запас вырубаемой древесины – 21 297 куб.м. или 40,1% от общего объема запаса вырубаемой древесины. Все 8 участков с лесными насаждениями находятся на территориях Кирского, Атратского, Булинского и Гартовского участковых лесничеств.

Отдельно необходимо отметить, что из 73 аукционов только в 15 рост от начальной цены составил более, чем в два раза. Общая сумма заключенных договоров купли-продажи по итогам вышеуказанных 15 аукционов составила 7 431,4 тыс. рублей, что на 6 052,2 тыс. рублей или в 5,4 раза больше начальной цены (1 379,2 тыс. рублей).

В ходе контрольного мероприятия Минприроды Чувашии представлены расчеты начальной цены стоимости лесных насаждений, обеспечивающие проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Выборочная проверка правильности расчета и применение коэффициентов для определения начальной цены стоимости лесных насаждений для проведения аукционов по продаже прав на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в соответствии с утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2015 № 1320 (Методика расчета коэффициента для определения расходов на обеспечение проведения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов), нарушений не выявила.

 

Плата за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части, превышающей минимальный размер платы по договорам купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд

В соответствии со статьей 30 Лесного кодекса Российской Федерации граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд. Граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.

Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 02.04.2015 № 169 утвержден порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд, осуществляемой на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.

В проверяемом периоде (в 2017 году) Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2015 № 1178 утвержден типовой договор купли-продажи лесных насаждений.

В соответствии с частью 4 статьи 77 Лесного кодекса Российской Федерации и Законом Чувашской Республики от 19.07.2007 № 48 «О порядке использования лесов гражданами для собственных нужд», постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27.03.2013 № 114 утвержден Порядок заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд.

В соответствии пункта 4 Порядка заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, граждане подтверждают необходимость заготовки ликвидной древесины для собственных нужд следующими документами:

- для возведения или ремонта индивидуального жилого дома -копии разрешения на строительство и правоустанавливающего документа, подтверждающего право собственности заявителя на жилой дом;

- для возведения и ремонта иных строений - копия правоустанавливающего документа, подтверждающего право собственности заявителя на земельный участок, на котором предполагаются возведение и ремонт иных строений и выписка из похозяйственной книги, заверенная органом местного самоуправления.

Согласно статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений относится установление для граждан ставок платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд.

 Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 07.03.2017 № 78 установлены ставки платы для граждан по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 41.4 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации.

Выборочная проверка правильности применения ставок платы для граждан по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 07.03.2017 № 78, нарушений не выявила.

Минприроды Чувашии на 2017 год приказом от 09 января 2017 года утверждено распределение лесного фонда по рубкам спелых и перестойных насаждений для заготовки гражданами древесины для собственных нужд по муниципальным районам и городским округам Чувашской Республики в объеме 111,6 тыс. куб.м.

 Всего в 2017 году Отделом на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, расположенных на землях лесного фонда, в части минимального размера платы по договорам купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, с физическими лицами заключено 2 698 договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд на общую сумму 9 857,5 тыс. рублей с запасом вырубаемой древесины 87 801 куб.м., что составляет 78,7% от утвержденного запаса распределенного лесного фонда.

Всего в 2017 году по договорам купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд (2 698 шт.) поступило 9 857,5 тыс. рублей (Общий запас вырубаемой древесины – 87 801 куб.м.).

В 2017 году наибольшее поступление (80,9% от общей суммы поступлений) в республиканский бюджет платы за использование лесов, составило за счет купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, расположенных на территории четырех лесничеств, в том числе:

Алатырское лесничество – 415 договоров на общую сумму 1 408,6 тыс. рублей (14,3% от общей суммы поступлений), с запасом вырубаемой древесины – 12 153 куб.м. или 13,8% от общего запаса вырубаемой древесины;

Ибресинское лесничество – 279 договоров на общую сумму 1 347,2 тыс. рублей (13,7% от общей суммы поступлений), с запасом вырубаемой древесины – 10 435 куб.м. или 11,9% от общего запаса вырубаемой древесины;

Шемуршинское лесничество – 475 договоров на общую сумму 3 478,8 тыс. рублей (35,3% от общей суммы поступлений), с запасом вырубаемой древесины – 19 871 куб.м. или 22,6% от общего запаса вырубаемой древесины;

Шумерлинское лесничество – 475 договоров на общую сумму 1 741,9 тыс. рублей (17,7% от общей суммы поступлений), с запасом вырубаемой древесины – 16 417 куб.м. или 18,7% от общего запаса вырубаемой древесины.

В соответствии со статьей 5 Закона Чувашской Республики        «О порядке использования лесов гражданами для собственных нужд» нормативы для возведения индивидуального жилого дома - 100 кубических метров один раз на семью или одиноко проживающего гражданина, из них до 50 процентов древесины хвойных пород.

Для учета граждан, воспользовавшихся правом использовать древесину для собственных нужд, в Минприроды Чувашии на автоматизированном рабочем месте установлен программный продукт «Реестр договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд». В данном программном продукте ведется учет всех граждан, заключивших договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд.

Согласно данным Минприроды Чувашии в 2017 году по 92 договорам из 2 698 договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд объем запаса вырубаемой древесины, передаваемой в распоряжение покупателя (физического лица), составляет 100 и более куб.м. Общий объем запаса вырубаемой древесины по данным 92 договорам составляет 10 623 куб.м. (12,1% от общего объема запас вырубаемой древесины) на общую сумму 809,2 тыс. рублей, из них на возведение индивидуальных жилых домов (18 договоров купли-продажи) в объеме 1 364 куб.м., на возведение иных строений – 4 217 куб.м., на ремонт индивидуальных жилых домов и иных строений - 3 856 куб.м.

Наибольшее количество заключенных договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, где предметом договора является приобретение 100 и более куб.м. лесных насаждений, в Вурнарском лесничестве.

 В ходе проверки договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в Вурнарском лесничестве (Авруйское, Вурнарское, Калининское участковые лесничества) установлено, что всего в 2017 году по 324 договорам купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд продано 9 443 куб.м. При этом, по 36 договорам купли-продажи общий запаса вырубаемой древесины 4 353 куб.м. (от 100 до 215 куб.м.) или 46,1% от общего запаса вырубаемой древесины (9 443 куб.м.).

 

Согласно пункту 4.1 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации, статье 6.1 Закона Чувашской Республики «О порядке использования лесов гражданами для собственных нужд» и пункту 16 типового договора купли-продажи лестных насаждений для собственных нужд, древесина, заготовленная гражданами для собственных нужд, не может отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами.

В соответствии с предметом договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд (пункт 1), заключенных Минприроды Чувашии с гражданами в 2017 году, Продавец обязуется передать лесные насаждения в собственность Покупателя для собственных нужд (возведение, ремонт жилых и иных строений, отопление). Несоблюдение условий использования древесины, а также её нецелевое использование образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно: использование лесов с нарушением условий договора купли-продажи лесных насаждений. Также, согласно условиям договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд за отчуждение или передачу другому лицу древесины предусмотрена неустойка в размере 10-кратой стоимости заготовленной древесины. При этом уплата неустоек не освобождает граждан от выполнения обязательств, предусмотренных договором купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд.

В соответствии со статьей 7 Закона Чувашской Республики «О порядке использования лесов гражданами для собственных нужд» уполномоченный орган (Минприроды Чувашии) осуществляет контроль и учет только за заготовкой древесины гражданами для собственных нужд.

Согласно пункту 15 типового договора продажи лесных насаждений для собственных нужд Покупатель (гражданин) обязан:

а) внести плату в порядке, установленном Договором;

б) принять лесные насаждения, местоположение которых указано в пункте 2 Договора, по акту приема-передачи лесных насаждений, согласно приложению № 4 к Договору в течение 10 дней после внесения платы в полном объеме;

в) соблюдать правила заготовки древесины, правила ухода за лесами, правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, утвержденные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

г) выполнять лесосечные работы в соответствии с технологической картой лесосечных работ;

д) осуществлять складирование заготовленной древесины в местах, предусмотренных технологической картой лесосечных работ;

е) обеспечить вывоз древесины в срок, установленный Договором;

ж) осуществлять своевременное выполнение работ по очистке лесосеки от порубочных остатков в соответствии с Договором, правилами заготовки древесины, правилами ухода за лесами, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, а также порядком проведения лесосечных работ, утвержденным в соответствии с законодательством Российской Федерации;

з) не допускать уничтожения или повреждения граничных, квартальных, лесосечных и других столбов и знаков;

и) проводить лесовосстановительные работы за свой счет, если при осуществлении заготовки древесины в нарушение условий Договора уничтожен подрост или деревья, кустарники и лианы, не подлежащие рубке;

к) после завершения работ по заготовке древесины в течение 3 дней, но не позднее окончания срока действия Договора, информировать Продавца об окончании указанных работ и необходимости проведения осмотра лесосеки;

л) соблюдать требования, установленные частью 4.1 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации;

м) не препятствовать осуществлению Продавцом учета древесины, заготовленной на основании Договора;

н) осуществлять учет заготовленной древесины до ее вывоза из леса, за исключением заготовки елей и (или) деревьев других хвойных пород для новогодних праздников;

о) выполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

 

Анализ нормативных правовых документов, регламентирующих продажу лесных насаждений для собственных нужд показал, что в Чувашской Республике:

 - отсутствует утвержденный механизм (подход), позволяющий осуществлять эффективный контроль за целевым использованием гражданами древесины, заготовленной для собственных нужд, в том числе не разработаны форма отчетности об использовании гражданами древесины, приобретенной по договорам купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в части возведения индивидуального жилого дома.    

В нормативных правовых документах не предусмотрены обязательства граждан, приобретающих лесные насаждения на личные нужды, отчитываться перед Минприроды Чувашии об использовании древесины в соответствии с условиями заключенных договоров купли-продажи (Раздел I «Предмет договора»). В Разделе I «Предмет договора» определено целевое назначение использования древесины, который граждане обязаны исполнять (возведение, ремонт жилых и иных строений, отопление).

- отсутствие сроков (нормативов) в течении какого времени граждане (Покупатели) обязуются использовать древесину на возведение индивидуального жилого дома, указанные в договорах купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, увеличивает коррупционные риски;

- у Минприроды Чувашии отсутствуют полномочия самостоятельно проводить контрольные мероприятия в части целевого использования гражданами древесины на соответствие условиям, указанным в договорах купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд. Таким образом, в  2017 году Минприроды Чувашии самостоятельно контрольные мероприятия в части целевого использования гражданами древесины на соответствие условиям, указанным в договорах купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, не проводило.

Однако, необходимо отметить, что Минприроды Чувашии совместно с Министерством внутренних дел по Чувашской Республике в проверяемом периоде проведена проверка целевого использования гражданами древесины. Фактов нецелевого использования гражданами древесины, приобретенной по договорам купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд (возведение, ремонт жилых и иных строений, отопление), не установлено.

Отсутствие механизма контроля за целевым использованием древесины, приобретенной гражданами по договорам купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, и отсутствие полномочий у Минприроды Чувашии самостоятельно осуществлять контроль и оперативно реагировать в случае обнаружения нарушений, проводит к рискам отчуждения или передачи другому лицу древесины для последующего использования в коммерческих целях.

Необходим отметить, что в 2017 году Минприроды Чувашии, в лице Казенного учреждения Чувашской Республики «Лесная охрана» Минприроды Чувашии, за нарушение правил использования леса, составило 204 протокола с составом административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на общую сумму штрафов 248,0 тыс. рублей (с возмещением суммы нанесенного ущерба в сумме 126,9 тыс. рублей), в том числе: 2 на юридические лица, 7 на индивидуальных предпринимателей, 25 на должностных лиц и 170 на граждан, за нарушения условий договора купли-продажи (аренды) лесных насаждений, только в части ухода за лесами (работ по очистке лесосеки), выполнения правил пожарной безопасности в лесах, правил санитарной безопасности в лесах, правила заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов.

 

При этом, Контрольно-счетной палатой Чувашской Республики проведен анализ нормативных правовых документов, регламентирующих порядок осуществления контроля за целевым использованием гражданами древесины, в том числе утвержденную отчетность ряда субъектов Российской Федерации, расположенных в Приволжском федеральном округе. Анализ показал, что в других субъектах Российской Федерации утверждаются нормативные правовые акты, регламентирующие порядок осуществления контроля за целевым использованием гражданами древесины, приобретенной по договорам купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, в том числе и формы отчетности предоставления информации об использовании древесины в качественном и количественном выражении в части возведения индивидуальных жилых домов.

 

Дебиторская задолженность по платежам за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда.

На 1 января 2018 года (Форма по ОКУД № 0503169) дебиторская задолженность контрагентов перед Минприроды Чувашии по счет 1 205 00 000 «Расчеты по доходам» составила 37 254,0 тыс. рублей (28 контрагентов), в том числе по счетам:

1 205 21 000 «Расчеты по доходам от операционной аренды» в сумме 21 940,9 тыс. рублей, из них «Плата за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части, превышающей минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений» – 2 517,7 тыс. рублей, и «Плата за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части, превышающей минимальный размер арендной платы» - 19 423,2 тыс. рублей;

1 205 41 000 «Расчеты с плательщиками сумм принудительного изъятия» в сумме 15 313,1 тыс. рублей, из них «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение водного законодательства, установленное на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, налагаемые исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации» – 643,0 тыс. рублей и «Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации» - 14 670,1 тыс. рублей.

На 1 января 2017 года (Форма по ОКУД № 0503169) дебиторская задолженность контрагентов перед Минприроды Чувашии по счет 1 205 00 000 «Расчеты по доходам» составляла 44 205,5 тыс. рублей, в том числе по счетам «1 205 21 000» в сумма 28 757,7 тыс. рублей и «1 205 41 000» в сумме 15 433,8 тыс. рублей.

В течении 2017 года дебиторская задолженность по счету «1 205 00 000» снизилась на 6 951,5 тыс. рублей или на 15,7%, в том числе по счету «1 205 21 000» на 6 816,8 тыс. рублей или на 23,7% и по счету «1 205 41 000» на 120,7 тыс. рублей или на 0,8%.

В ходе контрольного мероприятии проверено наличие дебиторской задолженности, образовавшейся за оказание услуг по использованию лесов, расположенных на землях лесного фонда. Согласно отчетным данным Минприроды Чувашии, дебиторская задолженность на 1 января 2018 года по счету 1 205 21 000 составила 22 128,6 тыс. рублей, в том числе 21 940,9 тыс. рублей - плата за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда.

На момент проведения контрольного мероприятия 5 должников полностью погасили дебиторскую задолженность, перед Минприроды Чувашии на общую сумму 104,6 тыс. рублей.

Проверка дебиторской задолженности показала, что по 5 контрагентам общая сумма задолженности за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, составила 19 138,6 тыс. рублей (10 договоров), или 86,5% от общей сумму задолженности (22 128,6 тыс. рублей).

При этом, вышеуказанные 5 контрагентов с 2015 по 2017 годы исключены из ЕГРЮЛ в соответствии с пунктом 2 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. То есть, юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. При этом решение о предстоящем исключении юридического лица не принимается при наличии у регистрирующего органа сведений о возбуждении производства по делу о банкротстве юридического лица, о проводимых в отношении юридического лица процедурах, применяемых в деле о банкротстве.

Кроме того, установлен факт того что, имеется задолженность одного физического лица перед Минприроды Чувашии на отчетную дату в сумме 2 517,7 тыс. рублей. Исполнительное производство от 02.07.2009 № 247/09/13/21 по данному гражданину окончено 31 марта 2017 года. Вместе с тем, более 1 года с момента окончания исполнительного производства Минприроды Чувашии меры по взысканию задолженности не применяет, в том числе по повторному направлению исполнительных листов в Управление федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике для принятия мер принудительного взыскания.

Из вышеуказанного следует, что Минприроды Чувашии как главный администратор (администратор) доходов бюджета не в полной мере исполняет требования статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части взыскания задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов, что:

фактически привело к невозможному взысканию задолженности в общей сумме 19 138,6 тыс. рублей, так как на момент проведения контрольного мероприятия дебиторы (должники) исключены из ЕГРЮЛ;

влечет риски не взыскания дебиторской задолженности в сумме 2 517,7 тыс. рублей с физического лица в связи с прекращением (не возобновлением) исполнительного производства.

 

2.2. В соответствии со статьей 47.2 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (введена Федеральным законом от 29.12.2015 № 406-ФЗ) и постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2016 № 393 «Об общих требованиях к порядку принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации», приказом от 22.03.2017 № 293 Минприроды Чувашии утвержден Порядок принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам за использование лесов, подлежащих зачислению в республиканский бюджет Чувашской Республики.

В 2017 году Минприроды Чувашии решения о признании дебиторской задолженности нереальной к взысканию не принимались.

На 1 января 2018 года (Форма по ОКУД 0503130) на забалансовом счету 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» числится остаток в сумме 2 828,8 тыс. рублей (1 128,9 тыс. рублей (договор от 11.03.2008 № 12 – перечислен аванс за выполнение работ по уборке ветровальной и буреломной древесины, поврежденной в результате негативного воздействия ураганного ветра на лесных участках Шумского участкового лесничества БУ ЧР «Алатырское лесничество» Минприроды Чувашии), 136,1 тыс. рублей (договор от 10.03.2010 № 7 – перечислен аванс за выполнение работ по теме «Информационно-аналитическое обеспечение ведения государственного мониторинга водных объектов») и 1 563,8 тыс. рублей (договор от 29.10.2010 № 29 – перечислен аванс за выполнение работ по теме «Выполнение работ по приобретению и внедрению в эксплуатацию автоматизированной системы мониторинга водных объектов (АСМ)»). Данная задолженность переведена в разряд «нереальной к взысканию» на забалансовый счет на основании приказа Минприроды Чувашии от 31.12.2013 № 903 (в связи с истечением срока исковой давности).

Отдельно необходимо обратить внимание на то, что одним из крупных должников Минприроды Чувашии является организация с суммой задолженности  в размере 9 894,4 тыс. рублей, в том числе - 8 765,5 тыс. рублей «Расчеты с плательщиками сумм принудительного изъятия (пени)» и 1 128,9 тыс. рублей «Задолженность неплатежеспособных дебиторов». При этом, учредителями данного учреждения являются государственные структуры.

 

8. Выводы:

1. Всего в 2017 году доходов за использование лесами в республиканский бюджет Чувашской Республики поступило в общей сумме 22 230,9 тыс. рублей, в том числе:

- плата за использование лесов,расположенных на землях лесного фонда,в части, превышающей минимальный размер платы по договорам купли-продажи лесных насаждений в сумме 10 490,6 тыс. рублей;

 - плата за использование лесов,расположенных на землях лесного фонда,в части, превышающей минимальный размер арендной платы в сумме 1 882,8 тыс. рублей;

- плата за использование лесов,расположенных на землях лесного фонда,в части, превышающей минимальный размер платы по договорам купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в сумме 9 857,5 тыс. рублей.

2. В 2017 году проведено аукционов на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений в объеме 95 680 куб.м. Всего по итогам аукционов заключено договоров купли-продажи лесных насаждений в объеме 53 056 куб.м. или 55,5% от общего объема лесных насаждений. Аукционы по продаже лесные насаждения в объеме 42 624 куб.м. или 44,5% от общего объема древесины, признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок на участите в конкурсе.

 В 31 из 73 аукционах приняло участие только по 1 субъекту (единственный участник) на общую сумму 3 856,2 тыс. рублей или 29,2% с запасом вырубаемой древесины в размере 31 948 куб.м. или 60,2% от общего запаса вырубаемой древесины.

Семь контрагентов (победители в четырех и более аукционах) заключили с Минприроды Чувашии 34 договора купли-продажи лесных насаждений (46,6% от общего количество договоров) на общую сумму 5 782,2 тыс. рублей с общим запасом древесины 31 030 куб.м. или 58,5% от общего объема лесных насаждений.

3. Всего 2017 году на право использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части, превышающей минимальный размер платы по договорам купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд заключено 2 698 договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд на общую сумму 9 857,5 тыс. рублей с запасом вырубаемой древесины 87 801 куб.м., что составляет 78,7% от утвержденного запаса распределенного лесного фонда (111 600 куб.м.).

Анализ нормативных и правовых документов, регламентирующие продажу лесных насаждений для собственных нужд показал, что в Чувашской Республике отсутствует утвержденных механизм (подход), позволяющий осуществлять эффективный контроль за целевым использованием гражданами древесины, заготовленной для собственных нужд.

4. Анализ нормативных правовых документов, регламентирующих продажу лесных насаждений гражданам для собственных нужд, показал, что в Чувашской Республике:

- отсутствует утвержденный механизм (форма отчета), позволяющий осуществлять эффективный контроль за целевым использованием древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд (возведение, ремонт жилых и иных строений);

- отсутствуют сроки (нормативы) использования гражданами древесины на цели, указанные в договорах купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд (возведение, ремонт жилых и иных строений);

- у Минприроды Чувашии отсутствуют полномочия самостоятельно проводить контрольные мероприятия в части проверки целевого использования гражданами древесины на соответствие условиям, указанным в договорах купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд.

5. Минприроды Чувашии как главный администратор (администратор) доходов бюджета не в полной мере исполняет требования статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов.

 

9. Возражения или замечания руководителей, или иных уполномоченных должностных лиц объектов контрольного мероприятия на результаты контрольного мероприятия: нет.

10. Предложения (рекомендации):

1. Направить представления в Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики.

2. Направить информационное письмо Главе Чувашской Республики.

 

Яндекс.Метрика

 

Система управления контентом
428004, г. Чебоксары, Президентский бульвар, 10
Телефон: (8352) 62-13-83
Факс: (8352) 62-40-57
E-Mail: kcp@cap.ru
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика