Информация о результатах контрольного мероприятия «Проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджету Комсомольского района за 2016-2017 годы и истекший период 2018 года»
1. Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 2.10 плана работы Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики на 2018 год и распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики на проведение контрольного мероприятия от 15.06.2018 № 26.
2. Предмет контрольного мероприятия: нормативные правовые и другие документы, подтверждающие выделение и использование межбюджетных трансфертов, предоставленных из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджету Комсомольского района.
3. Объект контрольного мероприятия: администрация Урмаевского сельского поселения, Полевосундырского сельского поселения, администрация Комсомольского района Чувашской Республики.
4. Проверяемый период деятельности: 2016-2017 годы и истекший период 2018 года.
5. Срок проведения контрольного мероприятия: с 18 июня по 11 июля 2018 года.
6. По результатам контрольного мероприятия установлено следующее:
1. Доходная часть бюджета муниципального района за 2016 год исполнена в сумме 471 522,4 тыс. рублей или 100,1% к утвержденным бюджетным назначениям (470 824,8 тыс. рублей). Расходная часть бюджета района по итогам 2016 года исполнена на 98,6%. При уточненных годовых назначениях в сумме 477 358,8 тыс. рублей освоено 470 657,6 тыс. рублей. Бюджет района за 2016 год исполнен с профицитом в сумме 864,8 тыс. рублей (планировался дефицит в сумме – 6 534,0 тыс. рублей).
Доходы бюджета муниципального района за 2017 год исполнены в сумме 405 132,7 тыс. рублей или 100% к утвержденным бюджетным назначениям. Расходная часть бюджета района по итогам 2017 года исполнена на 98,6%, при утвержденных бюджетных назначениях в сумме 408 769,5 тыс. рублей, освоено 403 132,2 тыс. рублей. Бюджет района по итогам 2017 года исполнен с профицитом в сумме 2 000,5тыс. рублей.
По состоянию на 01.06.2018 доходы бюджета района исполнены в сумме 156 953,3 тыс. рублей (или 34,2%) к утвержденным годовым бюджетным назначениям. За январь-май 2018 года расходная часть бюджета исполнена в сумме 164 100,4 тыс. рублей (или 35,5%) к утвержденным годовым назначениям в сумме 462 849,0 тыс. рублей).
2. В проверяемом периоде в 2016-2018 годах между Министерством финансов Чувашской Республики и администрациями сельских поселений заключались соглашения о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местного бюджета.
Так, установлено, что 4 сельскими поселениями (Кайнлыкское, Новочелны-Сюрбеевское Полевосундырское и Урмаевское) допущен рост недоимки по налоговым и неналоговым доходам. Администрацией Урмаевского сельского поселения допущен рост задолженности по арендным платежам от сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности. Тремя сельскими поселениями (Кайнлыкское, Новочелны-Сюрбеевское, Полевосундырское) не обеспечено соблюдение доведенных нормативов по содержанию органов местного самоуправления. Двумя сельскими поселениями (Кайнлыкское и Полевосундырское) не обеспечен темп роста налоговых и неналоговых доходов за 2016 к 2015 году.
В 2017 году администрациями Новочелны-Сюрбеевского и Урмаевское сельских поселений не обеспечен рост налоговых и неналоговых доходов за 2017 год по сравнению с 2016 годом. Кроме того, администрациями 3 сельских поселений (Кайнлыкское, Новочелны-Сюрбеевское, Сюрбей-Токаевское) не обеспечено соблюдение установленного норматива на содержание органов местного самоуправления.
Таким образом, администрациями сельских поселений не в полной мере обеспечено выполнение условий заключенных соглашений о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местного бюджета на 2016-2017 годы.
3. В ходе проверки использования субсидий на проектирование и строительство (реконструкцию) автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием до сельских населенных пунктов, не имеющих круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования, в том числе строительство (реконструкцию) автомобильных дорог общего пользования, ведущих к общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции за 2016-2017 год установлены следующие нарушения:
- в связи с некачественным выполнением работ заказчик не воспользовался правом по применению гарантийных обязательств, предусмотренных пунктом 8.1 муниципальных контрактов от 17.06.2015 № 9 на сумму 3 392,6 тыс. рублей на выполнение работ по строительству автомобильной дороги по ул. Садовая в д. Токаевои от 17.06.2015 № 8на сумму 9 853,0 тыс. рублей на выполнение работ по строительству автомобильной дороги по ул. Мусы Джалиля в д. Урмаево Комсомольского района Чувашской Республики;
- Урмаевским сельским поселением допущено грубое нарушение части 3 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 № 402 - ФЗ «О бухгалтерском учете», выразившееся в искажении бухгалтерской отчетности, а именно завышен показатель Баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (форма 0503130) по строке 110 на сумму 10 360,5 тыс. рублей (на 32,2 %) и занижен на 10 360,5 тыс. рублей по счету 1060000 (код строки 090) на 97,7 % и не отражены расходы в Сведениях о вложениях в объекты недвижимого имущества, объектах незавершенного строительства (форма 0503190) по коду строки 100, столбец 20 - в сумме 10 360,5 тыс. рублей (в Сведениях отражено «0»).
4. При проверке межбюджетных трансфертов на улучшение жилищных условий граждан, проживающих и работающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов выявлены следующие нарушения:
- в нарушение статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации администрацией Комсомольского района не соблюдены Порядок формирования списков и условия предусмотренные п. 1.3. и п. 2.2.6. Соглашения от 05.05.2016 № 01-25/07 при предоставлении субсидии на общую сумму 1 763,8 тыс. рублей, выразившееся в неправомерном предоставлении субсидии двумя сельскими поселениями Комсомольского района (Администрация Полевосундырского сельского поселения и Администрация Урмаевского сельского поселения) вследствие необоснованного включения двух семьей в список претендентов на получение социальной выплаты на 2016 год;
- администрацией Комсомольского района при расчете размера социальных выплат не соблюден принцип эффективности расходования бюджетных средств, предусмотренный статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации на общую сумму 1 188,2 тыс. рублей, выразившейся включения затрат на заработную плату и расходов на разработку проектно-сметной документации в сметную стоимость строительства жилого помещения;
- в нарушение пункта 2.2.9. Соглашения от 05.05.2016 № 01-25/07 администрацией Комсомольского района (по 4 гражданам и 13 молодым семьям) не обеспечено соблюдение условий предоставления субсидий, предусмотренных Типовым положением в части своевременного оформления жилых помещений, построенных или приобретенных с использованием социальной выплаты в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве.
5. При проверке предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений выявлены следующие нарушения:
- администрацией Комсомольского района не обеспечен принцип эффективности использования бюджетных средств, предусмотренный статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации на общую сумму 791,7 тыс. рублей, выразившейся в оплате квадратных метров жилых помещений сверх утвержденных нормативов (свыше 36,0 кв.м. на 1 человека);
- в нарушение статьи 23.2 Закона Чувашской Республики от 17.10.2005 № 42 «О регулировании жилищных отношений» при проверке 5 учетных дел детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей отсутствуют обновленные выписки из Единого государственного реестра недвижимости о правах гражданина на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества;
- в нарушение статей 131, 556 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен факт регистрации квартиры в муниципальную собственность раньше, чем подписан акт приема-передачи жилого помещения от продавца квартиры;
- в администрации Комсомольского района отсутствует нормативный документ, устанавливающий размер платы за наем помещений специализированного жилищного фонда и соответственно в бюджет Комсомольского района не поступают неналоговые доходы от сдачи имущества в наем.
6. При проверке межбюджетных трансфертов предоставленных на укрепление материально-технической базы муниципальных образовательных организаций (в части устройства отапливаемых санитарно-технических помещений) выявлены следующие нарушения:
- в нарушение Соглашения 19.07.2017 № 3 и пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации условий предоставления субсидий МБОУ «Починокинельская СОШ» неправомерно произведены расходы на сумму 66,6 тыс. рублей;
- администрацией Комсомольского района не обеспечен должный контроль за использованием предоставленной субсидии в рамках исполнения своих обязательств по Соглашению № 241.
7. При проверке субсидий выделенных на развитие сети общеобразовательных организаций (строительство здания средней общеобразовательной школы с пристроем помещений для дошкольных групп в д. Альбус-Сюрбеево Комсомольского района) выявлены следующие нарушения:
- в нарушение Земельного кодекса Российской Федерации администрацией Комсомольского района Чувашской Республики не соблюден порядок предоставления и возникновения прав на земельный участок. Кроме того, в нарушении статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации неправомерно выдано разрешение на строительство объекта в отсутствие правоустанавливающих документов на данный земельный участок;
-администрацией Комсомольского района не проведена государственная регистрация завершенного строительством объекта в Едином государственном реестре недвижимости;
- администрацией Комсомольского района принятия на баланс объекта капитального строительства «Средняя общеобразовательная школа на 165 ученических мест в д. Альбусь-Сюрбеево» произведено с нарушением пункта 36 приказа Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению»;
- при отсутствии оформленной государственной регистрации права на объект, администрацией Комсомольского района произведена его передача в оперативное управление образовательному учреждению Комсомольского района;
- в связи с наличием фактов нарушений по оформлению передачи имущества в оперативное управление, возникают определенные риски, связанные с правомерностью и законностью выделения бюджетных средств (субсидии на выполнение государственного задания) на содержание построенного объекта;
- в нарушении статей 8, 10, 87 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» администрацией Комсомольского района не представлена переписка перед Кабинетом Министров Чувашской Республики о соответствующим переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения;
- в нарушение статьи 9 Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» администрацией Комсомольского района не соблюдены требования в части своевременного отражения факта хозяйственной жизни и оформления первичных учетных документов на общую сумму 2 680,9 тыс. рублей.
8. При проверке использования субсидий на обеспечение развития и укрепления материально-технической базы муниципальных домов культуры (поддержка творческой деятельности муниципальных театров в городах с численностью населения до 300 тысяч человек) выявлены следующие отдельные нарушения в рамках исполнения контракта:
- в нарушение статьи 95 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ администрация Кайнлыкского сельского поселения не воспользовалась правом по изменению цены контракта на сумму НДС (127,1 тыс. рублей) при применении подрядчиком упрощенной системы налогообложения;
- в нарушение приказа Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» операция по реализации материальных ценностей на сумму 12,3 тыс. рублей в бухгалтерском учете не отражена.
9. При проверке использования субсидий на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятия физической культурой и спортом выявлены следующие нарушения:
- МБОУ «Урмаевская СОШ» неправомерно оплачены расходы в сумме 17,4 тыс. рублей (за счет средств федерального бюджета) без наличия подтверждающих документов о проведении дополнительных работ, не предусмотренных техническим заданием к контракту;
-неэффективное использование бюджетных средств, направленных на оплату дополнительных работ по контракту от 26.07.2016 № 37 на сумму 98,0 тыс. рублей;
10. При проверке использования субсидий на строительство пристроев с санитарно-техническими помещениями к зданиям муниципальных общеобразовательных организаций выявлены следующие нарушения:
- пунктом 3.2.3 Соглашения № 470, заключенного между Минобразования Чувашии и администрацией Комсомольского района предусмотрено, что администрация Комсомольского района обязуется при проектировании объекта использовать типовую проектную документацию, информация о которой включена в реестр типовой проектной документации, при условии наличия в данном реестре проекта отвечающего требованиям администрации района. Вместе с тем, отделом образования Комсомольского района не представлена документация с обоснованием о необходимости разработки проектно-сметной документации в связи с отсутствием ее в реестре;
- в нарушении статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ разрешение на строительство пристроя к МБОУ «Сюрбей-Токаевская СОШ» выдано после заключения муниципального контракта и начала выполнения строительных работ;
- в нарушении статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 748 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства» и пункта 3.2.7 Соглашения № 470 администрацией Комсомольского района не обеспечено проведение строительного контроля по строительству объекта и неправомерно произведены расходы в сумме 18,6 тыс. рублей за счет средств муниципального бюджета Комсомольского района;
- в нарушение приказа Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» отделом образования Комсомольского района Чувашской Республики затраты на разработку проектно-сметной документации в сумме 99,9 тыс. рублей не включены в балансовую стоимость завершенного строительством объекта.
11. В ходе контрольного мероприятия выявлены нарушения Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в том числе:
- в нарушение статьи 21 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ уполномоченным органом-администрацией Комсомольского района Чувашской Республики нарушен срок размещения закупки по устройству отапливаемых санитарно-технических помещений, фактически извещение размещено на 2 день после внесения изменений в план-график на 2016 год;
- в нарушение пункта 10 статьи 21 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ план-график МБОУ «Починокинельская СОШ» размещен с опозданием на 2 дня;
- в нарушение части 1 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ администрацией Комсомольского района в извещении о закупке с единственном поставщиком от 18.06.2015 №0115300027315000015 не установлено требование обеспечения исполнения контракта, в результате чего был заключен контракт на оказание услуг по осуществлению авторского надзора без обеспечения исполнения контракта, в результате чего не были защищены государственные интересы. Кроме того, в нарушении частей 4, 5 и 8 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в контракте с единственном поставщиком от 16.07.2015 № 44 не предусмотрены условия об ответственности подрядчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств (размер пени и штрафа не установлены). Также, в нарушение части 9 статьи 94 Федерального закона № 44-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1093 отчет об исполнении контракта в ЕИС администрацией Комсомольского района не размещен;
- в нарушение пункта 10 статьи 21 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ МБОУ «Урмаевская СОШ» в плане-графике на 2016 год (версия 3) предусмотрена закупка «Проведение капитального ремонта спортивного зала» без доведенных лимитов;
- в муниципальном контракте от 12.05.2016 № 15, заключенного между МБОУ «Комсомольская СОШ № 1» и ЗАО «Комсомольский РСУ» на сумму 767,9 тыс. рублей не прописан гарантийный срок на выполняемые настоящим контрактом работы, в соответствии, с чем создаются риски неэффективного использования бюджетных средств.
По итогам контрольного мероприятия направлены представления Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики в администрацию Комсомольского района Чувашской Республики, Урмаевское сельское поселение и Полевосундырское сельское поселение.
Материалы проверки для принятия мер направлены в Прокуратуру Чувашской Республики. Также направлена информация в Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики и направлены уведомления о применении бюджетных мер принуждения в Министерство финансов Чувашской Республики.