Утвержден
Общим собранием членов
Совета КСО Чувашской Республики
(протокол от 28.12.2018 №4)
Отчет о деятельности Совета контрольно-счетных органов за 2018 год
Деятельность Совета в 2018 году была направлена на выполнение важнейших задач внешнего финансового контроля, выполнение плана работы Совета на 2018 год, проведение совместных и параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий с целью более широкого охвата бюджетных расходов.
В 2018 году проведено четыре Общих собрания Совета (1 – в режиме видеоконференцсвязи, 1 – расширенное заседание, приуроченное 5-летию создания Совета КСО, 2 – в очном режиме на площадке Контрольно-счетной палаты.
По предложению председателя Государственного Совета Чувашской Республики было актуализировано Положение о Совете КСО, в том числе приведены к требованиям, предъявляемым к органам внешнего контроля действующим законодательством, основные задачи Совета КСО, уточнены положения, касающиеся состава Совета, деятельности Совета, полномочий заместителя председателя Совета и т.д.
Дважды на Общих собраниях Совета уточнялся план работы Совета КСО.
Проведен анализ наличия стандартов муниципального финансового контроля в МКСО и их актуальность.
Обобщены результаты применения МКСО Классификатора нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля) за 2016, за 2017 годы.
Собраны, проанализированы и размещена на портале Счетной палаты РФ информация о деятельности контрольно-счетных органов сведения о результатах деятельности МКСО за 2017 год и исполнении МКСО полномочий в 2016, 2017 годах в разрезе каждого МКСО.
Обобщен анализ сложившейся административной практики за 2018 год в МКСО.
В связи с 5-летием со дня образования Совета КСО деятельность нашего объединения была построена в новом формате.
В июне на расширенном заседании Совета КСО в г. Цивильск с приглашением председателя Комитета по бюджету Государственного Совета республики А.Е. Егорова, главы Цивильского района – председателя райооного собрания депутатов Т.В. Барановой, подведены итоги деятельности объединения за 5 лет, рассмотрены пути совершенствования совместной деятельности, поставлены новые задачи. Проведена ознакомительная экскурсия с целью знакомства с историей и традициями города Цивильск.
Контрольно-счетная палата помогла осветить деятельность муниципальных контрольно-счетных органов на республиканском уровне, совместно со всеми председателями, изъявившими желание опубликовать информацию о деятельности МКСО, были подготовлены статьи, которые опубликовывались в газете подведомственной Государственному Совету республики «Республика» в период с января по июль 2018 года.
Также в рамках юбилейной даты было разработано Положение о конкурсе «Внешний финансовый контролер Чувашской Республики», в состав конкурсной комиссии вошли члены коллегии Контрольно-счетной палаты, Заслуженный экономист Чувашской Республики - ветеран Контрольно-счетной палаты В.К. Спиридонов, доктор юридических наук, завкафедры Чебоксарского кооперативного института М.В. Демидов, возглавила комиссию председатель Комитета по бюджету Государственного Совета республики А.Е. Егорова. На конкурс поступило 9 конкурсных работ, которые были оценены комиссией. Дипломом за 1 место награждена председатель контрольно-счетной палаты г. Алатырь И.В. Егорова, за 2 место – заведующий сектором методологического обеспечения и государственного финансового контроля в сфере бюджетных отношений И.В. Родионова, за 3 место - заведующий сектором бюджетного анализа, имущественного комплекса и экспертизы контрольно-счетной палаты города Чебоксары Т.Н. Голубева. Всем остальным участникам вручены благодарственные письма.
Президиумом Совета КСО поддержаны ходатайства председателя Совета КСО о награждении сотрудников МКСО наградами. Так, Государственным Советом республики по результатам рассмотрения ходатайств Президиума Совета КСО Почетной грамотой Государственного Совета Чувашской Республики награждена председатель Урмарского КСО О.Г. Ананьева, Благодарностью Государственного Совета Чувашской Республики награждена председатель Шумерлинского КСО М.Н. Голованова, Благодарностью Совета КСО заведующий сектором бюджетного анализа, имущественного комплекса и экспертизы контрольно-счетной палаты города Чебоксары Т.Н. Голубева.
В июне 2018 году на новый 5-летний срок переизбраны члены Совета КСО и секретарь Совета.
Традиционно деятельность Совета КСО строилась на необходимости повышения знаний и компетентности сотрудников КСП и МКСО. Так, в марте проведен обучающий семинар, где рассмотрены новшества в деятельности контрольно-надзорных органов, практические вопросы проведения внешней проверки годовой бюджетной отчетности ГРБС, изменения законодательства о закупках и административных правонарушениях. Продолжена практика проведения обучающих семинаров при подготовке к совместным и параллельным контрольным и экспертно-аналитическим мероприятиям (аудитор Д.А. Иванов по проведению ЭАМ по анализу использования субвенций по первичному воинскому учету, где отсутствуют воинские комиссариаты, аудитор Н.В. Васильева по проведению ЭАМ по анализу поступления неналоговых доходов от уплаты платежей за найм муниципального жилищного фонда. Проведено практическое занятие по выявлению административных правонарушений и составлению административных протоколов.
Обобщена деятельность КСО муниципальных образований Чувашской Республики в сфере аудита закупок за 2016 год и подготовлена сводная информация о результатах аудита в сфере закупок в Чувашской Республике; собрана и обобщена информация о результатах контрольной и экспертно-аналитической деятельности КСО муниципальных образований Чувашской Республики за 2016 год; собрана и размещена за 2015 и 2016 годы, о результатах аудита закупок за 2015 и 2016 годы; обобщена информация МКСО об административной практике за 2017 год, обсуждены основные результаты совместных и параллельных контрольных мероприятий, проведен мониторинг наполняемости сайтов МКСО.
Оказывалась консультационная помощь контрольно-счетным органам муниципальных образований Чувашской Республики, в том числе при проверке законности, результативности (эффективности и экономности) использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджетам районов Чувашской Республики.
В целях оказания методической, информационной помощи в адрес муниципальных КСО направлялись, доведенные до Контрольно-счетной палатой обзоры, практика и иная информация Счетной палаты РФ, Совета КСО при СП РФ и т.д. (например, аналитическая записка по административному законодательству с обзором практики МКСО субъектов РФ по исполнению полномочий по составлению административных протоколов, вопросы по аудиту закупок и др.)
Деятельность Президиума Совета
В 2018 году прошло 4 заседания Президиума Совета.
Основным вопросом заседаний являлся вопрос утверждения даты заседаний Общего собрания и повесток их заседаний.
Подготовлено представление к награждению Почетной грамотой Государственного Совета Чувашской Республики, объявлению Благодарности Государственного Совета Чувашской Республики и Совета КСО сотрудников муниципальных контрольно-счетных органов Чувашской Республики.
На заседании Президиума Совета в декабре одобрен отчет о деятельности Совета КСО на 2018 год, рассмотрен и одобрен план работы Совета КСО на 2019 год.
Президиумом Совета собраны и проанализированы предложения контрольно-счетных органов муниципальных образований для включения в проект плана работы Совета на 2018 год, а также собраны и проанализированы предложения муниципальных КСО по проведению совместных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в 2018 году.
Контрольная деятельность
В рамках плана работы Совета на 2018 год проведено 6 контрольных мероприятий:
Проверка использования субсидий на софинансирование расходов бюджетам муниципальных образований на предоставление социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям, являющимся участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы», за 2015-2017 годы (параллельно с контрольно-счетными органами Канашского, Порецкого, Янтиковского районов, городов Новочебоксарск, Шумерля и Чебоксары)
Проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств, выделенных на реализацию мероприятий подпрограммы «Создание в Чувашской Республике новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения» государственной программы Чувашской Республики «Развитие образования», за 2017 год и истекший период 2018 года (совместно с контрольно-счетными органами Батыревского района и города Алатырь)
Проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджету Комсомольского района, за 2016-2017 годы и истекший период 2018 года (совместно с контрольно-счетным органом Комсомольского района)
Проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики, выделенных на реализацию проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах в рамках подпрограммы «Повышение эффективности бюджетных расходов Чувашской Республики» государственной программы Чувашской Республики «Управление общественными финансами и государственным долгом Чувашской Республики», за 2017 год (параллельно с контрольно-счетными органами Ибресинского, Канашского, Козловского, Комсомольского, Красноармейского, Красночетайского, Моргаушского, Порецкого и Урмарского районов)
Проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджету Шемуршинского района, за 2016-2017 годы и истекший период 2018 года (совместно с контрольно-счетным органом Шемуршинского района);
Аудит использования бюджетных средств, выделенных на реализацию мероприятий подпрограммы «Государственная поддержка развития образования» государственной программы Чувашской Республики «Развитие образования» в части достижения средней заработной платы педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования до средней заработной платы в Чувашской Республике и оценке достигнутых значений показателей системы общего образования за 2016-2017 годы в Порецком, Шумерлинском и Чебоксарском районах (совместно с контрольно-счетными органами Порецкого, Шумерлинского и Чебоксарского районов) (Не завершено).
Экспертно - аналитическая деятельность
В рамках плана работы Совета на 2018 год проведено 3 экспертно-аналитических мероприятия:
Экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ использования субвенций на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты, выделенных в 2016-2017 годах» (параллельно с контрольно-счетными органами Алатырского и Козловского районов);
Экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ полноты поступления неналоговых доходов от уплаты платежей за найм муниципального жилищного фонда, за 2017 год» (совместно с контрольно-счетными органами муниципальных образований);
Экспертно-аналитической мероприятие «Анализ использования государственного (муниципального) имущества, сдаваемого в аренду общеобразовательными учреждениями ЧР, за 2016 -2017 годы и истекший период 2018 года» (параллельно с контрольно-счетными органами муниципальных образований).
Вместе с тем, проведенная проверка Счетной палаты Российской Федерации, которая провела всестороннюю оценку (анализ) деятельности Контрольно-счетной палаты и направленные в наш адрес рекомендации по повышению деятельности показала, что от эффективности и качества деятельности контрольно-счетных органов зависит не только контроль за расходованием бюджетных средств, но и повышение социально-экономического развития отдельно взятого поселения, района, городского округа и республики, в целом.
В ноябре этого года внесены изменения в Закон Чувашской Республики «О Контрольно-счетной палате Чувашской Республики», закрепляющие полномочия органа внешнего финансового контроля как участника стратегического планирования, по финансовому контролю за использованием средств бюджета республики некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, по внешней проверке годового отчета об исполнении местного бюджета при обращении представительного органа городского (сельского) поселения, уточнены полномочия председателя.
В тоже время, в целях совершенствования совместного взаимодействия и повышения эффективности контрольной деятельности, на правах Председателя Совета предлагаю на рассмотрение следующие основные направления в 2019 году:
- изучать и продвигать наработанную практику и опыт контрольно-счетных органов других субъектов РФ, в том числе, изучая информацию о результатах проверок, размещенную в ГИС ЕГСФК, на портале контрольно-счетных органов;
- продолжить практику проведения совместных и параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий после обучающих семинаров, проводимых в том числе в режиме видеоконференцсвязи, с целью обеспечения единообразных методологических подходов к контрольной и экспертно-аналитической деятельности контрольно-счетных органов на территории Чувашской Республики;
- продолжить выработку подходов по совершенствованию совместного взаимодействия;
- вести постоянную работу по совершенствованию методологического обеспечения деятельности;
- увеличить количество проводимых обучаюших семинаров по наиболее актуальным вопросам бюджетного, административного законодательства и законодательства в области закупок и бухгалтерского учета, включая изменение законодательства в указанных сферах, в том числе с приглашением и участием коллег из соседних субъектов РФ, специалистов из контрольно-надзорных органов;
- продолжить повышение качества контрольной и экспертно-аналитической деятельности и эффективности внешнего государственного (муниципального) финансового контроля в Чувашской Республике путем обоснованного отбора для проверок объектов. При этом учитывать обозначенные приоритеты Счетной палаты РФ, ранее выявляемые риски, системные недостатки, кроме того объем направленных бюджетных средств;
- развивать аналитическую деятельность, в том числе связанную с анализом стратегических рисков в системе государственного прогнозирования и планирования и оценкой показателей социально-экономического развития республики, переходить на более масштабные вопросы аудита расходования бюджетных средств.