Отчет о результатах контрольного мероприятия
«Проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики, выделенных на повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений (в том числе бесхозяйных) подпрограммы «Развитие водохозяйственного комплекса Чувашской Республики» государственной программы Чувашской Республики «Развитие потенциала природно-сырьевых ресурсов и обеспечение экологической безопасности», за 2016-2017 годы и истекший период 2018 года»
1. Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 2.25 плана работы Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики на 2018 год, распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики от 15.11.2018 № 48.
2. Предмет контрольного мероприятия: нормативные правовые акты и другие документы, подтверждающие выделение и использование средств республиканского бюджета Чувашской Республики на реализацию мероприятия по повышению эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений (в том числе бесхозяйных) за 2016-2017 годы и истекший период 2018 года.
3. Объекты контрольного мероприятия:
- Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики;
- администрация Батыревского района Чувашской Республики;
- администрация Цивильского района Чувашской Республики.
4. Проверяемый период деятельности: 2016 - 2017 годы и истекший период 2018 годов.
5. Срок проведения контрольного мероприятия: с 26 ноября по 14 декабря 2018 года.
6. Краткая характеристика проверяемой сферы формирования и использования государственных или муниципальных средств и деятельности объектов контрольного мероприятия:
В целях создания благоприятных условий жизнедеятельности и обеспечения социального и экономического развития Чувашской Республики на долгосрочную перспективу постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.10.2013 № 439 утверждена государственная программа Чувашской Республики «Развитие потенциала природно-сырьевых ресурсов и повышение экологической безопасности» на 2014-2020 годы (далее - Государственная программа Чувашской Республики), которая включает в себя подпрограмму «Развитие водохозяйственного комплекса Чувашской Республики» (далее - Подпрограмма).
Основными целями Подпрограммы являются обеспечение защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод, восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения.
К задачам Подпрограммы относятся: строительство защитных сооружений и увеличение пропускной способности водных объектов; восстановление и экологическая реабилитация водных объектов; повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений, в том числе бесхозяйных, путем их приведения к безопасному техническому состоянию.
В результате реализации подпрограммы ожидается достижение следующих результатов: повышение защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод; обеспечение благоприятных условий для жизни населения и комфортной среды обитания водных биологических ресурсов.
Ответственным исполнителем Подпрограммы является Минприроды Чувашии, соисполнителем - казенное учреждение Чувашской Республики «Гидроресурс» Минприроды Чувашии.
Подпрограмма реализуется в течение 2014 - 2021 годов.
Объем средств для финансирования мероприятий Подпрограммы определен паспортом Подпрограммы, в том числе:
- на 2016 год в общей сумме 48 957,6 тыс. рублей, в том числе средств федерального бюджета – 17 858,7 тыс. рублей, республиканского бюджета Чувашской Республики – 29 378,3 тыс. рублей, местных бюджетов – 780,6 тыс. рублей, внебюджетных источников – 940,0тыс. рублей.
- на 2017 год в общей сумме 59 615,4 тыс. рублей, в том числе средств федерального бюджета – 21 073,40 тыс. рублей, республиканского бюджета Чувашской Республики – 32 522,0 тыс. рублей, местных бюджетов – 5 000 тыс. рублей, внебюджетных источников – 1 020,0тыс. рублей.
- на 2018 год в общей сумме 56 457,3 тыс. рублей, в том числе средств федерального бюджета – 15 159,9 тыс. рублей, республиканского бюджета Чувашской Республики – 32 462,1 тыс. рублей, местных бюджетов – 7 715,3 тыс. рублей, внебюджетных источников – 1 120,0тыс. рублей.
7. По результатам контрольного мероприятия установлено следующее:
Анализ выполнения основных мероприятий Подпрограммы, целевых индикаторов и показателей Подпрограммы за 2016-2017 годы
В целях развития водохозяйственного комплекса Чувашской Республики государственной программы Чувашской Республики «Развитие потенциала природно-сырьевых ресурсов и обеспечение экологической безопасности» Минприроды Чувашии осуществлены следующие мероприятия.
Основное мероприятие «Строительство защитных сооружений и увеличение пропускной способности водных объектов». В 2016 году выполнение мероприятий по строительству защитных сооружений и увеличение пропускной способности водных объектов не предусмотрено.
Основное мероприятие «Восстановление и экологическая реабилитация водных объектов»
В 2016 году в связи с отсутствием финансирования не проводились мероприятия по экологическому мониторингу водных объектов; осуществлению переданных полномочий Российской Федерации в области водных отношений за счет субвенции, предоставляемой из федерального бюджета; по установлению зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
На проведение мероприятия «Облесение прибрежных защитных полос водных объектов, расположенных на территории Чувашской Республики» в 2016 году затрачено 170,25 тыс. рублей (36,2%) за счет внебюджетных источников из предусмотренных объемов в размере 470,00 тыс. рублей.
В рамкахподпрограммы «Развитие водохозяйственного комплекса Чувашкой Республики» в 2016 году предусмотрены средства республиканского бюджета Чувашской Республики в размере 3 000,0 тыс. рублей на определение границ зон затопления, подтопления за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики. В соответствии с заключенным государственным контрактом от 02 ноября 2016 года № 36 с ООО «Научно-производственное предприятие «Инженер» стоимость работ составила 1 770,00 тыс. рублей (в том числе на 2016 год – 885,00 тыс. рублей, на 2017 год – 885,00 тыс. рублей). Экономия средств составила 4 230,00 тыс. рублей (в том числе на 2016 год – 2 115,00 тыс. рублей, на 2017 год – 2 115,00 тыс. рублей).
Основное мероприятие «Повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений, в том числе бесхозяйных»
По мероприятию «Субсидии на капитальный ремонт гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности» на 2016 год первоначально былипредусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 15 610,0 тыс. рублей на проведение капитального ремонта 3 гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности, в том числе за счет средств федерального бюджета - 14 048,8 тыс. рублей, республиканского бюджета - 780,6 тыс. рублей, муниципальных районов - 780,6 тыс. рублей:
- на реке Хонадарка в с. Пандиково Красночетайского района;
- на ручье Эскидень у д. Пояндайкино Шумерлинского района;
- на ручье Поженарка в 0,2 км восточнее д. Синьялы.
Все работы выполнены и оплачены в полном объеме. Экономия средств составила 1930,78 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета – 1 739,29 тыс. рублей, республиканского бюджета – 94,85 тыс. рублей, муниципальных районов – 96,64 тыс. рублей.
В рамках реализации мероприятия «Осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области водных отношений за счет субвенции, предоставляемой из федерального бюджета» в 2016 году, в соответствии с Соглашением «О предоставлении из федерального бюджета республиканскому бюджету Чувашской Республики субвенций на осуществление органами государственной власти Чувашской Республики отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений», заключенным между Федеральным агентством водных ресурсов и Кабинетом Министров Чувашской Республики, предусмотрен объем субвенций за счет средств федерального бюджета в объеме 5 549,1 тыс. рублей.
Объемы работ по осуществлению органами государственной власти Чувашской Республики отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, предусмотренные на 2016 год, выполнены на 100%. Неиспользованные средства в размере 1 857,95 тыс. рублей возвращены в федеральный бюджет.
По итогам 2016 года выполнены следующие работы:
1. Определение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос рек Малая Шатьма, Средний Цивиль, Кошлаушка, Санарка, Сунарка, Потаушка, протяженностью 142 км, стоимость работ на 2016 год составила 401,53 тыс. рублей.
2. Определение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос рек Апнерка, Аслут, Поштанарка, Оженарка, Пувиналка, Тюрарка, Хирлисирма, Яндоушка, протяженностью 206 км, стоимость работ на 2016 год составила 800,72 тыс. рублей.
3. Закрепление на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос рек Арбашка, Штранга, Хоршеваш, Мочкаушка специальными информационными знаками в количестве 43 шт, стоимость работ на 2016 год составила 304,81 рублей.
4. Закрепление на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос рек Большой Аниш, Средний Аниш, Малый Аниш специальными информационными знаками в количестве 64 шт, стоимость работ на 2016 год составила 670,81 тыс. рублей.
5. Определение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос притоков реки Булы, протяженностью 144,2 км, стоимость работ составила 271,31 тыс. рублей.
6. Определение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос рек, протекающих по территории г. Чебоксары Чувашской Республики, протяженностью 45 км, стоимость работ составила 193,88 тыс.рублей.
7. Определение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос притоков реки Суры, протяженностью 235 км, стоимость работ составила 373,69 тыс. рублей.
8. Определение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос притоков реки Вылы, протяженностью 158,6 км, стоимость работ составила 295,90 тыс. рублей.
9. Руслорегулирующие мероприятия на реке Малый Цивиль у д. Новые Пинеры Канашского района Чувашской Республики. Стоимость работ на 2016 год составила 378,49 тыс. рублей.
В целях повышения устойчивости и безаварийности гидротехнических сооружений, расположенных на территории Чувашской Республики, в 2017 году осуществлен капитальный ремонт 2 гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности, в том числе:
- у с. Новое Ахпердино на водотоке Шигал Батыревского района Чувашской Республики;
- у с. Шутнерово на р. Аниш Козловского района Чувашской Республики
Общая стоимость выполненных работ составила 13,27 млн. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета – 11,93 млн. рублей, за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики – 1,34 млн. рублей.
Всего с 2006 г. по 2017 г. отремонтировано 48 ГТС на сумму 255 834,92 тыс. рублей, что обеспечило безопасную эксплуатацию гидротехнических сооружений и предотвращение возникновение чрезвычайных ситуаций.
В 2016 году целевые показатели достигли запланированного уровня.
В 2017 году Минприроды Чувашии не выполнило целевые показатели: «Доля населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общей численности населения, проживающего на таких территориях», «Протяженность новых и реконструированных сооружений инженерной защиты, берегоукрепительных сооружений», «Количество гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние» и «Доля гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние, в общем количестве гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности» не выполнены в связи с тем, что доля выполненных работ по капитальному ремонту двух гидротехнических сооружений составила 91,4%. Перечисление средств осуществлено в соответствии с фактически выполненными работами. Целевой индикатор остался на уровне 2016 года.
Анализ выделения средств республиканского бюджета Чувашской Республики, выделенных реализацию основного мероприятия «Повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений, в том числе бесхозяйных»
2016
Законом Чувашской Республики от 08.12.2015 №78 «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2016 год» (с учетом изменений) в 2016 году предусмотрено финансирование на реализацию Основного мероприятия «Повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений, в том числе бесхозяйных» (далее - Основное мероприятие) в общей сумме 46 352,0 тыс. рублей, что соответствует объему финансирования, предусмотренному Подпрограммой.
Согласно данным Отчета об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. № 0503127) на 01.01.2017 кассовое исполнение расходов Минприроды Чувашии за 2016 год по Основному мероприятию составило в общей сумме 41 829,2 тыс. рублей или 90,20% к бюджетным назначениям. Не освоены средства в рамках реализации Основного мероприятия в сумме 4 522,8 тыс. рублей.
2017
Законом Чувашской Республики от 07.12.2016 №92 «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (с учетом изменений) в 2017 году предусмотрено финансирование на Основное мероприятие в общей сумме 50 637,8 тыс. рублей, что соответствует объему финансирования.
Согласно данным Отчета об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. № 0503127) на 01.01.2018 кассовое исполнение расходов Минприроды Чувашии за 2017 год по Основному мероприятию составило в общей сумме 41 895,5 тыс. или 82,7% к бюджетным назначениям. Не освоены средства в рамках реализации Основного мероприятия в сумме 8 742,3 тыс. рублей.
2018
Законом Чувашской Республики от 01.12.2017 №71 «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (с учетом изменений) в 2018 году бюджетные ассигнования на реализацию Основного мероприятия предусмотрены в общей сумме 43 776,4 тыс. рублей, что соответствует объему финансирования, предусмотренному Подпрограммой.
Минприроды Чувашии до администраций муниципальных районов в 2018 году в рамках Мероприятия 3.3.«Капитальный ремонт гидротехнических сооружений в рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах» доведены уведомления по расчетам между бюджетами от 22.12.2017 №№ 19, 20 на общую сумму 10 268,6 тыс. рублей.
Согласно данным Отчета об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. № 0503127) на 30.09.2018 кассовое исполнение расходов Минприроды Чувашии за 2018 год по Основному мероприятию составило в общей сумме 22 103,82 тыс. рублей или 50,5% к бюджетным назначениям.
Проверка целевого и эффективного использования средств республиканского бюджета, выделенных на реализацию мероприятий Подрограммы.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.10.2013 № 439 «О государственной программе Чувашской Республики «Развитие потенциала природно-сырьевых ресурсов и обеспечение экологической безопасности» утверждены Правила предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджетам муниципальных районов и бюджетам городских округов на проведение капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности (далее – Правила).
Данные Правила регламентируют порядок и условия предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджетам муниципальных районов и бюджетам городских округов на проведение капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности.
Проверкой целевого и эффективного использования субсидий, предоставленных на проведение капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности, охвачены следующие мероприятия:
- «Капитальный ремонт гидротехнического сооружения – плотины у д. Чирши Цивильского района Чувашкой Республики» на сумму 2 708,0 тыс. рублей;
- «Капитальный ремонт гидротехнического сооружения – плотины у с. Новое Ахпердино на водотоке Шигал Батыревского района Чувашкой Республики» на сумму 7 829,5 тыс. рублей.
Органами местного самоуправления муниципальных районов –Батыревского и Цивильского и в целях софинансирования расходных обязательств представлены в Минприроды Чувашии заявки на участие соответственно в 2017 и 2018 годах в конкурсном отборе гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности, подлежащих капитальному ремонту, с приложением документов, предусмотренных п. 2.1 вышеуказанных Правил.
Субсидии бюджетам муниципальных районов предоставлялись Минприроды Чувашии на основании заключенных соглашений о предоставлении субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики:
- от 22.03.2017 б/н с администрацией Батыревского района;
- от 19.06.2018 № 97641000-1-2018-006 с администрацией Цивильского района.
В ходе анализа Соглашений, заключенных Минприроды Чувашии с вышеуказанными муниципальными районами, установлено следующее.
Субсидии предоставлялись в соответствии с заключенными Соглашениями на проведение капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности.
Размер предоставляемой субсидии определен Минприроды Чувашии на основании сводного сметного расчета стоимости капитального ремонта с учетом строительного контроля. Однако нормативно – правовыми актами Чувашской Республики данный порядок не определен.
При этом общий объем субсидий не превышал сметную стоимость проведения капитального ремонта гидротехнических сооружений.
В соответствии с п. 2.1.3 Соглашения от 22.03.2017 Минприроды Чувашии осуществляет перечисление субсидии в порядке, на условиях и в сроки, определенные Правилами.
В 2017 году согласно Соглашению от 22.03.2017 б/н Минприроды Чувашии предоставлены субсидии администрации Батыревского района в нарушение требований п. 3.5 Правил, регулирующих условия предоставления субсидий, одной из которых является страхование строительно-монтажных рисков, гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, при заключении договоров на выполнение работ (оказание услуг) по проведению капитального ремонта.
Администрацией Батыревского района в адрес Минприроды Чувашии не направлялись документы, подтверждающие страхование строительно-монтажных рисков, гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, при заключении договоров на выполнение работ (оказание услуг) по проведению капитального ремонта. Данный факт подтверждается отсутствием регистрации исходящей корреспонденции по администрации Батыревского района и объяснительной заместителя главы администрации Батыревского района).
Таким образом, в нарушение статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п.2.1.3 Соглашения и п.3.5 Правил Минприроды Чувашии нарушены условия предоставления субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджету Батыревского района.
Согласно п.3.6 Правил, администрации муниципальных районов предоставляют в Минприроды Чувашии заявки на получении субсидии с приложением заверенных копий определенных документов.
В ходе проверки установлено, что в 2017 году в п. 2.2.7 Соглашения, заключенного Минприроды Чувашии с администрацией Батыревского района от 22.03.2017 б/н, не предусмотрены требуемые п. 3.6. Правил документы:
- сводный сметный расчет стоимости капитального ремонта;
- платежные документы, подтверждающие выполнение условий софинансирования расходного обязательства за счет средств местного бюджета с учетом установленного уровня софинансирования расходного обязательства;
- выписки из решения о местном бюджете, подтверждающего наличие бюджетных ассигнований в местном бюджете на исполнение расходного обязательства с учетом установленного уровня софинансирования.
В составе заявки администрацией Батыревского района в соответствии с требованиями п.2.2.7 Соглашения представлены документы, подтверждающие произведенные расходы по осуществлению капитального ремонта объекта – копии документов, подтверждающих размещение муниципального заказа на выполнение работ (оказание услуг) в соответствии с действующим законодательством (извещение о проведении торгов, протоколы торгов, муниципальный контракт) документов, подтверждающих объемы выполненных работ (акты о приемке выполненных работ (форма КС-2),справки стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), фотографические материалы объекта, подтверждающие выполнение работ.
Таким образом, Минприроды Чувашии при составлении и заключении Соглашения с администрацией Батыревского района не учтены требования п. 3.6 Правил.
В нарушение п. 3.4. Правил соглашение о предоставлении субсидий, заключенное Минприроды Чувашии с администрацией Батыревского района отсутствуют пункты, определяющие сроки и порядок проведения Министерством проверки соблюдения муниципальным районом установленных целей и условий предоставления субсидии, а также других обязательств, предусмотренных соглашением.
Также, следует отметить о несвоевременном представлении вышеуказанными муниципальными районами в Минприроды Чувашии заявок на получении субсидии, что в последующем привело к несвоевременной оплате за выполненные подрядчиком работы по капитальному ремонту гидротехнических сооружений (по Цивильскому району - 18-23 дней после подписания сторонами актов о приемке выполненных работ (форма КС-2), Батыревскому району - 20 дней).
Кроме того, следует отметить следующее.
Соглашение от 22.03.2017 б/н, заключенное Минприроды Чувашии с администрацией Батыревского района, не предусматривает наличие в местном бюджете бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства муниципального образования, на финансирование которого предоставляется субсидия, в то время как п.2.1.3 данного Соглашения указано, что Минприроды Чувашии осуществляет перечисление субсидии в порядке, на условиях и в сроки, определенные Правилами.
П.3.6 Правил указано, что Минприроды Чувашии осуществляет финансирование при наличии документов, подтверждающих факт оплаты работ (услуг) за счет средств местного бюджета пропорционально объему софинансирования из республиканского бюджета Чувашской Республики.
В подтверждение факта софинансирования администрацией Батыревского района представлены выписки из решения о местном бюджете, подтверждающие наличие бюджетных ассигнований в местном бюджете на исполнение расходного обязательства с учетом установленного уровня софинансирования.
Фактически расходы на осуществление капитального ремонта осуществлялись в соответствии с заключенным Соглашением, т.е. без учета средств местного бюджета (395,03 тыс. рублей).
Таким образом, в нарушение статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п.3.6 Правил Минприроды Чувашии нарушены условия предоставления субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджету Батыревского района, что является административным правонарушением, предусмотренного статьей 15.15.3 КоАП РФ (на момент проведения контрольного мероприятия срок привлечения к административной ответственности истек).
При проведении встречных проверок в администрациях Первостепановского сельского поселения Цивильского района и Новоахпердинского сельского поселения Батыревского района установлены следующие нарушения:
ст.10 Федерального закона от 6 декабря 2011 года №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» в части отражения в учете бухгалтерских операций по движению материальных запасов (металлоконструкций), полученных при проведении демонтажа, и сумм, поступивших от ее реализации:
- в администрации Первостепановского сельского поселения Цивильского района - в размере 40,0 тыс. рублей;
- в администрации Новоахпердинского сельского поселения Батыревского района – в размере 7,76 тыс. рублей.
Данный факт в администрации Новоахпердинского сельского поселения Батыревского района повлек искажение бухгалтерской отчетности (Баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета ф. 0503130) по состоянию на 01.01.2018 по строке 080 «Материальные запасы (010500000)» на 100,0% , что является грубым нарушением Правил ведения бухгалтерского учета.
В ходе контрольного мероприятия составлен протокол об административном правонарушении от 18.12.2018 в отношении главы сельского поселения по совершению административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 статьи 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проведение аудита в сфере закупок
В ходе проверки аудит в сфере закупок проведен в Шумерлинском районе (2016 год), Батыревском районе (2017 год) и Цивильском районе (2018 год).
В целом, по трем вышеуказанным районам проведены 3 закупки по осуществлению капитального ремонта гидротехнических сооружений на общую сумму 14 826,1 тыс. рублей (в том числе 3 – по результатам проведения открытого аукциона в электронной форме) по результатам которых заключены 3 муниципальных контракта на общую сумму 13 159,7 тыс. рублей. При этом бюджетная эффективность составила 1 666,4 тыс. рублей (в среднем 13,5%).
В соответствии со статьей 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ).
Капитальный ремонт плотины у с. Новое Ахпердино на водотоке Шигал Батыревского района Чувашской Республики.
Начальная (максимальная) цена контракта определена проектно-сметным методом на основании расчета сметной стоимости выполнения работ с учетом затрат на строительный контроль, в ценах 2 квартала 2016 года в общей сумме 7 829,46 тыс. рублей, в том числе НДС 18% в сумме 1 194,33 тыс. рублей.
В нарушение п.1 ч.1 ст. 64 Федерального закона № 44-ФЗ начальная максимальная цена контракта завышена на строительный контроль и авторский надзор в размере 140,4 тыс. рублей или 12,67 тыс. рублей (в ценах 2001 года).
По результатам проведенного аукциона между администрацией сельского поселения и ООО «Стройкомфорт» (ИНН 2103903424) заключен муниципальный контракт № 01 от 10.07.2017 на выполнение работ по капитальному ремонту плотины у с. Новое Ахпердино на водотоке Шигал Батыревского района Чувашской Республики. Цена контракта составила 7 633,7 тыс. рублей, НДС не облагается в связи с установлением для подрядчика упрощенной системы налогообложения. Дополнительным соглашением от 18.08.2017 № б/н внесены изменения в части уменьшения цены контракта, которая с учетом изменений составила 7 493,34 тыс. рублей. Представлен расчет к дополнительному соглашению от 18.08.2017, согласно которому цена контракта уменьшена на строительный контроль и авторский надзор в сумме 140,4 тыс. рублей.
Дополнительными соглашениями от 21.12.2017 №б/н к муниципальному контракту от 10.07.2017 № 01 внесены изменения, в части уменьшения цены контракта, которая составила 7 082,89 тыс. рублей.
В ходе аудита установлено, что в нарушение статьи 103 Федерального закона № 44-ФЗ в ЕИС акты выполненных работ (форма КС-2) от 30.11.2017 за № 1 на сумму 382,43 тыс. рублей, № 2 - на 27,68 тыс. рублей и № 3 - на 236,52 тыс. рублей размещены несвоевременно с нарушением срока более чем на 300 рабочих дней.
Кроме того, администрация Новоахпердинского сельского поселения Батыревского района оплатила ООО «Стройкомфорт» работы по капитальному ремонту плотины у с. Новое Ахпердино на водотоке Шигал Батыревского района Чувашской Республики платежными поручениями от 29.12.2017 № 98627, от 29.12.2017 № 98628 на сумму 7 085,89 тыс. рублей несвоевременно или с опозданием на 6 рабочих дней, что является нарушением п. 2.11 Контракта от 10.07.2017 № 1 и статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ, что создает риски возникновения дополнительных расходов, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, нарушая тем самым принцип эффективности их использования (ст. 34 БК РФ).
Капитальный ремонт плотины у д. Чирши Цивильского района Чувашской Республики
Начальная (максимальная) цена контракта составила 2 667,5 тыс. рублей;определена проектно-сметным методом на основании сводного сметного расчета стоимости капитального ремонта, составленного в ценах 11 квартала 2017 г., согласно которому стоимость составила 2 667,5 тыс. рублей (с учетом НДС).
В ходе подведения итогов электронного аукциона в результате рассмотрения вторых частей заявок победителем признано ООО «Мосстройинвест» (ИНН 2130201368), предложивший цену контракта на 2 387,4 тыс. рублей (протокол от 04.07.2018).
Бюджетная эффективность по итогам проведения электронного аукциона составила 10,5%.
На основании результатов электронного аукциона муниципальный контракт № 380-18/037 на выполнение работ по капитальному ремонту плотины у д. Чирши Цивильского района Чувашской Республики администрацией Первостепановского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики заключен с ООО «Мосстройинвест» от 18.07.2018 на сумму 2 387,4 тыс. рублей, в т.ч. НДС – 18 % в сумме 364,2 тыс. рублей.
В последующем заключено дополнительное соглашение № 1 от 02.08.2018 с указанием общей стоимости работ в сумме 2 387,4 тыс. рублей и указанием того, что подрядчик не облагается НДС в связи с установлением для него упрощенной системы налогообложения в соответствии со ст. 346.11 Налогового кодекса РФ.
ООО «Мосстройинвест» работает по упрощенной системе налогообложения в соответствии со статьей 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации и соответственно не является плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС). В то же время в предъявленных подрядчиком ООО «Мосстройинвест» в актах о приемке выполненных работ (форма КС-2) и принятых администрацией Первостепановского сельского поселения включен «НДС 18%» на общую сумму 439,4 тыс. рублей.
Статей 95 Федерального закона №44-ФЗ предусмотрено, что по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта при его исполнении при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта. Однако администрация Первостепановского сельского поселения данным правом не воспользовалось.
Таким образом, при фактически возможном выполнении работ за меньшую стоимость администрацией Первостепановского сельского поселения, не реализовав свои права и обязанности необоснованно упущена возможность в получении бюджетной эффективности в размере 439,4 тыс. рублей, которая стала дополнительной прибылью за счет бюджетных средств для подрядчика.
Следовательно, заказчиком - администрацией Первостепановского сельского поселения, не соблюдены принцип эффективности бюджетных средств, установленный статьей 34 Бюджетного кодекса РФ и статьей 12 Федерального закона № 44-ФЗ. Кроме того, не использованы в полной мере возможность снижения цены контракта (без изменения объема работ), предусмотренных п.п. «а» пункта 1 части 1 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ, что имеет признаки административного правонарушения предусмотренного статьей 7.30 КоАП РФ.
Кроме того, администрация Первостепановского сельского поселения оплатила подрядчику за выполненные работы на общую сумму 2 387,4 тыс. рублей за счет средств, поступивших из федерального и республиканского бюджетов, в том числе в нарушение п.2.1 муниципального контракта и статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ оплата работ заказчиком производилась не своевременно, с опозданием на 14 и 11 дней от даты подписания вышеуказанных документов по следующим платежным поручениям от 23.10.2018 № 346821 – на 44,5 тыс. рублей, 23.10.2018 № 346822 – на 296,6 тыс. рублей, 23.10.2018 № 346824 – на 360,6 тыс. рублей, 23.10.2018 № 346823 – на 424,7 тыс. рублей на общую сумму 1 126,4 тыс. рублей.
Таким образом, у администрации Первостепановского сельского поселения существуют риски уплаты пени за несвоевременное исполнение обязательств по контракту. По расчету Контрольно-счетной палаты указанная сумма пени может составить 3,1 тыс. рублей (1126,4*(1/300*7,5%)*11).
Проверка осуществления Минприроды Чувашии внутреннего контроля за реализацией мероприятий Подпрограммы
Соглашениями о предоставлении субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету, заключенных между Минприроды Чувашии и администрациями муниципальных районов закреплено право Минприроды Чувашии осуществления контроля за соблюдением муниципалитетом условий предоставления субсидии и других обязательств, предусмотренных Соглашением.
В ходе проверки установлено, что Минприроды Чувашии за проверяемый период фактически не планировались и не проводились проверки в отношении муниципальных образований по вопросу целевого и эффективного использования, предоставленных межбюджетных субсидий, а также по вопросу соблюдения Получателем соответствия условий и целей предоставления субсидий, предусмотренных Соглашением.
Согласно представленным документам, Минприроды Чувашии не проводились проверки по использованию средств республиканского бюджета Чувашской Республики, выделенных на повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений (в том числе бесхозяйных) подпрограммы «Развитие водохозяйственного комплекса Чувашской Республики» государственной программы Чувашской Республики «Развитие потенциала природно-сырьевых ресурсов и обеспечение экологической безопасности» за 2016-2017 годы и истекший период 2018 года.
Таким образом, исходя из выявленных нарушений по результатам настоящего контрольного мероприятия следует, что в нарушение статьи 162.1-2 Бюджетного кодекса РФ Минприроды Чувашии как главным распорядителем средств не осуществлен должный внутренний финансовый контроль.
8. Выводы:
- На реализацию основного мероприятия «Повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений, в том числе бесхозяйных» за 2016 год фактически направлено средств федерального бюджета и республиканского бюджета в сумме 41 829,2 тыс. рублей, что составляет 90,20% к объему, утвержденному Законом о бюджете, за 2017 год фактически направлено средств федерального бюджета и республиканского бюджета в сумме 41 895,5 тыс. рублей, что составляет 82,7 % к объему, утвержденному Законом и за 2018 год, по состоянию на 30.09.2018 соответственно 22 103,82 тыс. рублей и составляет 50,5% .
2. Нормативно – правовыми актами Чувашской Республики не определен порядок предоставление субсидий из республиканского бюджета главным распорядителем бюджетных средств муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта, по заключенному сторонами Соглашению, с учетом расходов на осуществление строительного контроля, в том числе с учетом софинансирования расходов за счет средств местного бюджета.
3. В нарушение статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п.2.1.3 Соглашения и п.3.5 Правил Минприроды Чувашии нарушены условия предоставления субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджету Батыревского района. В 2017 году согласно Соглашению от 22.03.2017 б/н Минприроды Чувашии предоставлена субсидия администрации Батыревского района в несоблюдение требований п. 3.5 Правил, регулирующих условия предоставления субсидий, одной из которых является страхование строительно-монтажных рисков, гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, при заключении договоров на выполнение работ (оказание услуг) по проведению капитального ремонта.
4. Минприроды Чувашии расходы на осуществление капитального ремонта ГТС в 2017 году осуществлялись без учета средств местного бюджета в сумме 395,03 тыс. рублей, что является нарушением ст. 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п.3.6 Правил, что является административным правонарушением, предусмотренного статьей 15.15.3 КоАП РФ (на момент проведения контрольного мероприятия срок привлечения к административной ответственности истек).
5. Минприроды Чувашии при составлении и заключении Соглашения с администрацией Батыревского района Чувашской Республики не учтены требования п. 3.6 Правил, к предоставлению заявки на получение субсидии.
В нарушение п. 3.4. Правил соглашение о предоставлении субсидий, заключенное Минприроды Чувашии с администрацией Батыревского района отсутствуют пункты, определяющие сроки и порядок проведения Министерством проверки соблюдения муниципальным районом установленных целей и условий предоставления субсидии, а также других обязательств, предусмотренных соглашением.
6. Следует отметить о несвоевременном представлении администрацией Цивильского района и администрацией Батыревского района в Минприроды Чувашии заявок на получении субсидии, что в последующем привело к несвоевременной оплате за выполненные подрядчиком работы по капитальному ремонту гидротехнических сооружений (по Цивильскому району на сумму 7 085,89 тыс. рублей 18-23 дней после подписания сторонами актов о приемке выполненных работ (форма КС-2), Батыревскому району на сумму 1 126,4 тыс. рублей - 20 дней), что является нарушением контрактов и статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ.
7. В нарушение ст.10 Федерального закона от 6 декабря 2011 года №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» в части отражения в учете бухгалтерских операций по движению материальных запасов (металлоконструкций), полученных при проведении демонтажа, и сумм, поступивших от ее реализации:
- в администрации Первостепановского сельского поселения Цивильского района - в размере 40,0 тыс. рублей;
- в администрации Новоахпердинского сельского поселения Батыревского района – в размере 7,76 тыс. рублей.
Данный факт в администрации Новоахпердинского сельского поселения Батыревского района повлек искажение бухгалтерской отчетности (Баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета ф. 0503130) по состоянию на 01.01.2018 по строке 080 «Материальные запасы (010500000)» на 100,0% , что является грубым нарушением Правил ведения бухгалтерского учета.
В ходе контрольного мероприятия составлен протокол об административном правонарушении от 18.12.2018 в отношении главы сельского поселения по совершению административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 статьи 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
8. Начальная (максимальная) цена контракта на капитальный ремонт плотины у с. Новое Ахпердино на водотоке Шигал Батыревского района Чувашской Республики завышена на строительный контроль и авторский надзор в размере 140,4 тыс. рублей или 12,67 тыс. рублей (в ценах 2001 года), в нарушение п.1 ч.1 ст. 64 Федерального закона № 44-ФЗ (на момент проведения контрольного мероприятия срок привлечения к административной ответственности истек). Доп. соглашением сумма контракта уменьшена на 140,4 тыс. рублей.
9. В ходе аудита установлено, что в нарушение статьи 103 Федерального закона № 44-ФЗ в ЕИС акты выполненных работ (форма КС-2) по капитальному ремонту плотины у с. Новое Ахпердино на водотоке Шигал Батыревского района Чувашской Республики от 30.11.2017 за № 1 на сумму 382,43 тыс. рублей, № 2 - на 27,68 тыс. рублей и № 3 - на 236,52 тыс. рублей размещены несвоевременно с нарушением срока более чем на 300 рабочих дней.
10. Заказчиком - администрацией Первостепановского сельского поселения, не соблюдены принцип эффективности бюджетных средств, установленный статьей 34 Бюджетного кодекса РФ и статьей 12 Федерального закона № 44-ФЗ. Кроме того, не использованы в полной мере возможность снижения цены контракта (без изменения объема работ), предусмотренных п.п. «а» пункта 1 части 1 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ в размере 439,4 тыс. рублей.
11. В нарушение статьи 162.1-2 Бюджетного кодекса РФ Минприроды Чувашии как главным распорядителем средств не осуществлен должный внутренний финансовый контроль.
9. Возражения или замечания руководителей или иных уполномоченных должностных лиц объектов контрольного мероприятия на результаты контрольного мероприятия: не поступали.
10. Предложения (рекомендации)
- Направить представления об устранении выявленных нарушений в:
- Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики;
- администрацию Батыревского района;
- администрацию Цивильского района.
2. Направить информационное письмо о результатах проверки в Администрацию Главы Чувашской Республики.
3. Направить письмо в Кабинет Министров Чувашской Республики о возможности рассмотрения вопроса о внесении изменений в нормативно-правовые акты Чувашской Республики по предоставлению субсидий из республиканского бюджета главными распорядителями бюджетных средств муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта, с учетом расходов на осуществление строительного контроля, в том числе по софинансированию расходов за счет средств местного бюджета.
4. Направить информацию по результатам проверки в Чебоксарскую межрайонную природоохранную прокуратуру.