Уважаемая Альбина Егоровна, уважаемые депутаты и участники заседания!
Проект закона Чувашской Республики «О внесении изменений в Закон Чувашской Республики «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» внесен на рассмотрение Государственного Совета Чувашской Республики в соответствии с законодательством Российской Федерации и Чувашской Республики. Перечень документов и материалов одновременно с законопроектом соответствует требованиям, установленным Законом Чувашской Республики «О регулировании бюджетных правоотношений в Чувашской Республике».
Заключение с нашими выводами и предложениями представлено в Государственный Совет Чувашской Республики в установленный срок.
С учетом вносимых изменений доходы республиканского бюджета Чувашской Республики (54 295 576,8 тыс. рублей) увеличиваются к показателям, утвержденным Законом о бюджете, на 14,5%.
Изменения планируются как по собственным доходам, так и по безвозмездным поступлениям. Собственные доходы, в основном за счет налоговых поступлений, доводятся до уровня фактического поступления налоговых и неналоговых платежей за 2018 год (99,4%).
В ходе первого уточнения безвозмездные поступления в целом увеличиваются на 27,2% к утвержденным показателям Закона о бюджете и составят 24 709,5 млн. руб. Анализ безвозмездных поступлений показывает, что большая их часть имеет целевое назначение.
С учетом вносимых изменений расходы республиканского бюджета Чувашской Республики в 2019 году составят 54 652 358,0 тыс. рублей или рост на 18,1% к Закону о бюджете.
Положения законопроекта направлены на безусловное исполнение действующих расходных обязательств и сохранение социальной направленности бюджета. Увеличиваются расходы практически по всем разделам (за исключением "Национальная оборона"), соответственно на «Образование» планируется направить всего в текущем году в сумме 15814,8 млн.руб., "Социальную политику" - 13875,5 млн. руб., "Национальную экономику" - 9042,8 млн. руб. и другие статьи расходов.
В числе основных особенностей, рассматриваемого законопроекта, - это существенное (49,6%) увеличение расходов по региональным проектам, направленным на реализацию национальных проектов (программ) и федеральных проектов. Таким образом, в 2019 году на их реализацию планируется направить 10763,8 млн. руб. или 20% от общей суммы расходов республиканского бюджета. Структура расходов по региональным проектам затрагивает все отрасли (информация подробно отражена в заключении). В ближайшее время все ответственные исполнители должны интегрировать мероприятия проектов в свои государственные программы, скоординировав цели, задачи и целевые показатели этих государственных программ.
Доля расходов на реализацию республиканской адресной инвестиционной программы на 2019 год увеличивается на 4,1 процентных пункта.
В текущем году расходы предусмотрены на 96 объектов капитального строительства (реконструкция), без учета объектов дорожного хозяйства. Из них 10 объектов будут переходящими на последующие годы, соответственно и расходы предусмотрены в бюджете на два года (в том числе строительство коллектора хозяйственно-бытовой канализации с очистными сооружениями в пгт. Вурнары в рамках реализации мероприятий по сокращению доли загрязненных сточных вод и строительство сооружения очистки дождевых стоков центральной части города Чебоксары, строительство школ в Козловском районе, в г.Чебоксары и другие объекты).
Экспертиза показала, что в отдельных случаях не соблюдены требования нормативно-правовых актов, и в адресную инвестиционную программу республики планируется включить объекты при отсутствии всего перечня необходимых для их включения документов.
С целью своевременного проведения закупочных процедур рекомендуем органам исполнительной власти, с учетом предложений Совета по инвестиционной политике, по объектам капитального строительства провести в кратчайшие сроки все необходимые мероприятия.
Законопроектом предельный объем государственного долга Чувашской Республики на 2019 год уменьшается на 1 088,7 млн. рублей или на 7,8%. Его структура представлена всеми долговыми инструментами, которые предусмотрены Бюджетным кодексом: это и кредиты коммерческих банков, ценные бумаги, бюджетные кредиты. Необходимо отметить, что налицо качественное улучшение структуры нашего госдолга, а, в частности, удлинен профиль долга по бюджетным кредитам за счет реструктуризации, снижение доли рыночных долговых обязательств (16%).
В тоже время, несмотря на прогнозируемое снижение госдолга, бюджетные ассигнования по разделу «Обслуживание государственного и муниципального долга» в 2019 году остаются на прежнем уровне.
Исполнение республиканского бюджета Чувашской Республики на 2019 год в законопроекте планируется с дефицитом, что не противоречит законодательству.
Результаты экспертизы показали, что в проекте закона соблюдены все ограничения, установленные Бюджетным кодексом в части предельного размера дефицита, размера государственного долга и расходов на его обслуживание.
В свете сложившейся ситуации активизация работы по повышению собственной доходной базы, эффективности использования бюджетных средств, является одним из условий полного исполнения всех принятых обязательств. К сожалению, еще остаются проблемы на стадии планирования бюджетных ассигнований по ряду направлений.
По итогам указанного мероприятия, с учетом результатов проводимых проверок, Контрольно-счетной палатой подготовлены отдельные предложения, направленные на повышение эффективности исполнения бюджета в текущем году и достижение целевых значений, предусмотренных в государственных программах.
Уважаемые депутаты, завершая свое выступление, отмечу, что анализ проекта республиканского бюджета свидетельствует о его формировании в соответствии с положениями действующего законодательства, основными направлениями бюджетной политики, и Контрольно-счетная палата считает возможным принять его в представленной редакции.
Спасибо за внимание!