Информация по результатам внутреннего финансового аудита результатов финансово-хозяйственной деятельности Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики за 2017 год и истекший период 2018 года
1. Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 2.27 плана работы Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики на 2018 год и распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики на проведение контрольного мероприятия от 29.11.2018 №38.
2. Предмет контрольного мероприятия: нормативные правовые акты, другие документы, регулирующие порядок ведения бухгалтерского (финансового) учета в Контрольно-счетной палате Чувашской Республики, финансовые, первичные документы, бухгалтерская (финансовая) отчетность
3. Объект контрольного мероприятия: Контрольно-счетная палата Чувашской Республики
4. Проверяемый период деятельности: 2017 год и истекший период 2018 годы.
5. Срок проведения контрольного мероприятия: с 03 по 14 декабря 2018 года.
6. Краткая характеристика проверяемой сферы формирования и использования государственных или муниципальных средств и деятельности объектов контрольного мероприятия:
Контрольно-счетная палата Чувашской Республики (далее – Контрольно-счетная палата) является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля Чувашской Республики, образуемая Государственным Советом Чувашской Республики, и подотчетна ему.
Деятельность Контрольно-счетной палаты регламентируется Законом Чувашской Республики от 13.09.2011 № 58 «О Контрольно-счетной палате Чувашской Республики».
Основными задачами Контрольно-счетной палаты являются организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей республиканского бюджета Чувашской Республики и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики по объемам, структуре и целевому назначению, и иные задачи установленные Законом.
- Анализ нормативно-правовых актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского (бюджетного) учета
В целях организации и ведения бухгалтерского учета Приказом Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики от 28.06.2012 №25 утверждено Положение об учетной политике в Контрольно-счетной палате Чувашской Республике. Указанное Положение устанавливает правила организации и ведения бюджетного учета по осуществлению функции главного распорядителя и получателя средств республиканского бюджета.
При этом следует отметить, что в указанном Положении даны ссылки на нормативно-правые акты, которые на сегодняшний день признаны утратившими силу.
В силу статьи 19 Федерального закона №402-ФЗ от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете» и пункта 6 Инструкции №157н предусмотрено, что субъектом учета в целях организации бухгалтерского учета, при формировании учетной политики должен утверждаться порядок организации и обеспечения (осуществления) субъектом учета внутреннего финансового контроля.
В нарушение статьи 19 Федерального закона №402-ФЗ, статьи 160.2-1 БК РФ, п.6 Инструкции 157н и пункта 11 Порядка внутреннего финансового контроля в Контрольно-счетной палате не принят правовой акт, регламентирующий осуществление внутреннего финансового контроля, путем формирования, утверждения и актуализации карт внутреннего финансового контроля структурных подразделений, в которых указываются должностные лица, ответственные за выполнение операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), периодичность выполнения операции, должностные лица, осуществляющие контрольные действия, методы контроля и периодичность контрольных действий.
Предыдущая проверка правильности расходования и целевого использования бюджетных средств республиканского бюджета Чувашской Республики и государственного имущества Контрольно-счетной палаты Государственного Совета Чувашской Республики проведена Минфином Чувашии за период с января 2007 года по сентябрь 2009 года, по результатам которой составлен акт от 16.11.2009. При этом нарушений не установлено.
Ежегодно, начиная с 2009 года, Контрольно-счетной палатой Чувашской Республики проводится внешняя проверка годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств республиканского бюджета Чувашской Республики, в том числе и бюджетной отчетности главного администратора бюджетных средств - Контрольно-счетной палаты, по результатам которых нарушений не установлено.
2. Анализ исполнения бюджетной сметы Контрольно-счетной палаты за 2017 год и истекший период 2018 года
Согласно статье 22 Закона Чувашской Республики от 13.09.2011 №58 «О Контрольно-счетной палате Чувашской Республики» расходы на обеспечение деятельности Контрольно-счетной палаты предусматриваются в республиканском бюджете Чувашской Республики отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.
Законом Чувашской Республики от 07.12.2016 № 92 «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» на 2017 год Контрольно-счетной палате первоначально утверждены расходы в общей сумме 14 007,1 тыс. рублей, по разделу 01 «Общегосударственные вопросы», подразделу 06 «Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов финансового (финансово-бюджетного) надзора».
В течение отчетного года Законом Чувашской Республики на 2017 год трижды вносились изменения в бюджетные назначения главного администратора бюджетных средств – Контрольно-счетной палаты.
Соответствующие изменения внесены в бюджетную смету Контрольно-счетной палаты на 2017 год, в том числе в разрезе КОСГУ.
С учетом изменений законодательно утвержденные бюджетные назначения по расходам на 2017 год составили в сумме 14 665,1 тыс. рублей. Финансирование расходов на содержание Контрольно-счетной палаты в 2017 году осуществлялось за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики в рамках двух государственных программ Чувашской Республики «Управление общественными финансами Чувашской Республики» и «Информационное общество Чувашии».
Согласно данным отчета об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета на 1 января 2018 года (форма по ОКУД 0503127) кассовое исполнение расходов составило 14 663,3 тыс. рублей или 99,98 % к бюджетным назначениям.
Совокупный объем закупок, предусмотренный планом закупок Контрольно-счетной палаты на 2017 год с учетом изменений, составляет 673,9 тыс. рублей и не превышает доведенные лимиты бюджетных обязательств.
План-график закупок на 2017 год утвержден и размещен в единой информационной системе 28.12.2016 с совокупным годовым объемом закупок в сумме 283,9 тыс. рублей, т.е. в установленный срок. В указанный план-график дважды вносились изменения, окончательный вариант размещен 21.12.2017 с совокупным годовым объемом закупок в сумме 673,9 тыс. рублей
Все закупки осуществлялись в соответствии с ч.4 пункта 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ. Всего в 2017 году осуществлено 32 закупки малого объема у единственного поставщика и заключено 32 договора (контракта) на общую сумму 673,9 тыс. рублей.
Законом Чувашской Республики от 01.12.2017 №71 «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» в рамках обеспечения реализации государственной программы «Управление общественными финансами» Контрольно-счетной палате Чувашской Республики (805) на 2018 год утверждены бюджетные ассигнования в общей сумме 15 455,8 тыс. рублей.
Бюджетная смета на 2018 год и на плановый период 2019-2020 годов, утверждена председателем Контрольно-счетной палаты 20.12.2017 на 2018 год в общей сумме 15 455,8 тыс. рублей, в том числе на фонд оплаты труда государственных органов в сумме 11 472,0 тыс. рублей, иные выплаты персоналу – 234,2 тыс. рублей, взносы по обязательному социальному страхованию – 3 464,6 тыс. рублей, закупка товаров, работ и услуг – 283,9 тыс. рублей, оплата налогов на имущество – 1,1 тыс. рублей.
В связи с внесением изменений в Закон о республиканском бюджете на 2018 год в бюджетную смету Контрольно-счетной палаты на 2018 год трижды вносились соответствующие изменения.
Смета, а также вносимые в нее изменения составлены в разрезе кодов бюджетной классификации расходов Российской Федерации с детализацией до кодов статей (подстатей) классификации сектора государственного управления (далее – КОСГУ). Первоначальная смета, а также вносимые в нее изменения подкреплены соответствующими расшифровками, расчетами и обоснованиями.
С учетом внесенных изменений бюджетные назначения, согласно бюджетной смете, утвержденной 28.08.2018, составили в общей сумме 16 233,8 тыс. рублей.
Согласно отчета об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета на 1 октября 2018 года (форма по ОКУД 0503127) кассовое исполнение расходов составило в общей сумме 11 271,0 тыс. рублей или 69,4% от годовых бюджетных назначений.
Совокупный объем закупок, предусмотренный планом закупок Контрольно-счетной палаты на 2017 год с учетом изменений, составляет 673,9 тыс. рублей и не превышает доведенные лимиты бюджетных обязательств.
План-график закупок на 2018 год утвержден 25.12.2017 с совокупным годовым объемом закупок в сумме 283,9 тыс. рублей и размещен в единой информационной системе 27.12.2017, т.е. в установленный срок. В указанный план-график трижды вносились изменения, окончательная версия размещена 13.09.2018 с совокупным годовым объемом закупок у единственного поставщика на сумму 740,0 тыс. рублей.
Все закупки по состоянию на 01.10.2018 осуществлялись в соответствии с ч.4 пункта 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ. Всего осуществлено 18 закупок малого объема у единственного поставщика и заключено 18 договоров (контрактов) на общую сумму 640,3 тыс. рублей или 86,5% от общего годового объема закупок.
3. Проверка осуществления бухгалтерского (бюджетного) учета
Бухгалтерский (бюджетный) учет в Контрольно-счетной палате осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» с изменениями и дополнениями, приказа Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 №157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных муниципальных учреждений и Инструкции по его применению».
Приказом Контрольно-счетной палаты от 29.12.2017 №39 в соответствии с Указаниями Банка России от 11.03.2014 №3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» на основании произведенного расчета утвержден лимит остатка денег в кассе на 2018 год в сумме 2 000 рублей, который в проверяемом периоде соблюдался. Обороты по счету 120100000 «Касса», отраженные в главной книге, соответствуют данным аналитического учета.
Учет расчетов с дебиторами и кредиторами осуществляется с применением счета бюджетного учета 1.302.00000 «Расчеты по принятым обязательствам» в журнале операций расчетов с поставщиками и подрядчиками.
По состоянию на 01.10.2018 на балансе Контрольно-счетной палаты числится дебиторская задолженность в общей сумму 34,2 тыс. рублей – задолженность Фонда социального страхования перед Контрольно-счетной палатой. Кредиторская задолженность отсутствует.
Учет материальных запасов осуществляется с применением счета бюджетного учета 1.101.00000 «Основные средства», 1.105.00000 «Материальные запасы». Аналитический учет ведется в журнале операций «По выбытию и перемещению нефинансовых активов».
В соответствии со статьей 11 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ; Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Министерства финансов России от 13 июня 1995 года № 49; приказом Министерства финансов России от 01 декабря 2010 года № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» в Контрольно-счетной палате ежегодно на основании приказов Контрольно-счетной палаты проводится инвентаризация товарно-материальных ценностей, финансовых и нефинансовых активов. При этом недостачи и излишки не установлены.
С работниками Контрольно-счетной палаты, ответственными за хранение денежных средств и материальных ценностей, заключены договора о полной индивидуальной материальной ответственности.
4. Выборочной проверкой правильности начисления и выплаты заработной платы установлено следующее.
Наибольшая доля бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение деятельности Контрольно-счетной палаты, приходится на расходы по оплате труда и начислениям на выплаты по оплате труда, которые в общей сумме составляю более 95,0%.
Выборочной проверкой правильности начисления и выплаты заработной платы работникам Контрольно-счетной палаты установлено следующее.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее Закон №79-ФЗ), и статьей 4 Закона Чувашской Республики от 12 апреля 2005 года №11 «О государственной гражданской службе Чувашской Республики» (далее – Закон от 12.04.2005 №11) гражданский служащий Чувашской Республики осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств соответствующего бюджета.
Оплата труда гражданским служащим Контрольно-счетной палаты производилась в виде денежного содержания, состоящего из должностного оклада и месячного оклада в соответствии с присвоенными им классными чинами, которые составляют оклад месячного денежного содержания, а так же ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Проверка правильности установления должностных окладов, надбавок, доплат к заработной плате государственным гражданским служащим Контрольно-счетной палаты, а также проверка правильности начисления и выплаты денежного содержания по должности председателя Контрольно-счетной палаты произведена выборочно за период с января 2017 года по октябрь 2018 года.
В Контрольно-счетной палате разработаны следующие локальные правовые акты:
- Служебный распорядок Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики утвержден Приказом Контрольно-счетной палаты от 23.05.2016 №9;
- Коллективный договор Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики на 2017 – 2020 годы, одобрен общим собранием коллектива Контрольно-счетной палаты (протокол от 29.03.2017 №2);
- Положение о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за выполнение особо важных и сложных заданий, материальной помощи, единовременной выплаты и единовременных поощрений для лиц замещающих государственные должности и государственных гражданских служащих Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики, утверждено приказом Контрольно-счетной палаты от 30.01.2017 №2. Срок действия данного приказа – до 05.10.2017;
- Положение о порядке ежемесячной выплаты к должностному окладу за особые условия гражданской службы, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, материальной помощи, единовременной выплаты и единовременной помощи государственным гражданским служащим Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики, утверждено приказом Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики от 05.10.2017 №30.
Согласно статье 4 Закона Чувашской Республики «О Контрольно-счетной палате Чувашской Республики» штатная численность Контрольно-счетной палаты утверждается постановлением Государственного Совета Чувашской Республики по предложению председателя Контрольно-счетной палаты. Структура и штатное расписание Контрольно-счетной палаты утверждаются председателем Контрольно-счетной палаты в пределах установленной штатной численности и средств, предусмотренных в республиканском бюджете Чувашской Республики на обеспечение деятельности Контрольно-счетной палаты.
Постановлением Государственного Совета Чувашской Республики от 16.06.2016 №1145 утверждена штатная численность Контрольно-счетной палаты в количестве 16 штатных единиц. Постановлением от 29.09.2017 №350 штатная численность Контрольно-счетной палаты изменена на 18 единиц.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27.12.2016 №563 (с учетом изменений) утверждена предельная численность и фонд оплаты труда работников государственных органов Чувашской Республики, других организаций, аппаратов мировых судей Чувашской Республики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, в том числе по Контрольно-счетной палате предельная численность утверждена в количестве 18 штатной единицы, с годовым фондом оплаты труда в сумме 10 782,1 тыс. рублей.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13.12.2017 №495 утверждена предельная численность и фонд оплаты труда работников государственных органов Чувашской Республики, других организаций, аппаратов мировых судей Чувашской Республики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, в том числе по Контрольно-счетной палате Чувашской Республики предельная численность утверждена в количестве 18 штатной единицы, с годовым фондом оплаты труда в сумме 11 741,0 тыс. рублей.
Приказом Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики от 29.12.2017 №41 утверждено штатное расписание Контрольно-счетной палаты с 1 января 2018 года в количестве 18 штатных единиц с месячным фондом оплаты труда по должностным окладам в общей сумме 161 677 рублей.
Месячные фонды оплаты труда государственных служащих на 2017 и 2018 годы сформированы исходя из размеров должностных окладов, установленных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 17.10.2013 №419 «О денежном содержании государственных гражданских служащих Чувашской Республики» с учетом утвержденного фонда оплаты труда.
Среднесписочная численность работников Контрольно-счетной палаты за 2017 год составила 16 человек, по состоянию на 01.10.2018 – 18 человек.
Начисление заработной платы производится с применением программного продукта «1-С Предприятие – КАМИН «Расчетной заработной платы для бюджетных учреждений версии 5.5».
На каждого работника заполняется карточка-справка (расчетный лист) в которой ежемесячно отражаются сведения о зарплате по всем источникам, по видам выплат, суммы и видам удержаний.
Выплата заработной платы производится 2 раза (1 и 16 числа) в месяц путем перечисления на пластиковые карты, открытые в кредитном учреждении, в соответствии с заявлением работников.
Согласно учетным данным задолженности по заработной плате работникам по состоянию на 01.01.2018 и 01.12.2018 не числится.
Выборочной проверкой правильности определения размера должностных окладов, надбавок, доплат к заработной плате установлено следующее.
В проверяемом периоде должностные оклады, оклады за классный чин, ежемесячные денежные поощрения и ежемесячные надбавки к должностным окладам за особые условия гражданской службы Чувашской Республики в Контрольно-счетной палате устанавливались приказами председателя Контрольно-счетной палаты в соответствии со статьей 10 Закон от 12.04.2005 №11 и разделом 3 приложения 1 к постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики от 17.10.2013 №419.
Начисление дополнительных выплат производилось на основании приказов председателя Контрольно-счетной палаты.
Начисление надбавки к должностному окладу за выслугу лет гражданской службы производится в размерах установленных пунктом 5 статьи 50 Федерального закона №79-ФЗ исходя из стажа государственной гражданской службы. Выборочной проверкой определения размера надбавки за стаж работы, дающий право на установление указанной надбавки, по всем работникам Контрольно-счетной палаты по состоянию на 31.12.2017 нарушений не установлено.
Начисление премии за выполнение особо важных и сложных заданий гражданским служащим Контрольно-счетной палаты производилось в пределах выделенного фонда оплаты труда на основании приказов председателя Контрольно-счетной палаты. Положением о премировании предусмотрено, что премии гражданским служащим начислялись за выполнение особо важных и сложных заданий, по результатам работы за месяц, квартал и год. Премии по итогам работы за месяц и квартал выплачиваются в следующем отчетной периоде. Премии за 4 квартал и по итогам года выплачиваются в декабре текущего года.
Выборочной проверкой правильности начисления выплат по должности председатель Контрольно-счетной палаты установлено следующее.
Денежное содержание председателю Контрольно-счетной палаты осуществлялось в размерах, установленных:
- Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 02.10.2013 №404, соответствующей должности – председателя Контрольно-счетной палаты Чувашской Республик.
- Положением о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за выполнение особо важных и сложных заданий, материальной помощи, единовременной выплаты и единовременных поощрений для лиц замещающих государственные должности и государственных гражданских служащих Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики, утверждённым приказом Контрольно-счетной палаты от 30.01.2017 №.
- Положением о порядке выплаты премий лицам, замещающим отдельные государственные должности Чувашской Республики и должности государственной гражданской службы Чувашской Республики, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11.08.2017 №318;
- Положением о порядке выплаты премии лицам, замещающих государственные должности Чувашской Республики, назначение которых осуществляет Государственный Совет Чувашской Республики, утвержденного Постановлением Президиума Государственного Совета Чувашской Республики от 25.09.2017 №350 утверждено.
За проверяемый период иные выплаты, в том числе материальной помощи, Председателю Контрольно-счетной палаты не производились.
Вывод:
Несмотря на отсутствие в локальных актах Контрольно-счетной палаты регламента организации внутреннего финансового контроля, отсутствие карт внутреннего финансового контроля, контроль, осуществляемый главным бухгалтером Контрольно-счетной палаты, обеспечивает определенный уровень законности и достоверности отражения операций в бухгалтерском (бюджетном) учете.
Предложения:
В целях ведения бухгалтерского (бюджетного) учета и составления отчетности в соответствии с требованиями федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 274н и Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. № 157н разработать и утвердить Учетную политику.