Отчет по результатам контрольного мероприятия «Проверка устранения нарушений, выявленных в ходе проведения контрольных мероприятий, а также анализ реализации мероприятий, направленных на завершение республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики на 2013-2017 годы»
1. Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 2.23 плана работы Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики на 2019 год распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики на проведение контрольного мероприятия от 11.11.2019 №52.
2. Предмет контрольного мероприятия: нормативные правовые акты и другие документы, подтверждающие исполнение представлений Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики, вынесенных по результатам контрольных мероприятий по вопросу реализации мероприятий республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики на 2013-2017 годы», утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30.04.2013 №168.
3. Объекты контрольного мероприятия:
- Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики (далее – Минстрой Чувашии);
- администрация города Канаш;
- администрация Цивильского района.
4. Проверяемый период деятельности: 2017-2018 годы и истекший период 2019 года.
5. Срок проведения контрольного мероприятия: 15 ноября по 11 декабря 2019 года
6. Краткая характеристика проверяемой сферы формирования и использования государственных или муниципальных средств и деятельности объектов контрольного мероприятия:
Переселение из аварийного жилищного фонда осуществлялось в рамках реализации государственной программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, которые утверждались отдельно на территории каждого субъекта Российской Федерации на условиях софинансирования Государственной корпорацией – «Фонд содействия реформированию ЖКХ».
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, ликвидации аварийных многоквартирных домов в период с 2013 по 2017 годы в Чувашской Республики постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30.04.2013 №168 утверждена Республиканская адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики на 2013-2017 годы» (далее – Программа).
Государственным заказчиком Программы определен Минстрой Чувашии. Соисполнителями Программы являются органы местного самоуправления.
7. По результатам контрольного мероприятия установлено следующее:
В рамках указанной Программы предусматривалось улучшение жилищных условий граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде; строительство (приобретение) для граждан, переселяемых из аварийного жилищного фонда, жилых помещений общей площадью не менее 170 326,19 кв. метра.
В результате реализации Программы планировалось переселение 12 857 граждан, или 4776 семей, проживающих в аварийном жилищном фонде; ликвидация (снос) аварийного жилищного фонда общей площадью 170 326,19 кв. метра (841 дом).
Реализация Программы предусматривалась в 4 этапа:
I этап Программы - 2013-2014 годы;
II этап Программы - 2014-2015 годы;
III этап Программы - 2015-2016 годы;
IV этап Программы - с 2016 г. по 1 сентября 2017 г.
В рамках проведенных Контрольно-счетной палатой в 2017 году контрольных мероприятий: «Проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики, выделенных на реализацию мероприятий республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики» на 2013-2017 годы государственной программы Чувашской Республики «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства», за 2015-2016 годы (III этап)» и«Аудит эффективности использования бюджетных средств, выделенных на реализацию мероприятий I-IV этапов республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики на 2013-2017 годы» (далее – Контрольные мероприятия) по результатам которых были выявлены отдельные нарушения при реализации Программы и в адрес объектов контроля (Минстрой Чувашии и 10 муниципальных образований) направлены представления об устранении выявленных нарушений.
На момент проведения настоящего контрольного мероприятия не сняты с контроля представления, направленные в адрес Минстроя Чувашии, администраций городов Алатырь, Канаш, Чебоксары, Канашского и Цивильского районов.
В представлении Контрольно-счетной палаты от 11.01.2018 №49 (далее – Представление), направленном в адрес Минстроя Чувашии в целях устранения выявленных нарушений даны следующие предложения:
1. Проконтролировать возврат в бюджет субсидий, полученных на реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и использованных:
- администрацией Цивильского района по не целевому назначению в сумме 1050,8 тыс. рублей и с нарушением условий расходования межбюджетных трансфертов в общей сумме 1024,7 тыс. рублей;
- администрацией города Канаш - с нарушением условий расходования межбюджетных трансфертов в общей сумме 7123,1 тыс. рублей;
- остальными муниципальными образованиями – с учетом принятых судебных решений.
- Принять действенные меры по обеспечению:
- завершения республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики на 2013-2017 годы» в части полного переселения граждан, проживающих в аварийных домах, включенных в Программу, в том числе граждан, по которым имеются решения судов о предоставлении жилых помещений большей площадью, чем указано в приложениях к соглашениям;
- сноса освобожденного аварийного жилья;
- проведения инвентаризации жилищного фонда на предмет выявления неучтенного аварийного жилья;
- в случаях признания многоквартирных домов, включенных в Программу, не аварийными, произвести корректировку показателей Программы.
- Установить контроль за администрациями муниципальных образований по взысканию с подрядчиков штрафных санкций (неустойки) за несоблюдение сроков строительства и передачи жилья.
В рамках настоящего контрольного мероприятия по вопросу исполнения Минстроем Чувашии представлений Контрольно-счетной палаты установлено следующее.
1. Возврат в бюджет субсидий, полученных на реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и использованных с нарушением.
Муниципальными образованиями (администрациями Цивильского района и города Канаш) в 2018 году обеспечен возврат в республиканский бюджет Чувашской Республики средств использованных по не целевому назначению в общей сумме 9198,6 тыс. рублей, что подтверждается представленными заявками на кассовый расход:
- от 24.01.2018 от администрации Цивильского района в сумме 2 075,5 тыс. рублей;
- от 23.01.2018 от администрации города Канаш на сумму 7 123,1 тыс. рублей.
2. Проверка вопросов завершения Программы на 2013-2017 годы (обеспечение переселения граждан из аварийного жилищного фонда, снос аварийных домов, корректировка показателей Программы.
Правлением государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства 17 ноября 2017 года принято решение (протокол №804) о завершении Программы на 2013-2017 годы.
2.1. Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» поставлена задача ликвидации до 01 сентября 2017 года жилого фонда, признанного аварийным до 01 января 2012 года.
Вместе с тем, Контрольно-счетной палатой, что администрациями районов и городов по состоянию на 20.11.2017 не был обеспечен снос 324 аварийных домов, или 40,5% от общего количества аварийных домов, подлежащих ликвидации (сносу), из них: по I этапу Программы – 33 дома (срок – 2014 год), по II этапу – 23 дома (срок – 2015 год), по III этапу – 114 домов, по IV этапу – 157 домов (срок – до 01.09.2017).
По результатам проведенных Контрольно-счетной палатой контрольных мероприятий Минстрою Чувашии даны предложения (пункт 4 Представления) по принятию действенных мер для обеспечения сноса аварийного жилья.
В ходе проверки установлено, что вопрос сноса расселенных аварийных домов находиться на постоянном контроле Минстроя Чувашии. В адрес муниципальных образований направляются запросы, в ответ на которые администрациями муниципальных образований представляется информация о снесенных расселенных аварийных домах с приложение актов о сносе.
Проведенный анализ представленной информации показал, что по состоянию на 04.12.2019 администрациями 11 районов и городов не обеспечен снос 154 многоквартирных аварийных домов, что составляет 18,4% от количества домов, признанных аварийными до 1 января 2012 года (838 домов).
Анализ по количеству не снесенных аварийных домов в разрезе муниципальных образований приведен в нижеследующей таблице.
№
|
Наименование МО
|
Количество аварийных домов, включенных в программу
|
Количество не снесенных домов
|
Из них по причине не переселения граждан по непредвиденным обстоятельствам
|
Примечание
|
1
|
Алатырский район
|
11
|
3
|
3
|
судебные разбирательства
|
2
|
Ибресинский район
|
30
|
7
|
1
|
Подрядчиком нарушены условия контракта по сносу 6 домов
|
3
|
Канашский район
|
40
|
1
|
1
|
судебные разбирательства
|
4
|
Козловский район
|
15
|
1
|
1
|
судебные разбирательства
|
5
|
Мариинско-Посадский район
|
28
|
3
|
3
|
судебные разбирательства
|
|
Урмарский район
|
35
|
1
|
1
|
судебные разбирательства
|
7
|
Чебоксарский район
|
27
|
1
|
-
|
Планируется снос до 25 декабря 2019
|
8
|
Ядринский район
|
15
|
2
|
1
|
судебные разбирательства
|
9
|
г. Алатырь
|
61
|
31
|
1
|
ведутся работы по сносу
|
10
|
г. Чебоксары
|
262
|
20
|
6
|
по 11 МКД ведутся работы по сносу; 3 дома – следует исключить из программы
|
11
|
г. Шумерля
|
105
|
84
|
-
|
отсутствие финансовых ресурсов на снос
|
|
Итого
|
Х
|
154
|
18
|
|
Наибольшее количество не снесенных аварийных домов отмечается по городу Шумерля – 84 дома, г. Алатырь – 31 домов (один дом не расселен) и г. Чебоксары – 20 домов (не расселено 6 домов).
Нарушение сроков сноса домов (в течение 6 месяцев после расселения), объясняется недостатком финансовых ресурсов в местных бюджетах (г. Шумерля и г. Алатырь), а также в связи с не переселением граждан (18 семей) по непредвиденным обстоятельствам.
Анализ представленной муниципальными образованиями информации, по вопросу исполнения представлений, показал следующее.
Согласно информации представленной администрацией города Шумерля по состоянию на 04.12.2019 все граждане из аварийного жилищного фонда переселены, однако не обеспечен снос 84 аварийных домов по причине дефицита средств в местном бюджете на указанные цели.
Минстроем Чувашии (письмо от 01.08.2019 №10/13-8078) в адрес Прокуратуры Чувашской Республики направлена информация о несоблюдении администрацией города Шумерля условий заключенного Соглашения от 25.05.2016 №09-04/3 о сотрудничестве (пункт 3.10.9), в части не обеспечения в установленный срок до 31.12.2017 сноса (ликвидации, демонтажа, разборки) аварийных домов, для принятия мер прокурорского реагирования. Письмом от 03.09.2019 №73-51/1148-19, направленным в адрес Минстроя Чувашии, Прокуратура Чувашской Республики сообщает, что Шумерлинской межрайонной прокуратурой в адрес главы администрации Шумерлинского района вынесено представление об устранении нарушений.
По информации, представленной администрацией города Чебоксар (письма от 04.12.2019 №19825, от 05.12.2019 №19826) по состоянию на 04.12.2019не снесенными остаются 21 аварийный многоквартирный дом, в том числе:
- ведется работа сносу 11 многоквартирных аварийных домов (заключены договора с подрядными организациями на снос, часть домов обрушено);
- 1 дом признан объектом культурного наследия (ул. К. Иванова, д.59) и сносу не подлежит;
- 6 многоквартирных домов не расселены в связи с незавершенными судебными разбирательствами;
- 3 многоквартирных дома, ранее признанных аварийными подлежат исключению из Программы на основании решений судов в связи с признанием отдельных жилых помещений пригодными для проживания:
кв.1 дома № 43 по ул. Крупской (решение Ленинского районного суда г. Чебоксары от 29.10.2018 по делу №2А-4125/2018);
кв.1 дома № 31а по ул. Поселковой (решение Верховного суда Чувашской Республики от 23.04.2019 по делу №3а-57/2019);
кв.1 дома №69 по ул. Репина (Апелляционное определение Верховного суда Российской Федерации от 10.07.2018 по делу №31-АПГ 18-6).
В Ибресинском районе не снесено 7 авариных домов, из которых один дом не расселен в связи с судебными разбирательствами с гражданином Курниковым А.А.; по шести аварийным домам не обеспечен снос в связи с неисполнением подрядчиком ООО «КарьерСтрой» в установленный срок (до 24.09.2019) своих обязательств в рамках заключенного муниципального контракта от 18.06.2019.
В настоящее время администрацией Буинского сельского поселения ведется претензионная работа по взысканию с ООО «КарьерСтрой» неустойки в связи с просрочкой обязательств.
2.2. По состоянию на 04.12.2019 в республике из жилищного фонда, признанного аварийным до 1 января 2012 года, не переселено 18 семей по непредвиденным обстоятельствам (судебный спор, принятие наследства, неизвестность местопребывания и другие обстоятельства, связанные с личностью гражданина).
Жилые помещения, приобретенные в рамках Программы, но не предоставленные гражданам по различным причинам, числятся в муниципальной собственности муниципальных образований. Проведенный анализ причин, по которым граждане не переселены из авариного жилья, показал следующее.
В Ибресинском районе в муниципальной собственности Буинского сельского поселения числится две квартиры (№№4,14), приобретенные в рамках Программы, расположенные по адресу д.11, ул. Горняка, п. Буинск. Указанные квартиры не предоставлены гражданам по следующим причинам: одна квартира – в связи со смертью гражданки Петровой М.Ф., одна квартира – в связи с судебными разбирательствами с гражданином Курниковым А.А. Информация о затратах по содержанию указанных квартир за счет средств местного бюджета за 2017-2019 годы не представлена.
В городе Чебоксары по не предвиденным обстоятельствам (не завершены судебные разбирательства) не расселено 6 домов (12 граждан):
Адрес расселяемого дома
|
Причины, Судебное решение
|
Примечание
|
ул. Энергетиков, д.11, кв.2
|
Определен размер за изымаемое имущество, утверждение мирового соглашения
|
собственник отказался от утверждения мирового соглашения
|
Ул. Энергетиков, д.16, кв.1
|
Определение возмещения за изымаемое жилое помещение, в связи со смертью одного из собственников дело отложено
|
Очередное судебное заседание отложено на 12.12.2019
|
Ул. Энергетиков, д.16, кв.2
|
Дом входил в договор о развитии застроенной территории идут судебные разбирательства между администрацией города и ООО «Градстрой»
|
|
Ул. Ашмарина, д.102/64
|
Определено возмещение за изымаемое жилое помещение
|
Собственником не предоставлены банковские реквизиты для перечисления возмещения
|
Ул. Серафимовича, д.50, кв.1
|
Решением Ленинского районного суда от 26.08.2019 определено возмещение за изымаемое жилое помещение
|
Указанное решение обжалуется в Верховном суде Чувашской Республики
|
Ул. Гражданская, дом 45, кв.1
|
Решение Московского районного суда от 04.10.2019 обжалуется в Верховном суде Чувашской Республики
|
|
В муниципальной собственности города Чебоксары числится 6 квартир (кв. 39,94,60,79 д.12, пр. Соляное; кв.93,257 дома 2 по ул. Дементьева) приобретенных в рамках Программы 2013-2017 годов, которые высвобождены по различным причинам. Затраты по содержанию указанных квартир за счет средств бюджета города за 2017-2019 годы составили в сумме 49 402,47 рублей.
В Алатырском района числится 4 квартиры в двухквартирных домах, расположенных в п. Алтышево по адресам: кв.№1 дома 4-Б по ул. Гагарина, кв. №2 в доме №13 по ул. Полевая, кв. №1 в доме №9 по ул. Полевая, кв.№3 в доме №4/2 по ул. Молодежная. Затраты по содержанию указанных квартир администрация не несет, по причине не проживания в них граждан.
В муниципальной собственности Канашского района числится 2 квартиры, расположенные по адресам: с. Шихазаны ул.40 лет Победы, д.35 кв. 40; д. Малые Бикшихи, ул. Северная, д.26, кв.3. Указанные квартиры не предоставлены гражданам:
- Антонову А.Н., в связи с невозможностью установить его местонахождение;
- семье Даниловых в связи с незавершенными судебными разбирательствами.
Согласно информации администрации Канашского района затраты на содержание указанных жилых помещений несут наниматели этих квартир.
Так, по информации администрации Канашского района квартира №3 дома №26 по ул. Северная, д. Малые Бикшихи закреплена за гражданином Даниловым В.Д. на основании предварительного договора о сотрудничестве и взаимодействии по реализации республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики» на 2016 год на территории Канашского района от 30.12.2016. В соответствии с указанным договором Администрация обязуется на основании договора социального найма указанную квартиру предоставить гражданину Данилову В.Д., который согласно пункту 1.3.2 оплачивает жилищно-коммунальные услуги со дня подписания предварительного договора.
Другую квартиру предполагалось предоставить гражданину Антонову А.Н., проживавшему ранее в аварином доме, по адресу Канашский район, с. Шихазаны, ул. Генерала Михайлова, д. 53, кв.2. Однако в связи с тем, что его местонахождение не установлено, Администрация Шихазанского сельского поселения 22.12.2016 обратилась в ОМВД РФ по Канашскому району с просьбой установить местонахождение Антонова А.Н. Поиски по сегодняшний день оказались безрезультатными.
В целях сохранности и безопасности муниципальной квартиры №16, расположенной по адресу: с. Шихазаны, ул. 40 лет Победы, д.35 распоряжением администрации Шихазанского сельского поселения от 17.09.2018 №43 принято решение о предоставлении указанной муниципальной квартиры гражданке Бычковой И.Г. - заместителю главного врача БУ «Канашская ЦРБ им. Ф.Г. Григорьева» Минздрава Чувашии,участковому врачу-фтизиатру на основании договора социального найма от 17.09.2018 для временного проживания с оплатой жилищно-коммунальных услуг.
2.3. По результатам проведенного анализа установлены факты, которые указывают на необходимость внесения изменений в Программу в части корректировки показателей по количеству переселяемых граждан, площади расселяемых аварийных домов, а также объему предоставленной финансовой поддержки из Фонда.
При этом в период с января 2018 года Минстроем Чувашии не обеспечено внесение изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 апреля 2013 г. № 168 «О республиканской адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики» на 2013 – 2017 годы».
2.3.1. Так, из Программы необходимо исключить дома ранее признанные аварийными по адресам: г. Чебоксары, ул. Репина д.69, ул. Крупской, д.63, Сосновка, ул. Поселковая, д.30а., в связи с признанием их пригодными для проживания на основании решений судов.
В Ибресинском районе, квартира по адресу д.11, ул. Горняка, п. Буинск приобретенная в рамках Программы, высвобождена в связи со смертью гражданки, подлежащей к переселению. В связи с чем, необходимо произвести корректировку объемов финансовой поддержки, предоставленной Ибресинскому району на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
2.3.2. По состоянию на 01.01.2019 Минстроем Чувашии не завершены расчеты с Фондом содействия реформированию ЖКХ. По данным бухгалтерской бюджетной отчетности Минстроя Чувашии по состоянию на 01.01.2019 по счету 1.205.00.660 числится кредиторская задолженность перед Фондом в общей сумме 3 913 939,39 рублей, возвращенных бюджетами следующих муниципальных образований:
- по Цивильскому району (2010 год) в сумме 116 757,46 рублей;
- по Канашскому району (2012 год) в сумме 976 563,81 рублей;
- по Цивильскому району (III этап) в сумме 1 373 764,40 рублей;
- по городу Канаш (2012 год) в сумме 502 083,65 рублей;
- по Урмарскому району (III этап) в сумме 944 770,06 рублей;
- по Козловскому району (III этап) в сумме 0,01 рублей.
Из пояснений Минстроя Чувашии указанные средства планируется возвратить в Фонд содействия реформированию ЖКХ только после внесения изменений в Программу.
2.3.3. В декабре 2017 года специалистами Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее – Фонд) в проведена внеплановая проверка законности использования средств финансовой поддержки Фонда, направленных на расселение аварийных домов, в отношении которых были заключены договоры о развитии застроенных территорий (8 аварийных многоквартирных домов общей площадью 2966,89 кв.м., расположенных по адресам: г. Чебоксары, ул. Сапожникова, д.12, ул. Ашмарина, д.16,38,52, ул. Кременского д.32, ул. Башмачникова, д.29, д.33, ул. Калинина, д.89).
По результатам указанной проверки установлен факт предоставления субъектом Российской Федерации в 2013 году завышенных данных по общей площади аварийного жилищного фонда Чувашской Республики, учитываемой для расчета лимитов предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». В нарушение указанной нормы в общей площади аварийного жилищного фонда регионом учитывалась площадь аварийных многоквартирных домов, финансирование расселение которых должно было осуществляться за счет внебюджетных средств в соответствии с заключенными до 1 января 2013 года договорами о развитии застроенной территории. Это повлекло за собой выделение Чувашской Республике на переселение граждан из аварийного жилищного фонда избыточность средств Фонда в размере 54 303,8 тыс. рублей.
Дополнительным соглашением от 30.01.2019 №23 в Договор от 02.07.2008 №34-3С о представлении и использовании финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации, заключенный между Фондом и Чувашской Республикой, в лице Главы Чувашской Республики Игнатьева М.В. внесены изменения, в части включения пункта 6.9. предусматривающего, что в случае замещения средств финансовой поддержки Фонда, использованных на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенных на территориях, в отношении которых до 1 января 2013 года были заключены договоры о развитии застроенных территорий, средствами бюджета Субъекта Российской Федерации и (или) муниципальными образованиями, субъект обязуется возвратить часть средств финансовой поддержки Фонда, в размере, порядке и сроки, предусмотренном в договоре о возврате средств, заключенном между Фондом и субъектов РФ.
Между Государственной корпорацией – Фонд и Чувашской Республикой в лице Главы Чувашской Республики Игнатьева М.В. заключен договор о возврате средств финансовой поддержки от 30.01.2019, которым предусмотрено, что субъект Российской Федерации в срок до 01.02.2019 обязуется возвратить Фонду финансовою поддержку, предоставленную на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в размере 54 303,8 тыс. рублей.
Минстроем Чувашии согласно платежному поручению от 31.01.2019 №164933 произведен возврат средств в сумме 54 303,8 тыс. рублей на лицевой счет Фонда.
Минстроем Чувашии с администрацией города Чебоксары ведется переписка (письма от 23.10.2018 № 09/15-9596, от 18.01.2019 №09/15-470, от 06.02.2019 №09/15-1194, 13.03.2019 №09/15-2497, от 18.10.2019 № 10/14-11060) по вопросу возврата излишне перечисленных средств Фонда в размере 54 303,8 тыс. рублей, а также о предоставлении сведений в части изменения программных показателей и финансирования по итогам завершенных судебных разбирательств и по замене администрацией жилых помещений, с приложением необходимых документов.
3. Контроль за взысканием администрациями муниципальных образований штрафных санкций (неустойки) с подрядчиков за несоблюдение ими сроков строительства и передачи жилья.
Контрольно-счетной палатой Чувашской Республики ведется Реестр учета невзысканных сумм неустоек (пеней, штрафов), выявленных в ходе контрольных (экспертно-аналитических) мероприятий, в котором отражена задолженность по неустойкам, начисленным ко взысканию с подрядчиков штрафных санкций (неустойки) за несоблюдение сроков строительства и передачи жилья в рамках муниципальных контрактов, заключенных в рамках Программы в общей сумме 12 831,2 тыс. рублей:
- ООО «Лидерстрой» по муниципальным контрактам, заключенным администрацией города Чебоксары, в сумме 7 907,6 тыс. рублей;
- ООО «СК Стрим» по муниципальным контрактам, заключенным администрацией Козловского района в сумме 2 877,9 тыс. рублей;
- ООО «Инжиниринговая фирма «Большой плюс», по муниципальным контракта, заключенным администрацией г. Алатырь, в сумме 1 848,9 тыс. рублей;
- ООО «Санар-Строй» по муниципальному контракту, заключенному администрацией Ибресинского района в сумме 196,8 тыс. рублей.
Контрольно-счетной палатой в адрес объектов контроля направлены запросы по представлению информации по фактам взыскания неустойки с подрядчиков за несоблюдение сроков строительства и передачи жилья в рамках Программы.
Анализ представленной муниципальными образованиями информации показал следующее.
3.1. Арбитражным судом Чувашской Республики по делу №79-1141/2016 и №А79-1140/2016 принято решение о взыскании с ООО «Инжиниринговая фирма «Большой плюс» в пользу администрации г. Алатырь пени за просрочку исполнения обязательств в общей сумме 1 848,9 тыс. рублей. В связи с неисполнением в добровольном порядке решения суда были выданы исполнительные листы от 16.09.2016 ФС №012026582 и ФС №012027370 и возбуждены исполнительные производства от 07.10.2016 №966479/16/21002-ИП, №586264/17/21002-ИП.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ 26.12.2018 инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары принято решение об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ. В администрацию г. Алатырь 14.11.2019 поступили вышеуказанные исполнительные листы с постановлением от 24.10.2019 об окончании и возвращении ИД взыскателю в связи с тем, что у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание и все принятые судебным приставом - исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
3.2. Из информации, представленной администрацией г. Чебоксары следует, что Арбитражным судом Чувашской Республики от 28.05.2018 по делу № А79-9000/2017 принято решение взыскать с ООО «Лидерстрой» в пользу администрации города Чебоксары неустойку в сумме 5 115,3 тыс. рублей. По исполнительному листу от 17.07.2018 серии ФС №020244216 исполнительное производство №80868/19/77056-ИП возбуждено только 12.02.2019, т.е. спустя более пол года.
Указанный исполнительный лист был возвращен судебным приставом – исполнителем отдела судебных приставов по Юго-восточному административному округу города Москвы актом от 11.07.2019 на основании невозможности установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях (229-ФЗ статья 46 п. 1 п.п. 3). Администрацией города Чебоксары указанный исполнительный лист письмом от 04.12.2019 №1474 повторно направлен в отдел судебных приставов по Юго-Восточному административному округу города Москвы.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 46 по г. Москве 16.10.2019 принято решение об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
3.3. Решением от 21.07.2017 Арбитражный суд Нижегородской области взыскал с ООО «СК «Стрим» в пользу администрации Козловского района 2 887, 981 тыс. рублей неустойки за просрочку обязательств по передаче квартир. Постановление Первого Арбитражного Апелляционного суда от 26.12.2017 по делу № А79-11632/2016 вынесенное решение суда оставлено без изменения. Исполнительный лист администрации Козловского района выдан 19.01.2018. ФС 020239525, по которому возбуждено исполнительное производство № 20712/18/21002-ИП от 13.03.2018.
Согласно определению Арбитражного суда Чувашской Республики от 06.11.2018 (дело №А79-9295/2018) в отношении ООО «СК СТРИМ» введена процедура наблюдения. Определение Арбитражного суда Чувашской Республики от 11.02.2019 Требования Администрации Козловского района Чувашской Республики, г. Козловка включены в реестр требований кредиторов общества с ООО «Строительная компания «Стрим» в сумме 3 089,9 тыс. рублей неустойки, пени в третью очередь.
На момент нестоящей проверки сумма неустойки в бюджет района не поступала. Согласно информации, размещенной в ЕГРЮЛ в отношении ООО «СК СТРИМ» открыто конкурсное производство. Исполнительное производство завершено 30.05.2019 на основании признания должника банкротом и направления исполнительного документа арбитражному управляющему (229-ФЗ статья 47 п. 1 п.п. 7).
3.4. Арбитражным судом Чувашской Республики по делу А79-4663/2017 вынесено решение от 28.08.2017 о взыскании с ООО «Санар-Строй» в пользу администрации Ибресинского района взыскать 196783 (Сто девяносто шесть тысяч семьсот восемьдесят три) руб. 90 коп. пеней за период с 01.12.2016 по 19.05.2017.
По исполнительному листу от 20.12.2017 № ФС014460301, направленному 15.01.2018, исполнительное производство возбуждено 25.01.2018. До настоящего время судебными приставами не установлено местонахождение должника и его имущества.
Таким образом, на момент проведения настоящей проверки неустойки определенные к взысканию с подрядчиков в пользу муниципальных заказчиков в общей сумме 10 048,9 тыс. рублей в соответствующие бюджеты не поступили.
Из вышеизложенного следует, что по состоянию на 04.12.2019 в республике не завершены мероприятия Программы, в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда и обеспечения сноса аварийного жилья.
В рамках настоящего контрольного мероприятия по вопросу исполнения муниципальными образованиями представлений Контрольно-счетной палаты установлено следующее.
1. г. Чебоксары.
По результатам контрольного мероприятия «Проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики, выделенных на реализацию мероприятий республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики» на 2013-2017 годы государственной программы Чувашской Республики «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства», за 2015-2016 годы (III этап)» администрации г. Чебоксары выдано представление от 24.07.2017 № 48. В рамках настоящего контрольного мероприятия была проведена проверка выполнения указанного представления, при этом установлено следующее.
1) Разработать нормативный правовой акт (правила, порядок) органа местного самоуправления о предоставлении жилых помещений гражданам, проживающим в жилищном фонде, признанном непригодным для постоянного проживания и подлежащим сносу в срок до 20 августа 2017 года.
Письмом от 23.08.2017 № 11837 администрация г. Чебоксары сообщала, что Управлением ЖКХ, энергетики и транспорта разработан проект постановления администрации города Чебоксары об утверждении порядка предоставления жилых помещений жилых помещений гражданам, проживающим в много квартирных домах города Чебоксары, признанных аварийными и подлежащих сносу, который 11.08.2017 направлен в прокуратуру Чувашской Республики для проведения антикоррупционной экспертизы.
2) В целях обеспечения сноса аварийных домов до 1 сентября 2017 года принять меры по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
По состоянию на 23.08.2017 переселено 355 семей из 388 семей. По 33 семьям ведутся судебные разбирательства. Вместе с тем, по результатам контрольного мероприятия по состоянию на 04.12.2019 осталось не расселено 6 домов (12 граждан) по причине не завершения судебных разбирательств (информация представлена выше по тексту).
3) Принять меры по взысканию с подрядной организации ООО «Лидерстрой» сумму неустойки за неисполнение условий муниципального контракта (штрафа и пени) в общей сумме 7 907,6 тыс. рублей.
Из информации, представленной администрацией г. Чебоксары (письма от 04.12.2019 №19825, от 05.12.2019 №19826) следует, что Арбитражным судом Чувашской Республики от 28.05.2018 по делу № А79-9000/2017 принято решение взыскать с ООО «Лидерстрой» в пользу администрации города Чебоксары неустойку в сумме 5 115,3 тыс. рублей. По исполнительному листу от 17.07.2018 серии ФС №020244216 исполнительное производство №80868/19/77056-ИП возбуждено только 12.02.2019, т.е. спустя более полгода.
Вместе с тем, согласно выписке из ЕГРЮЛ Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 46 по г. Москве 16.10.2019 принято решение об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
4) Проанализировать обращения граждан направленных в ООО «УК «Волга» по качеству предоставленных квартир в домах № № 27,29 по ул. Новая в поселке Сосновка и с учетом замечаний, выявленных при проведении осмотров в ходе проверки, принять меры по устранению всех недостатков подрядной организацией (ООО «Лидерстрой») в рамках гарантийных обязательств.
15.08.2017 заместителем главы администрации города Чебоксары проведено совещание с приглашением представителей АО «ГУКС» и ООО «Лидерстрой» по вопросу устранения строительных недоделок и замечаний жителей вышеуказанных домов.
В адрес ООО «Лидерстрой» направлено уведомление о составлении совместного акта с перечнем выявленных недостатков и сроков их устранения. Обращения граждан рассмотрены, недостатки устранены.
Таким образом, представление, направленное администрации г. Чебоксары выполнено, за исключением взыскания неустойки (фактического поступления денежных средств в местный бюджет).
2. г. Алатырь.
По результатам контрольного мероприятия «Проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики, выделенных на реализацию мероприятий республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики» на 2013-2017 годы государственной программы Чувашской Республики «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства», за 2015-2016 годы (III этап)» администрации г. Алатырь выдано представление от 24.07.2017 № 45. В рамках настоящего контрольного мероприятия была проведена проверка выполнения указанного представления, при этом установлено следующее.
1) Активизировать работу по истребованию с ООО «Инжиниринговая фирма «Большой плюс» сумму неустойки (пени) за период с 01.01.2016-19.05.2016 в размере 1848,8 тыс. рублей взысканную по решениям Арбитражного суда Чувашской Республики от 16.05.2016 по делу № А79-1140/2016 и № А79-1141/2016.
Зачесть сумму задолженность ООО «Инжиниринговая фирма «Большой плюс» по уплате неустойки в размере 440,4 тыс. рублей из суммы кредиторской задолженности перед Застройщиком.
Предъявить к ООО «Инжиниринговая фирма «Большой плюс» требование об уплате пени за просрочку исполнения обязательств по контрактам за период с 20.05.2016 по день фактического исполнения обязательств по контракту (20.12.2016).
Рассмотреть возможность взыскания с ООО «Инжиниринговая фирма «Большой плюс» штрафа в соответствии с п.7.5. муниципальных контрактов за ненадлежащее исполнение обязательств по контрактам в размере 5% от цены контрактов.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ 26.12.2018 инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары принято решение об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (ООО «Инжиниринговая фирма «Большой плюс»). В администрацию г. Алатырь 14.11.2019 поступили вышеуказанные исполнительные листы с постановлением от 24.10.2019 об окончании и возвращении ИД взыскателю в связи с тем, что у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание и все принятые судебным приставом - исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
2) Принять все предусмотренные действующим законодательством меры к Застройщику - ООО «Инжиниринговая фирма «Большой плюс» с целью обеспечения подачи газа в квартиры дома №10 по улице Ленинградская.
По состоянию на 31.07.2017 организацией–застройщиком ООО «Инжиниринговая фирма «Большой плюс» обеспечена поквартирная подача газа в многоквартирном доме №10 по ул. Ленинградская г. Алатырь.
Таким образом, представление, направленное администрации г. Алатырь выполнено, за исключением взыскания штрафов, неустойки, пени (фактического поступления денежных средств в местный бюджет).
3. Канашский район.
По результатам контрольного мероприятия «Проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики, выделенных на реализацию мероприятий республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики» на 2013-2017 годы государственной программы Чувашской Республики «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства», за 2015-2016 годы (III этап)» администрации Канашского района выдано представление от 24.07.2017 № 39. В рамках настоящего контрольного мероприятия была проведена проверка выполнения указанного представления, при этом установлено следующее.
1) Принять меры по переселению двух семей из аварийного жилого фонда в рамках реализации III этапа Программы.
В муниципальной собственности Канашского района числится 2 квартиры, расположенные по адресам: с. Шихазаны ул.40 лет Победы, д.35 кв. 40; д. Малые Бикшихи, ул. Северная, д.26, кв.3. Указанные квартиры не предоставлены 2 семьям (Антонову А.Н., в связи с невозможностью установить его местонахождение (ведутся розыскные мероприятия) и семье Даниловых в связи с незавершенными судебными разбирательствами. Информация представлена выше по тексту).
2) Устранить замечания по качеству предоставленных квартир силами подрядной организации (ООО «ПМК Канашская») в рамках гарантийных обязательств.
Письмом от 05.09.2017 администрация Канашского района сообщила, что замечания по качеству предоставленных квартир устранены подрядчиком в рамках гарантийных обязательств.
Таким образом, представление, направленное администрации Канашского района не исполнено в части переселения двух семей из аварийного жилого фонда.
- г. Канаш
По результатам контрольного мероприятия в ходе аудита эффективности использования бюджетных средств, выделенных на реализацию мероприятий I-IV этапов республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики на 2013-2017 годы» администрации г. Канаш выдано представление от 29.12.2017 № 67. В рамках настоящего контрольного мероприятия была проведена проверка выполнения указанного представления, при этом установлено следующее.
1) Обеспечить возврат в бюджет субсидий, полученных на реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вследствие нарушения условий расходования межбюджетных трансфертов в общей сумме 7123,1 тыс. рублей.
Муниципальным образованием в 2018 году обеспечен возврат в республиканский бюджет Чувашской Республики средств использованных по не целевому назначению в общей сумме 7 123,1 тыс. рублей, что подтверждается представленными заявками на кассовый расход от 23.01.2018.
2) Обеспечить жилыми помещениями семьи Корниловых и Родионовых, проживающих в аварийном доме № 13 по ул. Энгельса и затем снести (ликвидировать) данный дом.
После завершения судебных разбирательств по переселению гражданки Сергеевой П.С., снести (ликвидировать) дом №4 по ул. Спортивная.
Гражданам и членам их семей, проживавшим в аварийных домах (Корниловой Т.Н., Сергеевой П.С., Сухомлин С.И., Родионову И.П.), проживавших в домах, признанных аварийными ул.Энгельса, 13 и ул. Спортивная, 4 предоставлены благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма, аварийные дома снесены.
Таким образом, представление, направленное администрации г. Канаш выполнено в полном объеме.
- Цивильский район.
По результатам контрольного мероприятия в ходе аудита эффективности использования бюджетных средств, выделенных на реализацию мероприятий I-IV этапов республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики на 2013-2017 годы» администрации г. Канаш выдано представление от 29.12.2017 № 66. В рамках настоящего контрольного мероприятия была проведена проверка выполнения указанного представления, при этом установлено следующее.
1) Обеспечить возврат в бюджет субсидий, полученных на реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и использованных по не целевому назначению в общей сумме 1 050 800,00 рублей, в том числе средства Фонда – 675 664,40 рублей и средства республиканского бюджета Чувашской Республики 375 135,60 рублей.
Обеспечить возврат в бюджет субсидий, полученных на реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вследствие нарушения условий расходования межбюджетных трансфертов в общей сумме 1024,7 тыс. рублей, в том числе: средства Фонда – 698,1 тыс. рублей и средства республиканского бюджета Чувашской Республики 326,6 тыс. рублей.
Муниципальным образованием в 2018 году обеспечен возврат в республиканский бюджет Чувашской Республики средств использованных по не целевому назначению в общей сумме 2 075,5 тыс. рублей, что подтверждается представленными заявками на кассовый расход от 24.01.2018.
2) Обеспечить наличие правоустанавливающих документов у 17 квартиросъемщиков (собственников) аварийного жилья, в личных делах которых они отсутствуют.
Контрольным мероприятием установлено, что администрацией Цивильского района по состоянию на 11.12.2019 не обеспечено наличие правоустанавливающих документов на ранее занимаемое аварийного жилье по 14 гражданам из 17, переселенных в рамках реализации Программы.
Таким образом, представление Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики от 29.12.2017 №66, направленное в адрес администрации Цивильского района, не исполнено в части обеспечения наличия правоустанавливающих документов на ранее занимаемое аварийного жилье по 14 гражданам из 17, переселенных в рамках реализации Программы.
8. Выводы
1. По состоянию на 04.12.2019 из 841 дома, признанного авариным до 1 января 2012 года администрациями, обеспечен снос 684 домов. Не снесено 154 авариных дома в 11 муниципальных образованиях.
2. Не переселено из авариного жилищного фонда по различным не предвиденным обстоятельствам 18 семей (судебный спор, принятие наследства, неизвестность местопребывания и другие обстоятельства, связанные с личностью гражданина).
Жилые помещения, приобретенные в рамках Программы, в которые не предоставлены гражданам, числятся в муниципальной собственности муниципальных образований. Средства на содержание указанных жилых помещений за счет средств местных бюджетов направились только в г. Чебоксары.
3. Администрациями (Козловского, Ибресинского районов, городов Алатырь и Чебоксары) не обеспечено взыскание с подрядных организацией неустойки, начисленной за несоблюдение сроков строительства и передачи жилья по муниципальным контрактам, заключенным в рамках Программы.
4. В период с января 2018 года по настоящее время Минстроем Чувашии не обеспечено внесение изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 апреля 2013 г. № 168 «О республиканской адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики» на 2013 – 2017 годы».
В тоже время, по результатам настоящей проверки, установлены факты, указывающие на необходимость внесения изменений в Программу в части корректировки показателей по количеству переселяемых граждан (семей), площади расселяемых и сносимых аварийных домов, а также объему предоставленной муниципальным образованиям финансовой поддержки из Фонда.
- Контрольным мероприятием установлено, что представления Контрольно-счетной палаты, направленные в адрес администраций г. Чебоксары и г. Алатырь выполнены, за исключением взыскания штрафов, неустойки, пени (фактического поступления денежных средств в местный бюджет); г. Канаш – в полном объеме. Представления Контрольно-счетной палаты не исполнены администрациями Цивильского района в части обеспечения наличия правоустанавливающих документов на ранее занимаемое аварийного жилье по 14 гражданам из 17 переселенных в рамках реализации Программы; Канашского района в части переселения двух семей из аварийного жилого фонда.
9. Возражения или замечания руководителей или иных уполномоченных должностных лиц объектов контрольного мероприятия на результаты контрольного мероприятия: не поступали.
10. Предложения:
- Направить отчет о результатах контрольного мероприятия и представление об устранении нарушений в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики.
- Представления Контрольно-счетной палаты, направленные в адрес Минстроя Чувашии и администраций муниципальных образований (г. Чебоксары, г. Алатырь, г. Канаш, Канашский и Цивильский районы), снять с контроля.