Уважаемые Юрий Михайлович, Светлана Александровна!
Уважаемые участники публичных слушаний!
Заключение Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики на отчет об исполнении республиканского бюджета Чувашской Республики за 2018 год подготовлено в соответствии с требованиями федерального и регионального законодательства и в установленном порядке направлено в Государственный Совет и Кабинет Министров Чувашской Республики. Полный текст заключения размещен на сайте Контрольно-счетной палаты.
Оценивая годовые итоги исполнения республиканского бюджета, можно констатировать, что положительная динамика поступления доходов в бюджет, сложившаяся за последние годы, сохранилась и в отчетном периоде. При этом налоговые и неналоговые доходы к уровню 2017 года возросли на 11,4 %, а безвозмездные поступления на 15,6 % . Собственные доходы, традиционно, как и в 2017 году, сформировались на 96 % из налоговых платежей и 4% из неналоговых доходов.
Следует отметить, что в 2018 году, впервые за последние годы, более 77% из общей суммы безвозмездных поступлений (20637,5 млн. руб.) были предусмотрены в первоначальном Законе о бюджете, что позволило главным распорядителям бюджетных средств спланировать качественно расходы.
Расходы республиканского бюджета на 2018 год утверждены в сумме 51 174 836 млрд. руб., фактическое исполнение составило 48 млрд. 424 млн. рублей. Контрольно-счетная палата обращает внимание, что удельный вес расходов бюджета республики, произведенных в 4 квартале 2018 года, составил 39,5% от годового объема расходов, а это в свою очередь создает риски в управлении и контроле за бюджетными ресурсами.
Основную долю в расходах республиканского бюджета Чувашской Республики в 2018 году составили расходы на образование – 31,9%, социальную политику – 25,9 %, национальную экономику – 19,0%, здравоохранение – 8,5%.
Бюджет реализуется 100 процентов программно-целевым методом. Программная деятельность бюджета выражена исполнением 17-ти государственных программ, при этом кассовые расходы составили около 95 %. Государственные программы характеризуются различным уровнем их исполнения. Пять государственных программ профинансированы более чем на 99 %. Меньше всего, или ниже 75%, профинансированы 2 госпрограммы.
При этом все же следует признать, что взаимосвязь объемов бюджетного финансирования с устанавливаемыми показателями результативности отдельных мероприятий программ обеспечена еще не в полной мере.
В течение 2017-2018 годов осуществлялась реализация 24 приоритетных проектов. В 2018 году за счет всех источников финансирования на их реализацию было направлено 49,9 млрд. рублей (112,9% к утвержденным расходам на реализацию приоритетного проекта (программы) в соответствии с паспортом), в том числе 4,2 млрд. рублей средств республиканского бюджета Чувашской Республики или 8,7 % от общей суммы расходной части бюджета. Такие проекты, как «Безопасные и качественные дороги», «Создание современной образовательной среды для школьников», «Формирование комфортной городской среды», показали востребованность у населения и характеризуются эффективностью исполнения. Их реализация продолжится и в дальнейшем, только уже в рамках региональных проектов. В тоже время, в заключении отмечаем, что по состоянию на 1 января 2019 года не исполнено 19 контрольных мероприятий (точек), или 4,7% от плана, по 7 приоритетным проектам (программам), что привело к неосвоению бюджетных средств, а главное не достижение отдельных индикаторов.
Объем межбюджетных трансфертов, предоставляемых из республиканского бюджета Чувашской Республики местным бюджетам, на 2018 год утвержден в сумме 20 562,2 млн. рублей, что составляет 122,5% к 2017 году (16 790,0 млн. рублей), фактически направлено средств в сумме 18 763,7 млн. рублей, что составляет 91,2% к уточненным годовым назначениям.
Следует отметить, что неполное освоение бюджетных назначений по межбюджетным трансфертам на осуществление дорожной деятельности и образование, по мнению КСП, вызвано не надлежащим выполнением полномочий муниципальными образованиями республики.
Коротко о государственном долге. Напомню, что одной из основных целей долговой политики Чувашской Республики является обеспечение минимально возможной стоимости обслуживания прямых долговых обязательств Чувашской Республики.
Кабинет Министров Чувашии проводит взвешенную долговую политику и эффективно осуществляет управление государственным долгом Чувашской Республики. Структура государственного внутреннего долга и его обслуживание соответствуют критериям, определенным Бюджетным Кодексом РФ и нормативно-правовыми актами республики о долговой политике Чувашской Республики. Правительство достигло существенного снижения как государственного долга, так и расходов на его обслуживание.
В целом же отчет об исполнении республиканского бюджета соответствует требованиям бюджетного законодательства.
Подводя итог вышесказанному, Контрольно-счетная палата полагает, что при исполнении республиканского бюджета в текущем году будут учтены рекомендации, изложенные в нашем заключении по результатам исполнения бюджета отчетного года, в том числе в части реализации государственных программ и реализации адресной инвестиционной программы.
Благодарю за внимание.