Уважаемый Михаил Васильевич, участники заседания!
Благоустройство населенных пунктов (дворовых и общественных территорий) в республике с 2017 г. осуществляется в рамках реализации двух проектов:
«Формирование комфортной городской среды» за счет субсидий из федерального и республиканского бюджета на реализацию мероприятий по благоустройству дворовых и общественных территорий (ответственный Минстрой Чувашии);
развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах, за счет субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики (главными распорядителями средств являются Минстрой Чувашии – по городским округам, Минсельхоз Чувашии – по муниципальным районам).
Объем направленных и проверенных средств представлен на слайде.
Контрольно-счетной палатой Чувашской Республики данные направления в 2018–2019 г.г. охвачены контрольными и экспертно-аналитическими мероприятиями. Проверены 12 муниципальных районов (48 поселений), два городских округа, а также 2 главных распорядителя бюджетных средств – Минсельхоз Чувашии и Минстрой Чувашии. Сумма выявленных финансовых нарушений и неэффективного использования бюджетных средств составила 13,5 млн.руб. Следует отметить, что проверками не выявлены факты нецелевого использования средств.
В рамках реализации мероприятий муниципальными образованиями допущены организационные недостатки, которые в последующем привели к отдельным нарушениям и нерациональному использованию бюджетных средств:
- не обеспечено проведение полной инвентаризации дворовых и общественных территорий, подлежащих благоустройству (Алатырский, Комсомольский, Янтиковский районы, города Алатырь и Шумерля);
- не своевременная разработка и утверждение дизайн-проектов (проектно-сметной документации) по благоустройству территорий, привело к затягиванию сроков размещения закупок, позднему заключению контрактов и, как следствие, негативно сказалось на их качестве и сроках исполнения обязательств.
Проведенными контрольными мероприятиями выявлены следующие основные недостатки:
расходование бюджетных средств на оплату фактически не выполненного объема работ, (в том числе на оплату не подтвержденного объема работ) по благоустройству территорий на общую сумму 3,0 млн. рублей (города Шумерля и Канаш, поселения Красноармейского района, Опытное сельское поселение Цивильского района);
нарушения в части оформления в муниципальную собственность вновь созданных объектов благоустройства – на общую сумму 3,3 млн. рублей (Марииско-посадский район, город Шумерля, поселения Красночетайского, Ибресинского, Козловского, Комсомольского районов);
неэффективное расходование бюджетных средств, в том числе выразившееся в создании объектов благоустройства, которые длительное время не могли быть использованы по прямому назначению, а также уничтожение ранее выполненных работ (не синхронизация поэтапного выполнения работ) – на общую сумму 1,7 млн. рублей;
завышение администрациями городов Шумерля и Канаш начальной максимальной цены контрактов на благоустройство общественных территорий на общую сумму 2,2 млн. рублей, в том числе в связи с проведением конкурсных процедур без учета результатов государственной экспертизы сметной документации (администрация города Шумерля).
В целях единого подхода при строительстве площадок накопления твердых бытовых отходов Минстроем Чувашии в адрес администраций районов и городских округов направлены письма с рекомендациями по соблюдению требований п.2.2.3 СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест». При этом ориентировочная сметная стоимость по строительству одной площадки на два контейнера, определенная Минстроем Чувашии, составляет 29,2 тыс. рублей.
В то же время, выборочный анализ стоимости контейнерных площадок показал, что у муниципалитетов различный ценовой диапазон на установку площадок (на 2 контейнера) от 15,8 тыс. рублей (Мариинско-Посадский район) до 34,2 тыс. рублей (Алатырский район). В тоже время, выявлено, к примеру, в Козловском районе средняя стоимость одной площадки на 3 контейнера составила 25,2 тыс. рублей, предмет заключенного контракта предусматривает один вид работ, а фактически выполнены другие.
Анализ причин удорожания площадок в поселениях Шумерлинского района показал, что стоимость работ сложилась из-за применения более дорогих расценок, вместо рекомендованных Минстроем. Как следствие стоимость площадки на 4 контейнера в Шумерлинском районе составляет 70,8 тыс. рублей, по расчетам КСП с учетом рекомендаций Минстроя, - 42,0 тыс.руб. Кроме того, договорами не определен гарантийный срок. В целях исключения неэффективного использования бюджетных средств обращаем внимание муниципалитетов на выявленные факты, просим принять меры в соответствии с законодательством.
Анализ сметной документации на благоустройство дворовых и общественных территорий показал, что муниципальными заказчиками при определении начальной (максимальной) цены контракта стоимость оборудования детских и спортивных площадок включается на основании прайс-листов одного из поставщиков данного оборудования без учета анализа цен из нескольких источников, при этом диапазон цен на идентичное оборудование по прайс-листу отдельно взятого производителя выше.
Предложения по результатам контрольных мероприятий.
Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, в целях более эффективного расходования бюджетных средств, внести изменения в нормативные правовые акты, регулирующие порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на реализацию мероприятий проекта «Формирование комфортной городской среды». В частности, включить требования о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости при реализации мероприятий по благоустройству для случаев отсутствия законодательно установленной обязательности ее проведения, а так же конкретизировать порядок использования экономии, полученной по результатам конкурентных процедур.
Муниципальным образованиям (получателям межбюджетных субсидий) в целях недопущения оплаты не выполненных работ требовать у подрядчиков наличие исполнительной документации, которая должна содержать графические материалы, отражающие фактическое исполнение проектных решений (схемы и чертежи), фотосъемку, иные документы, подтверждающие факт выполнения объемов работ на объекте.
Контрольно-счетная палата Чувашской Республики продолжит контрольные мероприятия по данным направлениям.
Спасибо за внимание!