1. Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 2.19 плана работы Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики на 2019 год, распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики на проведение контрольного мероприятия от 19.09.2019 №49.
2. Предмет контрольного мероприятия: нормативные правовые и другие документы, подтверждающие выделение и использование межбюджетных трансфертов, предоставленных из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджету города Алатыря.
3. Объекты контрольного мероприятия: администрация города Алатыря, МБОУ «СОШ №2», МБОУ «СОШ №11».
4. Проверяемый период деятельности: 2018 год и истекший период 2019 года.
5. Срок проведения контрольного мероприятия: с 23 сентября по 16 октября 2019 года.
6. Краткая характеристика проверяемой сферы формирования и использования государственных или муниципальных средств и деятельности объектов контрольного мероприятия.
Город Алатырь Чувашской Республики - муниципальное образование, наделенное статусом городского округа Законом Чувашской Республики от 24.11.2004 №37 «Об установлении границ муниципальных образований Чувашской Республики и наделении их статусом городского, сельского поселения, муниципального района и городского округа» (с изменениями).
Устав города Алатыря принят решением Собрания депутатов города Алатыря от 08.11.2005 №2 (с изменениями и дополнениями).
Разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой политики, организация и осуществление контроля за исполнением бюджета городского округа, в пределах полномочий, осуществляется финансовым отделом администрации г. Алатыря в соответствии с Положением, утвержденным решением Собрания депутатов четвертого созыва от 25.11.2005 № 3 (с изменениями и дополнениями).
7. По результатам контрольного мероприятия установлено следующее:
По данным сводной бюджетной отчетности кредиторская задолженность в целом по муниципальному образованию по состоянию на 01.07.2019 образовалась в сумме 124,7 млн. рублей, в том числе просроченная - 71,2 млн. рублей. По сравнению с началом года объем кредиторской задолженности увеличился на 50,0 млн. рублей, или на 66,9 процентов.
Кредиторская задолженность по расчетам за коммунальные услуги (включая пени, госпошлину и иные выплаты по ним) по состоянию на 01.07.2019 увеличилась на 12,9 млн. руб. и составила в сумме 73,9 млн. рублей, в том числе:
- кредиторская задолженность по коммунальным услугам - 27,4 млн. рублей (в т.ч.задолженность муниципальных учреждений за тепловую энергию перед МУП «АПОК и ТС» - 22,3 млн. рублей за IV квартал 2018 г. и за январь-апрель 2019 г.), из них:
администрация г. Алатыря - 4,9 млн. рублей (рост по сравнению с началом года на 0,5 млн. рублей);
отдел архитектуры, градостроительства, транспорта, природопользования и ЖКХ - 1,1 млн. рублей (рост на 0,6 млн. рублей);
муниципальные учреждения, подведомственные отделу культуры, - 3,3 млн. рублей (рост на 1,7 млн. рублей);
муниципальные учреждения образования - 18,1 млн. рублей (рост на 10,0 млн. рублей);
- задолженность по исполнительным листам в счет взыскания долгов МУП «АПОК и ТС» в солидарном порядке за газ - 43,8 млн. рублей.
Рост кредиторской задолженности по коммунальным услугам допущен в связи с недостаточностью собственных средств местного бюджета, направлением бюджетных ассигнований из местного бюджета на погашение кредиторской задолженности по обязательствам, возникшим в солидарном порядке о взыскании долгов по исполнительным листам в пользу ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары», а также в связи с блокировкой лицевых счетов администрации г. Алатыря, открытых в отделе №1 УФК по Чувашской Республике.
В связи с предоставлением финансовой поддержки из республиканского бюджета погашены денежные обязательства администрации г. Алатыря по исполнительным листам о взыскании задолженности за газ МУП «АПОК и ТС» на сумму 57,1 млн. рублей. В результате чего, задолженность за газ перед ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» в январе-августе т.г. снизилась с 141,6 млн. рублей до 90,9 млн. рублей.
Объем кредиторской задолженности МУП «АПОК и ТС» на 01.07.2019 составил в размере 225,4 млн. рублей, в том числе: перед ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» - 96,4 млн. рублей; АО «Чувашская энергосбытовая компания» - 29,1 млн. рублей; МУП «Водоканал» -7,3 млн. рублей; администрацией г. Алатыря - 80,8 млн. рублей (право требования долга в регрессном порядке).
В свою очередь, администрация в связи с погашением задолженности в солидарном порядке не проводит своевременно работу по истребованию долга с МУП «АПОК и ТС» в порядке регресса. Так, по состоянию на 01.10.2019 из 81,7 млн. рублей погашенной администрацией г. Алатыря задолженности МУП «АПОК и ТС» перед ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» имеется решение суда на взыскание лишь 24,6 млн. рублей.
Меры по истребованию погашенной задолженности в сумме 57,1 млн. рублей (погашено 15,8 млн. рублей в декабре 2018 г. и 41,3 млн. рублей в мае т.г.) в судебном порядке на момент проверки не приняты.
Справочно: Претензия об уплате долга направлена МУП «АПОК и ТС» 19 сентября 2019 года.
Причинами образования кредиторской задолженности являются:
- неплатежи потребителей за поставленную им тепловую энергию и горячее водоснабжение, которые на 01.07.2019 составили 132,7 млн. рублей, из них муниципальные бюджетные учреждения - 27,2 млн. рублей, управляющие компании, ТСЖ, ЖСК - 80,3 млн. рублей; население - 21,4 млн. рублей. Основным должником теплоснабжающей организации является ООО «Управление ЖКХ», которое решением Арбитражного суда ЧР от 12.02.2019 признано несостоятельным (банкротом) и введена процедура конкурсного производства.
Справочно:
Конкурсным управляющим ООО «Управление ЖКХ» подано заявление 26.08.2019 в Арбитражный суд Чувашской Республики о привлечении к субсидиарной ответственности по обязательствам Общества к единственному участнику общества Теславской Т.М. и директору Савиновой С.Ю. и взыскании с указанных лиц солидарно в порядке субсидиарной ответственности на сумму 103,4 млн. рублей, в том числе требования кредитора МУП «АПОК и ТС» - 78,4 млн. рублей.
- обращение взыскания задолженности МУП «АПОК и ТС» по долгам за газ перед ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» в солидарном порядке в соответствии с условиями Договоров поставки газа №р59-5-7838 от 31.12.2013 и №р59-5-7838/333 от 31.12.2013, заключенными между ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары», МУП «АПОК и ТС» и администрацией г. Алатыря.
Согласно картотеке Арбитражного суда ЧР с 2014 по 2019 г. г. вынесены решения о взыскании задолженности на общую сумму 403,6 млн. рублей (дополнительные расходы по исполнительскому сбору составили 10,8 млн. рублей). Однако представители администрации в 2017-2018 годах не защищали интересы муниципалитета, не участвовали в судебных заседаниях, принятые решения не обжалованы. С 2019 года ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» практически на ежемесячной основе направляются в суд исковые заявления. Основанием для взыскания являются указанные договоры, пролонгированные из года в год, при этом аргументированная претензионная работа администрацией не проводилась.
В ходе контрольного мероприятия проведен анализ причин возникновения дебиторской и кредиторской задолженности по состоянию на 01.07.2019, в том числе достоверность отражения их в учете, принятые меры по их устранению в МБОУ «СОШ №7», МБОУ «СОШ № 11», МАУ «Алатырский городской Дворец культуры», АО УДО «ФСК».
По состоянию на 01.07.2019 кредиторская задолженность с учетом авансирования МБОУ «СОШ №7» увеличилась в 2,0 раза и составила 1,9 млн. рублей (в том числе просроченная - 0,8 млн. рублей), МБОУ «СОШ №11» соответственно увеличилась в 3,3 раза и составила 2,3 млн. рублей (в том числе просроченная - 0,6 млн. рублей). Кредиторская задолженность МБОУ «СОШ №7» перед МУП «АПОК и ТС» за тепловую энергию увеличилась в 1,9 раз и составила в сумме 1,5 млн. рублей, МБОУ «СОШ №11» - в 2,0 раза и составила 1,2 млн. рублей.
К примеру, проверкой в АОУДО «ФСК» установлено, что по состоянию на 01.07.2019 (по субсидии на выполнение муниципального задания) числится кредиторская задолженность в сумме 9,3 млн. рублей, которая по сравнению с началом года увеличилась на 1,5 млн. рублей, в том числе:
перед МУП «АПОК и ТС» - в сумме 1,1 млн. рублей по платежам за тепловую энергию за период с ноября 2018 г. по апрель 2019 г., 0,2 млн. рублей за обслуживание газовой котельной);
перед МУП «Водоканал» - 0,1 млн. рублей;
перед ООО «Нива и К» - 6,7 млн. рублей (за ремонтные работы и судебные расходы по исполнительным листам №А79-4505/2015 от 16.02.2015, № А79-7938/2017 от 05.03.2018).
Указанная кредиторская задолженность образовалась в связи с отсутствием необходимого объема финансирования из местного бюджета и невыполнением плана по собственным доходам.
В АОУДО «ФСК» выявлены финансовые нарушения, отразившиеся на искажении бухгалтерской отчетности, в общей сумме 16,5 млн. рублей. Так, в нарушение требований законодательства о бухгалтерском учете и порядка составления бухгалтерской отчетности не отражена долгосрочная несанкционированная кредиторская задолженность ООО «Нива и К» по состоянию на 01.01.2018 в сумме 7,5 млн. рублей; на 01.01.2019 - 7,4 млн. рублей, на 01.07.2019 - 4,3 млн. рублей, которая возникла за выполненные ремонтные работы здания и плавательного бассейна.
Также, проверкой выявлена не удовлетворительная работа со службой судебных приставов по контролю за ходом исполнительных производств о взыскании задолженности, не проводится выверка расчетов по исполнительным листам взыскателя с судебными приставами – исполнителями (далее – ССП), что привело к недостоверным данным о дебиторской и кредиторской задолженности бюджетной отчетности администрации города Алатыря по расчетам с ССП.
Так, на 15 октября т.г. на исполнении в ССП находилось 7 исполнительных производств о взыскании задолженности за газна общую сумму 85,1 млн. рублей. В то же времяпо данным УФК по ЧЧЧРувашской Р денежные обязательства по исполнительным листам, предъявленным на взыскание с администрации, составили 109,6 млн. рублей. Таким образом, объем требований, предъявленных взыскателем должнику (администрации) в УФК, превысили на 24,5 млн. рублей.
Объем денежных обязательств по требованиям судебных приставов об уплате исполнительского сбора по состоянию на 1 октября 2019 года составил в размере 7,9 млн. рублей. В бухгалтерской отчетности сумма не отражена. При этом вопрос обоснованности и правомерности предъявления судебными приставами требований о взыскании исполнительского сбора в рамках исполнительных производств о взыскании задолженности за газ МУП «АПОК и ТС» перед службой судебных приставов не изучался. Ходатайства о снижении исполнительского сбора по двум постановлениям на сумму 2,8 млн. рублей не заявлены.
В рамках исполнительного производства о взыскании дебиторской задолженности по регрессному иску с МУП «АПОК и ТС» (исполнительный лист на сумму 23,6 млн. рублей) ССП взыскано 17,6 млн. рублей, которые на лицевой счет бюджетополучателя (Администрации) не зачислены, не отражены в бюджетной отчетности, не истребованы необходимые документы из ССП о взыскании задолженности, не приняты меры по поступлению их в бюджет.
Кроме того, проверкой формирования и исполнения местного бюджета города Алатыря установлено:
1. В 2018 году по сравнению с 2017 годом собственные доходы снизились на 37,0 млн. рублей или на 19,9 процентов. Несмотря на это по объектам налогообложения, включенным в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300,0 млн. рублей, Собранием депутатов города Алатыря были приняты решения от 26.11.2018 №73/34-6 и от 28.05.2019 №31/40-6 по установлению пониженных ставок налога на имущество физических лиц в 2017 году с 2% до 1,0%, в 2018 году - с 2% до 0,75%. Объем выпадающих доходов городского бюджета от поступлений налога на имущество физических лиц в 2018 году оценивается в размере 2,7 млн. рублей, в 2019 году - 3,4 млн. рублей.
2. Недостаточная работа по администрированию неналоговых доходов в бюджет, в 2018 году поступления по ним составили в сумме 20,7 млн. рублей, или 40,6% к плановым назначениям.По сравнению с 2017 года неналоговые доходы уменьшились на 41,2 млн. рублей или в 3 раза.
В 2018 году не выполнены плановые назначения по доходам от реализации муниципального имущества на 13,4 млн. рублей, а также по доходам от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства - на 18,1 млн. рублей.
Поступление доходов от приватизации муниципального имущества за январь - август 2019 года составило 0,5 млн. рублей (1,5% к годовым плановым назначениям -31,1 млн. рублей). Из 31 объектов муниципального имущества, приватизация которого планируется в 2019 году, в отношении 5 объектов наложен запрет на совершение регистрационных действий, 12 объектов – наложен арест службой судебных приставов. Администрацией города Алатыря приняты не все меры по снятию запрета, вынесенного судебным приставом - исполнителем 16.02.2018 по исполнительному производству о взыскании задолженности в размере 39,9 млн. рублей, в связи с его исполнением. На неоднократные обращения Администрации о снятии запрета в связи с погашением задолженности решение не принято. Однако действия ССП об отказе в снятии запрета администрацией города Алатыря в судебном порядке не оспорены, что отрицательно сказывается на исполнении доходов местного бюджета.
3. Администрация города Алатыря только 31.07.2019 обратилась в суд за признанием права муниципальной собственности на 185 газовых сетей в качестве движимых объектов, в то время как указания Минюста Чувашии об обращении их в казну города были даны еще в 2018 году. В октябре т.г. с участием должностных лиц Минюста ЧР вынесено решение суда в пользу администрации по 177 объектам газовых сетей.