Контрольно-счетная палата Чувашской РеспубликиОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

16.01.2020 Выступление председателя Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики Аристовой С.И. на заседании Комиссии Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации по вопросам методологии

Уважаемый Виктор Александрович, члены комиссии!

 На территории Чувашской Республики в соответствии со статьей 8 Закона Чувашской Республики № 58 «О Контрольно-счетной палате Чувашской Республики» к полномочиям Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики отнесена финансово-экономическая экспертиза проектов законов Чувашской Республики и нормативных правовых актов органов государственной власти Чувашской Республики (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств Чувашской Республики, а также государственных программ Чувашской Республики.

Возлагаемые полномочия обусловлены требованиями статьи 157 (часть 2) Бюджетного кодекса Российской Федерации, а так же закреплены в основополагающем документе о деятельности контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации - Федерального закона № 6-ФЗ от 06.02.2011 "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (статья 9).

Общие требования и принципы проведения Контрольно-счетной палатой Чувашской Республики финансово-экономической экспертизы проектов законов и нормативных правовых актов Чувашской Республики (далее - НПА) регламентированы в Стандарте внешнего государственного финансового контроля СВГФК «Проведение финансово-экономической экспертизы проектов законов Чувашской Республики и нормативных правовых актов органов государственной власти Чувашской Республики (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств Чувашской Республики».

Кратко остановлюсь на механизме работы. Деятельность органов государственной власти Чувашской Республики в части подготовки нормативных правовых актов регламентирована Постановлением Кабинета Чувашской Республики от 17 января 2006 г. № 8 «О порядке подготовки и внесения проектов постановлений и распоряжений Кабинета Министров Чувашской Республики» (далее – Постановление № 8), частью 4 определен порядок согласования проекта НПА.  Необходимо отметить, что данный документ не распространяется на принятие и утверждение государственных программ.

Проекты НПА органов исполнительной власти Чувашской Республики направляются Кабинетом Министров Чувашской Республики или Администрацией Главы Чувашской Республики на финансово-экономическую экспертизу (либо как участнику государственной программы «Управление общественными финансами и госдолгом ЧР») в Контрольно-счетную палату Чувашской Республики с приложением листа согласования к проекту нормативного правового акта, который в последующем (после изучения специалистами), подписывается председателем Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики.

За период 2018-2019 годов в Чувашской Республике разработано и принято 4 998 правовых актов, из них около 1223 нормативные правовые акты. Контрольно-счетной палатой Чувашской Республики изучено и согласовано за данный период 106 нормативных правовых актов, замечания и предложения не направлялись. Для сведения, по результатам контрольных мероприятий за 2018-2019 год Контрольно-счетной палатой инициировано внесение изменений в 7 НПА. В тоже время, согласно регламентирующим документам об экспертно-аналитической деятельности контрольно-счетного органа, по результатам финансово-экономической экспертизы нормативных правовых акта следует оформлять заключение. Одновременно, в Постановлении № 8 отсутствуют сроки, порядок представления, комплектность документов, направляемых на проведение экспертизы.

При осуществлении полномочия по финансово-экономической экспертизе нормативных правовых актов органов государственной власти, по мнению Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики, необходимо обратить внимание на следующее:

1) отсутствие четкой конкретизации, какие нормативные правовые акты органов государственной власти должны подпадать под финансово-экономическую экспертизу; отсутствие общих законодательно закрепленных задач, функций и принципов экспертной деятельности, деятельность по экспертизе нормативных правовых актов достаточно специфична, нет четкого разграничения от смежных видов деятельности, что приводит к смешению экспертной и управленческой деятельности;

2) при реализации полномочий по экспертизе НПА фактически замедляется процесс принятия документов, невысокая эффективность или отсутствие предложений со стороны контрольно-счетного органа в связи с недостаточностью данных и имеющихся ресурсов, в отличии о контрольной деятельности;

3) соблюдение требований регламентов (стандартов) КСП в части оформления заключения на проект НПА, сроки и синхронизации системы поступления и рассмотрения проектов нормативно-правовых актов в контрольно-счетный орган;

4) дублирование полномочий: контрольно-счетные органы проводят экспертизу проектов законов о бюджете, а также законов в части, касающейся новых расходных обязательств Чувашской Республики, регулирующих бюджетные и налоговые правоотношения.  Государственные программы утверждаются также нормативно-правовым актом органа исполнительной власти только при наличии финансово-экономической экспертизы контрольно-счетного органа. Вышеперечисленные документы, как правило, направлены на реализацию стратегических планов и задач, а НПА - на уточнение механизмов реализации законов.

Кроме того, функции по осуществлению экспертизы финансово-экономических обоснований к проектам законов Чувашской Республики, предусматривающих введение новых расходных обязательств Чувашской Республики или увеличение действующих расходных обязательств Чувашской Республики, а также введение или отмену налогов, освобождение от их уплаты, изменение финансовых обязательств Чувашской Республики, и к другим проектам законов Чувашской Республики, предусматривающих расходы, покрываемых за счет республиканского бюджета Чувашской Республики  возложены на Минфин Чувашии (согласно Положения о Министерстве финансов Чувашской Республики).

Таким образом, полномочия по финансово-экономической экспертизе правовых актов дублируются с функциями органа государственного внутреннего финансового контроля.

В соответствие со Стратегией развития Счетной палаты Российской Федерации стратегической целью «является расширение возможностей достижения национальных целей за счет совершенствования системы государственного аудита в РФ», все контрольно-счетные органы нацелены  на переход к комплексному государственному аудиту.

Кроме того, итоги оценки (анализа) деятельности контрольно - счетных органов субъектов РФ в 2018 году показали, что региональные палаты (КСО) по-разному интерпретируют понятие «нормативно-правового акта в части, касающегося расходных обязательств субъекта Российской Федерации». Как следствие, в том числе на примере Контрольной счетной палаты Чувашской Республики, контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации по-разному реализуется данное полномочие. На основании вышесказанного предлагаем:

- провести анализ и обобщение практики осуществления контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации бюджетных полномочий по финансово-экономической экспертизе нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств субъекта Российской Федерации реализации контрольно-счетными органами полномочия.  В последующем, выйти с инициативой в Счетную палату Российской Федерации о рассмотрении вопроса целесообразности (нецелесообразности) изложения статьи 9 Федерального закона № 6-ФЗ от 06.02.2011  в новой редакции.

Яндекс.Метрика

 

Система управления контентом
428004, г. Чебоксары, Президентский бульвар, 10
Телефон: (8352) 62-13-83
Факс: (8352) 62-40-57
E-Mail: kcp@cap.ru
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика