Информация о результатах контрольного мероприятия
«Аудит в сфере закупок подведомственных учреждений Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики»
1. Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 2.18 плана работы Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики на 2019 год и распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики на проведение контрольного мероприятия от 06.09.2019 № 47.
2. Предмет контрольного мероприятия: нормативные правовые акты и другие документы, подтверждающие использование бюджетных средств в рамках проведения закупок подведомственными учреждениями Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики.
3. Объекты контрольного мероприятия:
Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики (далее - Министерство);
БУ ЧР «Шомиковский психоневрологический интернат» Минтруда Чувашии;
БУ ЧР «Калининский психоневрологический интернат» Минтруда Чувашии;
БУ ЧР «Ибресинский психоневрологический интернат» Минтруда Чувашии;
БУ ЧР «Карабай Шемуршинский психоневрологический интернат» Минтруда Чувашии;
БУ ЧР «Тарханский психоневрологический интернат» Минтруда Чувашии;
БУ ЧР «Атратский психоневрологический интернат» Минтруда Чувашии.
4. Проверяемый период деятельности: 2018 год и истекший период 2019 года.
5. Срок проведения контрольного мероприятия: с 09 сентября по 25 октября 2019 года.
6. Краткая информация проверяемой сферы формирования и использования государственных средств и деятельности объектов контрольного мероприятия:
Психоневрологические интернаты являются некоммерческими организациями, созданными для выполнения работ, оказания услуг, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) в сфере социальной защиты населения. Основная цель их создания - создание гражданам, которые признаны нуждающимися в социальном обслуживании, социальных услуг.
В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.04.2014 № 258н «Об утверждении примерной номенклатуры организаций социального обслуживания» психоневрологические интернаты относятся к организациям, осуществляющим стационарное социальное обслуживание.
Для достижения поставленной цели психоневрологические интернаты оказывают гарантированные государством социальные услуги в соответствии с федеральным и республиканским законодательством, в том числе деятельность больничных учреждений широкого профиля и специализированных и предоставление социальных услуг с обеспечением проживания.
Психоневрологические интернаты вправе осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано и соответствующей этим целям, при условии, что такая деятельность указана в их Уставах.
Медицинская деятельность осуществляется на основании лицензий на осуществление медицинской деятельности, выданных Министерством здравоохранения Чувашской Республики.
Таб. 1
Наименование
|
Количество койко-мест
|
Шомиковский ПНИ
|
120
|
Калининский ПНИ
|
300
|
Ибресинский ПНИ
|
406
|
Карабай Шемуршинский ПНИ
|
178
|
Тарханский ПНИ
|
245
|
Атратский ПНИ
|
402
|
В ходе контрольного мероприятия Контрольно-счетной палатой Чувашской Республики проведен аудит в сфере закупок подведомственных учреждений Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики (вышеуказанные психоневрологические интернаты) в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) и анализ закупок, осуществленных за счет средств, полученных при осуществлении иной приносящей доход деятельности, – в соответствии Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ).
Организация закупок
В целях осуществления закупок в соответствии со статьей 38 Закона от № 44-ФЗ приказами руководителей психоневрологических интернатов назначены контрактные управляющие.
Для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в соответствии со статьей 39 Закона № 44-ФЗ, психоневрологическими интернатами созданы комиссии по осуществлению закупок.
В несоблюдение статьи 39 Закона № 44-ФЗ в Атратском ПНИ обучение в области закупок товаров, работ, услуг повышение закупок прошли только 42,9% членов Единой комиссии (3 из семи членов).
В несоблюдение части 2 статьи 39 Закона 44-ФЗ Шомиковским ПНИ не утвержден Порядок работы Единой комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Планирование закупок
Планы закупок на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов и на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов утверждены психоневрологическими интернатами в течение десяти рабочих дней после утверждения ими планов финансово-хозяйственной деятельности и размещены на официальном сайте в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) в соответствии со статьей 17 Закона № 44-ФЗ (действовала до 01.10.2019).
Обоснование закупки
В соответствии со статьей 18 Закона № 44-ФЗ психоневрологическими интернатами в плане закупок и плане-графике закупок осуществлено обоснование закупок. Выборочной проверкой установлено, что объекты планируемых закупок соответствуют целям осуществления закупки, установленным в статье
13 Закона № 44-ФЗ.
Заключение контактов (договоров)
Выборочной проверкой заключения контрактов с победителями электронных аукционов и запросов котировок нарушений не установлено.
Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)
Проверкой законности выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) при закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) нарушений не выявлены. Договора заключены на основании статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
Осуществление закупок в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
В целях своевременного и полного обеспечения потребностей психоневрологических интернатов в товарах, работах, услугах ими за счет средств от иной приносящей доход деятельности во всех психоневрологических интернатах разработаны Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд психоневрологических интернатов (далее - Положения о закупках).
В 2018 году психоневрологическими интернатами Положения о закупках утверждены в новой редакции на основании Типового правового акта, регламентирующего правила закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также об определении перечня бюджетных, автономных учреждений Чувашской Республики и государственных унитарных предприятий Чувашской Республики, для которых применение такого типового правового акта является обязательными при утверждении ими правового акта, регламентирующего правила закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, или внесении в него изменений, утвержденного приказом Минэкономразвития Чувашии от 26.09.2018 № 217 (далее - Типового правового акта, регламентирующего правила закупки).
Положения о закупках утверждены Учредителями (министром здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, заместителем министра труда и социального развития Чувашской Республики).
Согласно Положений о закупках (с изменениями) закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в 2018 году может осуществляться на сумму, не превышающую 1 000,0 тыс. рублей, и в 2019 году на сумму, не превышающую 2 000,0 тыс. рублей.
Приказами психоневрологических интернатов созданы единые комиссии по проведению закупок. В соответствии с требованиями Положений о закупках в состав единых комиссий по проведению закупок входят не менее 5 человек.
Психоневрологическими интернатами планы закупок на 2018 и 2019 годы размещены на официальном сайте в ЕИС.
Анализ закупок, осуществленных на основании Закона № 223-ФЗ показал, что психоневрологические интернаты подходят к формированию начальной максимальной цены договора не единообразно и, зачастую, ограничиваются получением информации о ценах на товары у постоянных поставщиков, с которыми заключают договора из года в год (как по результатам запросов котировок, так и «прямых» договоров как с единственными поставщиками). При этом имеются случаи, когда цена формируется на основании предложений взаимозависимых (аффилированных) участников
Кроме того, изучение котировочных заявок двух индивидуальных предпринимателей, в случае участия в одном запросе котировок, показал, что котировочные заявки идентичны друг другу, что указывает на признаки информационных контрактов и совместных и намеренных действий по разделу объектов закупок, установлен факт подписания контракта одного ИП за другого. Т.е. поставщики сами устанавливают цену, которая не является экономически эффективной, что подтверждается наличием снижения по результатам конкурентных процедур. Позиция заказчиков не заинтересованных в формировании обоснованной начальной максимальной цены договора не способствует основному принципу Закона № 223-ФЗ – экономически эффективному расходованию денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг. Кроме того, порядок формирования начальной максимальной цены договора не установлен в Положениях о закупках.
Выводы:
1. Общая бюджетная эффективность по закупкам, проведенным конкурентными способами в рамках Закона № 44-ФЗ, по итогам 2018 года составила 6 617,9 тыс. рублей или 21,8%. По итогам 9 месяцев 2019 года бюджетная эффективность по закупкам, проведенным конкурентными способами, составила 2 824,8 тыс. рублей или 20,7%.
В ходе аудита закупок установлены отдельные недостатки и нарушения.
1.1. В несоблюдение требований статьи 22 Федерального закона № 44-ФЗ и пунктов 3.7.1, 3.7.2, 3.7.3 Методических рекомендаций психоневрологическими интернатами, при формировании начальная максимальная цена контакта (далее – НМЦК) на общую сумму 2 621,6 тыс. рублей (8 контрактов), не направлены запросы о предоставлении ценовой информации не менее пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), обладающим опытом поставок соответствующих товаров, работ, услуг, информация о которых имеется в свободном доступе, а также по осуществлению поиска ценовой информации в реестре исполненных контрактов.
Таким образом, не обеспечен объективный и достоверный анализ рыночных цен на закупаемые товары, работы, услуг.
В техническом задании аукционной документацией по приобретению автомобиля для перевозки людей с ограниченными возможностями одной из характеристик является «Пассажировместимость» - до 6+2 инв. При этом в двух коммерческих предложениях, послуживших основанием для формирования НМЦК, характеристики автомобиля не соответствуют характеристике технической части аукционной документацией.
1.2. В нарушение части 2 статьи 93 Закона № 44-ФЗ не позднее 5 дней до даты заключения договора не размещено извещение о проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по 5 договорам.
1.3. Установлен 1 факт указания при описании объекта закупки, в нарушение части 1 пункта 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ, в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, без сопровождения такого указания словами «или эквивалент», при этом в нарушение пункта 2 статьи 33 Закона № 44-ФЗ указаны конкретные значения технических характеристик компьютера и МФУ, что является нарушением пункта 2 статьи 8 Закона № 44-ФЗ, противоречит требованиям установленным пунктом 1 части 1, частью 2 и частью 3 статьи 33, пунктом 2 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 73 Закона № 44-ФЗ, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок. Что указывает на признаки нарушения требований части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
1.4. Планы-графики формировались в несоблюдение Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2015 № 553.
1.5. Не соблюдаются Правил обоснования закупок, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2015 № 555.
1.6. В нарушение пункта 3 статьи 103 Закона № 44-ФЗ, пунктов к) и н) пункта 2, пункта 12 Порядка ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1084,в течение трех (после 01.07.2018 пяти) рабочих дней со дня приемки (оплаты) не размещается информация об исполнении договоров, в том числе информация об оплате и документы о приемке выполненной работы.
2. Общее количество закупок, проведенным в рамках Закона № 223-ФЗ конкурентными способами по итогам 2018 года 187 закупок на сумму 73 420,6 тыс. рублей. По итогам 9 месяцев 2019 года 137 закупок на сумму 59 698,4 тыс. рублей.Общая экономия по результатам проведенных конкурентных процедур в рамках Закона № 223-ФЗ по итогам 2018 года составила 16 077,3 тыс. рублей или 18,0%, по итогам 9 месяцев 2019 года - 14 447,9 тыс. рублей или 19,7%.
В ходе анализа закупок, осуществленных в соответствии с Законом № 223-ФЗ, установлены отдельные нарушения (недостатки).
2.1. В несоблюдение требований Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 № 908, план закупок на 2018 год размещен с нарушением срока.
2.2. В несоблюдение требований Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2012 № 932, не указаны минимально необходимые требования, предъявляемые к закупаемым товарам.
2.3. Выборочной проверкой установлено, что в планы закупок не включены закупки у единственного поставщика на сумму свыше 100,0 тыс. рублей (24 факта).
2.4. В нарушение части 6.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ в описании предмета закупки указаны функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, предмета закупки со ссылками на ГОСТы, утратившие силу.
2.5. Установлены факты завышения НМЦ договоров.
2.6. Закупочными комиссиями психоневрологических интернатов в нарушение Положения о закупках, документации о запросе котировок неправомерно допущена котировочная заявка и определены победителей по 17 запросам котировок на общую сумму 6 159,7 тыс. рублей.
2.7. В нарушение статьей 4.1 Закона № 223-ФЗ договора размещены в ЕИС с нарушением сроков - 16 фактов, не размещены сведения об изменении договора 2 -факта, о заключении договоров - 2 факта.
2.8. Выборочной проверкой ведения реестров договоров установлено, что в нарушение части 2 статьи 4.1 Закона № 223-ФЗ не размещаются в ЕИС в реестре договоров информация и документы о заключении договоров, стоимость которых превышает сто тысяч рублей.
2.9. В нарушение части 19 статьи 4 Закона № 223-ФЗ до 10 числа месяца следующего за отчетным в ЕИС не размещаются сведения.
2.10 Поставка гражданином по закупочным актам картофеля в значительных объемах и с определенной периодичностью, а также иной продукции указывает на признаки наличия дополнительных доходов данного гражданина, зарегистрированным как КФХ, от предпринимательской деятельности, при этом без оформления договорных отношений между КФХ и ПНИ.
2.11. Аудит закупок продуктов питания показал, что у психоневрологических интернатов при формировании НМЦК отсутствует объективный подход и достоверный анализ рыночных цен на закупаемые продукты питания, что в свою очередь влияет на расчет начальной максимальной цены договоров.
Анализ уровня цен по отдельным закупкам продуктам питания показал, что цены по договорам (контрактам) других бюджетных учреждений Чувашской Республики сложились ниже, чем по поставкам в психоневрологические интернаты. Из вышеуказанного следует, что психоневрологические интернаты при формировании НМЦ договоров некачественно (формально) изучали рынок, зачастую ограничиваясь получением коммерческих предложений от поставщиков аффилированных друг другу или одних и тех же поставщиков, цены за единицу товара, которых значительно превышали цену в котировочной заявке.
Формальный подход к формированию НМЦ договоров привел к тому, что психоневрологическими интернатами произведены дополнительные траты в общей сумме 3 049,8 тыс. рублей, в том числе за мясо цыплят-бройлеров - 215,2 тыс. рублей, за мясо говядины 1 категории - 2 158,8 тыс. рублей, за рыбу - 42,2 тыс. рублей, за молоко 300,9 тыс. рублей и за фрукты – 332,7 тыс. рублей.
В 2018 году и 9 месяцев 2019 года колебание стоимости одного и того же продукта составлял мясо цыплят-бройлеров составило до 51,0 рублей за кг, или более чем в 1,6 раза; мяса говядины 1 категории (полутушка) - до 75,0 рублей за кг, или более чем в 1,4 раза; рыбная продукция (сельдь соленая) - до 57,0 рублей за килограмм, или более чем в 1,7 раза; молоко (жирностью 3,2%) - до 21,2 рублей за литр, или более чем в 1,9 раза; бананы - до 35,0 рублей за килограмм, или более чем в 1,7 раза; яблоки - до 41,0 рублей за килограмм, или более чем в 2,1 раза; груши - до 65,0 рублей за килограмм, или в 2,0 раза.
2.12. В ходе аудита закупок были изучены Положения о закупках психоневрологических интернатов. Анализ показал, что в Положениях о закупках психоневрологических интернатов не установлен (не регламентирован) порядок формирования начальной максимальной цены договоров. По мнению Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики, отсутствие порядка формирования начальной максимальной цены договоров привело к рискам завышения НМЦ договоров, что привело к заключению договоров с одними и теми же поставщиками на поставку одноименных продуктов питания по ценам, значительно отличающимся друг от друга.