Контрольно-счетная палата Чувашской РеспубликиОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

История создания Контрольно-счетной палаты

 

 

В современной России управление социально-экономическим развитием общества требует необходимость организации эффективной и всеобъемлющей системы государственного финансового контроля. Эта задача в высшей степени актуальна, поскольку успешное движение по пути прогресса любого государства не возможно без наведения должного порядка во всех жизненно важных сферах и, прежде всего, в финансово-экономической.

Принятый 15 апреля 1993 года Закон Российской Федерации «Об основах бюджетных прав и прав по финансированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москва и Санкт-Петербург» определил конкретные права органов представительной и исполнительной власти на получение доходов в соответствующих бюджетах и на расходование этих средств.

В свою очередь, вступивший в действие с 1 января 2000 года Бюджетный кодекс Российской Федерации установил вертикальное распределение компетенции между уровнями власти, закрепил трехуровневую структуру бюджетной системы Российской Федерации и основные принципы ее построения и функционирования.

Для проведения внешнего государственного финансового контроля на федеральном уровне согласно Конституции Российской Федерации 1993 года и Федеральному Закону «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 года была образована Счетная палата Российской Федерации. Однако, внешний контроль за использованием финансовых ресурсов субъектов Российской Федерации, в том числе средств, переданных органам местного самоуправления, остался вне сферы ее компетенции.

Осознавая важность и актуальность решения этой проблемы представительные органы власти субъектов Российской Федерации, начиная с 1995 года, начали создавать собственные контрольно-счетные органы. Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации сложилась определенная система органов внешнего государственного финансового контроля субъектов Федерации, составной частью которой является и Контрольно-счетная палата Чувашской Республики.

Законодательный орган Чувашской Республики в числе первых среди субъектов Российской Федерации публично заявил о необходимости создания органа внешнего государственного контроля на уровне региона. Еще до принятия Федерального Закона «О Счетной палате Российской Федерации» Государственный Совет Чувашской Республики 16 декабря 1994 года принял Постановление «О Контрольно-счетной палате Государственного Совета Чувашской Республики». В этом документе подчеркивается, что для осуществления контроля за исполнением республиканского бюджета целесообразно создать Контрольно-счетную палату Государственного Совета Чувашской Республики.

Правовой основой для образования контрольно-счетного органа в Чувашской Республике послужил Закон Чувашской Республики «О Контрольно-счетной палате Чувашской Республики», принятый еще 28 апреля 1995 года. Закон определил Контрольно-счетную палату Чувашской Республики как постоянно действующий орган государственного финансового контроля. В рамках задач, предусмотренных законодательством, ей предоставлялось организационная и функциональная независимость.

Однако сам контрольно-счетный орган республики образовался не сразу же после принятия закона. Лишь спустя два года, 19 марта 1997 года Государственный Совет Чувашской Республики принял постановление «Об образовании Контрольно-счетной группы Государственного Совета Чувашской Республики». Ее правовой статус определялся Временным положением о Контрольно-счетной группе Государственного Совета Чувашской Республики.

Согласно Временному положению Контрольно-счетная группа образована в целях контроля за исполнением республиканского бюджета Чувашской Республики, использованием средств внебюджетных и валютных фондов, законностью и своевременностью движения средств республиканского бюджета и средств республиканских внебюджетных и валютных фондов в Национальном банке Чувашской Республики, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Чувашской Республики. Она состояла из руководителя группы и двух аудиторов и входила в состав Государственного Совета Чувашской Республики в качестве его структурного подразделения.

Правовой статус контрольно-счетного органа Чувашской Республики был установлен постановлением Государственного Совета Чувашской Республики от 25 апреля 1997 года преобразовав Контрольно-счетную группу Государственного Совета Чувашской Республики в Контрольно-счетную палату Чувашской Республики с осуществлением своей деятельности в объеме компетенции, определенной Законом Чувашской Республики «О Контрольно-счетной палате Чувашской Республики». Этим же постановлением Государственного Совета председателем Контрольно-счетной палаты был назначен Андреев Виталий Михайлович.

В последующем, 9 июня 2001 года, принимается новый Закон Чувашской Республики «О Контрольно-счетной палате Государственного Совета Чувашской Республики», согласно которому Контрольно-счетная палата Государственного Совета Чувашской Республики являлась органом государственного финансового контроля и подотчетна Государственному Совету Чувашской Республики. Председателем Палаты работала Константинова Тамара Ивановна.

Бюджетный кодекс Российской Федерации установил виды государственного  (муниципального) финансового контроля, в том числе внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений являющийся контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; полномочия органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внешнего государственного (муниципального) финансового контроля.

Исходя из действующего бюджетного законодательства с учетом современных тенденций в развитии внешнего государственного финансового контроля постановлением Государственного Совета Чувашской Республики от  9 ноября 2006 года принят Закон Чувашской Республики «О Контрольно-счетной палате Государственного Совета Чувашской Республики», в соответствии с которым  Контрольно-счетной палате предоставлено право юридического лица. На должность председателя Палаты назначен Лаврентьев Юрий Лаврентьевич.

Закон, определил выполнение следующих основных задач Контрольно-счетной палаты:

-организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей республиканского бюджета Чувашской Республики и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Чувашской Республики по объемам, структуре и целевому назначению;

- организация и осуществление контроля за соблюдением установленного порядка распоряжения государственной собственностью Чувашской Республики;

- определение эффективности, законности и целесообразности расходов государственных средств в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

- осуществление финансового контроля за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств республиканского бюджета Чувашской Республики, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств;

- проведение комплексных проверок составления и исполнения бюджетов муниципальных районов и городских округов - получателей межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета Чувашской Республики;

- оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов республиканского бюджета Чувашской Республики и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Чувашской Республики;

- финансовая экспертиза проектов законов Чувашской Республики, а также нормативных правовых актов Чувашской Республики, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, или влияющих на финансирование и исполнение республиканского бюджета Чувашской Республики и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Чувашской Республики, вносимых на рассмотрение Государственного Совета Чувашской Республики;

- анализ выявленных отклонений от установленных показателей республиканского бюджета Чувашской Республики и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Чувашской Республики и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

- контроль за своевременностью и законностью движения средств республиканского бюджета Чувашской Республики и средств территориальных государственных внебюджетных фондов Чувашской Республики в уполномоченных банках, коммерческих банках и иных финансово-кредитных учреждениях Чувашской Республики;

- контроль за использованием выделяемых Чувашской Республике финансовых средств и средств государственных внебюджетных фондов в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

- регулярное представление Государственному Совету Чувашской Республики информации о ходе исполнения республиканского бюджета Чувашской Республики и результатах проводимых контрольных мероприятий.

В процессе реализации задач, определенных Законом, Контрольно-счетная палата осуществляла экспертно-аналитическую, контрольную, информационную и иную деятельность, обеспечивает единую систему контроля за исполнением республиканского бюджета Чувашской Республики, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Чувашской Республики и целевых бюджетных фондов, что предусматривает:

- проведение текущего контроля за исполнением республиканского бюджета Чувашской Республики;

- проведение комплексных и тематических проверок по отдельным разделам, подразделам и статьям республиканского бюджета Чувашской Республики, территориальных государственных внебюджетных фондов Чувашской Республики;

- экспертизу проектов республиканского бюджета Чувашской Республики, республиканских целевых программ, предусмотренных к финансированию из республиканского бюджета Чувашской Республики, проектов законов и иных нормативных правовых актов Чувашской Республики, затрагивающих финансовые ресурсы Чувашской Республики;

- проведение внешней проверки отчетов об исполнении республиканского бюджета Чувашской Республики и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Чувашской Республики, представленных в форме проектов законов;

- анализ нарушений и отклонений в бюджетном процессе, подготовку и внесение в Государственный Совет Чувашской Республики предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного законодательства в целом;

- подготовку и представление заключений Государственному Совету Чувашской Республики об исполнении республиканского бюджета Чувашской Республики и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Чувашской Республики в отчетном году;

- подготовку и представление заключений и ответов на запросы по вопросам, относящимся к компетенции Контрольно-счетной палаты.

На очередной 41 сессии Государственного Совета Чувашской Республики 2 сентября 2011 года принят Закон Чувашской Республики «О Контрольно-счетной палате Чувашской Республики», который вступил в действие с 1 октября 2011 года. Основой для разработки Закона явился принятый Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

 

 Законом установлены следующие полномочия Палаты:

- контроль за исполнением республиканского бюджета Чувашской Республики, бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики;

- экспертиза проектов законов Чувашской Республики о республиканском бюджете Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период, проектов законов Чувашской Республики о бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период;

- внешняя проверка годового отчета об исполнении республиканского бюджета Чувашской Республики и годового отчета об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики;

- организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики, средств бюджета Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

- контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности Чувашской Республики, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими Чувашской Республике;

- оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, а также оценка законности предоставления государственных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики и имущества, находящегося в государственной собственности Чувашской Республики;

- финансово-экономическая экспертиза проектов законов Чувашской Республики и нормативных правовых актов органов государственной власти Чувашской Республики (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств Чувашской Республики, а также государственных программ Чувашской Республики;

- анализ бюджетного процесса в Чувашской Республике и подготовка предложений, направленных на его совершенствование;

- контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории Чувашской Республики, а также проверка местных бюджетов в случаях, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации;

- подготовка информации о ходе исполнения республиканского бюджета Чувашской Республики, бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и предоставление такой информации в Государственный Совет Чувашской Республики и Главе Чувашской Республики;

- участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции;

- иные полномочия в сфере внешнего государственного финансового контроля, установленные федеральными законами, Конституцией Чувашской Республики и законами Чувашской Республики.

Внешний государственный финансовый контроль осуществляется Палатой:

- в отношении органов государственной власти Чувашской Республики и государственных органов Чувашской Республики, органов управления Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики, государственных учреждений Чувашской Республики и государственных унитарных предприятий Чувашской Республики, органов местного самоуправления и муниципальных органов, муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий, а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в государственной собственности Чувашской Республики;

- в отношении иных организаций путем осуществления проверки соблюдения условий получения ими субсидий, кредитов, гарантий за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики в порядке контроля за деятельностью главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств республиканского бюджета Чувашской Республики, предоставивших указанные средства, в случаях, если возможность проверок указанных организаций установлена в договорах о предоставлении субсидий, кредитов, гарантий за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.

Постановлением Государственного Совета Чувашской Республики на должность председателя Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики назначена Минина Татьяна Дмитриевна.

Начиная с 2013 года, принятый Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» возложил на органы внешнего государственного финансового контроля осуществление аудита в сфере закупок - анализ и оценка результатов закупок, достижения целей закупок. В связи с этим, Палата, как орган аудита в сфере закупок осуществляет экспертно-аналитическую, информационную и иную деятельность посредством проверки, анализа и оценки информации о законности, целесообразности, об обоснованности, о своевременности, об эффективности и о результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам.

В 2013 году создан Совет контрольно-счетных органов Чувашской Республики. Во всех 26 муниципальных образованиях Чувашской Республики созданы и действуют контрольно-счетные органы, являющиеся членами Совета. Контрольно-счетным органам муниципальных образований оказывается организационная, правовая, методическая, информационная помощь.

При осуществлении деятельности Палата на основе соглашений о сотрудничестве  взаимодействует со Счетной палатой Российской Федерации, Прокуратурой Чувашской Республики, Министерством внутренних дел по Чувашской Республике, Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Чувашской Республике, Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой, Управлением федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике,  Министерством финансов Чувашской Республики, Управлением Федерального казначейства по Чувашской Республике.

Палата являясь участником Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации (существовала до марта 2014 года), принимая активное участие в проводимых АКСОР конференциях и семинарах.    

В марте 2014 года создан Совет контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации. Палата, являясь членом Совета, принимала участие в разработке проектов стандартов внешнего государственного финансового контроля, классификатора нарушений, выявляемых в ходе осуществления государственного аудита (контроля).

Постановлением Государственного Совета Чувашской Республики от 22.11.2016 №104 на должность председателя Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики назначена Аристова Светлана Ивановна

На сегодняшний день Палата состоит из председателя, заместителя, трех аудиторов и работников аппарата. За заместителем председателя и аудиторами закреплены конкретные направления деятельности Контрольно-счетной палаты.

 

 

Яндекс.Метрика

 

Система управления контентом
428004, г. Чебоксары, Президентский бульвар, 10
Телефон: (8352) 62-13-83
Факс: (8352) 62-40-57
E-Mail: kcp@cap.ru
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика